История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия

17.03.2019

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Античная культура Древней Греции и Рима

Дисциплина: Культурология

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2010

Дата размещения: 28.10.10 в 11:19

План :

Введение 3-4

1. Культура Древней Греции 5-25

Крито-микенский период 5-8

Эгейское искусство 8-9

Гомеровский период античности 9-10

Греческая архаика 11-14

Греческая классика 14-21

Период эллинизма 22-25

2. Культура Древнего Рима 26-35

Этруски 26-29

Римская Республика 29-31

Римская Империя 31-35

Заключение 36-38

Список литературы 39

Введение.

Я выбрала эту тему, потому что мне очень хотелось узнать, какая культура была в этом государстве. Я читала древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читала об известных личностях этого государства. И мне очень хотелось узнать, какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово «античный» происходит от латинского «антиквус», что в переводе на русский означает «древний». Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо-нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сна-чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи-ка: расцвет эллинского искусства приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские масте-ра продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических собы-тий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свой-ствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды пола-гают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.

Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство. Термин "Греция", "греки"— негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые первоначально обозначали им греков-колонистов в Южной Италии. Сами греки именовали себя эллинами, а свою страну — Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии).

Список литературы :

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. — М.: ЮНИТИ, 1995

2. Ксенофонт. Греческая история. СПб, 2000

3. История Древней Греции. — Под ред. В.И.Кузищина. М., 2001

4. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

5. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000.

6. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

Не подходит Курсовая работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

Размер: 49.76K

Скачано: 94

Внимание! На время летних каникул проводятся технические работы — скачивание работ недоступно. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Еще Курсовые работы!

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Курсовые работы:

Культура древней Греции

Впитав в себя культурный опыт Вавилона и Египта, античная Греция определила свой путь социально-политического и культурного развития. Вечное противоречие между духом и телом было решено в пользу последнего. Именно на «телесности» зиждется все мировоззрение Древней Греции: наука, религия, философия, искусство, социально-политическая жизнь. Поэтому эталоном красоты считалось человеческое тело. Сама личность человека считалась полезной только в том случае, если могла быть полезна обществу своими гражданскими добродетелями. Двумя основными характеристиками древнегреческого мировоззрения являются космологичность и антропоцентризм.

Космос противостоит Хаосу своим совершенством и красотой, а эта красота заключена в природе и а человеке. Именно поэтому человек считался центром Вселенной, а для всей древнегреческой культуры был свойствен поиск гармонии и идеала человеческого тела и духа. Религия Древней Греции имеет две основные характеристики: политеизм и антропоморфизм.

Пантеон греческих богов сложился в эпоху архаики. В нем можно выделить 12 основных божеств, каждое из них выполняет строго определенные функции. В основе антропоморфизма лежит принцип уподобления человека богу. Кроме религии, большое значение в жизни древних греков имела мифология. Мифологическое и религиозное мышление определяется единством духовного и природного начала. Древняя Греция известна как цивилизация, положившая начало многим наукам. Грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о законах природы, общества, взглядов на мир и людей. Но философию Греции трудно было бы понять без смежной ей науки эстетики, для которой главным становились поиски красоты и гармонии в мире. В Греции трудно выделить ученых, которые занимались бы наукой в чистом виде. Поэтому их было принято называть философами.

Величайшими философами Древней Греции являются Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Геродот, Гиппократ. Огромное значение в Древней Греции имела литература, зародившаяся сначала в виде устного народного творчества. Огромным успехом пользовалась поэзия. Особенно известен Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». Развивались дидактические и лирические формы поэзии. До наших дней дошли стихи поэтессы Сапфо, поэтов Архелоха, Алкеона. Основоположником жанра басни в Греции является Эзоп. Представления греков о мире и его устройстве нашли отражение в таком жанре искусства, как театр. Он возник из религиозного культа бога Диониса и развился очень быстро. Сначала сюжетами для комедий и трагедий служили сцены из жизни Диониса. Но позднее сюжеты стали браться из мифологии вообще. Основоположником трагедии стал Эсхил.

Выдающимися драматургами Древней Греции были также Софокл, Еврипид. Дошедшие до нас трагедии Софокла - «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра». Самым известным автором комедий был Аристофан («Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»). В античной Греции процветали многие виды искусства, архитектура, скульптура, вазопись. Главные качества архитектуры - это простота, ясность композиций, гармоничность и пропорциональность. Жемчужиной греческой архитектуры можно назвать афинский Акрополь. Наибольших успехов греки достигли в скульптуре, которая отличалась совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов для скульптуры использовали бронзу, мрамор, дерево. Признанными мастерами скульптуры в античной Греции считаются Пифагор Регийский, Поликлет и Фидий. Вместе со скульптурой большое развитие получили живопись и вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментом и сюжетными росписями. Ранняя керамика отличается чернофигурным изображением, позже появился краснофигурный стиль. Наиболее распространенными типами ваз были амфора, кратер, килик и гидрия.

