Кир булычев настоящая фамилия. Мемориальная премия им

22.03.2019

Поклонники жанра фантастики хорошо знают писателя Кира Булычева, ведь именно по мотивам его книги был создан сериал «Гостья из будущего», который имел огромный успех в середине 1980-х годов. Этот же автор написал сценарий к мультсериалу «Тайна третьей планеты» и к научно-фантастической картине «Через тернии к звездам». Писатель получил известность и за пределами СССР, но даже многие российские читатели не знают, что за именем Кира Булычева укрывался от славы научный работник, востоковед и историк Игорь Всеволодович Можейко.

Семья писателя

Всеволод Николаевич Можейко - отец писателя - был дворянского происхождения. В юном возрасте покинув родной дом, он начал трудиться на фабрике. Позже переехал в Петроград и, проработав там какое-то время слесарем, начал учебу в подготовительном отделении вуза. Потом он поступил на юридический факультет, одновременно трудясь в профсоюзе. Проводя инспекцию фабрики карандашей, Можейко познакомился с работающей там Марией Булычевой, с которой позже вступил в брак.

Мать писателя обучалась в институте для благородных девиц - это заведение первым в России положило начало женскому образованию. Отец Булычевой был офицером, а также преподавал в Кадетском корпусе фехтование. После приобретения рабочей специальности Мария Михайловна училась в автодорожном институте. Позже она состояла в авиадесантной школе на должности начальника, а также занимала место коменданта в Когда из семьи ушел отец, мать повторно вышла замуж за Якова Бокиника, который впоследствии погиб на фронте.

Образование и работа

Игорь Всеволодович Можейко родился в Москве в 1934 году. После окончания школы он получил образование в Московском государственном лингвистическом университете. Затем он отправился в Бирму, где несколько лет проработал переводчиком и журналистом советского информационного агентства, после чего вернулся домой. Можейко закончил аспирантуру и приступил к работе в Институте Востоковедения. Он часто отправлял в журналы географические и исторические очерки, которые обычно принимались к печати. Рассматривая тему буддизма в Бирме, Игорь Можейко защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В научном обществе он приобрел известность благодаря своим работам по истории Юго-Восточной Азии.

Псевдонимы Игоря Можейко

Первый опубликованный рассказ писателя «Маунг Джо будет жить» описывал обучение местного населения Мьянмы работе на современной технике. Игорь Можейко не стал раскрывать свою личность, и рассказ «Долг гостеприимства» был опубликован как перевод произведения бирманского автора. Настоящее свое имя писатель долгое время хранил в тайне, боясь возможного увольнения с работы, так как написание фантастики не считалось серьезным делом.

Позже псевдонимы Игоря Можейко менялись еще не раз, но большая часть его книг издавалась под авторством Кирилла Булычева. Такое сочетание появилось от обобщения девичьей фамилии матери писателя и имени его супруги. Со временем издатели стали сокращать псевдоним автора до Кир. Булычев, а затем убрали даже точку, и так появился всем знакомый сейчас Кир Булычев.

Писатель использовал много имен. Лев Христофорович Минц, Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин - это только часть псевдонимов, скрывающих за собой Игоря Можейко.

Приключения Алисы

Алиса Селезнева - школьница 21 века, которая получила свое имя в честь дочери Кира Булычева. Девочку из будущего часто сравнивают с ее тезкой из книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», так как обе они исследуют новые миры безо всякого страха и замечают то, что не видят взрослые.

Алиса бывает в самых разных местах, но приключения находят ее повсюду: это космос, дно океана, загадочные планеты, современная Земля 21 века. Попав в прошлое с помощью машины времени, девочка путешествует по Легендарной эпохе, в которой есть волшебство и живые персонажи сказок.

Самые первые рассказы про маленькую Алису писались от имени ее отца - Игоря Селезнева, который изучает космобиологию и ищет новые виды животных. В последующих книгах похождения повзрослевшей школьницы и ее друзей подаются от третьего лица. Это изучение новых планет, интересные экскурсии современных школьников и настоящая дружба. Все это происходит на другой Земле, к которой читателям нужно привыкнуть: это домашние роботы, невиданные животные, школьники, которые делают новые открытия и покоряют космос.

