Что значит микстейп. Что такое микстейп в рэпе

05.02.2019

За последние годы в названиях музыкальных рэп-сборников все чаще стали появляться слова MIXTAPE или Bootleg и, если со словом микстейп можно хоть как-то догадаться о чем идет речь - (микс на кассетах?), то что такое бутлег я даже не стал парится, а просто посмотрел на ВИКИпедии.

И вот собственно что нашел:

Bootleg

Бутле́г (англ. Bootleg) - аудиозапись, составленная и распространяемая без санкции правообладателей. Бутлег следует отличать от пиратских копий - несанкционированных копий легально выпущенной продукции.

Часто бутлеги являются нелегальными изданиями, однако некоторые музыкальные коллективы разрешают, например, некоммерческое распространение своих концертных записей или любительских ремиксов. Это привело к тому, что коллекционеры легально обмениваются копиями таких бутлегов по почте (сперва на аудиокассетах, затем на CDR) и через Интернет.

Первым бутлегом считается двойной альбом 1969 года, известный как «The Great White Wonder», на котором представлены фрагменты совместных студийных сессий Боба Дилана и группы The Band. Личности его издателей скрыты за именами Ken и Dub. Популярность бутлега вынудила лейбл Columbia Records в 1975 году официально издать эту запись под названием «Basement Tapes» («плёнки из подвала»).

Виды бутлегов

Концертные записи . По способу произведения записи различают более качественную запись с микшерного пульта («soundboard») и, зачастую менее качественную, запись, сделанную в зале на один микрофон с помощью портативного записывающего устройства («audience»). В 1990-х годах, когда стали широко распространены и доступны портативные устройства для звукозаписи (минидиск, DAT), позволяющие сделать относительно качественную запись на небольшой (и не бросающийся в глаза) микрофон, существенно возросло количество бутлегов такого рода.

Записи музыкальных радиопрограмм или телепрограмм .

Студийные сессии и ауттейки (песни или версии песен, не попавшие на номерные издания).

Неофициальные сборники материала , ранее издававшегося на альбомах (например, серия «Архив популярной музыки»; русский сборник «An sich» группы Einstürzende Neubauten).

Записи других исполнителей или проектов , выдаваемые за альбом какого-либо исполнителя. Возможны два варианта:

1) Сторонний альбом, представленный как альбом исполнителя. Примеры - альбом «Tibet» проекта Waterbone, представленный как новый релиз Deep Forest с названием «Waterbone Tibet»; альбом голландского проекта Erotic Dreams - «Temple of Love» (1998), в 2005 году выпущенный пиратами как новый альбом проекта Enigma - «Erotic Dreams». В таких случаях исходный материал издается без всяких изменений, пираты лишь меняют обложку и, в некоторых случаях, - названия треков.

2) «Новый альбом» компилируется из треков самых различных исполнителей. Треки не только получают новые названия (как, например, в распространенном бутлеге проекта Era - «Infinity»), но и подвергаются существенным изменениям: на них накладывают посторонние семплы, их разрезают и сводят в единое произведение части разных композиций. Самый известный бутлег такого типа - альбом «Metamorphosis», введший в заблуждение сотни тысяч слушателей, ожидавших релиз четвертого альбома проекта Enigma.

mixtape

Миксте́йп (англ. mixtape) - особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись, см. микс).

Само понятие «микстейп » родилось в США, в среде чёрных рэпперов, поэтому микстейпы наиболее распространены в хип-хоп сообществе. Чаще всего микстейпы представляют из себя смикшированные сборники отдельных треков разных артистов, хотя бывают и тематические (например микстейп из треков конкретного артиста или все артисты читают на биты определенного битмейкера). Зачастую микстейпы выпускают сами их авторы - Диджеи на своих же лейблах, а потом распространяют на улицах через свои каналы, минуя официальные музыкальные магазины и крупные розничные сети. Когда хип-хоп только зарождался, ди-джеи сами продавали свои микстейпы на улицах из багажников собственных автомобилей и в клубах.

Многие начинающие артисты рассматривают микстейпы как средство для собственного промо, поэтому с готовностью отдают свои новые треки известным ди-джеям на микстейпы. Многие ди-джеи выпускают целые серии микстейпов, например DJ White Owl в начале сентября 2008 выпустил микстейп WHITE OWL DROP THAT 31, то есть уже тридцать первый из этой серии. При этом микстейпы имеют полуофициальный статус, небольшие тиражи (относительно официальных альбомов известных артистов) и мгновенно утекают в Интернет. В настоящий момент микстейпов есть великое множество (никто их даже не считал), а известные в определенных кругах люди (например kotbay93) релизят еще по 5-20 штук ежедневно.

Также в хип-хоп сообществе совершенно по особенному ценится слава, полученная артистом на подпольном рынке микстейпов. У такой славы даже есть определенное название - streetfame (букв. «уличная cлава»), street cred (букв. «уважение улиц») и она протиповоставляется славе, достигнутой при помощи клипов, появлений в глянцевых журналах и выпусках музыкальных новостей

Баттл (battle, битва, сражение) - соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что иное как дисс на противника.

