Герои добра и зла мастер маргарита. Список использованной литературы

19.03.2019

Вечное противостояние добра и зла освещается практически в каждой книге русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Добро в этом произведении освещает путь истины, а зло - наоборот, оно способно увести человека в невидимые дали.

Булгаков был уверен, что именно религия, вера Бога помогает заблудшему человеку найти свой истинный путь. Его персонажи помогают осознать позицию Булгакова.

В рамках «романа в романе», который написал Мастер, его герой Иешуа предстаёт перед безжалостным судьёй. В данном эпизоде идёт не совсем тема добра и зла, скорее тема предательства самого добра. Но отчего же? Прокуратор прекрасно осознавал, что обвиняемый, который стоял перед ним, не совершал преступных деяний, но тем не менее приказал казнить его. Он раб государственной системы, и таких же рабов Булгаков отобразил в Москве (например, Босой).

Иешуа - это воплощение добра и сочувствия, он был проницательным, щедрым, бескорыстным. Даже страх перед смертью не заставил его отречься от своих воззрений. Он верил, что в человеке всё равно преобладает его доброе начало.

Его противопоставление - Воланд - считал наоборот, что в человеке преобладает именно зло и корысть. Он находил в людях их пороки, грешные слабости, высмеивая их разными способами. Он вместе со своей свитой избавлялся от тех, кто отступал от добра, кто был развращён, высмеивая таких людей.

Но почему же сатана вызывает только улыбку и положительные эмоции? Ответом на вопрос служит эпиграф к роману, где как раз говорится, что зло совершает вечно благо. В этом романе Воланд - это вершитель судеб, он выступает за равновесие между злом и добром, пытаясь восстановить его. Однако его поступки всё равно нельзя назвать добрыми, ведь только при помощи зла он показывает людям на собственные пороки.

Добром в романе также выступает чувство между Мастером и Маргаритой. Их любовь показывает, на что готов пойти человек, как меняется он и мир вокруг с помощью такой силы. В Москве находилась нечистая сила, появился шабаш, творилась тёмная магия. И вроде всё пошло не так, ведь это любви помогла нечистая сила. Однако любовь сама по себе есть божественный дар, что доказывает, что любовь - это проявление добра и самоотдачи.

Роман полон не только загадок, но и ценностей. Булгаков красочно описал нечистую силу, ставя её на передний план, однако здесь всё же преобладает чистая и светлая любовь, всепоглощающая и всепрощающая. Добро выставляется в романе как сила созидания, которую ничто не может извратить или уничтожить.

Ещё одной главной мыслью автора становится сцена с балом сатаны. То есть человек должен пройти через все ужасы, круги ада, чтобы осознать одну простую истину: любовь - это единственная дорога, которая сделает его не только счастливым, но и также повелителем собственной жизни. Он же не станет рабом, коим был прокуратор, он будет по-своему свободен.

Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков несет своим читателям свет, при этом, не приукрашивая тьмы. Время, в которое писал автор, пыталось скрыть все плохое, в частности беззаконие. И самого Булгакова с его бесценными произведениями оно тоже хотело погрузить в небытие. Прошло много лет, прежде чем мы смогли познакомиться с его творениями.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое. На его страницах автор поднимает множество проблем, в том числе тему, вечную на века, - добра и зла.

Борьбу этих категорий писатель показывает своеобразно, по-своему ее переосмысливая. Москва – город, в котором существуют всевозможные пороки: зависть, ложь и лицемерие. И по ней проносится дьявольская свита. Во главе со своим предводителем, сатаной Воландом.

Это, конечно, фантастическое зло. Но через него автор раскрывает и зло реальное, которое просто выпирает наружу в некоторых персонажах. Развратник Степа Лиходеев пьет и ничего не делает, Никанор Иванович Босой живет, постоянно пытаясь обвести всех вокруг пальца, буфетчик варьете ворует, а поэт А. Рюхин скрывается за маской вечного лицемерия. Воланд легко срывает со всех личину, показывая истинную сущность этих людишек. Он раздевает гражданок, которые на сеансе черной магии накинулись на чужие деньги. Сатана считает, что это обычные люди. Они всегда были такими. Чего еще от них ждать?

Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.

Но не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.

Понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.

Мне очень понравился роман «Мастер и Маргарита», захватывающий и мистический. Там много юмора. По поводу добра и зла… Точно, что всё там не так просто – не так, как в сказках.

