Художник михаил врубель. Русские художники

08.02.2019

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Последнее путешествие в Италию

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его. Единственное завершенное произведение - это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя - 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Биография Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Творчество Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту.

Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».

Pan

Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля «сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а цвет порождал форму.

И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».

Последней работой Врубеля стал «Портрет В.Я. Брюсова. (1906), необычайно выразительный. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер.

А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.

Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.

Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

Блок на могиле Врубеля скажет: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…»

Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.

Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.

В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.

Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.

Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам, и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство.

Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.

Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.

Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.

"Перед тем, что Врубель Михаил Александрович и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, - я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим...". А.А. Блок. Из речи на похоронах М.А. Врубеля 16 апреля 1910 года.

Трагическая судьба Михаила Александровича Врубеля вот уже многие десятилетия после его кончины бросает особый отсвет на произведения художника, признанного одним из величайших мастеров русского искусства. Его картины, акварели, керамика, декоративное панно, сверкающие чистой краской, как драгоценные камни, притягивают взгляд, заставляют размышлять вновь и вновь о нем. Связь личности Врубеля с эпохой, в которую он жил, оказалась более сложной, чем у многих его современников. Художнику пришлось запечатлеть в символических образах своих произведений противоречия, борения, трагедию и духовные поиски своего времени. Он пропустил их через собственную душу - и душа надорвалась в непосильной тяжести.

Выдающийся живописец с мировым именем родился в городе Омске в 1856 году. Врубелю было три года, когда его матери не стало. В какой-то мере ее заменила Анна Александровна, его старшая сестра, которая стала ему близким другом, сыграла в жизни брата немалую роль, опекала его и была главной поддержкой в последние годы. К ней обращены наиболее доверительные письма М.А. Врубеля.

Семья Врубель жила то в Петербурге, то в провинции - частые переезды были связаны в военной карьерой отца. Рисовать Михаил Врубель начал где-то в возрасте пяти лет и периодически брал уроки рисунка. Уже в ранней юности столкнувшись с провинциальной обывательской средой, равнодушной ко всему, кроме карт и сплетен, Михаил Александрович ищет в искусстве убежища от пошлости. Еще не ощутив себя художником, он уже был "на стороне" светлого творческого мира, где царили великие мастера Ренессанса - Рафаэль , Леонардо да Винчи .

После окончания гимназии он по желанию отца поступил в юридический факультет Петербургского университета, не чувствуя интереса к этой профессии. Тем не менее окончил университет и это стало основой его глубокой образованности, которую отмечали все знавшие его и которая была в общем-то редкой в художнической среде той эпохи. Только в 24 года Михаил Врубель окончательно определил свою жизнь и с осени 1880 года он учится в Академии художеств.

В поисках собственного творческого пути опорой для Врубеля стало классическое искусство. Молодой художник видел свою задачу в выработке собственной манеры и технике письма. В Академии зарождается его интерес к акварели - техники одновременно и тонкой, и мощной, способной решать сложные художественные задачи. Одним из лучших педагогов Академии, профессор П.П. Чистяков, первым осознал необычный, мощный художественный дар своего ученика и угадал его стремление к монументальным формам живописи. В 1884 году по его рекомендации Чистякова Врубель направляется в Киев для принятия участия в реставрации древней Кирилловской церкви с фресками XII века и в создании росписей Владимирского собора. Несколько лет работы в Киеве стали временем художественного становления Врубеля , определили всю его дальнейшую судьбу.

Этот один самых загадочных живописцев относится к такому типу творцов своего времени, которых С.П. Дягилев назвал "жаждущие красоты поколение ". Работы, написанные в 1886 году в Киеве - "", "", - говорят о восхищении художника красотой мира.

Во врубелевских работах во всю мощную силу зазвучал громадный декоративный дар - для него любое изображение человека или предмета на холсте, бумаге было еще и узором, орнаментом форм. Именно поэтому так велико было увлечение Врубеля этюдами драгоценных тканей. Образ яркого ковра, на котором в роскошных узорах и красках появляются работы реального мира, - это основная суть и идея многих его живописных панно и картин. Наряду с тканями воплощение декоративной формы Врубель ищет в цветах: в Киеве им рождены волшебные акварели с изображением ирисов, орхидей, азалий, подчеркнуло живых, как будто продолжающих цвести и распускаться на листе бумаги.

