Французское возрождение. Общая характеристика и периодизация французского возрождения

21.04.2019

Особенности эпохи Возрождения во Франции.

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. В отличие от Италии, где в северных областях уже в XIII в. происходит политический переворот и возникает ряд совершенно самостоятельных городских республик, во Франции, где буржуазное развитие было сравнительно замедленным, господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

В XV в. весьма расширился сформировавшийся еще в предыдущем столетии слой наследственной бюрократии из буржуазии в суде и в администрации. При этом часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Однако французская буржуазия не пускалась в смелые предприятия и, не развивая, ввиду отсутствия удобных рынков, большой внешней торговли, предпочитала спокойный и верный доход: она занималась главным образом ростовщической деятельностью, реализуя государственные займы и вкладывая деньги в сельское хозяйство. Из этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии по сравнению с итальянской или даже английской и, в частности, слабое ее участие в гуманистическом движении.

Вообще сильное влияние Италии является одной их важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска I (1515 – 1547). Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французские дворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд, красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов – Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенебло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п. Их итальянских гуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был Юлий Цезарь Скалигер (умер в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистической драмы.

Параллельно шло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянское посредство.

Франциск I лично хотел возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем, но на самом деле он только следовал за умственным движением эпохи. Их его советников, истинных руководителей движения, на первое место дожжен быть поставлен Гильом Бюде (1468 – 1540). Бюде принадлежит огромное число работ на латинском языке по филологии, истории, философии, математике и юридическим наукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое во взглядах Бюде заключалось на религию, мораль, воспитание сближает его с Эразмом Роттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно быть основано на филологии. Так возник в 1530 г. «Коллеж трех языков» (древнееврейского, древнегреческого и латинского), получивший позднее название «Коллеж де Франс», который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбу французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различать два периода – до середины 1530-х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходивших критически ко всем вопросам, включая и основы религии, но при этом мало склонные к проповедничеству и борьбе. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль (1455 – 1537), толкователь Аристотеля по новому способу, т.е. обращаясь исключительно к первоисточникам и старясь проникнуть в их подлинный смысл, не искаженный схоластическими комментариями. Вслед за тем у Лефевра появилась мысль применить тот же метод к книгам Священного Писания, – и здесь он обнаружил, что ни о постах, ни о безбрачии духовенства, ни о большинстве «таинств» в Евангелии не говорится. Отсюда возникла у него и его друзей мысль вернуться к первоначальной чистоте евангельского учения, создать «евангелическое» вероисповедание. Углубляясь далее в рассмотрение принципов христианства, Лефевр в 1512 г. выдвинул два положения, ставшими затем основными для протестантизма всех толков: 1). Оправдание верой, 2). Священное писание как единственная база религиозного учения. Для укреплений новой доктрины Лефевр опубликовал свой перевод Библии – первый на французский язык.

В это время французский протестантизм вступает в свою вторую фазу. Его главой становится Жан Кальвин (1509 – 1464). Кальвин окончательно формулирует свое учение в «Наставлении христианской вере» , первоначально появившемся на латинском и переизданном пять лет спустя на французском языке. С этого момента созерцательный, утопический евангелизм сменяется суровым, воинствующим кальвинизмом.

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве Бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно первому их них каждый человек от рождения предназначен либо к вечному блаженству, либо к вечным мукам, независимо от того, как он будет вести себя в жизни. Он не знает, к чему предназначен, но должен думать, что его ждет спасение, и всей своей жизнью должен показывать это. Таким образом, эта доктрина «предопределения » ведет не к фатализму и пассивности, а, напротив, является побудителем к действию.

Таким образом, если во второй четверти XVI в. протестантизм распространился почти исключительно среди буржуазии, и притом более или менее равномерно по всей Франции, то, начиная с середины века, он усиленно распространяется среди южнофранцузского дворянства. Когда во второй половине XVI в. разгорелись религиозные войны, именно кальвинисты-дворяне, боровшиеся против абсолютизма, выступили организаторами и руководителями восстания; причем при окончании войны многие их них примкнули к католицизму.

Во Франции, разделившейся на два лагеря – католиков и протестантов, вполне национальной партии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине, нередко действовали в союзе с иноземными властителями. Гугеноты (так протестанты назывались во Франции), не имевшие опоры в народе, постоянно призывали на помощь своих единоверцев из Германии, Голландии, Англии. Что касается католиков, то в начале они представляли собой партию национального и религиозного единства, однако с течением времени, особенно после того как в 1576 г. создалась Католическая лига, главари партии стали искать поддержки у Испании и даже подумывали о передаче французской короны испанскому королю Филиппу II.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства, но большинство из них не могло мириться с узостью и с суевериями католицизма. И от кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, все усиливающий фанатизм. Но все реже рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идейном устройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов. Однако наиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французского Возрождения, как Рабле, Деперье, Монтень, сторонились религиозной распри, одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и скорее всего склонялись к религиозному свободомыслию.

Литература. Типическими чертами, общими более или менее для всех писателей века, являются, с одной стороны, стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, с другой стороны – культ прекрасного, забота об изяществе формы. В соответствии с этим рождаются новые жанры или радикально трансформируются старые. Появляются колоритно и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, затем особенно Ронсар и «Плеяда» ), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д’Обинье), философские «опыты» (Монтень) и т.д.

Как для поэзии, так и для прозы характерен более широкий, более реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны. Абстрактность и наивная назидательность постепенно исчезают.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов:

1. Первая половина XVI в. Расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм, вера в возможность построить лучший, более совершенный уклад жизни.

2. Середина 1530-х гг. Настроение омрачается надвигающейся реакцией, религиозный и политический раскол еще не успел в полной мере проявить свое разрушительное действие.

3. Вторая половина XVI в. В обстановке начинающихся или подготовляющихся религиозных войн, среди гуманистов наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования.

4. Третья четверть XVI в. Делаются мощные усилия для создания новой, вполне национальной поэзии и богатого общенационального языка.

5. 1560-е гг. Начиная с этого периода кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает, с одной стороны, боевые схватки и брожение умов, вызванное гражданскими войнами, с другой стороны – углубленные искания, подготовляющие уже позднейшие формы общественного и художественного сознания.

Кружок Маргариты Наваррской

Одним из крупных гуманистических и культурных центров Франции в первую половину XVI в. был двор Маргариты Наваррской (1492 – 1549). Маргарита сочувствовала протестантизму и, возможно, была сама тайной гугеноткой. При ее дворе находили приют гуманисты, подвергавшиеся преследованиям за вольномыслие; ее прямому вмешательству многие «еретики» были обязаны спасением от костра.

