Картинная галерея им. Догадина (г

23.04.2019

Ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 18.00, четверг - с 13.00 до 21.00, понедельник - выходной. Последний день месяца - санитарный день

Филиал или подчиненная организация:
Дом-музей Б.М. Кустодиева - M1448
Дом-музей Велимира Хлебникова - M1450
Музейно-культурный центр "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - M2357

Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова - M1102
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - M2628
Астраханское областное государственное учреждение "Государственный архив Астраханской области" - R1931
Астраханское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1933

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО "Лукойл"
ООО "Газпром"
Н.А. Богданов, даритель
А.Н. Родионов, частный коллекционер
Н.М. Краевская, даритель, жена художника Ву Зан Тана
А.В. Резников, частный коллекционер

Единиц хранения:
19547, из них 12800 предметов основного фонда

Copyright (c) 1996-2016 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Астраханская картинная галерея началась с энтузиазма частного коллекционера, имя которого она сейчас и носит - Павла Михайловича Догадина, именно он вознамерился еще в 1916 году принести свою коллекцию в дар городу. Сегодня это одна из лучших галерей Поволжья, она размещается в бывшем доме-усадьбе купца И.Н. Плотникова, построенном в 1905-1909-х годах и являющимся памятником архитектуры.

История

Картинная галерея была основана 15 декабря 1918 года Павлом Михайловичем Догадиным, инженером из семьи астраханских купцов. Он коллекционировал предметы искусства конца 19 - начала 20 века и после революции подарил свою коллекцию городу. В коллекцию входило более 130 произведений русской живописи и графики, а также автографы исторических деятелей, писателей, музыкантов и семейная библиотека. Кроме коллекции был передан и собственный дом Павла Михайловича (ныне это дом по адресу: Красная Набережная, 39).

Культпросветотдел Астраханского губернского исполнительного комитета принял произведения искусства и занялся созданием рабочего художественного музея, который и был открыт 15 декабря под названием «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина». В числе организаторов музея, кроме Догадина, были астраханские художники Власов, Котов, Токарев, педагог Перов и другие.

Одновременно с коллекцией Догадина в галерею поступили еще две частные коллекции - австро-венгерского вице-консула в г. Астрахани Отто фон Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников.

С 1918 года галерея размещалась в доме Догадина, но дом уже не мог вмещать растущее собрание, и в 1921 году оно было перемещено в более обширный особняк, бывший дом купца И.Н. Плотникова, где и находится в наше время.

В 1993 году был открыт первый филиал галереи - Дом-музей поэта В. Хлебникова, а в 2002 году второй филиал - Художественно-мемориальный музей живописца Б.М. Кустодиева, где собрана коллекция произведений русского и советского изобразительного искусства.

За годы своего существования музей менял название - с 1922 по 1928 годы - Астраханская картинная галерея, с 1929 по 1948 годы - Астраханская государственная картинная галерея, с 1949 по 1957 годы - Астраханская областная картинная галерея, а в 1958 году постановлением Совета Министров РСФСР ей было присвоено имя Б.М. Кустодиева, который к собранию самого музея не имел отношения. И только в 2008 году было решено вернуть галерее имя П.М. Догадина.

Экспозиция

В галерее можно ознакомиться с коллекцией произведений живописи и графики представителей отечественного искусства с древнерусского периода (иконы 16 века) и до наших дней, а также с произведениями зарубежного искусства. Экспозиции размещаются в 23-х залах купеческого особняка на общей площади в 1200 кв. метров и разделены на три составляющие: русское искусство, современное искусство и зарубежное искусство. Собрание галереи составляет более 19 тысяч единиц хранения.

