Классицизм и реализм в литературе. Литературные направления и методы

02.03.2019

Литературно-художественные направления, течения и школы

Литература ренессанса

Отсчет нового времени начинается с эпохи ренессанса (renaissanse франц. возрождение) - так принято называть общественно-политическое и культурное движение, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем распространилось в других странах Европы и достигло расцвета к XV-XVI векам. Искусство Ренессанса противопоставляло себя церковному догматическому мировоззрению, объявив человека высшей ценностью, венцом творения. Человек свободен и призван осуществить в земной жизни таланты и способности, дарованные ему Богом и природой. Важнейшими ценностями провозглашались природа, любовь, красота, искусство. В эту эпоху возрождается интерес к античному наследию, создаются подлинные шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса составляют золотой фонд европейского искусства. Литература Возрождения наиболее полно выразила гуманистические идеалы эпохи. Лучшие ее достижения представлены в лирике Петрарки (Италия), книге новелл «Декамерон» Боккаччо (Италия), романе «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» Сервантеса (Испания), романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (Франция), драматургии Шекспира (Англия) и Лопе де Вега (Испания).
Последующее развитие литературы XVII-начала XIX веков связано с литературно-художественными направлениями классицизма, сентиментализма, романтизма.

Литература классицизма

Классицизм (classicus nam. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв. Родина классицизма - Франция эпохи абсолютной монархии, художественную идеологию которой выразило это направление.
Основные черты искусства классицизма:
- подражание античным образцам как идеалу подлинного искусства;
- провозглашение культа разума и неприятие необузданной игры страстей:
в конфликте долга и чувства всегда побеждает долг;
- строгое соблюдение литературных канонов (правил): деление жанров на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня), соблюдение правила трех единств (времени, места и действия), рациональная ясность и гармоничность стиля, соразмерность композиции;
- дидактичность, назидательность произведений, которые проповедовали идеи гражданственности, патриотизма, служения монархии.
Ведущими представителями классицизма во Франции были трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, комедиограф Мольер, философ и писатель Вольтер. В Англии видный представитель классицизма - Джонатан Свифт, автор сатирического романа «Путешествие Гулливера».
В России классицизм зародился в XVIII веке, в эпоху важных для культуры преобразований. Реформы Петра I кардинальным образом повлияли на литературу. Она обретает светский характер, становится авторской, т.е. по-настоящему индивидуальным творчеством. Из Европы заимствуются многие жанры (поэма, трагедия, комедия, басня, позже роман). Это время становления системы русского стихосложения, театра и журналистики. Такие серьезные достижения стали возможными благодаря энергии и талантам русских просветителей, представителей русского классицизма: М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина, А. Сумарокова, И. Крылова и др.

Сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - европейское литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., провозгласившее чувство, а не разум (как классицисты) важнейшим свойством человеческой природы. Отсюда повышенный интерес к внутренней душевной жизни простого «естественного» человека. Всплеск чувствительности был реакцией и протестом на рационализм и строгость классицизма, ставившего эмоциональность вне закона. Однако расчет на разум как на решение всех социальных и нравственных проблем не оправдался, что предопределило кризис классицизма. Сентиментализм поэтизировал любовь, дружбу, семейные отношения, это по-настоящему демократичное искусство, поскольку значимость человека определялась отныне не его социальным статусом, а способностью сопереживать, ценить красоту природы, быть как можно ближе к естественным началам жизни. В произведениях сентименталистов часто воссоздавался мир идиллии - гармоничной и счастливой жизни любящих сердец на лоне природы. Герои сентиментальных романов часто проливают слезы, много и подробно говорят о своих переживаниях. Современному читателю все это может показаться наивным и неправдоподобным, однако безусловной заслугой искусства сентиментализма является художественное открытие важных законов внутренней жизни человека, защита его права на частную, интимную жизнь. Сентименталисты утверждали, что человек создан не для того лишь, чтобы служить государству и обществу, - он имеет неоспоримое право на личное счастье.
Родина сентиментализма - Англия, романы писателей Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» и Самюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона» ознаменуют появление нового литературного направления в Европе и станут для читателей, особенно для читательниц, предметом восхищения, а для писателей - образцом для подражания. Не менее известны произведения французского писателя Жан-Жака Руссо: роман «Новая Элоиза», художественная автобиография «Исповедь». В России самыми известными писателями-сентименталистами были Н. Карамзин - автор «Бедной Лизы», А. Радищев, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву».

