Камиль писсарро цитаты. Камиль Писсарро: Человек должен быть уверен в успехе

20.03.2019

Один из первых импрессионистов, который внес огромный вклад в мировую культуру - Камиль Писсарро. Картины этого художника можно узнать по мелким грубым мазкам масла, точным деталям и солнечной атмосфере. О нем сегодня и пойдет речь.

Камиль Писсарро: картины, биография

Этот человек родился в семье торговца, и у него было мало шансов стать живописцем. Писсарро даже собирался унаследовать дело отца, пока не встретил Фрица Мельби, своего первого учителя. Уже к тому времени у юного живописца были навыки в рисовании, так как он занимался этим в свободное от работы время. Наибольшую известность принесли художнику по имени Камиль Писсарро картины с названиями:

  • "Бульвар Монмартр в Париже";
  • "Дорога в Роканкуре";
  • "Площадь французского театра в Париже";
  • "Красные крыши";
  • "Баржи в Ла Рош Гийон";
  • "Берег реки Уазы в Понтуазе";
  • "Женщина, сжигающая сучья".

Бульвар Монмартр в Париже

Эта картина - очень свежая и яркая. На ней изображена дорога, чистое небо, пригород и несколько деревьев.

Теплая цветовая гамма подобрана очень верно, в картине нет ярких контрастов.

Синеватые, охристые, зеленоватые пятна на холсте очень гармонично смотрятся вместе. Можно сказать, что все цвета картины - пастельные. Благодаря этому создается ощущение уюта.

Многие люди привыкли, что небо голубого цвета. Однако, присмотревшись внимательнее, можно увидеть множество оттенков, как это сделал Камиль Писсарро. Картины этого импрессиониста полны рефлексов и разнообразных цветовых сочетаний. неба - ярко-бирюзовый. Чисто-белый встречается только в самых светлых частях облаков. Гораздо чаще в тучках встречаются зеленоватые и охристые оттенки, будто небо впитало цвет травы и песка на дороге. Эти оттенки художник добавил для того, чтобы объединить небо и землю. Если бы небо было только голубым, без оттенков - оно смотрелось бы отдельно, и единство композиции потерялось бы.

Передний план картины

Слева мы видим небольшую деревню, крыши её маленьких домов. Возле них - небольшая лужайка сочного В самом ближнем доме можно различить такие же зелёные ставни. Оттенок обожженного кирпича прекрасно сочетается с желтыми, охристыми, серыми и Эти дома - одновременно разные по форме, но очень близкие по цветовой гамме. Впереди - человек рядом с повозкой, в которую Мы можем понять это всего по нескольким мазкам, свету и тени. На земле собрались в кучу голуби, которые ищут, чем поживиться.

Справа от дороги перед зрителем предстает лесопосадка: несколько высоких деревьев и длинный куст. Недалеко от них стоит женщина, которая, по всей видимости, стрижет или поливает растения.

Площадь французского театра в Париже

Эта картина Писсарро - одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе - интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу "Площадь французского театра", зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.

На заднем плане - части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.

Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, - один из самых интересных художников в истории.

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года. По поводу его дня рождения мы не будем писать скучную биографию, вместо этого расскажем 6 интересных фактов из жизни художника, чтобы составить о нём яркое, красочное и лёгкое впечатление.

На фото: Камиль Писсарро. Собиратели яблок. 1888

Факт #1

Именно Камиль Писсарро оказал самое сильное влияние на течение европейского импрессионизма (от французького «впечатление»), являясь фактические его предтечей и повлияв на младших импрессионистов - Дега, Моне, Гогена, Сезанна. Последник, кстати, был не только другом, но учеником Писсарро , называя его «добрым богом». Уникальность собственной методики Писсарро в цветном, физическом, ощутимом изображении света и невидимого пространства с помощью плотных, но лёгких мазков чистого цвета, которые смешиваются в глазах смотрящего, создавая вибрацию и глубину. Палитра пейзажей Писсарро - очень светлая, в ней практически отсутствуют выраженные тени. Вскоре этот приём позаимствовали и другие импрессионисты.

«Я никогда не сомневался, что было основой пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха». Камиль Пассарро

Камиль Писсарро . Крестьянин в переулке. 1876

Камиль Писсарро . Пейзаж с копающим мужчиной. 1877

Факт #2

В 1870 году Камиль Писсарро женился на Жюли Веллей - горничной своих родителей, с которой состоял в отношениях ещё со времён обучения в Академии. В их браке родилось 8 детей, некоторые из которых стали художниками. Жюли занималась выращиванием и продажей овощей, чем обеспечивала их большую семью. Порой, когда финансовое состояние семьи было крайне плачевным, художник участвовал в коммерческой деятельности своего отца.