Культура древнего Рима

Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжала эллинистическую традицию, но вместе с тем выступала как совершенно новое и самостоятельное явление. Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами. Но постепенно латиняне, жившие на западе, завоевывают соседние территории и формируют одну из самых крупных империй древности. Завоевание греческих государств привело к тому, что молодая Римская империя столкнулась с культурой, намного превосходившей ее собственную. Римляне стали изучать греческий язык, литературу, философию. Большой спрос имели рабы-греки, обучавшие римских детей. Вся история греко-римских отношений - это тайное преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь ее совершенства. Но несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в греческую культуру и свое зерно. Для Рима остались недосягаемы поэтическая одухотворенность и величавая гармония Греции, т. к. практичный римлянин не мог до конца понять пластичного равновесия и обобщенности замысла.

Для римлянина основной всего был патриотизм. Он рассматривался как высшая ценность, и долг гражданина состоял в непрерывном служении ему. В Риме почитались мужество, стойкость, умение подчинить себя железной дисциплине. Если грек преклонялся перед искусством, то римлянин презирал его, ставя на первое место войну, политику, право и земледелие. Религия древних римлян вначале основывалась на смешении верований многих захваченных империей народов. Во главе пантеона стоял двуликий бог Янус, которого считали царем на небе и на земле. По мере сближения римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон богов. Греческие мифы также стали приспосабливаться к новой культуре и стали очень популярными среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верования. В начале н. э. распространение получает христианство, возникшее в I в.

Культура древней Греции и Рима

н. э. Спустя почти четыре века христианство становится государственной религией Римской империи.

Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное искусство, оригинальная философия и наука. Древнеримская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь государства. Поэтому и наука Древнего Рима была направлена именно на человека. Заметный след в науке оставили труды по геометрии и тригонометрии Менелая Александрийского, геоцентрическая модель мира Птолемея. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей, трубы, по которым шел пар для обогрева помещений. Римская философия переняла научный опыт греческой философии, и основными для нее были идеи морального совершенствования человека.

Древний Рим является родиной юриспруденции. Среди римских юристов особо выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства. С середины II в. римские прозаики перешли на латынь, и литература стала играть в жизни римлян большую роль. Это время оставило в истории имена таких талантливых литераторов, как Овидий, Гораций. Луцилий стал основоположником нового жанра - сатиры. Основная сила и мощь империи выражалась прежде всего в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве. Строились новые театры, базилики, храмы, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения: акведуки, мосты, дороги, каналы. Они перерабатывали принципы греческой архитектуры и использовали абсолютно новые строительные материалы и конструкции. Вершиной архитектурного искусства стал Пантеон - храм всех богов. Среди общественных сооружений большой популярностью пользуется Колизей.

Наука Римской империи и ее соотношение с наукой Античной Греции.

1) Греции характерны теоретические науки, Риму-прикладные.

2) Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии . Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления:

1) изучение "природы" живого (и прежде всего человеческого) организма;

2) изучение "природы" космоса в целом;

3) изучение "природы" (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы, атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в известные школы, основанные философами, – в Академию и Лицей.

Греки изобрели арбалет , катапульту, балисту , построили совершенный тип галеры и даже создали первую модель паровой машины ; начертили карту современного им мира . Греческие медики уже в то время делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы.Величайшими математиками Древней Греции были Архимед , Аристарх Самосский, Герон, Евклид , Пифагор ; величайшими астрономами – Гиппарх, Демокрит , Клавдий Птолемей , Фалес Милетский и другие; величайшими философамиАристотель, Сократ, Платон , Гераклид Понтийский, Солон, Селевк. Ученые Древней Греции создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономииГеродот-«отец истории»,именно в Др.Греции зародилась эта наука

3)Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия . Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли. Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появля-ются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно назвать работу неиз-вестного автора «Риторика к Гереннию» (некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона — «Брут», «Об ораторе».

Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в I в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно отметить 18 книг «Гражданского права») и «Дефи-ниции» Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались в многочисленных речах Цицерона.

В I в. до н. э.

Культура Древней Греции и Рима

зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в. до н. э.

14. Эксперимент в истории науки — возможности и ограничения.

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.) . В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в котором тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания

Наука и ученые средневекового арабского Востока.

Математика

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы — трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями.

Астрономия

Арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики. Ученым Ширакаци был выпущен трактат по космографии. Этот трактат свидетельствует о глубоком знании Ширакаци трудов греческого ученого Аристотеля. В своем сочинении Ширакаци рассматривает и чисто астрономические вопросы: пытается оценить расстояние до Солнца и Луны, составляет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движений Солнца и Луны и трудов древних ученых по этому вопросу . Ширакаци был разносторонним ученым, связавшим молодую армянскую науку с античным наследием.

География

Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов- путешественников:

— "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

— "Дорогие ценности" — географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

— "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

— 20 трактатов Масуди (X в.)

— "Книга путей и царств" Истахри

— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

— многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

— "Путешествие" Ибн Баттуты.

Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965-1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора».

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

Реферат по дисциплине:

«Мировая художественная культура»

на тему «Культура Древней Греции и Рима»


Введение


Термин «античность» (от лат. Antiques – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно европейской культуры.

Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики, морфологии и основных наук.