Биф (beef - мясо (говядина)

Биф (beef - мясо (говядина), в переносном значении жалоба, недовольство) - вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или граффитчиками.

Причинами бифов обычно становятся обвинения в плагиате, претензии на лидерство в жанре (необоснованные по мнению оппонента), непримиримые творческие разногласия, принадлежность к конкурирующим рекорд-лейблам и даже случайные оскорбления.

На практике конфликты выражаются в специально записанных песнях (традиционно называемых диссами) и интервью, реже - в драках и перестрелках, в отдельных случаях заканчиваясь убийствами.

Бит (англ. beat)

Бит - такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per minute, bpm - ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки.

Дисс (diss, disrespect - неуважение)

Дисс (diss, disrespect - неуважение) - это направление в хип-хопе. На практике дисс является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть - «дисс - ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.

Микс (англ. Mix)

Микс (mix) - несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями для разных целей (например, для включения по радио в тематических передачах). Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. В среднем, длительность микса колеблется от 25 до 74 минут (вмещается на АудиоCD), но может быть и значительно дольше.

Последовательность треков в виде микса специфична тем, что треки плавно сменяют друг друга. На стыке между треками нет «зазора» в виде тишины, а сами треки в процессе перехода совпадают по темпу, размерности и прочим признакам, сливаясь таким образом воедино. Процесс создания микса диджеем называется сведением.

Скилз/скилс (от англ skills)

Кратко - рэп "навыки". Подробнее - читка, дикция, текст, фишки, подача, флоу, интересные обороты, словосочетания, оригинальная рифмовка и т.п. В общем весь список умений и критериев, по которым можно оценить МС.

Флоу (от английского Flow -"текучесть")

Ритмика, скорость рэп читки. Как рэп исполнитель попадает в бит или создает дополнительный кач и динамику своей читкой (иногда даже слушая акапеллу можно начать качаться в ритм). Стоит заметить, что хороший флоу - это не максимальная скорость читки, а правильная скорость.

Флоу также включает в себя изменения в скорости читки для выражения больших эмойций и показухи своей крутой техники.

Рэпер делает так, чтобы читка более гармонично сочеталась с инструменталом, чем обычная музыка. В модных песнях из простого речитатива явно вырисовывается мелодия слов, мотив.

Для хорошего рэп флоу надо хорошую дикцию/произношение и дыхалку (чтобы не было страшных перерывов со вздохами в читке) некоторые исполнители еще добавляют к своему голосу артистические или комичные черты, но это уже дело стиля.

Квадратный флоу

Когда слова в строке либо не дотягивают до бита либо их больше и читку приходиться ускорять или просто в бит не подходят. То есть музыка течет и речетатив течет, а у кого то из реки постоянно какие то камни выскакивают вот это и есть квадратный флоу.

Подача

Эмоции, которые рэп исполнитель вкладывает в трек, при исполнении, а так же игра интонаций. (Может употребляться и как синоним флоу)

Панч, панчлайн (от англ punch - бить кулаком)

Понятие появилось в батл рэпе. Это лакочиная фраза/строка(line) которая должна очень сильно зацепить оппонента. Как в тяжелом боксе соперники переминаются и изредка наносят сокрушительну удары, так и в батловой рэп читке вашим основным ударом будет панч лайн, где вы краткой строкой максимально "зацепите" противника.

Стаф (stuff - вещи, хлам)

Обычно назвают рэп артисты свои произведения (треки).
В принципе даже дословный перевод подходит, "рэперы делают вещи", значит "цени мою вещь" - "цени мой стаф".

Sharp-X: Дело в том, что слово Stuff в английском языке почти всегда (у рэперов) используется с приставкой New. Вот и получается New Stuff. То есть чаще всего "стаф" - это новые работы рэперов.

Рифмовать квадратами

Способ рифмовки ("квадрат на квадрате")). Рифма в тексте добавляется в основном в конце строки, а строки одинаковой длины - если записать такой текст на лист, то написанный текст образует квадрат или прямоугольник, отсюда собственно и название. Считается, что это самый простой способ рифмовки и если к вышеупомянытым рэп скилзам придраться нельзя, то оцените своего оппонента на "квадратность".

Тру (англ. true)

Тру (правда, истина, настоящий) - противоположность фейку. "Тру рэпер" - это рэпер читающий правду, реальный рэпер, у которого слова не расходятся с делом.

Фэйк

Фэйки, фэйкеры (fake- ложь)- лгуны, исполнители в чьих треках много лжи, и реальность расходится с текстом песен (To fake MC"s).

Микстейп (англ. Mixtape)

Mixtape (микстейп) - особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись).

Многие начинающие артисты рассматривают микстейпы как средство для собственного промо, поэтому с готовностью отдают свои новые треки известным ди-джеям на микстейпы.

При этом микстейпы имеют полуофициальный статус, небольшие тиражи (относительно официальных альбомов известных артистов) и мгновенно утекают в Интернет. В настоящий момент микстейпов есть великое множество (никто их даже не считал), а известные в определенных кругах люди релизят еще по 5-20 штук ежедневно.

Фит (англ. feat.)

Фит - от английского featuring. что значит, при участии! т. е. feat это совместная песня!

