Горький сказки об италии мать изменника анализ. Максим горький сказки об италии

29.01.2019

О Матерях можно рассказывать бесконечно. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, — а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага? Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады — город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом. По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги? Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей. Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них. В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

— Это она? — Она!

И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее: — Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом... Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу. Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей. Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила: — Муж? — Нет. — Брат? — Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня. И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала: — Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее! — За что? — спросила первая, а та ответила ей: — Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!.. Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала: — Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили: — Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас. — Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал. Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили: — По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

— Да! — сказала она. — Это — страшнее.

Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь. Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нес со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность. Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры. Подошли и спросили — кто она, куда идет? — Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усумнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть! И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым. — Мать! — говорил он, целуя ее руки. — Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город! — В котором ты родился, — напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости: — Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев! — Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком, — сказала она. — Камни — немы, если человек не заставит их говорить, — пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу! — Но — люди? — спросила она. — О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала: — Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... — Нет! — возразил он. — Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри — мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но — точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город. — Который пережил все имена, — напомнила мать. Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова. Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни. Мать — всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, — ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце. И он не знал, что Мать — зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет. Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать. Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды. Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти. — Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему: — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря: — Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть. — А женщины? — спросила она, наклонясь над ним. — Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз: — И ты не хочешь иметь детей? — Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.

— Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: — Да, как молния...

И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: — Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна. И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

    Я, раб божий Тимур, говорю что следует! Вот – сидит предо мною женщина, каких тьмы, и она возбудила в душе моей чувства, неведомые мне. Говорит она мне, как равному, и она не просит, а требует. И я вижу, понял я, почему так сильна эта женщина, – она любит, и любовь помогла ей узнать, что ребенок ее – искра жизни, от которой может вспыхнуть пламя на многие века. Разве все пророки не были детьми и герои – слабыми? О, Джигангир, огонь моих очей, может быть, тебе суждено было согреть землю, засеять ее счастьем – я хорошо полил ее кровью, и она стала тучной!

    Снова долго думал бич народов и сказал наконец:

    – Я, раб божий Тимур, говорю что следует! Триста всадников отправятся сейчас же во все концы земли моей, и пусть найдут они сына этой женщины, а она будет ждать здесь, и я буду ждать вместе с нею, тот же, кто воротится с ребенком на седле своего коня, он будет счастлив – говорит Тимур! Так, женщина?

    Она откинула с лица черные волосы, улыбнулась ему и ответила, кивнув головой:

    – Так, царь!

    Тогда встал этот страшный старик и молча поклонился ей, а веселый поэт Кермани говорил, как дитя, с большой радостью:

    Что прекрасней песен о цветах и звездах?

    Всякий тотчас скажет: песни о любви!

    Что прекрасней солнца в ясный полдень мая?

    И влюбленный скажет: та, кого люблю!

    Ах, прекрасны звезды в небе полуночи – знаю!

    И прекрасно солнце в ясный полдень лета – знаю!

    Очи моей милой всех цветов прекрасней – знаю!

    И ее улыбка ласковее солнца – знаю!

    Но еще не спета песня всех прекрасней,

    Песня о начале всех начал на свете,

    Песнь о сердце мира, о волшебном сердце

    Той, кого мы, люди, Матерью зовем!

    И сказал Тимур-ленг своему поэту:

    – Так, Кермани! Не ошибся бог, избрав твои уста для того, чтоб возвещать его мудрость!

    – Э! Бог сам – хороший поэт! – молвил пьяный Кермани.

    А женщина улыбалась, и улыбались все цари и князья, военачальники и все другие дети, глядя на нее – Мать!

    Всё это – правда; все слова здесь – истина, об этом знают наши матери, спросите их, и они скажут:

    – Да, всё это вечная правда, мы – сильнее смерти, мы, которые непрерывно дарим миру мудрецов, поэтов и героев, мы, кто сеет в нем всё, чем он славен!

    О Матерях можно рассказывать бесконечно.

    Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз – они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.

    Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, – а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага?

    Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады – город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом.

    По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались – не идут ли на приступ враги?

    Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.

    Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов – всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.

    В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

    Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

    – Это она?

    И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:

    – Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…

    Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.

    Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города – гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей – теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять – что легче, что тяжелей.

    Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

    Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.

    Мать изменника спросила:

    – Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот – сегодня.

    И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:

    – Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!

    – За что? – спросила первая, а та ответила ей:

    – Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..

    Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

    – Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

    Они ответили:

    – Ты – человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.

    – Я – мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал.

    Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:

    – По чести – мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница – твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и – вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

    Одиннадцатый рассказ из серии "Сказки об Италии". «Сказки об Италии» - цикл из 27 небольших рассказов Максима Горького. Цикл был создан в период 1911-1913гг., во время первой эмиграции писателя. Горький жил в Италии на острове Капри, но много путешествовал по другим городам страны. Впечатления от увиденного легли в основу «Сказок об Италии».

    В 1906 году Максим Горький из-за туберкулеза уезжает в Италию. В октябре он прибывает на остров Капри, где проживет семь следующих лет. В 1911 году Горький начинает писать рассказы будущего цикла. В их основе впечатления писателя от увиденного во время путешествия по Италии. Кроме того многие сюжеты были взяты из материалов рабочего движения Италии и из газетных сообщений о судебных процессах. Сказки печатались в большевистских периодических изданиях по отдельности. Только в 1912 году в России выходит первое отдельное издание цикла под названием «Сказки». Рассказы в сборнике подверглись цензурным изъятиям и были поданы не в той последовательности, на которой настаивал Горький. На титульном листе был напечатан эпиграф из Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Книга была посвящена гражданской жене автора А. Ф. Андреевой.

    Помимо России сказки получили распространение в Италии, Франции, Германии. В отличие от рабочей прессы, в буржуазной критике рассказы подверглись нападкам. Критиковалась тематика рассказов, также их заглавие. Горький продолжает работу над рассказами до своего возвращения в Россию в 1913 году. После революции 1917 года сказки были опубликованы без цензуры и в последовательности Горького. Своё название «Сказки об Италии» цикл получил лишь в 1923 году.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Сказки_об_Италии
    http://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/19894.htm

    Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя - 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) - русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

    Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Берлин, Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.

    Поддерживал идеи богостроительства, в 1909 году помогал участникам этого течения содержать фракционную школу на острове Капри (Каприйская школа) для рабочих, которую Ленин называл «литераторским центром богостроительства».
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Горький,_Алексей_Максимович

    Наталья Сергеевна Рашевская (26 октября 1893, Двинская крепость (ныне Даугавпилс), Российская империя - 18 марта 1962, Ленинград, СССР) - российская, советская актриса театра и кино, режиссёр, сценарист, театральный педагог. Народная артистка РСФСР (1957).

    Http://ru.wikipedia.org/wiki/Рашевская,_Наталья_Сергеевна_

    Тураева, Светлана
    Свердловская область

    8 класс (2 урока) Цель: расширить представление обучающихся о творчестве М. Горького Задачи:  расширить круг чтения восьмиклассников, продолжая формировать их читательские интересы; обогатить представление обучающихся о художественном мире М. Горького;  закрепить навыки анализа литературного произведения посредством комментирования отдельных фрагментов произведения;  расширить представление о жанре сказки;  отработать навыки выразительного чтения.



    Скачать свидетельство о публикации
    Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

    Урок внеклассного чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования

    «Сказки об Италии» М. Горького («Мать изменника»)

    8 класс (2 урока)

    Цель: расширить представление обучающихся о творчестве М. Горького

    расширить круг чтения восьмиклассников, продолжая формировать их читательские интересы; обогатить представление обучающихся о художественном мире М. Горького;

    закрепить навыки анализа литературного произведения посредством комментирования отдельных фрагментов произведения;

    расширить представление о жанре сказки;

    отработать навыки выразительного чтения.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.

    Основные виды деятельности: выразительное чтение отрывков произведения; беседа по вопросам; составление дефиниции; написание эссе

    Достижение в процессе знакомства с произведением М. Горького «Мать изменника» следующих результатов.

    Личностные

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

    Метапредметные

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки;

    умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    смысловое чтение;

    умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

    Предметные

    понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX-XX веков;

    выявление заложенных в произведениях непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

    восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    Используемая технология: технология развития критического мышления (чтение с остановками)

    Методы и приёмы ТРКМ: рассказ-предположение по ключевым словам; дефиниция; чтение с остановками; организация различных видов дискуссий; ромашка Блума; написание эссе.

    Оборудование:распечатанные тексты сказки «Мать изменника»; презентация; бумажный вариант ромашки Блума с вопросами; аудиозапись Ф. Шуберта «Аве Мария»

    Общий алгоритм работы по стратегии чтение с остановками:

    1.Вызов.Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.

