Где не сеют там и не. Жнет где не сеял, собирает где не расточал

18.03.2019

Ср. Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял:

Полно, лаком больно стал.

Ершов. Конек-Горбунок.

Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn.

Ср. Uno se la fa, e l"altro se la gode.

Pasqualigo. 3, 18.

Ср. Один сеет, другой жнет.

(турецк. ) Osman. 153.

Ср. Лошадь нашла, а осел съел.

(Сарт.) Vambery. 208.

Ср. Ego apros occido, sed alter fruitur pulpamento.

Я убиваю кабанов, а другой наслаждается мясом.

Diocletianus. Ср. Flav. Vopiec. 14.

Ср. Άλλότριον χάματον σφετέρην ες γαστέρ" άμώνται .

Atque metunt ventrem in proprium sudorem alienum.

Чужой труд (пот) жнут в свой желудок.

Hesiod. Theogonia. 599.

Ср. Άλλότριον άμας θέρος .

Чужую жнешь жатву.

Diogen. 2, 75.

Ср. Άλλότριον άμών θέρος .

Alieuam metens messem.

Чужую жатву жнущий.

Aristoph. in equitibus. 392.

Ср. Я знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял , и собираешь, где не рассыпал.

Матф. 25, 24.

Ср. Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

Иоанн. 4, 87.

См. зарывать талант свой .

См. sic vos non vobis .

См. чужими руками жар загребать.

  • - Тотчас же после разговора с Пелием Ясон стал готовиться к походу в Колхиду. Он объехал все страны Греции и всюду звал славных своими подвигами героев в поход в Колхиду за золотым руном...

    Энциклопедия мифологии

  • - Жнетъ гдѣ не сѣялъ, собираетъ гдѣ не расточалъ. Ср. Вишь, что старый хрѣнъ затѣялъ: Хочетъ жать тамъ, гдѣ не сѣялъ: Полно, лакомъ больно сталъ. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Из Библии. В Евангелии от Матфея сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки: «.....

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СЧАСТЬЕ -...
  • - см. Мир гинет, а рать кормится...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Выражение выступает в виде своеобразного теста-загадки на определение смысла быстро сказанного...

    Словарь народной фразеологии

  • - Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья - И зло наскучило ему М.Ю. Лермонтов. Демон...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ПРИЧИНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГУЛЬБА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОРОВСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. МНОГО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пречистая мать засевает, а покров собирает...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Неодобр. О бездельнике, лентяе. ДП, 257...

    Большой словарь русских поговорок

"жнет где не сеял, собирает где не расточал" в книгах

ВРАГ СОБИРАЕТ СИЛЫ

Из книги Под псевдонимом Дора: Воспоминания советского разведчика автора Радо Шандор

ВРАГ СОБИРАЕТ СИЛЫ Советские войска зимой 1941/42 года нанесли крупное поражение вермахту, разгромив на разных участках фронта до пятидесяти дивизий. Для пополнения обескровленных армий гитлеровскому командованию пришлось срочно перебросить из Германии, Франции и

«Я шел, я сеял; и произрастала…»

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

«Я шел, я сеял; и произрастала…» Я шел, я сеял; и произрастала судьба, мне щедро за труды воздав, но в горле слишком прочно кость застряла, естественной, как в рыбьем теле, став. Мне не вернуть Весам их равновесья, не уравнять непримиримость чаш; но в небе – знак, не

Полковник КГБ собирает мзду

Из книги Кремлевское дело автора Иванов Николай Владимирович

Полковник КГБ собирает мзду Совместная работа с КГБ даёт достаточно оснований для того, чтобы судить о нравах таинственного учреждения. А таинственного-то, оказывается, мало. Не раз приходилось убеждаться, что не интересы дела здесь превыше всего, а честь мундира.