Романтизм

Романтизм (romantisme фр. в данном случае - все необычное, таинственное, фантастическое) - одно из очень влиятельных в мировом искусстве художественных направлений, которое сформировалось в конце XVIII - начале XIX века. Романтизм возникает из-за роста индивидуального начала в сентиментальном мире культуры, когда человек все больше осознавал свою уникальность, суверенность от окружающего мира. Романтики провозглашают абсолютную самоценность личности, они открыли для искусства сложный, противоречивый мир человеческой души. Романтизму свойственен интерес к сильным ярким чувствам, грандиозным страстям, ко всему необычному: к историческому прошлому, экзотике, национальному колориту культуры народов, не испорченных цивилизацией. Любимые жанры - новелла и поэма, которым присущи фантастические, гиперболизированные сюжетные ситуации, сложность композиции, неожиданность финала. Все внимание сосредоточено на переживаниях главного героя, необычная обстановка важна как фон, который позволяет раскрыться его мятущейся душе. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, баллады - также заслуга романтиков.
Герой-романтик стремится к абсолютному идеалу, который ищет в природе, героическом прошлом, любви. Повседневность, реальный мир видятся ему скучными, прозаичными, несовершенными, т.е. абсолютно не соответствующими его романтическим представлениям. Отсюда возникает конфликт между мечтой и действительностью, высокими идеалами и пошлостью окружающей жизни. Герой романтических произведений одинок, не понят другими, а потому либо отправляется в странствие в прямом смысле слова, либо живет в мире воображения, фантазии, собственных идеальных представлений. Любое вторжение в его личное пространство вызывает глубокое уныние или чувство протеста.
Романтизм зарождается в Германии, в творчестве раннего Гёте (роман в письмах «Страдания юного Вертера»), Шиллера (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»), Гофмана (повесть «Крошка Цахес», сказка «Щелкунчик и мышиный король»), братьев Гримм (сказки «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты»). Крупнейшие представители английского романтизма - Байрон (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда») и Шелли (драма «Освобожденный Прометей») - это поэты, увлеченные идеями политической борьбы, защиты угнетенных и обездоленных, отстаивания свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в разгар войны за независимость Греции. Следование байроновскому идеалу разочарованной личности с трагическим мироощущением получило название «байронизма» и превратилось у молодого поколения того времени в своеобразную моду, которой следовал, например, Евгений Онегин - герой романа А. Пушкина.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX века и связан с именами В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е. Баратынского, Н. Гоголя, Ф. Тютчева. Своей вершины русский романтизм достиг в творчестве А.С. Пушкина, когда он находился в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, - одна из основных тем романтического Пушкина, этому посвящены его «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
Еще одно блестящее достижение русского романтизма -раннее творчество М. Лермонтова. Лирический герой его поэзии - мятежник, бунтарь, который вступает в битву с судьбой. Яркий пример - поэма «Мцыри».
Цикл новелл «Вечера на хуторе близ Диканьки», который сделал Н. Гоголя знаменитым писателем, отличается интересом к фольклору, к таинственным, мистическим сюжетам. В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму.
Но традиции романтизма напоминают о себе и в дальнейшем, в том числе в литературе XX века, в литературном течении неоромантизма (нового романтизма). Его визитной карточкой станет повесть А. Грина «Алые паруса».

Реализм

Реализм (от лат. вещественный, действительный) - одно из самых значительных направлений в литературе XIX-XX веков, в основе которого лежит реалистический метод изображения действительности. Задача этого метода заключается в изображении жизни как она есть, в формах и образах, соответствующих действительности. Реализм стремится к познанию и раскрытию всего многообразия социальных, культурно-исторических, нравственно-психологических процессов и явлений с их особенностями и противоречиями. За автором признается право освещать любые стороны жизни без ограничения тем, сюжетов, художественных средств.
Реализм XIX века творчески заимствует и развивает достижения более ранних литературных направлений: у классицизма - интерес к социально-политической, гражданской проблематике; у сентиментализма - поэтизацию семьи, дружбы, природы, естественных начал жизни; у романтизма - углубленный психологизм, постижение внутренней жизни человека. Реализм показал тесное взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы людей, его интересует повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Герой реалистического произведения - обычный человек, представитель своего времени и своей среды. Один из важнейших принципов реализма - изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
Русскому реализму присуща глубокая социально-философская проблематика, напряженный психологизм, непреходящий интерес к закономерностям внутренней жизни человека, миру семьи, дома, детства. Любимые жанры - роман, повесть. Расцвет реализма - вторая половина XIX века, что отразилось в творчестве русских и европейских классиков.

