Патриаршая литературная премия – центр притяжения для большой литературы.

17.02.2019

24 мая 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Уважаемые участники и гости нашей церемонии!

Всех вас сердечно приветствую. Сегодня мы собрались в восьмой раз, чтобы избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии.

В этом году наша церемония проходит непосредственно в день памяти святых покровителей премии. И это весьма символично. Славянская азбука отмечает в нынешнем году знаменательную дату. 1155 лет прошло со знаменитой моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые вместе с учениками составили первый перевод Евангелия на славянский язык. Благодаря подвижническим трудам равноапостольных братьев и их последователей славянские народы получили самое главное: возможность читать и слышать слово Божие на родном языке. Им стали доступны драгоценные сокровища христианской духовной культуры.

Да, ученые скажут нам, что язык переводов был во многом искусственный и стал попыткой объединить различные славянские диалекты, создав на их основе универсальную письменность. Однако то, что этот опыт, эти гениальные творческие усилия оказали огромное воздействие на все последующее развитие славянских языков, — не вызывает никаких сомнений. И этот опыт создания в каком-то смысле искусственного языка преследовал одну конкретную цель: чтобы все славянские племена могли использовать один и тот же алфавит, одну и ту же грамматику, один и тот же язык.

Конечно, русскому литературному языку предстояло пройти еще большой путь становления. Но какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?

Убежден, что если бы вообще и существовала такая словесность и культура, если бы и не растворилась она в океане истории, то не занимала бы столь выдающегося и славного места в мировой культуре, какое ныне заслуженно занимает русская литература.

Когда я говорю «русская литература», подразумеваю, конечно, в первую очередь творчество наших великих классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других мастеров художественного слова. Но не только это.

Не будем забывать о том, что литературный язык, как писал известный отечественный лингвист Николай Сергеевич Трубецкой, «является орудием духовной культуры и предназначается для разработки и углубления не только изящной литературы в собственном смысле слова, но и научной, философской и религиозной мысли» . Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?

Возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью .

Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.

Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.

Говорить на понятном языке — значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.

Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем, уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.

Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.

Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.

Я сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь. Так называемая «развлекательная литература», которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии.

Безусловно, чтение того же Достоевского, Лескова или Клайва Льюиса требует от человека определенной культурной и интеллектуальной подготовки. Можно ли ожидать, что люди, не имеющие такой подготовки, смогут по достоинству оценить их произведения? Нашим соотечественникам, пережившим 70 лет атеистического режима, подчас не хватает элементарных знаний о Боге, о духовно-нравственных основах жизни, изложенных простым и доступным языком. А тем, кого необходимо учить первым началам слова Божия, нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12), свидетельствует апостол Павел.

Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится — не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.

Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература — это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература — это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение — приглашение подумать.

Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.

Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам.

Легких времен не бывает, как известно, и перед нашей словесностью будут стоять новые задачи, появятся новые проблемы, о которых мы сегодня просто ничего не знаем. Эти вызовы будут приходить в жизнь общества, в жизнь каждого человека. И каждый раз писателям придется делать нравственный выбор: противостоять ли злу и тьме силой своего слова, творить ли ради утверждения вечных моральных ценностей, а не сиюминутной славы и материальных благ? Я надеюсь, что все наши номинанты и лауреаты будут следовать по верному пути.

С благодарностью вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, будем же с благоговением хранить и преумножать оставленное ими духовное и культурное наследие, употреблять дарованные нам возможности и таланты ради свидетельства о Том, Кто есть Истинный Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Я хотел бы пожелать всем вам помощи Божией и дальнейших творческих успехов. Благословение Господне пусть пребывает над всеми вами.

Сердечно благодарю за внимание и предлагаю приступить к торжественной церемонии избрания и награждения лауреатов.

Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

Ломоносов М.В. Посвящение к «Российской грамматике» (1755).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии ; председатель Русской Православной Церкви ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве ; ; наместник ; председатель Издательского совета ; ; заместитель председателя Московского Патриархата ; главный редактор ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии ; сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года ― И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года () с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами

28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя был утвержден короткий список кандидатов на присуждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2017 года. Сегодня мы коротко рассказываем о каждом номинанте.

Проза священника Ярослава Шипова

Протоиерей Ярослав Шипов – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился Ярослав Алексеевич Шипов в 1947 году семье журналистов, прошедших Великую Отечественную войну. Детство и юность провел в Москве, где в 1974 окончил творческий семинар С.Залыгина в Литературном институте им. А.М.Горького. Уроки признанного мастера прозы, занятия в семинаре вместе с И.Евсеенко, Г.Баженовым, С.Рыбасом и другими будущими известными писателями помогли Шипову найти свой неповторимый стиль повествования, который он оттачивал все последующие годы.

В 1976 году в журнале «Сельская молодежь» был опубликован первый его рассказ «Путешествие на линию фронта». В 1981 в издательстве «Молодая гвардия», активно печатавшем начинающих авторов, выходит первая книга Шипова с одноименным (по первому опубликованному рассказу) названием. За нее молодой писатель был удостоен почетной премии имени А.М.Горького, присуждаемой ЦК ВЛКСМ и СП СССР.