Фристайл (англ. free style)

Фристайл - импровизация в рэпе; декламация рифмованного ритмизированного речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу. Это не заранее написанная, не репетируемая, "сырая" форма хип-хопа. Исполняется под битбокс, или под инструментальные версии ранее записанных хип-хоп песен. (вики)).

Хасл (англ. hustle)

Слово употребляется именно в понятии "крутиться" по жизни (от фразы "хочешь жить умей вертеться").

Продакшн (англ. production)

В переводе производство, продукция.
В рэпе обычно употребляется как music production, то есть "создание музыки", чаще всего подразумевают именно продакшен музыки (в рэпе), но в принципе в производство трека воходит и запись, и сведение, и мастеринг.

Респект (англ. Respect)

Respect (уважение) - хорошее расположение к человеку, уважение его творчества.

У каждого музыкального слушателя найдется несколько любимых хитов, которые можно слушать бесконечное количество раз. Они старательно выстраивают их по порядку в своих плейлистах и пускаются в ритмичное путешествие по музыкальным волнам. Профессиональные музыканты пошли навстречу своим слушателям и придумали такое явление, как микстейп. Что такое это и кто их создает?

История

Микстейп - это вид звукозаписи, который подразумевает соединение в одной ленте нескольких музыкальных композиций или скитов (коротких прозаических историй). По сути, это сборник песен, но имеющий определенную цель и принцип микширования треков или их фрагментов и представленный единой композицией.

История микстейпа берет начало в 60-80-х годах прошлого столетия, когда кустарным методом создавались 8-дорожечные ленты. Правда, тогда самого термина еще не было. Первооткрывателями такого способа звукозаписи считают дальнобойщиков, которые микшировали любимую музыку на аудиокассетах. Позже они стали появляться на блошиных рынках. Самыми популярными микстейпами того времени можно назвать «Супер 73», «Топ поп-музыки 1977», «Кантри-чарт» и др.

Однако существует и иная точка зрения по поводу истории явления «микстейп», что такое понятие могло возникнуть в американских «черных» рэперов. Именно поэтому сегодня микширование аудиозаписей распространено в хип-хоп культуре.

В рэпе

Микстейп в рэпе чаще всего представляет собой смешение треков разных артистов. Обычно они являются просто музыкальными фаворитами создателя микса. Существует и другая причина, когда композиции могут быть объединены общей тематикой. В этом случае треки принадлежат одному артисту или разные исполнители читают на биты одного определенного битмейкера.

Микстейп и альбом

Микстейпы создаются быстро и неофициально. Здесь нет строгого начальника, продюсера, который будет оценивать и критиковать музыкальную подборку, подгонять ее под радиовыпуск и цензуру. Микстейп - это абсолютная артиста, музыкального сопровождения, инструментов. Здесь можно взять певца-барда, разбавить женским лирическим вокалом и все это положить на ритмичную музыку известного рэп-хита.

Если все так ясно и прозрачно с понятием микстейп, что такое альбом? Разница тут улавливается сразу. Альбом - это долгая и кропотливая работа профессионального музыканта, которая сопровождается определенной рекламой и выпуском видеоклипов. Это официальный музыкальный релиз, все права его защищены, а сэмплы (звуковые фрагменты для написания музыки) куплены. Естественно, все эти компоненты отражаются на качестве и доступности, которыми обладает авторская музыка. Альбомы работают на создание в первую очередь лейбла, раскрутки имени артиста.

Виды

Сегодня микстейпы делят на две большие группы: диджейские и рэперские. Названия их сами определяют создателя. Первые, разумеется, принадлежат диджеям, которые миксуют различные композиции, превращая их в единый музыкальный поток. Рэперы в данном варианте выступают в качестве ведущих (хостинга), сопровождающих запись чтением определенного текста или расставляющих акценты на переходах одного трека в другой.

Однако существуют и чисто рэперские микстейпы. Они создаются без участия диджея. Музыканты соединяют свои треки или чужие, исполняют рэп, используют свои или чужие тексты. Здесь количество вариантов бесконечно. Поэтому ответить однозначно, что такое микстейп в рэпе, очень сложно. Но определяющим фактором является то, что ведущая роль принадлежит рэп-исполнителю и его

Выделяют также любительские микстейпы. Они создаются обычными музыкальными слушателями в домашних условиях. Такие нестудийные записи делаются с использованием чужих музыкальных творений. Как правило, они немного ниже по качеству и оригинальности микса.

Микстейпы любого вида, будь то профессиональные или любительские, строятся обычно по трем принципам: случайный список любимых песен, концептуальная смесь из композиций общего настроения и темы, либо они представляют собой некое личное заявление, обращенное к определенному адресату, указанному в начале ленты (intro).

Известные микстейперы

Среди известных рэперских проектов в данном ключе можно выделить американскую хип-хоп группу Diplomats с Memorial Day Mixtape либо украинского рэпера Drago с "Новым русским рэпом" или микстейпом «Не было печали».

Многие диджеи также приобрели популярность на создании микстейпов. Так, в 2008 году вышел в свет оригинальный микс White Owl Drop That 31 от американского диджея WhiteOwl. Это была уже 31-я по счету звукозапись такого типа. По определенным принципам и категориям такие записи превращаются в серию микстейпов и имеют уже полуофициальный характер.

