Какой была история Шумера? Культура древнего шумера кратко.

20.04.2019

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Всякая культура существует в пространстве и во времени. Первоначальным пространством культуры является место ее возникновения. Здесь находятся все отправные точки развития культуры, к которым относятся географическое положение, особенности рельефа и климата, наличие водных источников, состояние почв, полезные ископаемые, состав флоры и фауны. Из этих основ на протяжении веков и тысячелетий складывается форма данной культуры, то есть специфическое расположение и соотношение ее компонентов. Можно сказать, что каждый народ принимает форму той местности, в которой он длительное время живет.

Человеческое общество архаической древности может воспользоваться в своей деятельности только теми объектами, которые находятся в пределах видимости и легко доступны. Постоянное соприкосновение с одними и теми же предметами впоследствии определяет навыки обращения с ними, а через эти навыки - и эмоциональное отношение к этим предметам, и их ценностные свойства. Следовательно, через материально-предметные операции с первоэлементами ландшафта происходит оформление основных черт социальной психологии. В свою очередь, сформированная на основе операций с первоэлементами социальная психология становится основой этнокультурной картины мира. Ландшафтное пространство культуры является источником представлений о сакральном пространстве с его вертикальной и горизонтальной ориентацией. В этом сакральном пространстве размещается пантеон и устанавливаются законы мироздания. Значит, форма культуры неизбежно будет состоять как из параметров объективного географического пространства, так и из тех представлений о пространстве, которые появляются в процессе развития социальной психологии. Основные представления о форме культуры можно получить при изучении формальных особенностей памятников архитектуры, скульптуры и литературы.

Что касается существования культуры во времени, то здесь также можно выделить два вида отношений. Прежде всего, это время историческое (или внешнее). Любая культура возникает на определенном этапе социально-экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Она вписывается во все основные параметры этого этапа и, кроме того, несет в себе информацию о времени, предшествующем ее образованию. Стадиально-типологические черты, связанные с характером протекания основных культурных процессов, при совмещении с хронологической схемой могут дать довольно точную картину культурной эволюции. Однако наряду с историческим временем необходимо всякий раз учитывать время сакральное (или внутреннее), явленное в календаре и различных ритуалах. Это внутреннее время очень тесно связано с повторяющимися природно-космическими явлениями, как-то: смена дня и ночи, смена сезонов, сроки сева и созревания злаковых культур, время брачных отношений у животных, различные феномены звездного неба. Все эти явления не просто провоцируют человека на отношение к ним, но, являясь первичными в сравнении с его жизнью, требуют подражания и уподобления себе. Развиваясь в историческом времени, человек старается максимально закрепить свое существование в череде природных циклов, встроиться в их ритмы. Отсюда возникает содержание культуры, выводимое из основных особенностей религиозно-идеологического мироощущения.

Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. На равнине все крупные предметы выглядят одинаково, они тянутся ровной линией по направлению к горизонту, напоминая массу людей, организованно движущихся к единой цели. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением, но вместе с тем склонен к немотивированным депрессивным состояниям и выплескам агрессии.

В Месопотамии протекают две полноводные реки - Тигр и Евфрат. Они разливаются весной, в марте - апреле, когда в горах Армении начинается таяние снегов. При половодье реки несут много ила, служащего отличным удобрением для почвы. Но половодье губительно для человеческого коллектива: оно сносит жилища и истребляет людей. Кроме весеннего половодья людям часто приносит вред сезон дождей (ноябрь - февраль), во время которого дуют ветры с залива и разливаются каналы. В целях выживания нужно строить дома на высоких платформах. Летом в Месопотамии царит страшная жара и засуха: с конца июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура воздуха не падает ниже 30 градусов, причем тени нет нигде. Человек, постоянно живущий в ожидании угрозы со стороны таинственных внешних сил, стремится понять законы их действия, чтобы спасти от смерти себя и свою семью. Поэтому больше всего он сосредоточен не на вопросах самопознания, а на поиске постоянных основ внешнего бытия. Такие основы он видит в строгих движениях объектов звездного неба и именно туда, наверх, обращает все вопросы к миру.