В 1983 он был принят в Союз Писателей СССР. В эти годы Шипов работает в издательстве «Современник» в редакции современной русской прозы. Его книги «Шел третий день» (1984), «Западная окраина» (1986), «Уездный чудотворец» (1990) говорят о том, что в русскую литературу пришел интересный писатель, активно работающий в жанре рассказа, верный реалистическим традициям, несуетно и серьезно вглядывающийся в современный день, в художественной форме решающий духовно-нравственные конфликты и коллизии. Шипов проникновенно, с лирическим воодушевлением рассказывает о русской провинции, о нелегких судьбах своих героев, мастерски описывает родную природу. Писатель активно печатается в журнале «Наш современник», «Москва», «Подъем», «Русский дом», «Литературная учеба», в газетах «Литературная газета» и «Литературная Россия», в книжных альманахах и коллективных сборниках.

С юности увлекался рыбалкой, охотой. Для удобства занятия охотничьим промыслом купил в селе Вологодской области старый дом. К вере пришел в конце 80-х годов, а крестился в 1987. Позже, по благословению духовника, помогал жителям села вернуть полуразрушенный храм Русской Православной Церкви.

В 1991 году стал настоятелем переданного храма - и потом занимался восстановлением еще трех приходов. В то время он писал только статьи для местной газеты о церковных праздниках, святых, православных традициях.

В 1995 году по стоянию здоровья вернулся в Москву. В 2000-м году выпустил сборник рассказов «Отказываться не вправе» - о жизни православного священника в русской глубинке. Затем появились сборники: «Долгота дней» (2002 г.), «Райские хутора» (2007 г.), «Лесная пустынь» (2009г.), «Первая молитва» (2010 г.), «Райские хутора и другие рассказы» (2012 г.), «Тоскующие по небесам» (2013 г.), «Весенний сон» (2016 г.)

Отец Ярослав рассматривает свое литературное творчество как продолжение священнической проповеди. Его рассказы написаны профессионально, занимательно, прекрасным русским языком, с теплым юмором. Их герои - наши современники, которые ищут смысл жизни, утверждаются в вере, ведут к ней других.

Миссионерские новеллы Александра Ткаченко

Александр Ткаченко – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился в 1967 году в городе Переяслав-Хмельницкий, Киевской области. В 1992 году закончил Калужский колледж культуры. С 2009 по 2014 - редактор раздела "Вера" в журнале "Фома", в котором он более десяти лет практически в каждом номере публикует свои апологетические произведения. Особенность их в том, что написаны они прекрасным русским литературным языком, благодаря чему очень хорошо воспринимаются даже невоцерковленными читателями.

Автор более 300 публикаций в различных СМИ, среди которых - цикл статей, посвященных отечественной литературе и ее связи с православной традицией. В 2010 году стал лауреатом IV фестиваля православных СМИ «Вера и слово».


В 2014 году закончил Московский институт психологии и педагогики. В настоящий момент работает литературным редактором в издательстве детской литературы "Настя и Никита". Отец четверых детей.

Из наиболее значимых книг автора можно выделить: «Бабочка в ладони», «Слезы, летящие к небу», «Исправитель зла», «Спасение безнадежных», «Чего просить у Бога». Эти книги не являются в строгом смысле художественной литературой, скорее это апологетические и миссионерские новеллы. Тем не менее, успех книг у читателей обусловлен не в последнюю очередь уникальным литературным стилем автора, сделавшим рассказ о христианском вероучении доступным и интересным даже для людей, далеких от Церкви.

Также, автор много лет пишет книги для детей. Помимо собственных произведений, он, практически со дня основания является литературным редактором серии детской литературы «Настя и Никита», в которой к настоящему времени вышло уже около двухсот оригинальных книг, написанных различными авторами. Книги этой серии знают родители, учителя и библиотекари в самых разных уголках нашей страны, поскольку серия несколько лет была приложением к православному журналу «Фома» и распространялась по подписке.

Успех «Насти и Никиты» у читателей оказался возможен в том числе - и благодаря многолетнему труду ее литературного редактора. Кроме обычной редакторской работы с текстами, предлагаемый номинант на премию сделал доступными для детей уникальные рассказы о.Федора Конюхова, превратив их в четыре увлекательные детские книги.

Отдельно хочется отметить работу номинанта в издательстве «Никея» над детской серией «Жития святых в переложении для детей». Александр Ткаченко написал для нее более половины всех изданных книг, и, по сути, является создателем литературного стиля этой серии, рассказывающей детям о житии святого. Христианский подвиг святых нашей Церкви раскрывается в понятной для ребенка форме, с элементами художественного повествования. Каждая из книг написана таким образом, чтобы пример святых помогал детям формировать в себе важные душевные качества, необходимые христианину. На протяжении пяти лет своего существования серия пользуется неизменным успехом у читателей.