Цель создания

Понять, что такое микстейп в музыке, несложно, для этого достаточно послушать пару записей, которые есть в широком доступе. Из рук профессионалов и любителей они выходят большими тиражами и, не имея официального статуса, легко распространяются среди любителей. Однако сложнее ответить на вопрос, для чего создаются микстейпы.

Сегодня многие начинающие артисты используют их в качестве рекламной презентации. Они отдают свои музыкальные творения диджеям, те микшируют их в единую ленту и представляют творчество в оригинальном обрамлении широкой публике. При этом используются фрагменты композиций, то есть создается интрига, возрастает интерес к исполнителю.

Авторская музыка, альбомы требуют немало средств и сил на мастеринг, сведение, создание клипов. В то время как микстейпы более доступны и практически не имеют ограничений. Если у музыканта есть несколько песен, он за короткое время может их замиксовать и быстро распространить в Сети.

Любительские микстейпы создаются по разным причинам: для личного прослушивания, заявления о своих музыкальных вкусах, творческих талантах либо для пробы новой аппаратуры, программ, креативности и т. п.

Сделай сам

Если человек чувствует в себе творческий потенциал, хорошо разбирается в музыке, ему ничто не мешает создать собственный микстейп. Его могут составить любимые композиции разных артистов либо собственные творения. Дело за малым - понять, как сделать микстейп, чтобы он нравился слушателям. Весь процесс можно уместить в пять шагов:

  1. Концепция. Лучше всего, чтобы будущий микстейп строился не хаотично, а на определенной идее, направлении, имел название и обложку. Если в микстейп входят песни или скиты собственного сочинения, то необходимо отбирать только новый материал, который еще не был опубликован.
  2. Подборка битов. Когда собственные биты не соответствуют представлениям о том, как должен звучать микстейп, можно обратиться к чужим творениям. Их очень много в Сети. Можно взять, например, инструментальные версии любимых треков или купить уникальный материал у предприимчивого интернет-продюсера.
  3. Подборка сэмплов. Надо четко понимать, создавая микстейп, что такое явление довольно распространенно в профессиональной среде, поэтому можно использовать качественные и популярные сэмплы с авторскими текстами. Но далеко не каждому захочется слушать подобную интерпретацию. И здесь существует два выхода: создать собственное музыкальное сопровождение либо использовать работы предшественников, которые не были допущены к альбомам. Среди таких известны творения групп The Beatles, Pink Floyd и SteelyDan.
  4. Запись музыки. Если автор микстейпа самостоятельно по какой-то причине не может записать свой проект (нет аппаратуры или навыков), можно обратиться к профессиональному диджею. Он подберет несколько подходящих треков, а автор будет под них «рэповать». Если за микс принимается все же сам рэпер, то нужно быть уверенным в качестве аппаратуры, микрофона и выборе необходимых программ. Все это работает на хорошее качество звука.
  5. Обложка. Если автор микстейпа намерен распространить свое творение не только в Сети, но и «по рукам» своей аудитории, то следует подготовить обложку для будущего компакт-диска. Она должна быть броской. Можно использовать собственное оригинально обработанное фото или другое изображение. Лучше избегать лишних деталей. Успех в данном случае базируется трех китах: оригинальном имени, названии микстейпа и запоминающейся картинке.

Можно ли продавать микстейпы?

Если есть спрос, то почему не может быть предложения? Ведь в создание микстейпа также вложено немало сил и таланта. Но так как это неофициальный выпуск, то продажа его осуществляется «с лотка», то есть распространяется в кругу знакомых и поклонников создателя. В диджейской среде это проходит сегодня более официально. Микстейпы выходят большими тиражами, крутятся в клубах и на радио.

Дата публикации в СМИ: 30 апреля 2015
Дата создания: 17 апреля 2015
Читателей: 2810

В нашем ежедневном обиходе есть множество слов, суть которых мы, казалось бы, отчетливо понимаем, но при надобности не можем правильно объяснить. Среди них, конечно, есть и музыкальные термины.

Такие, например, как магическое слово подкаст. Один из главных сетевых трендов нулевых - сегодня этот термин регулярно употребляется всеми нами. Причем в совершенно разных значениях. Одни пишут гостевые подкасты для чьих-то радиошоу, другие слушают их онлайн, третьи выпускают серию собственных подкастов с техно или трансом. То, что «подкаст» означает некий блог, надиктованный автором, а не набранный вручную, мало кого смущает. Слово давно прижилось в кругах диджеев и музыкантов. Они придумали ему массу вариаций от soulcast (что-то вроде «музыка для души») до friendcast и вряд ли на этом остановятся.

Таких примеров можно вспомнить немало. Промо-промоушн-промоутер. Кто он? Организатор боксерских поединков, парень с флаерами в переходе или человек, способный сделать рекламу вашему релизу? Или прогрессив! Что еще за зверь? Прогрессивная музыка, «более прогрессивный транс или хаус» или все же музыка с мелодиями, развивающимися в прогрессии? И если да, то какой? Уж точно не геометрической.