Книги про Алису Селезневу

«Путешествие Алисы» - одна из самых популярных повестей Кира Булычева из серии книг о девочке из будущего. Это произведение переводилось на разные языки, по его мотивам был создан мультфильм, компьютерная игра и даже комикс. В книге описывается космическая экспедиция профессора Селезнева с командой для поиска редких инопланетных животных. Капитан Полосков, бортмеханик Зеленый и Алиса со своим отцом исследуют самые разные планеты, находят невиданных на Земле зверей и растения, а также сражаются с самыми настоящими космическими пиратами.

В книге «Путешествие Алисы» экспедиция знакомится с историей Трех Капитанов - это великие герои, избороздившие весь космос. Они нашли способ создать сверхмощное топливо для кораблей, но из-за этого знания их начали преследовать. Первый Капитан попадает в плен к пиратам, а Второму приходится забаррикадироваться на собственном корабле, чтобы не попасть им в руки. Только благодаря усилиям членов экспедиции с Земли враги были побеждены, а Три Капитана наконец-то встретились.

Также самыми читаемыми повестями о приключениях Алисы остаются такие как «Лиловый шар», «Заповедник сказок», «Конец Атлантиды» и «Ржавый фельдмаршал».

Критика произведений писателя

Серия книг об Алисе Селезневой стала самой популярной и неоднозначной. Критики отмечали, что ранние работы автора о приключениях школьницы из будущего были гораздо сильнее, чем все последующие. В новых повестях часто повторяются сюжетные ходы, появляется «сериальность» произведений, словно теперь писателя больше интересует численность цикла, а не его качество. Игорь Можейко, книги которого подвергались критике, не раз говорил в интервью, что за сорок лет устал рассказывать про одних и тех же героев и, возможно, именно это повлияло на уровень написания. Кир Булычев продолжал создавать истории об Алисе, регулярно возвращаясь к этому герою.

Сериал «Гостья из будущего»

В 1985 году вышла кинокартина «Гостья из будущего», которая мгновенно завоевала сердца как детей, так и подростков. Экранизированная повесть «Сто лет тому вперед» показывала приключения советского школьника Коли в 21 веке, куда он смог попасть, воспользовавшись машиной времени. За день он успевает побывать на Космодроме, построить настоящий дом, увидеть и спасти от кражи важный прибор. По случайности он уносит миелофон в свое время, куда попадает и Алиса Селезнева. Она должна найти ценное оборудование и вернуться в будущее, но ее поиски затрудняются, ведь она ищет человека, которого даже не видела. Она приходит в класс Коли как новая ученица, но не может понять, кто он, ведь в классе целых три мальчика с таким именем. Также поиски Алисы затрудняются из-за вмешательства космических пиратов, которые тоже сумели проникнуть в прошлое.

Снявшаяся в главной роли, стала обожаемой тысячами мальчишек по всей стране. Советский писатель-фантаст Кир Булычев, создавший сценарий к фильму «Гостья из будущего», с удовольствием рассказывал детской аудитории читателей о своем знакомстве с актрисой и о большом количестве посланий, приходящих к нему. Мальчишки со всей страны писали автору, восхищаясь его произведением и прося дать им адрес Наташи Гусевой.

Цикл книг «Великий Гусляр»

В выдуманном автором городке с названием Гусляр происходит много странных событий, его населяют самые необычные люди, туда прилетают инопланетяне. Но обыкновенные жители там тоже есть, и именно они разрешают проблемы, которые возникают из-за особенностей в их окружении, и даже в тяжелых ситуациях остаются людьми. Книги цикла написаны с юмором, их легко читать, несмотря на серьезные вопросы, которые периодически затрагиваются в произведении.

Однажды автор увидел дорожный знак, предупреждающий о ремонте, и ему показалось, что у рабочего там целых три ноги. Так и появился первый рассказ «Связи личного характера», который напечатали в болгарском журнале. Вымышленный городок все рос, а Игорь Можейко продолжал его описывать.

