Что делать когда творческий кризис. Что такое творческий кризис и его причины

05.02.2019

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Творческий кризис посещает каждого человека, чем бы они ни занимался. Нет ничего сложнее для мозга, чем придумать, что подарить другому человеку на юбилей. Иногда нас одолевают невыносимые муки при мысли о том, что же приготовить на ужин. Подобные проблемы случаются и в творческих профессиях и личной жизни. Посмотрим, что приготовили нам люди, жизнь которых подталкивает к тому, чтобы здесь и сейчас выдать гору идей, иначе проект будет провален, а карьера - под угрозой.

Редко когда у книги нет автора. Книга «Опять творческий кризис? 90 способов как выйти из него» из этой категории. К ней известные и не очень представители творческих профессий делятся своими советами о том, как завести мозг и заставить его выдавать массу идей. Советы разные, профессии тоже, так что каждый может найти несколько необычных способов, а потом, возможно, вдохновиться и придумать свои собственные (даже придумывание своего способа выхода из творческого кризиса уничтожает последнее). Советы могут даже противоречить друг другу, но на это оно и искусство. Кроме того, некоторые люди метафорически описывают свое видение творческого кризиса, что тоже крайне интересно.

Найдите себе гения

Что прекрасно в гениях, как правило они встречаются в группах. Если вы найдете одного гения, это приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями, особенно с непризнанными - они доступнее и ждут ваших предложений.

Продолжайте пробовать, рисовать и биться головой о стол

Совет от иллюстратора. Очень часто все способы выхода из кризиса являются лишь способами . Поэтому просто рисуйте, рисуйте что угодно, даже если сильно отклоняетесь от темы. Хотите стать художником, рисуйте и еще раз рисуйте, другого способа нет. Вы являетесь художником только когда рисуете.

Совершайте множество ошибок

Проблема творческого кризиса - в боязни ошибиться. Это подключает прокрастинацию, отлынивание, подгоняемое страхом. Ошибки прекрасны. Любая ошибка движет вас к и это новое мышление изменит все. Относитесь к ошибкам, как поводу стать лучше.

К концу велопрогулки все как-то налаживается

Я долго принимаю ванную, вода смывает все плохие мысли. Потом делаю уборку, ведь как можно размышлять, пока вокруг бардак. Если это не помогает, я сажусь на велосипед и стараюсь не думать о проекте. В конце все как-то само налаживается.

Поселитесь в дорогом отеле

Заранее оплатите все три дня, которые вы проведете тут. Возьмите с собой все самое необходимое. А теперь просто напишите десять тысяч слов. Если вам кажется, что у вас творческий кризис, подумайте о сумасшедших деньгах, которые вы выложили за проживание в номере.

Возьмите любую книгу. Какую угодно - это может быть научная фантастика, инструкция по сборке мебели IKEA, религиозный текст. Откройте случайную страницу и случайное предложение. Мне попалось предложение: «Боли не было, но эта сила была разрушительной». Прекрасно. Подумайте, какие чувства вызывает эта фраза в контексте текста, который вы или проблему, которую решаете. Или: «На следующее утро я отправился в Британский музей в Лондоне, чтобы увидеть сокровище». Идеально. Приходят мысли о вампирах, проклятых драгоценностях, Индиане Джонсе, святом Граале. Почему нет? Смешивайте тексты разных авторов, пытайтесь зацепиться за любую фразу. Не понравилась фраза? Не беда, возьмите другую, вас никто не заставляет зацикливаться на чем-либо.

Проговаривайте все

Паника. Вас переполняет чувство тревоги, вы начинаете метаться как обезглавленная курица. Я завариваю чай или кофе - необходимо освежиться. Выйдите прогуляться, говорите с людьми о вашей проблеме или сами с собой.

Меняйте чипсы

Это испанский эквивалент, означающий перезагрузку сознания, изменение вашего мышления, взгляд со стороны. Измените что-либо в вашей жизни, что угодно. Пишите не за столом, а в кафе, меняйте еду, ходите в такие места, в которые никогда бы не пошли.

Творческий кризис - это рост

Старайтесь всегда оставаться оптимистом, засыпайте и просыпайтесь с одной-единственной мыслью: «У меня не закончились идеи, я просто стараюсь придумать что-нибудь получше». Все же очень просто - если вы будете твердить себе, что ничего не получится, ничего и не получится.

Не бывает двух одинаковых творческих кризисов

Не нужно создавать правил борьбы. Кризисов бывает очень много и все они разные, как снежинки. Генерируйте плохие и посредственные идеи, так вы сумеет натолкнуться на что-нибудь стоящее. Используйте все способы, которые знаете. Один и тот же способ способен так же приесться и временно перестать работать.

Почему бы не выпить кофе прямо перед сном?

Лучшие идеи приходят во время попытки уснуть. Положите рядом с собой блокнот и ручку, а также создайте возможность включить свет, даже не вставая с кровати.

Сделайте что-нибудь

Приговьте выпечку, уберитесь в квартире, помойте посуду, нарисуйте рожицу на стикере и приклейте ее на свой компьютер, наколите дров.