Будучи женщиной весьма образованной, Маргарита была плодовитой писательницей. Она стремится к освобождению человеческой мысли и чувств от гнета средневекового аскетизма и схоластики, но вместе с тем не может отрешиться от религиозного мировоззрения и известного морализма. Маргарите принадлежит огромное число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозно-моральная тематика. Чаще всего они посвящены неоплатоническим идеалам возвышенной любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

Наиболее значительное ее произведение – сборник новелл «Гептамерон» , написанный ею в подражание Боккаччо. Подобно последнему, она намеревалась сочинить 100 новелл, но успела всего лишь 72. Пять господ и пять дам из хорошего общества были задержаны в пути ливнями, размывшими дорогу. Чтобы скоротать время они решили рассказывать друг другу занимательные истории, подвергая их затем пространному обсуждению. Под условными именами путешественников в качестве рассказчиков выступает сама Маргарита, король Франциск, их мать и др.

В отличие от новелл Боккаччо, рассказы «Гептамерона» редко имеют своим источником готовый странствующий сюжет; обычно они передают действительные происшествия из придворной жизни, которые Маргарита наблюдала непосредственно или знала понаслышке. Видное место среди них занимают любовные похождения, героем которых иногда выступает, под каким-нибудь предлогом, Франциск I, славившийся своим волокитством. Значительно реже попадаются новеллы из жизни средних или низших слоев общества. В некоторых их них разоблачается корыстолюбие и разврат монахов.

«Гептамерон» представляет собой ценный документ для изучения нравов, чувств, идейных противоречий французского Возрождения. Однако кругозор Маргариты ограничен, и ей недостает подлинной смелости мысли. Это особенно проявляется в длиннейших педантичных послесловиях к новеллам, сбивающихся на церковную проповедь и не имеющих ничего общего с веселыми и острыми замечаниями слушателей новелл в «Декамероне» .

Маргарита Наваррская поддерживала дружеские отношения со многими гуманистами и писателями. К лицам, состоявшим непосредственно на службе у Маргариты, относится прежде всего поэт Клеман Маро (1496 – 1544). Маро прежде всего придворный поэт, отражающий в своих легких, изящных стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Он замечательный мастер малых форм. Кроме двух поэм – риторического произведения «Храм Купидона » и сатирической поэмы «Ад» - ему принадлежит несколько сот эпиграмм, рондо, посланий, элегий и т.п. Это живые, непосредственные отклики на все то, что происходит в придворном кругу и в личной жизни поэта: мелкие происшествия, любовные увлечения, интриги, празднества, ходатайства о какой-нибудь милости, интимные признания и сатирические картинки.

Другим крупным писателем кружка был Жан Бонавентура Деперье. Главное его произведение – «Кимвал мира» , написанное в манере «Разговоров богов» Лукиана, состоит из четырех диалогов. В первых двух диалогах изображаются приключения Меркурия. По приказу Юпитера он спустился на землю, чтобы отдать в переплет истрепавшуюся «Книгу судеб»; но два плута, встретившиеся с ним в харчевне, выкрадывают у него эту книгу и подменивают ее другой, в которой рассказывается о любовных похождениях Юпитера. Далее Меркурий, желая посмеяться над людьми, выпрашивавшими у него «философский камень» , растолок этот камень в порошок и разбросал крупицы его; с тех пор люди, копошась в пыли, разыскивают частицы «философского камня», оспаривают их друг у друга, ссорятся, и каждый утверждает, что чудесный камень раздобыл именно он. В третьем и четвертом диалогах выступают говорящие животные – сначала лошадь, чудесным образом получившая дар речи и обличающая своего конюха, который жестоко с ней обращается и крадет деньги, отпускаемые на ее корм, затем две владеющие человеческим языком собаки. Они решают скрыть свою способность от людей, чтобы те как-нибудь ее не использовали. Другой вывод их – лучше все же жить по-собачьи, чем влачить существование несчастного рода человеческого.

Деперье принадлежит также сборник новелл под заглавием «Новые забавы и веселые разговоры» . По своему построению и сюжетам эти очень коротенькие, несложные истории чрезвычайно похожи на средневековые повестушки-анекдоты. В этих рассказах с огромной силой проявилось народное начало: оно сказывается не только в общих оценках изображаемого и в характере юмора, но даже в самой манере повествования, близкого к народной речи и пересыпанного пословицами и выражениями из народных песен.

Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Толчком к созданию этого Романо послужил выход в свет в 1532 г. в Лионе анонимной народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа» . Успех книги, в которой остроумно пародировали средневековые рыцарские романы, навёл Рабле на мысль использовать эту форму для передачи более глубокого содержания; в том же 1532 г. он выпустил в качестве ее продолжения книгу «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа» . В этой книгу Рабле еще близко придерживается подсказанной ему народной книгой схемы средневековых романов (детство героя, юношеские странствия и подвиги и т.п.), из которых он почерпнул многие образы и сюжетные мотивы. Наряду с самим Пантагрюэлем выдвигается другой центральный герой эпопеи – неразлучный спутник Пантагрюэля – Панург.

Ободренный успехом своего замысла, Рабле в 1534 г. выпустил под тем же псевдонимом (Алькофрибас Назье) начало истории, долженствовавшее заменить собой народную книгу, под заглавием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» , которое составило первую книгу всего романа. Фантастика уступила место гротескным и нередко гиперболическим, но, по существу, реальным образам, и шуточная форма изложения прикрыла очень глубокие мысли. Здесь сосредоточены важнейшие моменты Романо Рабле. История воспитания Гаргантюа вскрывает различия между старым схоластическим и новым гуманистическим методами в педагогике. Речь магистра Ианотуса де Брагмардо, упрашивающего Гаргантюа вернуть похищенные им колокола, - великолепная пародия на пустозвонную риторику сорбоннистов. Далее следует описание вторжения и завоевательных планов Пикрохола – блестящая сатира на феодальные войны и на королей феодального типа. На фоне войны появляется фигура «монаха-мирянина» , брата Жана, - олицетворение физического и нравственного здоровья, грубоватой жизнерадостности, освободившейся от средневековых пут человеческой природы. Заканчивается книга описанием основанного по плану брата Жана Телемского аббатства, этого средоточия разумных, культурных наслаждений и абсолютной свободы личности.

«Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет после большого перерыва, в 1546 г., с обозначением подлинного имени автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. Сатира Рабле в «Третьей книге» стала по необходимости более сдержанной и прикрытой. Книга открывается картиной мирной и гуманной колонизации покоренной Пантагрюэлем страны дипсодов – картиной, явно задуманной как антитеза хищнической колониальной политике эпохи. Книга заполняется беседами и рассуждениями, в которых Рабле проявляет свою ученость в области ботаники, медицины, юриспруденции и т.п. Поводом к этому служит то, что Панург никак не может решить, жениться ему или нет (т.к. он ужасно боится «рогов»), и у всех спрашивает совета. Отсюда – целая серия гротескных персонажей, к которым он обращается: «философы» разных толков, не способных вымолвить ни слова, судья Бридуа, решающий все тяжбы бросанием игральных костей, и т.п. В этой книге излагается философия «пантагрюэлизма» , который для Рабле равнозначен внутреннему спокойствию и некоторому равнодушию ко всему происходящему вокруг него.