    2.Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни. Обязателен вопрос «Что будет дальше и почему?»

    3.Рефлексия.На этой стадии текст опять представляет единое целое.Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть разными: дискуссия, совместный поиск,выполнение письменной творческой работы.

    Ход урока

    Стадия вызова.

    1. Вступительное слово учителя.

    В 1906 году М. Горький поселяется на Капри – небольшом острове в Неаполитанском заливе. До Капри от материка ходит пароходик с рядами потемневших от солнца, влаги, времени скамеек. Через 3 часа хода он пристает к высоким обрывистым горам, в ложбине между которыми приютился небольшой посёлок. На узенькой улочке маленькие магазины, в которых продают разноцветные бусы, соломенные шляпы, овощи, лимоны, апельсины.

    Круглый год цветут розы. Каждый маленький клочок камня, где есть немного земли и песка, покрыт вечнозелёной растительностью…Лимонные рощи, кипарисы, пальмы…

    Особенно много самых разнообразных цветов…Вдали дымится Везувий, с моря доносится запах рыбы и водорослей. Слышатся песни рыбаков.Именно здесь в 1911-1913 годах родились горьковские «Сказки об Италии». С одной из которых мы сегодня и познакомимся. Для продолжения работы по теме, которую вы позже сформулируете, нам необходимо вспомнить теорию.

    2.Повторение литературоведческих терминов, использование которых необходимо на уроке. Составление дефиниции (см. приложение 1). Работа в парах по раздаточному материалу. Правильный вариант по итогам работы представляется на экране для проверки.

    3.Составление рассказа-предположения по ключевым словам(см.приложение 2). Можно работать и в парах, и индивидуально.

    4.Определение темы урока (Читаем сказку М. Горького «Мать изменника»)

    и формулировка цели. Обсуждение жанра произведения (сказка) и обращение к эпиграфам. Собрать эпиграф (см.приложение 3) и объяснить его.

    Слово учителя.

    Тема материнства всегда волновала художников, композиторов, поэтов, писателей. Образ матери как символ вечной правды, красоты, жизнеутверждения встречается в работах мастеров древности, Средневековья, эпохи Возрождения и современности.

    Леонардо да Винчи, Санти Рафаэль, Лукас Кранах…Именно с их полотен на нас смотрят нежные, искренние, сильные лики Матери (использование презентации). А как трогательно звучат музыкальные композиции Ф. Шуберта«Аве Мария» и С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». Именно они будут музыкальным оформлением нашего урока.

    Осмысление содержания. Использование стратегии «Чтение с остановками» (см. приложение 4). Обучающимся предлагается текст, разбитый на отрывки.Они читают 1 часть и, останавливаясь, анализируют его по предлагаемым вопросам. Работа сопровождается аудиозаписью музыкальной композиции Ф. Шуберта «Аве Мария»

    Рефлексия. Использование приема «Ромашка Блума». Класс делится на 6 групп, и каждая группа выбирает лепесток с вопросом (см. приложение 5). Ромашка с вопросами прикрепляется на доску. Группа имеет право выбора лепестка.

    Написание эссе по впечатлениям от сказки.

    Подведение итогов работы на уроке по вопросам:

    1.Совпали ли предположения о сюжете сказки?

    3.Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения? и другие.

    Запись домашнего задания – выписать из произведения афоризмы о матери.

    Приложение 1

    Собери дефиниции из предложенных слов

    Слова, входящие в состав дефиниции

    Порядок следования слов в дефиниции (цифры)

    Название литературоведческого термина

    4.Предмет 5.изображения

    2.взятый 7. для 1.отображения

    6.в 3.произведении

    1.это 5.главная

    2.мысль 4. произведения

    3. в 6. которой

    8.выражается 7.оценочно-эмоциональное 9.отношение 11.писателя

    10. к 13. тем

    12.явлениям 15.которые 14.им 16.изображены.

    1.это 3.система 6.событий

    8.и 11.отношений

    12. между 10. героями

    9.развивающаяся 7.во

    5.времени 4.и

    2.пространстве

    1.Изречение 2.Краткая

    3. цитата 5.перед

    4.произведением 6. или

    7.его 11.частью

    12. характеризующая 10. основную

    9.идею 8.произведения.

