Когда заселялся крым. Народы населяющие Крым

13.04.2019

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров? Давайте разберемся!

История Крыма с древнейших времен

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в стоянка , остатки палеолитической и мезолитической культур в и Мурзак-Коба.

В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в зачатки некоего подобия государственности.

На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.

Античный расцвет в истории

Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.

Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в , или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, . Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.

Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только , римские крепости в Судаке и Гурзуфе.

Кому принадлежал полуостров в Средневековье?

Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в . Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая.

Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства,
самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город , истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака.

Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа.

Когда к крымской власти пришла Российская империя?

Важный этап в истории Крыма – . К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.

Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность.

После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты.
Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость , которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами.

Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала . Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок.

При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Марионеточное правительство Соломона Самойловича Крыма сменила военная власть Деникина и Врангеля. Только в войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостровной периметр. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс. человек.

В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в – металлургический завод.

Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война.
Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и , но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.

Оккупанты были изгнаны отсюда . После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева.

Новейшая история Крыма и наши дни

После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Первым президентом АРК в 1992 г. стал Юрий Мешков. Впоследствии отношения между официальным Киевом и обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове, а в 1998 г.
президент Кучма подписал Указ об утверждении новой Конституции АРК, с положениями которой были согласны далеко не все жители республики.

Внутренние противоречия, совпавшие по времени с серьезными политическими обострениями между Украиной и Российской Федерацией, в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. По этому поводу 16 марта 2014 г. был проведен референдум. Большинство крымчан, принявших участие в плебисците, отдали голоса за воссоединение с Россией.

Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество . вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен и готов радушно встретить гостей из любой страны мира! Предлагаем в заключение документальный фильм, приятного просмотра!

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

Предлагаем вниманию читатели нашего сайта этно-исторический экскурс Игоря Дмитриевича Гурова, касающийся вопроса прав той или иной национальности на полуостров Крым. Статья была опубликована в 1992 году в небольшом ежемесячнике "Политика", издававшемся депутатской группой "Союз". Однако, она до сих пор остается актуальной, особенно сейчас, когда в период острейшего политического кризиса на Украине решается вопрос о широкой автономии Крыма, как раз замороженного в том же 1992 году.

Несмотря на то, что киевские и некоторые московские газеты и телепередачи провозглашают сегодня крымских татар "единственно коренным" народом Крымского полуострова, а русские тавричане изображаются исключительно как захватчики и оккупанты, Крым остается российским.

Обратимся к реальным историческим фактам. В древности Крым заселяли племена киммерийцев, затем - тавров и скифов. С середины I-го тысячелетия до н. э. на побережье Таврии возникают греческие колонии. В раннем средневековье скифов сменяют германоязычные готы (позднее смешавшиеся с греками в летописных «гречан-готфинов») и ираноязычные аланы (родственные современным осетинам). Тогда же проникают сюда и славяне. Уже в одной из боспорских надписей V века встречается слово "ант", которым, как известно, византийские авторы называли славян, живших между Днепром и Днестром. А в самом конце VIII века в "Житии Стефана Сурожского" подробно описан поход в Крым новгородского князя Бравлина, после которого начинается активная славянизация Восточного Крыма.

Арабские источники IX века сообщают об одном из центров Древней Руси - Арсании, находившейся, по мнению большинства ученых, на территории Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это т. н. Азовская, или Черноморская (Тьмутараканская) Русь, являвшаяся опорной базой для походов русских дружин во 2-й половине IX - начале X вв. на малоазиатское побережье Черного моря. Более того, византийский историк Лев Диакон в рассказе об отступлении князя Игоря после его неудачного похода на Византию в 941 г. говорит о Боспоре Киммерийском (Восточный Крым) как о "родине русских".

Во 2-й половине IX в. (после похода князя Святослава и разгрома им в 965 г. Хазарского каганата) Азовская Русь окончательно вошла в сферу политического влияния Киевской Руси. Позднее здесь сформировалось Тьмутараканское княжество. Под 980 голом в "Повести временных лет" впервые упоминается сын великого князя Владимира Святого - Мстислав Храбрый; там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тьмутараканской землей (которой онвладел до самой своей смерти в 1036 г.).