Из созданного в киевский период к особому месту можно отнести иконостас Кирилловской церкви, для написания икон которого Врубель отправился в Венецию. Здесь его вдохновляли древние памятники искусства, фрески и византийские мозаики, картины старых мастеров - и сама насущная жизнь итальянского города: люди, улочки, музыка, люди, каналы. К Италии с этого момента зародила в нем самую большую и вечную любовь. Врубель не уставал вспоминать о ней даже в самом конце своей жизни, сломленной тяжелой болезнью. Иконы Кирилловской церкви, прежде всего "", несут в себе сугубо врубелевское , личностное соединение образов византийской древности с драматическим мышлением эпохи рубежа XIX - XX веков.

Трагические глаза Богоматери (прототипом которой стал портрет реальной женщины - З.Л. Праховой ) как особый знак души будет постоянно возникать в других врубелевских образах. Эти глаза можно увидеть в образе Демона .

Обращение к теме Демона произошло здесь же, в Киеве, под влиянием поэзии Лермонтова и оперы А.Г. Рубинштейна, которая произвела на Врубеля большое впечатление. Образ Демона в творческом мировоззрении художника стал ключевым, вместившим самые разные грани его искусства. Художник утверждал, что "Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, ... а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, идущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе ". Здесь в словах заключена философская программа многочисленных произведений Врубеля, посвященных образу Демона.

Получив отказ от участия в росписи Владимирского собора, для Врубеля это было первым глубоким и серьезным ударом. Созданные им эскизы - "", "Ангел с кадилом и со свечой " - показались комиссии слишком неканоничными.

Их эмоциональная напряженность, драматизм и сама манера живописи Врубеля были вызывающе ярко индивидуальны. В 1889 году живописец покидает Киев и приезжает жить в Москву. В Москве он встречается со старым другом В.А. Серовым , представлен К.А. Коровину, поселяется у него в мастерской, нуждается, голодает. В своих воспоминаниях многие, в том числе К.А. Коровин , писали о бескорыстии Врубеля, умении довольствоваться малым и равнодушии к деньгам. В этом проявлялось его стремление во что бы то ни стало сохранить свою свободу, свободу художника и человека.

Коровин познакомил Врубеля с С.И. Мамонтовым, ставший его покровителем и другом.

В Москве в доме Мамонтова на Садово - Спасской Врубель жил, трудился над "Демоном (сидящим) " (1890). После киевского "затворничества" художник попадает в довольно бурную московскую художественную жизнь. Он работает на декорациями для театров, над костюмами в Частной опере С.И. Мамонтова. Многократно выезжает в Италию совместно с Мамонтовым, живет и трудится в Абрамцеве. Здесь он интересуется керамикой, ставшая одним из его значительных творческих проявлений. Одной из первых московских работ, отчетливо проявившей отличие искусства Врубеля от привычных художественных норм, были иллюстрированное им юбилейное издание работ М.Ю. Лермонтова (1891). Декоративно изысканные и сложные образы поэмы "Демон " были негативно отвергнуты образованным и эстетически нравственным обществом. По словам Коровина, "все рассердились ".

По-новому осознает Врубель и современный тип декоративной живописи, переходя от ее монументальных религиозных форм к декоративным романтическим панно - "Венеция " (1893), "" (1894), триптихи для загородных домов А.В. и С.Т. Морозовых.

Но и на этом пути он встречает непонимание. Особенно тяжелой для Врубеля была история с созданием по заказу Мамонтова двух больших панно для художественного отдела в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки 1896 года. Эскизы врубелевских панно "Микула Селянинович " и "Принцесса Греза " были не только отвергнуты, но и осмеяны в прессе. В ответ на это Мамонтов выстроил для их показа отдельный павильон. Панно, несмотря на этот драматический эпизод, заставили заговорить о Врубеле.

Как и многие люди этой эпохи, Врубель наслаждался яркими эстетическими впечатлениями в музыке. Но он отличался еще и загадочной восприимчивостью к пению и музыке. Его сестра вспоминала, как будучи ребенком он мог стоять часами "прикованным" к роялю, наслаждаясь игрой. Многие темы его работ рождались под впечатлением музыки, с нею связана и женитьба Врубеля.