Даже такие избитые слова как продюсер могут трактоваться нами по-разному. Согласитесь, разница между Иосифом Пригожиным и Джоном Дигвидом довольно существенная. Стоило бы называть этих людей представителями разных профессий. Но нет, номинально они оба продюсеры.

Так можно продолжать довольно долго, пока мы не придем к слову «микстейп» - единственному, которое интересует нас сегодня

В отношении основного продукта диджейской жизнедеятельности все мы, конечно, чаще используем слово микс. Есть некий негласный договор о том, что микс - это дома или в студии, а сет - за пультом в клубе. Диджеи записывают промо-миксы, авторские миксы, специальные миксы, приуроченные к чему-либо. Они миксуют музыку, смешивают ее, сводят и все, казалось бы, с этим понятно.

Но с появлением в России музыкальной блогосферы, а позже и тематических музыкальных пабликов в социальных сетях, у нас выросла целая каста музыкальных обозревателей, меломанов, диджеев иного типа. Большая часть этих ребят собственную прогрессивность, эрудированность, элитарность стараются выразить за счет довольно четкого разграничения: все, что было до нас - это колхоз и профанация. Все они играют и слушают «только качественный и актуальный интеллектуальный саунд», будто это не сама собой разумеющаяся вещь для любого сознательного диджея, а важное конкурентное преимущество.

Чтобы подчеркнуть собственное превосходство над непоспевающей толпой, такие парни намерено избегают базовых терминов, заменяя их новыми английскими синонимами. Так никнейм стал вдруг алиасом или моникером, лейбл - импринтом, трансляция - стримом, разогрев - «вормапом», имидж - айдентикой, превью - сниппетом, трейлер - тизером, а микс - микстейпом.

Крутые андеграундые диджеи делают только микстейпы. Иначе и быть не может, ведь миксы записывает Базука и Смэш, а они заняты чем угодно, но только не честным творчеством.

И это, конечно, все очень здорово. Молодежный язык должен меняться, а бедным критикам теперь будет чуть проще бродить между трех сосен из одних и тех же избитых слов. Но именно отсюда несколько лет назад началась абсолютная путаница, которая в сознании многих людей превратила микстейп в созвучный синоним слова микс, лишив его права на собственную долгую, богатую и уникальную историю, начавшуюся задолго до появления первых виниловых вертушек или ночных клубов.

И здесь не все так просто. Быстро разобраться в вопросе не поможет даже развернутая wiki-справка на английском. За более чем 50 лет существования микстейпов термин пережил несколько периодов забвения, переместился за океан и обратно и не раз адаптировался к новым музыкальным форматам и носителям. Это создало ряд глубоких противоречий в правильном понимании самого феномена микстейпов, разбираясь в которых можно узнать много полезного.

Руководитель Library Of America, писатель и культуролог Джеффри О`Брайен в одном из своих эссе назвал микстейп самой распространенной формой искусства в Америке и был в этом утверждении совершенно прав.

Это действительно так. Микстейп есть территория свободы. Форма поиска музыкальных связей и внутренних смыслов, свободная от узких рамок законов и права. С тех пор как в конце 60-х первые микстейпы начали выпускать на 8-трековых кассетах, сторонники и противники подобной практики на долгие годы вперед разделились на два противоборствующих лагеря.

В широком смысле микстейп - это сборник, компиляция, подборка песен одного или нескольких авторов, объединенная некими стилистическими рамками, идеей или концепцией. Ключевое ее отличие от так называемого VA, то есть Various Artists - это незаконное использование в релизе чужих композиций или семплов, а также в 90% случаев самиздат. Что очевидно. Ни один адекватный лейбл не возьмется выпускать пластинку, автор которой нарушил все базовые нормы музыкального права.

Другое дело, что вплоть до середины 70-х годов, микстейпы вполне удачно конкурировали на рынке музыкальной продукции с кассетами и пластинками студий звукозаписи, не испытывая особенного давления со стороны правообладателей. Если хорошенько покопаться в виниловых секондах Бостона или Чикаго, то вы, скорее всего, сможете найти микстейпы тех лет: кустарного вида сборники кантри, рождественских песен, живых записей с джазовых концертов или подборки песен исполнителей одного отдельного штата и даже города, которые долгое время хранились в архивах локальных радиостанций.

Именно в те годы с появлением микстейпов в музыкальную индустрию пришел термин из «ревущих 20-х» - слово bootleg или bootlegger, сленговое обозначение контрабандистов, стремительно богатеющих на продаже подпольного алкоголя во время сухого закона. Все, кто знаком с произведением «Вэликий Гэтсби» (а после недавнего фильма База Лурмана таких большинство), прекрасно разбираются в этой теме.

История, как вы помните, заканчивается довольно печально для главного героя. Общество относилось к бутлегерам с порицанием и на годы вперед это слово стало ругательным. В довоенные годы бутлегерами называли просто уже любых проходимцев и обманщиков, промышляющих мошенничеством и воровством. Поэтому можно только представить, какая тень ложилась к концу 60-х на записи с пометкой bootleg или (что в те годы было одним и тем же) mixtape.