В Нижней Месопотамии много глины и почти нет камня. Люди научились использовать глину не только для изготовления керамики, но и для письменности и для скульптуры. В культуре Месопотамии лепка превалирует над резьбой по твердому материалу, и этот факт немало говорит об особенностях мировосприятия ее обитателей. Для мастера-гончара и скульптора формы мира существуют как бы уже готовыми, их нужно только уметь извлечь из бесформенной массы. В процессе работы происходит проецирование идеальной модели (или трафарета), сложившейся в голове мастера, на исходный материал. В результате возникает иллюзия присутствия некоего зародыша (или сущности) данной формы в объективном мире. Такого рода ощущения вырабатывают пассивное отношение к действительности, стремление не навязывать ей собственные конструкции, а соответствовать мнимым идеальным прообразам сущего.

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик - с полуострова Индостан, лазурит - из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта - обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея - самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару - символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья - городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии - принципу «шеррингтоновой воронки» - количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Символы шумерской культуры Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров - вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 1 Великорусская историческая среда обитания и национальный характер Древние римляне полагали, что начинать любое повествование нужно ab ovo – с яйца. Того самого, из которого вылупилась курица. Собственно говоря, этого правила придерживались не только римляне.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Среда обитания русского государя Первые политические вызовы были Василием III пережиты с разной степенью благополучности. Казань стала проблемой на востоке, Крым - на юге. Михаил Глинский не смог снабдить Россию очередной порцией земель Великого княжества Литовского,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

автора Константинова С В

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Среда обитания Мало кому из столичных городов мира так не повезло с климатической средой обитания, как Петербургу. Из крупнейших мегаполисов, население которых превышает один миллион человек, Петербург - самый северный. Он находится на 60-й параллели, расположен севернее


Оглавление

Введение
Культура Вавилона мало изучена из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: «Город великий... город крепкий». В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до 6,5 м, через которые в город вели восемь ворот. Самыми важными были двенадцатиметровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Весь город пересекала дорога процессий, идущая через северные ворота, посвященные богине Иштар. Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». Она состояла из семи разноцветных этажей. В ней находилась золотая статуя Мардука.
По приказу Навуходоносора для его жены Амлтис были разбиты «висячие сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут на искусственной платформе, на насыпных террасах разбиты висячие сады. Этажи садов поднимались уступами и соединялись пологими лестницами.
Величие Вавилона было настолько велико, что даже после окончательной утраты независимости Нововавилонским государством в октябре 539 г. до н.э. после захвата его персами, он сохранял положение культурного центра и оставался одним из значительных городов мира. Даже Александр Македонский, видевший не одну столицу, решил, что Вавилон в Месопотамии, наряду с Александрией в Египте, достоин стать столицей его огромной империи. Здесь он принес жертвы Мардуку, короновался и дал приказ восстановить древние храмы. Именно здесь, в Вавилоне, этот завоеватель и умер 13 июня 323 г. до н.э. Впрочем, красота, этого месопотамского города, не помешала Александру Великому разрушить один из самых примечательных вавилонских архитектурных ансамблей – семиярусный зиккурат Этеменанки («Вавилонскую башню»), которая столь поразила создателей Ветхого Завета и вдохновила их на создание одного из самых красивых рассказов о происхождении языков. «Комментаторы, вероятно, правы, приписывая происхождение сказания тому глубокому впечатлению, которое великий город произвел на простодушных кочевников-семитов, попавших сюда прямо из уединенной и безмолвной пустыни. Они были поражены неумолчным шумом улиц и базаров, ослеплены калейдоскопом красок в суетливой толпе, оглушены трескотней людского говора на непонятных для них языках. Их пугали высокие здания, в особенности огромные террасообразные храмы с крышами, сверкавшими глазурованным кирпичом и упиравшимися, как им казалось, в самое небо. Неудивительно, если эти простодушные жители шалашей представляли себе, что люди, взобравшиеся по длинной лестнице на вершину огромного столба, откуда они казались движущимися точками, действительно соседствовали с богами».
Вавилон прославился в древнем мире еще и своей наукой, и в особенности – математической астрономией, расцвет которой пришелся на V в. до н.э., когда работали школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне, Борсиппе. Вавилонскому астроному Набуриану удалось создать систему определения лунных фаз, а Киден открыл солнечные прецессии. Большинство из того, что можно увидеть без телескопа, было нанесено на звездную карту именно в Вавилоне, и уже оттуда попало в Средиземноморье. Существует версия о том, что Пифагор заимствовал свою теорему у вавилонских математиков.

