История фокусов. Исследовательская работа Фокусы – это не волшебство, а объяснимое явление, развивающее занятие

21.02.2019

Многие великие фокусы остаются неразгаданными по сей день. А самый великий фокус так и вовсе пока не придуман (речь о мгновенном переносе Кремля с обитателями в гостеприимное жерло вулкана Эйяфьядлайёкюдль). Но ряд грандиозных трюков и «престижей» удалось вскрыть и довести до твоего понимания.


Фокус с ловлей пули - один из самых древних и уважаемых, почти такой же древний и уважаемый, как сама пуля. Впервые фокус был упомянут в 1631 году в трактате «Театры Божьего суда», написанном преподобным Томасом Бирдом. С веками фокус с пулей совершенствовался, пока не достиг своей вершины в исполнении фокусников Пенна и Теллера, одновременно стреляющих друг в друга и ловящих пулю ртом.


Кажимость


Действительность

Для успешного проведения фокуса с пулей важна не столько кропотливая подготовительная работа, сколько ловкость рук, щек и языка. Пули, которые демонстрируют активистам из зала и которыми в итоге выстреливают, - поддельные, скорее всего восковые, они разрываются, едва вылетев из дула. Чтобы сделать такие пули максимально похожими на настоящие, мастера покрывают их акриловой краской свинцового цвета. Почему же добровольцы из зала не замечают, что пули поддельные? Представь, на тебя направлена камера, все ждут твоих остроумных ответов на вопросы всемирно известных фокусников, у тебя потеют ладони - тут не до скептицизма.

Пенн четко озвучивает, какие инициалы ставит доброволец на пуле и что он рисует на гильзе. Рисунок, как ты понимаешь, сложностью не отличается: большинство людей малюют смайлик, солнышко или палочку. В это самое время ассистент за сценой изображает на уже отстрелянной заранее пуле инициалы (можно смазанные, все-таки пуля побывала в револьвере). Пенн и Теллер подходят к вешалке, на которой их поджидают защитные жилеты и маски.


Обрати внимание: вешалки расположены рядом с занавесом. Это роковой момент: оба фокусника отворачиваются от камеры, на секунды они вне поле зрения окружающих. И тогда-то ассистенты кладут пули в рот Пенну и Теллеру.


Самое время восхититься разговорными навыками Пенна: он продолжает свой отвлекающий зрителей монолог об опасности огнестрельного оружия, удерживая за щекой пулю. Дальнейшее - дело техники и тренировок. Все, что остается фокусникам, - это прицелиться, выстрелить холостыми, а затем, прикрываясь пороховой завесой, выпихнуть пулю из-за щек и зажать ее между зубами.

Каждый иллюзионист мечтает пройти по воде. До XXI века удалось лишь одному, да и то в библейские времена. Зато в наши дни благодаря развитию технологий фокус стал осуществим. В числе первых его продемонстрировал миру британский иллюзионист Стив Фрейн, известный как Динамо. Да как эффектно продемонстрировал - прошел не по какой-нибудь воде, а по самой Темзе!


Действительность

Поскольку фокусы Динамо еще не раскрыты компетентными людьми, мы выскажем свою версию.

Цимес фокуса - в массивной нетонущей платформе из плексигласа, которая заранее была поставлена на якорь у набережной. В принципе, происходи дело в бассейне с чудесной журчащей хлорированной водой, платформа была бы видна и невооруженным глазом. Но речь о Темзе. Здесь вода такая темная, волнистая и грязная, что, задумай иллюзионист пройтись по утопленникам, наряженным в разноцветные перья, никто и этого бы не заметил.


Гребцы, демонстративно проплывшие за спиной Динамо, вообще не заслуживают критики. Но мы все-таки покритикуем. Глубина погружения одноместной байдарки - не больше 15 см.


А если ты внимательно посмотришь на это фото, то увидишь, какие массивные кроссовки у Динамо и как ощутимо они увеличивают его рост. Это позволяет байдаркам проплыть над платформой, не побеспокоив ее.


Ну и, наконец, на этом фото мы можем наблюдать зыбь, образующуюся только на мелкой глубине.