Первая краткая редакция «Четвертой книги героических деяний и речей Пантагрюэля» , вышедшая в 1548 г. (снова под именем Рабле), также носит по указанным причинам сдержанный в идейном отношении характер. Но четыре года спустя Рабле выпустил в Париже расширенное издание этой книги, где дал волю своему негодованию против новой королевской политики, поощрявшей религиозный фанатизм, и придал своей сатире исключительно резкий характер.

Главным источником Рабле явились народное творчество, живая фольклорная традиция, пропитывающая весь его роман, а также те произведения французской средневековой литературы предшествующих двух-трех веков, в которых народное начало проявилось с наибольшей силой. Рабле немало почерпнул из обрядово-песенной образности, из народных повестушек, анекдотов, пословиц и прибауток своего времени.

Язык Рабле – причудливый, полный синонимических повторов, нагромождений, идиом, народных пословиц и речений – имеет своей задачей передать все богатство оттенков, свойственное ренессансному материально-чувственному восприятию мира, освобожденному от всех пут и ограничений средневекового мировоззрения. Однако наряду с этим бурным потоком тонов и красок можно наблюдать в стиле Рабле огромную языковую структуру, использование всех грамматических средств, включение большого запаса научных и технических терминов, латинских или греческих слов и выражений.

Гротескно-комическая струя в романе Рабле выполняет несколько назначений. С одной стороны, она служит целят «заманивания» читателя, должна его заинтересовать и облегчить ему восприятие сложных и глубоких мыслей, положенных в основу романа. С другой стороны, она же маскирует эти мысли, смягчая их выражение, служит для книги щитом против нападок цензуры. В средние века обличье шутовства делало возможными очень смелые высказывания и профессиональным шутам разрешалось говорить, паясничая, то, что считалось недопустимым в устах кого-либо другого. Частный случай гротеска Рабле – исполинские размеры Гаргантюа и всего его рода в первых двух книгах (начиная с третьей Пантагрюэль приобретает обычное человеческое обличье). Черту эту Рабле перенял их народной книги, но опять-таки она получила у него новое и притом сложное осмысление.

За 20 лет, в течение которых Рабле писал свой роман, его взгляды и оценки менялись в зависимости от перемен, происходивших вокруг него в политической и умственной жизни Франции. Отсюда отсутствие в романе полного единства, особенно заметное при переходе от второй книги к дальнейшим. Все больше к прежнему смелому оптимизму примешиваются нотки разочарования и чувство горечи, вызываемые картиной крушения прежних надежд. Однако, несмотря на эволюцию во взглядах и настроениях, своим основным идеям Рабле остается верен на протяжении всего романа. Рабле дает им в своем произведении самое боевое выражение. Он – натура активная, воинствующая. Его перо – его оружие. Он говорит: «Мало чести тем, кто употребляет в дело только глаза и, подобно лодырям, бережет свои силы, почесывая голову и зевая по сторонам» .

Рабле зло осмеивает средневековый суд, феодальные войны, старую систему воспитания, всякую схоластику, богословскую метафизику и религиозный фанатизм. Его педагогические идеи, близкие к воззрениям Леонардо Бруни, Бюде, Эразма Роттердамского, ярче всего выражены в картине воспитания Гаргантюа, у которого было два учителя. Первый, педант Тубал Олферн, знал лишь один метод обучения – зубрежку. Гаргантюа за 5 лет и 3 месяца выучил азбуку так хорошо, что «мог говорить ее наизусть в обратном порядке». Таким же способом им усваивались и другие книги. Но отец его, заметив, что из таких занятий мальчик «не извлекает для себя никакой пользы и, что хуже всего, только глупеет», пригласил к нему другого учителя, по имени Понократ. Этот последний позаботился о том, чтобы мальчик не столько заучивал, сколько осмысленно усваивал знания, чтобы ученье было для него не обузой, а интересным и приятным умственным развлечением, чтобы знания были тесно связаны с практической жизнью. Во время утренних и вечерних прогулок Понократ объяснял мальчику устройство неба, восхода солнца, показывал ему звезды. За обедом он сообщал ему сведения о тех злаках и животных, которые употребляются в пищу. Арифметике он обучал его и во время карточной игры. Чередуя занятия с отдыхом, Понократ знакомил Гаргантюа с ремеслами, обучал его игре на разных инструментах, уделяя должное внимание физическим упражнениям – верховой езде, плаванию, фехтованию. Воспитанный таким образом, Гаргантюа становится добрым и разумным правителем. Он заботится о благе своих подданных, поощряет книгопечатание, приветствует изучение древности. Гаргантюа сам заявляет: «Государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями» .

Не менее выразительно изображение у Рабле феодальных войн. Король Пикрохол, сосед Грангузье, отца Гаргантюа, много лет живший с ним в мире, вдруг пошел на него войной за то, что подданные Грангузье, жившие около границы, силой отняли несколько лепешек у подданных Пикрохола, не желавших из упрямства продать их. И хотя деньги за лепешки были все же уплачены и Грангузье готов был лепешки вернуть, Пикрохол, подстрекаемый своими полководцами, начал войну. Но им уже мало владений Грангузье: на военном совете они строят планы завоевания чуть ли не всего мира.

Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений и понятий, Рабле противопоставляет им новое, гуманистическое мировоззрение, для которого, в его понимании, наиболее характерны требование свободы человеческой личности от всяких уз, стихийный материализм и антифеодальные тенденции.

Красной нитью через весь роман проходит вера в благость природы, в естественную «доброту» человека. Все естественные влечения, по мысли Рабле, законны, и, если их не насиловать, они приведут лишь к действиям разумным и моральным.

Все, что связано с практикой католицизма, подвергается у Рабле жестокому осмеянию. Он ненавидит богословов, глумится над римской церковью и папой, над всякой мистикой. Для Рабле нет ничего более ненавистного, чем монахи. Рабле сравнивает монахов с обезьянами, которые «всюду гадят и все портят, за что и получают от всех насмешки да колотушки» . Когда Гаргантюа мучит бессонница, брат Жан дает ему мудрый совет: «Я никогда так хорошо не сплю, как во время проповеди или же на молитве. Я вас прошу: давайте вместе начнем семипсалмие, и вы сейчас же заснете, уверяю вас!»

В романе Рабле особенно выделятся три образа. Первый из них – образ доброго короля в его трех вариантах, по существу, мало отличающихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль.

Гаргантюа – сын великана Грангузье и королевы Гаргамеллы. Его образ в целом гротесковый. В детстве, например, Гаргантюа «расчесывал волосы стаканом», «садился между двух стульев», «черпал воду решетом», «ковал, когда остывало» . Нелепые выходки героев Рабле и их фантастические преувеличенные черты внешнего облика и характера символизируют невозможность заковать свободные и естественные проявления жизни в безупречно правильные и строго логичные формы. В образах добродушных великанов Гаргантюа и его сына Пантагрюэля, которые превосходят окружающих не только физической силой, чрезмерным аппетитом, размерами, но и своими душевными качествами, проявляется гуманизм Рабле и его вера в колоссальные возможности человека.