О книгах прозаика Бориса Спорова

Борис Споров – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился 8 октября 1934 в городе Актюбинске, с началом Великой Отечественной войны пошел в школу, закончил 4 класса и потом сразу начал работать на оборонном заводе. В 1945 году после возвращения отца с фронта, переехал в центральную Россию, на его родину, в Нижний Новгород (тогда Горький), потом в деревню Лысково. С 1948-1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС по специальности плотника, электросварщика, слесаря-сборщика, монтажника.


В 1957 году был арестован и осужден на четыре года по политической статье «пропаганда и агитация против советской власти», за выступление на комсомольской конференции с предложением о роспуске комсомола как политической и ненужной организации. В лагере, где отбывал срок наказания, окончил курс средней школы, получив аттестат. После освобождения успешно окончил литературный институт им. А.М. Горького.

После окончания института работал преподавателем труда в интернате. Через год работал преподавателем русского языка и литературы в деревенской школе. После закрытия школы перешел на воспитательскую работу в интернат города Владимира. Вскоре был реабилитирован.

Работал журналистом в газетах, московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии», издательствах «Современник», «Отчий дом». Выпустил свою первую книгу в 1984 году. В 1987 году был принят в Союз писателей СССР.

Является лауреатом ряда премий: Православная литературная премия имени Благоверного князя Александра Невского за книгу «Наследники» 2006 год; премия Союза писателей России им. Э. Володина «Имперская культура» за книгу «Кукушкины слезки» 2007 года; медаль им. А. П. Чехова от Союза писателей России. Дипломант конкурса «Просвещение через книгу» проводимого Издательским советом Русской Православной Церкви за книгу «Осада», 2009.

Является автором произведений: «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (Издательство Московской Патриархии), «Отец и Отчич» (Издательство Московской Патриархии), «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники», «На пути к вере» «Федор». Опубликовал много статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Публиковался в журналах: «Москва», «Роман-журнал 21 век», «Родная Ладога».

Борис Споров мастерски переплетает в своих произведениях социальные и духовные проблемы: герои думают о смерти, вечности, стремятся разгадать тайну бытия, понять, в чем же состоит семейное счастье, что важнее, карьера, успех или дети, близкие люди. Ответы рождаются самые разные. Одни герои так и не преодолевают свой эгоизм, жестокое отношение к близким; демонстрируют неспособность «замусоренного» ума понять главное, неспособность совершить добрый, достойный поступок. Другие стремятся и умеют жить по-настоящему: любить, познавать, делиться знанием, ждать, терять, но вновь обретать надежду и быть верным себе. Сложные коллизии, возникающие в судьбах героев и персонажей книги, помогают пристально всмотреться в обстоятельства духовной жизни недавнего прошлого и настоящего, а также предположить пути ее развития в будущем. Произведения писателя отличают остросюжетность, глубина проникновения в тему, живописный язык.

Талантливый рассказчик Виктор Лихоносов

Виктор Лихоносов – номинант Патриаршей Литературной премии 2017 года.

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 будущий автор учился на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института. По словам Виктор Ивановича, любимым его занятием в студенческие годы было чтение, «по вечерам просиживал в крохотном читальном зале общежития». Одним из любимых мест для чтения также стал для будущего писателя читальный зал краевой библиотеки им. А. С. Пушкина. Он увлеченно читает произведения русской и зарубежной классической литературы, литературные журналы «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Вопросы литературы» и другие, «Литературную газету.

Сразу после окончания вуза работал учителем в спецшколах-интернатах в Краснодарском крае: ст. Варениковской Крымского района и пос. Виноградный Анапского района. С этого времени начались его «первые литературные пробы».

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» А. Т. Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. В 2003 году рассказ «Брянские» вошел в сборник «Шедевры русской литературы ХХ века».


Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия». В 1966 году принят в союз писателей СССР.

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дали Ю. Селезнев, О. Михайлов, В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. Машовец. Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина».

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.

Литературное творчество Лихоносова имеет государственные награды: орден «Знак почета» (1984) и орден «Дружбы» (1996). В 2006 писателю была вручена одна из высших наград Русской Православной церкви орден Преподобного Сергия Радонежского 3-ей степени.

Виктор Иванович является почетным гражданином города Краснодара, имеет звание «Герой труда Кубани», лауреат краевых литературных премий им. Я. Г. Кухаренко (1993) и им. К. В. Россинского (1996). Его имя в Большой Советской энциклопедии (1979) и Большом энциклопедическом словаре России (2003) и многочисленных литературных энциклопедиях. Произведения В. И. Лихоносова переведены на европейские языки: английский, французский, немецкий, польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский и другие.

Василий Дворцов – прозаик, поэт, публицист

Василий Дворцов – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. С 1983 года работает по специальности художника-реставратора. Кроме бригадных работ по реставрации храмов, лично расписал два храма в Сибири. Написал и отреставрировал несколько сот икон по всей России. В профессиональную литературу пришел в сорок лет. На сегодня Дворцов признанный коллегами автор эпических прозаических и поэтических произведений, оказавших заметное влияние на национальный литературный процесс.