Модернизм

Модернизм (moderne фр. новейший) - литературное направление, сложившееся в Европе и России в начале XX века в результате пересмотра философских основ и творческих принципов реалистической литературы XIX века. Возникновение модернизма было реакцией на кризисное состояние эпохи рубежа XIX-XX веков, когда был провозглашен принцип переоценки ценностей.
Модернисты отказываются от реалистических способов объяснения окружающей действительности и человека в ней, обращаясь к сфере идеального, мистического как первопричине всего. Модернистов не интересует социально-политическая проблематика, главное для них - душа, эмоции, интуитивные прозрения личности. Призвание человека-творца - служить красоте, которая, по их мнению, в чистом виде существует только в искусстве.
Модернизм был внутренне неоднороден, включал в себя различные течения, поэтические школы и группы. В Европе это символизм, импрессионизм, литература «потока сознания», экспрессионизм.
В России начала XX веке модернизм ярко проявил себя в разных сферах искусства, с чем связан небывалый его расцвет, позже получивший название «Серебряного века» русской культуры. В литературе с модернизмом связаны поэтические течения символизма и акмеизма.

Символизм

Символизм зарождается во Франции, в поэзии Верлена, Рембо, Малларме, а затем проникает и в другие страны, в том числе и в Россию.
Русские символисты: И. Анненский Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов - поэты старшего поколения; А. Блок, А. Белый, С. Соловьев - так называемые «младосимволисты». Безусловно, самой значительной фигурой русского символизма был Александр Блок, по признанию многих, первый поэт той эпохи.
В основе символизма лежит идея «двоемирия», сформулированная древнегреческим философом Платоном. В соответствии с ней реальный, зримый мир считается лишь искаженным, вторичным отражением мира духовных сущностей.
Символ (symbolon греч., тайный, условный знак) - особый художественный образ, воплощающий отвлеченную идею, он неисчерпаем в своем содержании и позволяет интуитивно постичь скрытый от чувственного восприятия идеальный мир.
Символы использовались в культуре с древнейших времен: звезда, река, небо, огонь, свеча и т.п. - эти и подобные им образы всегда вызывали у человека представления о высоком и прекрасном. Однако в творчестве символистов символ обретал особый статус, поэтому их стихи отличались сложной образностью, зашифрованностью, порой чрезмерными. В итоге это приводит к кризису символизма, который к 1910 г. прекращает существование как литературное направление.
Наследниками символистов провозглашают себя акмеисты.

Акмеизм

Акмеизм (акте от греч., высшая степень чего-либо, стрела) возникает на основе кружка «Цех поэтов», куда входили Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, Г. Иванов, Г. Адамович и др. Не отвергая духовной первоосновы мира и человеческой природы, акмеисты в то же время стремились заново открыть красоту и значимость реальной земной жизни. Основные идеи акмеизма в области творчества: логичность художественного замысла, стройность композиции, ясность и гармоничность художественного стиля. Важное место в системе ценностей акмеизма занимала культура - память человечества. В своем творчестве лучшие представители акмеизма: А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев - достигли значительных художественных высот и получили широкое признание публики. Дальнейшее существование и развитие акмеизма было насильственно прервано событиями революции и гражданской войны.

Авангардизм

Авангардизм (avantgarde фр. передовой отряд) - обобщенное название экспериментальных художественных течений, школ XX века, объединенных целью создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Наиболее известны из них футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, соц-арт и др.
Главная черта авангардизма - это отрицание культурно-исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск своих путей в искусстве. Если модернисты подчеркивали преемственность с культурной традицией, то авангардисты относились к ней нигилистически. Известен лозунг русских авангардистов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!» В русской поэзии к авангардизму принадлежали различные группы футуристов.

Футуризм

Футуризм (futurum лат. будущее) возник в Италии как течение нового урбанистического, технократического искусства. В России это течение заявило о себе в 1910 г. и состояло из нескольких групп (эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга»). Футуристами себя считали В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Крученых, братья Бурлюки и др. Футуристы претендовали на создание принципиально нового искусства будущего (они называли себя «будетлянами») и потому смело экспериментировали с формами стиха, изобретали новые слова («словоновшества»), свой «заумный» язык, не боялись быть грубыми и антиэстетичными. Это были настоящие анархисты и бунтари, постоянно эпатирующие (раздражающие) вкус публики, воспитанной на традиционных художественных ценностях. По сути своей программа футуризма носила разрушительный характер. По-настоящему оригинальными и интересными поэтами были В. Маяковский и В. Хлебников, обогатившие русскую поэзию своими художественными открытиями, но это было скорее не благодаря футуризму, а вопреки ему.