Камиль Писсарро . Крестьянки сидящие на коленях. 1893

Камиль Писсарро . Урожай сена. 1877

Факт #3

Во время Франко-Прусской войны в 1870-1871 года Писсарро вынужден переехать в Лондон. По возвращению его ждёт неприятная новость: немецкие солдаты, квартировавшиеся в его доме, уничтожили около 1500 работ, написанных им за последние 20 лет. Немецкого сапога избежали только 42 работы.

Камиль Писсарро . Пейзаж возле Понтуаз. 1881

Камиль Писсарро . Улица в Понтуаз. 1879

Факт #4

Камилю Писсарро было уже 44 года, когда в Париже на Бульваре капуцинок состоялась первая выставка авангардных художников (среди них Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Поль Сезанн и другие), метко названных импрессионистами. Таких выставок было восемь, и только Камиль Писсарро был несменным участником всех восьми, вопреки антисемитизму (а Писсарро был евреем) и нищете.

Камиль Писсарро . Жницы отдыхают. 1891

Камиль Писсарро . Яичный рынок. 1894

Факт #5

Бульвары Парижа стали излюбленным сюжетом Камиля Писсарро , портреты кипящего, изменчивого города составили существенную часть его художественного наследия. Необычный ракурс их написания объясняется тем, что рисовал их мастер из окон гостиниц. Один из шедевров этой серии - «Бульвар Монмартр после полудня» (1897) хранится в Эрмитаже.

Камиль Писсарро . Бульвар Монмартр после полудня. Солнечно. 1897

Камиль Писсарро . Бульвар Монмартр. Туманное утро. 1897

Факт #6

Общественный раскол по поводу резонансного Дела Дрейфуса коснулся и компании импрессионистов. Дега и Ренуар откровенно поддерживали антисемитов, а Камиль Писсарро совместно с Клодом Моне и Эмилем Золя придерживался левых взглядов, сочувствуя невинно осуждённому и приговорённому к пожизненной ссылке якобы за шпионаж в пользу Германской империи французскому офицеру еврейского происхождения. Из-за этих противоречий Дега даже отказывался подавать руку еврею Писсарро .

Камиль Писсарро . Завтрак. Молодая крестьянка пьёт кофе. 1881

Камиль Писсарро умер в 1903 году, и похоронен на «звёздном» кладбище Пер-Лашез в Париже.

Камиль Писсарро, о бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека ("Почтовая повозка в Лувесьене", 1870). Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм ("Вспаханная земля", 1874). Был близок к леворадикальному политическому движению.

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. П олучил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника. По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов. А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.



В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве. Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.

Эрмитаж в Пуазане. 1868

В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.

Сбор яблок

Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.

Летом 1871 Камиль поселился в Понтоазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезан часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы. В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма. На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году Писсарро дал пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Овсни", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Картина "Июньское утро", изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями.

Каштаны в Овсни. 1873

Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877).

Весна в Понтуазе. 1877

Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872; "В спаханная земля", 1874). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877).

Красные крыши. 1877

В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню".

В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.

Бульвар Монмартр ночью. 1898

Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.



Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро - это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.

Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.

Оперный проезд в Париже. 1899

В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.

Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

impressionisme.narod.ru ›…kamille_pissaro.htm

Лувр. Утро. 1903

Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.

Жизнь - это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.

Камиль Писсарро

Культура

Ценю его строгий и серьёзный стиль, особое уважение к правде и точности в искусстве, сильную, несокрушимую волю... Писсарро – тот художник, который мне нравится.
Эмиль Золя