Тема, выбранная мною, очень актуальна и по сей день. Изучением истории Древнего Вавилона ученые занимаются до настоящего времени, так как многое еще нераскрыто, неосознанно, неразгаданно. Достичь нужного результата, мне помогли работы следующих авторов: Клочков И.Г. 1 , который показал культуру и жизнь Вавилона; Крамер С.Н. 2 , который подробно раскрыл тему про жрецов и надзирателей в Шумере; Оганесян А.А. 3 , благодаря работе которого я узнал про возникновения письменности; Мириманов В.Б. 4 , отразивший общий центральный образ картины мира; Петрашевский А.И. 5 , глубоко раскрывший тематику Шумерского пантеона; Тураев Б.А. 6 , Хук С.Г. 7 , работы, которых, предоставили полное восприятие и сформирование всей картины, царившей в Древнем Вавилоне, их культуре, мифологии и повседневной жизни.

Глава 1. Шумерская культура

1.1. Хронологические рамки

Шумерская культура (наряду с египетской) – древнейшая культура, дошедшая до нас в памятниках собственной письменности. Она оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео-христианского типа культуры.
Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 месяцев, 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. Созвездия имеют шумерские именами, переведенные на греческий или арабский языки. Первая школа, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс.
Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Известный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш – персонаж шумерских эпических поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех частях древнего региона. 8
Принятая в настоящее время хронология такова:
Протописьменный период (XXX-XXVIII в. до н.э.). Время прихода шумеров, возведение первых храмов и городов и изобретение письменности.
Ранннединастический период (XXVIII-XXIV в. до н.э). Формирование государственности первых шумерских городов: Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Становление основных институтов шумерской культуры: храм и школа. Междоусобные войны шумерских правителей за превосходство в регионе.
Период династии Аккада (XXIV-XXII в. до н.э). Становление единого государства: царство Шумера и Аккада. Саргон I основал столицу новой державы Аккад, объединившей в себе обе культурных общности: шумеров и семитов. Правление царей семитского происхождения, выходцев из Аккада, Саргонидов.
Эпоха кутиев. На шумерскую землю нападают дикие племена, которые управляют страной в течение столетия.
Эпоха III династии Ура. Период централизованного управления страной, засилья учетно- бюрократической системы, время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI-XX в. до н.э). 1997 г. до н.э. – конец шумерской цивилизации, погибшей под ударами эламитов, но основные институты и традиции продолжают существовать до прихода к власти вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э).
Приблизительно за пятнадцать веков своей истории Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

