Как выйти из творческого кризиса художнику. Причины творческого кризиса и как с ним бороться

06.02.2019

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Думаю, каждый автор (начинающий или уже довольно известный) хотя бы раз в жизни сталкивался с таким неприятным явлением, как творческий кризис. Бороться с этим иногда бывает очень трудно. Я хочу попробовать разобраться в том, что это на самом деле такое и сделать необходимые выводы.

Итак, что такое творческий кризис? Ответ простой - состояние, в котором автор, композитор, художник, поэт просто не может взяться и сделать то, что он, собственно, всегда делает. Для того, чтобы с этим состоянием как-то справляться, нужно прежде всего знать, из-за чего это возникает. Тут причин может быть несколько.

Понятие "Творческий кризис."

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы . Жорж Санд.

Понятие "Творческий кризис" состоит из двух слов.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Кризис (от греч. решение, переворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Рассмотрим такую вещь, как экзистенциальный кризис, попросту психологический. Это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Итог: состояние творческого кризиса, что означает некую неспособность творить, выражать свои мысли через тот вид творчества, который вы выбрали.

Некоторые причины творческого кризиса.

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет . Батлер

Первая и одна из самых распространённых: окончив какое-то свое произведение (чаще миди или макси) автор, вложивший в своё творение душу, энергию, талант и время, буквально "опустошается" на какое-то время. После этого, он вдруг не может что-либо написать - руки попросту не доходят, опускаются после первого же просмотра "черновика" новой главы.

Вторая: какие-либо неудачи в повседневной жизни (ссоры с родителями, друзьями, не очень хорошие отметки в школе, замечания учителей и т.д.). В этом случае, чаще всего, в отличие от предыдущего, нету не то что вдохновения, но и желания что-либо делать.

Третья: усталость. Такое часто случается после важных экзаменов, контрольных, собеседований, которые вы не то что провалили, даже наоборот, скорее всего получили ту оценку своим способностям, которую сами давали, а то и выше. Хотя, может быть и другая причина усталости. В этом случае, у вас, скорее всего, нет сил что-то предпринимать.

Четвёртая: банальная лень. Тут и объяснять нечего.

Пятая: избыточная мотивация. Из-за этого появляются сильное волнение, тревога, возможен страх перед невыполнением.

Шестая: стресс. Чрезмерные психологические нагрузки отражаются не только на творчестве, но и на здоровье. Вызвано это может быть чем угодно (хотя бы отрицательной оценкой или комментарием).
Из-за этого фактора творческий кризис обычно бывает самым продолжительным.

Несколько способов выхода из творческого кризиса.

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна . Ибсен.

Хороший отдых - этот способ, я думаю, больше подходит для первой, третьей и шестой причин. И вообще, хороший полезный (что, наверное, самое главное) отдых ещё никому не вредил.

Переключение задач - если вы никак не можете заняться вашим любимым делом, почему бы не переключиться на что-то другое? Если вы пишете музыку, на рисование, например, или на занятия каким-то видом спорта? После этого, есть большой шанс на прилив вдохновения и творческих сил.

Мозговой штурм - если у вас хорошая выдержка и сила воли, а времени на борьбу с творческим кризисом не очень много (мало ли, вы пишете произведение на конкурс или хотя бы школьное сочинение), то, думаю, вам должен подойти этот вариант. Суть метода такова - вы начинаете думать о самой идее (какая она, что в ней неправильного, может быть, что-то в ней существенно вам сейчас мешает). Возможно, это наведёт вас на какие-то мысли и ускорит процесс вашего мышления. Единственное, для этого нужно твёрдо решить и взяться. Иначе, может ничего не получится.

Новые образы и впечатления - творческий кризис очень не любит ярких впечатлений. Это наводит на какие-то новые идеи, о возможности которых вы даже не подозревали. Конечно, не всегда можно позволить себе поездку за границу или в другой город, но ведь можно пройтись от школы другим путём, обновить свой гардероб, попробовать заняться чем-то новым для вас.