    1.Оригинальная 2.Законченная

    6.мысль 8.изречённая

    9.и 7.записанная

    10. в 5.лаконичной

    4.текстовой 3.форме

    1.один 10.из

    7.фольклора12.преимущественно 3.прозаическое 8. произведение

    4.волшебного 9.героического

    5.или 11.бытового

    6. характера

    1.Письменное4.предание

    5.о 6.каких-нибудь

    9.исторических 10.событиях 14.или12.личностях.11.В

    15.широком 13.смысле -

    17.недостоверное 16. повествование

    8.о 7.фактах 3.реальной

    2.действительности.

    Правильный ответ

    Приложение 2

    Враги, осажденный город, отряды солдат, Марианна, другая женщина и её убитый сын,защитники города, предводитель, сын, разговор, нож, сердце матери.

    Приложение 3

    Приложение 4

    О Матерях можно рассказывать бесконечно.

    1.Как вы понимаете эту мысль М.Горького?

    Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз - они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.

    Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, - а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага?

    Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады - город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом.

    По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались - не идут ли на приступ враги?

    Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.

    Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов - всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.

    В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

    Это она? - Она!

    И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:

    Вы снова на улице, монна Марианна?

    2.Как вы думаете, что означает имя главной героини? (Её имя образовалось за счет слияния двух древнееврейских имен: Мария и Анна, что обозначает «горькая, печальная» и «благодать, красавица»). Как вы думаете, такой выбор автора случаен? Почему люди избегают встречи с ней?

    Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом... Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.

    3. Что заставило Марианну бродить ночами по улицам осажденного города?

    Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей - теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять - что легче, что тяжелей.

    4.Какие мысли терзали несчастную женщину? Почему автор сравнивает сердце матери с весами?

    Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.

    Мать изменника спросила:

    Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот - сегодня.

    И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:

    Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!

    За что? - спросила первая, а та ответила ей:

    Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..

    5. Что возбуждало в неизвестной собеседнице Марианны страх за сына?

    Как тяга к веселой и беззаботной жизни могла сделать человека изменником?

    Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

    Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему...

    Они ответили:

    Ты - человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.

    Я - мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал.

    Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:

    По чести - мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница - твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и - вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

    Да! - сказала она. - Это - страшнее.

    6.Почему атмосфера любви породила жестокость и злобу?

    Почему сотни неразрывных нитей не привязали к Родине сына?

    Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, - матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь. Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нес со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.

    Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.

    7.Что испытывает Марианна в этот момент?

    Подошли и спросили - кто она, куда идет?

    Ваш предводитель - мой сын, - сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась - ее сын таков и должен быть!

    И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, - в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё - так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне - богатым, знаменитым и любимым.

    8. В чем опасность такого рода материнских мечтаний?

    Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына? (Гордость).

    Мать! - говорил он, целуя ее руки. - Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

    В котором ты родился, - напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

    Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя - он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь - завтра - я разрушу гнездо упрямцев!

    Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком, - сказала она.

    Камни - немы, если человек не заставит их говорить, - пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу!

    Но - люди? - спросила она.

    О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои!

    Она сказала:

    Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...

    Нет! - возразил он.

    Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри - мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но - точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город.

    Который пережил все имена, - напомнила мать.

    9.Для чего Марианна вступает в этот явно бесполезный спор

    Как вы поняли её слова: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть…»?

    Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова.

    Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни.

    Мать - всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, - ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце.

    И он не знал, что Мать - зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет. Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать.

    10. Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её гордая голова? Объясните сравнение Горького: «Мать – зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный».

    Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды.

    Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, - она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.

    С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.

    Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, - говорил ее сын, - если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их - всегда при этом много неверных ударов, - говорил он, рассматривая свой меч.

    Мать сказала ему:

    Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...

    Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:

    Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

    А женщины? - спросила она, наклоняясь над ним.

    Их - много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.

    Она спросила его в последний раз:

    И ты не хочешь иметь детей?

    Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.

    Ты красив, но бесплоден, как молния, - сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: - Да, как молния...

    11. Как он объясняет свое нежелание иметь детей? Удачно ли сравнение героя с молнией? Права ли Марианна, считая себя виноватой в том, каким стал её сын?

    И задремал он на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:

    Человек - я сделала для родины всё, что могла; Мать - я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

    И тот же нож, еще теплый от крови его - ее крови, - она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть.

    12.Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»?