Ровно 101 год назад, в 1912-м (уточняем, если ты случайно закинул калькулятор на другой конец дивана), этот фокус исполнил небезызвестный Гарри Гудини. С тех пор освобождение из ящика с водой стало одним из самых уважаемых фокусов в мире, ну прямо crème de la crème иллюзий. Существуют десятки интерпретаций освобождения. В частности, потому, что, прежде чем осесть в личной коллекции Копперфильда, подлинный ящик долгое время болтался неизвестно где и установить точную технику исполнения фокуса было непросто. Фокус активно снимался в кино: например, в уже упомянутом «Престиже» и «Докторе Хаусе» (сезон 4, эпизод 8 «Лучше тебе не знать»). Но мы выбрали версию дуэта иллюзионистов Шерри и Кралла, потому что в 2012 году, на столетие фокуса, они повторили трюк Гудини точно так, как его исполнял маэстро. Разве что в ящик с водой лезет не мужчина, а женщина.


Кажимость


Действительность

Секрет трюка по большей части в замке камеры. Ну и в отличной физической подготовке иллюзиониста, которому предстоит выбраться из нее.


В тот момент, когда Кралл, выполняющий роль ассистента, запирает замки на крышке, Шерри незаметно вытаскивает стержни из петель, удерживающих крышку. Поэтому, чтобы выбраться, девушке достаточно сильно напрячь мышцы пресса, подтянуться и вылезти из открытой камеры.


Возможно, ты сейчас потянулся на диване и буркнул: «Подумаешь, это каждый может». На самом деле китайская водяная камера пыток считается самым настоящим смертельным номером. Сам посуди: исполнитель трюка минимум три минуты проводит подвешенным вниз головой, что само по себе испытание. Прибавь к этому погружение в воду, необходимость физической нагрузки и риск потерять сознание от притока крови к голове. Все-таки приятно, что существует люди, готовые рисковать жизнью нам на потеху.

Чтобы прославиться на весь мир, Дэвиду Сету Коткину пришлось не только взять себе фамилию покрасивее, но и на несколько минут лишить американцев их национального достоинства. Второе, между прочим, оказалось куда проще, чем многие думают.


Кажимость


Действительность

Как ты, должно быть, читал в Википедии, статуя Свободы стоит на небольшом островке, вдали от огней большого города. Единственные источники света на острове принадлежат собственно системе освещения статуи. Поэтому, когда перед носом зрителей поднимается белая ткань, все, что требуется, - это элементарно выключить внутреннее и внешнее освещение девушки с факелом.


Белая ткань опускается, и зрители в унисон ахают, увидев, что статуя исчезла. Хотя на деле им следовало бы ахнуть от того, как несовершенно человеческое зрение: зрители не могут рассмотреть медную 93-метровую махину, так как их ослепили освещенные столбы, на которые натягивается ткань. Когда через несколько минут Копперфильд поднимает ткань, вновь заслонив статую от пуб­лики, их глаза еще не успели адаптироваться и рассмотреть дорогие сердцу янки очертания.


Что до прожекторов, пересекающих «пустое» пространство, то и это обман зрения. Прожекторы были установлены не по сторонам от статуи, а перед ней, и, направленные вертикально, они не задевали статую и создавали иллюзию пустоты. Позже, когда исчезновение транслировали по телевидению, доверчивым телезрителям показывали пленку, снятую с вертолета. А вот это уже видеомонтаж: статуя была загодя изъята с постамента.

Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими жалкими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса.


Кажимость


Действительность

Во-первых, конечно, мешок. Не так прост мешок, как кажется. Обрати внимание, что мы никогда не видим его дна, оно все время скрыто от нас сундуком. Поэтому, даже несмотря на то, что Шарлотта честно прячет своего мужа в мешке и завязывает его сверху, Джонатан всегда может выбраться через дырявый низ мешка. Что он и делает, едва Шарлотта захлопывает крышку.


Что до замка, то он тоже запирается по-настоящему. Ну да кому какое дело, что внутри сундук оснащен системой отодвигания верхней крышки. Едва Шарлотта забирается на ящик, она закрывает его и себя черной материей и при этом упирается в боковые стенки сундука. Тут-то и начинается, грубо говоря, магия. Джонатан, уже выбравшийся из мешка, отодвигает крышку. Шарлотта не падает, потому что боковые стенки, на которых она стоит, неподвижны. Джонатан привстает на крышке ящика и берет из рук Шарлотты ткань.