Цикл включает в себя примерно семьдесят произведений. Семь из них - повести, а все остальное - рассказы. Эти произведения создавались в течение большого срока, поэтому в книге много героев-однодневок, а персонажи частенько уезжают из города навсегда, но все-таки возвращаются.

Андрей Брюс

Главный герой произведений - агент Космофлота Андрей Брюс. Он выполняет задания по поручению космического агентства и во время своих приключений попадает в ситуации, когда приходится проявлять отвагу и храбрость. Первый роман «Агент КФ» рассказывает о заговоре на планете Пэ-У, с которым сталкивается главный герой. Вторая книга «Подземелье ведьм» посвящена последствиям экспериментов, которые проводили представители другой цивилизации. Это были попытки ускорить общественное развитие людей, а также эволюцию растительного и животного мира. Оба романа рассматривают серьезные нравственные и социальные вопросы и написаны в очень достоверной манере.

Экранизации книг автора

Кинематографисты выделяли произведения Кира Булычева из всех работ российских и советских фантастов. Так, по его книгам снято более 20 фильмов, созданы сериалы и эпизоды к телеспектаклям. Для большинства своих экранизаций Игорь Можейко самостоятельно писал сценарии.

Наибольшую популярность получили такие полнометражные картины: «Подземелье ведьм» и «Через тернии к звездам», телевизионный научно-фантастический сериал «Гостья из будущего», анимационные фильмы «День рождения Алисы» и «Тайна третьей планеты».

Факты из биографии

В 1982 году писатель получил Государственную премию СССР за свои сценарии. Именно тогда открылся секрет его псевдонима, люди узнали, кто такой Кир Булычев. Игорь Можейко ожидал увольнения с работы, но этого не случилось. Его сотрудники возмущались, что серьезный научный работник занимается "легкомысленной писаниной", но директор воспринял это спокойно, зная, что план выполняется работником без нареканий.

Булычев не только писал свои книги, но и занимался переводом фантастических произведений иностранных авторов. Еще обучаясь в университете, он со своим приятелем взялся за перевод «Алисы в Стране чудес», не зная, что книга уже переведена. Также редактировал несколько журналов фантастики. Писатель хорошо рисовал, часто делая шаржи на известных людей искусства.

Жена писателя - Кира Алексеевна Сошинская - писала фантастику и иллюстрировала книги. Дочь - Алиса Лютомская - по образованию архитектор, у нее есть сын Тимофей.

Игорь Можейко умер в 2003 году после тяжелого онкологического заболевания. Писателю было 68 лет.

Книги Кира Булычева были переведены на разные языки мира и изданы огромными тиражами. А его произведения про Алису из 21 века с удовольствием читают все новые поколения школьников.

, историк , востоковед , литературовед , фантаст

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко ; 18 октября , Москва - 5 сентября , там же) - русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед; историк (доктор исторических наук), востоковед, фалерист . Лауреат Государственной премии СССР (). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Биография

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве , в семье Всеволода Николаевича Можейко (1908-1977) и Марии Михайловны Булычёвой (1905-1986).

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы , в 15 лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1922 году , в возрасте 17 лет, он прибыл в Петроград . Работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера , он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году .

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в . После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости , а во время войны работала начальником авиадесантной школы в г. Чистополь .

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в , который окончил в 1957 году . Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН , в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру АН СССР . Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света » и «Азия и Африка сегодня ». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы . В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году - докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии .

Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году . Фантастику начал писать в 1965 году , фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года , поскольку полагал, что руководство Института востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен .

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего » - один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам » и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты ». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось .

Кир Булычёв был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век » и «Если ». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха .

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита » (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики » (2002).