Слушающий жнет

автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет

Из книги Откуда соколы взлетают автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки, а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета: учащенный пульс, повышенное артериальное

Империя собирает сведения

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Империя собирает сведения Пути В России первые сведения о юго-восточных предгорьях Кураминского хребта стали появляться в первой половине XIX века, когда через перевал Кендыр-даван (Кендырлик)306, разделяющий долину реки Ахангаран и Ферганскую долину, началось

19. Капитан собирает силы

Из книги Джон Браун автора Кальма Анна Иосифовна

19. Капитан собирает силы На Востоке все интересовались канзасскими событиями. Многие либерально настроенные дельцы стояли за свободные штаты, жертвовали деньги в комитеты помощи переселенцам и помещали статьи в газетах. Они с восторгом приняли человека, сражавшегося в

Земство собирает силы

Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

Земство собирает силы К осени 1611 года российская элита полностью дискредитировала себя. Многочисленные центры власти, точнее ее осколки, либо лишились последних признаков легитимности и народной поддержки, либо окончательно потеряли способность влиять на ситуацию.

Глава 1 Кто сеял ветер

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Глава 1 Кто сеял ветер О мировых кризисах и нравственности в политике Даже на памяти современников мировой финансово-промышленный кризис, начавшийся в 2008 году, - не первый. Тот, что разразился в конце 1980-х гг., способствовал, если не стал основной причиной краха экономики

Как Кремль сеял панику

Из книги автора

Как Кремль сеял панику Если верить А. С. Куликову, он разгадал «дьявольский план» организаторов митинга на Октябрьский площади в 14.30 и только тогда понял, как нужно действовать. На самом деле ничего неожиданного для командующего внутренними войсками МВД в 14.30 не

Жнет, где не сеял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жнет, где не сеял Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».Сам же евангельский

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ? Если говорить откровенно, классическая литература нас обоих еще со школьных лет раздражала и злила, роль ее безбожно преувеличивалась. Не было уголка жизни, который бы она не разоблачила, не пригвоздила к позорному столбу и т. д. и т. п. Лев Толстой

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. В отношении к духовной жатве находит свое совершенное исполнение поговорка: "один сеет, другой жнет". Если при

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури.

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту

Где внутренняя правда,
Там собранность души.
Когда наступит жажда,
Тогда вот и пиши.
Для всех заветных строк,
Что ты когда содеял,
Нам говорил пророк:
Не жни, там где не сеял.

Дерзай в мечте творенье,
Но помни наставленье.

Рецензии

Что за внутренняя правда,
Если нет к Душе Ростка,
Если нету Связи с Творчеством -
Нераскрытый к Свету Дня?!

Если жажда - будет грустно
И Росточек не пробьёт
То асфальтное бес чувство,
Что над Ним кладут, как гроб.

Только, если в Почву садишь,
Только, если вышел в Цвет,
Вот, тогда, проси о Счастье
Милый Сердцу Человек!
Владимир! Пусть, ваш Росточек пробьётся и узнает Истину, а не правду! Удачи!

С уважением,
Владимир

Вадим, вот мы с вами и приехали...
как говорится - пора подводить итоги.

По всему Вашему диалогу получается,
что Вы просто очередной бог Кузя,
который возомнил в себе право всех поучать под личиной доброжелательности,
да ещё от имени "Творца" (как Вы утверждаете).
Типичный пример попытки манипуляции. Ведь мы сейчас на моей ленте рецензий.
Обсудить - пожалуйста, а Ваши манипуляции здесь видны как на ладони.
Одна только фраза, что Вам дано особое право "Свыше!", да еще от имении всех "рабов", которых вы называете "Детьми" (с большой буквы)?
Ну и разговаривайте с собой, но только не от имени других.
Мы Вам этого права не давали, "бог Кузя".
И естественно, я посмотрел Вашу страницу (кстати о Детях с большой буквы). Но у меня хватает чувства этики - не завалиться к Вам и не поучать и не давать Вам разнос, что ваши истины какие-то не такие. Ведь один из моих профессиональных интересов - социальные сети на базе ИТ-платформы.