Укрепляется влияние Руси и в Западной Тавриде, особенно после того, как князь Владимир в 988 г. в результате 6-месячной осады взял принадлежавший византийцам город Херсонес и принял там крещение.

Половецкое нашествие в конце XI-го века ослабило русских князей в Тавриде. Последний раз в летописях Тьмутаракань упоминается под 1094 г., когда правивший здесь князь Олег Святославович (носивший официальный титул "архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии") в союзе с половцами пришел в Чернигов. А в начале ХШ века земли бывшего Тьмутараканского княжества стали легкой добычей предприимчивых генуэзцев.

В 1223 г. монголы совершают первый набег на Таврику, а к концу XIII в., после разгрома созданного эллинизированными аланами Киркельского княжества, административным центром края становится город Крым (ныне - Старый Крым), с 1266 г. ставший местом пребывания монголо-татарского хана.

После Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), закончившегося разгромом Царьграда, сначала Венеция, а затем (с 1261 г.) Генуя получают возможность утвердиться в Северном Причерноморье. В 1266 г. генуэзцы купили у Золотой Орды г. Кафу (Феодосию) и затем и дальше продолжили расширять свои владения.

Этнический состав населения Крым в этот период был достаточно пестрым. В XIII-XV вв. в Кафе проживали греки, армяне, русские, татары, венгры, черкесы ("зихи") и евреи. В Уставе Кафы 1316 г. упоминается о русских, армянских и греческих церквях, расположенных в торговой части города, наряду с католическими храмами и татарской мечетью. Во 2-й половине XV в. это был один из крупнейших городов Европы с населением до 70 тыс. чел. (из них генуэзцы составляли лишь около 2 тыс. чел.). В 1365 г. генуэзцы, заручившись поддержкой золотоордынских ханов (которым они давали огромные денежные займы и поставляли наемников), захватили крупнейший крымский город Сурож (Судак), населенный главным образом греческими и русскими купцами и ремесленниками и поддерживавший тесные связи с Московским государством.

Из русских документов XV в. известно и о тесных контактах расположенного на юго-западе Крыма православного княжества Феодоро (другое название - Мангупское княжество), возникшего на руинах Византийской империи, с Московским государством. Например, русская летопись упоминает князя Стефана Васильевича Ховра, который эмигрировал в Москву вместе с одним из сыновей в 1403 г. Здесь он принял монашество под именем Симона, и сын его Григорий основал монастырь, названный в честь отца Симоновым. Другой его сын - Алексей - в это время управлял княжеством Феодоро. От его внука - Владимира Григорьевича Ховрина - произошли известные русские роды - Го­ловины, Третьяковы, Грязные и др. Связь между Москвой и Феодоро была настолько тесной, что великий князь Московский Иван III собирался женить своего сына на дочери феодоритского князя Исаака (Исайко), но осуществить этот замысел не удалось из-за разгрома княжества Феодоро турками.

В 1447 г. произошло первое нападение турецкого флота на берега Крыма. Захватив Кафу в 1475 г., турки разоружили все ее население, а затем, по свидетельству ано­нимного тосканского автора, "7 и 8 июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи". "Туркова взяша Кафу и гостей мо­сковских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша", - сообщают русские летописи.

Утвердив свою власть над Крымом, турки включили в состав собственно султанских земель только прежние генуэзские и греческие впадения, которые они принялись усиленно заселять своими соплеменниками - анатолийскими турками-османами. Остальные районы полуострова отошли к преимущественно степному Крымскому ханству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции.

Именно от анатолийских турок-османов ведут свое происхождение т. н. "южнобережные крымско-татары", которые и определили этническую линию современ­ных крымских татар - т. е. их культуру и литературный язык. Подчиненное же Турции Крымское ханство в 1557 г. пополнилось представителями Малой Ногайской Орды, откочевавшей в Причерноморье и Степной Крым с Волги и Прикаспия. Крымские и ногайские татары жили исключительно кочевым скотоводством и разбойничьими набегами на соседние государства. Сами крымские татары говорили в XVII в. посланцам турецкого султана: "А ведь вот есть больше 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то, чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху". Поэтому дважды в год они совершали набеги для захвата невольников и грабежей. Например, за 25 лет Ливонской войны (1558-1583 гг.) крымские татары сделали 21 набег на великорусские области. Еще сильнее страдали хуже защищенные малороссийские земли. С 1605 по 1644 гг. татары совершили на них не менее 75 набегов. В 1620-1621 гг. им удалось разорить даже далекое Прусское герцогство.