Творчество прозаика, поэта и публициста Василия Дворцова является примером прихода и утверждения новой русской литературы – литературы воцерковленной. Реагируя на все вызовы времени, откликаясь на все боли и радости своего народа и Отечества, не пасуя перед самыми острыми темами и сложными задачами, Василий Дворцов своим творчеством расширяет православное культурное пространство, вкладывая данный ему свыше талант в дело просвещения, в проповедь христианских идеалов средствами красоты и мощи русского слова. Герои произведений Дворцова всегда действенно нравственны, и через их целеустремленное правдоискательство, без лишней дидактики и не выходя из жанровых рамок литературы светской, автор выводит читателя на высшие мотивации, на понимание бесценности Божьего дара – человеческой жизни.

Кроме личного писательского творчества, Василий Дворцов немало времени душевных сил отдает работе с молодыми прозаиками и поэтами: он президент всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова» (Анапа), организатор и руководитель всероссийских Некрасовских семинаров начинающих литераторов (Н. Новгород), организатор и председатель жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» (Орел), председатель жюри международного фестиваля славянской поэзии «Берега дружбы» (Таганрог), руководитель краснодарских и иных региональных семинаров, фестивалей и конкурсов начинающих писателей. Постоянно выступает по проблемам сохранения традиций и развития русского языка, литературы и российской культуры.

Является автором произведений (основные): «Аз буки ведал...» - роман-суждение о политических страстях начала 90-х годов; роман «Каиново колено» - исследование современного театра и гибельности бездуховного лицедейства; роман-энциклопедия «Терра Обдория» - книга из тетралогии о судьбе последнего советского поколения, на долю которого выпали перемены и переломы политико-социальною строя; повесть «Кругом царила жизнь и радость» размышление о духовных поисках современной молодежи, о вечной сложности отношений отцов и детей; «Тогда, когда случится» - повесть о недавних событиях в Чечне, о воинском подвиге самопожертвования; романтическая повесть «Ангел Ангелина» - о церковной реставрации в СССР. «Нескончаемый патерик» («Манефа») - рассказы о неповторимости путей обретения веры и принятия монашества знакомыми и друзьями автора. Сборник «Пьесы воскресного театра» - пример возможности современной нравственной драматургии. Поэма «Правый мир» славит подвиг деда писателя, кубанского казака, офицера-кавалериста, прошедшего всю Отечественную войну.

Произведения Василия Дворцова отмечены многими всероссийскими и международными литературными премиями, в том числе – святого благоверного великого князя Александра Невского. Романы и повести его неоднократно переиздавались, стихи вошли в антологии «Русская поэзия. XXI век» и «Молитвы русских поэтов. ХХ-XXI». По мотивам поэмы «Ермак» написана одноименная опера.

Историк и писатель Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года.

Родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. В 1986 году окончил школу № 39 города Москвы. В 1987-1989 годах служил рядовым войск ПВО Группы советских войск в Германии.

В1986-1993годах - студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ.

Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ. С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук. С 1995 года - кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. С 2011 года - доктор исторических наук. Защитил диссертацию «Социальный состав высшего командования вооруженных сил России в 1530-1570-е гг.». В 2014 году утвержден в звании профессора.


Проживает в городе Москве. С 2000 года состоит в браке. В 2001 году принял Святое Таинство Крещения. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. По словам Дмитрия Володихина, «Патриотизм - главное прибежище порядочных людей». Является одним из современных теоретиков цивилизационного подхода в российской исторической науке.

В 1995-2001 гг. вел ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования. В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI вв.», написанную совместно с Д. Н. Александровым.

В 1993-2007 гг.- редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+». Руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». Работал редактором в издательстве «Планета». В 2007-2008 гг. - редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура». Основатель и главный редактор (1997-2001) журнала «Русское средневековье». С 2008 по 2012 гг. - заместитель главного редактора в историко-культурном журнале «Свой» Никиты Михалкова.

В 2013 году награжден российской академической премией имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за монографию «Пожарский».

Д.М. Володихин создал научно-художественные «портреты» святителя Филиппа, митрополита Московского, святителя Гермогена, патриарха Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, вождей земского освободительного движения 1612 года князя Дмитрия Михайловича Пожарского и князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, царя Федора Ивановича, полководца князя Ивана Петровича Шуйского и других крупных личностей Московской Руси.

С литературной точки зрения эти очерки написаны качественно, а с точки зрения нравственности дают нашим современникам добрый пример служения Богу и отечеству. Во всех этих очерках ярко выражена позиция автора православного человека и патриота. Через образы великих исторических личностей, живших по Евангельским Заповедям, автор стремится укрепить христианский этический идеал в умах наших современников.

О творчестве Ирины Богдановой

Ирина Богданова – номинант на Патриаршую литературную премию 2017 года.

