Картины лукаса кранаха старшего. Лукас Кранах Старший: картины

04.03.2019

Кранах Лукас Старший (1472-1553)

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. Известен как замечательный мастер портретного жанра.


Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530-50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.

Лукас Кранах Старший родился в 1472 г. в местечке Кронах в Верхней Франконии (северная часть нынешней Баварии) в семье живописца Ганса Мюллера, известного лишь по упоминаниям. Живописи обучался у своего отца. Усвоив основы ремесла, молодой художник покинул родительский дом. В поисках признания в 1490-е гг. он исколесил придунайские земли и в 1500 г. обосновался в Вене. Здесь Кранах написал первые дошедшие до нас картины («Распятие», «Отдых на пути в Египет»). В Вене художник пишет свои первые портреты («И. Куспиниан»).

В 1505 г. Кранах получает место придворного живописца при дворе Саксонского курфюста Фридриха Мудрого в Виттенберге. Вместе с полагающимися привилегиями Кранах получил целый ряд обязанностей: он сопровождал своего господина на охоте, участвовал в турнирах и празднествах, а в 1508 г. был даже послан с дипломатической миссоей в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I.

За 45 лет, прожитых в Виттенберге, Кранах из безродного странствующего живописца превратился в самого богатого жителя города, многоуважаемого члена городского управления, дважды избиравшегося бургомистром. Он содержал большую мастерскую, был владельцем нескольких домов и земельных участков, аптеки, книжной лавки и типографии. Женился Кранах на дочери богатого виттенбергского пивовара, тем самым умножив свои богатства.

В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая - цветной фон. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Екатерины». Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь»), и картины на библейские темы («Рождество Христа»), и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса»), и жанровые сцены, и сцены охоты («Охота на оленей»).

С 1510-х гг. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530-50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»).

На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Его портреты пользовались большой популярностью. Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский - ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).

После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).

В 1550 г. курфюст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар.

16 октября 1553 г. Лукас Кранах скончался.

Кранахи

(Cranach) - прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).

1) Лукас Кранах Старший, знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие - неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный , относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии в Торгау, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива, и несмелый прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин Кранаха, сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Иакова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп. Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из мифологических произведений Кранаха "Венера С Амуром", "Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Таковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, № 464). Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живопи

сные школы средней и северной Германии. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821); Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. B. Linden, "Lucas Cr." (Лпц., 1883).

2. Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее

На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший. Один из самых популярных немецких мастеров XVI века. Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности. По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х - 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону. Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, - в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене. Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, - религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления - оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите - змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример - дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» - первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой - крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин - в основном на мифологические и библейские сюжеты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» - сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством - почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты. В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины - высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком - крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный . Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха - одним из ее основателей. Дунайская школа живописи - направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder , Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность . Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Распятие

Дама (Жена профессора права Иоганна Ройса)

Доктор Иоганн Куспиниан

Покаяние Святого Иеронима

Отдых на пути в Египет

Алтарь Святой Екатерины (Левое и правое крыло)

Святой Кристофер

Святой Георгий

Пилат, умывающий руки

Венера и Амур

Покаяние Святого Иеронима

Суд Париса

Святой Андрей Первозванный

Святой Варфоломей

Принц Саксонии

Мадонна с младенцем

Мартин Лютер

Мартин Лютер в монашестве

Портрет молодого человека

Адам и Ева

Мадонна с младенцем под яблоней

Портрет молодой женщины

Принцесса Сибилла Клевская

Аллегория Меланхолии

Оленья охота курфюрста Фридриха Мудрого

Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.

Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.

Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.

В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.

На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.

При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».

«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.



Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону , а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».



Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.

Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он - сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.

Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.

Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.

Лукас Кранах Старший — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».

На сколько мы помним, в позднем Ренессансе, в особенности у тех представителей, максимально отдаленных от теплых берегов Италии, художественные образы, в силу некоторых, этнопсихологических обстоятельств — были мрачны, ассиметричны и сильно отличались от роскошных мускулистых тел, представленных в средиземноморской живописи того периода.

Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени. Времена Ренессанса и начала Барокко считаются очень тяжелыми для истории Европы, как, собственно, любой рубежный период. Опять-таки, религия торжествовала, простонародье бесновалось, а художники ловили, простите, с этого всего удовольствие и находили новые образные выходы.

Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо. Однако, как мы можем заметить, предвосхищающие открытия есть, как раз таки, в работах северного живописца, в особенности они заметны на портретах в стиле ню.

Кстати, Лукас Кранах, в свое время, очень любил творчество Альбрехта Дюрера, но современники Кранаха обвиняли его в подражании и, так сказать, «недотягивания» до уровня кумира. Но судить? Нам? Лукаса Кранаха? Увольте, такой грех на душу брать, чревато попаданием в особенные круги Ада, для самодовольных лицемеров. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи. Он основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.

«Алтарный триптих семьи Фейлитш»


«Меланхолия»


«Лукреция»


«Десять заповедей»


«Пир Ирода»


«Адам и Ева»


«Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония»



«Венера и Купидон»



«Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье»



«Источник молодости»



«Диана и Актеон»



Похожие статьи
 
Категории