Пантагрюэль – сын короля Гаргантюа и принцессы Бадбек. Мать новорожденного умерла от родов, поскольку он был очень велик. Аппетит его был прямо пропорционален размерам: он отгрыз вымя и полживота у коровы, которая давала ему молоко, разорвал на части и проглотил огромного медведя. Однако ничуть не меньшие аппетиты Пантагрюэль демонстрирует по отношению к наукам: выполняя волю отца, он приобрел обширные познания, «касавшиеся всех отраслей» , и все ученые мужи по сравнению с ним «не более, как телята в мантиях» . Благородство и милосердие Пантагрюэля проявляются в мудрой политике, которой он придерживается в стране дипсодов, земли которых завоевал. Он противник необходимости ограбления и разорения завоеванных стран, на чем настаивают «иные тиранического склада умы» , он напротив, считает, что их необходимо «охранять от всяческих бурь, напастей и повреждений» . Сущность характера Пантагрюэля, который стремится жить в гармонии с окружающим миром, - это, по словам Рабле, «глубокая и несокрушимая жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно» . Философия «пантагрюэлизма» , которую исповедуют герои книги, отрицает всякий аскетизм, подавление и ограничение природных потребностей и духовных устремлений человека.

Панург – друг великана Пантагрюэля, вместе с которым составляет неразлучную и одновременно комическую пару: рядом с Пантагрюэлем Панург, который имеет нормальный рост и телосложение, кажется карликом. Автор характеризует Панурга как озорника, шулера, кутилу, гуляку и жулика и тем не менее открыто симпатизирует оптимизму и жизнелюбию своего героя, называя его «в сущности, чудеснейшим из смертных» . Панург – неизлечимый игрок, который любит игру ради нее самой. Из-за страсти к игре он часто совершает нелепые и безрассудные поступки, за которые то терпит побои, то подвергается преследованиям, но никогда не теряет присутствия духа. Когда Пантагрюэль после победы над дипсодами дарит другу поместье Рагу, беспечный Панург проматывает все доходы с него на три года вперед. Пантагрюэль уговаривает его быть бережливее, но тот со смехом заявляет: «Будьте жизнерадостны, веселы и довольны – иного богатства мне не надобно» . Парадоксальное поведение Панурга, которому ненавистно все догматическое, косное устоявшееся, трезвое и незыблемое, символизирует неустанный поиск человеческого духа, которому свойственно сомневаться во всем ради того, чтобы обрести еще большую глубину.

Жан-зубодробитель бывший крестьянин, а теперь монах, не похожий на своих собратьев. Жизнерадостный, решительный, не теряющий присутствия духа в самых опасных ситуациях, Жан прежде всего труженик. «Он трудится, пашет землю, заступается за утесненных, утешает скорбящих, оказывает помощь страждущим, охраняет сады аббатства» . Жан – человек миролюбивый, но, когда на его родину напали войска Пикрохола, он (в то время, как другие монахи в страхе молились) скинул рясу и «взмахнув перекладиною от креста, внезапно ринулся на врагов … обрушился на низ со страшной силой и, по старинке колотя их чему ни попало, стал расшвыривать, как котят» . Жан мечтает о благополучии всего народа, и именно ему принадлежит идея создания Телемского аббатства – сообщества равных и счастливых людей.

Короли-завоеватели. Короли Пикрохол и Анарх, мечтающие о мировом господстве, являются злой сатирой Рабле на европейских государей, ведущих захватнические войны. Они являются антиподами мудрых правителей Гаргантюа и Пантагрюэля. Так, Пикрохол на военном совете строит бредовые планы захвата «… Голландии, Зеландии, Баварии, Австрии, Швеции, Дании, Италии, Шотландии, Англии, Польши, Литвы …» и других стран, а один из его приближенных, Молокосос, уже видит себя наместником в Московии, обещая растоптать, растрепать, разгромить, растрясти, разнести, расшибить ее жителей. Точную характеристику подобным правителям дает Панург: «Эти чертовы короли здесь, у нас на земле, - сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой прихоти будоражить весь мир войнами» . У Рабле феодальные воякм бесславно заканчивают свою военную карьеру: лишившись власти, Пикрохол стал «простым поденщиком в Лионе» , а из Анарха получился «один из самых бойких продавцов зеленого соуса, каких только знала Утопия» .

«П л е я д а»

В конце 1540-х годов возник литературный кружок, состоявший из нескольких молодых образованных дворян, энтузиастов, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой, гуманистической по своему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии. Сначала этот кружок именовался «Бригадой», но затем по числу его членов стал называться именем созвездия из семи звезд – «Плеядой». Руководителем и общим учителем группы юных поэтов был знаток древних языков и литератур Дора, но всоре истинными вождями ее сделались Пьер де Ронсар и Жоакэн дю Белле. В 1549 г. вышел в свет манифест этой поэтической школы – «Защита и прославление французского языка», составленный дю Белле, но вдохновленный в значительной степени Ронсаром.

«Защита и прославление французского языка»

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена проблеме поэтического языка, вторая – теории поэзии. Первая часть начинается с протеста против мнения некоторых лиц, будто бы французский язык – язык «варварский», не приспособленный для изложения на нем тонких мыслей и высоких предметов так, как это можно сделать на языке греческом или латинском. Однако сам по себе французский язык достаточно гибок, благозвучен и силен: надо только обогатить его и облагородить. Автор напоминает о том, что некогда языки греческий и латинский были также грубыми, совершенства они достигли лишь в результате длительных упражнений; в частности, латинский язык вполне развился благодаря долгой учебе у греческого. Такой же путь должен проделать и французский язык. Лучшее средство его обогащения и возвышения – заимствование из древних языков целого ряда слов и оборотов речи. Но заимствования должны производиться с разбором, разумно, в соответствии с духом родного языка. К тому же источником обогащения французского языка должна быть не только античность, но язык ремесленников, моряков, художников, диалекты, словообразования и т.д.

Вторая часть трактата начинается в утверждения высокого представления о поэте и его миссии. Поэтом надо родиться. Но одного природного дарования мало: его нужно развивать работой над собой и упражнениями. Лучшая школа для поэта – античность. И здесь повторяется та же самая мысль, которая высказана была относительно языка: нужно учиться у древности для того, чтобы преодолеть ее и выйти на путь самобытного, вполне национального творчества. Не следует переводить древних авторов, так как это означает полное подчинение себя им, но надо подражать им с разбором и толком. Дю Белле убеждает поэтов бросить старые, средневековые формы – баллады, рондо, виреле и т.п. – и писать эпиграммы, элегии, оды, сатиры по образцу латинских поэтов, таких мастеров в этих жанрах, как Овидий, Гораций, Катулл, Марциал, а также сонеты в подражание Петрарке и Саннадзаро, трагедии и комедии, следуя знаменитым древним образцам, наконец, героические поэмы в манере Гомера, Вергилия и Ариосто.

