Игра «Вежливые слова». Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

14.02.2019

КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну Вежливости»

Полыгалова ГалинаВалентиновна – учитель музыки

Тарабунова Алена Анатольевна – учитель начальных классов

2012

Цель: Привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

1.Способствовать развитию познавательной активности, актёрских способностей;

2.Способствовать развитию высших психических функций;

3.Развивать художественную и музыкальную речь учащихся, прививать интерес к чтению;

4. Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, фортепиано, ноутбук.

Ход внеклассного мероприятия:

1.Ведущий . Добрый день, дорогие дети и взрослые! (Слайд 1)

2.Ведущий . Здравствуйте!

1.Ведущий . Ребята, вы получили пригласительные билеты.

Билеты эти волшебные, в каждом конверте находится вежливое слово.

Посмотрите, какие вежливые слова у вас в конвертах?

2.Ведущий . — Мы приглашаем вас в путешествие по волшебной стране Вежливости. Путешествовать мы будем в корзине с воздушными шарами. Думаю, что в пути нам будет интересно .

Ребята, перед нашим путешествием посмотрите мультфильм «Невежи» и подумайте, можно ли взять героев мультфильма с собой? (Слайд 2)

( Просмотр мультфильма «Невежи»).

Ребята, какие герои мультфильма были невежами?

Изменились ли они? Мы их возьмем с собой в путешествие?

Итак, сегодня мы посетим город Приветствий, море Вежливости, Замок рыцарских манер, а также заглянем в страну Грубиянию. (Слайд 3)

1.Ведущий . Наше путешествие начинается. Внимание! Нас ждет Город Приветствий . (Слайд 4)

1 ученик.

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

2 ученик.

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку

— Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

3 ученик.

— Нам желают “Доброго пути!”

— Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.

— Спасибо, ребята. Какое сегодня число? Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! (Слайд 5)

Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и, конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

2.Ведущий . Слово «здравствуйте» — очень интересное слово. (Слайд 6) Вдумайтесь в его значение: «здравствуйте» — мы желаем друг другу здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это слово. Люди разных национальностей здороваются каждый на своем языке. Давайте послушаем, как приветствуют друг друга немцы, казахи, татары, украинцы.

(Выслушиваются ответы детей). -Молодцы!

1.Ведущий . Итак, что празднуют люди мира в сегодняшний день?

Что означает слово «Здравствуйте»?

2.Ведущий . А сейчас перед нами море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости» . (Слайд 7)

Ребята, какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей). (Слайд 8) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто не ставит людей в неловкое положение. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им вреда, неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости.

1 ученик.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасёшь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

1.Ведущий . Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Об этом вам расскажет песня «Ежели вы вежливы»

(Исполнение песни «Ежели вы вежливы»).

1.Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

То место без протеста уступите старухе.

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

2.Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

3.Ежели вы вежливы, тогда в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки. И ежели вы вежливы тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

1.Ведущий . Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». (Слайд 9)

Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости,

Мы говорим …(простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании

Всем, прощаясь, говорят… (до свидания).

— Хорошо, с этим заданием вы справились.

Ребята, вам нравится, как готовят в школе повара? Какое волшебное слово вы говорите им? (Ответы детей).

2.Ведущий . Из истории слова «Спасибо» (Слайд 10)

Знаете, откуда явилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: — Спаси вас Бог!

Сочетание «Спаси, Бог» превратилось в короткое «спасибо». Так появилось всем нам знакомое с детства слово. Забывать это слово никогда не стоит. Даже есть пословица: «Своего спасибо не жалей!»

1 ученик.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

1.Ведущий . Итак , какие волшебные слова встретились нам в море Вежливости?

2.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Мы отправляемся в Замок рыцарских манер. (Слайд 11)

Рыцари – отважные и смелые люди, жившие в средневековье. Чтобы стать рыцарем, необходимо было пройти специальную подготовку. С 7 лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, танцевать, знать правила этикета. Но рыцарь не только обязан был владеть военными науками, но и поступать благородно, защищать слабых людей и униженных, быть вежливым, благородно относиться к женщинам.

1 Ведущий. В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша. Еще один обычай дошел до наших дней: снимать перчатки, здороваясь. Обнажая руки, снимая перчатки, рыцарь тем самым демонстрировал, что он безоружен. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.