Но прошли годы, и формат выжил, а его идея лишь преобразилась, став со временем доступной массам. Настоящий бум произошел в начале 80-х, когда практически у каждого меломана появилась возможность записывать свои микстейпы в домашних условиях. Появление двух кассетных магнитофонов с возможностью записи FM-эфиров и перезаписи музыки с одной кассеты на другую без критической потери качества, стремительное развитие рынка чистых кассет - все это сыграло судьбоносную роль.

Примечательно, что в 80-х за рынок пустых музыкальных физических носителей развернулась самая настоящая схватка между рядом крупных компаний, вроде Sony или Philips. При этом в соседних кабинетах менеджеры подручного компании супер-лейбла Sony Music нещадно критиковали решение производителей техники сделать доступной запись для рядовых слушателей. Им больше нравилась модель, при которой только у них были громоздкие аппараты для записи, а значит и возможность полностью контролировать вкусы миллионов людей, диктуя, что слушать и кого любить.

Конечно, как и в любой другой подобной истории, противники неизбежного прогресса остались не у дел. Параллельно с бумом на микстейпы зарождалась новая мощная уличная культура - хип-хоп, изначально построенная на неподчинении любым общим правилам и порядкам. Позже, два этих явления слились в тесном и долгом союзе, существующем до сих пор.

Собственно, водораздел между рейв-культурой и хип-хопом, как двумя огромными пластами танцевальной музыки четче всего проходит в разделении на термины «микс» и «микстейп». И если в кругах хаус-диджеев, как сказано выше, термин «микстейп» встречается все чаще, то среди рэп-исполнителей и битмейкеров слово «микс» вы едва ли услышите. Но это не только форма речи и не просто попытка обособления, идентификации через различия в обозначении схожих явлений. Микстейпы в их исходном понимании таких себе сырых демо-записей, черновиков, набросков для молодых хип-хоп исполнителей - жизненная необходимость, в то время как для клубных диджеев - это просто игра и пижонство.

Все дело в том, что американский (а все эти процессы зарождаются и формируются именно там) хип-хоп и ритм-энд-блюз не имеет такого количества промежуточных уровней, как хаус или техно-сцена, где можно быть артистом первого, второго, третьего и 25-го эшелона и при этом находить себе издателя, возможность выступить и быть услышанным. Порог вхождения в эту среду гораздо выше. Хип-хоп звезды чаще всего приходят на вершину музыкального Олимпа буквально с улицы. В то время как аудитория подобной музыки, сама ее внутренняя эстетика устроена таким образом, что спрос может быть только на самых лучших, победителей, предельно крутых чуваков. Нельзя быть просто неплохим рэпером, который ездит на метро и пишет прикольный стафф для лейбла друзей. Без золота, дорогих тачек, впечатляющих клипов и оверпродакшена тут зачастую вообще не обойтись.

Посему сам процесс музыкального производства в хип-хопе безумно дорог. У начинающих артистов нет, и не может быть возможности оплатить услуги по-настоящему крутого студийного продюсера, аранжировщика и сессионных музыкантов (в хип-хопе и новом соуле сегодня зарабатывают на хлеб с икрой все лучшие джазовые исполнители мира). Поэтому микстейп как демонстрация голого таланта - единственный способ заявить о себе, попасть в поле зрения влиятельных продюсеров и крупных лейблов.

В этом действительно что-то есть. Расслышать будущую звезду, рискнуть вложить в нее сотни тысяч долларов, опираясь только на болванку с записанными в четыре дорожки треками - это по-настоящему сложно и круто. И это достойно уважения. Ведь в свое время именно с микстейпов начинали карьеру Фрэнк Оушен, The Weeknd, Tyler The Creator, A$AP Rocky, Кендрик Ламар и многие другие суперзвезды нового поколения. И вряд ли мы говорили бы о них сейчас, не попади их домашние записи в руки таких дальновидных людей как Дрейк, Jay-Z или Канье Уэст.

Очевидно, что история успеха этих ребят спровоцировала новую волну популярности термина микстейп. Теперь их пишут даже те, кто уже находится в зените славы. Микстейп отныне - это целая эстетика, в которой автор не создает хит, а просто обозначает его, отдавая слушателю голую суть без яркого фасада, лепить который научились уже почти все.

Впрочем, есть и еще одна альтернативная версия происхождения микстейпов, которая спутывает все карты приверженцам описанных нами теорий. В книге Терстена Мура из культовой группы Sonic Youth под названием «Mix Tape: The Art Of Cassetee Culture» собрано множество увлекательных фактов из жизни известных музыкантов и продюсеров разных поколений. Артисты в диапазоне от DJ Spooky до Ахмета Заппа (третий сын папы Фрэнка) рассказывают свои личные и, кстати, очень разные истории о микстейпах.

Среди них нет лишь одной, вскользь упомянутой в биографии скандально известного, но от того не менее выдающегося музыкального продюсера Фила Спектора, автора знаменитой «стены звука». Там есть предположение, что термин «микстейп» был популярен еще вначале 60-х годов прошлого века исключительно в кругах звукорежиссеров. Он означал материал для микс-сессии записанный на пленку (бобину). Так отдельные специалисты добивались более крутого качества звучания, в то время как большинство писалось сразу вживую и ничего вручную не клеило.