Например, Воланд – это само зло, по идее, но оказывается, что он и злых сам наказывает, и юмором обладает. Его свита не злодеи – монстрами они точно не выглядят. Хотя появляются в романе и вампиры (в варьете пугают), и ведьмы (на метлах летают), и зомби (на балу), и оборотни (в свинью обращенный)… Но они лишь «шалят», они подчиняются более высоким «инстанциям», если что.

Бегемот (который кот) и Фагот (клетчатый) просто смеются над людской жадностью, например.

Сцена в цирке с раздачей денег, которые после превращаются в фантики, одна стоит многого.

А добро это Иешуа. Но он показан как будто слабым, он не дарует и Мастеру счастье, лишь покой. Воланд готов спорить с Иешуа, с его посланцем.

В общем, добро и зло в этом романе не черное и белое. Всё сложно, тут зло может выступать добром. Просто у «злых» здесь более жесткие методы воздействия.

Зло, скорей, это московские обыватели. Для Мастера, к примеру, критики, которые его затравили. Для поэта Бездомного – врачи, которые в сумасшедшем доме не хотят ему верить. Но всех можно понять! Люди слабы, их жалеет даже сам Воланд.

Злится однажды главная героиня. Маргарита мстит критику за несчастную судьбу Мастера. Она со злом разносит его богатую квартиру. Она выпускает свой гнев, став ведьмой. Но может быть, она сделала, на самом деле, для него хорошую вещь… Вдруг только так она смогла разорвать его привязанность к вещам. Вдруг он вызовет ремонтников и влюбится в девушку, которая работает в службе доставки? То есть, прочитав роман, я пришел к выводу, что любое добро может привести к злу, а любое зло – к добру.

Если б всё в жизни было выкрашено или белым, или черным! Было б так просто… Но сказки мы изучали в начальной школе. Всё сложней. Хочется верить, что всё ведёт к хорошему.

Но вот дарован Мастеру покой. Вроде бы, хорошо. Но если Мастер на самом деле сойдёт с ума, то получится, что это был плохой дар. Или хозяин нехорошей квартирки оказался вдруг на море, так вдруг, если б остался, то его б удар хватил от нежданных гостей? Наверное, очень важно, что человек делает с тем, что получается у него в жизни. Можно постараться всё обернуть на благо.

Это люди всё стремятся упростить: плюс или минус. А так посмотришь на какое-то событие или человека: плохо это или хорошо. И сложно однозначно ответить…

Краткое сочинение Мастер и Маргарита - Добро и зло

В романе Булгакова существует целая иерархия понятий о добре и зле, отличающаяся от привычной житейской концепции. Свою иерархию автор развивает в системе главных персонажей, которая четко делится на мир людей и мир высшей силы. В каждом из миров есть представители как добра, так и зла.

Так, на стороне добра неожиданно выступают темные силы, которые творят свои черные дела в Москве и даже причиняют некоторый вред жителям этого города. Какое же тут добро? А ведь если подумать, тот вред, причиняемый людям, всего лишь способ обуздать сумасшедший народ, которому интересны лишь деньги. Это как некий способ вытянуть их из узкого кругозора денежных потребностей, в котором они заточены, пробудить в них настоящее зло, которое временно спит в каждом человеке.

Свита Воланда представляет собой, таким образом, и добро, и зло, что весьма противоречиво. Главное добро, которое они совершают, это возвращение Маргарите Мастера, и вечный покой, подаренный им обоим. Два этих персонажа будто бы представляют собой венец творения человечества, это люди, которые пережили боль и страдания, но при этом они остались людьми лишь благодаря любви.

Сторону зла представляют собой жители Москвы. Это и неверующий ни во что Берлиоз, который и поплатился за свое неверие и неуважение к высшим силам добра и зла, и члены Массолита, которые не были уничтожены свитой Воланда, но были им жутко напуганы за их жадность и алчность. Они не были уничтожены лишь потому, что в них ещё был жив небольшой страх перед высшим, поэтому у них ещё есть шанс на спасение своей души.

Благодаря всем этим героям автор раскрывает свой основной замысел. Вся беда человечества в их пороках, которые переходят из поколения в поколение, из века в век. Человек не меняется, таков вывод автора. Все люди жадны до денег, до богатства и обеспеченности, но не стоит винить и упрекать людей в этом, ведь в этом состоит их природа.