2.Ведущий . А сейчас я вам предлагаю проверить, кто у нас может быть рыцарем, кто самый вежливый.

Итак, задачи не на сложение, а на правила уважения. (Слайд 12)

Ситуация 1 . Ситуация в день рождения: дарят подарок в упаковке. Как его принять? (По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок . Щ Если это сладости – угостить всех гостей). Щ

Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 10, а другому 9 лет? (кто вежливее). Щ

Ситуация 3 .Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где – то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Ивановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую. (Мальчики допустили три ошибки: по школе не бегают, при встрече с учителем ребята должны были остановиться, здороваться нужно вежливо).

Ситуация 4 . В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Тамара Алексеевна!». Какую ошибку допустил Иван? (Он должен поздороваться со всеми).

Ребята, вы хорошо решили ситуации. Послушайте стихотворения о вежливых словах.

(Инсценировка стихотворения «Вежливый поступок»)

Было лето, пели птички, Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.

Скромно стали в уголке и беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: «Иностранки», это видно по осанке,

Может быть, они туристки? В первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью, ну а сам я постою!»

Было лето, пели птички, две девчонки в электричке

Сели около окна.

— Между прочим, мы – москвички,- улыбается одна.

Павлик крикнул: — Как же так! Значит, я попал впросак?

И теперь не пьет, не ест он! Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место неизвестно почему.

(Стихотворение Юсупова «Простите!»)

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо “Простите” сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую, есть лучше в продаже…

Простите!” — казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

1.Ведущий .- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощения?

Итак, какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Мы думаем, что никогда не исчезнут смелые благородные люди – настоящие рыцари!

2.Ведущий.- Ребята, а сейчас давайте отдохнём.

(Физминутка. Игра “Вежливо — невежливо” ).

— Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами:

— Поздороваться при встрече;

— толкнуть и не извиниться;

— свистеть, кричать, шуметь в школе;

— уступить место старшим;

— не вставать на обращение учителя;

— помочь подняться по лестнице;

— попрощаться, уходя.

1.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Что такое вежливость, мы знаем, а что такое невежество? Как вы думаете? (Ответы детей).

Невежество – это грубость, хамство, невоспитанность. Тот человек, который не соблюдает правила приличия – невежливый человек.

А сейчас мы заглянем по соседству в страну Грубиянию. (Слайд 13)

Премьера мини-мюзикла «Страна Грубияния»

(музыка В. Юдиной, слова И. Сыроваткиной)

ПЕР ВОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Комната с большим окном. За сто лом сидит девочка Настя. Бабушка накрыла на стол к завтраку, но Настя ничего не ест. По полу раз бросаны игрушки. Около дивана стоит телевизор.)

ВЕДУЩИЙ (поет):

День сегодня неудачный,

встала Настя очень мрачной.

Зубы чистить неохота!

Маме скоро на работу,

Настя дуется, ворчит

и на бабушку кричит.

НАСТЯ (поет):

Есть яичницу не буду!

И не буду мыть посуду,

И спасибо не скажу,

На диване полежу!

ВЕДУЩИЙ (продолжает петь):

Съела липкую конфету,

Перепачкала газету,

Кошке лапу отдавила,

воду в ванной не закрыла,

Разбросала все игрушки

И уселась на подушки.

НАСТЯ (поет):

Есть яичницу не буду!

И не буду мыть посуду,

И спасибо не скажу,

На диване полежу!

(Садится на диван, положив под се бя подушку.)

ВЕДУЩИЙ (поет):

Телевизор засветился.

На экране появился

вдруг какой-то старичок,

Спрыгнул на пол, поклонился,

Взял откуда-то крючок,

И крючком огромным этим

Настю он поймал, как в сети,

И куда-то поволок.

Ух, захватывает дух!

А потом на землю - бух!

(В это время из телевизора выле зает Гном с седой бородой, сачком накрывает Настю и утаскивает ее на другую половину сцены.)

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Улица. Забор и скамейка с отломан ными рейками, на стене дома афиши с оторванными краями. Теле фонная будка и телефон без трубки, куст сирени с изломанными вет ками. Крупными буквами надпись «СТРАНА ГРУБИЯНИЯ».)

НАСТЯ (оглядываясь):

Ой, как страшно сразу стало,

И куда же я попала?

Все вокруг совсем чужое,

Незнакомое такое,

Гном с седою бородою.

