Рисование декоративное придумай узор средняя группа. Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские игрушки

09.03.2019

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Вариант материала для основы

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа

Декоративное рисование в детском саду

2. Методические рекомендации по декоративному рисованию в средней группе (пятый год жизни ребенка)

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

Развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;

Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;

Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

Находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи рисования с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.

На прогулках надо рассматривать с детьми красивые здания, цветники, привлекательные пейзажи, расцветку осенних листьев и многое другое, что всегда найдется в любом месте нашей страны. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении с обучением орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

Внедрение развивающего обучения на уроках английского языка в средних классах

Сравнив полученные результаты с первоначальными данными нами были предложены методические рекомендации для каждой группы учащихся. В 7А классе была проблема с размером текстов, которые учащиеся рассказывали...

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции...

Декоративное рисование в детском саду

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету...

Декоративное рисование в детском саду

Работа с детьми этой группы проводится при постепенном усложнении материала, данного в предыдущий год...

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников...

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность занятия - 20 минут...

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях

Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1...

Методика обучения подвижным играм в дошкольных учреждениях

В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания...

Восприятие и сравнение множеств в средней группе Основное внимание уделяют упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп). Детей учат выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста

1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника" Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми...

Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами и имею непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений...

Конспект занятия по

Декоративному рисованию

(дымковская роспись).

« Курочка Ряба».

(средняя группа).

Котова Марианна Валерьевна

воспитатель МОУ начальная школа – детский сад с. Иня,

Охотского района. Хабаровского края

Программные задачи: Закрепить с детьми знания полученные ранее о дымковской росписи; умение расписывать основными элементами дымковской росписи объемные игрушки; упражнять в составлении узора и подборе цветов, соответствующих колориту росписи; развивать у детей интерес к русскому народному творчеству и эстетический вкус.

Подготовительная работа: Рассматривание альбома « Дымковская игрушка», дымковских игрушек

(промышленного производства) , знакомство детей с историей возникновения дымковской игрушки, выставка детских работ.

Материал к занятию: Краски, образцы основных элементов росписи, большие объемные игрушки из бумаги, кассета с записью сказки « Курочка Ряба».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать сказку « Курочка Ряба» в грамзаписи.

Воспитатель: Вы узнали что это за сказка? А вы всех персонажей сказки знаете? А что с ними приключилось?

Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто – то пришел наверное к нам в гости. Заходите, пожалуйста! Странно, стучат, а не заходят. Давайте просмотрим, кто же это к нам пришел?!

Воспитатель вместе с детьми открывает дверь, за дверью стоят большие объемные игрушки из бумаги (белого цвета)

Воспитатель: Странно, как они здесь оказались?! Кто их здесь оставил?! Посмотрите ребята какие они грустные и не веселые, наверное им очень плохо. Как вы думаете почему игрушкам может быть плохо? (ответы детей). Знаете, а мне эти игрушки кого – то напоминают. А вам? Правильно. Это персонажи нашей любимой русской народной сказки « Курочка Ряба». А грустные они наверное от того, что они не нарядные. Давайте мы им поможем! Распишем их самой веселой росписью - дымковской, которой на Руси игрушки расписывают. Посмотрите на нашу выставку. (Дети называют основные элементы дымковской росписи).

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетную игру « Мастерская маленьких художников». Вспомнить с детьми порядок создания узора; художник сначала придумывают узор, а только потом начинают рисовать. Дети по желанию, выбирают понравившийся им персонаж и начинают рисовать.(По 2 ребенка на одну игрушку).Воспитатель напоминает детям, что во время работы разговаривать нужно вполголоса, чтобы не мешать друг другу, расписывать игрушки аккуратно, не торопиться и договариваться между собой. Воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком, помогает в выборе элементов росписи если дети затрудняются и расположении узора на игрушке.

Воспитатель: Ну вот, все игрушки у нас расписаны. Посмотрите какие они стали нарядные, красивые. Молодцы. Славно потрудились!

Стук в дверь.

Воспитатель: Опять к нам кто – то стучится. Входите пожалуйста!

В группу заходит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: Ой, ребятушки – касатушки, здравствуйте! Вы тут случайно мои игрушки не встречали? На одну только минуточку отлучилась, хотела в мастерскую к умельцам отнести, а они куда – то пропали.

Воспитатель: Бабушка Маланья! А это случайно не твои игрушки?
Бабушка Маланья: (рассматривает игрушки) Нет, не мои. Мои были белые, скучные, а эти вона какие веселые аж глаз радуется.

Воспитатель: Значит это были все таки твои игрушки. Они стояли у нас под дверью и плакали, а мы их разукрасили, нарядили и развеселили.

Бабушка Маланья: Знать и в правду это мои игрушки! Молодцы, ребятушки! Настоящие умельцы – художники! За такую работу надо обязательно отблагодарить. (бабушка Маланья раздаёт детям угощение)

Воспитатель: Спасибо за угощение, а теперь сказка!

