Иван Иванович Шишкин. Корабельная роща

25.04.2019

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году.
Это полотно можно считать истинным шедевром.
Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть.
Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы.
Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне.
Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами.
Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь.
Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу.
Там дышится свободней и воздух чище и свежее.
Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою.
Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес.
Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов.
На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса.
Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий.
Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная.
На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком.
Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев.
Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу.
Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла.
Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье.
Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы.
Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями,
по два, по три этюда в день катает, да каких сложных,
и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой...
то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок,
не задумывается, тут он все знает...»

(Из письма Крамского Ф.Васильеву)

Многие художники вдохновлялись природными красотами Руси — Куинджи, Саврасов, Левитан. Среди мастеров пейзажа особую ступень занимают полотна Ивана Ивановича Шишкина, для которого леса и луга были больше, чем натура. Это была его жизнь. И поэтому его картины так реалистичны и немного загадочны. Ведь далеко не каждому матушка-природа готова приоткрыть свои тайны. А вот пейзажист Шишкин стал одним из постигших ее секреты.

Почему Ивана Шишкина называют певцом русского леса? В галерее художника мы видим много картин, посвященных теме лесной эпопеи. Это и всем известное полотно «Утро в сосновом лесу», и одна из первых картин «Рубка леса», и конечно эпическое произведение «Корабельная роща» — финальный пейзаж, поставивший точку в творчестве знаменитого пейзажиста.

Перед холстом «Корабельная роща» можно стоять бесконечно, и каждую секунду глаза будут находить все новые детали. Это изюминка стиля Ивана Шишкина: он скрупулезно прописывал крохотные элементы, придавая значение любой мелочи. Каждый камушек на берегу ручья, каждая травинка прорисованы с фотографической точностью. Так и хочется присесть на огромный валун, прикоснуться к нему ладонью и почувствовать тепло нагретого жарким июльским солнцем камня.

Картина буквально оживает: бежит, звеня, вода в ручье, легкий шорох ветра проносится в вершинах столетних сосен. Их замшелые стволы, кажется, источают запах янтарной смолы. В ручье одиноко лежит ствол спиленной кем-то березки. Наверное, деревенские мужики заготовили веники для бани. В кронах вековых деревьев затерялись лучи солнца. Только маленькую полянку смогло осветить летнее солнышко, а в глубину лесной чащи солнечный свет проникнуть не в силах.

Порой кажется, что в картине «Корабельная роща» Шишкин рассказывает о взаимоотношении поколений: вот символизируют мудрость и опыт старые сосны, вот упавшая ветка с пожухлой хвоей означает дряхлость, а рядом ослепляет зеленью молодая поросль — невысокие сосенки соревнуются друг с другом, кто из них выше и стройнее. Скоро займут они место своих предков. Видите, как подмывает вода берега? Оголились корни старой сосны. Пройдет не так много времени, и ураган повалит могучий ствол, выдрав его с корнем из ослабленной водой почвы.

Иван Шишкин жил и дышал русской природой, отождествляя ее с людским бытом. Именно поэтому его картины как будто оживают перед взором наблюдателей, настолько они выпуклы и рельефны. Любовь художника к родной земле проявилась в игре красок, мастерстве кисти и теме русской природы, которой посвящены эпические полотна великого пейзажиста.

Холст, масло. 165x252 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Инв. номер: Ж-4125

"Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло", – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества "певца русского леса". В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.

Картина заиграла, нота сильная, чудесная, – поздравляю, не я один, все восхищены; браво!.. Сосной на выставке запахло – солнца, света …
К.А.Савицкий И.И.Шишкину
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=170

Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.

Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину "Корабельная роща", которая считается одной из вершин творчества художника.

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.

Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.

Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности – с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы...

А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.

Первое впечатление от картины – это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов – утра, дождя, тумана, какие были у него раньше. Это полотно как будто напоминает и "Сосновый бор", но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в "Сосновом бору" изображались целиком – полностью с небом над ними, то в "Корабельной роще" кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находит другой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.

В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам – тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.

"Корабельная роща" была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги", и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_77.html

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть. Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы. Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне. Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу. Там дышится свободней и воздух чище и свежее. Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою. Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса. Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная. На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу. Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы. Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня говорим о последней работе великого русского пейзажиста, в которой он изобразил знакомый с детства вид соснового бора близ Елабуги .

1. «Корабельная роща» - это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы . Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии . Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

3. Что касается «Корабельной рощи», она появилась под впечатлением, знакомым Шишкину с детства. На полотне изображена природа родных мест художника, выходца из Вятской губернии. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанасофская Корабельная роща близ Елабуги».

4. Исследователям не составило труда выяснить, что на полотне изображен сосновый бор, прилегающий к Елабуге с северо-запада . Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Собственно отсюда и взялось название - «Корабельная роща». Столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре с давних пор использовались для строительства судов. Высокий легкий ствол шел на мачты кораблей.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

7. Эту работу часто сравнивают и даже путают с «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины - стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания - он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

8. Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

9. Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности - волостной старшина, на самом деле - тончайший художник».

10. Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Шишкин начал увлекаться пейзажами еще в училище. А в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858-м художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме ».

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене , Цюрихе , Праге и Дюссельдорфе .

В 1865 году Ивану Ивановичу присудили звание академика. В последующие годы были созданы известные шедевры: «Рубка леса» (1867), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889 год, причем медведи написаны К. А. Савицким).



Похожие статьи
 
Категории