Декоративное рисование в средней группе конспект занятия. Конспект занятия по художественному творчеству в средней группе.Декоративное рисование:«Роспись дымковского коня»

07.02.2019

Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

Приоритетная образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: совершенствование эстетических способностей детей.

Уметь применять в декоративной росписи: точки, мазки, круги, кольца, прямые линии и волнистые, толстые и тонкие линии, листья, лепестки. Закреплять умение рисовать всей кистью и ее концом, свободно перемещать кисть в различных направлениях.

Развивать эстетический вкус, аккуратность, творческие возможности.

Создавать у детей радостное настроение, умение радоваться результатам своего труда и товарищей.

Предметно-пространственная развивающая среда: тонированная бумага разных оттенков прямоугольной формы, гуашь, кисти беличьи № 1, № 3,баночки с водой, палитры, салфетки, плакаты с элементами декоративных узоров, звукозаписи народных мелодий.

Предварительная работа:

  • рассказ педагога и показ предметов, игрушек;
  • рассматривание предметов, иллюстративного материала с элементами декоративных росписей;
  • экскурсия в осенний лес;
  • мультимедийная презентация «Народное декоративное творчество».

Ход организованной деятельности:

Психологический настрой «Подари улыбку»

Предлагаю детям взяться за руки, почувствовать тепло рук своих друзей, улыбнуться друг другу и пожатием рук подарить теплоту своего сердца.

Воспитатель:

К нам в гости пришел Неумеха и попросил о помощи, ему надо украсить дорожки для Осени в подарок, а он совсем не умеет рисовать.

Вы хотите помочь Неумехе?

Дети выражают свое согласие помочь Неумехе.

Рассматриваем плакаты с элементами декоративных узоров, дети называют знакомые элементы, припоминаем технику рисования узоров, предлагаю приступить к украшению дорожек. Дети выбирают тонированную бумагу по своему вкусу.

Во время практической части звучат народные мелодии, слежу за техникой работы с кистью.

Воспитатель:

Вы хотите научить Неумеху физкультминутке?

Да, очень хотим!

Физкультминутка:

Плечи вверх поднять.

Не качаться, не моргать.

Будем делать развороты

Выполним мы все охотно.

И совсем, не торопясь,

Повторим мы все пять раз.

Размещаю все рисунки на доске, предлагаю рассмотреть Из выполненных работ предлагаю детям сделать выставку «Осенняя фантазия». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. и выбрать самые лучшие осенние дорожки.

Рефлексия:

Предлагаю показать работы, похожие на настоящие осенние дорожки

1. Какая вам осенняя дорожка больше всего понравилась? Почему вы так считаете?

Какая вам осенняя дорожка больше всего похожа на настоящую? Почему вы так думаете?

2. Что вам больше всего понравилось в занятии?

3. Смогли ли мы помочь Неумехе?

Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунка.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Сегодня, я приглашаю вас на галерею рисунков игрушек. Посмотрите как здесь красиво. Давайте мы их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!
Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили
Краской яркой нарядили
Разложили всё в лоток,
В изукрашенный платок
И скорее продавать
Всех игрушкой развлекать
Пышные, нарядные,
До того, приятные.
Ребята, а как называются эти игрушки?
Дети – дымковские
- А вы знаете почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки.

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель читает стих:

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с ребятами воздушные шары овальной формы. Предложить детям обрисовать эту форму в воздухе движением рук. Показать прием рисования овала карандашами, сопровождая словами направление движения: "Кругленько, длинненько, опять кругленько и снова длинненько". Предложить кому-либо из ребят показать у доски, как надо рисовать воздушный шар овальной формы. Предложить детям приступить к рисованию шаров. Предложить каждому ребенку выбрать самый красивый шар и закрасить его.

"Пироги в печи" Сережа А., средняя группа

В конце занятия рассмотреть все рисунки, уточнить название формы изображенных предметов.

Материалы. Воздушные шары круглой и овальной формы. Карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Игры с игрушками. Самостоятельное использование дидактической игры "Найди такой же по форме".

Октябрь

Занятие 12. Рисование "Золотая осень"

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, какое сейчас время года, какого цвета листья на деревьях и много ли их. Прочитать стихотворения об осени, обратить внимание ребят на яркие описания нарядного осеннего убора деревьев.

Вспомнить, с чего надо начинать рисовать дерево, уточнить его части (ствол, ветки, листья). Предложить кому-либо из ребят нарисовать дерево у доски.

В конце занятия все работы рассмотреть, подчеркнуть красоту осеннего колорита. Вызвать радость от созданных детьми ярких, нарядных рисунков.

Материалы. Альбомные листы, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 13. Лепка "Грибы"

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Методика проведения занятия. Загадать детям загадку про гриб:

Маленький,

Удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

Рассмотреть с детьми игрушечные грибы (можно взять муляжи). Вспомнить, какие грибы ребята видели летом. Спросить у детей, как можно слепить гриб, уточнить приемы лепки. Предложить лепить большие и маленькие грибы.