Дети инсценируют сказку « Курочка Ряба».

Бабушка Маланья: Молодцы, ребятушки, порадовали бабушку. Мне очень понравилось как вы расписали мои игрушки и им тоже у вас понравилось. Поэтому я решила вам их подарить. А сейчас мне пора, внучата дома ждут. До свидания!

Бабушка Маланья прощается с детьми, они приглашают её ещё к ним в гости.


Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой

Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада

(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Основная литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

(25 занятий из 35 ≈ 70%)

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

(10 занятий из 35 ≈ 30%)

К концу года дети могут:

ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.



Сентябрь

I неделя

Занятие №1

Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .

Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.

Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.

Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).

II неделя

Занятие №2

Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.

Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).

III неделя

Занятие №3

Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.

Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.

IV неделя

Занятие №4

Тема занятия : « Красивые цветы ».

Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.

Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Октябрь

I неделя

Занятие №5

Тема занятия : « Золотая осень ».

Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.

Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

I I неделя

Занятие №6

Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.

Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.

I II неделя

Занятие №7

Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.

Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.

Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №8

Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.

Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.

Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.

Ноябрь

I неделя

Занятие №9

Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .

Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №10

Тема занятия : « Маленький гномик ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.

Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №11

Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».

Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №12

Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.

Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.

Декабрь

I неделя

Занятие №13

Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:

На руке моей перчатки.

Пальцы в ней играют в прятки.

В каждом малом уголочке

Пальчик, словно в теремочке!

Сколько будет уголков,

Столько будет теремков!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.

Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.

I I неделя

Занятие №14

Тема занятия : « Снегурочка ».

Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.

Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.

Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №15

Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .

Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Строит матушка – зима?

Не проехать, ни пройти!

Белый город на пути!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.

Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).

I V неделя

Занятие №16

Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )

Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Январь

I I неделя

Занятие №17

Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.

Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

I II неделя

Занятие №18

Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .

Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Под березками, в теньке,

Дед облезлый на пеньке!

Весь сосульками оброс,

В рукавичку прячет нос.

Кто же этот старичок?

Отгадай…

(Снеговичок.)

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.

Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.

I V неделя

Занятие №19

Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».

Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Февраль

I неделя

Занятие №20

Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .

Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.

Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.

I I неделя

Занятие №21

Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .

Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.

Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №22

Тема занятия : « Развесистое дерево ».

Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.

Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №23

Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .

Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.

Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

Март

I неделя

Занятие №24

Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».

Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.

Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №25

Тема занятия : « Девочка пляшет ».

Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №26

Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .

Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.

Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №27

Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .

Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.

Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

I V неделя ».

Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87.

Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

Программное содержание : учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; развивать цветовосприятие. Оборудование : силуэт фартука, акварель красного, зелёного, желтого цвета, банки с водой, салфетки, подставка для кисточек, два образца украшенных фартучков, заяц.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Но почему то он очень грустный?

Зайка, почему ты такой грустный, разве ты не рад снова встретиться с ребятами?

Ну что вы, я очень люблю приходить к Вам в гости. А грустный я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать свой пушистый мех.

А давай, зайка, спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться?

Правильно, ребята, надо одеть фартук.

Посмотри,зайка, а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь.

Вот, только они совсем не украшены.

Мы с ребятами с удовольствием раскрасим их для тебя. Согласны ребята?

У меня есть несколько фартуков с разными узорами. Давайте все вместе посмотрим на них.

Чем украшен этот фартук?

Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?

Вверху и внизу фартука.

Вы знаете как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги.

А какой узор между полосками?

Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке?

Какие вы молодцы, конечно, один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки?

Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки?

Молодцы, конечно зелёные. А цветы?

Великолепно, молодцы, цветы красного цвета.

А как нам нарисовать листочки?

Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – вот наш листочек и готов.

А как нарисовать цветочек?

Замечательно, молодцы, нарисуем кружочек и закрасим его.

Давайте посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый?

Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем же они похожи?

Правильно, элементы узора одинаковые : листочки, цветочки и полоски.

Скажите, с чего вы начнете украшать свой фартучек?

Правильно, конечно с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от листа бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора.

Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать.

А пока вы думаете над своим узором, немного передохнем.

Физкультминутка :

Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Сладкий тортик испечем,

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом (трем ладошка о ладошку)

И кокосовою стружкой,

Мы посыплем торт немножко (пальцы собираем в щепотку)

А потом заварим чай.

И пойдем гостей встречать (разводим руки в стороны) .

Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх.

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.

Мы с зайкой будем смотреть как Вы рисуете.

Если нужно, помочь детям индивидуально. Напомнить, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночки.

3 часть. Анализ детских работ.

А теперь давайте посмотрим на наши украшенные фартуки.

Ты тоже, зайка, посмотри.

Зайчик, тебе нравятся наши фартучки?

Конечно, нравятся!

Мы тебе дарим все эти фартучки, чтобы ты не испачкал свой красивый мех, когда будешь печь для гостей торт.

Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашем гостем.

Ну а теперь надо убрать своё рабочее место.

Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.



Похожие статьи
 
Категории