Доработка и переделывание - поиск проблем и заковырок в произведении - довольно успешный способ избавиться от творческого кризиса. Вы ищете в текстах ошибки, недоработки и в итоге открываете для себя много нового (например, ту идею, о который вы раньше никогда особо "не заморачивались"). Конечно, доработка куда менее действенный способ, чем смена образов и впечатлений, но это часто бывает очень даже актуально и оправдано.

Как в случае творческого кризиса выполнять свою работу?

Если вы чувствуете упадок сил, вдохновения и тому подобных симптомов творческого кризиса, попробуйте сделать хоть что-то. Ведь известно, что аппетит часто приходит во время еды.

Но, конечно, не нужно пытать себя, пытаясь что-то сделать уже очень долго (это попросту может привести к ещё одной причине творческого кризиса). Тогда, попробуйте сделать то, на что обычно у вас руки просто не доходят (поучить ту же геометрию, например).

Итог.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро.

После того, как мы немного разобрались в этой теме, нужно подвести вывод.

Вывод. Творческий кризис - это нечто наподобие болезни. А почти любую болезнь можно вылечить. Нужно только вовремя понять, что с тобой происходит, причину этого состояния и выбрать нужное "лекарство".

Удачи в творческой деятельности!

Вообще творческий кризис или как его еще называют творческий застой, является очень распространенной проблемой, с которой сталкиваются по жизни многие.

Ступор в голове, отсутствие вдохновения, нет потока новых мыслей и идей, потерялась адекватная оценка результатов собственной работы, чувство полной опустошенности – это все явные признаки наличия творческого кризиса у человека.
Если вдруг у человека исчезло вдохновение, а мысли отсутствуют в голове, то нужно не расстраиваться и собраться с мыслями, потому что с этим необходимо бороться.

  • Как побороть творческий кризис

Сама проблема преодоления творческого ступора состоит в его конкретной индивидуальности. Это как в случае борьбы с ленью, для начала нужно понять причину ее возникновения. Необходимо задаться вопросом, по какой причине возник этот застой в творчестве? И когда будут в голове проанализированы причины, по которым возник кризис, тогда человеку будет намного проще с ним справиться.

Основной причиной творческого кризиса можно смело назвать переутомление. В данном случае выйти из этого ступора поможет уменьшение скорости работы или полный отдых. Ведь трудиться совсем без отдыха невозможно или в конечном итоге это приведет к тому, что исчезнет полностью работоспособность, появится усталость и наступит апатия или тяжелейшая депрессия. Когда человек не забывает про свой собственный полноценный отдых и постоянно чередует с ним работу, то снова и снова он возвращается к ней полный бодрости, с зарядом новой энергии и большим энтузиазмом. Также можно пойти в кинотеатр на какой-нибудь вдохновляющий фильм, посетить фотовыставку или сходить в художественную галерею, отдохнуть на пляже или съездить на рыбалку. Одному человеку, чтобы выбраться из творческого кризиса, который возник по причине усталости, нужно просто несколько дней выспаться и побыть с родными и близкими, другому человеку поможет только полноценный длительный отпуск. Все на прямую завит от того, насколько высока степень утомленности.

Фотограф из Швеции по имени Келли Густафсон говорит, что когда у него происходит упадок сил и вдохновение его покидает, то он едет отпуск на две недели. И во время него просто наблюдает за людьми и слушает музыку. Для него это самый лучший способ отвлечься, покинуть рамки своей работы и преодолеть застой в творчестве.

Очень частой причиной возникновения творческого ступора являются личные проблемы: конфликт на работе, домашняя ссора или с любимым человеком, болезнь кого-то из родственников и так далее. Творческого человека любая неприятность может полностью выбить из колеи, потому что он является очень ранимой личностью. Для преодоления творческого застоя необходимо понять, что жизнь полосатая как зебра. И когда-то возникшие неприятности все равно закончатся и все нехорошее быстро забудется. Но лучшим решением здесь все-таки будет сделать все возможное, чтобы исключить воздействие личных причин на процесс творчества. Необходимо принять меры, чтобы тоска перестала быть причиной творческого кризиса, поэтому если с кем-то произошла ссора, не надо себя грызть изнутри, надо просто помириться и все. Если в голове возникло твердое решение расстаться с любимым человеком, то необходимо скорее сжечь все мосты и начать новую жизнь.