Первые знаки авангардизма, особой новизны, бунтарства даже, проявились в живописи художников, стремившихся запечатлеть на своих полотнах реальный мир как можно более естественно и непринуждённо, передать его изменчивость, «схватить» самое первое впечатление, impression – отсюда и импрессионизм, после долгих лет борьбы и поношения победно вошедший в искусство. Звёздные имена семи французских художников, подаривших нам импрессионизм, - Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Берта Моризо.
Сейчас в нью-йоркском Еврейском музее, том, что расположился в Манхэттене на Пятой авеню, открылась обширная выставка замечательных пейзажей и жанровых картин Писсарро. Примечательно, что все 50 дивных полотен – из Нью-Йорка и окрестных музеев и домов коллекционеров.
Американцы одними из первых начали собирать работы импрессионистов, особое внимание уделяя Писсарро. Потому штат Нью-Йорк так богат живописью патриарха импрессионизма, а в маленькой Олане даже есть превосходный музей ранних работ Писсарро. Он ведь как художник действительно состоялся очень рано, а его судьба, его творчество, путь созидания импрессионизма и его жизненный путь нерасторжимы.
Лидер импрессионизма был сыном коммерсанта, французского еврея из Бордо, обосновавшегося на принадлежавшем тогда Дании острове Св. Фомы (нам привычнее говорить Сен-Томас) в Карибском бассейне, и жены его Рахили из рода Манцано-Поми, португальских евреев, живших здесь уже много десятилетий. Тут и родился Камиль в1830 году (на Сен-Томасе есть замечательный музей - не забудьте посетить его, если судьба занесёт вас на Карибы).
Уже в двенадцать лет мальчик покинул родительский дом, чтобы учиться в Париже. Там и проявился острый интерес к искусству, не оставивший его, когда пять лет спустя он вернулся домой. Начал делать наброски, а потом переносить на холст всё, что будило его воображение: экзотические пейзажи острова, его жителей, море и корабли. Отец и слышать не хотел о художественном образовании сына. И юноша попросту сбежал в Каракас, где в 23 года только начал учиться канонам живописи. Талант и воля победили. И Камиль снова очутился во Франции.
Глубочайшее постижение природы, полное с ней слияние и стали основой его творчества на протяжении всей жизни. Но если его учитель Камиль Коро в своих картинах подчёркивал вечный и возвышенный характер природы, то Писсарро одновременно старался остановить мгновение, приблизить его, дать зрителю радость ощутить себя частицей окружающего мира, в чём мы убеждаемся, зачарованно вглядываясь в безмерную глубь полотен того раздела выставки, который правомерно назвали «Природа и чувства». Как хороши, как поэтичны «Сельская дорога», морской залив и одинокий парус, фруктовый сад зимой – сама печаль, удивительный по настроению зимний пейзаж: заснеженное село и всадник, осторожно пробирающийся по скользкой дороге. Природа, чувства и правда – это и была концепция его творчества.
В ту пору в Париже художник встретил Жюли Вэллей, бывшую когда-то прислугой его матери. Былая юношеская любовь вспыхнула с новой силой – теперь уже на всю жизнь, как страсть к живописи, потому что Писсарро ничего не умел делать наполовину. Жюли стала его возлюбленной, а после рождения второго ребёнка – женой. Преданнейшей. Всего в семье родилось восемь детей.
Писсарро сдружился с молодыми художниками Сезанном, Ренуаром, Сислеем, особенно с Моне, для которого был не просто товарищем, а старшим братом, даже отцом. Все они были единомышленниками, жаждавшими обновления творческого арсенала, иного подхода к живописи. Внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, неожиданные ракурсы. Именно Писсарро вместе с Моне и Сислеем заложил основы импрессионистического пейзажа, выработал последовательную систему пленэра. Работая на открытом воздухе, художники создавали ощущение сверкающих солнечных лучей, растворения объёмных форм в трепетных вибрациях света и воздуха. Как, например, в красноватой тональности пейзаж Писсарро «Закат. Кирпичный завод».
Камиль работал как одержимый. Его гнездом стал Лувьен, где он поселился рядом с Моне и Ренуаром. Там рождались новые, доселе ещё не виданные творения. Добрый десяток из них – на выставке.
На время Франко-Прусской войны Писсарро и Моне с семьями покинули Францию, поселившись в Англии, неброские пейзажи которой давно манили Камиля. Его ландшафты лондонских предместий прекрасны. Некоторые из них сейчас в Еврейском музее, в том числе и знаменитый «Собор Св. Анны». Когда в 1871 году семья вернулась, обнаружилось, что дом загажен немецкой солдатнёй, а многие из картин безнадёжно испорчены.
Спасаясь от парижской дороговизны, многие художники селились неподалеку от столицы. Подыскал себе дом и Писсарро – рядом с Сезанном, с которым сдружился ещё крепче, - в Понтуазе, куда съезжались художники и где они работали.
Понтуаз стал своего рода Меккой импрессионизма. Мы тоже можем побывать там, посетив выставку.
