Горького. Проблематика и художественное своеобразие пьесы «На дне»

13.03.2019

Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригинальностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сценического действия по принципу «разобщенности» персонажей, - другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса « », богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.

Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет собой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный , пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из , Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывкимастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.

Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт - между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин - авторский резонер. Вообще драма - род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, ктоверил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия ( о Пепле и Наташе в финале, до этого - о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют, рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых зарисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.

Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем - 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символичны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых - на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.

Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова - «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной...»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая...»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.

Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.

Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.

На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.

Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.

Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»

Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.

Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:

  • Сатин — после тюрьмы,
  • Актер спился,
  • Клещ из-за болезни жены,
  • Барон разорился,
  • Пепел потому, что он потомственный вор.

Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.

По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:

  • Бубнов

(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),

(«Надо жить — по закону»),

  • Наташа (мечты заменяют реальную жизнь),
  • Барон (жизнь заменена воспоминаниями о прошлом).

Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).

Но ни первые, ни вторые не знают, как можно вырваться отсюда. Современное прочтение пьесы позволяет сказать, что отношение человека к своему положению определяет его отношение к действительности.

Поэтому очень важна третья группа героев — Сатин и Лука,- именно они как бы знают, что надо делать. Смысл образов Сатина и Луки и в том, что здесь образуется еще

один конфликт — конфликт между истиной и состраданием, между правдой и ложью во спасение.

Гуманитарная составляющая конфликта пьесы Горького

Лука — один из центральных персонажей, с его появлением в ночлежке начинаются внутренние изменения. По мнению автора, этот персонаж — скорее отрицательный

(«изуверство добродетели», «лукавый старец»).

Лука жалеет человека: он утешает умирающую Анну, он говорит Пеплу о замечательной жизни в Сибири, где можно часть все сначала, он говорит Актеру о лечебницах, где можно вылечиться от алкоголизма. Сам Горький уверен, что

«не жалеть человека надо». Писатель считает, что «жалость унижает человека».

Однако именно Лука действует на людей, именно он заставляет их по-новому взглянуть на свое положение. Именно он до последней минуты остается у постели умирающей Анны. Следовательно, довольно однозначное отношение автора к персонажу не делает образ Луки однозначным, а задает его многомерность.

Сатин выделяется среди других и своим отношением к жизни и своими высказываниями о ней. Его монологи о человеке и правде — кредо Горького. Неоднозначен образ этого героя. Его можно рассмотреть, как человека, провоцирующего, например, Пепла на убийство Костылева. Человека, который сознательно отказывается что-либо делать, монологи которого входят в противоречие с его поведением. Но можно рассмотреть его позицию с точки зрения философии стоиков: он сознательно отказывается от работы на это общество, которое вышвырнуло его на обочину жизни, он презирает его

(» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?… Человек — выше! Человек выше сытости!»).

Таким образом, и Сатин не однозначен в произведении.

Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше (кончает жизнь самоубийством Актер, Пепел попадает в тюрьму, Наташа — в больницу, сам Лука исчезает). Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.

Конфликт же между обитателями ночлежки и действительностью тоже неоднозначно решен. С одной стороны, как уже говорилось, само отношение людей определяет их состояние, их жизненный путь. С другой стороны, хозяева жизни (Костылев и Василиса) — это тот тип эксплуататоров, которые чужды человечности, их помыслы направлены на наживу, им выгоден существующий строй. В образах Костылевых Горький осуждает существующий строй. Недаром современники принимают пьесу как призыв к изменению существующего строя. Таким образом, по Горькому, надо изменить жизнь — тогда изменится человек. Разрешение конфликта между обитателями ночлежки и действительностью вынесено автором за пределы произведения.