Случается так, что творческий застой происходит из-за недостатка информации. Тут существует только один выход – это найти ее. У всех свои способы поиска, запоминания и обработки найденной информации.

Художник, дизайнер из Мичигана по имени Чак Андерсон, часто ищет вдохновение в книжных магазинах. Стопка журналов, книг и чашечка кофе. Еще он иногда берет туда компьютер, но чаще просто перелистывает страницы и смотрит чужие идеи , черпая оттуда многое для себя. Различные издания о музыке, спорте, искусстве, тату, культуре и дизайне – это то, что больше всего любит читать Чак Андерсон. Он перенасыщается количеством полученной информации и это почти всегда выводит его из творческого кризиса.

А вот фрилансер, иллюстратор из Англии, которого зовут Джаспер Гудэл. Он предпочитает в моменты отсутствия вдохновения посещать библиотеку университета и полностью зарывает себя там, в старинных изданиях фото-журналов и географического дизайна, выбирая оттуда лишь те вещи, которые вдохновили его воображение. Затем он идет домой, где распечатывает и вклеивает их в специально созданный альбом для вырезок из различной литературы. И после этого всего у него возникает масса новых идей в голове.

Следующей причиной, по которой возникает творческий застой, является однообразие, как жизни, так и собственных работ. В таком случае срочно нужны новые впечатления. Необходимо расширить свой досуг, полностью поменять ритм жизни и вместе с этим внести что-то новое в свое творчество. Можно, например, взять в работу какой-то необычный проект или поменять конкретно свой рабочий процесс. Различные новшества в свою жизнь можно вносить по-разному: обзавестись новыми знакомыми, сделать дизайн интерьера в квартире и так далее. Надо помнить, что у творческого застоя существует боязнь всего нового.

Если вдруг причиной творческого кризиса стало то, что человек недоволен своей собственной работой, то необходимо переоценить свой труд. Потому что, случается так, что человек беспочвенно критикует свою работу. В таком случае очень тяжело переживать этот кризис именно тем людям, которые бесконечно копаются в себе. Из великих людей к этому были склонны Кафк, Чехов и Достоевский. Но если на самом деле выясняется, что работа определенного человека не достаточно хороша, то надо сделать работу над ошибками и понять, как сделать так, чтобы она стала лучше. Тут стоит обратить внимание на творчество своих коллег, а возможно и даже конкурентов в нужной области знаний и попытаться у них чему-то научиться.

Когда у художника, дизайнера из Миннеаполиса по имени Чад Хаген происходит творческий кризис, он посещает те места, где бы у него возникло желание стать еще лучше. Он обращает внимание на творчество различных людей и этим заводит свой уже имеющийся творческий потенциал. Для него самым лучшим лекарством от такого рода кризиса являются те необыкновенные вещи, которые сделали другие люди. Чад Хаген ходит по музеям, выставкам и галереям, которые вновь пробуждают в нем желание вернуться к своей работе и создать что-нибудь особенное.

Так же творческий кризис может возникнуть из-за работы над крупномасштабным проектом, где на каком-либо этапе работы над ним у человека через край польются эмоции. Это может происходить из-за огромных планов, большого количества различных вариантов воплощения, сплетения нескольких идей, которым нет конца. В данном случае человек пугается масштабности проекта и не понимает, как и с чего начать, потому что мысли все перепутались в голове, а еще и установленные сроки давят на него и не дают ни на секунду расслабиться, вот тут и возникает творческий ступор. Решением данной проблемы может быть только правильное планирование собственного времени и правильная постановка целей. Нужно разобрать свой проект на составные части и определить четкие сроки и время их выполнения, составить список задач, которые необходимо решить в этом проекте. И далее можно двигаться по направлению реализации собственного объекта и, когда будут достигнуты первые успехи, то они и будут вдохновлять на дальнейшую работу.

И еще несколько советов как можно преодолеть творческий застой:

Все хорошо знают, что для достижения или получения положительного результата абсолютно в любом деле необходимо чередовать между собой физический и умственный труд. Если вдруг наступает ощущение того, что грядет творческий кризис надо нагрузить свою голову физически трудной работой – это в такой момент для нее самое лучшее лекарство. Можно посетить тренажерный зал, вскопать родственникам или знакомым огород, в общем одним словом надо попотеть в прямом смысле слова. Ведь творческим людям в особенности полезны физические нагрузки, потому что большую часть своей жизни они проводят в сидячем состоянии.