Творческий кризис - это нормально

Прекрасная мысль. Всякий раз, когда наступает кризис, мы начинаем посыпать голову пеплом и проскальзывает мысль: «Ну вот, это случилось. Я отупел и постарел». Выбросьте ее из головы и начните заменять ее на другую. Творческий кризис пройдет, он проходит всегда, особенно когда вы расслабляетесь и не давите на него.

Просто. Объясните. Проблему.

Творческий кризис очень часто наступает, когда мы пытаемся решить проблему, которую сами для себя не сформулировали. Разве не глупость? Начните смотреть на проблему. Удивительное мысль, которую стоит понять каждому - в любой задаче есть ответ. Не у любой, а в любой. Ответ есть в самой задаче, вот что вам нужно понять. Ему больше негде находиться. Поняв это, вы покажете своему мозгу, что решение есть в задаче, а значит ваша проблема решаема.

Книги!

Зачем пытаться выудить какой-то проблеск ответа, если можно порыться в книгах - бездумно, бессистемно и запустить в мозге цепь .

Сядьте, замолчите и отключите интернет

Давно ли вы просто размышляли в тишине? Разве не странно, как мы заменяем размышления просмотром страниц в ? Устройтесь поудобнее в кресле и просто размышляйте. Все гении так делали.

Поешьте сыра перед сном

И посмотрите, что из этого выйдет. Мало ли.

Креативность - это мышца

Ей тоже нужно отдохнуть и восстановиться. Так же как и тренировать. Чередуйте работу с просмотром фильмов, играми и книгами.

Дедлайн - лучшее средство

За многие проекты вы просто не сможете взяться, пока не включатся механизмы выживания. Обещайте другим, что сделаете проект через пару дней. Или обещайте это себе. Сделайте проект за 10 минут. Пускай на проект уйдет, по вашим оценкам, месяц, сядьте и решите, что сделаете его за 10 минут. И посмотрите, что получится.

Представьте, что вы опоссум

Это все прекрасные советы, которые поданы под ироническим соусом, а ведь именно ирония и позволяют высвободить тонны нашей креативной энергии и позволяют расслабиться. Экспериментируйте с данными советами, распечайте каждый из них на лист А4 и повесьте на стену.

А какие методы выхода из творческого кризиса знаете лично вы? Поделитесь этим в комментариях.

Ни мыслей, ни букв...

Творческий кризис – это ситуация в работе креативщика, когда он теряет вдохновение и способность заниматься творческим трудом .

Следует подчеркнуть, что такая ситуация носит временный характер и имеет место в жизни всех людей, чья деятельность связана с творчеством , необходимостью придумывать что-то новое, оригинальное.

Проблема

Говорят, чем более творческим является человек, тем выше вероятность наступления в его жизни творческих кризисов. Это вполне объяснимо – за любым подъемом всегда следует спад, а за приступом работоспособности – лень. Правда, творческий кризис нельзя назвать ленью , по крайней мере, осознанной. Мозгу просто нужна возможность расслабиться – вот от и «отключает» креативную функцию, требуя времени на восстановление.

Творческий кризис: найти бы подход к собственному компьютеру!

Такой кризис – проблема исключительно творческих людей . Ведь механическую работу можно выполнять и без азарта, и без необходимости придумывать что-то новое. Знай себе – отвечай на звонки, продавай клиентам пакетные туры, развози почту, считай зарплату , принимай заявления. У творческих людей все по-другому – в силу особенностей своего характера труда они всегда стоят перед необходимостью генерирования оригинальных идей, новых продуктов – будь то интервью с успешным бизнесменом (артистом театра) или создание иллюстраций к книге.

Черты творческого кризиса

  • Непроизвольность. Из творческого кризиса нельзя выйти простым усилием воли. Можно, конечно, заставить себя работать и когда «душа не лежит», но это вряд ли приведет к стоящему результату. То есть какой-то результат будет, но маловероятно, что он удовлетворит автора работы, шефа и клиента.
  • Неэффективность. В некоторых случаях работу выполнить все-таки удается, однако в условиях кризиса над несложной задачкой можно провозиться в десятки раз дольше, чем обычно.
  • Бессрочность. Конечно, сроки «набега» творческого кризиса существуют, только у креативщика нет никакой возможности о них узнать. Кризис может продлиться день-другой, а может затянуться на неделю-две. Есть и более невеселые варианты... Тут уж как повезет.
  • Отсутствие секретности. Узнать о том, что сотрудник в «кризисе» можно легко – прежде исполнительный и трудолюбивый работник теперь затягивает с выполнением заданий, постоянно жалуется на плохое самочувствие, отпрашивается, может даже не выйти на работу. Ну, а если все-таки сдает задание, то выполненное на совершенно не свойственном ему низком или среднем уровне.

