Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума». Реферат

22.03.2019
В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»: Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Наша поэзия... должна искать для себя материалов почти исключительно в том классе, который, по своему образу жизни и обычаям, представляет более развития и неравномерного движения. («Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая») В связи с этим традиционным определением Белинского М. М. Бахтин дает современное понимание энциклопедизма Пушкина: И это не немая вещно-бытовая энциклопедия. Русская жизнь говорит здесь всеми своими голосами, всеми языками и стилями эпохи. («Из предыстории романного слова») I. В своем романе Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX века, причем детально показана как жизнь провинциального дворянства, так и жизнь столичного общества (петербургского и московского). 1. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДВОРЯНЕ. 1) В изображении провинции Пушкин следует за Фонвизиным, дает представление о персонажах с помощью фамилий фонви- зинских героев. Здесь как будто царствует прошлый век и минувшая литературная эпоха с ее «говорящими фамилиями»: Гости на балу: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, (С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Перечисление гостей на именинах Татьяны содержит очевидные реминисценции: чета Скотининых и Гвоздин напоминают о персонажах комедии Фонвизина; Буянов - главный герой поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед» (1811). Пушкин называет Буянова двоюродным братом, так как считает его детищем своего дяди. 2) Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод... Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд старинный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. - Во взаимоотношениях с соседями сохранились черты екатерининской эпохи: И за столом у них гостям Носили блюды по чинам. 3) Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно: Он в том покое поселился, ГДе деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. В то же время провинциальная жизнь не лишена определенного практического смысла: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам... (о матери Татьяны) 4) Деревенские развлечения - охота, гости. Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне... Среди прочих провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новейшие веяния еще не проникли в глубинку - даже в исполнении танцев здесь господствует традиция: "Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы Все те же: их не изменила Лихая мода, наш тиран, Недуг новейших россиян. 5) Чтение: - женщины читают в основном сентиментальные романы. Жена ж его была сама От Ричардсона без ума. (о матери Татьяны) Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо... (о Татьяне) Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: - романы Самуила Ричардсона «Пальмина, или Возрожденная добродетель», «Кларисса», «История сэра Грандисона», - Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», - Жермены де Сталь «Дельфина». Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов: Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит... - Сонник Мартына Задеки (примечание Пушкина:«Гадатель- ные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг...»): Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, Но ни Вергилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. Мартын Задека стал потом Любимец Тани... Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит. - Вообще же деревенские жители читают довольно мало: Строки о дяде Онегина перекликаются со следующим замечанием из «№шитанской дочки»: Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. б) Деревенские жители много едят. Это также связано с обычаями XVIII века. В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державин рассказывает об идиллической деревенской жизни: " Идет за трапезу гостей хозяйка с хором. Я озреваю стол - и вижу разных блюд Цветник, поставленный узором: Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером Там щука пестрая - прекрасны! Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус; Но не обилием иль чуждых стран приправой: А что опрятно все и представляет Русь, Припас домашний, свежий, здравой. Пушкин также с удовольствием описывает деревенские разносолы: Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. Но целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (К несчастию, переселений); Да вот в бутылке засмоленой, Между жарким и блан-манже, Цимлянское несут уже... Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской ЖИЗНИ. Ее значение для провинциалов в «Евгении Онегине» можно сравнить с представлениями о еде гоголевских «старосветских помещиков»: Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений. 7) Сельские жители - одна большая семья, они любят посудачить друг о друге. Мотив сплетни, в отличие от сатирической трактовки Грибоедова, здесь получает легкую ироническую окраску: Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха; Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. О свадьбе Ленского давно У них уж было решено. 8) Взаимоотношения с крестьянами не являются самостоятельной темой в «Евгении Онегине»; о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: - об Онегине: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.. - о семье Лариных: В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоды в кустах И хором по наказу пели (Наказ, основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты: Затея сельской остроты!) Основной мотив здесь - традиционность, патриархальность. Пафос - легкая ирония. Деревенские помещики всю свою жизнь проводят среди крепостных, и поэтому крепостное право воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. Крепостные иногда становятся как бы членами семьи (см. разговор Татьяны с няней). 9) Типичная судьба провинциальных дворян: - судьба матери Татьяны. Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев, Корсет носила очень узкий, И русский Н как N французский Произносить умела в нос; Но скоро все перевелось: Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла: стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец. - предполагаемая судьба Ленского. А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и богат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей. Здесь интересно то, что предметно-бытовая деталь подчеркивает определенный этап в жизни героя (см. «Культура в «Евгении Онегине»). 10) Пародия - одно из средств раскрытия провинциального общества в «Евгении Онегине». Сон Татьяны - пародия на именины (см. «Композиция «Евгения Онегина»). О бальных традициях см. также план «Культура в «Евгении Онегине». 2. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) Основной мотив, сопутствующий описанию петербургской жизни,- суета, мишурность («Везде поспеть немудрено»). День Онегина - воплощение суеты. Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник? С чего начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Весь день наполняют сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. - Для светского льва день начинается после полудня. Он встает как можно позже. Это черта аристократизма, характерная только для неслужащего дворянина. Но шумом бала утомленный И утро в полночь обрати, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. - Типичное место прогулок дворянина: Невский проспект и Английская набережная, также Адмиралтейский бульвар12. Этот маршрут традиционен и определен тем, что здесь имел обыкновение прогуливаться Александр I. Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. Уж темно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик... К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. - Послеобеденное время необходимо чем-то занять. Одна из возможностей - театр. Театр составляет существенную часть петербургской жизни, однако для Онегина он потерял свое очарование, стал чем-то обыденным и надоевшим. Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Онегин полетел к театру... Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят... А уж Онегин вышел вон, Домой одеться едет он. - Бал начинался в 9-10 часов, но в обычае светских молодых людей было приезжать заполночь. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. - Утром герой отправляется домой - спать: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. - В плане отношения ко времени можно сравнить Татьяну и Онегина. У ТАТЬЯНЫ все происходит вовремя, и в этом она сходна с лирическим героем Пушкина: Пора пришла, она влюбилась. День Татьяны начинается рано: Она любила на балконе Предупреждать зари восход. Зимой В привычный час пробуждена Вставала при свечах она. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна... У ОНЕГИНА же все наоборот; он пытается бунтовать против времени: Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра И завтра то же, что вчера Он влюбляется в Татьяну - уже светскую женщину. Однако интересно, что, после того как он провел зиму взаперти (Глава восьмая), он едет к Татьяне «ясным утром», и застает ее уже проснувшейся. 2) Мотив маскарада: Блестит великолепный дом; По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам и модных чудакоа Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад... Позднее Лермонтов в драме «Маскарад» и стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (см. разбор этого стихотворения) разовьет эту тему. 3) Еще одна черта петербургской жизни - скука. В театре Онегин «отворотился - и зевнул». А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?.. 4) Пушкин рисует картину нравов петербургского общества. - Подчеркивая неестественность и пустоту, пользуется иронией и иногда сатирой: Туг был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. - Однако пафос изображения аристократического дворянства ни в коем случае нельзя считать в целом сатирическим или обличительным. Рассеянная жизнь Онегина напоминает жизнь самого автора в столице, недаром поэт вводит героя в круг своих друзей и знакомых (см. «Образ автора в «Евгении Онегине»). - Салон Татьяны изображается с явной симпатией. Пушкин сам посещал такие салоны, например, московский салон 3. Волконской. Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал ничьих ушей Свободной живостью своей. - Муза Пушкина также входит в салонную петербургскую жизнь. Ей нравился порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. 5) Петербуржцы - поклонники Байрона. Байрон очень часто упоминается в романе в связи с Онегиным. Мода на Байрона сказывается - в манере поведения: Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак иль еще Москвич в Гарольдовом плаще... Прямым Онегин Чильд-Гарольдом Вдался в задумчивую лень... - в манере одеваться: Как dandy лондонский одет... - в выборе круга чтения: Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно... Господствующее направление в Петербурге - романтизм, тогда как в деревне - это сентиментализм. 6) Бал. Ход бала одинаков и в провинции, и в столице, однако в деревне сохраняются старинные традиции, например, исполнение мазурки: Бывало, Коща фемел мазурки фом, В офомной зале все дрожало, Пфкет лфещал под каблуком, 7>яслися, фебезжали рамы; ПЕТЕРБУРГ ПРОВИНЦИЯ Теперь не то: и мы, как дамы. Но в городах, по дфевням Скользим по лаковым доскам. Еще мазурка софанила Первоначальные /фасы: ТТршфыжки, каблуки, усы... Традиционность обыгрывается при помощи звукового образа: аллитерации на «Р* в случае описания деревенского исполнения танца и аллитерации на сонорные для изображения новомодного, плавного его исполнения. См. также «Культура в Евгении Онегине». 7) - Идеальная светская карьера: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N.- прекрасный человек. - Судьба отца Онегина также типична: Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. 8) Светская любовь как времяпрепровождение: Что занимало целый день Его тоскующую лень, Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон... 9) Образование в Петербурге включает несколько необходимых моментов: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринуэвденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. - Домашнее воспитание молодого человека (Онегин). Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил... Monsieur PAbbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой... Он знал довольно по-латыни, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха Пушкин отрицательно относился к домашнему воспитанию. Возможно, есть основания даже говорить о некоторой автобиографичности описания домашнего воспитания героя романа. Типичность такого образования подчеркивается также лирическим отступлением в первой главе. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитанием, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Подробнее о воспитании в эпоху Пушкина см. «Культура в «Евгении Онегине». 10) В Петербурге огромное значение имеет мода: Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде... Латынь из моды вышла ныне... - В литературе мода - это Байрон и романтические герои. Мода влияет на образ жизни: Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он... (об Онегине) - Кабинет Онегина полон модных вещиц, через которые поэт воссоздает облик светского молодого человека: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам... Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов. 11) Для петербургского дворянина превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения. Отсюда и лицемерие светских людей. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Но дико светская вражда Боится ложного стыда. (История дуэт Ленского и Онегина) 3. МОСКОВСКОЕ ДВОРЯНСТВО. 1) В Москве жизнь течет медленно: она статична, неизменна. Чтобы подчеркнуть это, Пушкин обращается к комедии Грибоедова: в романе много реминисценций из «Горя от ума». Во всем видна ревностно хранимая старина. Здесь царит дух семейственности. Семейственность - основной мотив как «Горя от ума», так и седьмой главы «Евгения Онегина». «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «ГОРЕ ОТ УМА» Как и у Грибоедова, у Пушкина московские дворяне называют друг друга по имени и отчеству. Это говорит об их устоявшейся славе и о патриархальном укладе, при котором все друг друга знают. - В Москве можно встретить и молчалинский тип: Архивны юноши толпою Молчалин: На Таню чопорно глядят И про нее между собою с тех поР как числюсь по Архивам, Неблагосклонно говорят. Три награждены! получил... Кроме того, здесь можно усмотреть намек на московских литераторов, многие из которых служили в Архиве иностранных дел. Они-то дают тон московской молодежи... в театре и гостиных. Так писала петербургская газета «Северная пчела» в 1830 году. - Московские сплетни, в отличие от «крупной соли светской злости», выглядят скорее по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где всем известны любые тайны окружающих. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... - Мотив гостеприимства московских дворян также можно соотнести с «Горем от ума»: Родне, прибывшей издалеча, Да это ли одно? Возьмите вы хлеб-соль... Повсюду ласковая встреча, И восклицанья, и хлеб-соль. 2) При описании московского общества, как и при описании петербургского высшего света, появляется мотив пустоты, скуки. Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... 3) Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом. II. О предметно-бытовой детали, характеризующей жизнь дворян в провинции, Москве, Петербурге подробнее см. «Культура в «Евгении Онегине». III. Одна из антитез романа - антитеза европейского, искусственного и народного, естественного образа жизни - раскрывается через противопоставление Татьяны, с ее деревенским миром, и Онегина, представителя петербургского дворянства.