Родилась 5 октября 1957 года в семье офицера Советской Армии и учительницы русского языка и литературы - внучки новомученика. После школы закончила Ленинградское Высшее Педагогическое училище № 4 (дневное отделение, 1976 год) и работала воспитателем в детском саду. Именно работа воспитателем и подтолкнула Ирину Анатольевну к литературной деятельности. Не найдя ни одной книги, доступно рассказывающей детям о русском народном творчестве, она решила написать ее сама. На сегодняшний день писательница уже создала несколько замечательных книг, которые помогают детям знакомиться с исконно русской культурой.

Затем, по семейным обстоятельствам, перешла на работу в ГУПТЭК оператором газовой котельной, но затем снова вернулась в детский сад, откуда ушла на пенсию.


Книги Ирины Богдановой популярны: их охотно читают и дети, и взрослые. Размышляя о жизни, автор рассказывает о любви и доброте, смелости и благородстве. Некоторые из произведений автора издавались не один раз: маленькие читатели любят волшебные приключения. Таких приключений немало на страницах книг, в числе которых «Большая русская сказка о том, как Оля и Коля тридесятое царство спасали», «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки», «Сказка о веселых чудесах и их маленькой хозяйке», «Истории из Котофейска». По сей день она продолжает сочинять свои удивительно добрые и волшебные произведения для маленьких читателей. Однако в ее творческом арсенале есть не только сказки, но и публицистика, и романы: «Жизнь как на ладони», «Три Анны», «Мечта длиною в лето» и другие. Два из них, «Мера бытия» и «Дом, где тебя ждут», были отмечены на конкурсе «Просвещение через книгу». Одна из книг автора - «Сказочная Азбука» - вошла в федеральную целевую программу «Культура России».

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриаршая литературная премия». Кем и как она была учреждена?

С инициативой об учреждении такой премии в 2009 году выступил Святейший Патриарх Кирилл, на встрече в Издательском совете он сказал: «Надо найти формы поощрения современных авторов, которые пишут на нравственные темы и на темы, приводящие людей к Богу, пропагандируют в жизни нашего общества добро, любовь, согласие, мир». Мы совещались, потом взяли благословение у Святейшего Патриарха, чтобы разработать программу вручения Патриаршей премии. В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил эту премию, и в этом году мы будем ее вручать уже шестой раз.

- Какова основная задача этой премии? Какие цели преследуются кроме поощрения?

Основная цель - поощрить писателей не только материально (премия имеет и материальную составляющую), но и поддержать их в творческом труде. Сейчас у нас в стране господствует рыночная система - не только в бытовом отношении, но и в мире творчества. В основном продаются книги, которые приносят прибыль, а в них засилье разврата, распущенности, насилия. Книги о добре, нашей культуре, о духовных ценностях нашего народа издаются меньшими тиражами, а писатели, создающие эти произведения, не пользуются таким спросом. Наша задача от лица верующих людей поблагодарить авторов, которые пишут на добрые темы.

Без художественной литературы невозможно жить современному человеку. В старину, в XIV - XVII века, не было художественной литературы, люди читали жития святых, Псалтирь, «Лествицу», рассказы о подвижниках, былины. И только со времени Петра I появляется художественная литература. Сейчас она играет большую роль в жизни человека и общества. Без книги нельзя представить культурного и развитого человека, поэтому поддержать тех творцов пера, которые пишут на добрые темы, призвана Патриаршая литературная премия.

- В основных положениях о премии сказано, что ее материальная часть выделяется из церковного бюджета.

Верно, нет специальных проектов или спонсоров, поддерживающих эту премию. Церковь живет на добровольные пожертвования, это вклад многих людей. Премия поощряет тех, кто способствует духовному становлению нашего общества. Художественное произведение имеет большое влияние на сознание людей. Вспомним недавнее советское прошлое: очень многие из интеллигенции пришли к вере, читая Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Не только в XIX, но и в XX веке многие писатели связывали свое творчество с Церковью. Они не писали в советское время о Боге и Церкви напрямую, но говорили о добре и евангельских истинах. Люди через это развивали любовь к своей культуре, приходили к Церкви.

- Как определяются лауреаты Патриаршей премии?

Есть определенный порядок подачи документов. Рекомендовать на премию могут главы Поместных Православных Церквей, епархий, самоуправляемых Церквей, входящих в состав Русской Православной Церкви, литературные сообщества, журналы, главы регионов. По их инициативе формируется список, и затем Палата попечителей выбирает Совет экспертов, который каждый год обновляется. Они обрабатывают поданные заявки, знакомятся с произведениями. Большинство кандидатов - известные писатели, но встречаются и новые имена, не очень известные в Москве.

Совет экспертов прорабатывает весь список кандидатов в номинанты. В этом году было пятьдесят четыре заявки. Совет экспертов рекомендовал восемь писателей, которые внесены в шорт-лист (короткий список). Это делает Палата попечителей, которую возглавляет Патриарх. Проходит несколько заседаний: на первом заседании просматривается общий список, утверждается Совет экспертов, на втором заседании - шорт-лист, третье заседание состоится в Зале Церковных Соборов, где будет происходить выбор и вручение знаков лауреатам Патриаршей премии. Голосование происходит открыто, без кабинок, каждый получает бюллетень, отмечает свой выбор. Тут же сидит счетная комиссия, которая вносит результат в протокол, передающийся Патриарху. Он оглашает имена лауреатов.