Работать в период творческого кризиса бесполезно – лучше проветриться, выбравшись с друзьями на пикник

Способы выхода из кризиса

  • Лучший способ выйти из кризиса – переждать. Все пройдет, и это тоже. А потому рекомендуется «не насиловать» свое творческое начало, пытаясь выбить хоть что-то. Лучше действительно взять несколько отгулов или выходных , чтобы расслабиться и восстановиться.
  • Правда, вышеуказанный способ хорош, если руководство понимает особенности творческого труда. Увы, это случается далеко не везде. Многие шефы (особенно те, что сами ни грамма не творческие) убеждены, что все это ерунда, никаких кризисов не существует, есть только безответственность и банальное нежелание работать. У таких руководителей вы не дождетесь понимания, и работу все равно придется выполнять (если нет отгулов и возможности взять дни «за свой счет»). Как это можно сделать? Во-первых, заглянув в «загашник» (авось чего найдется). Правда, для этого он у вас должен быть – папка или файл, куда вы аккуратно складываете/записываете неиспользованные мысли, задумки. Во-вторых, можно использовать старые мысли, немного их изменив и подкорректировав (особенно какой-то там давности – уж никто и не вспомнит. В-третьих, можно подслушать-подсмотреть у других авторов и сделать на этой основе свое. В-четвертых, как вариант - сделать как получается, а если никому не понравится, пусть перепоручат задание другому сотруднику (в конце концов, вы предупредили, что неважно себя чувствуете, и ведь не соврали!).

Кризис, ступор, голяк – называть это состояние можно по-разному, но означает оно всегда одно и то же – отсутствие новых идей или невозможность их реализовать. иногда покидает всех творческих людей, которые от этого невероятно мучаются. Если вы не можете творить, часто это означает, что вы не можете работать, а это влечет за собой поток грустных мыслей и дискомфортных состояний. Сегодня мы поговорим о том, как выйти из творческого ступора – способов очень много, пробуйте и выбирайте те, что вам по душе. И не забывайте делиться в комментариях своими способами преодоления кризиса .

  1. Вдохновляющие работы других авторов вашей области способны творить чудеса. Читайте/смотрите/слушайте и вдохновляйтесь. Меня чтение прекрасных произведений других авторов не раз вытаскивало из кризиса.
  2. Уйдите подальше от компьютера, интернета и других источников информации. Отключите телефон и не отвлекайте себя разговорами. Останьтесь наедине с собой – природа и другие уединенные места для этого прекрасно подходят. Возможно, потребуется несколько дней, чтобы разбудить вашу , но, когда это произойдет, лучше иметь под рукой ручку и блокнот для записи идей. :-)
  3. Просмотрите свои старые идеи – как воплощенные, так и оставшиеся идеями. Очень часто вдохновение приходит из собственных творений.
  4. Пообщайтесь с людьми, у которых совсем другие интересы, нежели у вас, а еще лучше сделайте с ними совместно нечто, чего обычно не делаете.
  5. Попробуйте резко поменять режим дня. Например, встаньте в 5 утра и попробуйте сотворить что-нибудь.
  6. Разнообразьте свою деятельность и свои интересы, обогащайте себя. Вы давно хотели прочитать какую-то книгу, попробовать себя в спорте или выучить ? Чтож, сейчас самое время. Ступор – дитя застоя. Впустите новые энергии и идеи в вашу жизнь, и вдохновение не заставит себя ждать.
  7. – сделайте что-то новое, интригующее и пугающее. Эмоции от и просто открытия чего-то свежего вынесут вас на нужную волну. Сделайте что-то сумасшедшее, странное, дикое!
  8. Мозгу, как и мышцам, необходимы разнообразные нагрузки. Для выхода из творческого ступора хорошо бывает потренировать логическое мышление, почитать серьезную сложную книгу или заняться .
  9. Попробуйте перегрузиться информацией из разных источников. Для того чтобы творить, нужно потреблять. Забейте себя до отказа, переварите и начинайте создавать что-то новое!
  10. Меняйте не только рабочее время, но и свои локации. Например, работать можно не только в офисе или дома, но и в кофейне, на крыше здания, на траве в парке, на вокзале и т.д.
  11. Не стремитесь к результату. Если вам нужно выполнить проект или заказ, а вдохновение не идет, забудьте про задачу и просто поделайте то, чего вам хочется, то, что нравится. В процессе вас может настигнуть идея относительно проекта.
  12. Мне всегда помогали и помогают прогулки. Если наступает ступор, я беру плеер и иду гулять по улицам города, на время забывая о своих задачах. Слушаю музыку, смотрю на здания и прохожих, проветриваю голову. По приходу с прогулки (а иногда и во время нее) меня захлестывает поток новых идей.

А еще для выхода из творческого кризиса полезно перестать думать о кризисе и способах выхода из него. :-) Не можете творить – займитесь другими делами. Общайтесь, занимайтесь домом и собой, помогайте друзьям, делайте все, что хочется – хоть на диване целыми днями лежите, только без мыслей о работе и кризисе новых идей! Иногда творческий ступор – намек на то, что вам нужно хорошенько отдохнуть.



Похожие статьи
 
Категории