Все это заставляло Россию принимать ответные меры и вести борьбу за ликвидацию этого постоянного очага агрессии у себя на юге. Однако решить эту проблему удалось лишь во 2-й половине XVIII в. В ходе русско-турецкой войны 1769-1774 гг. русские войска овладели Крымом. Опасаясь ответных религиозных погромов, большая часть коренного христианского населения (греки и армяне) по предложению Екатерины II переселились в район Мариуполя и Нахичевани Ростовской. В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к России и в 1784 г. стал частью новообразованной Таврической губернии. До 80 тысяч татар не пожелали тогда оставаться в русской Тавриде и эмигрировали в Турцию. На их место Россия начала привлекать чужестранных колонистов: греков (из турецких владений), армян, корсиканцев, немцев, болгар, эстонцев, чехов и т. д. В массовом количестве стали сюда переселяться великороссы и малороссияне.

Еще одна эмиграция татар и ногайцев из Крыма и Северного Причерноморья (до 150 тыс. чел.) произошла в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда многие татарские мурзы и беи поддерживали Турцию.

К 1897 г. наметились значительные сдвиги в этническом составе населения Тавриды: татары составляли лишь около 1/3 населения полуострова, в то время как русские - свыше 45 проц. (из них 3/4великороссы и 1/4 - малороссы), немцы - 5,8 проц., евреи 4,7 проц., греки - 3,1 проц., армяне - 1,5 проц. и т. д.

После февральской революции 1917 г. в среде крымских татар возникла националистическая протурецкая партия "Милли фирка"("национальная партия"). В свою очередь большевики провели съезд Советов и марта 1918 г. провозгласили создание ССР Тавриды. Затем полуостров был оккупирован немцами, и власть получила миллифирковская Директория.

В конце апреля 1919 г. здесь была создана "Крымская советская республика", но уже в июне она была ликвидирована частями Добровольческой армии генерала Деникина.

С этого времени русская Таврида стала главной базой Белого Движения. Лишь к 16 ноября 1920 г. Крым вновь захватили большевики, выбив с полуострова Русскую Армию генерала Врангеля. Тогда же был образован Крымский революционный комитет (Крымревком) под руководством "интернационалистов" Белы Куна и Розалии Землячки. По их указанию в Крыму была организована кровавая расправа, в ходе которой "пламенные революционеры" истребили по некоторым сведениям до 60 тыс. русских офицеров и солдат Белой армии.

18 октября 1921 г. ВЦИК и СНК опубликовали постановление об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В это время в Крыму проживало 625 тысяч человек, из них русские составляли 321,6 тысяч, или 51,5% (в т. ч. великороссы - 274,9 тыс., малороссы - 45,7 тыс., белорусы - 1 тыс.), татары (включая турок и часть цыган) - 164,2 тыс. (25,9%), другие национальности (немцы, греки, болгары, евреи, армяне) - св. 22%.

С начала 1920 годов в духе большевистско-ленинской национальной политики организациями ВКП(б) стал активно проводиться курс на тюркизацию Крыма. Так, в 1922 г. для крымских татар было открыто 355 школ, а также созданы вузы с преподаванием на крымско-татарском языке. На посты председателей Крымского ЦИК и СНК Крымской АССР были назначены татары - Вели Ибраимов и Дерен-Айерлы, проводившие националистическую политику, прикрытую коммунистической фразеологией. Лишь в 1928 г. они были сняты с постов, но не за национализм, а за связь с троцкистами.

К 1929 г. в результате кампании по разукрупнению сельсоветов их число увеличилось со 143 до 427. При этом почти утроилось количество национальных сельсоветов (таковыми считались сельсоветы или районы, в которых большинство национального населения составляло 60%). Всего было образовано 145 татарских сельсоветов, 45 немецких, 14 еврейских,7 греческих, 5 болгарских, 2 армянских, 2 эстонских и лишь 20 русских (поскольку русские в этот период проходили по разряду "великодержавных шовинистов", при административном размежевании считалось нормальным давать преимущество другим национальностям). Была создана и система специальных курсов по подготовке национальных кадров при правительственных учреждениях. Развернулась кампания по переводу делопроизводства и сельсоветов на "национальные" языки. При этом "антирелигиозная борьба" - в том числе против православия и ислама - продолжалась и усиливалась.

