Творческий кризис что делать. Как преодолеть творческий кризис у дизайнеров? Какие факторы способствуют наступлению кризиса творчества

31.01.2019

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.

Перед тем, как преодолеть творческий кризис, задумайтесь вот над чем. Творческий кризис - вещь очень индивидуальная, поэтому выходы нужно искать только те, которые вам подходят. Вот просто идеи, которые могут на что-нибудь натолкнуть…

Штурмуйте

Мозговой штурм – лучшая тактика, которая сведет творческий кризис на нет. Берем бумагу (компьютер не подходит) и записываем-записываем…Все, что темы касается, все, что темы не касается, все, что вы думаете и не думаете на этот счет…Этим делом занимаемся четверть часа, после чего отвлекаемся на что-то другое. Минут через десять можете пересмотреть все написанное…Либо идея придет сама, либо из этого сора все сложится само.

Также можно назвать три цифры и заглянуть в словарь на страницы с этими номерами. Смотрим на каждой странице каждое четвертое слово снизу и ищем вдохновение здесь. Глупо? А мозг расслабится и позволит вам творить.

Новые впечатления

Вряд ли вы можете колесить по всему миру, меняя впечатления, но ведь можно просто гулять, рассматривать людей и искать закономерности. Новых образов творческий кризис боится просто панически! Попробуйте сходить на непривычную спортивную секцию. Еще можно попробовать каждый день добираться до работы (или даже до привычного магазина) разными дорогами.

Точно также работает смена обстановки: так вы избавитесь от зацикливания и сможете разрушить шаблоны своей работы. Попытайтесь сделать перестановку, отправляйтесь на природу и работайте там. Можете ехать на велосипеде, но важно при поездке о проекте не думать вообще.

Еще один вариант смены обстановки, пусть и не такой позитивный, предлагает писатель Клер Дедерер. Так, можно запереться в дорогом отеле на несколько дней. Попросите обслуживающий персонал не мешать вам совсем и не отдавать ключи даже если вы очень будете просить. Желательно, чтобы гостиница была в какой-нибудь унылой местности. С собой берите все, что бодрит вас, будь то сладкое или кофе, а также книги, которые любите, но не читали больше раза. Ваша задача - написать десять тысяч слов, если вы писатель.У представителей других профессий могут быть и другие задачи.

Попросите помощи у воды

Можете сходить в душ, причем, даже в холодный. Он непременно смоет все, что стало балластом и мешает творить дальше. Можете спросить, как преодолеть творческий кризис у самой Агаты Кристи: королева детектива искала вдохновение …в мытье посуды. Вообще-то, во время этого процесса ей хотелось кого-нибудь убить, но не в этом дело. Этот процесс действительно позволяет выйти из творческого ступора.

Еще один вариант- искупаться. Но не в ванной. Если неподалеку от вас есть холодный водоем – бегом на него и окунайтесь.

Вернитесь в ваше прошлое

А именно – перечитайте старые работы. Можете выбрать самые лучшие. Вдохновение – штука загадочная, возможно, оно и вспомнит механизмы, по которым вы ранее создавали шедевры. Вот для этого нужно создавать и чаще пополнять портфолио.

Не будьте собой

Если у вас ступор, попробуйте представить, что вы – не вы, а кто-то иной. Например, шеф-повар ресторана, сантехник или даже …опоссум. Это поможет под новым углом взглянуть на проблему. Так что, если для преодоления творческого ступора вам нужно встать вверх ногами и ощутить себя опоссумом – сделайте это.

Еще один вариант. Представьте, что создаете текст, программу или рекламу не для людей, а, например, для собак или для инопланетян с Сатурна. Если вы сможете изменить подход, то выйдете и из творческого кризиса.

Слушайте музыку

Желательно без слов, чтобы вас не направляли, о чем думать. Ищите то, что может стать дизайном для слуха. Можете писать или делать наброски, пока играет вдохновляющий трек.

Доработайте или переделайте уже существующие идеи

Также можете спокойно брать чужую идею и именно её довести до ума. Поймите, что все время придумывать что-то новое – невозможно и никто так не умеет.

Это, кстати, может быть связано не только с работой. Отыщите старый рисунок и доведите его до ума. Или найдите свой старый велосипед и доработайте его.

Переключитесь

Не творится? Фрилансеру можно убрать комнату, работающему в офисе – решить несколько организационных вопросов. Так вы и решите давно назревшую бытовую проблему, и отключитесь.

Наслаждайтесь своим кризисом

Это трудно, особенно когда дедлайн уже на носу, но лучше наслаждаться, чем изводить себя. Что можно сделать?

Начать работу над чем угодно. Даже если получится полная ерунда, вы ведь уже начали, а значит, вдохновение о вас вспомнит.