Центральным событием древнегреческой модели мира был космос, управляемый олимпийскими богами. В это событие вписывалось соответственно события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия.

Древнегреческая мифология


Мир был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах и этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромная родовая община.

Чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.

Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы – софисты, стоики, пифагорейцы – в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они положили начало символической интерпретации мифов.

Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.


Древнегреческий театр


Особое место в оформлении античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих обрядах гармония дионисийского и аполлоновского начал включалась в античную культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.

Предшественником театра было весеннее празднование в честь бога Диониса. Празднование сопровождалось плясками, пением, употреблением молодого вина. Люди, исполняющие хвалебные песни в честь Диониса, были одеты в козлиные шкуры. Слово «трагедия» произошло от греческого «трагос» и переводится как «песнь козлов». Комедии произошли от веселых песен в честь бога Диониса.

Театры были огромными и вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли выполняли мужчины. Спектакли ставили перед собой не только развлекательные, зрелищные цели, но и воспитательные, гражданственные, политические. Знаменитыми авторами театральных представлений были Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил.

Древнегреческий полис


Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие исследователи приписывают греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере.

Полис включал в себя принадлежащее к городу земельные участки. Они защищали своих граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В то же время жизнь в полисе определенном образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе реализовалась архитипическая совокупность символов социальной целостности как центрального гармонизирующего события, расположенного между событием индивида и событием Космоса.

Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное общество характеризовалось использованием рабского труда.

В результате колонизации возникали новые античные города-колонии, в том числе и Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III в. до н. э.). Танаис – самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного центра и близким соседством с скифскими, меотскими и сарматскими племенами Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с варварской.

Одно из важнейших достижений древнегреческой культуры - признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.


Римская культура и античность


Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.

Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.

Римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.

Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и двойственности.

Римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира – основа и тайна древнегреческого величия.

Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи.

Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. Им принадлежат непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события жизни империи – так называемые «исторические» рельефы и портреты.

Римский художник, в отличие от греческого, видевший действительность через гармоничную трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к анализу, расчленению целого на части, подробному и достоверному изображению явления в полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описании всегда как бы присутствуют два взгляда на явление. Первый – с позиции индивида. Второй – с позиции империи.

Архитектура Рима достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.

Совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. И важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на событие империи.

Это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромном пространством империи.

Даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «Капитолийская волчица», фиксируется в своей связи с легендой о происхождении империи.

В свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древнегреческую культуру.

Заключение


Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития можно изучить только параллельно с изучением феноменов античности. Так, прежде всего, понятие античности подразумевает особенный тип личности, систему духовных ценностей, мифологию, искусство, способ производства, макросоциальное и государственное устройство. Все эти составляющие античного образа жизни тесно связаны со сложными процессами формирования, поддержания и трансляции античной модели мира, однако некоторые из них связаны с процессами ее формирования непосредственно.

Понятие античности применяется и по отношению к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание свелось только к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в особенности в области искусства. Такая оценка греко-римской культуры не случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I тысячелетия до н. э. были центрами культуры. Культура выступала как система, включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.

В историческом плане под античностью подразумевается период древней истории (I тыс. до н. э. - V в. н. э.), охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась в результате кризиса, а затем и краха Римской империи. Следует иметь в виду, что к VIII в. до н. э. Древняя Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние греки поселяются на побережье морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр.

Особенности античной культуры (Древняя Греция и Древний Рим)

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Каждая область Греции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуальные особенности культуры.

Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы -- независимых городов-государств, полисов, чьи рубежи чаще всего определялись природными границами. Различие в культуре полисов проявлялись в языковых диалектах, собственных календарях, монетах, почитаемых богах и уважаемых героях.

Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.

Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство - это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности.

Греческая керамика поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н.э. гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработки деталей. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - стр.130).

Древнегреческая цивилизация складывалась как земледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву.

В V в. до н. э. окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам, сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах.

Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рыбы - складной стул.

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства - драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - стр.132).

Греки - народ эстетически развитый. Чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию - цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией египтян - греки учились красиво работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изыскано.

В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий, впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение.

IV век до н. э., век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в Эпоху Возрождения, а именно искусство светотени. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности античного мира. Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м) для проведения гладиаторских сражений, цирковых зрелищ.

Так же в Риме строились великолепные здания общественных купален с холодной и горячей водой, комнатами отдыха и гимнастическими залами. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания, ставшие культурными и общественными центрами.

Значительно улучшалась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В отличии от греков, складывавших свои здания из каменных плит, римляне возводили здания из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежал к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств - грамматику, диалектику, риторику, музыку, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. В Высшей школе обучали искусству красноречия и философии.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве.

В III в. до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские летописи на греческом языке.

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. В скульптурных мастерских Рима работали в основном греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразности.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегрече­ского общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллекти­визма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вы­звало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существо­вание индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также воен­ная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь поте­рять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»-эти слова спар­танского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирова­ние единого греческого мира при всех локальных особенностях пов­лекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой куполь­ный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и пере­строенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.



Похожие статьи
 
Категории