Когда заселялся крым. Все о крыме

11.04.2019

Народы населяющие Крым

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Случайные фото Крыма

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские . Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие определенную роль в экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.

Во-вторых, народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы.

И, в-третьих, после 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру 16 этнических общностей.

Сюда включены памятники архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории Крыма.

Фото красивых мест Крыма

Армяне

Для характеристики объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.

Особый экскурсионный интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"), дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму. В нем проявились основные черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников истории и культуры.

Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние надгробные плиты с изображением креста.

В Старом Крыму один раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.

Белорусы

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Болгары

Представляет интерес культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов, заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг. XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт. Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической, религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные праздники, обыгрываются обычаи и обряды.

Греки

В поле зрения исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время). Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов архипелага конца XVIII - начала XIX вв.

Одним из сел, сохранивших памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье (бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина - "Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье открылся этнографический дом-музей.

Помимо так называемых "новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников, характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках. Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое, Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру позднесредневекового населения Крыма - греков.

На протяжении длительного проживания с представителями других этносов (русские) произошло взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и специального обустройства.

Многие культовые памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих паломников, в нем проходят богослужения.

Общее количество выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды, бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).

Евреи

История различных народов Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.

После 1783 г. в Крым стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка (евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е. являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в. появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге России, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.

Немцы

Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.

В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).

Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.

Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).

В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.

Русские

Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).

Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.

По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).

В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.

Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.

К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.

К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.

Украинцы

Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно-исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Мы с вами привыкли подходить к понятию «Крым » как к названию места, в котором можно отлично провести отпускные летние деньки, хорошо отдохнуть на морском берегу, совершив пару поездок к достопримечательностям, расположенным неподалеку. Но если подойти к вопросу глобально, взглянуть на полуостров с расстояния веков и знаний, то становится понятно, что Крым – уникальная историко-культурная территория, поражающая древностью и разнообразием природных и «рукотворных» ценностей. Многочисленные крымские памятники культуры отражают религию, культуру и исторические события разных эпох и народов. История полуострова – это сплетение Запада и Востока, история древних греков и золотоордынских монголов, история зарождения христианства, появления первых церквей и мечетей. Веками здесь жили, воевали друг с другом, заключали мирные и торговые договоры разные народы, возводились и разрушались поселки и города, появлялись и исчезали цивилизации. Вдыхая крымский воздух, кроме пресловутых фитонцидов можно почувствовать в нем привкус легенд о жизни амазонок, олимпийских богов, тавров, киммерийцев, греков

Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества . Первобытные люди-неандертальцы появились здесь 150 тысяч лет назад, привлеченные теплым климатом и обилием животных, являвшихся их основной пищевой базой. Почти в каждом крымском музее можно встретить археологические находки из гротов и пещер , служивших естественными убежищами первобытному человеку. Самые известные стоянки первобытного человека:

  • Киик-Коба (Белогорский район );
  • Староселье (Бахчисарай);
  • Чокурчо (Симферополь);
  • Волчий грот (Симферополь);
  • Ак-Кая (Белогорск).
Около 50 тысяч лет назад на Крымском полуострове появился предок современных людей – человек кроманьонского типа. Открыты три стоянки этой эпохи: Сюрень (около села Танковое), Аджи-Коба (склон Караби-Яйлы) и Качинский навес (около села Предущельное, Бахчисарайский район) .

Киммерийцы

Если до первого тысячелетия до нашей эры исторические данные лишь приоткрывают завесу с разных периодов развития человека, то сведения о более позднем времени позволяют говорить уже о конкретных культурах и племенах Крыма . В V веке до нашей эры крымские берега посетил Геродот, древнегреческий историк. В своих трудах он описал местные земли и народы, на них обитающие. Считается, что в числе первых народов, живших в степной части полуострова в XV-VII веках до нашей эры, были киммерийцы . Их воинственные племена были прогнаны из Крыма в IV - III веках до нашей эры не менее агрессивными скифами и затерялись в необъятных просторах степей Азии. О них напоминают только древние названия:

  • Киммерийские стены;
  • Киммерик.

