Молдавская культура и традиции. Традиции Молдовы — солнечный край музыки и виноделия

17.03.2019

Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь - с молдавским народом), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии , Украины и России , а также других соседних с Молдавией стран.

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии . Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване , будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи . В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдавии в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киева и Львова , откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдавией, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки , Александру Донич , Константин Негруцци , Алеку Руссо , Михай Когэлничану , Василе Александри , Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина , Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове , входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия входила в состав Российской империи , молдавская культура почерпнула многое из русской культуры. Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ , Михай Еминеску , Богдан-Петричейку Хашдеу .

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %).

На развитие культуры в левобережных регионах Молдавии, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования (), Тираспольский плодоовощной институт (), Балтский учительский институт (). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены , что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР. В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдавии. Была создана киностудия «Молдова-фильм », выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна », а также группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги . В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд , С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель , В. Г. Загорский , С. В. Златов , В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис , Н. И. Маковей, А. П. Люксембург , Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд , Д. Г. Федов , А. Б. Муляр, З. М. Ткач , Е. Д. Дога . Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда , «Сердце Домники» А. Г. Стырчи , «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу , работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок », оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш », ансамбли «Кодру», «Лэутарий », группы «Норок », «Контемпоранул », «Оризонт », «Плай ».

все попытки обратиться в органы местной либо центральной власти на двух остальных языках будут расценены как проявления национализма отвергнуты

Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семёновича Бабюка и его сына - Станислава Станиславовича Бабюк . Они создали много картин разной тематики. Многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украины.

В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая соседствовала с другими дунайскими княжествами и некоторое время входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное - радушным весельем.

Пасха , Родительский день, Троица . C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников - Национальный день вина , праздновавшийся впервые в 2002 году.

Молдавская кухня - национальная кухня Молдавии. Молдавия расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни.

Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее - украинской и русской кухонь, и тем не менее она отличается самобытностью .

Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли Безымянный воин 2006 году из-за подозрения в том, что молдавские вина содержат вредоносные ядохимикаты , ввоз вин был запрещён в Россию. В настоящее время ведутся переговоры по возобновлению экспорта винодельческой продукции в Россию.


Уроженцы Молдовы в мировой культуре

В 20-30-е годы послом молдавской культуры в Европе была блистательная оперная исполнительница, прославленное сопрано родом из - . Другая оперная знаменитость, примадонна национальной оперы Республики Молдова , став лучшей Чио-Чио-сан на Международном конкурсе в Японии (1967), уже несколько десятилетий дарит миру певческую национальную культуру. Ещё одна представительница Молдовы () - Лидия Амарфей стала одной из лучших оперных певиц России, выступая на сцене Большого театра в Москве.

Взаимное влияние мировых культур происходит благодаря усилиям деятелей культуры и искусства. По инициативе многих из них в Молдове организованы художественные мероприятия, ставшие у нас традицией и обретшие международную популярность. Так с 1967 года в республике проводится Международный фестиваль народной музыки «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», международные конкурсы спортивного танца «Кишинёв OPEN», на которых с неизменным успехом выступает многократный чемпион мира и Европы - . В этих масштабных культурных праздниках принимают участие видные коллективы и солисты музыкального современного искусства и хореографии из разных стран мира. Они знакомят молдавскую публику с достижениями своих талантов, а, уезжая к себе на родину, увозят впечатления от искусства нашего края.

Красоту народной песни пронесли далеко за пределы Молдовы любимцы молдавского народа , . Эстрадную музыку - с начала 70 годов - широко пропагандировал эстрадный ансамбль (позже «Contemporanul») под руководством Михая Долгана.

Именно так наше искусство, принимая гостей и выходя за родные пределы, знакомит мир с ценностями национальной культуры.

После окончания Кишинёвского института искусств активно вошла в эстрадную музыку. Большинство шлягеров популярной певицы, которые она талантливо исполняет на сценах Украины, России и других республик СНГ, основаны на молдавском фольклоре. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985) его гимн «Avante, avante», исполненный молдавской эстрадной певицей , стал шлягером фестиваля, звучащим на разных языках народов мира.

Современная музыкальная культура народов бывшего СССР обогатилась шедеврами неофольклорной ориентации самых различных композиторов: Р. Щедрина, Е. Станкевича, Ю. Юзелюнаса, А. Тертеряна, М. Гаджиева. В Молдове она проявилась в творчестве композиторов , . Эта ориентация совпала естественным образом с пиком в эволюции Нового фольклорного вала, выраженного в творчестве композиторов из постсоветского пространства.