ГНОМ (поет):

Девочка, привет, привет,

жду тебя уже шесть лет.

Раньше ты бы не пришла:

Хорошо себя вела.

Уходить пора уж мне.

До свидания!

Ты живи теперь в стране

Грубиянии! (Уходит.)

НАСТЯ:

Это что там за урод?

вон еще один идет.

Зубы острые торчат,

Руки длинные до пят.

Глазки маленькие, злые,

признавайтесь, кто такие?

(Грубияны выходят по од ному, окружают Настю, разглядыв ают ее и поют.)

ГРУБИЯНЫ:

Грубиянами зовут,

Мы живем все время тут.

В нашей сказочной стране

Люди счастливы вполне.

Здесь не надо добрым быть

И «спасибо» говорить.

Можно топать и плевать,

даже младших обижать.

Грубиянами зовут,

мы живем все время тут.

И тебя - такой пустяк! -

поколотим просто так!

НАСТЯ:

Ну уж нет! Ведь я же Настя!

Постараюсь не пропасть я,

Жить невежей не смогу,

Захочу и убегу!

Что за глупая страна?

Очень странная она:

Фонари разбиты,

Продавцы сердиты,

Лужи грязные текут

И деревья не растут!

Вон какая-то гражданка

поскользнулась прямо в грязь.

Эй, гражданка-грубиянка,

Помогу вам не упасть!

Осторожней, лужа здесь!

ГРАЖДАНКА-ГРУБИЯНКА:

Уходи! Ко мне не лезь!

Эй, противная девчонка,

Отойди-ка ты в сторонку!

НАСТЯ:

Как вам, тетенька, не стыдно!

Слышать это мне обидно!

ВЕДУЩИЙ:

Вот малыш стоит, ревет,

Настя к мальчику идет.

НАСТЯ:

Что случилось, милый мой?

Провожу тебя домой!

ВЕДУЩИЙ:

А ребенок повернулся.

Хитро очень улыбнулся,

Изо всех ребячьих сил

В Настю камнем запустил.

НАСТЯ:

Ай! Какой ты хулиган!

Настоящий грубиян!

ВЕДУЩИЙ:

Очень хмурые мальчишки

Побросали в кучу книжки

И ломают жухлый куст -

Слышен только веток хруст.

НАСТЯ:

Эй! Ведь это же сирень -

Расцветет в весенний день!

ЗАБИЯКА:

Вовсе не сирень, а палки,

Пригодятся в перепалке,

в перебранке, ссоре, драке

Зря мы, что ли, забияки?

Да и ты подальше стой,

Вмиг расправимся с тобой!

НАСТЯ (поет) :

Вот теперь я поняла:

Плохо я себя вела,

Потому что стала тоже

Очень я на них похожа.

Не хочу быть больше грубой

Не хочу такие зубы,

Жить я с ними не хочу,

Мне другое по плечу.

Чтобы люди улыбались

Быть хорошими старались

Буду доброй с ними я -

вот секрет какой, друзья!

(Танцует, кружится, добирается до дивана и ложится на него, склады вая ладошки, как во время сна).

ВЕДУЩИЙ:

Вдруг, как в сказке, все смешалось

Закружилось, вдаль помчалось,

В се кругом переместилось

Настя дома очутилась!

НАСТЯ (просыпаясь, по ет):

Ну и чудо! Вот так сон!

Лучше всякой сказки он!

Я, конечно же, уснула.

Приключенье хоть куда!

ВЕДУЩИЙ:

А за окнами мелькнула

Вдруг седая борода…

(Исполнение песни «Вежливый вальс»).

1.Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших, придут золотые года.

И в комнату в калошах не будут входить никогда.

2.Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал.

Ему прописали пилюли. Он выпил и вежливым стал.

Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей,

И станут все на свете любить таких детей.

Подует ветер свежий, фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

(Артисты кланяются).

1.Ведущий. Ребята, а вы хотели бы жить в какой стране – Грубиянии или Вежливости? Почему?

Тогда давайте произнесём клятву вежливости: (Слайд 14)

Клянёмся вежливыми быть.

Всегда спасибо говорить.

Клянёмся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

Клянёмся вежливыми мы быть

Дела хорошие творить!

Итог мероприятия:

— Ребята, где мы сегодня побывали?

