Эдуард мане самые известные картины с названиями. Самые известные картины мане

19.02.2019
Мане представил низкорослую и толстую Лолу в полный рост на фоне театральных кулис. Даже условная одежда Лолы воспринимается правдивой и искренной. Мане рисовал эту одежду тщательно, деликатно выписывая каждый узор шали, золотые украшения на руке, красные кисти на черной юбке. Это одновременно и портрет и сценический образ.
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни - здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия». Полагают, что в качестве стоя́щей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане.


Бар в Фоли-Берже 1882г 96х130см Courtauld Institute of Art, London, UK
«Фоли-Бержер» - варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину - последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.
Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что в их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.

Мане Эдуард (Manet, Edouard)

Мане Эдуард (Manet, Edouard) (1832-1883 гг.) , французский живописец и график, своим искусством предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников.

Практически всю жизнь творчество Мане сталкивается с противодействиями и трудностями. Его отец был главой департамента министерства юстиции и готовил сына к карьере юриста. Он был ярым противником художественного образования для сына. И молодому художнику приходится постоянно бороться с требованиями влиятельного отца, что вынуждает его покинуть дом.

Изучение живописи в академическом стиле и манере романтизма (модной в то время), не притягивает Эдуарда. Он постоянно изучает работы и творчество художников прошлого, посещает множество музеев и много путешествует (Италия, Венеция, Флоренция, Голландия, Дрезден, Прага, Вена). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.

Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Эдуард настойчиво стремится к признанию в Париже, но его ранние работы отвергаются критиками. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве », но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Мане добивается известности, хотя и скандальной.

Новаторская живопись Мане подвергалась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарём в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции современного человека ("Завтрак на траве ", 1863 г.).

В конце 1860-х гг. Мане сблизился с Э. Дега , К. Моне , О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием тёмных цветов сменилось более светлой и свободной живописью ("В лодке", 1874 г.). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни ("Нана", 1877 г.; "В кабачке папаши Латюиль", 1879 г.). В самом значительном и глубоком его произведении Бар ""Фоли-Бержер"" (1881-1882 гг.) показана иллюзорность и призрачность счастья среди сверкающего, праздничного веселья. Мане обращался к самым разнообразным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий в живописи .

С 1881 он болен атаксией — нарушением координации движений. Дальнейшая жизнь художника связана с постоянным развитием болезни. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии.

Картины Эдуарда Мане:


Завтрак на траве
1863 г.

Музыка в саду Тюильри
1862 г.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?

1. Завтрак на траве. 1863 г.


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины ).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. . Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и .

Помните его ? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г.


Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. , Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его . Только вместо собачки художник изображает черного кота.


. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье

3. Балкон. 1868 г.


Эдуард Мане. Балкон. 1868 г.

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница . Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.


Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом . Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного . Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.


Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в . Самая известная из них – Кабачок.


Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г. 1832 - 23 января родился в Париже. Отец Огюст Мане занимал высокий пост в Министерстве Юстиции. Мать Эжен-Дезире Фурнье - дочь французского консула в Гётеборге. Интересно что, король Швеции Карл XIII приходился крёстным отцом матери Эдуарда Мане.
1839 - Мане учится в пансионе аббата Пуалу. С 1844 по 1848 год учится в коллеже Роллена, особенных успехов в учёбе не проявлял. Эдмон-Эдуард Фурнье - брат матери Эдуарда Мане разглядев художественное призвание племянника подталкивает его к обучению живописи.
1847 - провалив вступительные экзамены в мореходную школу, для подготовки к повторным экзаменам отправляется в учебное плавание на "Гавр и Гваделупа". Из всех стран, что Мане посетил за этот период самое сильное на него произвела Бразилия. Активно пишет пейзажи и членов команды парусника.
1849 - опять проваливает экзамены в мореходную школу и отец видя успехи сына в живописи соглашается с выбором Эдуарда Мане быть художником.
1850 - Эдуард Мане поступает в мастерскую Тома Кутюра.
1853 - совершает путешествие в Италию с обязательным в то время посещением Венеции и Флоренции, где Мане изучает работы итальянских художников. Далее Мане попадает в Мюнхен, Дрезден, Прагу и Вену, где активно посещает музеи и знакомится с работами великих мастеров живописи.
1856-1858 - почти ежедневно посещает Лувр, где делает копии известных полотен. Эдуард Мане с Альбером де Белларуа снимают помещение на улице Лавуазье для мастерской. К 1858г Эдуард Мане уже довольно известен в Париже, как художник с хорошими перспективами.
1859 - Мане считает, что уже может выставлять свои работы на ежегодном Парижском Салоне. Он представляет работу "Любитель абсента", но жюри Салона отклоняет её, только Делакруа голосует "За", остальные и в том числе Том Кутюр голосуют "Против".
1861 - Мане переезжает в новую мастерскую в квартале Батиньиоль. На Парижский Салон принимают две работы Мане: "Портрет родителей" и "Гитареро"(Испанский гитарист), последняя даже была удостоена награды Салона. Признание Салона приносит Мане славу и деньги, но самое важное признание со стороны отца.
1862 - Салон отвергает работы предложенные Мане. Эдуард Мане договаривается с Мартине о выставке не в рамках Салона, но успеха у этого предприятия нет, только отрицательные отзывы.
1863 - Мане женится на голландке Сюзанне Леенхофф.
1863-1864 - Эдуард Мане выставляет свои полотна на официальном Салоне и на Салоне Отверженных. "Завтрак на траве" подвергается очень плохим отзывам на Салоне.
1865 - "Олимпия" повторяет судьбу "Завтрака на траве", официальный Салон закрыт для Мане. Травля вынуждает Мане на время покинуть Париж и художник отправляется в Испанию, где изучает работы Эль Греко, Гойи и Веласкеса.
1866-1867 - Мане сближается с художниками Клодом Моне, Полем Сезанном и Эдгаром Дега. Позже эту группу назовут импрессионистами, но сейчас они друзья и единомышленники. Во время Всемирной выставки 1867г Мане представил более пятидесяти своих работ в собственном павильоне близ моста Альма.
1870 - осада Парижа, Мане будучи республиканцем участвует в защите города.
1874 - активно пишет с Клодом Моне в Аржентее. Жюри Салона отвергает полотно "Железная дорога".
1875-1876 - на Салон не принимают его работы "Бал-маскарад в Опере" и "За кружкой пива".
1879 - жюри более благосклонно и на Салон принимают "В лодке" и "В оранжерее". В сентябре Эдуард Мане испытывает первый острый приступ атаксии - нарушение координации движений.
1881 - Антонен Пруст, новый министр культуры и друга детства Эдуарда Мане способствует,награждению художника орденом Почётного легиона.
1882 - картина Мане "Бар в Фоли-Бержер" получает признание на Парижском Салоне.
1883 - 19-го апреля Эдуарду Мане ампутируют ногу и через 11 дней он умирает. Похоронен на кладбище Пасси в Париже.