Окружающая природа подсказывала Писсарро темы его работ. «Мне нужно лишь место, где живёт красота», - говорил он. Работал на пленэре даже зимой, грея озябшие пальцы над костром. Удивительна передача мастером света и воздуха, тончайшая нюансировка цвета, придающая произведениям Писсарро неповторимую прелесть. «Он списал у природы изощрённейшие её эффекты», - писала одна из парижских газет.
Много, правдиво и выразительно писал художник людей труда, писал необычайно эмоционально: крестьянки, убирающие сено; фермерша с ведром на крестьянском дворе в лесу, ещё одна усталая молодая женщина, торгующая на рынке зеленью... Изумительные гравюры – лёгкость линий, полётность: «Эффект дождя», «Докеры», «Порт в Руане». Всегда и везде - глубокий социальный смысл.
Работал Писсаро исступлённо, однако обременённый большой семьёй, постоянно испытывал нужду, на что жаловался в горестных письмах старшему сыну Люсьену, ставшему впоследствии неплохим художником-импрессионистом, чья известность утонула в море славы его великого отца. Впечатляющая эта переписка, ставшая ценным документом, длилась 20 лет - до смерти старшего Писсарро. В некоторых письмах Камиль выражал неудовлетворённость своими работами. Он жаждал постоянного обновления стиля и живописной техники а потому увлёкся неоимпрессионизмом, отдав ему несколько лет творчества. Успеха это, увы, не принесло, что странно невероятно. «Сев в Эраньи», «Закат», а уж особенно «Большое ореховое дерево в лучах солнца» (все они на выставке) – просто шедевры. Писсарро вернулся к прежней манере живописи.
Совершенно измученная вечной нищетой жена художника решилась продавать свои и двух младших детей поделки. Вот уж поистине смешные ситуации предлагает порой жизнь: эти примитивные картинки, эдакий французский лубок, раскупались куда быстрее, чем творения великого Писсарро, которые стоят сейчас десятки миллионов долларов!
Камиль по-прежнему пользуется уважением зачинателей импрессионизма, по-прежнему они друзья, которые помнят поддержку и душевное тепло папаши Писсарро, как звали они его. Но прежнего единства нет. Начав вместе, дальше каждый шёл своим, отличным от других путём. Писсарро, единственный из них, был представлен на всех девяти салонах- выставках импрессионистов – от первой гремуче-скандальной, оплёванной в1874 году, до триумфальных. Поразителен вот какой факт: когда в девяностых позапрошлого века разбушевалась гнусная кампания по обвинению Дрейфуса в шпионаже, вся Франция разделилась на два лагеря. Писсарро, Моне, Сислей, Моризо, американская художница Мари Кассат вместе с Эмилем Золя яростно защищали оболганного офицера, а Сезанн, Ренуар и Дега были на стороне правительства. Страшно не это, а то, что многолетние товарищи позволяли себе антисемитские высказывания в адрес Писсарро, что его потрясло и больно ранило.
В 1892 году была организована большая выставка картин Писсарро. Это был первый опыт экспозиции картин из частных коллекций. На вернисаже собрался «весь Париж». Аншлаг! Выставка прошла с триумфом. Она наконец-то улучшила материальное положение семьи художника и положила начало финансовой стабильности. Но испытания, увы, не кончились. Старого художника настигла беда – тяжёлая болезнь глаз, не позволявшая ему работать под открытым небом. Природа была его натурой, сердце звало на пленэр, а он оказался пленником тесных комнат. Но не сдался! Писсарро снял комнату в недорогом отеле, где, сидя у окна, написал 24 знаменитых своих парижских пейзажа. Четыре из них, в том числе известнейшие «Авеню Оперы», «Лувр в полдень» и «Понт-Рояль в облачную погоду», вместе с пятью поздними урбанистическими пейзажами – на сегодняшней выставке. Париж и парижане – днём и ночью, освещённые солнцем, в дождь и в туман. И мы принимаем, как совершенно естественный, взгляд на улицу сверху и сбоку, мы вливаемся в движущуюся непрерывным потоком толпу, мелькающую в просвете между деревьями, любуемся улицами и площадями, фигурами людей, написанными суммарно, как бы ускользающими от взора, и цветовым решением, заставляющим прочувствовать солнечный свет и прозрачные тени. Художник, полуслепой, продолжал работать.
Писсарро редко делал портреты, но в последние годы жизни старый мастер с увлечением писал свою большую дружную семью. Снова и снова – детей, мать, любимую Жюли. В год смерти создал художник знаменитый автопортрет в чёрной шляпе, с седой, какой-то прозрачной бородой. Пристально и доброжелательно смотрит он на нас. В глазах – мудрость и вера в жизнь.
Писсарро неустанно трудился всю жизнь. Более 1600 работ, выполненных маслом, гуашью, темперой и пастелью, в том числе на фарфоре и даже на веерах, и ещё почти две сотни превосходных гравюр говорят о высочайшем уровне почти полувековой творческой работы гениального мастера. Он считал, что «человек должен быть уверен в успехе до конца, даже тогда, когда кажется, что надежды больше нет».
Доехать до Еврейского музея, который находится на углу Пятой авеню и 92-й улицы, удобно поездами метро 4, 5 или 6 до остановки «86 Street». В четверг с 5 до 8 часов вечера вход бесплатный.



Похожие статьи
 
Категории