— Что интересного узнали?

-Для чего в нашей речи вежливые слова?

-Что особенно запомнилось?

2.Ведущий.- «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть». (Слайд 15)

Так пусть же у каждого из вас появится желание стать самыми вежливыми ребятами в школе.

Рефлексия.

1.Ведущий.- Похлопайте все те, кому было интересно!

Поднимите руку, кто узнал что–то новое!

Закройте лицо руками, кому было скучно!

2.Ведущий .- Спасибо за внимание и активность во время нашего путешествия! До новых встреч!

Использованные ресурсы:

Литература:

Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2009г. №7

Настольная книга классного руководителя 1-4 классы

Интернет-сайты: сказочная страна

Кто-то из великих сказал, что притча несет в себе урок, постигнув который, мы станем ближе к Богу.

Молодая семья купила себе дом за городом. Они много просмотрели вариантов, объездили почти все окрестности и вот, наконец, увидели то, о чем мечтали столько лет.

Переезд не занял много времени. Счастливые супруги наслаждались приятными заботами. А их было много. Надо было разобрать вещи, навести порядок, познакомится с соседями.

Первое утро в новом доме выдалось солнечным. Решили завтракать в саду. Пока молодая жена готовила завтрак, ее муж решил посмотреть сад. И вдруг он наткнулся на кучу мусора, высыпанную просто на клумбу. Мужчина нахмурился, у кого только ума хватило такое сделать.

— А ведь вчера этого не было, — подумал он.

И тут его взгляд привлекло какое-то движение сбоку. Он повернулся и увидел своего соседа, который с кривой ухмылкой заходил в свой дом. Догадка мелькнула в голове мужчины, но он мотнул головой:

— Да быть такого не может. Как то плохо я о людях, — он взял совок, веник и собрал мусор в ведро. Решил, что молодой супруге об этой неприятной истории знать не обязательно.

На следующее утро история повторилась. Мужчина так расстроился, что не сумел скрыть это даже от жены.

— Может, мы его чем-то обидели? Хотя чем, мы с ним еще даже не знакомы, — мужчина вяло ковырял вилкой в тарелке.

— Успокойся, — сказала жена, — вот сейчас немного разберемся и я схожу к соседям с ответным визитом. Все наладится, — женщина ласково обняла мужа. Людям иногда очень нужны уроки вежливости.

Время близилось к обеду. Молодая супруга взяла самое большое ведро, имеющееся в доме, и насобирала в саду самых больших и красивых яблок. Яблоки вымыла, сложила в ведро. Потом срезала несколько роз и с этими дарами пошла к соседу.

Сосед открыл дверь сразу же, женщина даже не успела постучать.

— Добрый день, — сказала молодая женщина, — мы ваши соседи.

У мужчины лихорадочно забегали глаза.

— Это вот вам, — женщина поставила ведро перед соседом, — и это тоже вам.

Она протянула ему розы. Сосед подозрительно уставился на букет.

— Вы понимаете, какое дело. Мы тут уже второй день, а вот познакомится руки дошли только сегодня. А у нас принято всегда с добрыми людьми делиться тем, чем сам богат. Так что это вашему дому от нашего. До свидания.

И она пошла к калитке. Сосед смотрел ей вслед. Краска стыда медленно заливала его лицо. Урок был усвоен.

Вам понравилась притча ? Если вам не нравится ответ молодой женщины, вы вправе найти собственный.

Класс: 1

Тема: Путешествие в страну вежливости.

Цели:

Обучающие: содействовать вежливому общению детей с окружающими;

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, воображение;

умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывающие: стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Оборудование: литературный ряд: стихи С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», «Невежливая вежливость» И. Кульской, наглядные пособия

Ход мероприятия

Организационный момент.

На доску вывешены слова: спасибо, извините, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры…

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

Ребята, как вы думаете, что это за слова? Что объединяет эти слова? Определите тему классного часа. Сформулируйте, пожалуйста, цель занятия (Чему мы должны научиться)

Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости.

Знаете ли вы что такое вежливость? (Ответы учащихся)

Часто ли в своей речи вы употребляете вежливые слова? Какие? В каких ситуациях?

Я приглашаю вас в путешествии по стране вежливых слов. Мы посетим: море Вежливости, аллею Приветствий, поэтическую гору, остров Радости.