- В этом году есть фавориты?

Очень трудно сказать, кто станет лауреатом, потому что люди все интересные.

- Можно назвать имена экспертов?

Экспертное жюри возглавляет в этом году Юрий Михайлович Лощиц, поэт, прозаик, публицист. В жюри входят: игумен Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии; протоиерей Николай Агафонов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; Алексей Николаевич Варламов, писатель, член Союза писателей России, Дмитрий Михайлович Володихин, российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук; Мария Александровна Городова, православная писательница, корреспондент, обозреватель «Российской газеты»; Виктор Мирославович Гуминский, доктор филологических наук; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук; Олеся Александровна Николаева, поэтесса, писательница, лауреат Патриаршей премии; Александр Юрьевич Сегень, известный писатель, лауреат Патриаршей премии.

- Среди номинантов есть священники, например Андрей Ткачев. Кто-то еще есть из священнослужителей?

В этом году в списке номинантов два священника: отец Андрей Ткачев, писатель, проповедник, миссионер и отец Николай Блохин. Интересная личность, в Церковь пришел в возрасте; по благословению митрополита Питирима и отца Иоанна Крестьянкина занимался изданием православной литературы и ее распространением. За это он был осужден на четыре с лишним года. Он сам говорит, что если бы его не осудили, то он не стал бы писателем. Находясь в заключении, он начал писать. Цель всех художественных произведений отца Николая - привести человека к Богу, показать, что жизнь не случайна, указать на ответственность человека за свое спасение.

У меня в руках журнал «Православное книжное обозрение», который сегодня вышел. Здесь есть замечательный рассказ отца Николая «Прихожанка». Он описывает обычную жизненную историю, на Руси таких много. Священник прибыл в храм, на первой службе только два человека - две женщины. Священник стал с ними беседовать, попросил, чтобы они на следующую службу пришли со своими мужьями. Одна говорит, что у нее мужа нет, а другая - что у нее лучший муж. В результате выяснилось, что священник из того же поселка, где живет эта женщина. Он вспомнил ее и ее мужа. Оказывается, что он выпивал, нередко бил свою супругу, но эта женщина готова терпеть и считает, что должна его спасти. «Это мой крест, я должна его донести»,- говорит она. Милиционер предлагает посадить его в тюрьму, соседи советуют развестись, бросить его, но она боится, что он погибнет. Женщина считает, что он дан ей по грехам и она должна пронести свой крест. Какая актуальная тема! Ведь мы-то ропщем, когда носим тяготы ближнего человека…

Среди других номинантов - монахиня Евфимия (Пащенко), известная писательница, медик. Пишет интересные эссе, заметки. Я вспоминаю очень интересное произведение о Божьем мире. В парке замечательно пела птичка. Сидел человек и думал: «Какое Божье творение! Для чего она поет? Наверное, услаждает меня». Другой человек рассуждал: «Что это за птаха? Воробей? Точно не соловей. Он лучше поет!» Третий человек услышал пение и подумал: «Что за ворону занесло к нам? Непонятное пение!» Автор размышляет над тем, кто прав и как люди по-разному оценивают окружающий мир. Мир создан Богом для человека. Матушка Евфимия пишет о том, как мы должны воспринимать окружающий мир.

Если задуматься, то можно увидеть, что все в мире сосредоточено на человеке. Солнце светит, реки, вода - все для человека. Прекрасно сказал преподобный Макарий Египетский в IV веке: «Солнце, звезды, луна, лес, реки, моря, весь животный мир, земля созданы для того, чтобы жил человек. А человек создан для того, чтобы в нем жил Бог». Матушка Евфимия хочет донести это до своего читателя. Люди Церкви пишут на такие важные для современного человека темы, потому что большинство людей не знают Библии, а через такие произведения они познают, Кто Творец, откуда все происходит.

Еще хочу назвать имена Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова. У Алексея Карпова большая серия исторических книг, он издавал «Жизнь замечательных людей». Это и Борис Тарасов, замечательный человек, который много сделал для развития литературы, преподаватель Литературного института, был его ректором; Валерий Сергеев, который писал о раннем русском средневековье, он автор книги о жизни преподобного Андрея Рублева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это интересные люди, которые доносят до современного россиянина понятия о Боге, добре, показывают традиции, исторический путь нашего народа, Православной Церкви.

- Светские писатели - номинанты на Патриаршую премию - верующие люди?

Они все православные.