Тавры

Горный и предгорный Крым в те времена населяли племена тавров , далеких потомков кизил-кобинской археологической культуры. В описаниях древних авторов тавры выглядят кровожадными и жестокими. Будучи умелыми моряками, они промышляли пиратством, грабя проходившие вдоль берега корабли. Пленников сбрасывали в море с высокого утеса с храма, принося в жертву богине Деве . Опровергая эту информацию, современные ученые установили, что тавры занимались охотой, сбором моллюсков, рыболовством, земледелием и разводили скот. Жили они в хижинах или пещерах, но для защиты от внешних врагов строили укрепленные убежища. Таврские укрепления обнаружены на горах: Кошка, Уч-Баш, Кастель, Аю-Даг , на мысе Ай-Тодор .

Еще одни следы тавров – многочисленные захоронения в дольменах – каменных ящиках, состоящих из четырех поставленных на ребро плоских плит и накрытых сверху пятой. Одна из нерешенных загадок о таврах – местонахождение утеса с храмом Девы.

Скифы

В VII веке до нашей эры в степную часть Крыма пришли скифские племена. В IV веке до нашей эры сарматы оттесняют скифов на нижний Днепр и Крым. На рубеже IV-III веков до нашей эры на этой территории образовалось скифское государство, столицей которого являлся Неаполь Скифский (на его месте находится современный Симферополь).

Греки

В VII веке до нашей эры на крымские берега потянулись вереницы греческих колонистов. Выбирая удобные для проживания и мореплавания места, греки основывали на них города-государства – «полисы»:

  • Феодосия ;
  • Пантикапей-Боспор (Керчь);
  • (Севастополь);
  • Мирмекий;
  • Нимфей;
  • Тиритака.

Появление и расширение греческих колоний послужило серьезным толчком для развития Северного Причерноморья: усилились политические, культурные и торговые связи между местным населением и греками. Коренные жители Крыма научились возделывать землю более совершенными способами, начали разводить маслины и виноград. Огромным оказалось влияние греческой культуры на духовный мир скифов, тавров, сарматов и других племен, которые с ней соприкоснулись. Однако взаимоотношения между соседствующими народами складывались непросто: мирные периоды сменялись годами войн. Поэтому все греческие полисы были защищены крепкими каменными стенами.

IV в. до нашей эры стал временем основания нескольких поселений на западе полуострова. Крупнейшие из них - Калос-Лимен (Черноморское) и Керкинитида (Евпатория). В конце V века до нашей эры выходцы из греческой Гераклеи основали полис Херсонес (современный Севастополь). Спустя сто лет Херсонес стал независимым от греческой метрополии городом-государством и крупнейшим полисом Северного Причерноморья. В период расцвета это был мощный город-порт, окруженный крепостными стенами культурный, ремесленный и торговый центр юго-западной части Крыма.

Около 480 года до нашей эры независимые греческие города объединились, образовав Боспорское царство , столицей которого стал город Пантикапей . Немного позже к царству присоединилась Феодосия .

В IV веке до нашей эры до нашей эры скифский царь Атей объединил скифские племена в сильное государство, владевшего территорией от Днестра и Южного Буга до Дона. С конца IV века до нашей эры и особенно в III веке до нашей эры скифы и тавры, находившиеся под их влиянием, оказывали на полисы сильное военное давление. В III веке до нашей эры на полуострове появляются скифские селения, укрепления и города, в том числе и столица царства – Неаполь Скифский . В конце II века до нашей эры осажденный скифами Херсонес обратился за помощью к Понтийскому царству (располагавшегося на южном берегу Черного моря). Войска Понты сняли осаду, но одновременно захватили Феодосию и Пантикапей, после чего и Боспор, и Херсонес оказались в составе Понтийского царства.

Римляне, гунны, Византия

С середины I века до начала IV века нашей эры все Причерноморье (и Крым-Таврика в том числе) входило в сферу интересов Римской империи. Оплотом римлян на Таврике стал Херсонес . В I веке на мысе Ай-Тодор римские легионеры построили крепость Харакс и связали ее дорогами с Херсонесом , в котором располагался гарнизон. Римская эскадра размещалась в Херсонесской гавани.