Ронсар и влияние Петрарки на его творчество

Ронсар – один из величайших певцов любви, для изображения которой он пользуется более разнообразными и богатыми средствами, чем Петрарка. Мы находим у него огромное количество оттенков и переходов чувств, ситуаций, деталей. У Ронсара любовь всегда материальная, но вместе с тем нежная и одухотворенная, как и образ любимой женщины. В начале своего творчества Ронсар начал культивировать любовную поэзию (сборники «Любовь к Кассандре», «Любовь к Марии» ), пользуясь по преимуществу формой сонета, которую он разработал до совершенства. Здесь в начале у Ронсара чувствуется сильное влияние Петрарки, от которого он постепенно освободился, найдя вполне самостоятельный тон, гораздо более чувственный и реалистический, чем у итальянского поэта и его подражателей.

Возрождение в книге М. Монтеня «Опыты»

«Опыты» Монтеня представляют собой собрание наблюдений, анекдотов, мыслей, комментированных выписок из древних и новых авторов, Записанных Монтенем без видимого порядка, по мере того как они приходили ему в голову. Однако эта книга обладает глубоким внутренним единством – единством темы и единством мировоззрения. Предмет изучения Монтеня – человек, природу которого он понимает иначе, чем его предшественники – гуманисты начала или середины XVI в. (Рабле, Ронсар и др.). Для них человек – существо устойчивое, определенное, которое, чтобы обеспечить себе счастье, а миру – лучший порядок, должно лишь совершать правильные поступки. Крушение утопических идеалов раннего гуманизма заставило Монтеня усомниться в безупречности этих воззрений и подойти критически к самому понятию человека. Он утверждает, что человек – существо вечно меняющееся, приспосабливающееся ко всем климатам, режимам, условиям существования. Ни один человек не бывает в разные мгновения тождественным самому себе. В зависимости от обстоятельств человек может быть смелым или робким, гордым или скромным, благоразумным или безрассудным. Нет предела изменениям человека, и история есть не что иное, как повествование о тех изменениях, которые претерпевал человеческий род. Высшая наука Монтеня – это наука о человеке, изучающая не христианских писателей новых времен, а античных мыслителей и ученых.

Можно обнаружить глубокие соответствия между идеями Монтеня и идеями мыслителя зари французского Возрождения Рабле; многое роднит его также с другим вольнодумцем той поры – Деперье. Но гораздо важнее та линия развития свободной человеческой мысли, которая идет от него в будущие времена. Не говоря об огромном влиянии, которое Монтень оказал на многих передовых мыслителей и писателей большинства других европейских стран.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Зарождение Ренессанса во Франции

Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство новому поколению образованнейших людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что "король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов".

Литература

Поэзия

Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро - талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине , а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, "галльский блеск".

Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе .

Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты - сборник из 72 новелл под названием "Гептамерон ", т. е. "Семидневные". Вероятно, основная часть этого произведения была написана между и 1547 годами , в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от "большой" политики её брата, погружённая в "малую" политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. "Гептамерон" Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.

Титул издания второй книги "Гаргантюа и Пантагрюэля", Лион, 1571.

Проза

Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения является книга Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль ". Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился в сочинительстве. Рабле очень много путешествовал, знал нравы и крестьян, и ремесленников, и монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном и единственном романе он дал блестящую сатиру на людей своего времени.

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества . Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу : его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.

Филология

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен дю Белле в 1549 году опубликовал программный манифест "Защита и прославление французского языка". В этом сочинении опровергалось утверждение о том, что якобы только древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеалы, и утверждалось, что в своё время и древние языки были грубыми и неразвитыми, но именно совершенствование поэзии и литературы сделало их тем, чем они стали. Так будет и с французским языком, надо лишь его развивать и совершенствовать. Дю Белле стал своеобразным центром объединения его единомышленников и друзей. Пьер де Ронсар , входивший в него, придумал название "Плеяда" . Название было выбрано не случайно: так же называлась и группа из семи древнегреческих поэтов-трагиков. Ронсар этим словом обозначил семёрку поэтических светил на литературном небосводе Франции, это быта своеобразная французская поэтическая школа. В неё входили Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Антуан де Баиф, Реми Белло. Они отказывались от наследия Средних веков , переосмысляя своё отношение к античности. Уже при короле Генрихе II Плеяда получила признание двора, а Ронсар стал придворным поэтом. Он выступал в различных жанрах - оде, сонетах, пасторали, экспромтах.

Философия

Философская мысль во Франции того времени ярче всего была представлена Пьером де ла Рамэ , критиком схоластического аристотелизма . Тезис Рамэ "Всё сказанное Аристотелем ложно" стал начальной точкой новой европейской философии. Оторванным от жизни рассуждениям схоластов Рамэ противопоставил идею логически обоснованного, ориентированного на практику метода, названного им искусством изобретения. Средством создания метода должна была служить новая логика, начала которой Рамэ развивал в сочинении "Диалектика". Он был одним из крупнейших математиков своего времени и автором большого обобщающего труда "Курс математики".

Бонавантюр Деперье - один из самых самобытных деятелей Ренессанса. Он был филологом и переводчиком, служил секретарем Маргариты Наваррской. В 1537 году анонимно опубликовал книгу сатирических диалогов "Кимвал мира". Книга была признана еретической и запрещена. Деперье объявили "отступником от праведной веры", он был удалён от двора Маргариты Наваррской. В итоге гонения привели его к самоубийству .

Современник Деперье Этьен Доле защищал несчастных, которых отправляли на костёр по обвинению в связи с нечистой силой. Полагая высшим благом познание причин, сам Доле заключает, что всё сущее возникло не по высшей воле, а в силу "необходимых для этого действующих причин". Какое-то время покровительство знатных и богатых лиц спасало Доле от инквизиции . Однако в 1546 году он был обвинён в том, что его перевод Платона противоречит христианскому учению о бессмертии души. Доле был осуждён и сожжён на костре. Участь автора разделили и все его книги.

Гуманизм

Гийом Бюде

Одним из выдающихся французских гуманистов был Жак Лефевр д"Этапль . Он был очень образованным человеком: энциклопедистом, филологом и философом, теологом, математиком, астрономом. Получил образование во Флоренции и стал основателем во Франции школы математиков и космографов. В конце XV - начале XVI века д"Этапль опубликовал комментарии к произведениям Аристотеля , отмеченные стремлением по-новому взглянуть на освящённый традицией авторитет короля философов. В 1512 году он издал комментарии к Посланиям Павла , в которых обосновал необходимость критического анализа сочинений отцов христианского вероучения. Он перевёл на французский язык Библию (до того времени она существовала только на латинском языке), но этот перевод был осуждён Сорбонной как еретический. Будучи на самом деле мечтательным и тишайшим гуманистом, Лефевр д"Этапль испугался последствий собственных идей, когда понял, к чему на практике они могут привести.