Некоторые произведения были впервые опубликованы посмертно. Несколько рассказов было обнаружено в архивах писателя и было издано в 2008-2012: «Орёл», «Петух кричит с опозданием», «Гибель поэта», «Выстрел Купидона» в книге «Глубокоуважаемый микроб» (2008) в серии «Лучшие книги за XX лет» издательства «Текст » , «Пленники долга» из цикла о докторе Павлыше в журнале «Если » (№ 5, май 2009) , «Шестьдесят лет спустя» в «Новой газете » (№ 106 от 24 сентября 2010) , и «Жёлтое привидение» в последнем томе трёхтомного сборника «Великий Гусляр» (2012) издательства «Время » . Эти и другие малоизвестные и редкие произведения, не вошедшие в 18-томное издание издательства «Эксмо», будут изданы ограниченным тиражом в двухтомнике из серии «Для узкого круга» (2015−16).

Приключения Алисы

Пожалуй, это наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва . Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени , а также в Легендарной эпохе - пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство и т. п. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля , и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе - «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году , незадолго до смерти.

Великий Гусляр

Доктор Павлыш

Традиционная для советской НФ космическая фантастика, повести и рассказы с различными сюжетами, повествующие о полётах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой - доктор Владислав Павлыш, космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа» (это же название Булычёв дал одному из космических кораблей, на которых летал в книгах доктор Павлыш), с которым писатель совершил плаванье по Северному Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних произведениях он выступает как главный герой, в других - как рассказчик, в третьих - просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, в том числе и знаменитый роман «Посёлок »; некоторые из них выходили частями и под разными названиями. Повесть «Тринадцать лет пути» - первое произведение из цикла о докторе Павлыше.

Андрей Брюс

Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений - «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость. В первом романе Андрей Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма . Второй роман - «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году , роль Брюса исполнил Сергей Жигунов), посвящён последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Андрею Брюсу, написаны в жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.

Интергалактическая полиция

Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора - девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии - фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват - это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером. В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются, из-за чего возникает непроизвольная отсылка к Фенимору Куперу - в его романе «Последний из могикан» двух героинь-сестёр также зовут Кора и Алиса. Цикл также пересекается с циклом о Великом Гусляре, а в повести «Зеркало зла» героиня посещает Лигон конца XVIII века.

Институт экспертизы

Небольшая серия рассказов о некоей научной лаборатории, занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои этого цикла также встречаются в цикле «Театр теней».

Театр теней

Серия из трёх книг: «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“», в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» или «нижнем» мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин - археолог, по происхождению инопланетянин-подкидыш - найденный 12 апреля в лесу.

Река Хронос

Изначально серия из четырёх романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда», «Покушение». В цикл также входят романы «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей, написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории , рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла - Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая - получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х годах («Младенец Фрей»). К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают», «Дом в Лондоне».

Верёвкин

События произведений этого цикла происходят в городе Верёвкине, который в отличие от Гусляра вовсе не весёлый.

Список произведений

  • Котел (1992)
  • Лишний близнец (1997)
  • Будущее начинается сегодня (1998)
  • В когтях страсти (1998)
  • Золушка на рынке (1999)
  • Чума на ваше поле (1999)
  • Гений и злодейство (2000)

Лигон

Действие романов дилогии: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии . Прототипом послужила Бирма, в которой автор провёл несколько лет. Название Лигон также носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».

Внецикловые повести и романы

К таковым можно отнести целый ряд значительных произведений.