Это произведение доказывает парадоксальность веры в божественное и сатаническое. Вера в Бога предлагает надежду и молитву, а вера в сатану – справедливость, которой так не хватает в мире.

Сочинение №3

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - подобно самому автору весьма противоречивое и необычное произведение. Оно отражает глубокую личность писателя, его сложную духовную сущность.

Герои этой книги иллюстрируют собой проявления тех или иных человеческих чувств и эмоций. Но при этом ни одного из них нельзя однозначно отнести к положительной или отрицательной стороне. Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.

Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.

Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.

Сочинение на тему Добро и зло в романе Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» - это тонкое, неординарное и оставляющее за собой уйму вопросов, творение великого и неповторимого гения пера Михаила Булгакова М.А. Он вложил в его написание много сил и терпения, трудился над его созданием не один год. В результате получился шедевр, который нынче разошелся по всему миру не одним тиражом. И неоднократно был экранизирован.

До сих пор литературоведы и критики расходятся в своих оценках и мнениях по поводу этого литературного произведения. Но одно известно точно – оно навсегда вошло в историю литературы, как одно из самых впечатляющих и в то же время до конца неосмысленных и неразгаданных.

Этот роман поражает своим содержанием. Он преподносит добро и высмеивает зло. В нем одна из основных ролей принадлежит герою, олицетворяющему распутство и безнравственность – дьяволу Воланду. Но самое интересное, что посредством этого персонажа, автор высмеивает изъяны и пороки человечества. Это можно проследить во многих сценах. Например, в варьете, когда сатана открывает в публике жадность и способность ради денег пойти на все. Но поступки Воланда свидетельствуют не о злобе и ожесточенности его натуры, а скорее о попытке таким образом искоренить людское варварство, распутность и невежество.

Также, увлекает, что через все повествование проходит нить рассказа, написанного Мастером о добром Иешуа Га Ноцри, жившем за долгие века до осуществления описанных событий. Он предстал перед прокуратором, славящимся своей трусостью и жестокостью. Выдержал с честью предстоящую гибель. Но выдержал ли прокуратор? Ведь он симпатизировал парню, знал, что он не виновен и не хотел казнить. Но все-таки сделал это. Наверное, автор пытался донести до читателя, что для добра и зла нет рамок, они существуют в любом месте вне зависимости от времени, будь то прошлое, настоящее или будущее.

И в своем произведении Булгаков как бы противопоставляет Воланда и Иешуа, или, правильнее сказать, проводит параллель между ними. Он описывает одни и те же особенности тела и характера. Например, описание правого глаза (у Иешуа – подбит, у Воланда – с червоточиной) или знание языков (и тот и другой имели в багаже не один иностранный язык). Это касается и других деталей. Но зачем он касается одних и тех же деталей. Возможно, он хотел показать, что добро и зло может иметь одинаковые черты, но разниться самой сутью.

Тема добра и зла неоднократно поднята не одним писателем. Поэтому Михаил Афанасьевич затронул всегда актуальную и не исчерпывающуюся тему. Возможно, это один из ответов на вопрос: почему так популярен этот роман?

Несколько интересных сочинений

  • История создания романа Герой нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.

  • Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека

  • Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

    Воланд, вообще, мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • Анализ главы Максим Максимыч из романа Герой нашего времени для 9 класса

    Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

Введение

Человечество на протяжении всей своей истории пыталось объяснить природу вещей и событий. В этих попытках люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека или в окружающем мире определяло развитие событий. А сами силы люди воплощали в образах, близких им. Так появились мировые религии, заключающие в себе великое противоборство. В противопоставлении светлым силам добра появлялись разные образы: сатаны, дьявола, других темных сил.

Вопрос о добре и зле всегда занимал умы душ, ищущих правды, всегда побуждал пытливое человеческое сознание к стремлению разрешить этот трудноразрешимый вопрос в том или ином смысле. Многих интересовали, как интересуют и теперь, вопросы: каким образом появилось зло в мире, кто первый положил начало появлению зла? Есть ли зло необходимая и неотъемлемая часть человеческого существования, и если это так, то каким образом Благая Творящая Сила, создавая мир и человека, могла создать зло?

Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодействии. В сущности, эта борьба ведётся между низшим и высшим началом в человеке, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистическими потребностями и стремлением к общему благу.

Уходя своими корнями в далекое прошлое, борьба добра со злом на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, прозаиков.

Осмысление проблемы борьбы добра со злом нашло отражение и в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, который, обращаясь к вечным вопросам бытия, переосмысливает их под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века.