В 370 году на крымские земли пришли полчища гуннов. Они стерли с лица земли боспорское царство и скифское государство, разрушили Херсонес, Пантикапей и Неаполь Скифский. После Крыма гунны отправились в Европу, неся погибель великой Римской империи. В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византийскую ). Южная часть Таврики вошла в сферу интересов Восточной империи. Главной базой византийцев в Крыму стал Херсонес, который стал именоваться Херсоном . Этот период стал временем проникновения на полуостров христианства. По церковному преданию, первым его вестником стал Андрей Первозванный. Третий епископ Рима Климент, сосланный в 94 году в Херсон, также активно проповедовал христианскую веру. В VIII веке в Византии появилось движение иконоборчества: уничтожались все изображения святых – на иконах, в храмовых росписях. Монахи спасались от преследований на окраинах империи, в том числе и в Крыму. В горах полуострова они основали пещерные монастыри и храмы:

  • Качи-Кальон;
  • Челтер;
  • Успенский;
  • Шулдан.

В конце VI века на полуостров хлынула новая волна захватчиков – хазар, предков караимов. Они заняли весь Крым , кроме Херсона. В 705 году Херсон признал хазарский протекторат и отделился от Византии. В ответ Византия отправила в 710 году карательный флот с небольшой армией на борту. Херсон пал, и византийцы обошлись с его жителями с небывалой жестокостью. Но едва имперские войска покинули город, как тот восстал: объединившись с хазарами и частью изменившего империи войска, Херсон захватил Константинополь и поставил во главе Византии своего императора.

Славяне, монголы, генуэзцы, княжество Феодоро

В IX веке в ход крымской истории активно вмешивается новая силаславяне . Их появление на полуострове совпало с закатом хазарского государства, окончательно разгромленного в Х веке князем Святославом. В 988 – 989 годах Херсон захватил киевский князь Владимир. Здесь он принял христианскую веру.

В XIII веке на полуостров несколько раз вторгались татаро-монголы Золотой Орды, основательно разграбившие города. С середины XIII века они стали оседать на территории Таврики. В это время они захватили Солхат и превратили его в центр Крымского юрта Золотой Орды. Он получил название Къырым , унаследованное впоследствии полуостровом.

В эти же годы в горах Крыма появилось православное княжество Феодоро со столицей в Мангупе . Генуэзцы имели с княжеством Феодоро спорные вопросы по поводу принадлежности спорных территорий.

Турки

В начале 1475 года у Кафы появился флот Османской империи . Хорошо укрепленная Кафа выдержала осаду всего три дня, после чего сдалась на милость победителя. К концу года турки захватили все прибрежные крепости: владычество генуэзцев в Крыму закончилось. Мангуп продержался дольше всех и сдался туркам только после полугодовой осады. Захватчики жестоко обошлись с плененными феодорийцами: город разорили, большую часть жителей убили, а оставшихся в живых увели в рабство.

Крымский хан стал вассалом Османской империи и проводником захватнической политики Турции по отношению к Руси. Набеги на южные земли Украины, Польши, Литвы и Руси стали постоянными. Русь стремилась защитить свои южные рубежи и обрести выход к Черному морю. Поэтому она многократно воевала с Турцией. Война 1768 – 1774 годов стала для турок неудачной. В 1774 году между Османской империей и Россией был заключен Кучук-Кайнарджийский договор о мире, принесший независимость Крымскому ханству. Россия получила в Крыму крепости Кин-бурн, Азов и город Керчь вместе с крепостью Ени-Кале . Кроме этого, теперь российские торговые суда получили свободный доступ к плаванию по Черному морю.

Россия

В 1783 году Крым был окончательно присоединен к России. Большинство мусульман покинуло полуостров и перебралось в Турцию. Край пришел в запустение. Князь Г. Потемкин , губернатор Тавриды , стал переселять сюда отставных солдат и крепостных из соседних районов. Так на полуострове появились первые деревни с русскими названиями – Изюмовка, Мазанка, Чистенькое … Этот ход князя оказался верным: экономика Крыма начала развиваться, возродилось сельское хозяйство. В отличной естественной гавани был заложен город Севастополь – база черноморского флота России. Около Ак-Мечети, небольшого городка, строился Симферополь – будущая «столица» Таврической губернии.