  • Повесть «Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире.
  • В повести «Похищение чародея» (1979) группа пришельцев из будущего, проникшая в наше время, пытается спасти и вывезти к себе в будущее выдающегося учёного, жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в центре событий современная (время действия и реалии соответствуют моменту написания повести) девушка Анна. В повести вопрос о «гении и злодействе» встаёт в самой острой форме. Повесть характерна ещё одной особенностью: в ней впервые опубликован текст, который позже выходил отдельно под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены вымышленные автором гении, с раннего детства якобы проявившие совершенно выдающиеся способности к искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по причине их гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском возрасте. «Поминальник XX века» - символ хрупкости таланта и гениальности. Повесть экранизировалась в виде одноимённых телеспектакля (1981) и фильма (1989).
  • Повесть «Чужая память» (1981) рассказывает о сложных нравственных конфликтах, началом которых послужил эксперимент советского учёного Ржевского, создавшего своего клона. Более молодой клон начинает разбираться в делах оригинала двадцатилетней давности.
  • «Город наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей подземного города, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и «Любимец ».
  • Повесть «Смерть этажом ниже» (1989) описывает экологическую катастрофу в небольшом провинциальном советском городе, которую руководство города всячески старается скрыть. Действие происходит в эпоху перестройки. Автор посвящает много страниц анализу конформизма и диссидентства той эпохи.
  • Роман «Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в дореволюционную Сибирь для поисков отца-исследователя Арктики, пропавшего без вести. Путешественники, продвигаясь по Лене, прибывают на место падения Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным пришельцем внутри.
  • Роман «Любимец » (1993), действие в котором происходит через сто лет после завоевания Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и, порой, неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками: люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека и собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть инопланетный гнёт.
  • Роман «Убежище». Первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру , однако смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в 2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В романе мальчику Севе предстоит спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Волшебному народу нет места в нашем мире, и они намерены построить убежище под землёй, Севе предстоит разведать место под будущее поселение.

Внецикловые рассказы

Кир Булычёв написал большое количество фантастических рассказов, представляющие собой самостоятельные произведения. Первым из них был рассказ «Когда вымерли динозавры », впервые опубликованный во втором номере журнала «Искатель » за 1967 год . Некоторые из них изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как «Химия и жизнь » или «Знание - сила ». Основные авторские сборники рассказов - «Чудеса в Гусляре » (1972), в который вошли не только гуслярские рассказы, «Люди как люди» (1975), «Летнее утро » (1979), «Коралловый замок» (1990), «Кому это нужно?» (1991).

Драматургия

Кир Булычёв написал несколько пьес, некоторые из которых - по просьбе режиссёра Андрея Россинского для постановки в театре «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой .

Другое

Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель», «1185 год»), востоковедению («Аун Сан »), и литературоведению («Падчерица эпохи» - о фантастике 20-х - 30-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более шестисот стихотворений и несколько десятков рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер - ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии .

Помимо создания собственных произведений Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно фантастические) Айзека Азимова , Бена Бовы , Хорхе Луиса Борхеса , Энтони Бучера , Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина , Спрэга де Кампа , Х. Кепке, Артура Кларка , Сирила Корнблата , Урсулы Ле Гуин , Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Фредерика Пола , Пэрл Аун, Мака Рейнолдса , Клиффорда Саймака , М. Сент-Клэр, Жоржа Сименона , Теодора Старджона , Т. Томас, Дж. Уайт, Д. Уондри, Роберта Хайнлайна , Л. Хьюза, Д. Шмица, Пирса Энтони . Также в студенчестве, вместе с однокурсником Булычёв, желая заработать денег, перевёл сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес » (так как они посчитали, что эта сказка, до 60-х гг. не популяризовывавшаяся в СССР, ранее на русский не переводилась), однако в издательстве сказали, что книга давно переведена и неоднократно, и книга не вышла.

Экранизации

Кир Булычёв - самый востребованный кинематографистами советский и российский фантаст. По его произведениям и оригинальным сценариям снято более 20 фильмов, а также телесериалы и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир ». К большей части своих экранизаций Булычёв сам написал сценарии.

Самые известные экранизации Булычёва - мультфильмы «Тайна третьей планеты », «Перевал » и «День рождения Алисы », телевизионный минисериал «Гостья из будущего », полнометражные игровые фильмы «Осечка », «Бросок, или Всё началось в субботу », «Через тернии к звёздам », «Подземелье ведьм », «Слёзы капали », «Лиловый шар », «Остров ржавого генерала » и др.

Подавляющее большинство экранизаций Булычёва было снято в советское время. После распада СССР вышло всего три экранизации.