Многое сделал для пропаганды музыкальной культуры и облика нашей страны Национальный симфонический оркестр Гостелерадио под руководством дирижёра и композитора Г. Мусти. Благодаря многолетнему творческому поиску и неутомимой гастрольной работе, стал известен всему миру , долгие годы бессменно руководимый . Балетмейстер М. Кафтанат создал три балетные труппы во Вьетнаме.

Международные фестивали «Приглашает Мария Биешу», «Дни новой музыки», биеннале и театра одного актёра «One man show» с успехом знакомят мир с современным музыкальным и театральным искусством нашей страны. Молдавский кинематограф стал известен миру благодаря творчеству . Успешно работая на студии «Мосфильм», он помог приобрести широкую популярность и неизменно снимавшимся в его фильмах , . Театральный режиссёр , работая долгие годы в московских театрах, способствовал пропаганде молдавской театральной культуры и драматургии, ставя пьесы . Уникальное творчество этого поистине народного писателя Молдовы, живущего в Москве, обойдя всю Россию и мир, в миллионах людских сердец оставило неповторимый образ нашей земли и её героев-крестьян, наделённых душевной мудростью и красотой.

Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Наши замечательные соотечественники, талантливо проявляясь в различных областях науки, оставили глубокий след в истории всемирной науки ХХ века. Один из них - выходец из Бендер Лев Берг (1876-1950). Известный советский физико-географ и биолог, профессор ихтиологии и географии, академик АН СССР, один из создателей Географического института и председатель Географического общества СССР, этот разносторонний учёный внёс огромный вклад во многие области физической географии, зоогеографии, ихтиологии. Развивая учение В. Докучаева о природных зонах земли, он - страстный исследователь и путешественник - изучил ландшафты Сибири, центральной Азии, Кавказа, Волжского региона и Украины, исследовал Аральское и Берингово моря, озёра Ильмень, Балхаш, Байкал, Иссык-Куль и ледники Памира, создав в результате теорию о ландшафтах земли. Бергом написано множество книг, среди которых есть и труды, посвящённые нашему краю: «Бессарабия. Край, население, экономика», «Население Бессарабии. Численность и этнографический состав».

Именем Берга назван вулкан на Камчатке, пик на Памире, ледники на Памире и Джунгарском Алатау, мыс на архипелаге Северная Земля, Зоологический музей МГУ, а также более 60 животных и растений.

Другим нашим выдающимся земляком - химик-органик мирового масштаба - является тираспольчанин Николай Зелинский (1861-1953). Один из основоположников учения об органическом катализе, он создал классические работы по органическому катализу, нефтехимии, разработал методы добычи ароматических углеводородов, служащих сырьём для синтеза каучука, красителей, пластмассы, медикаментов и т.д. Академик АН СССР, профессор МГУ, доктор наук, создатель крупной научной школы, внёсшей фундаментальный вклад в развитие органической химии, он многое сделал для жизни людей, откликаясь на самые болевые точки времени. Например, во время Первой мировой войны Зелинский создал угольный противогаз, спасший жизнь миллионам солдат воюющих армий. Его именем названы улицы в Кишинёве и Тирасполе. На фасаде дома, где жил Н. Зелинский, и школы, где он учился, установлены памятные доски.

Нашей национальной гордостью является академик Николай Димо, родившийся в Оргееве (1873-1959). Крупный советский почвовед, академик ВАСХНИЛ, один из организаторов Среднеазиатского и Кишинёвского институтов почвоведения, который с 1959 года носит имя учёного, Николай Александрович труд всей своей жизни посвятил - земле. Объектом его научных работ были география почв, засоление, биология, физика и мелиорация почв в центральных районах Европейской части СССР, Средней Азии, Закавказья, Молдавии. Изучив солевые почвы, великий учёный предложил серию мер по улучшению солонцов и солончаков, создал первую карту почв Центральной Азии и других регионов, установил взаимосвязь между содержанием гумуса и его структурой в молдавских чернозёмах. В его честь в Кишинёве названа улица.

Одним из видных архитекторов ХХ века был наш соотечественник, кишинёвец, академик АН СССР Алексей Щусев (1873-1949). Организатор и директор музея архитектуры в Москве, преподаватель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища, автор более 200 научных работ, он, чутко всматриваясь в традиции национальной архитектуры прошлого, разрабатывал самобытные решения современных зданий в Москве (Москворецкий мост, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.), Ташкенте (театр оперы и балета им. Навои), Баку, Батуми, Сочи. Пиком творческого достижения зодчего стал Мавзолей В. Ленина, благородные формы которого органично вписались в ансамбль древней Красной площади. После Отечественной войны А. Щусев много сил отдал реконструкции разрушенных городов - Новгорода, Истры, Киева. В 1947-1949 годы архитектор разработал план генеральной реконструкции столицы Молдавии. Его именем названа улица в центре Кишинёва.