Передав эстафету, девушка запрыгивает в сундук и захлопывает крышку. В этот же момент Джонатан откидывает ткань и предстает перед публикой - запыхавшийся и лоснящийся от гордости. Пока он раскланивается, его жена успевает сорвать с себя верхний купальник, под которым скрывается другой, контрастного цвета (хотя, согласись, больший эффект был бы достигнут, выпрыгни миссис Пендрагон из сундука голой). Осталось лишь залезть в мешок, что Шарлотта успешно и делает.


Тем временем Джонатан демонстративно вынимает саблю и отпирает бесполезный замок. Развязывает мешок, и - вот неожиданность! - в мешке оказывается его жена. В купальнике другого цвета!*


* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Примерно по такой схеме всегда и выполняются «Метаморфозы». Супруги Пендрагон оказались самыми быстрыми исполнителями иллюзии благодаря своей отличной физической форме и способности прыгать из сундука и обратно, не свернув себе случайно шею »

Все в суд!

Как ты понимаешь, иллюзионисты очень не любят, если их фокусы раскрываются. Когда в 1997 году вышла первая американская передача из серии «Тайны великих магов», профсоюзы фокусников по всему миру забили тревогу. Это не помогло: программа, детально препарирующая фокусы, снимается до сих пор. Собственно, ее вклад в подготовку этого материала неоценим. Ведущий программы, фокусник Вэл Валентино, пояснил, что раскрывает фокусы, дабы его коллеги придумывали новые. Но мы подозреваем, что он делает передачи ради славы и денег.

А еще иллюзионисты очень любят ходить в суды и выяснять, кто первым придумал вытаскивать кролика из распиленного ящика, парящего в невесомости. Так, в 1930-х годах широкую огласку получило дело фокусника Горация Голдина против табачной компании R.J. Reynolds Tobacco Company, использовавшей объяснения его патентованного фокуса «Распиливание женщины на части» в рекламе новых сигарет. Рекламная кампания называлась «Весело быть обманутым... Но еще веселее знать» и целиком состояла из разоблачений фокусов. Голдин так и не выиграл дело, но впредь был осторожнее и, во избежание утечки информации, даже не стал патентовать свой следующий громкий фокус, в котором распиливал ассистентку уже не обычной, а циркулярной пилой.

Иллюзия, как искусство появилось во времена Древнего Египта. Об этом свидетельствует множество фактов и доказательств. Первая В«рецензияВ» о сеансе иллюзиониста написана на папирусе, на котором описывается выступление Чатча-Эм-Анка перед королем Ху-Фу.

Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих В«силВ» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. Таким образом, по В«воле боговВ» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Также и в Древней Греции народ испытывал дикий восторг и восхищение от разных трюков, особенно от В«глобальныхВ» иллюзий в которых использовались большие и мощные механизмы. Даже фокус со стаканами и шариками, который многие профессиональные иллюзионисты до сих пор включают в свой репертуар, описан римлянином Сенекой еще в I веке нашей эры.
Но, как известно истории, тогда такие демонстрации и выступления, зачастую, считались как божественной силой или даром, так и сговором с силами тьмы и те, кто их демонстрировали, чаще всего, являлись жрецами, колдунами или пророками. Таким образом, искусство иллюзии, в те времена, чаще всего, использовалось для манипулирования народом. Самым страшным их них был индусский трюк. Фокусник забрасывал высоко в воздух конец каната, который терялся в вышине. Мальчик, помогавший ему, взбирался по канату наверх и тут же исчезал из виду. Колдун звал мальчика, но ответа не было. Тогда он сам, беря нож, лез наверх и тоже пропадал. Затем зрители слышали шум борьбы, и видели как на землю падали куски тела разрезанного мальчика... Через какое то время колдун спокойно спускался вниз с окровавленным ножом. Потом он складывал куски туловища мальчика, и тело оживало!
Ремесло фокусника также могло караться смертью — в средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью, но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.
Книга В«Открытие колдовстваВ» (The Disco-verie of Witchcraft) от автора по имени Реджинальд Скотт, по мнению многих, считается первой книгой по разоблачению, в которой раскрывались секреты многих фокусов, которые исполнялись с помощью ловкости, а не с помощью темных сил. Книга раскрывала секреты многих известных фокусов связанных с монетами, картами или веревками. Однако книга стала не первым разоблачающим пособием, а, как раз наоборот, первым учебником для фокусников!
В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист , заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, В«научныеВ» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже называют В«отцом современного фокусаВ», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.
Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.
20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым В«плодоноснымВ», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как , который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы и , прославившиеся в карточных фокусах, а также , Вальтер Хинс, Перси Шелбит и, конечно же,