И еще, Вы мне очень льстите, называя философом, а я всего лишь преподаватель (управление, аналитика, ситуационный анализ, противостояние лжи и агрессии для руководителей).
Зато Вы мне дали хороший дидактический материал.
Цитаты:
- Пусть, ваш Росточек пробьётся и узнает Истину, а не правду!
- Если правда твоя, то она никому не нужна. Истина опирается на Творца и распространяется через Детей: Они Её Носители - поэтому Истина всегда сильнее, как правды, так и лжи!
- ... Вы так и не поняли о каких Детях идёт речь: тех, что вы мне приводите в качестве примера не имеют ничего общего с Теми, о которых говорю я - это божьи Дети...
- и говорить от Имени Их мне доверено Свыше! (?)
- Удачи вам, философ: смотрите на жизнь проще и ширше...
- ибо всякий взгляд от человеков не значит ничего с тем Словом, что произнесут Уста Младенца!
(так подробно - просто, чтобы сохранить в документальном виде)

Кстати, в завершение - сегодня прощенное воскресенье,
извините меня, если обидел чем-то.
И удачи Вам, и не нужно нам всем лишних манипуляций, просто из уважения к себе и к другим людям...

Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди» 5 класс

Нетрадиционные формы обучения. Урок-игра.

Разработка урока истории

Цели урока:

1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;

2. развивать умения работать с исторической картой, лентой времени, находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;

3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.

План урока:

1.Вступительное слово учителя (5 мин.)

2. Конкурс (35 мин.)

3. Домашнее задание (2 мин.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

Методы обучения:

1. Репродуктивный

2. Поисковый

3. Творческий

4. Наглядный

Средства обучения (оборудование): мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», таблицы результатов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (о типе урока, форме проведения, правилах игры, подведении итогов).

II. Конкурс Задания:

1. Придумать название команде (название должно соответствовать теме урока, выбрать капитаны команды).

2. Разминка: назвать нужное слово или выражение.

1 команде:

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)

4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)

5. Глава рода. (Старейшина)

6. Просьба к богу, духу. (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

2 команде:

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)

5. Несколько родовых общин. (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

3 команде:

1. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка, дубина…(заострённый камень)

2. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)

4. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)

5. Племенем управлял…(совет старейшин)

6. Изготовление различных изделий. (Ремесло)

7. Богатые и известные люди. (Знать)

8. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)

3. Историческая карта

1. Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Показать предполагаемую область прародины человека.

3. Отметить значками наиболее древние стоянки человека.

4. Решить задачу (по одному человеку из команды).

1. Сколько тысяч лет существует на Земле «человек разумный»?

2. Что возникло раньше: земледелие или обработка металла? На сколько раньше?

3.Что возникло позже: земледелие или обработка металла? На сколько позже?

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача: «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача: «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

(Амальрик А.С.Ю Монгайт А.Л. Что такое археология. – М., 1966, с.44-45)

Задача: «Почему не погиб однорукий охотник

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

  • знали (или не знали) гончарное ремесло;
  • изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);
  • торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

7. Исторические ошибки.

Команды должны найти в тексте исторические ошибки.

  1. Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса - к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?
  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
  1. Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.

III. Домашнее задание

Составить кроссворд «Жизнь первобытных людей».

IV. Подведение итогов. Выставление оценок (команда победитель – «5»)


Свт. Иоанн Златоуст

О, злоба рабская! О, крайняя неблагодарность! Он не только ничего не приобрел на данный ему талант, но еще и укорил за талант своего господина. Такова испорченность души: она помрачает разум, и человека, однажды совратившегося с прямого пути, низвергает в бездну. Все это сказано об учителях, чтобы они не скрывали того, что вверено им, но со всем тщанием передавали учащимся.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Григорий Двоеслов

Тот раб, который не захотел воспользоваться талантом, пришел к господину со словами оправдания: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое . Следует заметить, что ленивый раб называет своего господина жестоким , но при этом отказывается служить на пользу ему. Однако страшиться ему должно было только того, как бы не оказаться бесполезным для господина. В Церкви много людей, напоминающих этого раба, - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, а оставаться в пороках для них не страшно.