(1832-1883) французский живописец

Наряду с картинами Э. Дега и О. Ренуара творчество Эдуард Мане стало своеобразным переходным мостиком между культурой Высокого Возрождения и культурой новейшего времени. Он первым начал эксперименты со светом и композицией, тем самым подготовив основные открытия своего выдающегося современника - Клода Моне .

Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Внешне он скорее походил на респектабельного джентльмена.

В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард Мане учился у Т. Кутюра. Он также самостоятельно изучал произведения Джорджоне, Тициана , Д. Веласкеса, Франса Гойи , Эжена Делакруа и испытал их влияние. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Широкой публике Мане стал известен начиная с шестидесятых годов. Правда, не обошлось без скандала. В 1863 году он пишет «Завтрак на траве» и «Олимпию», которые вызвали острую критику у представителей традиционной школы. Они постарались сделать все возможное, чтобы помешать художнику выставляться.

Почему же картины Эдуарда Мане воспринимались так негативно? Дело было не только в том, что он писал обнаженную натуру (такие картины появлялись на выставках и раньше), - Мане выступал против самой стилистики академизма, уже известных и хорошо освоенных сюжетов. Поэтому художник и разместил обнаженных натурщиц среди элегантно одетых мужчин («Завтрак на траве»).

Да и его парафраз сюжета известных картин Тициана и Джорджоне «Венера» носил явно шокирующий характер: для того чтобы подчеркнуть красоту обнаженного тела натурщицы и своеобразную игру цвета, художник ввел сочетание двух ранее несовместимых характеров - белой и черной женщин. Кроме того, в своих картинах он отразил собственный взгляд на красоту женского тела, который противоречил традиционному идеальному образу богини.

В конце десятилетия Эдуард Мане резко меняет изобразительную манеру и переходит от темных или контрастных цветов к светлой и раскованной живописи. Тогда же он начинает рисовать на природе. Таковы его картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке»(1874).

Эдуард Мане часто строил свои произведения на контрасте: прописывая яркую среду, окружающую героя, он практически не заботился о четкости силуэта самой модели, нередко обозначая ее с помощью темных тонов. Так, например, он сделал в своей картине «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882).

Для выражения творческого замысла Мане предпочитал рисовать широкими, отдельно расположенными мазками. При этом он всегда четко разделял две реальности: конкретную и иллюзорную. Предметы и силуэты людей всегда вписывались им в зыбкую, мерцающую и меняющуюся среду.

Творчество Эдуарда Мане многоообразно. Он не отдавал предпочтение какому-то одному жанру - с легкостью рисовал портреты, натюрморты, делал рисунки сангиной и даже создавал литографии и офорты.

Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Но тем не менее Мане остался в истории графики как интересный художник, автор серии иллюстраций. Наиболее известные из них - иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте, и к «Ворону» Эдгара По , сделанные в технике литографии. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».

В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Как и в других работах, художника прежде всего интересовала передача динамики движения, которой он достигал не только ярким противопоставлением основных цветов - темного и светлого, но и через движение самих пятен. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».

Из-за тяжелой болезни художник оказался прикованным к креслу, и тогда основным жанром для него стали натюрморты. Они поражают богатством цветовой гаммы и осознанием удивительной жизненной силы, что, например, отчетливо проявляется в его картине «Розы в хрустальном бокале» (1882-1883).

Техника импрессионизма - использование размытого контура - помогла ему создать удивительные зарисовки цветов и выразительные портреты современников. В своих картинах художник как бы сохранил свое сиюминутное восприятие букета цветов.

Надо особо отметить, что в конце творческого пути критика привыкла к яркой выразительности его картин. Эдуард Мане был по достоинству оценен еще при жизни: в 1881 году он был удостоен высшей награды Франции - ордена Почетного легиона.



Похожие статьи
 
Категории