Премии и награды

  • Государственная премия СССР (1982)
  • В 1997 году в Екатеринбурге Киру Булычёву был вручён приз всероссийской премии «Аэлита » за вклад в фантастику.
  • В 2002 году в рамках фестиваля фантастики «Аэлита » популярный писатель стал первым кавалером «Ордена рыцарей фантастики» им. И. Халымбаджи .
  • В 2004 году Киру Булычёву была присуждена Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезнёвой .

Мемориальная премия им. Кира Булычёва

Сразу после смерти писателя журналом «Если », членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку - символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника «Если », все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика. В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычева становились:

Другие псевдонимы

Примечания

  1. chetvergvecher: Кирилл Булычев. «Девочка с Земли»
  2. Кир Булычёв
  3. SNAC - 2010.
#Коллективы авторов #Статьи

Псевдоним - Кир Булычёв.

Настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко. Родился 18 октября 1934 года в Москве, умер 5 сентября 2003. Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Псевдоним образован из имени жены Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился . Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Помимо основного псевдонима , Игорь Всеволодович пользовался еще несколькими: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Лев Минц.

А самое первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз.

Интересно, что назвать его по отчеству мало кто мог, и если на улице кто-то хотел поговорить с писателем, то обращался к нему обычно Кир-Кирыч.

Игорь Всеволодович родился в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы.

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц.

В 1930-е годы Всеволод Николаевич оставил семью. Отчим, Яков Исаакович Бокинник, учёный-химик, погиб на фронте в 1945 году.

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня».

В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году - докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» - один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним , впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось.

Выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век» и «Если».

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).

Жена - писательница-фантастка, художница иллюстратор его книг, переводчица, архитектор по образованию, дочь - Алиса Лютомская (Можейко) (род. 1960) - архитектор, в её честь названа Алиса Селезнёва, внук Тимофей - студент МАРХИ.

18 октября 1934 года родился известный советский писатель-фантаст, драматург и сценарист Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко). История семьи писателя могла стать сюжетом для увлекательной книги.

Отец писателя, Всеволод Николаевич Можейко, был из белорусско-литовских шляхтичей Можейко. После Октябрьской революции, когда ему едва исполнилось15 лет, он ушёл из дома и скрыв своё дворянское происхождение устроился учеником на завод. В 1922 году, в возрасте 17 лет, приехал в Петроград, где работал слесарем и учился на рабфаке. После поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году. В дальнейшем отец Игоря Всеволодовича занимал видные посты в советском государстве.

Мать тоже была из интеллигентной семьи и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. Ее отец, полковник Михаил Булычёв, был преподавателем фехтования Первого Кадетского корпуса.

После революции бывшая институтка стала сиротой. В 1921 году, когда ей было 16 лет, умерла приемная мать Марии Михайловны. Девочка зарабатывала на жизнь выступая спарринг-партнером на кортах во времена НЭПа, была работницей на фабрике Хаммера, работала шофером, закончила автодорожный институт. А затем поступила в Академию им. Ворошилова, после окончания которой в 1933 году получила звание военного инженера 3-го ранга и была распределена на должность коменданта Шлиссельбургской крепости, в которой в тогда размещался склад боеприпасов. Но после рождения сына Мария Михайловна ушла с военной службы.

Перед Отечественной войной родители будущего писателя развелись и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии, доктора химических наук Якова Исааковича Бокиника, который был родом из Одессы. В новой семье родилась младшая сестра будущего фантаста Наталья. Но спокойную жизнь новой семьи прервала война. Отчим Игоря Всеволодовича пошел на фронт и погиб в Курляндии за 2 дня до Победы, 7 мая 1945 года. А мать писателя во время войны занимала должность начальника авиадесантной школы в г. Чистополь.

Жена, писателя, Кира Алексеевна Сошинская, архитектор по образованию. Она тоже писала фантастические произведения, а еще неплохо рисовала и была иллюстратором книг своего мужа. В 1960 году у пары родилась дочь Алиса, названая родителями в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». А затем имя дочери, Кир Булычев «подарил» и героине своих произведений – Алисе Селезневой.