В положении сказано, что премия учреждена для писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества. Но нравственность есть не только в православной вере…

Пока у нас не было неправославных писателей, хотя такое возможно. Если автор не хочет соединять себя с Церковью, верой, возникает вопрос: не зная и не понимая Евангелия, можно ли понять русскую культуру? Можно ли внести положительный вклад в ее развитие? Особенность в том, что русская культура по природе православная, она зародилась с принятием христианства. Князь Владимир принес на нашу землю веру, язык и культуру. В этом году мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Афоне, оказавшего глубокое влияние на духовное состояние России, духовное развитие нашей страны, монастырей, которые были центрами просвещения и культуры на протяжении многих веков. Нашу культуру отделить от православия очень сложно.

- А как же советские писатели? Вы сказали, что они писали о нравственности.

Совершенно верно. Они в душе были верующими людьми, они выросли в православных семьях, в православной культуре, их родители были православными, они все были крещеными. Но они не могли писать о Боге. Сейчас мы многое узнаем. Маршал К. Жуков - советский полководец, а у него была икона Казанской Божией Матери. В душе он был верующим, но не мог это декларировать. Возьмите М. Шолохова: можно увидеть много православных элементов в его творчестве. Фонд единства православных народов издал серию книг «А.С. Пушкин и православие», «Ф.М. Достоевский и православие», в том числе «С. Есенин и православие», «М. Шолохов и православие». Михаил Шолохов описывает православные традиции, более того - христианские заповеди, хотя он не мог открыто писать о Боге.

- Книги православных писателей выпускает Издательский совет Русской Православной Церкви?

Издательский совет не занимается издательской деятельностью, мы только ее регулируем. Выпускаются они в издательствах, в том числе в издательствах Московской Патриархии, Сретенского монастыря, «Никея». Наша задача - присваивать гриф. Это не цензура. Мы предоставляем право этому издательству распространять книги через церковную сеть. Наша обязанность - защитить прихожанина от плохой литературы. Если нет грифа, надо подумать, стоит ли эту книгу читать. Гриф присваивается не только богословским и катехизическим книгам, историческим, духовным, но и художественным. Через нас проходит очень много книг, которые я бы посоветовал прочитать.

Недавно прочитал у отца Николая Агафонова, как молодой человек шел к вере. Он служил в армии, и у него не было никаких духовных книг, а была только антирелигиозная литература, из которой он и узнавал о Боге, отбрасывая шелуху пропаганды. Вопрос телезрителя: «Мне 85 лет, я ничего не слышу, молюсь Господу двести раз и Божьей Матери столько же. Правильно ли я делаю?»

Молиться - это правильно, но я советую сходить в церковь; если не можете дойти, попросите, чтобы пришел священник, который может соборовать Вас и причастить Святых Христовых Таин, объяснить, как молиться. Если можете читать, даст молитвослов и Евангелие. Обязательно свяжитесь со священником.

- Где можно купить произведения номинантов Патриаршей премии? Только в церковной лавке?

Нет, что-то издано и продается в церковной сети. Но по большей части - в светских магазинах. Мы всегда способствуем изданию произведений лауреатов Патриаршей литературной премии. У нас есть книги отца Николая Агафонова, Виктора Николаева, Олеси Николаевой. Мы не можем навязывать издательству выпуск тех или иных книг, мы рекомендуем. Все зависит от произведения. Издательства работают на коммерческой основе, даже церковные. Если невыгодно, они не могут издавать. Мы рекомендуем тех авторов, которые достойны Патриаршей литературной премии, или те книги, которые получили премии конкурса «Просвещение через книгу». Кроме Патриаршей премии, мы поддерживаем писателей и издателей в этом конкурсе. Там двенадцать номинаций, в том числе «Художественная литература», «Историческая литература», «Детская литература». Эти книги тоже присутствуют в церковной сети.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Бываю в Калужской области, там, особенно в деревнях, очень много старообрядцев, у них есть домовые храмы, но я туда не хожу. Будут ли возводиться православные часовни?»

Да, там скоро будет восстанавливаться большой храм. Сейчас в Кирове есть своя епархия - Песочня (это старое название города). Я передам епископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану Вашу просьбу. Проект сделать в каждом селе хотя бы маленькую часовню есть.

- Иногда заходишь в книжный магазин - разнообразие литературы. А того, что нужно, не видишь.

В светских магазинах практически невозможно найти православную литературу. Мы в Москве переговорили с представителями ряда магазинов, чтобы они отделили православную литературу от другой. Раньше была секция религиозной литературы, там были православные авторы и какие-то сомнительные философские, оккультные учения. Ряд книжных сетей выделил для православной литературы отдел, но есть проблема: на видное место ставится то, что быстро покупают. Естественно, у людей сложился стереотип, что купить православную литературу можно только в храме. А в светских магазинах покупают техническую или развлекательную литературу. Никто не идет за Библией в книжный магазин на Арбате, поэтому там не уделяют ей такое внимание.

Мы предлагаем Патриарху сделать сеть православных книжных магазинов шире. Не только в Москве, но и в крупных городах регионов должны быть крупные православные книжные магазины. Там могут продаваться и православные сувениры, потому что открыть магазин - это достаточно накладно. Можно распространять и электронные книги, и видеофильмы. Мы стараемся реализовать этот проект.