Вы готовы?

Море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости»

Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте!

Чтение учителем стихотворения «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея

Ежели вы вежливы.

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы

То всех благодарите

И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

Какие полезные советы вы узнали? (Выслушиваются ответы детей) Ура, ребята, мы только что переплыли через море вежливости. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».

Послушайте, пожалуйста историю про «вежливого» мальчика Петю.

«Невежливая вежливость» И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку;

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку….

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты, – вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

Ребята, вы внимательно слушали рассказ о мальчике Пете? Тогда скажите, какие вежливые слова произносил Петрусь?

Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

Что бы вы ему посоветовали?

Ребята, а вы всегда приветствуете друг друга?

Когда вы слышите слово «доброта», то что представляете?

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Игра “Вежливо - невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Свистеть, кричать, шуметь в школе.

Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.

Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

«Поэтическая гора»

Давайте поиграем в игру, продолжи фразу. Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю

Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)

Хорошо, и с этим заданием вы справились

Телеграмма! СОС с острова Радости «Подумай-ка»

Текст телеграммы: «Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас, пожалуйста, избавьте нас от этих слов!»(Учащиеся должны убрать из списка невежливые слова)

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Молодцы, доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Составим правила добрых поступков. (Выслушиваются ответы детей)

Здоровайся при встрече.

Не груби, даже если сердит.

Проявляй доброжелательность.

Будь вежлив и воспитан.

Итог.

- Как звучала тема нашего классного часа? Что полезного для себя вы взяли из нашего путешествия?

Ребята, благодаря вашей находчивости, вашим знаниям мы с вами преодолели все препятствия в нашем путешествии. Будьте всегда вежливы, внимательны к окружающим, заботливыми.

"Нужно ли целовать руку женщине, несущей чемодан?" (с)

У Эллочки-людоедки в запасе было тридцать слов. Для того, чтобы прослыть вежливым, во Франции достаточно семи: "Здравствуйте!", "Простите", "Спасибо", "Мне жаль!" ("Désolé(-e)") и "Хорошего дня / вечера!".

На прошлой неделе мой начальник, набирая очередной вежливо-гневный мэйл, неожиданно спросил: "Вам не кажется, ИринА, что с вежливостью во Франции большие проблемы?" ИринЕ, выросшей в Привокзальном микрорайоне, так не кажется. Когда мне хочется усомниться в галантности обитателей Шестиугольника, я вспоминаю, как однажды, прожив полтора года во Франции, вернулась на каникулы в Архангельск и пошла к бабушке в гости. Из подъезда как раз выходил сосед, интеллигентный мужчина лет сорока пяти - я знала его как минимум лет двадцать, но мы никогда не здоровались. От неожиданности я воскликнула: "Здравствуйте!" Сосед посмотрел на меня, высморкался и пошел дальше.

Франция же с первых минут приучает говорить "Бонжур!": практически с самого начала я стала здороваться с водителями автобусов, кассирами, мусорщиками, соседями - даже с теми противными с пятого этажа, которые постоянно жаловались на меня консьержке. "Здравствуйте, мадам! Простите, что беспокою, но не найдется ли у вас монетки?" - спрашивают нищие в метро тоскливым утром. Жизнь, конечно, от этого не налаживается, но даже равнодушный "Бонжур" лучше, чем ничего. На самом деле, одним словом "здравствуйте" дело не должно ограничиваться. "Bonjour qui ? - муштровали малышей строгие мамы в шестнадцатом аррондисмане. - Ты должен обязательно прибавить "Bonjour Madame" или "Bonjour Monsieur", иначе не комильфо! Ты же не хочешь, чтобы тебя считали невежливым, Пьер-Антуан?" Четырехлетнему Пьеру-Антуану было все равно, но после трех исправлений сработало классическое детское "ладно, только отвяжись", а позже навязанная вежливость переросла в привычку. Кстати, Мадам и Месьё здесь вообще все: никаких "Девушка, вы выходите?" и "Женщина, вы загородили обзор" во Франции не будет, даже к неопрятному мужчине, спящему на матрасе у бутика "Шанель", принято обращаться на "Вы" и называть его "Месьё".