Моим именем папа назвал свою героиню, вспоминала позже Алиса Всеволодовна. - Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева - девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей.

Начав писать фантастику Игорь Всеволодович придумал себе псевдоним, поскольку опасался, что руководство Института востоковедения (где он в то время работал) может уволить его за это «несерьезное» занятие. Большинство своих книг писатель подписывал псевдонимом «Кирилл Булычёв», который был образован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Через некоторое время имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.». А затем была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Ссвое настоящее имя писатель скрывал до 1982 года.

Все раскрылось, когда мне вручили за мои фантастические труды Государственную премию, и об этом сообщалось в «Правде», - рассказывал в интервью Игорь Всеволодович о том, как было раскрыто его «инкогнито». - Тут парторги засуетились, забегали - в институте ЧП: как так, научный сотрудник и такой несерьезной писаниной занимается. Пошли к директору, а тогда нашим руководителем был Примаков, нынешний премьер-министр. Он спрашивает у завотделом: «Он план выполняет?» «Выполняет...» «Ну и пусть дальше работает!»

В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

С 1963 года работал в Институте востоковедения АН СССР.

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Паганское государство (XI-XIII века)". В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме "Буддийская сангха и государство в Бирме".

В научном мире известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первые научно-фантастические публикации писателя — рассказ-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка рассказов "Девочка, с которой ничего не случится" (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в научной фантастике Булычев, положили начало долгой серии, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперед" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984), "Непоседа" (1985), "Пленники астероида" (1988), "Новые приключения Алисы" (1990).

Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений , объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. Еще один цикл произведений писателя — это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип — Великий Устюг. Булычев придумал около 70 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях, которые частично были объединены в сборник "Чудеса в Гусляре" (1972).

К циклу об Алисе органично примыкает цикл романов о комическом докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза "Сегежа" Владислав Павлыш. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва "Снегурочка" (1973), повести "Великий Дух и беглецы" (1972), "Закон для дракона" (1975) и роман "Последняя война" (1970) — одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете.

Произведения короткой формы составили сборники "Люди как люди" (1975), "Летнее утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989), "Коралловый замок" (1990).

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева — повести "Меч генерала Бандулы" (1968) и романе "На днях землетрясение в Лигоне" (1980).

В 1990-е годы писатель попытался значительно расширить тематику своих произведений. Сборник Булычёва "Апология" (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы. Он писал детективы (мини-цикл "Лидия Берестова"), стихи, пьесы.

Начиная с 1989 года Булычев работал над большим романом "Река Хронос", первые части которого были опубликованы в 1993-1994 годах. Роман перерос в цикл "Хронос", состоящий из нескольких романов.

Булычев активно выступал и с литературно-критическими публикациями — эссе, послесловиями, публицистическими статьями, посвященными истории и проблематике фантастической литературы или творчеству отдельных писателей. В ряду критических работ выделяется историко-критическое эссе "Падчерица эпохи" (1989), представляющее собой наброски к книге, рассказывающей о драматичной судьбе советской научной фантастики в период ее становления (1917-1940 годы); также эссе о жизни и творчестве выдающегося американского писателя Роберта Хайнлайна, ряд послесловий к сборникам зарубежных писателей.

Переводил на русский язык фантастические произведения английских и американских писателей.

Все сказки и фантастика Игоря Можейко написаны под псевдонимами Кир (Кирилл) Булычев и некоторыми другими (Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц, Юрий Митин), под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 году псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам "Тайна третьей планеты" и "Через тернии к звездам".

Экранизировано более 20 произведений Булычева, в частности по повести "Сто лет тому вперёд" (1977) снят пятисерийный фильм "Гостья из будущего" — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.

Кир Булычев был лауреатом премии фантастики "Аэлита-97", в 2004 году посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких ("АБС-премия") в номинации "Критика и публицистика" за серию очерков "Падчерица эпохи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Похожие статьи
 
Категории