Необычный для своего времени сюжет (жизнь ночлежки) и общечеловеческий конфликт в пьесе «На дне» при однозначной и определенной позиции автора дают неоднозначную трактовку произведения и делают его актуальным для любого времени.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В начале 900-х годов Горький обращается к драматургии. Интересу Горького к ней во многом способствовало и его сближение в это время с труппой Московского Художественного театра. Влияние было взаимным. Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (1901). Основной конфликт пьесы Горького – столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной идеологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, формирующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Разделение сил происходит в пьесе не по признакам поколений, а по признакам социальным и идейным. Конфликт отцов и детей отодвинут на второй план более того, он несущественный, временный. Горький подчеркивает внешний, комический его характер. Горький утверждал, что критика мещанства с позиций индивидуализма на данном этапе развития русской демократии и русской демократической мысли, в сущности, включалась в борьбу против освободительного движения, против подлинного социального раскрепощения личности. Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. В области драматургической формы Горький, автор «Мещан», следует за Чеховым: отказывается от интриги, необычных ситуаций. Конфликты в пьесе зреют в повседневном течении самой жизни. Но Горький обнажает расстановку социальных сил, противостояние идейных концепций. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе. В образе Нила Горький хотел показать тип русского рабочего человека, который жадно тянется к знанию, участвует в кружках, читает газеты и книги. Действующие лица пьесы характеризуются Горьким в связи не только с их общественной позицией, но и с их философскими и эстетическими взглядами. Нил исполнении радостного мироощущения, оптимизма. Он верит в человека, в его разум, созидательные возможности. Оригинальная фигура виделась критику Михайловскому лишь в Тетереве, ибо, по мысли Михайловского, Тетерев ближе всего сердцу автора.

Вторая пьеса Горького «На дне». Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу привлекла к пьесе внимание русской общественности. Тематически пьеса завершает цикл произведений Горького о босяках. Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90-900-х годов. Горький утверждал, что общество, исказившее человеческое, существовать не может. С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе уже политическое звучание, органически связана основная проблема пьесы и одна из «сквозных» во всем творчестве Горького – проблема гуманизма. Горький всегда выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Носителем идее утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. В пьесе «На дне» проявилось драматургическое новаторство художника. Использую традиции классического драматургического наследства, прежде всего чеховскую, Горький создает жанр социально-философской драмы, вырабатывая свой драматургический стиль с его ярко выраженными характерными особенностями.

Горький создал драматическое произведение нового типа. Особенность пьесы в том, что движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Поэтому центр действия в пьесе не остается постоянным, он все время смещается. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Структурная особенность горьковской драмы состояла в перенесении акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Поэтому узел внешних событий развязывается Горьким не в последнем, четвертом акте, а в третьем.

В 1904-1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905). Центральная проблема пьес – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция . Вновь, как и впьесе «Мещане», Горький противопоставляет в «Дачниках» два лагеря русских интеллигентов: в одном – «дачники», в другом – люди трудовой психологии, наследники гражданских идеалов революционного прошлого. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Здесь изображена другая прослойка русской интеллигенции – это люди науки и искусства, искренне преданные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Летом того же 1905 года Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще «Фоме Гордееве», - тему противоречий буржуазного прогресса и цивилизации.

«На дне» М.Горького как социально-философская драма .

В пьесе «На дне» важна не философская проблематика, а социально-бытовая картина, запечатлевшая отдельные стороны русской действительности начала 900-х годов. «На дне» - философская драма, и в ней все имеет значение постольку, поскольку помогает решению философских проблем. «На дне»: ее основная тема – правда и ложь. Ее главные герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и странной. Горький противопоставлял Луке некоего Сатина, олицетворяющего пробуждение пролетарского сознания. Сатин и есть, так сказать, официальный резонер пьесы. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям.

Ночлежка Костылева – это не столько ночлежка, сколько тип жизни. Раскрывая важнейшую особенность подобного типа жизни, Горький отмечал, что босяк страшен невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни. Отчаяние порождено безверием.

Сатин во многом является разрушителем. Он внушает Пеплу мысль об убийстве Костылева. Препятствует попыткам Актера уйти из ночлежки. В «философствующем шулере» ярко выражены мефистофельские начала. Сатин резок, груб, насмешлив, самоуверен, дерзок, скептичен до цинизма, порой жесток по отношению к окружающим и не выдвигает никаких позитивных идей вплоть до последнего акта. Таким образом, Костылевская ночлежка, «дно – это мир, созданный другим богом. Творцом, «идеологом» этого мира и является Сатанаил-Сатин.