1.2. Структура государства

Определяющей для истории страны явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала без коренных изменений до середины второго тысячелетия. С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств – города. Они возникли на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концентрировались на осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия.
В одном округе возникала три-четыре связанных между собой города, но один из них всегда был главный (Уру). В нем был административный центр общих культов. По-шумерски этот округ называлась ки (земля, место). Каждый округ создавал собственный магистральный канал и, пока он поддерживался в надлежащем состоянии, существовал как политическая сила сам округ.
Центром шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий. Эти храмовые склады были необходимы на случай неурожая или войны, их ценности служили обменным фондом в торговле и, что самое главное, для совершения жертвоприношений. В храме впервые появилась письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. 9
Месопотамский округ, ки (ном, по аналогии с египетской территориальной единицей), город и храм являлись основными структурными подразделениями, которые играли важную политическую роль в истории Шумера. В ней же можно выделить четыре отправных этапа: соперничество между номами на фоне общеплеменного военно-политического союза; семитская попытка абсолютизации власти; захват власти кутиями и паралич внешней активности; период шумеро-аккадской цивилизации и политическая гибель шумеров.
Если говорить о социальной структуре шумерского общества, то оно, как и все древнейшие общества, делится на четыре основные страты: земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, воины и жрецы. Правитель (эн, господин, обладатель, или энси) города в начальный период истории Шумера сочетает функции жреца, военного вождя, главы города и старейшины общины. В его обязанности входило: руководство культом, особенно в обряде священного брака; руководство строительными работами, особенно ирригационными и по строительству храмов; предводительство войском, состоящим из лиц, зависимых от храма и собственно от него; председательство в собраниях общины и в совете старейшин. Эн и знать (начальник храмовой администрации, жрецы, совет старейшин) должны были спрашивать разрешения на определенные действия у собрания общины, состоявшего из «юношей города» и «старцев города». Со временем, по мере концентрации власти в руках одной группы, роль народного собрания сошла на нет.
Кроме должности главы города, из шумерских текстов известен титул «лугаль» («большой человек»), который переводят как царь, хозяин страны. Первоначально это был титул военного вождя. Он выбирался из числа энов верховными богами Шумера в священном Ниппуре с использованием специального обряда и временно занимал положение хозяина страны. Позднее царями становились не по выбору, а по наследству, при сохранении ниппурского обряда. Таким образом, один и тот же человек был эном какого-то города, и лугалем страны, так что борьба за царский титул шла на протяжении всей истории Шумера. 10
Во времена господства кутиев ни один эн не имел права носить титул, так как лугалем называли себя захватчики. А ко времени III династии Ура эн (энси) были чиновниками городских администраций, подчинявшимися воле лугаля. Но, видимо, самой ранней формой правления в шумерских городах-государствах было поочередное правление представителей соседних храмов и земель. Об этом говорит и тот факт, что сам термин для срока правления лугаля означает «очередь», и, кроме того, некоторые мифологические тексты свидетельствуют об очередности правления богов, что также может служить косвенным подтверждением данного вывода. Ведь мифологические представления являются непосредственной формой отражения общественного бытия. На нижней ступени иерархической лестнице стояли рабы (шум. «спущенный»). Первыми в истории рабами были военнопленные. Их труд использовался в частных хозяйствах или в храмах. Пленный становился ритуально убитым и был частью того, кому принадлежал. 11

