Какие рассказы о природе написал скребицкий. Георгий скребицкий - певец родной природы

22.04.2019

Георгий Алексеевич Скребицкий

Лесной прадедушка

Рассказы о родной природе

Вместо предисловия

Вам, друзья природы

ДРУЗЬЯ МОЕГО ДЕТСТВА

Лесное эхо

Кот Иваныч

День рождения

Чир Чирыч

Барсучонок

Заботливая мамаша

ЗА ЛЕСНОЙ ЗАВЕСОЙ

Редкая гостья

Лесной прадедушка

Смышлёные птицы

Маленький лесовод

Товарищи по охоте

В зимнюю стужу

Следопыты

Срочный пакет

Друг сердечный

Пропавший медведь

Зайчишке повезло

Митины друзья

За селезнями

Неожиданное знакомство

Замечательный сторож

Старый блиндаж

Чудо техники

В зелёной корзиночке

Редкий снимок

Длинноносые рыболовы

Голубой дворец

Трудное задание

Нежданный помощник

"Передышка"

Лесные переселенцы

Джек и Фрина

Смышлёный зверёк

Лесной разбойник

Сластёна

Добро пожаловать!

________________________________________________________________

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Жаркий день. Палящие лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. В горле совсем пересохло, хочется пить, но воды поблизости нет.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева: причудливо изогнута ветвь или огромный удав свесил вниз своё гибкое тело и греется на солнце?

Впереди поляна. Последние усилия, и заросли пройдены. Можно передохнуть, прилечь на сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Тигр!

Путешественник хватается за ружьё. Стрелять или нет? Убитого тигра уже некуда больше девать: ведь и так в обозе экспедиции двадцать шкур тигров и десять слонов.

Теперь нужно стрелять только ради самозащиты. Секунда томительного ожидания: заметит зверь человека или нет? Не заметил, прошёл мимо, скрылся в кустах.

Усталый путник выбирается на поляну, ложится в траву и внимательно наблюдает за тем, что творится кругом: как разноцветные бабочки и жучки летают и кружатся возле него, как хлопотливые пчёлы забираются в чашечки цветов и пьют душистый нектар, как трудятся муравьи - волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит напряжённая жизнь - жизнь, полная интереснейших приключений и неожиданностей. Кажется, так бы и лежал весь день, затаившись в траве, вглядываясь в эти густые сочные заросли стеблей и листьев...

Юрочка! Юра! Где ты там? Иди завтракать! - раздаётся голос матери.

"Охотник за тиграми" замирает в своём зелёном убежище. Не хочется прерывать игру в путешествие, идти на дачу, пить молоко. Но Юра знает, что мама не перестанет звать, пока он не откликнется. Она не может понять, что он теперь вовсе не маленький мальчик, а отважный путешественник, исследователь непроходимых джунглей.

Всё это было давным-давно, почти полвека назад, когда я, ещё маленький мальчик, едва только начинал читать по складам.

Первые книги, подаренные и прочитанные мне, были книги о диких зверях и птицах, книги о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран.

Я с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал страницы, рассматривал цветные картинки с изображением различных животных, мечтая о том, чтобы и самому сделаться смелым путешественником-натуралистом.

Но до этого было так далеко. Нужно ещё подрасти, кончить школу, университет, а пока что я с увлечением играл в путешествия: лесок возле дачи превратил в мечтах в тропические джунгли, толстого ленивого кота Иваныча - в кровожадного тигра, соседских петухов и кур - в павлинов и фазанов, а Джек, добродушный охотничий пёс отца, должен был изображать целую стаю голодных шакалов, неотступно следующих за экспедицией.

Прошли долгие годы; мечты восьмилетнего мальчика сбылись наяву. Кончена школа, потом институт, и вот я уже не в мечтах, а на самом деле отправляюсь в экспедицию.

Я - научный сотрудник, изучаю жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей.

Но именно теперь, когда я стал уже совсем взрослым, всё чаще и чаще вспоминал свои детские годы, игру в путешествия, своих первых четвероногих и крылатых друзей: Джека, кота Иваныча, ёжика Пушка, сороку Сиротку, скворца Чир Чирыча - всех тех, кто научил меня любить животных, внимательно вглядываться в их повадки, в их жизнь.