    Приложение 5

    Простой вопрос. Это вопрос, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

    Уточняющий вопрос. Целью этого вопроса является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

    Интерпретационный (объясняющие) вопрос. Обычно начинается со слова «Почему?».

    Творческий вопрос. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, то такой вопрос называется творческим.

    Оценочный вопрос. Этот вопрос направлен на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

    Практический вопрос. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    Вопросы для ромашки Блума

    Простой вопрос. О чем сказка М.Горького?

    Уточняющий вопрос. Такой ли развязки вы ожидали? Могло ли окончание истории быть принципиально другим?

    Интерпретационный (объясняющие) вопрос. Можем ли мы сказать, что Марианна поступила так именно от любви к сыну?

    Творческий вопрос. Как вы поступили бы на месте Марианны?

    Оценочный вопрос. Правильно ли поступила Марианна?

    Практический вопрос. Почему М. Горький выбрал жанр сказки для своего произведения? Что ближе по идейному содержанию сказка или легенда?

    02.02.2012 15804 1138

    Урок 61 внеклассное чтение. рассказ «мать изменника» из «сказок об италии» м. горького

    Цел и: проверить понимание прочитанного, развивать умение характеризовать героев на основе их деяний.

    Оборудование : произведения А. М. Горького, портрет.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Работа по карточкам.

    Карточка 1.

    Проанализируйте отрывок из «Легенды о Данко». Какими художественными средствами пользуется автор?

    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

    – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая упала в гнилой гнев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    – Идем! – крикнул Данко. И бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

    Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

    И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

    Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.

    Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, распавшись в искры, угасло...

    Отве т: Это заключительная часть «Легенды…», рассказывающая о славном подвиге Данко, осветившем людям путь своим сердцем и погибшем за них, оставив о себе память. Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма, невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они вновь становятся, как раньше, сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света, насыщенностью красок. Люди теперь «радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя. А один (очень похожей на Ужа из «Песни о Соколе») даже «наступил на гордое сердце ногой».

    М. Горький использует в своей легенде много приемов, традиционных для фольклора: инверсию, повторы, ритм, олицетворения, сравнения. В этом отрывке много эпитетов (по форме обособленных определений), среди них цветовые.

    Карточка 2.

    Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял?

    Отве т. Это подвиг Прометея, похитившего у богов огонь для людей, чтобы согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Страшное наказание его постигло: прикованный к скале, он не мог пошевелиться, а огромные орлы терзали его печень. Бесконечно долго длились муки славного героя, но люди не забыли его. Имя Прометей стало нарицательным, так называют людей, которые готовы для других на подвиг самопожертвования, о людях, пренебрегающих своими интересами для блага всех.

    Карточка 3.

    Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.

    Отве т. Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.

    Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа...

    Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль четок, как у очень красивого человека.

    III. Сообщение темы и целей урока.

    IV. Экскурсия по выставке книг, составленной из произведений Горького, его портреты.

    Экскурсию ведет библиотекарь; среди книг – «Сказки об Италии».

    V. Изучение новой темы.

    1. Пересказ рассказа «Мать изменника» (содержание, герои).

    2. Беседа по вопросам.

    – Как автор описывает тревожную жизнь осажденного города? («…Тесное кольцо врагов…», «звон оружия, громкий хохот… песни людей, уверенных в победе…», «…выжгли виноградники…», «вытоптали поля…», «…пушки и мушкеты врагов осыпали город… чугуном и свинцом», стоны раненых», «молитвы женщин и плач детей».)

    «Вы снова на улице, монна Марианна?

    – К кому обращены эти слова? (Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын…».)

    – За что благодарит Мадонну женщина, оплакивающая убитого сына? («Или убейте меня, за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте ворота, и я уйду к нему…»)

    – Зачем мать уходит к сыну? («Мать! Ты пришла ко мне… завтра я возьму этот проклятый город… Я разрушу гнездо упрямцев!»

    «Мать – творит… охраняет, и говорить с ней о разрушении – значит говорить против нее…»)

    – Что сделала мать? («Человек – я сделала для родины все, что могла. Мать – я остаюсь со своим сыном».)

    Выво д. Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – это предательство сына – таков лейтмотив романтического рассказа А. М. Горького.

    VI. Подведение итогов урока.

    – Какие еще «Сказки об Италии» вы читали? Понравились ли они?

    Домашнее задание: самостоятельное прочитать «Сказки об Италии».

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.


Похожие статьи
 
Категории