- В некоторых церковных магазинах можно встретить и классическую литературу.

Да, это и «золотой», и «серебряный» века русской литературы, и современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. Здесь другой вопрос: не все храмы, города и приходы одинаково снабжаются литературой. Это зависит от прихода и епархии. Издательский совет здесь сделать ничего не может. По благословению Патриарха мы подготовили список литературы, которая должна присутствовать в каждом московском храме, это около двухсот-четырехсот наименований, в том числе художественная литература. Я думаю, это будет способствовать развитию книжного дела. Люди будут знать, что в храме, помимо нескольких молитвословов и акафистов, будет хороший набор книг, которые можно купить для себя или подарить. Это хороший подарок. Если мы дарим книгу молодому человеку, он обязательно ее прочитает. Через чтение узнает о Боге и истине.

- Сейчас книга - редкий подарок. Удобнее скачать книгу и на мониторе устройства прочитать.

Да, но совершенно разное восприятие книги - электронной и печатной. Берешь маленький журнал и совершенно по-иному воспринимаешь текст, каждое слово, глубже понимаешь тему, становишься участником описанных событий. Электроника - это совсем другое восприятие.

Одна из побед Советского государства - победа над безграмотностью. Советский Союз был одной из самых читающих стран. Сейчас картина удручающая. Россия все ниже в этом рейтинге. Чтение становится менее популярным. Проблема кроется в наших школах, как заметил Патриарх Кирилл на заседании попечителей Патриаршей литературной премии. Он отметил, что в школе перестают понимать литературу, читать. Заметил, что преподавание литературы там сходит на нет. Как Вы стремитесь решить эту проблему в рамках работы Издательского совета?

Почему Россия потеряла первенство в списке самых читающих стран? Развитие электронных книг, появление сети Интернет привлекло к себе часть читающих людей. Но это не главная причина. Читающие люди в советское время - в основном люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и школьники.

Сейчас мы переживаем демографический кризис. С начала 90-х годов в России стало вдвое меньше рождаться детей, чем в советское время. Мы потеряли людей читающего возраста, страна постарела, это тоже сказывается. Развитие технологий повлияло и на чтение.

Но это кризис не только школы, но и семьи. Сейчас в семье мало читают. Обычная ситуация в московской семье: пришли все домой и каждый расходится к своему «гаджету». Кто к телевизору, кто к планшету, кто к телефону - родители в первую очередь. Дети не видят читающих родителей, не видят книги в руках - только телевизор, Интернет. Ребенок, пока маленький, полистает книгу, а потом требует телефон, смартфон, планшет и т.д. Родители дарят ему это. Они откупаются от ребенка. Любящий родитель после ужина соберет детей, возьмет книгу, почитает Евангелие, житие святого, сказку, побеседует. Подрастает ребенок - возьмет «Капитанскую дочку», еще раз прочитает и поговорит. Сходят на службу всей семьей, не будет наказанием для ребенка сходить в церковь, пока папа смотрит телевизор.

Я сегодня вижу, что дети не знают, в честь какого святого они названы. Почему бы не рассказать ребенку о его покровителях? День ангела бабушки или дедушки - давай прочитаем о святых покровителях. Дети не видят примера! Пытаясь в течение двадцати пяти лет реформировать школьную систему, мы потеряли главное - русскую литературу. Мне показали учебник лет пять-шесть назад: на изучение А.С. Пушкина отведено полторы страницы! На тринадцати страницах - современная проза, произведение автора, бывшей наркоманки, со всем соответствующим жаргоном и соответствующими описаниями. Для чего это? Это не знакомство с жизнью. Школа призвана научить: надо читать А.С. Пушкина, классику XIX - XX веков, современных авторов. Возьмите произведения Николая Агафонова, прочитайте! Этого примера дети дома не видят. И школа не дает. Надо увеличивать часы на изучение литературы. Это основа.

Литература XIX - XX веков - образец русского слова. Мы должны научить любить великое русское слово. Везде ценят наших писателей, знают их, а наша молодежь практически не знакомится с творчеством Ф.М. Достоевского, зато популярны в ее среде западные писатели. Это ошибка в реформировании школьной системы. Президент России поручил создать Комитет по словесности, а Патриарх Кирилл его возглавил. Школа должна увеличить объем изучения литературы и истории.

- Хотелось бы услышать наставление от Вас, что посоветуете прочитать?

Желаю помощи Божией. Завтра мы отметим писателей, которые потрудились на благо и развитие нашей отечественной культуры, поэтому желаю больше читать. Запомните: главная книга нашей жизни - Евангелие. Мы должны научиться читать Евангелие ежедневно, это слово Божие, его читали великие классики. В Калуге мы провели акцию «Евангелие - книга жизни. Читаем вместе в дни Великого поста». Обратимся к этой вечной книге. Мой учитель называл Евангелие «кислородом вечности». Давайте будем им дышать, чтобы обрести жизнь вечную.

Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ярослава Трунцева

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.



Похожие статьи
 
Категории