На одной из оперетт его настолько впечатлил голос артистки Частной оперы Забела Надежды Ивановны, что он влюбился в него, совсем не видя ее саму на затемненной сцене. Впоследствии, в 1896 году, оперная артистка стала женой художника и любимой его моделью. "Другие певицы поют как птицы, а Надя поет как человек ", - говорил Врубель о голосе жены.

Для него она была еще и воплощением музыкальных образов любимого композитора и друга - Н.А. Римского - Корсакова, в операх которого часто была первой исполнительницей женских партий. В роли царевны Волховы в опере "" запечатлена жена художника в акварели 1898 года. Врубель около 90 раз слушал жену в этой опере.

По нескольку раз он мог наслаждаться игрой оркестра, в особенности МОРЕ , и ему это не надоедало, что удивляло его жену. Каждый раз художник находил все новые прелести и видел фантастические тона.

Немало великолепных театральных декораций, графических листов, скульптурных произведений было создано под влиянием музыкальных образов. К их числу относится и серия майоликовых скульптур на темы опер "" и "Снегурочка ". Сказочный облик Весны, Купавы, Леля, Садко, играющего на гуслях, царя Берендея, воплощен в текущих формах керамики, покрытой сверкающими глазурями.

Благодаря Римскому - Корсакову Врубель начинает особенно тонко чувствовать национальную ноту в искусстве. Образы русского фольклора становятся важной поэтической темой его творчества - появляется панно "" (1898), "" (1900).

Символизм - художественное направление начала XX века - получает отражение во многих картинах художника. "", "", "" не являются пейзажами, хотя художник запечатлел изображения природных сюжетов. Образы этих творений - символы таинственной, загадочной, скрытой от людской жизни природы.

Символическим смыслом в живописи Врубеля наделены и женские образы. Будь то смутно различимый облик "феи" сирени, сказочные царевны или портреты жены, поэтическая кисть художника делает их образами вечной, возвышенной, романтической красоты.

Символические картины вели к окончательному Демону - "Демону поверженному " (1902), самому непонятному для зрителя тех лет.

Врубель писал его лихорадочно, многократно переписывая, продолжая работать даже на выставке и в доме нового владельца картины. Он словно хотел донести что-то важное, окончательное, предчувствуя свою судьбу. Ощущение катастрофы, крушения жизни, безмерного страдания и гибели пронизывало зрителей перед этой картиной. Именно с весны 1902 года стали долгими и мрачными годами душевной болезни. На художника сильно подействовал отказ Третьяковской галереи в приобретении "Демона поверженного " (картину приобрел В.В. фон Мекк, и лишь после смерти Врубеля она поступила в галерею). Врубель ощущал "Демона" как итог, как глубоко выстраданное знание и был оскорблен непониманием.

1903 год стал для художника трагическим. Умер его маленький сын Савва, что привело к сильнейшему толчку развития болезни.

Этот трагический момент времени большую часть жизни художник проводит в клиниках. В редкие промежутки он возвращается к работе - пишет портрет, графические натюрморты, одну из красивейших своих шедевров - пастель "Жемчужина

В процессе творения работы над ним художник потерял зрение. Последние годы прошли во тьме. Во время ужасной и печальной болезни Н.И. Забела - Врубель пела ему старые арии и новые, только что подготовленные. По ее словам - "здесь он иногда хоть на миг забывал о своем несчастье ". Ф.А. Усольцев, Врач - психиатр художника, внимательно и заботливо лечивший Врубеля, утверждал в воспоминаниях, который были написаны сразу после кончины художника, что "его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить".

Одним из тяжелейших уроков жизни для Врубеля было столкновение с нравственной и эмоциональной глухотой, с обывательскими взглядами на искусство. Его не понимали. Хуже того - его не хотели понять. "Лучше бороться с произволом, чем со стадной тупостью ", с горечью он писал однажды. Коровин, глубоко переживавший за друга, писал, что "вся жизнь художника, человека со смелой и нежной душой" была окружена "кислой болотиной мелкого, гнусного и подлого смешка".

Бумага, акварель, белила, бронза, карандаш.

Михаил Александрович Врубель – известный русский художник рубежа 19-20 веков, работавший во множестве техник; представитель символизма. Он является автором таких картин, как «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный».