В романе "Евгений Онегин" Пушкин описывает свое время, отмечая для жизни все, что было существенно для жизни поколений: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского дворянского общества: высший свет Петербурга, поместное и московское дворянство.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Затем обед в ресторане, посещение театра:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд:

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мать ее любила Ричардсона, но "не потому, чтобы прочла", а из-за того, что кузина Алина часто твердила о нем. Замуж она вышла поневоле:

Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле…

Мать Татьяны сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжялась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно". Часто к Лариным приезжали гости, такие же мелкопоместные дворяне. Описание их автор дает нам на именинах у Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, с низменными интересами, все их разговоры ведутся "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".

Отличается от мелкопоместных помещиков, пожалуй, лишь Ленский. Он "романтик и больше ничего", по определению Белинского. "С душою прямо геттингенской", потому что получил образование Владимир в Германии. Сам Пушкин видит два выхода, рассуждая о будущем Ленского. Автор считает, что Владимир мог бы стать либо известным русским поэтом, либо заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Он отзывается о нем довольно резко, остро-сатерически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

В гостиной всех занимает "бессвязный, пошлый вздор":

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают "разговоры ни о чем". Самой Татьяне душно в светской среде, она хочет вырваться из этой суеты:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Типичность характеристики выведенных лиц Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Не зря автор вносит в эпиграф к седьмой главе строки Грибоедова, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве ничего не изменилось. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал нам русское общество в "один из интереснейших моментов его развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нравов и обычаев России первой четверти XIX века.