Глубокий след оставили наши соотечественники и в румынской науке. Так академик Никита Смокинэ (1894-1980) - выходец из села Дубоссарского уезда - был крупным румынским славистом и историком приднестровских молдаван. А Михаил Губоглу (1911-1990), родившийся в , стал широко известным румынским историком-востоковедом. Будучи профессором университетов Бухареста, Парижа и Анкары, он опубликовал турецкие источники, пролившие свет на историю Румынии. Интересно ещё и то, что его племянник, - носящий ту же фамилию, - стал одним из крупнейших российских этнографов.

Нельзя обойти вниманием и Григория Обрежана (1911-1991), родившегося в селе Тигинского уезда. Инженер-агроном по профессии, он вошёл в науку как один из замечательных исследователей в области мелиорации почв, был избран академиком румынской, чехословацкой и советской Академий наук. Под его руководством были сделаны значительные научные открытия. Например, создан сорт риса Полизешты-28, известный во всём мире своими богатыми урожаями.

Молдавская наука на стыке ХХ-ХХI веков

Наука достигла успехов в самых различных областях. Наша страна дала цивилизации выдающихся учёных, среди которых свыше 30 членов Академии наук СССР, из них академики: географ Л. Берг, химики Н. Зелинский, Л. Писаржевский, А. Фрумкин, архитектор А. Щусев, почвовед Н. Димо, врачи-хирурги А. Склифософский и Н. Георгиу и т.д.; 79 членов румынской Академии наук- археолог И. Суручану, астрофизик Н. Донич, историк Ш. Чобану, славист А. Кочубинский (академик и чешской Академии наук), геолог К. Парфенгольц (академик и армянской Академии наук) и т.д. Эти видные учёные, яркие богатые личности не только осуществили фундаментальные научные открытия, но и основали научные институты, лаборатории, общества, школы, организовывали трудные и неожиданные исследовательские экспедиции, разрабатывали новейшие методы для продвижения самых смелых открытий в жизнь.

Старт для развития науки в нашей стране был дан, когда в Кишинёве создалась научно-исследовательская база Академии наук СССР (11 марта 1946 года), которая в 1949 году стала Молдавским филиалом Академии наук СССР. Эти преобразования завершились знаменательным событием 2 августа 1961 года, когда была основана Молдавская Академия наук - благотворный источник национальной науки и культуры. Первым её президентом был избран академик-историк Я. Гросул (1961-1976), позже главным научным центром страны руководили генетик А. Жученко (1977-1989), физик А. Андриеш (1989-2004), и в наши дни - химик Г. Дука (с 2004 г.). Год от года в стенах Академии зреют новые силы, появляются крупные научные имена, растёт конкурентоспособность исследований, формируются новые научные школы: в области химии - академика А. Блова и Г. Лазуревского; агрохимии и генетики - академиков И. Дикусара и А. Коварского; алгебры и физики кристаллов - академиков В. Андрунакиевича и Т. Малиновского; биологии - академика Б. Матиенко; лингвистики - академика Н. Корлэтяну; техники - С. Рэдэуцана. Известные академики братья Москаленко сказали своё слово в теоретической физике. Новые научные области открыли академики Т. Фурдуй в биомедицине и академик И. Бостан - в области планетарных трансмиссий. Академик-биолог А. Чиботару основал .

Сегодня Академия наук Молдовы - ведущий научный центр страны, объединяющий 31 научно-исследовательское учреждение со штатом 5600 сотрудников. Созданные за последние годы условия способствовали достижению новых научных открытий высочайшего уровня в области физиологии стресса, экологической генетики, геоинформационных систем, экофизиологии и т.д. Своими исследованиями обрели мировую известность медики В. Анестиади и И. Абабий, математик М. Чобану, биолог А. Урсу, политологи В. Бенюк и Г. Руснак, философы А. Рошка и В. Цапок, социолог А. Тимуш, историки А. Лазарев, Н. Тудоряну, Е. Чертан, А. Ешану; юрист А. Смокинэ и другие. Фундаментальной законодательной опорой для развития национальной науки стал Кодекс о науке и нововведениях в Республике Молдова (2004). Провозгласив научный и инновационный процесс стратегическим приоритетом в социально-экономической жизни страны, этот документ со всей серьёзностью подтвердил заинтересованность государства в научном прогрессе. Для стимулирования научной деятельности - за самые яркие достижения - учреждено 10 Государственных премий Республики Молдова, каждая в миллион лей.