К примеру, креативщик из Калифорнии, имя которого Джастин Кристмаер, выходит из творческого застоя с помощью довольно длительной пробежки. Он считает, что новые идеи находятся в жире, а, следовательно, если сжечь небольшую часть своего жира, то можно эти идеи освободить и найти им применение. На пробежку Джастин берет с собой мобильный телефон и записывает в него новые, внезапно возникшие идеи.

А вот фотограф из Дании по имени Кит Холтерманд в случае наступления творческого ступора слушает музыку. Он говорит, что неиссякаемый источник вдохновения – это музыка. Она является для него помощником в поднятии расположения духа. Он творил свои работы в момент прослушивания таких потрясающих музыкантов, как Sigur Rós – это его самый любимый, Jonsi and Alex, Air, Dead Can Dance и других.

Писатель и корреспондент еженедельника под названием «Русский репортер», которую зовут Марина Ахмедова, может что-то написать, только после полноценного восьми часового сна и ни минутой меньше, иначе в голове возникает ступор.

Креативный директор Google по имени Джи Ли, в свою очередь, при возникновении творческого кризиса, делает следующее:
Он долго находится в душе и стоит прямо под струей воды, так ему думается совсем по-иному. Джи считает, что вода смывает все старые мысли и возникает чувство обновления себя самого.
Затем он делает уборку и наводит порядок, потому что не может полноценно мыслить, если кругом полный беспорядок.
Если вдруг два вышесказанных варианта не работают, тогда он едет кататься на мотоцикле, полностью забыв о своем проекте.
В итоге, что-нибудь из этого ему помогает.

Дэт Сан, который является художником и иллюстратором из Калифорнии считает, что творческий застой приносит очень неприятные ощущения, по этой причине он старается не допускать его возникновения. Для него существует масса способов, чтобы заставить работать свой мозг. Он, например, смотрит кино или читает книги. А еще Дэту Сану очень помогает встреча с друзьями, которые имеют другие интересы.

Как же выполнять свою работу, не выходя из творческого кризиса:

Если вдруг происходит ощущение внутреннего сопротивления и совсем не хочется работать, то надо заставить себя написать хотя бы одну страничку и взглянуть на результат. Ведь аппетит очень часто приходит именно во время еды.

Когда возникают моменты творческого ступора очень необходимо иметь в наличии заготовки. К примеру, для журналиста это может оказаться неотредактированная или начатая статья или еще какой-то материал, который остался от уже опубликованных статей. Возможно, они не помогут выйти из творческого ступора, но когда нет вдохновения, они обязательно помогут не упасть лицом в грязь перед заказчиками или своим руководством.

В тот момент, когда наступает полное творческое бессилие, надо, ни в коем случае, не бездельничать, и не мучить себя мыслями о том, когда же все это кончится. Необходимо заняться той работой, на которую часто не хватает времени, а именно: разложить все бумаги по полочкам, приобрести нужные канцелярские предметы, почитать специализированную литературу и так далее. Один словом, приготовьтесь полностью к тому моменту, когда вернется вдохновение.

У графического дизайнера из Сан-Франциско по имени Кристофер Симонс, бывает такое, что появляется некая проблема, и он часто знает, как ее решить, но на деле она оказывается чересчур сложной и у него опускаются руки. Преодолеть эту неуверенность ему помогает полное переключение на другой вид работы. Эта работа должна быть простая и не связанная с предыдущей. К такой работе Кристофер относит: уборку в гараже, покраска офисных выключателей и все в таком роде. После этого он возвращается к своей проблеме снова и смотрит на нее уже совсем другими глазами, ведь теперь она кажется ему сущим пустяком.

Для каждого человека творческий застой это целое испытание, для одних оно суровое, а для других так себе. Но надо помнить одно, что при его появлении в жизни, лучше всего обратиться к вышеуказанным способам, чтобы вернуть в нормальное русло весь свой рабочий процесс. Еще эти советы помогут не только справиться с самим творческим кризисом, но и помогут предупредить его возникновение заранее.