В 1787 году Крым посетила императрица Екатерина II с большой свитой высокопоставленных лиц иностранных государств. Она останавливалась в специально построенных для этого случая путевых дворцах.

Восточная война

В 1854 – 1855 годах Крым стал ареной еще одной войны, получившей название Восточной. Осенью 1854 года Севастополь осадила соединенная армия Франции, Англии и Турции . Под руководством вице-адмиралов П.С. Нахимова и В.А. Корнилова оборона города продолжалась 349 дней. В конце концов город был разрушен до основания, но при этом прославлен на весь мир. Россия проиграла эту войну: в 1856 году в Париже был подписан договор, запрещавший иметь военные флоты на Черном море и Турции, и России.

Здравница России

В середине XIX века врач Боткин порекомендовал царской семье приобрести имение Ливадию , как место, обладающее исключительно полезным для здоровья климатом. Это стало началом новой, курортной эпохи в Крыму. По всему побережью строились виллы, усадьбы, дворцы, принадлежавшие царской семье, богатым помещикам и промышленникам, придворной знати. За несколько лет деревушка Ялта превратилась в популярный аристократический курорт. Железные дороги, связавшие между собой крупнейшие города края, еще больше ускорили его превращение в курортно-дачную здравницу империи.

В начале ХХ века полуостров относился к Таврической губернии и представлял собой в хозяйственно-экономическом отношении аграрный край с несколькими промышленными городами. В основном это были Симферополь и портовые Керчь, Севастополь и Феодосия .

Советская власть утвердилась в Крыму только осенью 1920 года, после того, как с полуострова были изгнаны немецкая армия и войска Деникина . Спустя год была образована Крымская Автономная Социалистическая Республика. Дворцы, дачи и виллы были отданы под народные санатории, где лечились и отдыхали колхозники и рабочие со всех уголков молодого государства.

Великая отечественная война

В годы второй мировой войны полуостров мужественно боролся с врагом. Севастополь повторил свой подвиг, сдавшись после 250-дневной осады. Страницы героической летописи тех лет пестрят такими названиями, как «Огненная земля Эльтигена», «Керченско-Феодосийская операция», «Подвиг партизан и подпольщиков» … За проявленные мужество и стойкость Керчи и Севастополю присвоены звания городов-героев.

Февраль 1945 года собрал в Крыму глав стран-союзниц – США, Великобритании и СССР – на Крымской (Ялтинской) конференции в Ливадийском дворце . В ходе этой конференции были приняты решения о завершении войны и установлении послевоенного мирового порядка.

Годы послевоенные

Крым был освобожден от оккупантов в начале 1944 года, и сразу же началось восстановление полуострова – промышленных предприятий, домов отдыха, санаториев, объектов сельского хозяйства, деревень и городов. Черной страницей в истории полуострова того времени стало изгнание с его территории греков, татар и армян. В феврале 1954 года указом Н.С. Хрущева Крымская область была передана Украине. Сегодня многие считают, что это был царский подарок…

За 60-80-е годы прошлого века рост крымского сельского хозяйства, промышленности и туризма достиг апогея. Крым получил полуофициальное звание всесоюзной здравницы: в его курортно-оздоровительных учреждениях ежегодно отдыхали 9 миллионов человек.

В 1991 году во время путча в Москве состоялся арест Генерального Секретаря СССР М.С. Горбачева на государственной даче в Форосе. После развала Советского Союза Крым стал Автономной Республикой , вошедшей в состав Украины. Весной 2014 года после проведения общекрымского референдума полуостров Крым вышел из состава Украины и стал одним из субъектов Российской Федерации. Началась новейшая история Крыма .

Мы же знаем Крым как республику отдыха, солнца, моря и веселья. Приезжайте на крымскую землю – давайте писать историю этой нашей курортной республики вместе!