Пишите (рисуйте, создавайте) что-то интересное только для вас. Не за деньги, а себе, любимому. Возможно, именно после этого откроется и второе дыхание.
Попробуйте поменять и метод работы. Например, используйте новые программы или начните писать только левой рукой.
Смиритесь со своим кризисом. Это время нужно использовать для того, чтобы наполнить себя чем-то новым и тем, что использовать можно позже.
А пока поймите, что такие застои бывали даже у великих и они смогли это преодолеть. Так что не сдавайтесь и возможно, вы тоже будете причислены к великим творцам.

И еще один важный момент. Некоторые успешные произведения создавались без особого вдохновения, например, только ради гонорара. И то, что сами авторы переживали кризис и критиковали себя за эту работу, не умаляет достоинств этого произведения. Просто создавайте, а уже поклонники все доскажут за вас.

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи

Ни мыслей, ни букв...

Творческий кризис – это ситуация в работе креативщика, когда он теряет вдохновение и способность заниматься творческим трудом .

Следует подчеркнуть, что такая ситуация носит временный характер и имеет место в жизни всех людей, чья деятельность связана с творчеством , необходимостью придумывать что-то новое, оригинальное.

Проблема

Говорят, чем более творческим является человек, тем выше вероятность наступления в его жизни творческих кризисов. Это вполне объяснимо – за любым подъемом всегда следует спад, а за приступом работоспособности – лень. Правда, творческий кризис нельзя назвать ленью , по крайней мере, осознанной. Мозгу просто нужна возможность расслабиться – вот от и «отключает» креативную функцию, требуя времени на восстановление.

Творческий кризис: найти бы подход к собственному компьютеру!

Такой кризис – проблема исключительно творческих людей . Ведь механическую работу можно выполнять и без азарта, и без необходимости придумывать что-то новое. Знай себе – отвечай на звонки, продавай клиентам пакетные туры, развози почту, считай зарплату , принимай заявления. У творческих людей все по-другому – в силу особенностей своего характера труда они всегда стоят перед необходимостью генерирования оригинальных идей, новых продуктов – будь то интервью с успешным бизнесменом (артистом театра) или создание иллюстраций к книге.

Черты творческого кризиса

  • Непроизвольность. Из творческого кризиса нельзя выйти простым усилием воли. Можно, конечно, заставить себя работать и когда «душа не лежит», но это вряд ли приведет к стоящему результату. То есть какой-то результат будет, но маловероятно, что он удовлетворит автора работы, шефа и клиента.
  • Неэффективность. В некоторых случаях работу выполнить все-таки удается, однако в условиях кризиса над несложной задачкой можно провозиться в десятки раз дольше, чем обычно.
  • Бессрочность. Конечно, сроки «набега» творческого кризиса существуют, только у креативщика нет никакой возможности о них узнать. Кризис может продлиться день-другой, а может затянуться на неделю-две. Есть и более невеселые варианты... Тут уж как повезет.
  • Отсутствие секретности. Узнать о том, что сотрудник в «кризисе» можно легко – прежде исполнительный и трудолюбивый работник теперь затягивает с выполнением заданий, постоянно жалуется на плохое самочувствие, отпрашивается, может даже не выйти на работу. Ну, а если все-таки сдает задание, то выполненное на совершенно не свойственном ему низком или среднем уровне.

Работать в период творческого кризиса бесполезно – лучше проветриться, выбравшись с друзьями на пикник

Способы выхода из кризиса

  • Лучший способ выйти из кризиса – переждать. Все пройдет, и это тоже. А потому рекомендуется «не насиловать» свое творческое начало, пытаясь выбить хоть что-то. Лучше действительно взять несколько отгулов или выходных , чтобы расслабиться и восстановиться.
  • Правда, вышеуказанный способ хорош, если руководство понимает особенности творческого труда. Увы, это случается далеко не везде. Многие шефы (особенно те, что сами ни грамма не творческие) убеждены, что все это ерунда, никаких кризисов не существует, есть только безответственность и банальное нежелание работать. У таких руководителей вы не дождетесь понимания, и работу все равно придется выполнять (если нет отгулов и возможности взять дни «за свой счет»). Как это можно сделать? Во-первых, заглянув в «загашник» (авось чего найдется). Правда, для этого он у вас должен быть – папка или файл, куда вы аккуратно складываете/записываете неиспользованные мысли, задумки. Во-вторых, можно использовать старые мысли, немного их изменив и подкорректировав (особенно какой-то там давности – уж никто и не вспомнит. В-третьих, можно подслушать-подсмотреть у других авторов и сделать на этой основе свое. В-четвертых, как вариант - сделать как получается, а если никому не понравится, пусть перепоручат задание другому сотруднику (в конце концов, вы предупредили, что неважно себя чувствуете, и ведь не соврали!).

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».



Похожие статьи
 
Категории