В предвоенные годы наблюдается значительный рост населения (с 714 тыс. в 1926 г. до 1126429 чел. в 1939 г.). По национальному составу население распределялось в 1939 г. так: русские - 558481 человек (49,58%), украинцы, 154120 (13,68%), татары - 218179 (19,7%), немцы 65452 (5,81%), евреи - 52093(4,62%.), греки - 20652 (1,83%), болгары - 15353 (1,36%), армяне - 12873 (1,14%), прочие - 29276 (2,6%).

Гитлеровцы, заняв Крым осенью 1941 г., умело сыграли на религиозных чувствах татар, их недовольстве воинствующим атеизмом большевиков. Нацисты созвали в Сим­ферополе мусульманский съезд, на котором сформировали крымское правительство ("Татарский комитет") во главе с ханом Белялом Асановым. В течение 1941-1942 гг. ими было сформировано 10 крымско-татарских батальонов СС, которые вместе с полицейскими отрядами самообороны (созданными в 203 татарских селениях) насчиты­вали свыше 20 тысяч человек. Хотя среди партизан были и, татары - около 600 человек. В карательных операциях с участием крымско-татарских частей было истреблено 86 тысяч мирных жителей Крыма и 47 тысяч военнопленных, еще около 85 тысяч человек было угнано в Германию.

Однако меры возмездия за преступления, совершенные крымско-татарскими карателями, были - распространены сталинским руководством на весь крымско-татарский этнос и ряд других крымских народов. 11мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, по которому из Крыма в Среднюю Азию в течение 18-19мая были переселены 191088 татар, 296 немцев, 32 румына и 21австриец. 2 июня 1944 г. последовало еще одно постановление ГКО, по которому 27 и 28 июня из Крыма были выселены 15040 греков, 12422 болгар и 9621 армян. В то же время были высланы проживавшие в Крыму иностранные подданные: 1119 немцев, итальянцев и румын, 3531 греков, 105 турок и 16 иранцев.

В июле 1945 г. Указом Президиума ВС СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а 19 февраля 1954 г. Н. С. Хрущев подарил Крым Радяньской Украине, очевидно, в память о своем многолетнем секретарствовании в КП(б)У.

С наступлением "перестройки" московские и киевские средства массовой информации стали изображать татар единственно "коренными" жителями полуострова, его "исконными" хозяевами. Почему? "Организация крымско-татарского национального движения" объявила своей целью не только возвращение до 350 тысяч татар – уроженцев солнечного Узбекистана и других среднеазиатских республик в Крым, но и создание там своего "национального государства". Для достижения этой цели они созвали в июле 1991 г. курултай и избрали на нем "меджлис" из 33 человек. Действия ОКНД, возглавляемой ярым туркофилом Мустафой Джамилевым, были с восторгом встречены киевским «руховским» и бывшекоммунистическим руководством, действующим по принципу "хороши все, кто против клятых москалей". Но зачем Джамилеву понадобилось создавать свое "национальное государство" именно в Крыму?

Конечно, понятна жажда реванша у обиженных Сталиным татарских новопоселенцев. Но все же господам ОКНД, столь усердно призывающим к отуречиванию Крыма, следовало бы помнить о своем анатолийском и ногайском происхождении: ведь их истинная прародина - это Турция, Южный Алтай и горячие степи Синцзяна.

И уж если создавать в Тавриде какие-то "национальные государства", то придется удовлетворять чаяния и великороссов, и украинцев, и караимов, и греков, и всех прочих коренных жителей полуострова. Единственная реальная перспектива для Крыма - мирное сосуществование проживающих здесь этносов. Делить же население на «коренное» и русское - задача несостоятельная исторически и опасная политически.

Игорь Гуров
Газета «Политика», 1992 г., № 5

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.



Похожие статьи
 
Категории