1.3. Картина мира

Шумерские представления о мире реконструируются из множества текстов разных жанров. Когда шумеры говорят о целостности мира, они употребляют составное слово: Небо-Земля. Изначально Небо и Земля были единым телом, из которого произошли все сферы мира. Разделившись, они не утратили свойств отражаться друг в друге: семь небес соответствуют семи отделам подземного мира. После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств земли и воздуха атрибутами мирового порядка: Мепотенции, выражающие стремление сущности обрести свою форму, внешнее проявление; судьба (нам) – то, что есть в своей форме; ритуал и порядок. Мир в течение года описывает круг, «возвращаясь на свое место». 12
Это означает для шумеро-вавилонской культуры всеобщее обновление мира, которое предполагает возвращение «на круги своя», – это не только возвращение в прежнее состояние (например, прощение должников, освобождение преступников из тюрем), но и реставрация и переустройство старых храмов, издание новых царских указов и нередко введение нового отсчета времени. Причем эта новизна имеет смысл в контексте развития культуры на основе принципов справедливости и порядка. Из области седьмого неба спускаются в мир сущности (Ме) всех форм культуры: атрибуты царской власти, профессии, важнейшие действия людей, черты характера. Каждый человек должен максимально соответствовать своей сущности, и тогда он имеет возможность получить «благоприятную судьбу», а судьбы могут даваться богами на основании имени или дел человека. Таким образом, цикличность имеет смысл коррекции своей судьбы.
Сотворение человека – следующий шаг в развитии мироздания. В шумерских текстах известны две версии происхождения человека: создание первых людей из глины богом Энки и о том, что люди пробивались из-под земли, подобно траве. Каждый человек появляется на свет для работы на богов. При рождении ребенку давали в руки предмет: мальчик получал в руки палку, девочка – веретено. После этого младенец обретал имя и «судьбу людей», усердно выполнявших свой долг и не имевших ни «судьбы царя» (намлугаль), ни «судьбы писца».
«Судьба царя». В самом начале шумерской государственности царя выбирали в священном Ниппуре посредством магических процедур. В царских надписях упоминается о руке бога, выхватившего луга-ля из множества граждан Шумера. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом и престолонаследие стало нормой государственной политики. Во время III династии Ура цари были признаны равными богам и имели божественных родственников (братом Шульги был знаменитый Гильгамеш).
Иной была «судьба писца». С пяти-семи лет будущий писец учился в школе («дом табличек»). Школа представляла собой большое помещение, разгороженное на две части. В первой находился класс, в котором сидели ученики, держа глиняную табличку в левой руке, а тростниковый стиль в правой. Во второй части помещения располагался чан с глиной для производства новых табличек, которые изготовлял помощник учителя. Помимо учителя в классе присутствовал надзиратель, бивший учащихся за любую провинность. 13
При школах составлялись тематические списки знаков. Нужно было правильно их писать и знать все их значения. Учили переводу с шумерского языка на аккадский и обратно. Ученик должен был владеть словами из обихода различных профессий (языком жрецов, пастухов, моряков, ювелиров). Знать тонкости певческого искусства и вычисления. По окончании школы ученик получал звание писца и распределялся на работу. Государственный писец состоял на службе во дворце, составлял царские надписи, указы и законы. Храмовый писец вел хозяйственные расчеты, записывал из уст жреца тексты богословского характера. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи, а писец-переводчик бывал на дипломатических переговорах, на войне и т.д.
Жрецы были государственными служащими. В их обязанности входило обслуживание статуй в храмах, проведение городских ритуалов. Женщины-жрецы участвовали в обрядах священного брака. Жрецы передавали свои навыки из уст в уста и в большинстве своем были неграмотны. 14

1.4. Зиккурат

Важнейшим символом института жречества был зиккурат– храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя – местом культа живущих на земле людей, нижняя – загробным миром. Зиккураты строились в три или в семь этажей, в последнем случае каждый представлял одного из семи главных астральных божеств. Трехэтажный зиккурат можно сопоставить с различением сакрального пространства шумерской культуры: верхняя сфера планет и звезд (ан), сферы обитаемого мира (калам), сферы нижнего мира (ки), которая состоит и двух зон – область подземных вод (абзу) и область мира мертвых (кур). Число небес верхнего мира доходило до семи. 15
Верхним миром управляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, оно является местом, откуда исходят законы мироздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка. Средний мир состоит из «нашей земли», «степи» и чужих земель. Он находится во владении Энлилия – бога ветров и сил своего пространства. «Наша земля» – это территория города-государства с храмом городского божества в центре и с мощной стеной, окружающей город. За пределами стены простирается «степь» (открытое место или пустыня). Чужие земли, лежащие за пределами «степи», называются так же, как и страна мертвых нижнего мира. Так, видимо, потому что ни законы чужого мира, ни законы нижнего не доступны пониманию в пределах городской стены, одинаково лежат за пределами понимания «нашей страны».
Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу-создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источниками, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную силу, мощь и помощь. 16