Впервые в истории национальной науки был создан высший руководящий орган Академии наук республики - Ассамблея, состоящая из действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук Молдовы и из 78 докторов наук, избранных на демократической основе научным сообществом страны. Ассамблея в свою очередь создала исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию.

Культура Молдовы в конце ХХ - начале ХХI века

Активное развитие культуры Молдовы, начавшееся после создания МССР, успешно продолжается и в наши дни. Сегодня в республике работают 14 профессиональных театров, три крупных концертных учреждения - Национальная филармония с двумя концертными залами, Органный зал и Национальный дворец, где занимаются творчеством многочисленные художественные ансамбли эстрадной и народной музыки. За эти годы театральные и музыкальные коллективы достигли высокого исполнительского мастерства, каждый раз пополняясь молодыми артистами, дирижёрами, режиссёрами, музыкантами - выпускниками самых престижных высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, где их обучали известные всему миру мастера-педагоги. Конкурсы, национальные и союзные фестивали, декады молдавского искусства и литературы в Москве и столицах республик бывшего СССР, гастроли по разным странам в совместных многонациональных группах - всё это, стимулируя творческий обмен и продвижение наших деятелей в большой мир искусства, обогащало палитру национального искусства. Сегодня - после достижения независимости - культурно-художественные связи со странами мира значительно расширились. Стали более частыми и разнообразными гастроли, конкурсы, фестивали, в которых участвуют и целые коллективы, и отдельные исполнители.

Проводя всевозможные культурно-художественные мероприятия республиканского значения, Молдова много делает для совершенствования международных художественных контактов. Среди них наиболее яркими являются Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», много лет вдохновляемый солисткой Марией Биешу; музыкальный фестиваль «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», инициатором которого стал композитор Г. Чобану; детище режиссёра - биеннале театра им. Эжена Ионеско. Эти фестивали, собирая таланты со всего мира, превратились для кишинёвцев в народные праздники, в настоящее торжество высокого искусства.

Следует отметить роль и других художественных дарований, способствовавших славе национального искусства. Среди них режиссёр Э. Лотяну, фильмы которого, удостоившись премий на международных фестивалях, не только утверждали молдавский кинематограф, но и формировали в душах людей прекрасный и поэтичный облик нашей Молдовы. Широкая популярность прозы и пьес народного писателя Иона Друцэ, поставленных в сотнях театров бывшего СССР и привлёкших к себе внимание ведущих актёров и режиссёров мира, прославила мудрый образ молдавского крестьянина, героя друцэвских произведений. Расширились творческие связи молдавских художников, участвующих в многочисленных зарубежных выставках и творческих встречах. Отдельной строкой в их ряду стоят уникальные, не знающие аналога в современном искусстве труды народного художника Молдовы

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара. Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев. Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв - центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М. Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу. Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г. К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов. Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин. В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820-1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль». В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы». Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин. Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г. книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.

Первое, что приходит на ум при упоминании Молдавии, — великолепное вино и бесконечные виноградники. Даже взглянув на карту страны, можно увидеть очертания виноградной грозди. Здесь Праздник вина в начале октября — национальное торжество.

В этот день, который проводится под патронатом самого президента, проходят народные гуляния. Народ поет, танцует, смотрит выступления фольклорных коллективов, веселится и, конечно же, пьет вино с изумительным вкусом.

С виноградом и аистами (еще одним из символов Молдовы) связана красивая древняя легенда. Когда турецкие янычары пытались завоевать крепость Городешты, защитники родины стояли насмерть. Силы были на исходе, провизия и вода кончились, но гордые молдаване сражались до последнего. И вдруг в небе появились белые аисты, их было видимо-невидимо, и каждый нес в клюве виноградную гроздь.


Удивленные завоеватели замерли, а воины — защитники крепости — насытились виноградом и с удвоенной силой продолжили сражение. Крепость отстояли, а белокрылый аист с гроздью винограда в клюве превратился в символ свободы и счастья.

Молдова — аграрная страна, здесь на каждом подворье есть свой виноградник и подвальчик для хранения вина. Возделывание виноградников и изготовление вина — это и источник дохода, и сохраненная на протяжении многих веков традиция. Фетяска Албэ, Фетяска Регалэ, Рарэ Нягрэ — самые знаменитые сорта вина, которые страна производит на экспорт.