Отдел русского искусства располагает небольшой, но интересной коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы 16-19 веков (здесь также хранятся створки входных врат Астраханского Успенского собора, являющиеся образцом русского прикладного искусства конца 17 - нач. 18 вв.). В отделе представлены работы замечательных портретистов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, картины А. Венецианова, И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, М. Нестерова, К. Коровина, Б.М. Кустодиева (22 живописных произведения и более 100 графических листов), И. Горюшкина-Сорокопудова, П. Власова и других. В экспозиции представлены и произведения русских скульпторов конца 18 – начала 20 веков: Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского, И. П. Витали, В. И. Демута-Малиновского и других.

Отдел современного искусства (до 1990-х годов отдел советского искусства) сформировался к 1939 году. Он включает в себя произведения искусства, выполненные начиная с 1910-х годов. Собрание разнообразно в жанровом и тематическом отношении и включает два этапа: искусство советского периода и современный период. В собрание входят работы художников «русского авангарда», произведения художников, входивших в творческие объединения начала 20 века «Бубновый валет» и «Голубая роза». Отдельное место в собрании занимают произведения астраханских мастеров.

Существующие экспозиции отдела зарубежного искусства были сформированы в 2009 году, они располагаются в 4 залах двухэтажного корпуса бывшего служебного флигеля усадьбы Плотникова. Здесь представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства начиная с 17 века. Коллекция живописи в основном сложилась к 1980 годам, её первые экспонаты (работы французских художников второй половины 19 века) были подарены основателем картинной галереи Павлом Михайловичем Догадиным. В коллекции имеются произведения европейского искусства немецких, австрийских, итальянских мастеров 17-19 веков, принадлежавшие семье рыбопромышленников Сапожниковых и внештатному представителю австрийской торговой миссии в Астрахани Отто Яковлевичу Виблингеру. Экспозиция западноевропейского декоративно-прикладного искусства включает также изделия 18-19 веков, переданные в 1929 году из Государственного музейного фонда. В отделе также располагается Гравюрный кабинет (открытый в 2009 году). Кабинет посвящен Ивану Акимовичу Репину (1841-1908) - библиофилу, коллекционеру и меценату, подарившему в 1926 году свою библиотеку Астрахани. В составе подаренной коллекции находилось около 10 тысяч гравюр основных западноевропейских школ 16-19 веков. В том числе монументальный опус «Люксембургской галереи», награвированный по живописи П. П. Рубенса (1577-1640), знаменитые «виндзорские» портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543), произведения исполненные в технике цветного пунктира Франческо Бартолоцци (1727-1815), произведения знаменитых итальянских художников и граверов Федерико Бароччи (1535-1612) и Джованни Пиранези (1707-1778), гротесковый лист Петруса ван дер Хейдена (1530-1576) по рисунку П. Брейгеля старшего «Кухня тучных», эстампы ранних немецких литографов и другие работы.

Опубликовано: Октябрь 31, 2007

Астраханская областная картинная галерея имени П. М. Догадина

Астраханская картинная галерея является одним из наиболее ярких в России провинциальных собраний живописи. Как и многие музеи нашей страны, она начиналась с энтузиазма частного коллекционера, желавшего сделать искусство доступным народу.

Астраханская картинная галерея располагается в особняке, некогда принадлежавшем купцу И. И. Плотникову .

Астраханская картинная галерея - ровесница многим музеям в нашей стране. Ее история началась в 1918 году. Тогда она носила более длинное название, чем теперь, - Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Некоторое время директором галереи был сам Догадин, подаривший свое собрание картин родному городу. Именно это собрание (более ста картин и графических листов русских художников) составило экспозиционное ядро галереи.

Одновременно с догадинским собранием в галерею поступили еще две частные коллекции - австрийского консула О. Я. Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников. Нужно сказать, что Сапожниковы, владея огромными капиталами, собрали просто уникальную коллекцию произведений искусства. В частности, владели они «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи. Но у рыбопромышленников не было идеи, что их картины должны остаться в родном городе, поэтому они постепенно вывозили их из Астрахани и время от времени продавали различным музеям и частным лицам. «Мадонну Бенуа» приобрел у них Эрмитаж. К 1918 году в коллекции Сапожниковых остались почти одни только фамильные портреты, большинство из которых представляло скорее историческую, чем художественную ценность.