Вокруг д"Этапля группировались ученики, сторонники христианства, изучавшие евангельские тексты, среди которых особенно выделялся филолог Гийом Бюде, ставший одним из вождей гуманистического движения во Франции. Человек широчайшего кругозора, он внёс существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римской и греческой филологии. Его труд "Замечания на 24 книги Пандект" положил начало филологическому анализу источников римского права. В сочинении "Об ассе и его частях" развивалась идея двух культур - античной и христианской. Заботясь о славе Франции, он возлагал ответственность за её угасание на правителей и влиятельных лиц. Он даже написал книгу "Наставления государю". Благодаря Бюде была создана библиотека в Фонтенбло, позднее её перевели в Париж, и она стала основой Национальной библиотеки Франции . Бюде много и серьёзно разговаривал с королём Франциском, который под его влиянием учредил в Париже Королевский коллеж - Коллеж де Франс . Там стали преподавать греческий, латинский и древнееврейский языки.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и его пути очень скоро стали тернисты. В Европе усиливалась католическая реакция. С середины 30-х годов XVI века Сорбонна, напуганная успехами гуманизма, выступила против его представителей. Меняется и отношение французской королевской власти и двора к гуманистам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами преследований стали крупные французские гуманисты - Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро .

Театр

Французский театр эпохи Возрождения не достиг уровня Италии, Испании и Англии . Этьен Жодель стал постановщиком первой французской трагедии в "классическом", т. е. античном стиле. Называлась эта трагедия "Пленённая Клеопатра".

Архитектура

Архитектура раннего периода Возрождения во Франции испытала сильное итальянское влияние. Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа , замки Азе-ле-Ридо , Шенонсо , Шамбор . В этот период очень широко использовались различные украшения зданий. Вершиной архитектуры Возрождения стало здание нового королевского дворца Лувра . Его строили архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон . Гужон первоначальное художественное образование получил во Франции. Затем очень много путешествовал по Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении во Францию он изваял своё первое знаменитое произведение - статую, известную под названием "Диана". Это был своеобразный портрет Дианы де Пуатье , герцогини Валентуа. Статуя украшала замок Ане . Диана изображена нагой и лежащей с луком в руке, облокотившись на шею оленя. Её волосы собраны в косы, в которые вплетены драгоценные камни, возле неё - собака. Эта скульптура так понравилась королю, что он поручил Гужону другие скульптурные работы в замке Ане. Гужон украсил также статуями Экутанский замок, отель Карнавале в Париже, парижскую ратушу , в которой обращали на себя внимание резанные мастером из дерева панно "Двенадцать месяцев", затем ворота Сент-Антуан с четырьмя великолепными барельефами "Сена", "Марна", "Уаза"и "Венера, выходящая из волн". Все эти работы сейчас находятся Лувре. Для церкви францисканцев Гужон изваял барельеф "Снятие с креста", наконец, его работе принадлежит "Фонтан нимф" в Париже. Этот фонтан до сих пор считается лучшим произведением французской архитектуры.

Изобразительное искусство

Гуманистический интерес к человеку проявился и в изобразительном искусстве, особенно в портрете. Торжественное выражение лиц и величавость поз в портретах Жана Клуэ сочетались с остротой индивидуальных характеристик. Интересны так же и портреты Франсуа Клуэ .

Наука

Бернар Палисси

Проблемы естествознания разрабатывал Бернар Палисси. Он был крупным учёным-химиком и открыл способ изготовления цветной глазированной керамики. Высоки были достижения в области математики. Теорему Франсуа Виета , талантливейшего математика, жившего в те времена, и сегодня изучают в школах. В области медицины большую роль сыграл Амбруаз Паре , превративший хирургию в научную дисциплину.

В первой половине 15 века, на предпоследнем этапе

Столетней войны, Франция пережила тяжелый кризис.

Затем народное выступление с Жанной д’Арк, освобож-

дение страны, быстрое вохрождение художественной

жизни, политического могущества и культуры. Победа

Людовика XI способствовала политическому объедине-

нию страны.

Возникновние социальной группы «Дворянство леан-

тии» роль которой будет в дальнейшем будет возрастать.

Зараждение нового отношения к реальному миру.

Архитектура, скульптура. Живопись.

Архитектура.

В 15 веке Готика вступает в последнюю фазу развития

- «Пламянная готика».

Строительство новых соборов прекращается, глав-

ное внимание украшению и расширению старых зданий

(пристройка колокольни, башни, пышных парталов,

папертей). Развивается гражданское зодчество (Ратуши).

Возникакет новый тип городского асабняка (отель) на

смену укрепленному жилищу феодала.

Дом богатого финансиста короля Карла VII

Жака Кёра в Бурже.

Отличается богатством убранства с типичными

формами готики (стрельчатые арки, пинакли, крабы) со-

читаются с характерными для французской

Скульптура.

Господствует консерватизм, готические традиции, лиш

медленно уступает место новому большое распростране-

ние получает повсеместно статуарная пластика (статуи

Мадонны и других святых) утратившее от ныне тесную

связь с архитектурой. Особенно характерно для этого пе-

риода группы «положение во гроб» , «Пьета (оплакивание

Христа), насыщенные потетикой и драмматизмом.

Живопись

Сильное длительное воздействие на французскую

живопись 15 века - Нидерланды. Хотя можно говорить о

сложившейся национальной школе живописи связанной

с вековой традиции готики и отличающийся строгостью

и стилем.

Школа Прованса

Принадлежало крупное значение в 15 веке.

«Благовещение» анонимного художника.

Изображение чисто французской архитектуры, но и

тесная связь фигур с монументальной архитектурой

«Сердце объятое любовью»

Книжная миниатюра рукописи алигорического ро-

мана. Миниатюры проникнуты поэтическим чувством,

передача освещения: восходы солнца и комнаты, озарен-

ной пламенем камина.

Авиньонская школа

«Оплакивание Христа»

Проникнута суровым драматизмом, на золотом фоне

выступают крупные силуэты фигур, располеженных

в одной плоскости, напоминая высокий рельеф. Вы-

разительность готического рисунка и строгая простота

композиции, сочетаются с резной моделировкой, при-

дающий формам какбы граненый характер.

Замковое зодчество эпохи возрождения.

Архитектура 16 в.

В развитии Архитектуры 16 века можно выделить 2-а

этапа. 1ый этап - период Раннего Возрождения нач 16

1540 годов 2ой этам - середина и вторая половина 16

Архитектура раннего Возрождения формировалась

под воздействием приёмов итальянской архитектуры и

даже при непосредственном частичном участии её масте-

-«корпус Франциска I» в замке Блуа

Показатели его известный дворцовый фасад с замеча-

тельной открытой винтовой каменной лестницей. Обилие

каменной резьбы.

-Замок Шамбор

Представляет собой новый тип загародного дворца,

предназначенного для временного пребывания во время

охоты и увесилений.

В шамборе применены еще многие характерные эле-

менты замка - крепости (внутренний замкнутый двор,

рвы с подъемными мостами, Богини.

Вместе с тем они сочетаются с новыми чертами - зда-

ние симетрично по общей композиции.

Очень живописен общий силуэт здания:

Высокие башни, кровли, трубы, чердачные окна в

несколько ярусов.

