Основы композиции статика и динамика. Составил учитель ИЗО

06.03.2019

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. Сегодня, поговорим о статике и динамике в композиции . В прошлый раз я рассказывал о симметрии в композиции . Знания таких правил способствует удачному построению композиции в живописи и в других видах искусства.

Статика

СТА?ТИКА, СТАТИ?ЧНОСТЬ (лат. staticus, от греч. statos - «стоящий») - в изобразительном искусстве - качество покоя, равновесия зрительных сил (см. конструкция; стиль; уравновешивание). В большинстве случаев соответствует симметричным композициям с метрической структурой, свойственным искусству Классицизма. Противоположные качества - динамичность, асимметрия, ритмичность, свойственные стилю Барокко (сравн. экспрессия).
Яндекс. Словари› Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства

По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов : статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности.

Композиции, построенные в ритмичном сочетании, основой служат цвет и линия, соотношение ширины и расстояний между ними. Такие работы можно отнести к статичным композициям.

Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.
Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и т. д. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. Композиция, которая стремится к изменению со расположения своих элементов, является динамичной.

Динамика

ДИНА?МИКА (от греч. dynamis - «сила») — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно распологаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.

К динамичным относятся:
треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар,пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и т. д.

Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.

Статики:

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Динамики:

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Что легче, что сложнее

  • Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.
  • Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.

Смысл признака

Статики и динамики воспринимают время по-разному . У статиков восприятие времени фрагментарное, у динамиков — непрерывное .

Деление людей на статиков и динамиков — самое важное, что упустил из виду Юнг. Соцониками, начиная от А. Аугустинавичюте, этот пробел отчасти был восстановлен, но недооценка признака как наиболее заметного осталась. Его легко выявить в любом фрагменте устной и письменной речи достаточного объема, независимо от языка и содержания сказанного.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Речь динамиков плавная. Речь статиков состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет.

Почти все проблемы соционической диагностики кажущиеся. Их можно выявить простым навыком анализа речи. Задача №1 при определении типа: есть ли в речи человека барьеры, или их нет?

Простое упражнение . По умолчанию считаем всех динамиками и плавно, от одной строки к другой, почти не вдаваясь в смысл, не обращая внимания на знаки препинания, вычитываем фрагмент речи. Если спустя 2-3 абзаца все читается плавно и никаких заметных препятствий не возникло, перед вами речь динамика. Если они есть — перед вами речь статика.

Изучение соционики стоит начинать с изучения разницы между статиками и динамиками . Общество отказывается изучать явления, которые лежат на поверхности. Даже опытные соционики либо недооценивают его вместе с остальными неюнговскими признаками, либо делают вопиющие ошибки — от простой невнимательности.

Какова природа этой разницы? Согласно принятой в современной соционике гипотезе, это связано с особенностями появления человека на свет . У статиков отложились в сознании средние фазы родов (2 и 3), на них плод ощущает схватки материнской утробы. У динамиков в сознании отложились крайние фазы родов (1 и 4), на них схватки утробы отстутствуют. В результате, время у статиков на всю жизнь оказывается фрагментированным, у динамиков — непрерывным .

Не стоит считать, что статики не воспринимают изменений и видят набор статичных картинок. В сознании статика время поделено на короткие видеофрагменты в несколько секунд . В письменной речи многие фрагменты спрессованы в статичные фразы без глаголов: «Поле ровное, мяч круглый». Но встречаются и фрагменты речи статиков, в которых глаголов немало, но плавного перетекания одного в другое нет. Часто меняются ракурсы, подлежащее в одном предложении одно, в следующем — уже другое.

Одни люди говорят быстрее, другие медленнее, но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся. Лучший пример — видеовыступления Александра Невзорова (ИЛЭ). Его часто типируют в динамики, но это следствие быстрого темпа речи. Сравните с видеоблогом Сергея Доренко (ЛСЭ) — вот динамик, который говорит степенно и неторопливо, растягивая слова. В длинных радиоэфирах Доренко говорит в естественном ритме, — и здесь плавность речи налицо.

Статики не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Если вы статик, понаблюдайте за собой и уловите это. Динамики способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.

Иногда cтатику и динамику в обход речи пытаются определить визуально, по движениям человека. Это путь к ошибкам — наблюдать надо за речью, а не за телом.

Применение в диагностике

Определение статики или динамики — самая важная часть любого претендующего на достоверность типирования, технологический стандарт . Либо этот признак надежно определен, либо не стоит заниматься диагностикой.

Стандарты на основе модели А, которых придерживается большинство социоников, игнорируют эту разницу. При этом 8 аспектов, входящих в модель А, содержат этот признак — если вы нашли динамику, ваш дальнейший выбор — между белой интуицией и белой сенсорикой и черной логикой и черной этикой. Остальное исключено и встречается только у статиков. Такой метод намного надежнее, чем пытаться по аспектному словарю определить логику или этику, интуицию или сенсорику.