Все вылепленные грибы расставить на зеленой бархатной бумаге. Полюбоваться вместе с детьми красивой поляной с грибами, предложить найти разные грибы. Дать образную оценку (дружная семейка грибов; толстый, большой, ядреный гриб и т. д.). В заключение прочитать потешку:

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели -

Все пенечки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком!

(См. Книга для чтения в детском саду и дома. 4–5 лет / Составители В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М., 2005. – С. 7).

Материалы. Игрушечные грибы (или муляжи), лист зеленой бархатной бумаги. Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры о прогулках в лес, о сборе грибов. Дидактические игры.

Занятие 14. Рисование "Сказочное дерево"

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми стихотворение К. Чуковского "Чудо-дерево". Сказать, что у сказочных деревьев, как у настоящих, есть ствол и ветви, но их листья, цветы и плоды могут быть разными, волшебными, не похожими на настоящие. Спросить у детей, какого цвета ствол, ветки и листья настоящих деревьев, каких цветов они могут быть у сказочных деревьев. Предложить ребятам придумать, что может расти на сказочных деревьях.

При анализе детских работ отметить разнообразие решений, выразительность. Затем разложить на столе все рисунки и сказать, что получился настоящий волшебный сад.

Материалы. Карандаши, 1/2 альбомного листа бумаги (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение сказок, стихотворений.

Занятие 15. Аппликация "Украшение платочка"

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми квадрат, показать его стороны, углы, сосчитать их. Спросить, как можно расположить узор на квадрате. Показать, как разрезать квадрат по диагонали с угла на угол, круг по диаметру пополам. Предложить кому-либо из ребят показать этот прием у доски.

Затем предложить каждому ребенку украсить платочек, рассказать о сочетании цветов. При рассматривании готовых работ обратить внимание детей на красивые по цветосочетанию, по композиции аппликации.

Материалы. Бумажные круги и квадраты, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание декоративных изделий с простым узором.

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько фартуков; обратить внимание на то, как они украшены, как расположен узор, каких форм и цветов элементы узора. Предложить детям украсить еще фартуки: сначала одной полоской сверху, другой – снизу, а между полосками – лепестками (примакиванием, точками).

Спросить у детей, как еще можно украсить фартучки. Вызвать для показа к доске одного ребенка, затем разрешить детям работать самостоятельно.

Материалы. Несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т. п.

Занятие 17. Лепка "Угощение для кукол"

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что куклы хотят пригласить в гости своих друзей – Хрюшу, Ослика, Кролика. Предложить ребятам слепить угощения для кукол. Спросить, какие угощения можно сделать; выслушать все предложения детей, спрашивая у них, какой формы названные угощения, как их можно слепить; дополнить их ответы.

В процессе лепки поощрять стремление детей вылепить несколько угощений, интересные решения.

Все вылепленные изделия положить на подносики (можно использовать одноразовые тарелки) и рассмотреть, обращая внимание на разнообразие украшений – куклы будут рады таким угощениям.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки (на каждого ребенка). Подносик для размещения вылепленных детьми угощений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в игровом уголке.

Занятие 18. Аппликация "Лодки плывут по реке" ("Рыбацкие лодки вышли в море", "Яхты на озере")

Анастасия Бутурлина
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе

«Дымковская роспись » . Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование ) в средней группе .

«Дымковская роспись » .

Цель :

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись . Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

Задачи :

1. Обучающая : учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки) ; формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка) .

2. Развивающая : развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора . Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная : прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Интеграция : «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Физическая культура»

Активизация словаря : Дымковские игрушки , кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Материал : Образцы декоративно -прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки ; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

Предварительная работа :

1. Выставка в группе дымковских игрушек .

2. Дидактическая игра : «Найди такой же» .

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.

Эмоциональный настрой.

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель : Что вы видите на нашей выставке?

Дети. Игрушки

Воспитатель : Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Воспитатель :

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать :

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково .

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Воспитатель : Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?

Дети : круги, линии, точки, кольца, красный, желтый…

Воспитатель : А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Остановится

Помашу тебе рукой! Помахать руками.

Воспитатель : Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки .

Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки . Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком) ; кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме : точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.

Воспитатель : Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку , цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать .

Открываем глаза :

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа) .

Воспитатель : Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково . Ее нам отправили дымковские мастера . Хотите узнать, что в ней?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда пойдемте, откроем ее.

Ой, да это же дымковская фигура лошадки . Вы хотите расписать настоящую дымковскую игрушку и подарить мамам и папам?

Дети : Да.

Воспитатель : Предлагаю вам взять себе по одной игрушке улыбнуться, сказать до свидания гостям и пойти в группу .

Публикации по теме:

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Дымковская лошадка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.



Похожие статьи
 
Категории