Так ли это? Точного ответа история не дает. Хотя возможно и не стоит. Слова и явления живут лишь до тех пор, пока их смысл и окрас могут динамично меняться. Сотни микстейпов записываются кем-то прямо сейчас, а значит в словарь и на полку этому термину пока еще рано.

Если взять это слово буквально и соотнести с первоначальной трактовкой, то микстейп – это архаизм. Слово, которое должно было изжить себя лет 15 назад. А вышло наоборот. Нередко микстейп стоит у рождения карьеры артиста, а бывало, что и тенденции, поджанра, целой субкультуры.

Чем были микстейпы

Людям постарше свойственно группировать. Молодёжи – разбрасывать, но только не музыку. Мы собираем плейлисты для пробежки или ограничиваемся стеной ВК (или делаем плейлист для пробежки, но никуда не бежим, и он стыдливо остаётся в памяти айпода).

Этим «собирательством» начали заниматься ещё в середине 60-х. Тогда легендарная eight-track или Stereo 8 – одна из первых магнитофонных кассет – ушла в продажу. Пиратские сборнички, состоящие из 8 песен, записывались на таких кассетах. Составители объединяли треки согласно жанру, тематически или по другим принципам. Кассеты с готовым «продуктом» зачастую сбывали прямо с грузовика.

Чем были микстейпы, vol. 2

С начала 70-х они всё ещё оставались подозрительными сборниками, созданными умельцами у себя дома (есть и такое понятие – house tape). Но с повышением спроса на продукт и его выходом за рамки 8-трековой компиляции на микстейпы обратили внимание гениальные люди – первые хип-хоп диджеи. Речь идёт о DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и других пионерах культуры. В частности, Grandmaster Flash вспоминает, что первые тейпы он стал записывать с 1973 года.

Свои выступления они записывали на аудиокассеты и получали дополнительный профит с их продажи. Кроме того, когда под рукой не было вертушек, такие «тейпы» включали на вечеринках в качестве готового микса задолго до того, как Дэвид Гетта открыл для себя флешку .

Микстейпы в 80-х

С рождением компакт-кассет и особенно со старта продаж легендарных плееров Walkman в 1979 году микстейпы создавал почти каждый. Те, кто смотрели «Как Я Встретил Вашу Маму», помнят леген - подождите-подождите - дарный микстейп Барни Стинсона .

Тем не менее, в начале 80-х записи диджеев оставались в почёте, а поэтому продажи шли на отлично. «Тейпы с живыми выступлениями этих парней продавались так, как сейчас продаются альбомы. Flash и компания были платиновыми. У Cold Crush Brothers должны висеть платиновые сертификаты на стенах» - вспоминает DMC из Run-DMC. А записи таких парней как Grandmaster Flash стоили один доллар за минуту хронометража, при средней длительности микстейпа в 90-120 минут. Вот и считайте, сколько стоила одна копия такого перфоманса.

Как окупались затраты на микстейп

В то время было такое понятие как «Hold Call»: «У таксистов на хороших машинах должен был быть “Hold Call”»– говорит Grandmaster – «Hold Call – это когда человек при деньгах хотел сесть в определённое такси и ничего не делать. Лишь слушать музыку и кататься часами напролёт. Если у водителя был самый горячий тейп, он мог получать все Hold Call от диспетчера».

Где звучали самые горячие тейпы

В ночном клубе Harlem’s Rooftop. На этой тусовке выступало множество легендарных диджеев. Вот как вспоминает этот клуб Дэймон Даш, один из основателей лейбла Roc-A-Fella Records: «Каждую пятницу ты приходил на “Крышу” и катался на роликах. Кругом танцевали. А Brucie B (диджей – прим. сайт) мог вставить shout-out с твоим именем (приветствие, упоминание – прим. сайт). Я давал ему 20 долларов, и он называл моё имя один раз. Он говорил моё имя, и я был счастлив. Я перематывал каждый раз на эту часть тейпа, когда цеплял девушку»

Микстейпы в 90-х

Со временем микстейпы перестали стоить доллар за минуту хронометража. В 90-е это понятие трансформировалось. Они оставались подборками лучших треков года, исполнителя или жанра, но способы записи и их подача полностью изменилась.

В 90-е выпускали не только сборники по типу «Горячая Десятка». При помощи микстейпов стали раскручивать одного или нескольких артистов, создавать промо перед выходом альбомов.

Рэперы начали фристайлить на микстейпах. Вот что DJ Drama вспоминает о записи Doo Woop «95 Live»: «Так изменилась игра. Doo Wop собрал свой Bounce Squad, включая таких артистов как Q-Tip и Busta Rhymes, и они зафристайлили у него на тейпе. Я помню, как он вставил “Shook Ones” на этот тейп. Помню, что Group Home “Supa Star” также была на этом тейпе. Когда я начал делать микстейпы, я копировал Doo Wop. Все, кто из 90-х, вы знаете о “95 Live”. Невозможно не знать, потому что это – феноменальный тейп»

К середине 90-х микстейпы стали выпускать на CD. Пионером в этом деле выступил DJ Clue. Его можно назвать самым популярным хип-хоп диджеем в то время. Только вдумайтесь, микстейп DJ Clue «The Professional» выпустили как официальный альбом на Roc-A-Fella и он стал платиновым!