Вывод по вопросу:

Основные литературные направления

Подводя итог краткому обзору основных этапов развития европейской и русской литературы, главной его особенностью и основным вектором было стремление к разнообразию, обогащению возможностей творческого самовыражения человека. Словесное творчество во все века помогало человеку познавать окружающий мир и выражать свои представления о нем. Диапазон средств, которые для этого использовались, поражает воображение: от глиняной дощечки к рукописной книге, от изобретения массового книгопечатания до современных аудио-, видео-, компьютерных технологий.
Сегодня благодаря Интернету литература меняется и обретает совершенно новое свойство. Писателем может стать любой, у кого есть компьютер и доступ в сеть. На наших глазах появляется новый вид - сетевая литература, у которой есть свои читатели, свои знаменитости.
Этим пользуются миллионы людей на всей планете, выкладывая во всемирный доступ свои тексты и получая мгновенный отклик читателей. Наиболее популярные и востребованные национальные серверы Проза.ру и Стихи.ру - некоммерческие социально ориентированные проекты, миссия которых - «предоставить авторам возможность опубликовать свои произведения в сети интернет и найти читателей». По состоянию на 25 июня 2009 г. на портале Проза.ру 72 963 автора опубликовали 93 6776 произведений; на портале Стихи.ру 218 618 авторов опубликовали 7036319 произведений. Ежедневная аудитория этих сайтов составляет примерно 30 тысяч посещений. Разумеется, в основе своей это не литература, а скорее графоманство - болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству, но если среди сотен тысяч подобных текстов встречается несколько по-настоящему интересных и сильных, это все равно как в груде шлака старатели нашли бы слиток золота.
2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).

Классицизм

Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 веков. Название образовано от латинского "classicus" - образцовый.

Особенности:

1. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

2. Рационализм. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

3. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Индивидуальные признаки и черты он отбрасывает.

4. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на "высокие" и "низкие" (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки. Ведущий жанр - трагедия.

6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип "единства места, времени и действия", что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем действия спектакля, в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

Классицизм зародился и получил своё название во Франции (П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Лафонтен и др). После Великой Французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

Романтизм

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-го - первой половины 19 века. В 18 веке романтическим именовалось всё фактическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.

Основные признаки:

1. Романтизм - наиболее яркая форма протеста против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще.

2. Общая пессимистическая направленность - идеи "космического пессимизма", "мировой скорби".

3. Абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.

4. "Двоемирие", то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Романтическому герою подвластны духовное озарение, вдохновение, благодаря чему он проникает в этот идеальный мир.

5. "Местный колорит". Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа.

Сентиментализм

Течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины 18-го – начала 19 вв.

Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.

Путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простых людей.

Близок предромантизму.

Основные признаки:

1. Верен идеалу нормативной личности.

2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, главным в человеческой природе объявлял чувство, а не разум.

3. Условием формирования идеальной личности считал не "разумное переустройство мира", а высвобождение и совершенствование "естественных чувств".

5. В отличии от романтизма, сентиментализму чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Характерные особенности русского сентиментализма:

а) Достаточно чётко выражены рационалистические тенденции;

б) Сильна нравоучительная установка;

в) Просветительские тенденции;

г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.

Излюбленные жанры сентименталистов - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Натурализм

Литературное направление, сложившееся в последней трети 19-го века в Европе и США.

Характерные особенности:

1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой ученый изучает природу. Художественное познание уподоблялось научному.

2. Художественное произведение рассматривалось как "человеческий документ", а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществлённого в нём акта познания.

3. Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображённая с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.

Реализм

Правдивое изображение реальной действительности.

Литературное направление, сложившееся в Европе в начале 19 века и остающееся одним из основных направлений современной мировой литературы.

Основные признаки реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком самого себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности. Типизация характеров в реализме осуществляется через "правдивость деталей" конкретных условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. В отличие от романтизма, философским основанием реализма является гностицизм, вера в познаваемость окружающего мира.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии. Оно способно обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых социальных явлений и отношений, новых психологических и общественных типов.

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.



Похожие статьи
 
Категории