Песенные и танцевальные традиции Молдовы

Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.


Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).

Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и также связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку — подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.


Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения — мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Эти нежные украшения носят целый месяц, а в конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая при этом заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.


Народные ремесла

Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.


Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.


Ковры и национальная вышивка — еще один вид рукоделия, которым гордятся жители страны. Ковры, украшенные цветами, на ощупь совершенно гладкие. Это говорит о высоком мастерстве молдавских рукодельниц. Вышитые изделия — настоящие произведения искусства. Полюбоваться на них можно в кишиневском музее краеведения.

Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.

Со странами европейского Запада непосредственно граничат Белоруссия, Украина и Молдавия.

Государство Белоруссия богато калийными солями и торфом, хорошо обеспечено трудовыми ресурсами. Машиностроение включает трудоемкие производства (высокоточные станки, автоматические линии, электронно-вычислительная техника) и металлоемкие (автомобиле- и тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение). Электроэнергетика имеет 8 ТЭС на газе и мазуте, поступающих, как и металл, из России и Украины. Основным направлением химико-лесного комплекса является производство полимеров, пластмассы и синтетических смол. В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство. В земледелии 50 % посевной площади занимают зерновые культуры, а третью часть — кормовые. Посевы льна наиболее распространены на севере, а плантации картофеля — на юге. В стране возникли сложные проблемы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, поскольку значительная часть Белоруссии подверглась радиоактивному загрязнению. Основу территориальной структуры хозяйства составляют крупнейшие города. В Минске сосредоточена четвертая часть городского населения, производится половина продукции машиностроения и 20 % легкой промышленности.

Украина - крупнейший по численности населения и объему производимой продукции сосед России из стран ближнего Зарубежья, расположенный к югу от РФ. Это государство обладает запасами разнообразных полезных ископаемых. Выделяются Донецкий угольный бассейн и месторождения железной руды у Кривого Рога. На востоке Крымского полуострова разрабатывают керченские железные руды, у г. Никополя — месторождения марганца. Украина богата ртутными, никелевыми, алюминиевыми и титановыми рудами. Есть поваренная соль в Донбассе, промышленное значение имеют соли Сиваша и калийные соли в Прикарпатье.

Недостаток водных ресурсов затрудняет строительство. Рек много, но они маловодны, с небольшими гидроресурсами. Население, в основном, живет в городах (68 %). Трудовые ресурсы на Украине достаточны.


Основу хозяйства составляют топливно-энергетический и машиностроительный комплексы, металлургия и химическая промышленность. Ранее основой ТЭК был уголь Донбасса. В настоящее время ТЭК государства зависит от поставок нефти и газа из России. Электроэнергию поставляет каскад ГЭС на Днепре. Большинство ТЭС работает на угле. В связи с аварией на Чернобыльской АЭС строительство многих АЭС (Южно-Украинской, Крымской) прекращено, хотя недостаток электроэнергии в настоящее время испытывается очень остро.

Черная металлургия сосредоточена в Донецке, Мариуполе, Кривом Роге и Запорожье на сочетании коксующихся углей Донбасса и руд Кривого Рога. Машиностроительный комплекс — ведущий в народном хозяйстве Украины, специализируется на производстве судов и тепловозов, грузовых автомобилей и тракторов, металлургическом, шахтном и другом оборудовании. Разнообразная химическая промышленность использует местное сырье: отходы металлургии и коксохимии, газ, уголь, соли.

АПК Украины очень значителен по своим масштабам. На севере, в Полесье, выращивают лен, корма и рожь. В степи сеют озимую пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, разводят свиней, птицу и скот. На юге много садов, виноградников и эфиромасличных культур. Территорию государства пересекает густая сеть железных и шоссейных дорог, трубопроводов, авиалиний. Через черноморские порты вывозятся уголь, соль, руда, хлеб, транзитом идет строительный лес. Ввозят импортный лес, нефть, продукцию сельского хозяйства и тропического земледелия, при этом значительная часть грузов — из России.

Основное богатство Молдавии — почвенно-климатические ресурсы: 80% ее территории приходится на сельскохозяйственные угодья. Неустойчивые урожаи требуют орошения и борьбы с эрозией почвы. Трудовыми ресурсами государство обеспечено. Самая крупная отрасль — сельское хозяйство: выращивание винограда, фруктов, табака, производство розового масла. Половину промышленной продукции составляет переработка скоропортящегося сырья. Отрасли, производящие оборудование для АПК, удовлетворяют местные потребности лишь на 10 %, возрастает производство тары.



Похожие статьи
 
Категории