Хороший пример - Петр, который, будучи еще в немощах, увидев чудо с рыбами, говорил: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8) . Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Тайна лениваго раба: его презрение Бога, его ненависть к Богу, его отношение к Богу как к несправедливому, неправедному и немилосердному; т.е. он считает Его тираном, скупцом, насильником. От всего Божиего у ленивого раба остался один только страх перед Богом. Да и здесь он не сказал истины, потому что в нем все сместилось, и он не сумел быть откровенным перед Господином. Я знал тебя, что ты человек жестокий : т.е. Боже, ты суровый, немилосердный человек, ибо жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал . Другими словами: этот мир и люди в нем не Твои, ты только неправедно используешь человеческий труд; берешь себе то, что принадлежит людям; присваиваешь себе славу Господина и Творца мира, причем милосердного и великодушного, но на деле ты человек жестокий, скупец, который не дает своего и отнимает чужое. Поскольку ты такой, я не хотел использовать твой талант, твое добро; боялся я тебя, отошел далеко от тебя, скрыл талант твой в земле, - вот, тебе твое! (стих 25) .

Смотри, ленивый и лукавый раб не мог уничтожить талант Божий, имущество Божие; он должен был вернуть его Богу: Божие - Богу. - Это тип материалиста, атеиста, позитивиста, одним словом: гуманиста и гоминиста. Все они одного не хотят: не хотят Бога и ничего Божиего, хотят любой ценой оставаться при человеке и человеческом (подобно юродивым девам: Мф 25:1-13): не хочу Бога ни в этом, ни в ином мире, ни в этой, ни в иной жизни. И тогда начинается оцежевание комара и проглатывание верблюда. Такова на деле затея гуманистов всех родов. Затея - бессмысленная, безумная, сумасшедшая. - Да, но только для тех, кто прозрел. А для них? - Это торжество, которому нет равного ни в одном из миров, в котором они пресмыкаются.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Поистине известное слово: Непщевати вины о грехах (т. е. для измышления оправдания грехов) (Пс. 140:4) , относится также и к этому рабу, так что [у него] к лености и небрежности присоединяется еще преступление гордости. Действительно, тот, который просто должен был бы сознаться в своей бездеятельности и умолять домохозяина, - тот, напротив, злословит (на н)его и говорит, что он последовал благоразумному решению, - именно: не подвергать опасности целость [вверенных ему] денег, пока он будет обращать их в выгодных предприятиях.

Блж. Феофилакт Болгарский

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

Ориген

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Почему господин его , говоря ему в ответ и обличая его как лукавого раба и ленивого, не признал, что Он есть человек жестокий , как тот думал, а с другими его словами согласился, говоря ему: Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал ? Каким образом нам понять, что действительно наш Господь жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал ? Мне кажется, [это ясно] из следующего места: праведник сеет в дух , от которого и пожнет жизнь вечную (Гал. 6:8) . И все, что сеется другим (то есть праведным мужем) и пожинается в вечную жизнь, пожинает Бог; ибо Богу принадлежит праведник, и Он пожинает, где не Сам сеял, а тот праведник. Следовательно, мы скажем и то, что праведник расточил, раздал нищим (2 Кор. 9:9) , а Господь собрал в Себе все, что праведник расточил и раздал нищим, пожиная то, что не сеял, и собирая, где не рассыпал. Он причисляет Себе и считает, что Ему приносится все, что посеяно или расточено для нищих верующих, говоря тем, которые оказали добро своим близким: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:34-35) и прочее. И поскольку Он хочет жать, где не сеял и собирать, где не расточал, то, не найдя [этой прибыли], Он скажет тем, которые не доставили Ему [возможности] пожинать и собирать: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный , который уготовал Отец Мой дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф. 25:41-42) и прочее.

Один из рабов собрал себе меньшую добродетель, из-за чего домовладыка дал ему, как менее способному, один талант . Получив его, тот раб закопал его в землю и скрыл его в глубине, хотя должен был взять его и употребить в дело.



Похожие статьи
 
Категории