Искусство иллюзия уходит своими корнями в глубокую древность, когда приемы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (как это делали шаманы, жрецы), ио и для развлечения (представлений факиров). В Средневековье появились уже более профессиональные артисты: кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, а также карточные игроки и шулеры.

В XV в. девочку казнили за колдовство. Это было в Германии. Ее вина состояла лишь в том, что оиа выполняла фокус с носовым платком: рвали его на части, а потом соединяла их. превращая в целый платок. Передаваемые из поколения в поколение фокусы несколько сотен лет служили не только для развлечения, но и делали бедных богатыми, богатых-- бедными, а также приносили радость одному и означали крах для другого.

Одновременно с развитием фокусного творчества происходило активное развитие обманных уловок, что не совсем украшает фокусное дело. Однако истинный талант и мастерство «правильных» фокусников способны свести все нечестные уловки на нет. Первые упоминания о фокусниках дошли до нас из далекого XVII в. На жителей Германии и Голландии неизгладимое впечатление произвел ¦ волшебник» Охес Вохес (это имя фокусник позаимствовал у таинственного мага-демона ил норвежских легенд).

Во время своих магических сеансов волшебник приговаривал: «Фокус покус. тонус талонус, вадэ целеритер юбео*. Зрители же разбирали из всего этого бормотания только таинственное «фокус покус». Поэтому волшебник и получил одноименное прозвище. Эти волшебные слона показались другим представителям профессии забавными, они подхватили их, и вскоре вcе иллюзионисты и трюкачи стали называть свои представления фокусами.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием машиностроения появляются механические иллюзионные игрушки-автоматы. Три такие механические куклы, которые изображали человеческие фигуры, изобрел директор физико-математического кабинета Венского императорского дворца Фридрих фон Клаус. Его фигуры умели писать на бумаге.

Конструктор Жак де Во-канюн сделал действующие механические фигуры флейтиста и барабанщика в полный человеческий рост и утку, которая умела крякать, клевать корм и хлопать крыльями. Венгр Вольфганг фон Кемпелен изобрел фигуру «шахматиста»,.с которым можно было сыграть партию в шахматы. Но на самом деле механической была только рука куклы, двигающей шахматные фигуры на доске, управлял же ею шахматист - человек, сидевший внутри.

В XVIII в. представления фокусников усовершенствовал итальянец Джузеппе Пинетти. Именно он первым стал показывать фокусы не на базарных площадях, а на настоящей театральной сцене. Он сделал это искусством для утонченной публики, обставил фокусы пышными декорациями, замысловатыми сюжетами. В английских газетах того времени сохранились заметки о его выступлениях в Лондоне в 1784 г. Пинетти удивлял зрителей своими возможностями: читал тексты с закрытыми глазами, различал предметы в закрытых коробках.

Фокусник привлек внимание даже монарха Англии Георга III, который пригласил Пинетти для выступлений перед членами королевской семьи в Виндзорском замке. Фокусник не ударил в грязь лицом, он привез с собой огромное количество ассистентов, экзотических животных, сложных механизмов, больших зеркал.

После такого выступления Пинетти отправился в международное турне по странам Европы, на его пути были Португалия, Франция, Германия и даже Россия. В Санкт-Петербурге он провел несколько выступлений и был приглашен даже во дворец императора Павла I. Когда Пинетти уезжал из России, царь Павел I попросил его удивить всех каким-нибудь волшебством. В то время выехать из Санкт-Петербурга можно было через 15 застав. Пинетти пообещал царю, что он проедет через все 15 застав одновременно, и слово свое сдержал. Царю принесли 15 докладов с 15 застав, что Пинетти выехал именно через каждую заставу. В 1800 г. Джузеппе скончался в возрасте 50 лет.