Примеры речи статиков

Время — это конечный срок. | Можно распределять время, это да. | Ускорять это наверно заняться чем то интересным. | Сжимать я понимаю как замедлять наверно, | заниматься чем то неинтересным. — СЭЭ

Время — это то, что никому не подвластно! | Оно стремительно летит вперед как луч в космическом пространстве. | Непосредственно самому временем управлять трудно, надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы замедлить ход времени, | т.е можно воздействовать опосредованно. — ЭИИ

Влюбляюсь я обычно так же стремительно и с тем же результатом, с каким потерявший управление танк въезжает в бетонную стену. | Грохот, пыль, стоны. | Крики «как ты могла?!» из-под обломков. | Покалечены все в радиусе десяти метров от эпицентра. | А я, невредимая, сижу в танковой башне и страстно предаюсь самоуничижению. — СЛЭ

Примеры речи динамиков

Дайте определение понятию «время» (как Вы это понимаете). Можно ли управлять временем — сжимать, ускорять?

Время для меня неразрывно связанно с движением, поэтому и воспринимается оно порой по разному, либо тянется либо ускоряется — СЛИ

Время расстояние поделенное на скорость. Время можно чувствовать, и поэтому ускорять или замедлять свои действия в промежутке времени — ИЛИ

Слушателей было немало, человек 15. В начале встречи мы по кругу передавали куклу Машеньку и придумывали ей способности и жизненный путь, в ходе которого она их развивала и реализовывала. Сказочка получилась грустной, т.к. большинство присутствующих были женщинами, и девочка Маша оказалась образованной, успешной, обеспеченной, независимой и страшно одинокой. Сконцентрировавшись на развитии своих способностей, она как-то незаметно задвинула на второй план детей, мужа, любовника (про родителей там вообще речи не шло)... — ЭИЭ

Что не следует принимать за статику

Наличие в тексте точек и других знаков препинания . Некоторые динамики ставят их, потому что их положено ставить с точки зрения языка, при этом текст словно проглатывается насквозь, не взирая на них.

Медленный, прерывистый темп речи . Если динамик говорит медленно, наблюдателю сложнее уловить плавность повествования, но, если расшифровать сказанное и прочитать в виде текста, она будет наглядно выявлена.

Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов . Обычно статики используют меньше смысловых глаголов, чем динамики, но и последним не всегда требуется использовать их все время. При этом плавная, динамичная манера сохраняется.

Что не следует принимать за динамику

Описание разворачивающегося во времени процесса . И статикам, и динамикам приходится описывать их доступными средствами; при этом статик описывает одно и то же событие через набор коротких фрагментов; динамик — путем сплошного повествования.

Длинные сложные предложения. Статики-деклатимы (ЛСИ, СЛЭ, ЭИИ, ИЭЭ) склонны использовать таковые, но внутри этих предложений можно усмотреть барьеры и границы между фрагментами.

Быстрый темп речи. Если статик говорит быстро, наблюдателю сложнее разбить его речь на смысловые фрагменты, но, если расшифровать ее и прочитать в виде текста, разрывы между ними будут выявлены.

На основе книги

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

СТАТИКА



Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:



Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:



Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:



Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:



Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:






Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.



ДИНАМИКА



Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:



Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:



Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить



Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:






Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:



Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

Лекция №9. Композиция.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Построения композиции

    Выбор характерных элементов композиции:

Объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

Выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;

Включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.

    Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

Материале,

Деталях;

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент - залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Принципы композиции

Принцип доминанты

Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Принцип динамизма

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:

1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру - расстоянию.

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.

Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни.

Принцип равновесия

Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон.

Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Равновесие бывает 2 видов:

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.

Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии

Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

При решении вопросов равновесия в композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне этих основных линий.

Рассмотрим примеры компоновки в формате плоскости. Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит легче того, что помещен внизу.

Предмет справа от центра кажется тяжелее. Это связано с тем, что левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Сначала мы видим левую часть композиции, потом глаз передвигается вправо, т.е. на левой части композиции он задерживается меньше, нежели на правой.

Предмет, изображенный в перспективном измерении, кажется тяжелее, нежели тот же предмет во фронтальном изображении.

При установлении равновесия в композиции большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.

Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.


Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Принцип группировки

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов.

Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Восприятие

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломаная - ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия - это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.

Существуют понятия "вялая линия", "напряженная линия", "динамичная линия". Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности.

Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь".

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью. Ритм - форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств.

Типы композиции

Замкнутая композиция

Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.

Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле - на каком-либо фоне композиционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.

Открытая композиция

Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции - наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.


Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции - равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение

делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.

Асимметричная композиция

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.

Статичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Динамичная композиция

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции

прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.

Формы композиции

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

Плоскость;

Объемная поверхность;

Пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как геометрическое место пространства, не имеющее размеров, не может быть формой композиции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства. Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения.

Линейно-ленточная композиция

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой незамкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции - подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маскируется.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображения. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяетсяплоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.



Похожие статьи
 
Категории