Ни мыслей, ни букв...

Творческий кризис – это ситуация в работе креативщика, когда он теряет вдохновение и способность заниматься творческим трудом .

Следует подчеркнуть, что такая ситуация носит временный характер и имеет место в жизни всех людей, чья деятельность связана с творчеством , необходимостью придумывать что-то новое, оригинальное.

Проблема

Говорят, чем более творческим является человек, тем выше вероятность наступления в его жизни творческих кризисов. Это вполне объяснимо – за любым подъемом всегда следует спад, а за приступом работоспособности – лень. Правда, творческий кризис нельзя назвать ленью , по крайней мере, осознанной. Мозгу просто нужна возможность расслабиться – вот от и «отключает» креативную функцию, требуя времени на восстановление.

Творческий кризис: найти бы подход к собственному компьютеру!

Такой кризис – проблема исключительно творческих людей . Ведь механическую работу можно выполнять и без азарта, и без необходимости придумывать что-то новое. Знай себе – отвечай на звонки, продавай клиентам пакетные туры, развози почту, считай зарплату , принимай заявления. У творческих людей все по-другому – в силу особенностей своего характера труда они всегда стоят перед необходимостью генерирования оригинальных идей, новых продуктов – будь то интервью с успешным бизнесменом (артистом театра) или создание иллюстраций к книге.

Черты творческого кризиса

  • Непроизвольность. Из творческого кризиса нельзя выйти простым усилием воли. Можно, конечно, заставить себя работать и когда «душа не лежит», но это вряд ли приведет к стоящему результату. То есть какой-то результат будет, но маловероятно, что он удовлетворит автора работы, шефа и клиента.
  • Неэффективность. В некоторых случаях работу выполнить все-таки удается, однако в условиях кризиса над несложной задачкой можно провозиться в десятки раз дольше, чем обычно.
  • Бессрочность. Конечно, сроки «набега» творческого кризиса существуют, только у креативщика нет никакой возможности о них узнать. Кризис может продлиться день-другой, а может затянуться на неделю-две. Есть и более невеселые варианты... Тут уж как повезет.
  • Отсутствие секретности. Узнать о том, что сотрудник в «кризисе» можно легко – прежде исполнительный и трудолюбивый работник теперь затягивает с выполнением заданий, постоянно жалуется на плохое самочувствие, отпрашивается, может даже не выйти на работу. Ну, а если все-таки сдает задание, то выполненное на совершенно не свойственном ему низком или среднем уровне.

Работать в период творческого кризиса бесполезно – лучше проветриться, выбравшись с друзьями на пикник

Способы выхода из кризиса

  • Лучший способ выйти из кризиса – переждать. Все пройдет, и это тоже. А потому рекомендуется «не насиловать» свое творческое начало, пытаясь выбить хоть что-то. Лучше действительно взять несколько отгулов или выходных , чтобы расслабиться и восстановиться.
  • Правда, вышеуказанный способ хорош, если руководство понимает особенности творческого труда. Увы, это случается далеко не везде. Многие шефы (особенно те, что сами ни грамма не творческие) убеждены, что все это ерунда, никаких кризисов не существует, есть только безответственность и банальное нежелание работать. У таких руководителей вы не дождетесь понимания, и работу все равно придется выполнять (если нет отгулов и возможности взять дни «за свой счет»). Как это можно сделать? Во-первых, заглянув в «загашник» (авось чего найдется). Правда, для этого он у вас должен быть – папка или файл, куда вы аккуратно складываете/записываете неиспользованные мысли, задумки. Во-вторых, можно использовать старые мысли, немного их изменив и подкорректировав (особенно какой-то там давности – уж никто и не вспомнит. В-третьих, можно подслушать-подсмотреть у других авторов и сделать на этой основе свое. В-четвертых, как вариант - сделать как получается, а если никому не понравится, пусть перепоручат задание другому сотруднику (в конце концов, вы предупредили, что неважно себя чувствуете, и ведь не соврали!).

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи



Похожие статьи
 
Категории