Ранняя жизнь

Михаил родился в 1856 году в семье военного. Он не принадлежал к знати, однако род Врубелей мог похвастаться интернациональностью – здесь были поляки, финны, татары и русские. Маленький Миша унаследовал светлые волосы и правильные черты лица от отца и глубокие карие глаза от матери, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
Художник рос любознательным, веселым ребенком. Он интересовался книгами, репродукциями картин; еще в раннем детстве проявилась его любовь к творчеству. Несмотря на то, что семья Михаила была небогатой, отец исправно платил за уроки рисования для сына.

Начало творческого пути

В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств. Там его талант заметили; Врубель, еще не закончивший учебу, уехал работать в Киев. Пять лет подряд он занимался росписью Кирилловского собора, а после визита в Италию художник сформировал собственный стиль, расходившийся с православными канонами. Михаила перестали приглашать для реставрации храмовых фресок.

Зрелые годы

Из Киева Врубель уехал в Москву. Малоизвестному художнику поручили проиллюстрировать поэму Лермонтова «Демон». После этого к Михаилу пришла слава; он стал востребованным живописцем. В 1896 году он женился на оперной певице Надежде Забеле. Она стала его единственной любовью и музой.

С этого времени начался период активной работы. Врубель, не жалея себя, занимался творчеством по 14 часов в сутки. До 1902 года Михаил создал все свои известнейшие полотна: «Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон поверженный», «Портрет сына», «Сирень», «Утро». Психика художника не выдержала такой огромной нагрузки; Врубель стал душевно больным.

Болезнь и смерть

В 1902 году наступил первый кризис. Состояние Михаила Александровича было невероятно тяжелым. Он лежал в психиатрической клинике; к нему не пускали даже жену и сына. Позже его перевели в клинику при Московском университете, где состояние художника заметно улучшилось.

В 1903 году умер двухлетний сын Врубеля. Это стало точкой невозврата: о восстановлении не могло быть и речи. Через три года Михаил полностью ослеп, а в 1910 году скончался. Перед смертью он почти не приходил в сознание.

Михаил Врубель – гениальный художник, не понятый современниками. Его картины привлекают внимание зрителей своей глубиной и трагичностью, что говорит об их создателе как о человеке с тонкой душевной организацией. Он по праву считается одним из ярчайших русских творцов рубежа 19-20 веков.

для детей

Интересные факты и даты из жизни

Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.

Михаил Врубель - русский художник, закончил сначала юридический факультет Петербургского университета, затем Академию художеств. По рекомендации своего учителя П.Чистякова работал в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом. Однако, его работы не были должным образом оценены.

Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович" его заметили, стали интересоваться творчеством художника. Однако, творчество его постоянно вызывало жестокую полемику в печати.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.

Заметны в произведениях Врубеля черты символизма и стиля "модерн". Художника интересует тема трагического одиночества и гибели личности, которую он стремится раскрыть символически в образе Демона. В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, иллюстрации к произведениям Лермонтова, Пушкина, к народным сказкам, былинам и легендам.

Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т.п.).

В конце жизни Врубель заболел, периодически лечился в психиатрической клинике. В периоды между приступами душевной болезни писал, творил. В 1910 году, пятидесяти четырех лет, Врубель скончался от воспаления легких.

Подлинная стихия картин Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом тайна его монументальности и залог долговечности.

Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска "Сошествие Святого Духа...", написана художником на коробовом своде Кирилловской церкви в Киеве.

По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя, исходившие от него языки пламени "почили на каждом из них". После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Как и другие евангельские сказания, сюжет "Сошествия" имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.

Врубель во многих своих произведениях обращается к творчеству Лермонтова. Демон - один из таких образов. Но это не просто иллюстрация к произведению Лермонтова, Врубель вкладывает свое видение, свое понимание этого образа.

Демон - это падший ангел, поднявший бунт против бога и низвергнутый небесами на землю. В мифологии Демон - образ титанической, но скованной энергии. Он отвергнут небесами, но не мог быть принят и землей. Сам Врубель так понимал Демона: " он олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе."

Сущность этого образа двойственна. С одной стороны - импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания. С другой - безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой.