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.
Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.
Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur lAbbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...
Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы
героя.
Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к
книгам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была
одарена:
Воображением мятежным.
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.
Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.
Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Работа над романом длилась восемь лет, с 1823 по 1831 год, но события, происходящие в произведении, заключены в иные исторические рамки -с 1819 года до восстания декабристов. И не зря Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни ». Действительно, в своём романе в стихах Пушкин смог изобразить почти все стороны русской жизни XIX века, все слои общества.
Одно из главных мест в произведении занимает описание дворянства. Первая глава посвящена описанию жизни Онегина в Петербурге. Здесь Пушкин показывает своего героя в среде петербургского дворянства, из которой он вышел. Впитав в себя все нормы своего окружения, Онегин ведёт праздный образ жизни: кутит ночами, разъезжает по балам, совершает прогулки по Невскому проспекту, посещает театры. Но вскоре «чувства остыли» в Онегине, «ему наскучил свет и шум», на него напала хандра - болезнь богатых молодых людей того времени и его круга, бесцельно прожигающих жизнь. И Онегин решил уехать в деревню.
Пушкин изображает жизнь дворянства ёмко и полно буквально несколькими штрихами и характерными деталями. Здесь вполне приемлемы франтовство, погоня за наследством, кутёж. Таким образом, жизнь дворянства показана праздной, полной развлечений, далёкой от народной простоты и поэтому пустой. Онегин, с одной стороны, показан полноправным представителем дворянского общества, а с другой, - человеком, уставшим от собственной среды. Истинные ценности он осознаёт лишь тогда, когда обретает простую, но настоящую человеческую любовь, корни которой не светские, а естественные, природные.
Представителями поместного дворянства в романе являются дядя Онегина и семья Лариных. Дядя Онегина вёл в деревне свойственную всем поместным дворянам жизнь: «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», «вёл тетрадь расходов, пил яблочные наливки и, кроме календаря, в иные книги не глядел». Для Онегина, воспитанного на новых учениях, на книгах Адама Смита, такой образ жизни был неприемлем: он решил учредить в своём хозяйстве «новый порядок» - «барщину оброком заменил», чем вызвал недовольство своих соседей, которые решили, что он «опаснейший чудак». Здесь Пушкин проводит параллель между грибоедовским Чацким и Онегиным. Подобно тому, как Чацкого объявило сумасшедшим московское общество, мнение поместного дворянства насчёт Онегина было такое же: «сосед наш неуч, сумасбродит».
Особенно красочно Пушкин описывает быт и нрав поместного дворянства на примере семьи Лариных и их гостей на Татьяниных именинах. Жизнь Лариных привлекательна для автора своей простотой:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
По отношению же к другим дворянским семьям звучит явная ирония и даже некоторое пренебрежение:
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога.
Не лишены иронии и фамилии гостей: Пустяков, Петушков, Буянов, Флянов, Карликова. Пушкин изображает поместное дворянство неестественным, претендующим на светскость, с претенциозными замашками.
Среди гостей фигурируют мосье Трике - «истинный француз» из Тамбова, образ которого перекликается с грибоедовским «французиком из Бордо». Автор иронизирует над тем, как после «фальшивого пения» Трике в его адрес посыпались «крики, плески, приветствия». Тем самым Пушкин ещё раз подчеркивает нравственную пустоту, глупость и лицемерие гостей-помещиков. Таким образом, изображая привычки и нравы поместного дворянства, Пушкин в какой-то степени сравнивает его с петербургским дворянством.
Немного с иной точки зрения показано московское дворянство. Поэт подчёркивает консерватизм образа жизни московского дворянства: «Но в них не видно перемены...» -во многом сопоставляя его с Москвой Грибоедова. Однако Москва Пушкина добрее, хотя такая же бездуховная и прагматичная.
Действие романа в стихах «Евгений Онегин» заканчивается в Петербурге. В конце своего произведения Пушкин опять изображает петербургское дворянство, сопоставляя его с образом Петербурга, данным в начале романа. Но не столько изменился сам Петербург, сколько отношение к нему Онегина. Теперь главный герой романа смотрит на светские развлечения со стороны, теперь он уже чувствует не столько усталость, сколько чуждость этому обществу. Любовь к Татьяне помогла ему понять пустоту отношений между людьми в свете, фальшивость блеска и великолепия балов. Чтобы акцентировать на этом читательское внимание, Пушкин описывает петербургское дворянство не с лёгкой иронией, как в начале романа, а жёстко сатирически.
Таким образом, в своём романе в стихах Пушкин сумел показать все стороны дворянской жизни, неумеренность её нравов и пошлость устоев, будь то поместное дворянство или городское. В произведении неявно сквозит мысль, что именно среда, порочное окружение сгубило Онегина и прозрел он слишком поздно, за что понёс наказание, лишившись личного счастья.

“Евгений Онегин” - реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором “отразился век и современный чело век и изображен довольно верно”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, “стразбургский пирог”), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина).

Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам о “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - “ярмарка невест”, Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 1812-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Современная поэту Россия -деревенская, и он подчеркивает это игрой слов (rus - деревня на латыни, и Русь) в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна.

Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Сразу напрашивается сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя “Мертвые души”.

Красавец Ленский, “с душой прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни он на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава “Евгения Онегина” полностью посвящена декабристам. Пушкин отождествляет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий этому произведению, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Анализируя роман “Евгений Онегин”, Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, “в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества” и что в “Онегине” Пушкин “решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху”.



Похожие статьи
 
Категории