По популярности с "Бонжур!" может сравниться только "Спасибо!" Из курса устной речи за третий год обучения на архангельском инфаке я запомнила две вещи: вместо "я хочу" в любой ситуации нужно использовать мягкое "я хотела бы", а благодарить стоит всегда и обильно. Наша преподавательница, женщина невероятно строгая, после нескольких поездок во Францию поняла, что говорить "спасибо" в этой стране нужно как можно чаще, что и пыталась заставить нас делать все оставшееся до выпуска время. Я не поддавалась и всегда посмеивалась над этой привычкой, пока несколько месяцев назад одна недавно заехавшая во Французскую Республику русскоговорящая приятельница не рассказала следующую историю: ей преподнесли красивый подарок, причем дарительница, пожилая дама, не смогла приехать сама, и девушка передала слова благодарности через подругу. Мадам обиделась и намекнула, что неплохо было бы сказать "спасибо" лично. Моя знакомая возмущалась, что не должна сто пятьдесят раз кланяться: "Я один раз сказала "спасибо" - сколько можно?" Я же пришла в ужас: за эти годы помимо любви к круассанам у меня развилась способность (по крайней мере, внешняя) к благодарности - я скажу "Спасибо" и один раз, и второй, и догоню и еще раз скажу.

Другое жизненно необходимое во Франции слово - "Простите!" С "пардон" главное - правильно выбрать интонацию, от гневной до игриво-ласкательной, тогда оно поможет вылезти из переполненного трамвая, безобидно прервать уже второй час рассказывающего о своей незабываемой поездке в Бретань коллегу или избежать конфликта после того, как вы наступили кому-то на ногу. Высший пилотаж - говорить "Пардон?", когда на ногу наступают вам.

"Мне жаль" - еще одна универсальная фраза, на этот раз для продвинутого уровня. "Je suis désolé (-e)" или, в укороченном варианте вечно стремящихся к языковой экономии французов, просто "Désolé(-e)", добавленное в конце фразы, доказывает, что вы не просто чего-то не знаете или не умеете, а сожалеете (пусть зачастую всего лишь вербально) об этом. Как-то знакомый неаполитанец приехал в Париж и искал дорогу. По-французски он знал лишь базовый набор фраз, поэтому встал с написанным на бумажке адресом у метро и останавливал всех подряд. За десять минут он насчитал пять фраз "Простите, я не знаю, мне жаль!"

Классического "Au revoir", которому учат все учебники французского начиная со школьной "Синей птицы" и заканчивая вечной бордовой Поповой-Казаковой-Ковальчук, в чистом виде почти не бывает. Вместо "До свидания" во Франции вы услышите "Хорошего дня / вечера / завершения дня". В пятницу они сменяются почти обязательным вариантом "Хороших выходных!" Вообще, финальная фраза - повод проявить креативность: вам пожелают и хорошей поездки к вулкану, и вкусного кебаба, и отличного караоке.

Вежливость французов куда-то стремительно теряется, когда речь идет об общественном транспорте. Чтобы прочувствовать тайную сторону вежливости, нужно спуститься в метро в утренний час-пик, часам так к восьми тридцати. "Пропустите!" - кричат те, кто выходит из вагонов метро, в то время как толпы штурмуют поезд с платформы. Беременные, женщины с маленькими детьми, пожилые люди могут долго стоять, пока кто-нибудь сердобольный не поднимется или не возопит: "Мадам, вы не хотите уступить место?" Сидящие в общественном транспорте мужчины в костюмах и с газетами - прекрасная иллюстрация к свободе, равенству и чему-то там еще. Мой коллега Ж. как-то рассказывал: "Иногда ты спускаешься на первый этаж и видишь, что внизу стоит твоя соседка, живущая за стенкой, счастливая мать с двумя детьми, коляской и кучей пакетов. А твоя квартира на третьем этаже без лифта, и ты понимаешь - черт, нужно бежать!" Видимо, такие мысли появляются у многих мужчин в кашемировых шарфах при виде женщин с колясками и бесконечно длинных лестниц в метро - им сразу становится интересна настенная карта или чудом пробившиеся через парижское метро сообщения на телефоне. Недавно я видела африканскую женщину в нарядном платье и чалме - и русскоговорящую девочку, которая, матерясь сквозь зубы, помогала ей тащить коляску вниз, пока мужчины придерживались аккуратной дистанции.