Явление Луки во втором акте композиционно связывает второй акт с третьим. Здесь «явление» Луки закономерно, идейно оправдано: именно в третьем акте излагается суть его философии. Причем свои взгляды, убеждения Лука выражает при помощи ярких афоризмов, притч, что подчеркивает распространенность, популярность данных убеждений, их близость к учению Христа. Лука призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылевскую ночлежку добротой, верой, теплом и светом. Однако приход Луки, как пытается убедить автор, не увенчался успехом: он не спас Актера, не уберег Ваську Пепла от преступления. Тем самым Горький стремится доказать несостоятельность оздоровления буржуазного мира средствами гуманизма, добра, духовной гармонизации каждого человека.

Пьеса Горького благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии. Он показал не столько ощутимые в собственном ряду результаты, сколько потенциальные возможности будущих перемен, их предпосылки в области духа.

Лука борется не с причинами зла, а с их последствием. Другое дело Сатин – Сатана. Выражая многие взгляды Горького, он стремится к истине. Истина же для него – Человек, который становится выше Бога.

Мечта в пьесе часто понимается как ложь, но и ложь может пониматься по-разному. Открываются разные степени веры и безверия (веры в людей, в их способность избавиться от несчастий и найти дорогу к настоящей жизни – и неверия в них).вера персонажей пьесы имеет ряд последовательных градаций – от веры в бога, в загробную жизнь, в религиозные чудеса до веры в Человека.

В пьесе дана многообразная галерея обитателей «дна», попавших сюда буквально со всех социальных этажей – из аристократии, из трудовой интеллигенции, из ремесленников, крестьян, пролетариев.

«На дне» - прение о правде. Здесь все – разные люди, мировоззрения идут на штурм правды. И здесь критерием истины является человеческое существование. Человек – в центре всего. Это под влиянием идей ницшеанства. Поэтому у каждого человека есть своя правда, он сам себе закон – он – в центре всего. Лука лишь помогает людям осознать, что они сверхлюди, и их истина – есть истина главная, единственная. Правда, у каждого своя. «Сама постановка вопроса о том, что у мышления истин и фактов есть фундамент, сразу сбивала спесь с царства самоудовлеющей логики, ибо решительно заявляла о том, что не истина существует, с к-й должно человечество и люди сверяться и искать ее, - но человечество в своей жизни творит и свергает истины, подобно тому, как оно творит и свергает все факты, всех богов и ценности». Человек – венец истины. И Лука здесь представлен как идея, его ставят в центр, потому что он принес веру в человека и его логику, ведь человек – мерило всего.

Поэтому Гачев считает, что главный конфликт НЕ между Лукой и Сатином. И в этом его новаторство.

Проблема, конфликт: логика вещей и логика человека .

Логика вещей – Костылев, Василиса (им требуются документы, подтверждение статуса).

Логика человека – Лука и Сатин (Лука – странник, он не принадлежит миру вещей, он свободен, в этом его истина). В логике человека – опора на ницщеанство.

Ложь же – религия рабов и хозяев, религия логики вещей. Т. К. в ней человек не самоценен, он подменяется своим положением, статусом, документами. Правда – религия истины, логики. Поэтому Сатин и Лука одно целое (речь Сатина в поддержку Луки после его исчезновения).

Мир «Дна» - мир голого человека. Здесь не действует логика вещей. И человек свободен – он истинен. «Дно» - «царство не от мира сего, царство свободы». Жители дна живут как небожители – играют, пьют, размышляют. У героев нет имен, только клички, потому как имя привязывает человека к логике вещей.

Клещ дан в процессе эволюции. Он считает всех ниже его, хочет работать, чтобы принадлежать логике вещей. Работать, чтобы зарабатывать – рабство. Работать для удовольствия – свобода (Сатин).

В притче о Праведной земле выявилось бессилие логики вещей понять бытие человека.


М. Горький

I Вариант

1. Укажите годы жизни М. Горького.

а) 1868-1936 гг. б) 1870-1921 гг. в) 1890-1940 гг. г) 1895-1925 гг.

2. В каком городе родился М. Горький?

а) Москва б) Петербург в) Нижний Новгород г) Саратов

3. Как относится М. Горький к первой русской революции?

а) сочувствовал; б) активно поддерживал, помогал материально

в) настороженно; г) отрицательно

4. Ранние рассказы A.M. Горького написаны в духе:

а)модернизма; б) реализма; в) романтизма?