Лишь только божие проклятье
Исполнилось - с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня.

Демон изображен восседающим на горной вершине. Безнадежная тоска читается в его взгляде, в наклоне торса, в заломленных руках, обхвативших колени. Даже такой композиционный прием, как срезанная верхней рамой часть изображения, заставляет нас ощущать стесненность, мучительность существования Демона.

Интересна живописная манера художника в этом произведении: картина будто выложена из множества пересекающихся плоскостей-граней.

В картине преобладают холодные, лилово-синие тона.

Врубель давно задумал патетическое полотно "Демон поверженный". Он хотел потрясти зрителя, создать грандиозное произведение, но, кажется, он не представлял отчетливо замысел картины: Демон владел им больше, чем он - Демоном. Он долго думал, каким изобразить этого Демона - летящим или каким-то другим. Идея "Поверженного" Демона возникла как бы сама собой.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водяное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище.

Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.

Когда картину перевезли в Петербург для выставки "Мира искусства", Врубель, несмотря на то, что полотно уже выставлено, каждый день с самого утра переписывал его, и все видели эту перемену. Были дни, когда Демон был страшен, а потом в его лице появлялась глубокая грусть... Врубель тогда уже был глубоко болен.

"Демон поверженный" захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - "здесь человек сгорел".

Изображая сказочных героев, Врубель не иллюстрировал известные литературные сюжеты, он творил всегда свои сказки, своего Демона. Но это не значит, что он игнорировал первоисточники. Создавая, например, "Богатыря", он искренне вживался в мир былинных сказаний.

Его "Богатырь" - Илья Муромец - кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге. Такой "мужичище-деревенщина" может сражаться палицей "в девяносто пуд", выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему "грузно от силушки, как от тяжелого бремени", но едет он"чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего" - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны - тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве "старого казака" Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.
Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но они не были ему близки так, как образы хрупкие, лирические, "тающие и ускользающие".

Говорят, что портрет-картина "Царевна-Лебедь" написана на сюжет "Сказки о царе Салтане" Пушкина, а моделью для написания портрета служила жена Врубеля Надежда Забела-Врубель. Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу - совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до розово-багряной зари - подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Конечно, это не пушкинская "Царевна-Лебедь", и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.

Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутовое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг - и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах...

Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил А.Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста
В непробудном сне царевны,
Синева пуста...

Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, -
Голубиный лет...

Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!

И опять в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Пастель Жемчужина" - маленькое чудо искусства, удивительная игра переливов в жемчужной раковине.

Кто когда-нибудь держал в руказ и рассматривал натуральную морскую раковину, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.

Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Надо было его только "скопировать": цветовые нюансы перламутра неуловимы, изменяются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Врубель понял, что переливы раковины зависят еще и от фактуры ее - гладкой, шероховатой, слоистой.

Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде, чем писать ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. Эти переливы созданы с такой подлинностью, что чудится: если повернуть картину под разным углом, то и краски будут изменяться, вспыхивать и меркнуть, как в настоящей раковине.

Раковина написана немного больше натуральной величины, и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Тогда в нем кто-то должен обитать! Кто же, как не дочери морского царя?

Царевны возникли с такой же неизбежностью, как и все фантастические образы Врубеля - из созерцания природных форм, будто изначально в них таились, и надо их было только рассмотреть. Сами фигуры не нравились художнику, они были слишком в духе модерна - несколько жеманны, изысканно игривы, что мельчит замысел художника.

При всем том, что "Жемчужина" - одно из последних произведений Врубеля - остается неподдельной жемчужиной его творчества.

Врубель любил изображать вплотную густые, вьющиеся заросли цветов, трав. Художник вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в "архитектуру" гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники. Все эти чудеса природы под взором художника разрастались в волшебный мир, он всматривался еще и еще - и чудились очертания фигур, глядящие глаза...

Вот картина "Сирень"...Лиловые заросли сирени заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами. А в кустах - женская фигура, не то девушки, не то феи. Ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы и темные провалы глаз, - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный сумрачный час. Взойдет солнце и она исчезнет.

Картина "Пан" единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса "Святой Сатир". И свою картину художник сначала назвал "Сатир". Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?. Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня - неизвестно.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется,сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Леший - и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий...



Похожие статьи
 
Категории