История создания. О театре

19.02.2019
Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. - академический (МХАТ).

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии - «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры - А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья - Новая - сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.

Музей МХАТ

С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 - в Камергерском переулке (д. 3-а; здание - 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923-52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. - Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.

В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы - Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).

Школа-студия МХАТ

В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз -

Московский театр "Современник" основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. "Современник" родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, когда косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой "мертвечины", для того, чтобы в новых условиях, осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.

Во главу своих художественных устремлений создатели "Современника" ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра - говорить с современниками языком современности - было понято и поддержано публикой. Очень скоро "Современник" стал любимым театром молодежи и интеллигенции.

Основой репертуара "Современника" всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни "Современник" старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

Уже на первом спектакле молодого театра - "Вечно живые" Виктора Розова - зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы. Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров.

К исходу 60-х Московский театр "Современник" был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши "Современника", залы были заполнены до отказа. Спектакли "Современника": "Вечно живые", "В день свадьбы", Традиционный сбор" Виктора Розова, "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" Александра Володина, "Голый король" Евгения Шварца, "Без креста!" по Владимиру Тендрякову, "Двое на качелях" Уильяма Гибсона, "Всегда в продаже" Василия Аксенова, "Обыкновенная история" по Ивану Гончарову, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби, "На дне" М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов "оттепель" стала сменяться холодным дыханием нового времени.

Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы "оттепели", но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.

Уход Ефремова многие восприняли как конец "Современника". Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии "Современника", многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю.

Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек.

Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.

В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев.

Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К.Мухамеджанова "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что "Современник" жив! Сегодня с этим уже никто не спорит.

Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей.

В афише театра рядом с уже хорошо известными именами Виктора Розова и Александра Володина появились имена новых авторов "Современника" - Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина и других.

Шаг за шагом, привлекая и открывая новые имена, театр формирует репертуар, стараясь идти в ногу со временем. Он внимательно следит за современным литературным процессом. В 70-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей "Из записок Лопатина" и "Мы не увидимся с тобой". Особенно был увлечен адаптацией литературных произведений для театра режиссер Валерий Фокин. Он перенес на сцену повесть Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" и повесть Григория Бакланова "Навеки девятнадцатилетние". Эта линия в репертуар театра будет продолжена.

Крупнейшей победой в освоении литературного материала средствами театра стал поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль "Крутой маршрут" по автобиографической книге Евгении Гинзбург. Его значение никак не исчерпывается решением проблем сценической адаптации прозы, в этом спектакле выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений. Спектакль "Крутой маршрут", получивший международное признание во время гастролей "Современника" в США, Германии, Финляндии, убедительно продемонстрировал творческое состояние театра на современном этапе.

Творческое сотрудничество Галины Волчек и Александра Гетмана (автора переложения для сцены), начатое на "Крутом маршруте", успешно продолжилось спустя десять лет - в репертуаре "Современника" появился спектакль "Три товарища", мгновенно и по праву ставший одной из визитных карточек театра.

"Современник", как уже было сказано, одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника" и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.

Оставаясь верным современности, театр ищет ее теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему.

Галина Волчек обращается к пьесам А.П.Чехова. Еще в 1976 году в ее постановке появляется "Вишневый сад", а спустя шесть лет "Три сестры". В 1991 году Г.Волчек осуществила постановку пьесы Леонида Андреева "Анфиса", почти неизвестной в нашей стране, но во многом созвучной чеховской поэтике. В репертуаре театра - великая комедия Н.В.Гоголя "Ревизор", театр ставит Г.Ибсена и Л.Пиранделло, У.Шекспира и А. де Мюссе. Игорь Кваша поставил пьесу "Кабала святош" и специально для молодого поколения актеров - "Дни Турбиных". И в последние годы "Современник" очень часто обращается к классическому репертуару - в 1997 году Галина Волчек выпускает новую редакцию чеховского "Вишневого сада", на афише появляется ее постановка "Пигмалиона" Бернарда Шоу, Валерий Фокин ставит спектакль "Карамазовы и ад" по мотивам позднего Достоевского, приглашенный из Литвы режиссер Римас Туминас предлагает зрителю "Современника" свое решение трагедии Фридриха Шиллера "Мария Стюарт" - спектакль "Играем... Шиллера!".

Отчетливо понимая, что современный театр - единое пространство, "Современник" всегда проявлял пристальный интерес к зарубежной драматургии. Еще в первые годы становления здесь поставили пьесу Эдуардо де Филиппо "Никто", близкую неореалистической эстетике, "Пятую колонну" Эрнеста Хемингуэя, ставили здесь пьесы и "молодых рассерженных англичан" Джона Осборна и Арнольда Уэскера. Но наибольший успех в 60-е годы выпал на долю спектакля по пьесе американца Уильяма Гибсона "Двое на качелях".

Особую страницу составили две пьесы американского драматурга Эдварда Олби - "Баллада о невеселом кабачке" (1967) и "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1984). Обе они стали событиями театральной жизни и надолго остались в репертуаре театра.

Работа над зарубежными произведениями продолжается: в репертуар театра вошли новые для нашего зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди.

За пять десятилетий своей истории театр "Современник" много гастролировал. Он был в Сибири и в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, В Прибалтике и на Урале. Он побывал во всех страна Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии. Особое место в гастрольной судьбе "Современника" занимают поистине триумфальные гастроли в Нью-Йорке на Бродвее, состоявшиеся в 1996 и 1997 годах. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. "Три сестры" и "Вишневый сад" А.П.Чехова и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Свидетельством чему стало награждение театра общенациональной премией США в области драматического искусства "Drama desk award". Эта награда присуждается без малого сорок лет. И впервые за столь долгую историю премии ею был отмечен театр из-за рубежа - "Современник".

Как и любой театр, " Современник" знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла "Современнику" выстоять.

"Современник" выстоял. В его труппе рядом с основателями театра Галиной Волчек, Лилей Толмачевой, Игорем Квашой и мастерами старшего поколения Ниной Дорошиной, Людмилой Ивановой, Геннадием Фроловым блистательно работают Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. В театре сформировались и стали серьезными актерами Елена Яковлева, Елена Миллиоти, Елена Козелькова, Тамара Дегтярева, Галина Петрова, Марина Хазова, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Василий Мищенко, Валерий Хлевинский, Валерий Шальных. Рядом с ними большие, ответственные роли играют молодые - Мария Аниканова, Ольга Дроздова, Екатерина Семенова, Чулпан Хаматова, Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский, Сергей Юшкевич...

Уже более сорока пяти лет ведет "Современник" Галина Борисовна Волчек - режиссер и актриса, с именем которой связаны многие победы театра. Но, думается, главная победа Галины Волчек состоит в том, что все эти годы ежедневно она трудилась над тем, чтобы реализовать мечту основателей "Современника" - создать ансамбль единомышленников.

Это широкое понятие, и оно включает в себя общие творческие, этические и гражданские устремления. "Современник" родился как протест против засилья лжи в искусстве, и в жизни. Стойкую преданность зрителей он завоевал умением слышать и выражать время и ценить правду.



Похожие статьи
 
Категории