А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?

С этой целью написана настоящая книга. С этой же целью написаны и все мои книги для ребят.

Пусть они - мои совсем ещё юные читатели - узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу.

ВАМ, ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

Друзья природы - следопыты!

Для вас писал ваш старый друг,

Для тех, кому пути открыты

На Крайний Север и на Юг,

Для тех, кто под зелёной елью

Встречает солнечный восход,

Кому милы зимы метели

И звонкий говор вешних вод,

Кто по равнинам и оврагам

Под свист пурги и в летний зной

Шагает бодрым, лёгким шагом

С нелёгкой ношей за спиной,

Для тех, кому вся жизнь открыта,

Кто, не боясь её невзгод,

Как подобает следопыту,

К заветной цели вдаль идёт.

Г. Скребицкий

Д Р У З Ь Я М О Е Г О Д Е Т С Т В А

ЛЕСНОЕ ЭХО

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

С Тульским краем, точнее, с уездным городом Чернь и его окрестностями, связано имя замечательного детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого . Именно здесь прошли детские и юношеские годы, сыгравшие огромную роль в формировании его личности.
Скребицкий родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.
В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.
Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.
В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.
Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.
Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды - по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.
Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.
Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.
Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - «Ушан » Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Вершиной творчества Скребицкого, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы » (1964, 1972, 1979)

и - изданная посмертно - повесть о юности «У птенцов подрастают крылья » (1966).

Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчивают творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.
Текст последней повести остался незавершенным - после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.
18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Зимняя книга Скребицкого:
Снеговик.
Рисунки В.Носко.
М., Детгиз. 1957г., 16с.
энциклопедический формат.

Биография

Георгий Скребицкий родился в России, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии , и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает на факультет охотоведения и звероводства в , чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. По окончании обучения (1930) работает в , в лаборатории зоопсихологии . Кандидат биологических наук (1937).

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 году по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря .

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, - сказал Георгий Алексеевич впоследствии, - как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).

Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималистка Вера Чаплина . В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка » и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как зимует белочка или чем живёт майский жук.

В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники » (1951) и «В лесной чаще » (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще » (1949).

В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным - после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения

  • «Простофили и хитрецы» (Детгиз, М.-Л., 1944)
  • «На заповедных островах» (Детгиз, М., 1945)
  • «Рассказы охотника» (Детгиз, М.-Л., 1948)
  • «Беловежская пуща» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Петрозаводск, 1949)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Детгиз, М.-Л., 1949)
  • «Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949, 1951)
  • «Про наших птиц» (Детгиз, М., 1951)
  • «В лесу и на речке» (Детгиз, М.-Л., 1952)
  • «Лесное эхо» (Детгиз, М.-Л., 1952)
  • «Под зоркой охраной» (Детгиз, М., 1953)
  • «С ружьем и без ружья» (Детгиз, М., 1953)
  • «На пороге весны» (Детгиз, М., 1953)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Ставрополь, 1953)
  • «В Беловежской пуще» (в соавторстве с В. В. Чаплиной; Смоленск, 1954)
  • «Товарищи по охоте» (Детгиз, М., 1956)
  • «Наши заповедники» (Детгиз, М., 1957)
  • «Лесной прадедушка» (Детгиз, М., 1956, 1957)
  • «На новом море» (Детгиз, М., 1957)
  • «Листопадник» (Детгиз, М., 1960)
  • «В шапке-невидимке» (Детгиз, М., 1961)
  • «Прирученные и дикари» (Детгиз, М., 1961)
  • «Что когда бывает» (Детгиз, М., 1961)
  • «За лесной завесой» (Детгиз, М., 1963)
  • «От первых проталин до первой грозы» (Детская литература, М., 1964, 1966, 1968, 1972)
  • «У птенцов подрастают крылья» (Детская литература, М., 1966)
  • «Четыре художника» (Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1975)
  • «Весёлые ручьи» (Детская литература, М., 1969, 1973)

Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель, который был влюблён в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Удивительно точным, сочным и образным языком этот мастер-натуралист передавал красоту средней полосы России, повадки самых разнообразных жителей леса, обычаи русского народа. В свои произведения он вкладывал необыкновенную человечность, гуманность, опыт, своеобразные художественные приёмы и средства. Его рассказы похожи на сказки.