В отделке внутреннего и внешнего обликов здания

Элементы ордеров (воспринимаются как декор).

Королевский дворец Лувр в Париже

Построен на месте снесённого одноименного готиче-

ского замка - крепости.

Корпус (Леско - Гужон) вошел в существующее, расши-

ренеое в последствии многочисленными перестройками,

громадное здание Лувра.

Здание было задуманно с квадратным в плане вну-

тренним двором, вокруг которого располагались корпуса

с размещенными в них в один ряд помещениями.

3х этажное здание расчленено в первых этажах орде-

рами, верхних этажах трактован аттиковым. В отличии

от построек начала 16 века строгие класические, прори-

сованные ордера определяют в Лувре композиционную

структуру фасадов.

Для фасада характерно широкое применение декора-

тивной скульптуры с многочисленными аллегорическими

изображениями. Они выполнены с архитектурными чле-

нениями; фигуры даны в смелых перспективных ракур-

сах, наглдно сведетельствующих о превосходном знаии

пластики человеческой фигуры

(архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон).

Синтез архитектуры и скульптуры.

Дворец Анэ

Внешне он уже почти ни чем не напоминает замка-кре-

пости. Лишь окружавшие дворец рвы (связь с замком-

крепостью).

Большие сложные по формам ворота вели в парадный

дворец, с трех сторон ограниченый жилыми корпусами

Центральный портал был решён в 3-х ордерах, разме-

щенных в класическом соподчинении. Нижний - дориче-

ский, средний ионический, верхний - коринфский.

В капелле дворца Делорм применил особенную для

Франции того времени, систему метрического зала с

купольным перекрытием.

Другие скульптурные работы Ж. Гужона.

Надгробный памятник Луи де Брезе в Руан-

ском соборе

Это сложное двухярустное сооружение примыкающее

к стене. В верхней части его помещена на фоне арки кон-

ная статуя, которую фланкируют две кариатиды с каждой

стороны поддерживающие широкий антаблемент.

Кариатиды исполненные с большой свободой и

уверенным мастерством (знакомство с классическими

моделями)

5 рельефов для амвона ц. Сен-Жермен

4 фигуры Евангелистов и Оплакивание Христа

Большое влияние маньеризма, отдельные фигуры за-

имствованы у Пармиджано и Россо, выражение чувств

подчинено декоративному эффекту, но вместе с тем от-

личается мастерством в отделке драпировок, обрисовыва-

ющих формы тела.

Фонтан нимф

Скульптурные украшения фонтана состояли из 6-ти

узких вертикальных рельефов с нимфами в легких про-

зрачных одеждах, держащих в руках опрокинутые кувши-

ны, из которых льётся вода, 3 длинных горизонтальных

рельефов с изображением наяд и тритонов и 3-х рельефов

с амурами.

Несомненна связь со шк. Фонтенбло. Им свойственны

вытянутые пропорции фигур и изысканная элегантность

В творчестве Гужона французское искусство Возрож-

дения достигает полной зрелости. Оно обладает чисто-

той стиля, сдержанностью и тонким чувством ритма и

гармонии.

Жермен Пилон

Сосредоточил свое внимание не на рельефе, а на мону-

ментальной скульптуре.

первая гробница Генриха II

Представлена группой трех граций, на голове которых

покоится урна с сердцем короля. Группа выполнена по ри-

сункам Рафаэля, но классические пропорции фигур и их

строгие римские драппировки переработаны в соответ-

свии со стилистическими приемами школы Фонтенбло

вторая гробница Генриха II

Королевский мавзолей исполнен по рисунку Прима-

тиччо. Ее украшают четыре бронзовые статуи добродете-

лей (близки грациям, но отличаются большей свободой

движения)

Резкий контраст им состовляют фигуры коленопрекло-

ненных Генриха II и Екатерины Медичи, выполненные в

реалистичных традициях французской пластики. Сболь-

шой остротой переданы безжизненные тела с запрокину-

тыми головами, покоящиеся на саркофаге

гробница Валентины Бальбиане

Изхудалое лицо с провалившимися щеками, ис-

тощенное тело с проступающими сквозь кожу костяком

противопоставлен изображению молодой женщины в

расцвете сил, одетой в нарядное платье.

мраморная статуя Диана

Обнаженная богиня, обнимающая оленя, стилистиче-

ски близка к фигурам граций.

Лижье Ришье

Мастер работавший вне Парижа

надгробный памятник Рене де Шалону

Фантастика и повышенная эммоциональность от-

личает созданный им надгробный памятник, представ-

ляющий помещенный в нише, на фоне пышной мантии,

подбитой горностаем, скелет, лишь частично покрытый

истлевшими кусками мышц, сухожилий, кожи, держащий

в поднятой к небу руке сердце

Творчество Фуке,

Жан Фуке (около 1420-около 1490)

Глава Турской школы, крупнейший художник 15 в.

Интерес к конкретным явлениям действительности,

точность и объективность. Наблюдения - черты сближа-

ющие его с Нидерландцами, сочетаюся в его творчестве с

очень развитым чувством классической формы, стремле-

нием к ленности, размерености и упорядоченности. Его

портреты отличаются жизненостью и очень правдиво

передают характерные черты моделей. Он моделирует

лица с широкими планами, стремясь передать основное,

опуская детали. Одежда ложится широкими складка-

ми, жесты предельно скупы. Не преукрашивая модели

художник придает им значительность соответствующую

высокому положению.

Диптих «Этьен Шивалье и Святой Стефан»

(левая створка) Изображает крупного государствен-

ного деятеля и его патрона Святого Стефана, силуэты

которых четко выделяются на фоне строгой архитектуры

мраморного зала.

Мадонна с младенцем (правая створка)

Мадонне изящной и молодой красавице одетой в плот-

но облигающий голубой корсаж обнажающий плечи и

грудь, и в красный плащь, преданы черты лица любовни-

цы короля Агнесы Сюрель.

Чистые, светлыен,не прозрачные краски наложены

тонким и ровным слоем, напоминая расскраску полих-

ромной архитектуры.

К самому драгоценному наследию Фуке относятся

«Иудейские древности» (миниатюры к ряду рукописей

Иосифа Флавия). Батальные сцены полны эпического ве-

личия, с мастерством переданы большие людские массы

Сражающиеся армии, движущиеся колонны войск.

«Часослов Этьена Шевалье»

Библейские и Евангельские сюжеты, с изображением

речных долин, селений, городов и замков франции, про-

явление знаний природы и животных.

Скульптура 16 века.

Первое по своему (художественному) значению место

во французском искусстве Возрождения принадлежит

скульптуре.

Приматиччо (по рисункам которого выполнялись де-

коративные фигуры Фонтенбло, оказал заметное влияние

на крупнейших мастеров французской пластики.