Джузеппе обожал свои фокусы, он жил иллюзией и творил ее в своей повседневной жизни. Рассказывали, что, гуляя по улице, фокусник мог купить горячую булочку с лотка и на глазах у толпы зевак, разломив ее пополам, вытаскивал золотую монетку. Через секунду эта монетка превращалась в медальон с инициалами фокусника.

Знаменитый маг Бен Али часто показывал на ярмарку такой трюк. Он подходил к любому торговцу, покупал у него пирожки, на глазах у собравшихся людей ломал их пополам, и в каждом пирожке обнаруживалась монетка. Удивленный торговец не мог поверить в это чудо и начинал «проверять» все остальные свои пирожки, в которых, конечно же, ничего не было. Зрители смеялись. Когда Бену Али в ресторане приносили еду, он накрывал весь стол покрывалом, а когда снимал его, то вместо еды на столе стоял ботинок. Ботинок снова накрывали, и еда возвращалась.

К известным иллюзионистам того времени можно смело причислить и двух других знаменитых итальянцев: Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795). Про их магические трюки ходили и ходят многочисленные легенды, трудно отличить, что в них правда, а что выдумки восторженной толпы.

В конце XVIII - начале XIX в. в Европе начинается промышленная революция, появляются паровые двигатели, пароход, прядильные машины и много технических новинок. Фокусы делаются более техничными и сложными, фокусники становятся профессионалами - изобретателями сложных механических фокусов.

Место «волшебников», «магов» и «чародеев» занимают «доктора» и «профессора», придающие фокусам «научность» и «серьезность». Это такие «ученые-фокусники», как Жан-Эжен-Робер Удэн, которого называют «отцом современного фокуса». Современные фокусники до сих пор используют механизмы Жана-Эжена-Робера Удэна.

Вот краткая история иллюзионистов и фокусников мира и история появления слова фокус-покус.

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

История фокусов, а, вернее говоря - иллюзий, интересна тем, что "фальшивая магия" в полном смысле этого слова является наукой волшебства, пускай и ненастоящего. Находясь в родстве с механикой и оптикой, эта наука до сих пор сохраняет за собой полное право называться высоким искусством, объединяющим практичную театральную зрелищность с мистическим обаянием всего необъяснимого.

Искусство иллюзий сугубо индивидуально, ведь фокусник - это творческая личность, работающая исключительно в одиночку (либо в компании ассистентов второго плана). В отличие от жуликов и шарлатанов, профессиональные иллюзионисты берут деньги лишь за демонстрацию своего искусства, а не за некие полезные для зрителя последствия, которые якобы наступят после сеанса "волшебства". Тем не менее, на протяжении почти всей истории своего существования, фокусы были ничем иным, как мошенническим средством эксплуатации народных суеверий и религиозных мифов, предназначенным не столько для развлечения толпы, сколько для ее устрашения и подчинения.
Это действительно Фокус-Покус

Наибольшее влияние на облик современного иллюзионизма оказала континентальная Европа. Так, в XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного "волшебника", называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним "Фокус Покус" (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного "колдовства" (полностью оно звучало, как "фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео") для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье", которое по некоторым версиям представляло из себя извращенный текст католической мессы "hoc est enim corpus meum" ("это действительно мое тело"), было тут же подхвачено другими представителями данного ремесла и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов и трюкачей. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).
XVIII век: Джузеппе зажигает

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою "магию" на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.

Так, в 1784 году он выступал в Лондоне, демонстрируя возможности "третьего глаза" (чтение закрытых книг, идентификация предметов в коробках и т.п.). Успех этих представлений был так велик, что привлек внимание короля Георга III, который после недолгих колебаний пригласил знаменитого фокусника в Виндзорский замок. Именно там Пинетти с триумфом провел блистательное шоу, в котором участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, а также скрытые механизмы и сложные системы зеркал. Крылья популярности понесли фокусника из Англии в Португалию и Германию. Наконец, в 1800 году он приехал в Россию, где благополучно умер в возрасте 50 лет.