6. Жанр пьесы М. Горького «На дне»:

а) бытовая драма; б) социально-философская драма

в) трагедия; г) мелодрама

7. Имя Клеща

а) Дмитрий; б) Андрей; в) Ванька; г) Степан.

8. Персонаж пьесы «На дне», вступивший в философский спор с Лукой, утверждал, что не надо унижать человека жалостью?

а) Клещ; б) Сатин; в) Актёр; г) Барон.

9. О ком идёт речь в пьесе «На дне»: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

а) об Анне; б) о Наташе; в) о Насте; г) о Василисе.

10. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

а) Сатин б) Барон в) Клещ г) Пепел

11. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?

а) Лука б) Клещ в) Сатин г) Бубнов

12. По высказываниям героев пьесы М. Горького «На дне» определите персонаж драмы:

а) «Сделай так, чтоб работа мне была приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

б) «На что совесть? Я - небогатый»

в) «Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь мою дрожала… мучилась… как бы больше другого не съесть…»

г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

д) «…А то… воображу себе, что завтра я скоропостижно помру… И станет от этого жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом…всегда может грозой убить…»

А) Наташа Б) Сатин В) Анна В) Бубнов Д) Лука

М. Горький

II Вариант

1. Укажите настоящее имя М. Горького.

а) Алексей Максимович Пешков б) Василий Иванович Каширин

в) Максим Алексеевич Пешков г) Иван Алексеевич Каширин

2. Какому политическому деятелю был посвящен публицистический очерк?

а) А.В. Луначарский б) И.В. Сталин в) В.И. Ленин г) Н.И. Бухарин

3. Какое образование получил М. Горький?

а) учился в гимназии б) закончил Казанский университет

в) получил домашнее образование г) не получил никого систематического образования

4. В каком рассказе выведен образ человека с «горящим сердцем»

а) «Макар Чудра»; б) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»?

5. Кто произносит фразу «В жизни... всегда есть место подвигу» , ставшую афоризмом

А) старухи Изергиль; б) Лойко Зобара; в) Данко?

6. Укажите основной драматургический конфликт пьесы М.Горького «На дне».

а) социальный (между Костылевым и ночлежниками)

б) идеологический (между Лукой и ночлежниками)

в) любовный (между Василисой, Пеплом и Наташей)

г)внутренний (В осознании ночлежниками своего падения и невозможностью с этим смириться)

7. Кто из персонажей пьесы «На дне», прикрываясь служением богу, грабит людей?

И я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю…. и будет перед святой иконой жертва моя гореть…

а) Барон б) Сатин в) Лука г) Костылев

8. Определите, кто из героев произносит следующие фразы:

а) «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все - прыгают»

б) «Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют»

в) «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо…, если порядочные люди говорят как шулера…»

г)«Никогда и ничего не понимал я… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался…. А зачем?..Не понимаю!»

А) Барон Б) Лука В) Сатин Г) Костылев

9. Кто из обитателей ночлежки попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

а) Пепел; б) Клещ; в) Барон; г) Алёшка.

8. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М. Горький авторскую точку зрения.

а) Лука б) Сатин в) Бубнов г) Барон

10. Что является главным предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне»?

а) жизненные обстоятельства, приведшие людей на «дно»

б) сознание людей, выброшенных на «дно» в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков

в) быт людей «дна»

г) взаимоотношения «хозяев жизни»и зависимых от них людей

11. Какая сцена является завязкой внутреннего конфликта в пьесе М. Горького «На дне»?

а) разговор Костылева с ночлежниками в 1-м действии о Василисе

б) появление Наташи

в) появление Луки в ночлежке

Г) рассказ-притча Луки о «Праведной земле»

12. Лука своими утешительными речами пробудил почти в каждом ночлежнике мечту о иной, лучшей, достойной жизни. О чем мечтают ночлежники?(укажите соответствие)

а) Настя А) о лечебнице для алкоголиков

б) Анна Б) о чистой высокой любви

в) Васька Пепел В) об избавлений мучений на том свете

г) Актер Г) о честной, трудовой жизни на поселении в Сибири




Похожие статьи
 
Категории