«Каминный зал» галереи .

Первое время музей располагался в особняке Догадина, на набережной реки Кутум. Но фонды его пополнялись столь стремительно (то и дело к крыльцу подъезжали возы, нагруженные реквизированными у бывших владельцев произведениями искусства), что скоро экспозиции стало тесно в стенах довольно скромного дома Догадина. В 1921 год) галерею перевели в более обширный особняк, до революции принадлежавший купцу И. Н. Плотникову. Здесь она находится и посейчас.
На нынешний день в собрании галереи насчитывается более десяти тысяч единиц хранения. Особенным богатством и своеобразием отличается, конечно же, отдел русского искусства. Экспозиция этого отдела способна познакомить посетителей практически со всеми направлениями, когда-либо существовавшими в русской живописи. Начинается она с небольшой, но весьма интересной коллекции древнерусского искусства (самые ценные экспонаты здесь - иконы XVI века). XVIII столетие представлено в галерее, главным образом, портретами - как неизвестных авторов, так и прославленных Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника Кустодиева, находится в Доме-музее мастера, филиале Астраханской галереи .

Следующие залы занимает экспозиция, посвященная искусству XIX века. Начинается она с работ Брюллова, Тропинина, Щедрина. Также очень много в собрании музея работ передвижников (почти все картины из «передвижнической» коллекции были приобретены самим Догадиным). При этом несомненный «конек» галереи - это русский пейзаж XIX столетия. Он представлен великолепными полотнами Куинджи, Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана (последний бы любимым пейзажистом Догадина).

Рубеж XIX-XX веков проиллюстрирован в галерее работами таких художников, как Нестеров, Серов,
Головин, Врубель, Борисов-Мусатов, Коровин и, конечно же, Сомов. В 1938 году в музее был торжественно открыт отдел советского искусства.

Несколько слов об «имени» галереи. С 1958 по 2007 год она носила имя Бориса Кустодиева, тоже уроженца Астрахани, - правда, к собранию музея не имевшего никакого отношения. Задавался вопрос: не лучше ли было бы вернуть ему имя Догадина? Наконец, решили, что такое переименование будет совершенно справедливым. А память о Кустодиеве в городе и так увековечена - здесь существует его дом-музей, являющийся филиалом Астраханской областной картинной галереи.

Помимо Дома-музея Кустодиева, у галереи есть и еще один интересный филиал - Дом-музей Велимира Хлебникова, который тоже родился в Астрахани. Музей этот открылся сравнительно недавно - в 1993 году, - а в основу его экспозиции легло фамильное хлебниковское собрание, подаренное городу племянником поэта - М. П. Митуричем-Хлебниковым. В это собрание входят прижизненные издания Хлебникова, его личные вещи (железный сундучок, где Хлебников хранил рукописи, галстук, подаренный ему Маяковским, самодельная ручка из сучка вербы и прочие не менее любопытные экспонаты), семейный альбом с фотографиями, а также живопись Веры Хлебниковой, графика Петра и Мая Митуричей. Одним словом, выставочные залы не пустуют.

Павел Михайлович Догадин

П. М. Догадин родился в семье астраханских купцов, получил инженерное образование. Идеей создать в Астрахани картинную галерею он увлекся в начале 1910-х годов и, не откладывая дела в долгий ящик, послал задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову на покупку трех картин. За пять лет, с 1912то по 1917 год, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания в дар городу, которыми делился с художником М. В. Нестеровым, Сохранился ответ живописца собирателю: «Можно только приветствовать прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно...» Но коллекция еще не была, по мнению Догадина, сформирована полностью, поэтому он медлил. Поторопиться его заставил октябрьский переворот. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой. Умер коллекционер от тифа в 1919 году.



От: Смирнова Н.,  

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.



Похожие статьи
 
Категории