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения.

Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, «земная» борьба дьявола и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать проект автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско-гуманистические идеи.

Творчество М.А. Булгакова является предметом пристального внимания литературоведов, изучающих его художественный мир в разных аспектах:

Б. В. Соколов А. В. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. С. Мягков «Булгаковская Москва», В. И. Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста», В. В. Новиков «Михаил Булгаков - художник», Б. М. Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», В. В. Химич «Странный реализм М. Булгакова», В. Я. Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», М. О. Чудакова «Жизнеописание М. Булгакова» .

«Мастер и Маргарита», как справедливо заметил критик Г. А. Лесскис, - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера. Главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого – библейский Христос – воплощение добра, а второго – Воланд, чьим прообразом является сатана – воплощение зла. Неформально-структурное деление произведения не закрывает того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея, понятная только при анализе всей романной действительности. Заданная в начальных трех главах в трудном философском споре героев, которых автор представляет первыми на страницах романа, эта идея воплощается затем в интереснейших коллизиях, переплетениях реального и фантастического, библейских и современных событиях, оказывающихся вполне сбалансированными и причинно обусловленными .

Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой-с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины.

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что проблемы, поднятые в произведении, современны. Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе.

Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».

Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:

проследить соотношение вечных ценностей в романе;

соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;

раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.

В работе используются различные методы исследования : научно- познавательный, практическо-рекомендательный и анализ, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач.

Объект исследования : роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования: проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова.

Практическое значение работы состоит в том, что ее материал может быть использован при разработке уроков и дополнительных занятий по русской литературе в школе.


Глава 1. История создания романа «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Это последнее произведение писателя, его «закатный роман», завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира.

История создания и публикаций этого самого знаменитого романа Михаила Булгакова, одного из самых выдающихся произведений в современной отечественной и мировой литературе, сложна и драматична. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Сказанное помогает понять собственную оценку Булгаковым своего детища. «Умирая, он говорил, вспоминала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после Мастера? ».

Творческая история «Мастера и Маргариты», замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году , однако по другим данным, очевидно, что идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов. Первые главы были написаны весной 1929 года. 8 мая этого года Булгаков сдал в издательство «Недра» для публикации в одноименном альманахе фрагмент будущего романа – его отдельную самостоятельную главу, названную «Мания Фурибунда», что в переводе с латинского означает «буйное помешательство, мания ярости». Эта глава, от которой до нас дошли лишь не уничтоженные автором фрагменты, по содержанию примерно соответствовала пятой главе печатного текста «Дело было в Грибоедове». В 1929 году были созданы основные части текста первой редакции романа (а возможно, и фабульно завершенный черновой его вариант о появлении и проделках дьявола в Москве) .

Вероятно, зимой 1928-1929 года были написаны только отдельные главы романа, отличавшиеся еще большей политической остротой, чем сохранившиеся фрагменты ранней редакции. Возможно, отданная в «Недра» и не дошедшая до нас полностью «Мания Фурибунда» представляла собой уже смягченный вариант первоначального текста. В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: «Черный маг», «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Сын Гибели», «Жонглер с копытом», но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом писатель сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе ». Нет точных сведений о степени фабульной завершенности этой редакции, но по сохранившимся материалам, очевидно, что еще отсутствует та итоговая композиционная сопоставленность двух романов в романе («античного» и современного), которая составляет жанровую особенность «Мастера и Маргариты». Написанного героем этой книги – мастером – «романа о Понтии Пилате», собственно, и нет; «просто» «странный иностранец» рассказывает на Патриарших прудах Владимиру Мироновичу Берлиозу и Антоше (Иванушке) об Иешуа Га-Ноцри, причем весь «новозаветный» материал изложен в одной главе («Евангелие от Воланда») в форме живой беседы «иностранца» и его слушателей. Нет и будущих главных героев – мастера и Маргариты. Это пока что – роман о дьяволе, причем в интерпретации образа дьявола Булгаков поначалу более традиционен, чем в окончательном тексте: его Воланд (или Фаланд) еще выступает в классической роли искусителя и провокатора (он, например, подучивает Иванушку растоптать изображение Христа), но уже ясна «сверхзадача» писателя: и сатана, и Христос необходимы автору романа как представители абсолютной (хоть и «разнополюсной») истины, противостоящей нравственному миру российской общественности 20-х годов.



Похожие статьи
 
Категории