1.5. Клинопись и глиняные таблички

Предпосылки для возникновения письменности создаются в VII-V тыс. до н.э, когда появляется «предметное письмо». На территории Месопотамии археологами были найдены мелкие предметы из глины и камня геометрической формы: шарики, цилиндры, конусы, диски. Возможно, это были счетные фишки. Цилиндр мог означать «одну овцу», конус – «кувшин масла». Счетные фишки стали помещать в глиняные конвертики. Чтобы «прочитать» помещенную там информацию необходимо было разбить конвертик. Поэтому со временем на конвертике стали изображать форму и число фишек. По мнению ученых, именно таким образом произошел переход от «предметного письма» к первым рисунчатым знакам на глине – к рисунчатому письму. 17
Письменность возникает в конце IV тыс. до н.э в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность изобрели Шумеры. Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука. Они представляли собой пиктограммы – знаки рисунчатого письма. Поначалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иероглифику. Но на глине трудно изображать достаточно быстро реальные предметы, и постепенно пиктографическое письмо превращается в абстрактную клинопись (вертикальные, горизонтальные и наклонные черточки). Каждый знак письменности представлял собой комбинацию из нескольких клинообразных черточек. Эти черточки оттискивались трехгранной палочкой на табличке из сырой глиняной массы, таблички высушивались или, реже, обжигались подобно керамике.
Клинопись состоит из примерно 600 знаков, каждый из которых может иметь до пяти понятийных и до десяти слоговых значений (словесно-слоговое письмо). До ассирийского времени при письме выделялись только строки: не было словоразделов и знаков препинания. Письменность стала великим достижением шумеро-аккадской культуры, была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: пользовались клинописью в Сирии, Персии и других древних государствах, ее знали и использовали египетские фараоны.
В настоящее время известно около полумиллиона текстов – от нескольких знаков до тысяч строк. Это – хозяйственные, административные и правовые документы, хранившиеся во дворцах запечатанными в глиняных сосудах или наваленными в корзинах. Тексты религиозного содержания находились в школьных помещениях. К ним прилагался каталог, в котором каждое произведение называлось по первой строчке. Строительные и посвятительные царские надписи находились в недоступных сакрально выделенных местах храмов. 18
Памятники письменности можно разделить на две большие группы: собственно шумерские памятники письменности (царские надписи, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские (тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумеро-аккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседневная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обожествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными потомками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.
Шумерский язык в постшумерское время становится языком храма и школы, а устная традиция, в которой мудрый человек называется «внимающим» (в шумерском языке «разум» и «ухо» есть одно слово), то есть умеющим слушать, а значит воспроизвести и передать, постепенно утрачивает свою сакрально-тайную, ускользающую от фиксации глубинную связь.
Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим зафиксированными тоже у них. По мнению большинства ученых шумерский язык, язык древних египтян и жителей Аккада относятся к семито-хамитской языковой группе. 19