Но французам по-прежнему нет равных в письменной вежливости: обилие витиеватых обращений и замысловатых конструкций может сбить с толку любого. "Дамы и господа! Ваша известная компания потеряла мой чемодан. Я глубоко расстроен этой ситуацией! Не могли бы вы принять меры?" - пишет один в мэйле к "Люфтганзе". "Мадам, с прискорбием сообщаем, что мы не можем предоставить вам социальное пособие до тех пор, пока вы не станете удовлетворять всем критериям. Позвольте заверить вас в нашем искреннем сожалении", - не отстает второй. "Уважаемые дамы и господа! Имеем честь сообщить вам, что 27 сентября в вашем доме будет проводиться работа по уничтожению потенциальных тараканов", - кричит объявление с кокетливыми рыжими насекомыми, вывешенное в лифте седовласой Мадлен, председателем жилищного комитета нашего дома. Эту страну действительно не победить.

Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  • Развитие навыков культурного поведения в общественных местах.
  • Формирование положительных моральных качеств.
  • Формирование умения давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей и сообща принимать решения.

Ход занятия

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

1 группа

Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.

2 группа

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

3 группа

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перечислите их. Как можно назвать эти слова?

Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Вы уже догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.

Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

2. Итак, отправляемся в страну Вежливости.

И встречает нас удивительная «Коробка ощущений». (С одной стороны в коробке - мягкий пушистый предмет, с другой – колкий)

Ребята, что лежит в этой коробке.

Как можно узнать?

Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения?

Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

  • Что ты почувствовал, когда его гладил?
  • А у кого возникли другие ощущения?
  • Что же ты почувствовал?

Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?

3. А теперь проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.

Ребята представят несколько ситуаций. Будьте внимательны.

Инсценировки.

1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Все места заняты.

Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Ребята, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - ответила Таня.

Права ли Таня? Как думаете, ребята? (Нет.)

Что ответила мама?

4. (Несколько школьников прогуливаются по сцене, изображая прохожих)

Выходит Коля. Он радостно и громко обращается к товарищу.

К. Мишка, здорово!

М. Привет.

К. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет.

(Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.) (Отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.)

На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят.

- Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?

Вывод : Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно.

5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, - закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” - удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, - объяснил мальчик.

“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.

Что должен был сделать мальчик?

7. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? Ваше мнение.

(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать)

8. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики).

Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы»
Ребята в разнобой:

Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки.

Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит.

Каждый из вас знает по собственному опыту, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.

А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить .

Вывод: Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.

9. Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.

А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой.

4. Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и спортивную одежду.

5. Но не только одежда красит человека, но и его…(поступки).

Рассмотрите картинки «Случаи из школьной жизни». Обсудите с соседом, кто из ребят поступает правильно, а кто – нет. Поставьте в кружочках галочки красного и зеленого цвета.

Опишите ситуации, в которых ребята допустили ошибки и сформулируйте правило правильного поведения.

6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо встать и хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите и не вставайте.

Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?

У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

7. Как хорошо, что вы желаете быть вежливыми! Ведь волшебные слова выручают нас, когда мы общаемся и с друзьями, и с незнакомыми людьми. Как важно уметь подобрать правильные слова!

Закончи фразу, походящими по смыслу словами .

8. Дома вы оформляли карточки со словами, которые должен знать воспитанный человек. Давайте составим « Словарь вежливых слов»!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо ).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день ).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте ).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста )

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания )

(Дети на доску вывешивают вежливые слова, написанные и оформленные дома. Там же заголовок «Ежели вы вежливы…»)

Есть еще много добрых слов. Давайте дополним ими наш словарь. Не забывайте использовать их в своей речи.

9. И в заключение наши ребята прочтут стихи С.Я.МАРШАКА «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.

10. Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем за выступление.

Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила поведения в общественных местах? Какие?

Как вы считаете, важны ли эти правила в нашей жизни? Зачем они нужны? А что значит быть культурным человеком?

Понравилось вам наше сегодняшнее мероприятие? И чем именно?

Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах поведения в общественных местах.

Использованная литература.

  • Сценарии школьных праздников: Методическое пособие / Н.Б. Троицкая, Г. А. Королева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  • Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Оборудование.

  • магнитофон;
  • аудиозаписи песни “Доброта”,музыкальные фрагменты для показа моделей одежды;
  • таблички с вежливыми словами;
  • костюмы “неряхи”, “старушки”;


Похожие статьи
 
Категории