Детские годы

В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.

Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.

Добывание знаний

Получив среднее образование в одной из школ городка, Георгий Скребицкий отправляется в столицу, где он поступает на литературный факультет в Институт живого слова. После того, как юноша освоил писательское мастерство, следующей ступенькой обучения стал Высший зоотехнический институт. Здесь Георгий осваивал азы охотнического и звероводческого дела.

Окончив это заведение, юноша идёт работать в исследовательский институт по звероводству и охоте. Затем он был научным сотрудником в лаборатории при Московском государственном университете, где исследовал психологию различных животных. Эта работа позволила Скребицкому участвовать в различных экспедиционных поездках, исследовать жизнь зверей на свободе.

Такими наблюдениями он занимался на протяжении 5 лет. В 1937 году Георгию Алексеевичу присваивается звание кандидата биологических наук. Некоторое время он руководил кафедрой физиологии животных в МГУ. Всё это время он работал над несколькими научными трудами, связанными с зоологией и зоопсихологией.

Певец русской природы

Чем старше становился учёный, тем чаще ему хотелось записать все свои охотничьи приключения на бумаге, а также запечатлеть детские воспоминания о первых встречах с природой. Так постепенно Георгий Алексеевич стал превращаться в певца родной природы. Многим младшим школьникам знакомо первое произведение Скребицкого "Ушан" о зайчике, рождённом осенью. Это привело автора к идее писать рассказы о животных. Он также является автором двух повестей. Его книги знают не только в России, но и в Польше, Болгарии, Германии, Албании, Словакии, Венгрии, Чехии.

В 40-х годах Георгий Скребицкий тесно сотрудничал с известной писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Она помогала ему публиковать работы, а также подсказывала идеи для новых рассказов. Вместе они писали рассказы о животных для самых маленьких читателей и публиковались в детских журналах.

Сценарии для мультфильмов

Особенно пронзительно выразились яркие особенности таланта писателя-натуралиста в создании сценариев к диафильмам и мультфильмам. Во всех этих работах главными персонажами были животные. Самыми запоминающимися работами являются диафильмы "Кто как зимует", "Кто как лето проводит", "Про белочку-хлопотунью", "Медвежонок".

В 1949 году Георгий Скребицкий посетил Западную Белоруссию. После этого он написал много очерков и собрал их в книгу "Беловежская пуща". Свою последнюю повесть писатель так и не закончил, её дооформляла Смерть настигла Георгия Алексеевича неожиданно, летом 1964 года у него случился сердечный приступ и его доставили в больницу. Острый инфаркт не дал шансов Скребицкому, он умер 18 августа того же года.

Основные сведения о рассказах

  • "Белая шубка" - рассказ о похождениях и зимовке белого пушистого зайчишки.
  • В "Длиннохвостых разбойниках" рассматривается поведение пернатых сорок.
  • "Митины друзья" - произведение о мальчике, который привязался к лосёнку и его маме-лосихе.
  • "Домик в лесу" знакомит с похождениями бывалого любителя поохотиться.
  • "Загадочная находка" - интересное приключение, случившееся со школьниками во время изготовления скворечников.
  • "Воришка" рассказывает об умной ручной белочке.
  • "Лесной голосок" - повествование о родном крае, летнем отдыхе, лесных обитателях.

Ласковый юмор, поэтичность, душевная теплота - вот черты, присущие мастерству Георгия Алексеевича Скребицкого. Его произведения развивают характер, учат любить братьев наших меньших, бережно относиться ко всему живому. Самые маленькие ребятишки и школьники всегда с удовольствием проникаются жизнью лесных обитателей. Чаще всего его книги используются для внеклассного и семейного чтения, развития речи детей.

Георгий Алексеевич Скребицкий (20 июля 1903 – 18 августа 1964) – известный писатель-натуралист.
Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).
Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
Произведения
«Простофиля и хитрецы» (1944)
«Рассказы охотника» (1948)
«Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949)
«В лесу и на речке» (1952)
«Наши заповедники» (1957)
«Листопадник» (Детгиз, 1960)
«От первых проталин до первой грозы» (1964)
«У птенцов подрастают крылья» (1966)



Похожие статьи
 
Категории