В общем, именно в 90-х были заложены основы понятия «микстейп», соотносимого с его нынешней трактовкой. Отметим наиболее примечательные работы того времени:

Эпоха «50 Cent Is The Future»

Он стал фундаментом того, с чем мы имеем дело сейчас. В XXL пишут, что «до 50 Cent поверх твоего бита просто читали 16 строк. 50 Cent пришёл и зачитал на твоём бите лучше, чем ты!». Вместе с выходом «50 Cent Is The Future» воскрес не только Фифти после 9 выстрелов; микстейпы перестали быть просто микстейпами, они превратились в мини-альбомы. «Возможно, кто-то сделал это до него, но разве это имеет значение?» - отмечают в том же XXL.

Вслед за выходом «50 Cent Is The Future» ему стали подражать все, включая самого 50 Cent. Надпись на тейпе «Hosted by DJ Whoo Kid» превратилась в нарицательную, позже подключились и другие диджеи – особенно вышеупомянутый DJ Drama со своими «Gangsta Grillz». Об этом и поговорим в следующем пункте.

Микстейпы с Грязного Юга

Основы микстейп-движению в южной части США заложил DJ Screw. Тем не менее его сиропные тейпы оставались скорее локальным понятием, чуть выходящим за пределы Хьюстона. DJ Drama вывел Грязный Юг на национальный уровень.

Благодаря «Trap Or Die» от DJ Drama свою популярность обрёл Young Jeezy. На «Down with the King» T.I., собственно, и короновал свою особу в качестве владыки Грязного Юга. Серии «Da Drought» и «Dedication» превратили Лил Уэйна из просто популярного рэпера в суперзвезду своего поколения. Вообще о «Gangsta Grillz» DJ Drama можно написать целый трактат. Этих микстейпов было много, немало из них отразились на истории хип-хопа в целом. Подробнее о «гриллзах» мы обязательно поговорим, но уже в другой статье.

Когда микстейпам пришлось меняться

Когда на фристайлах поверх чужих минусов взлетели карьеры 50 Cent и Лил Уэйна, этим успехом хотели полакомиться все. Начиная от бутлегеров, которые накладывали голоса известных артистов на различные биты, и заканчивая неимоверным потоком молодых артистов. Вспоминаю одну историю, когда мой знакомый-фанат грязного юга решил меня срочно просветить и скинул 2,5 гигабайта микстейпов, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ к прослушиванию.

В общем, количество и настоящее клепание тейпов превращали их в откровенный мусор.

Уважающие себя артисты перестали делать микстейпы, а если и делали, то это означало, что лейбл не давал выпустить полноценный альбом. Такому формату была нужна тотальная перезагрузка. И она произошла.

Drake, J. Cole и все-все-все

В 2008 году стало окончательно понятно, что фристайлы как доминанта на микстейпах уходит на второй план. Первыми артистами, круто выстрелившими с тейпами, которые не отличить от альбома, стали Wale («The Mixtape About Nothing») и Kid Cudi («A Kid Named Cudi»).

Дальше-больше: одни из главных артистов нового поколения на данный момент, J. Cole и Drake, также стартанули с феноменальных работ, которые от студийных альбомов отличались лишь тем, что были бесплатными. Речь идёт о вещах «The Warm Up» и «So Far Gone». Они действительно изменили игру почти так же, как это сделал «50 Cent Is The Future». Примерно с этого момента со слова микстейп сошёл налёт дешевых фристайлов, и они стали настоящим авангардом всего жанра, предтечей чего-то действительно большого.

Микстейпы как инструмент R&B революции

Если в рэпе микстейпы меняли судьбу артистов и создавали тенденции в жанре, то R&B полностью изменилось благодаря ним. Так уж вышло, что альбом Фрэнка Оушна «Nostalgia, Ultra» забраковали на Def Jam и он выпустил его бесплатно. The Weeknd не стремился оббивать пороги мейджоров и просто слил «House Of Balloons» в сеть. Как раз благодаря этим двум тейпам R&B перестал быть прежним в 2011 году. Это уже не был тот rich & beautiful со сладострастными запевами условного Bobby Valentino; если хотите проще – «штучку» стали называть х*ем. Жанр стал темнее, глубже, честнее, – а значит, и лучше.

В качестве послесловия

Сейчас микстейпы пишут не только потому, что лейбл отказал. Артисты хотят донести свою музыку быстрее. Во времена, когда продажи твоей работы ничто в сравнении с концертными гонорарами, лучше сработать оперативнее. Страшно подумать: у таких артистов как Travi$ Scott и Chance The Rapper по-прежнему нет дебютного альбома, но фанбаза больше, чем у множества рэперов.

Вчерашний пример – Тайги, который вышел в разы лучше его последнего студийника «The Gold Album: 18th Dynasty» – в очередной раз подтверждает: за микстейпами нужно следить едва ли не больше, чем за альбомами. Хотя бы потому, что их делает артист, а не лейбл.



Похожие статьи
 
Категории