Глава 2. Культура Вавилонии

2.1. Право

По сравнению с древним правом Шумера и законодательной деятельностью царей III династии Ура, право Вавилонского государства было определенном смысле шагом вперед. В ранней истории шумеров правят старейшины общины и коллективная традиция. Вождя выбирают, исходя из его личных качеств. В этот период фиксируется биосоциальная природа структуры общества. Будущего вождя долго испытывают, о нем спрашивают у богов и только потом объявляют о его богоизбранности, ведь знающий и опытный лидер, хорошо понимающий традицию – основа выживания коллектива.
Лишь в эпоху раннего государства можно говорить о наследственном принципе, когда проблема выживания становится менее важной, чем проблема стабильности общества (вернее, акценты выживания переносятся с природного уровня на социо-культурный), залогом которой является сохранение культурной преемственности, необходимой в связи с переменами в социальной структуре. Сын как восприемник отца не был застрахован природой от отсутствия в нем необходимых качеств, но он имел жрецов-консультантов, всегда готовых придти на помощь. Например, категория «возвращения к матери» в надписях избранных царей Энметены и Урукагины в старошумерское время красноречиво подтверждает биосоциальную структуру раннего общества: «Возвращение к матери в Лагаше он (царь) установил. Мать к сыну вернулась, сын к матери вернулся. Возвращение к матери для выплаты долгов по зерну в рост он установил (отмена долговых обязательств по выплате ячменя с процентами). Тогда Энметена богу Лугальэмушу храм Эмуш в Бад-Тибире… построил, на место его вернул (восстановление старого храма). Для сыновей Урука, сыновей Ларсы, сыновей Бад-Тибира возвращение к матери установил… (освобождение с возвращением домой граждан других городов).
С точки зрения рационального мышления, метафора «возвращения» в утробу матери здесь является на самом деле универсальным принципом отсчета времени сызнова, с нуля, с исходного состояния, т.е. вернуться «на круги своя». Ко времени III династии Ура потребовался писаный свод законов. Сохранилось 30 – 35 положений свода законов Шульги. Скорее всего, они являлись отчетами городским богам о проделанной работе. Необходимость же создания нового свода законов для Вавилонского государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии – Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его приемников. 20

2.2. Кодекс законов Хаммурапи

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; второй год его царствования назван годом, когда «он установил право стране». Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.
Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг его плеч сияет пламя. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра – Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стерты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевезшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи закона гражданского, уголовного, административного права. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей. 21
Законодательство Хаммурапи не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвиненному в колдовстве, или к замужней женщине, обвиненной в прелюбодеянии, применение так называемого «божьего суда». К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу «око за око, зуб за зуб». Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции, и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.
Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, охранявший частную собственность и устанавливающий правила взаимодействия между структурами старовавилонского общества, состоящего из полноправных граждан; юридически свободных, но не полноправных; и рабов.
Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить направление мероприятий царской власти.
Этот судебник позволяет сделать вывод о социальном составе вавилонского общества. В нем выделяются три категории людей – полноправные граждане, мушкенумы (зависимые царские люди), рабы – ответственность которых за преступления определялась по-разному. Кодекс Хаммурапи признавал собственность как институт, регламентировал условия найма и его оплаты, аренды, залога имущества. Наказания за преступления были очень суровыми («Если сын ударил своего отца, то ему отрежут руки»), и преступник нередко карался смертной казнью. Основное отличие законов Хаммурапи от более древних месопотамских кодексов состоит в том, что основной принцип назначения наказания – талион: 22
«196. Если кто-нибудь повредил глаз у сына мужа, то повредят глаз ему самому.
197. Если он сломал кость у сына мужа, то сломают кость ему».
В законах Хаммурапи отчётливо проступает имущественный характер законодательства Вавилонского царства. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов.
Законы Хаммурапи знают квалифицированную смертную казнь – сожжение за инцест с матерью, посажение на кол жены за участие в убийстве мужа и др. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа «преступников», из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150-250 г серебра. 23

2.3. Художественная культура

В дописьменный период в месопотамской культуре существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати – одно из величайших достижений месопотамского искусства.
Самые ранние письмена выполнялись в виде рисунков (пиктограммы) тростниковой палочкой на глиняной табличке, которая потом подвергалась обжигу. На этих табличках помимо записей экономического характера сохранились образцы литературы.
Древнейшая в мире повесть – это эпос о Гильгамеше.
Двумя главными центрами Южного Двуречья с начала раннединастического периода были Киш и Урук. Урук стал центром военного союза городов. Древнейшими надписями, дошедшими до нас, являются надписи в три-четыре строчки кишского лугаля: «Энмебарагеси, лугаль Киша».
Со
и т.д.................

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерскаялитература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения



Похожие статьи
 
Категории