Стоит отметить, что различные писатели и публицисты неоднократно пытались раскрыть трюки Пинетти и даже издавали книги с их подробным описанием. Это сильно раздражало мастера, который привык жить в стиле своих представлений - независимо, богато и ярко. Он носил лучшую одежду, которую только можно было найти, и ездил в самых дорогих каретах. Он отличался умеренной эксцентричностью, намеренно привлекая внимание толпы своими необычайными выходками. Например, идя по улице, Пинетти мог внезапно остановиться около лотка со свежими булками и, разломив одну из них, "обнаружить" внутри золотую монету, которая через пару секунд неуловимым образом превращалась в декоративный жетон с его собственными инициалами.

Именно Пинетти принадлежит главная заслуга по разработке принципов построения имиджа современного фокусника - узнаваемость, необычность, кураж, артистичность и легкая помпезность. Говоря о "чародеях" XVIII века, также следует упомянуть Джованни Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795), магические заслуги которых столь известны, что не нуждаются в перечислении.
"Матрица" эпохи романтизма: dodge this!

Конец XVIII - начало XIX века - время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными "научные" фокусы, когда исполнители, называвшие себя "докторами" и "профессорами", описывали сценические действа языком "науки". Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества - эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру - сейчас его иногда называют "отцом современного фокуса", т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.

Для иллюзионизма весь XIX век прошел под знаком слепого подражания стилю Джузеппе Пинетти. Так, некто Блиц - уроженец Гамбурга, получивший немалое признание в Англии и США, стал известен своим жутковатым трюком - стрельбе по самому себе из настоящего боевого револьвера. Зрелищное, но очень опасное представление, от которого чуть позже, 23 марта 1918 года в Лондоне погибнет известный "маг" Чунг Линг Су (настоящая фамилия этого артиста, умело использовавшего грим для создания своего фирменного "китайского" образа, была Робинсон). Позднее данный трюк был усложнен за счет использования двух пистолетов, стволы которых были направлены в грудь или голову фокусника.
В чем сила, Жан? А сила - она в магии!

В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской "Галереи Валуа" для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один "отец современных фокусов". Роберт-Гудин был и остается единственным в мире фокусником, предотвратившим глобальный международный конфликт одной лишь силой своего искусства.

Дело в том, что к середине XIX века Алжирская колония была на пороге восстания против французской оккупации. По специальному поручению правительства в 1856 году Роберт-Гудин отбыл в Африку, где принял участие в состязании магов, противопоставив местным колдунам свои новейшие трюки с поимкой летящей винтовочной пули и непринужденным подниманием тяжелых сундуков. Это представление так впечатлило доверчивых алжирцев, что целый ряд племен немедленно покинул ряды восстания, которое вскоре потеряло былую актуальность и сошло на нет. Данный случай является единственной и крупнейшей дуэлью магов за всю историю человечества, имеющей реальное подтверждение и решившей судьбы сразу нескольких государств.

Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен - англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс (карточные фокусы), а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс) - эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта. Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его. Один из самых популярных фокусников планеты умер в ночь на Хэллоуин 31 октября 1926 года от разрыва аппендикса, вызванного ударом в живот, который с личного разрешения Гудини нанес его поклонник ради того, чтобы проверить его знаменитую способность выдерживать любые силовые воздействия.
Show must go on!

Вторая мировая война подкинула всему миру целый ворох проблем, принципиально не совместимых с развлечениями. О фокусах попросту забыли - лишь на концертах, устраиваемых в перерывах между боями для развлечения солдат, изредка выступали клоуны с самыми незатейливыми манипулятивными трюками.

В середине века у развлекательного иллюзионизма появился немыслимо могучий соперник - телевидение, свившее себе уютное гнездо в слабой человеческой душе. Похожее уже происходило в конце девятнадцатого века, когда древний мир театра пал перед нашествием немого синематографа. Но к счастью, двусторонний контакт зрителя с артистом до сих пор пользуется немалым спросом. Это удерживает на плаву и театр, и цирк, который принял под свое крыло большинство современных фокусников.

В настоящее время существует около 300 тысяч аппаратных иллюзионных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. Сегодняшние звезды - это Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон. Они и их последователи будут украшать редеющие созвездия немассовой культуры до тех пор, пока не умрет последний человек на Земле. Ведь людям всегда хочется верить, что существует нечто, чего они еще не знают.



Похожие статьи
 
Категории