Характер французского Ренессанса XV–XVI вв. определялся процессами становления сильного централизованного государства, церковной реформой и нарастающим межрелигиозным противостоянием. При Людовике XI (1461–1483), признаваемом первым королем абсолютистского типа, центральной власти одна за другой были подчинены обширные территории, принадлежавшие знатным аристократическим родам, не признававшим короля. Важным событием, самым позитивным образом повлиявшим на общественное и промышленно-экономическое развитие страны, стала ликвидация в середине XV в. крепостного права и замена барщины оброком. Резко активизировавшееся участие широких масс в гражданской жизни во многом обусловило то, что в основу гуманистической идеологии были положены как формирующиеся буржуазные, так и традиционные народные воззрения. Отсюда – нацеленность на глубинное выявление своеобразия каждой личности и понимание природы человека, защита его естественных прав и потребностей.

Карнавально-фольклорная стихия будет определяющей у виднейших ренессансных авторов, являясь одним из способов утверждения внесословного равенства людей и свободы совести, реабилитации плоти и жизнерадостного мировосприятия. Если не детализировать, можно выделить два периода французского Возрождения: первый – до начала XVI в., приблизительно со времени завершения Столетней войны с Англией (1337–1453) и до конца правления Людовика XII (1498–1515); второй – со вступления на трон Франциска I (1515–1547) и объявления им себя в 1516 г. главой отделившейся от Рима французской католической церкви.

Ключевой фигурой литературы раннего гуманизма является Франсуа Вийон (ок. 1431 – после 1463), человек великого поэтического дарования и трудной судьбы. В поэмах со вставными балладами «Малое Завещание» (1456) и «Большое Завещание» (1461) искреннее раскрытие поэтом самых сокровенных личных чувств сплетается с умением посмотреть на себя как бы со стороны, с необходимой долей иронии и даже скепсиса. Он не боится говорить о силе плотских влечений, развенчивает куртуазную идеализацию любовных отношений. Поэт зло высмеивает ростовщиков, стяжателей, монахов, лицемеров всех родов, из-за которых мир разделился на два враждующих лагеря – сытых и голодных. Его волнуют неразрешимые проблемы бытия: быстротечность времени, уносящего красоту и молодость, неизбежность прихода старости и смерти, которой, к сожалению, единственной дано уравнивать людей. При множестве пародийных масок, постоянно прорывающихся трагедийных нотках, Вийон не дает победить себя злобе и отчаянию, явно отступающими перед его прославлением жизни и чувственных радостей.

Расцвет литературы французского Возрождения приходится на его второй период: кружок Маргариты Наваррской (К. Маро, Б. Деперье), романистика Ф. Рабле, поэтическая группа «Плеяда» (П. де Ронсар, Ж. дю Белле, Ж.А. де Баиф, Э. Жодель, Р. Белло, Ж. Дора, П. де Тиар). Главным произведением Франсуа Рабле (1494–1553), публиковавшимся отдельными книгами, последняя из которых выходит после смерти автора, стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1564). В окончательном варианте он состоит из пяти книг, последовательность которых предопределена хронологией описываемых событий.

I – «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля». II – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами». III – «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля». IV – «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля». V – «Пятая и последняя книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля». Уже одни эти заглавия дают почувствовать исходную комическую установку романа, затеянную автором художественную игру с «проницательным» читателем, приученным расхожей литературой к выспренным, интригующим названиям. Заимствуя гротескную эстетику народных книг, их карнавальную свободу в обращении с высоким и низким, Рабле, тем не менее, последовательно утверждает гуманистическое отношение к ценностным критериям действительности, в том числе и через изобличение их деформаций. Именно в ироикомическом ключе оригинально решаются важнейшие из поднимаемых в романе проблем. Скептически соотнося разные подходы в образовании и воспитании, автор показывает, как примитивная зубрежка может выхолостить даже классику (метод учителя Олоферна). И наоборот, как хорошо спланированная учеба может стать естественной слагаемой полноценного развития человека (система учителя Понократа).

В целом поддерживая монархическую систему правления, Рабле считает необходимым предупредить о тех бедах, которые несут народам неразумные государи (агрессивность, самонадеянность Пикрохола). Тем подробнее писатель раскрывает различные аспекты деятельности своих мудрых правителей Гаргантюа и Пантагрюэля. Они равно благосклонно, стараясь соблюдать интересы всех задействованных сторон, могут решать и важнейшие общегосударственные вопросы, и самые незатейливые, житейские, возникающие у отдельного человека (например, затянувшаяся на три книги щекотливая проблема Панурга – жениться или не жениться). В художественном мире Рабле-гуманиста подобное сближение, а нередко и карнавальное смешение, большого и малого, важного и несерьезного позволяет по-новому отнестись к господствующим мнениям и ходячим истинам. Ему претит одномерное восприятие действительности, когда все сложное, противоречивое и непонятное в ней осуждается и пренебрежительно отбрасывается ради сохранения утвердившегося эталона.

В этом смысле особенно показателен, на поверхностный взгляд, создаваемый как бы исключительно по шутовской модели образ Панурга. Легче всего увидеть его плутом и трусом, обжорой и выпивохой, постоянно озабоченным плотскими вожделениями. А между тем, изначально сделав его ближайшим другом и советником Пантагрюэля, включив в самые важные сюжетные перипетии, автор ненавязчиво привлекает внимание и к таким его качествам, как острота ума, находчивость, образованность, проницательность, преданность друзьям, не только обостренное себялюбие, но и способность прийти на помощь другим. По ходу повествования Панург – человек из парижской толпы – все более утверждается таким же значимым и достойным, как и царственные великаны. Если вдуматься, на фоне этой яркой, деятельной, умеющей самостоятельно выжить и утвердиться в не особенно к ней благосклонном мире фигуры вполне закономерно сугубо ироикомическое изображение писателем немногих картин, обращенных к утопическим мечтаниям об идеальных обществах. Каким-то выхолощенным, заформализованным предстает существование обитателей Телемского аббатства (не случайно нам дается понять, что даже знаменитый принцип «делай что хочешь» в силу господствующего там всеобщего энтузиазма и коллективизма превратился в правило всем и всегда дружно подхватывать то, что кто-то начал первым). Двусмысленным кажется и поведение переселенных Пантагрюэлем в страну дипсодов утопийцев, отличившихся разве что чрезмерным восхвалением, чуть ли не обожествлением своего благодетеля.

Вполне целенаправленно ориентируя свой роман не на утверждение чего-то завершенного и безусловного, а на поиск, сомнение, путешествие в неведомое, Рабле вряд ли мог серьезно относиться к бытовавшим готовым вариантам совершенного общества, будь-то на обособленном острове, или на обустроенной за королевский счет для узкого круга избранных территории аббатства. Пока что – время вопросов, не ответов. И потому в финале романа так неопределенно предсказание оракула Священной Бутылки, напомнившей древнее изречение о том, что истина в вине, одним емким словом: «Пей!». Тем не менее, его глубинную и конечно же ироничную суть, наверно, точно уловили главные герои романа, озадаченные, но вовсе не обескураженные мудрой простотой услышанного: никто не даст готовой формулы будущего, твори его сам, наполняя жизнь трудом, искренностью, знанием, любомудрием.



Похожие статьи
 
Категории