Предлагаем вниманию читатели нашего сайта этно-исторический экскурс Игоря Дмитриевича Гурова, касающийся вопроса прав той или иной национальности на полуостров Крым. Статья была опубликована в 1992 году в небольшом ежемесячнике "Политика", издававшемся депутатской группой "Союз". Однако, она до сих пор остается актуальной, особенно сейчас, когда в период острейшего политического кризиса на Украине решается вопрос о широкой автономии Крыма, как раз замороженного в том же 1992 году.

Несмотря на то, что киевские и некоторые московские газеты и телепередачи провозглашают сегодня крымских татар "единственно коренным" народом Крымского полуострова, а русские тавричане изображаются исключительно как захватчики и оккупанты, Крым остается российским.

Обратимся к реальным историческим фактам. В древности Крым заселяли племена киммерийцев, затем - тавров и скифов. С середины I-го тысячелетия до н. э. на побережье Таврии возникают греческие колонии. В раннем средневековье скифов сменяют германоязычные готы (позднее смешавшиеся с греками в летописных «гречан-готфинов») и ираноязычные аланы (родственные современным осетинам). Тогда же проникают сюда и славяне. Уже в одной из боспорских надписей V века встречается слово "ант", которым, как известно, византийские авторы называли славян, живших между Днепром и Днестром. А в самом конце VIII века в "Житии Стефана Сурожского" подробно описан поход в Крым новгородского князя Бравлина, после которого начинается активная славянизация Восточного Крыма.

Арабские источники IX века сообщают об одном из центров Древней Руси - Арсании, находившейся, по мнению большинства ученых, на территории Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это т. н. Азовская, или Черноморская (Тьмутараканская) Русь, являвшаяся опорной базой для походов русских дружин во 2-й половине IX - начале X вв. на малоазиатское побережье Черного моря. Более того, византийский историк Лев Диакон в рассказе об отступлении князя Игоря после его неудачного похода на Византию в 941 г. говорит о Боспоре Киммерийском (Восточный Крым) как о "родине русских".

Во 2-й половине IX в. (после похода князя Святослава и разгрома им в 965 г. Хазарского каганата) Азовская Русь окончательно вошла в сферу политического влияния Киевской Руси. Позднее здесь сформировалось Тьмутараканское княжество. Под 980 голом в "Повести временных лет" впервые упоминается сын великого князя Владимира Святого - Мстислав Храбрый; там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тьмутараканской землей (которой онвладел до самой своей смерти в 1036 г.).

Укрепляется влияние Руси и в Западной Тавриде, особенно после того, как князь Владимир в 988 г. в результате 6-месячной осады взял принадлежавший византийцам город Херсонес и принял там крещение.

Половецкое нашествие в конце XI-го века ослабило русских князей в Тавриде. Последний раз в летописях Тьмутаракань упоминается под 1094 г., когда правивший здесь князь Олег Святославович (носивший официальный титул "архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии") в союзе с половцами пришел в Чернигов. А в начале ХШ века земли бывшего Тьмутараканского княжества стали легкой добычей предприимчивых генуэзцев.

В 1223 г. монголы совершают первый набег на Таврику, а к концу XIII в., после разгрома созданного эллинизированными аланами Киркельского княжества, административным центром края становится город Крым (ныне - Старый Крым), с 1266 г. ставший местом пребывания монголо-татарского хана.

После Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), закончившегося разгромом Царьграда, сначала Венеция, а затем (с 1261 г.) Генуя получают возможность утвердиться в Северном Причерноморье. В 1266 г. генуэзцы купили у Золотой Орды г. Кафу (Феодосию) и затем и дальше продолжили расширять свои владения.

Этнический состав населения Крым в этот период был достаточно пестрым. В XIII-XV вв. в Кафе проживали греки, армяне, русские, татары, венгры, черкесы ("зихи") и евреи. В Уставе Кафы 1316 г. упоминается о русских, армянских и греческих церквях, расположенных в торговой части города, наряду с католическими храмами и татарской мечетью. Во 2-й половине XV в. это был один из крупнейших городов Европы с населением до 70 тыс. чел. (из них генуэзцы составляли лишь около 2 тыс. чел.). В 1365 г. генуэзцы, заручившись поддержкой золотоордынских ханов (которым они давали огромные денежные займы и поставляли наемников), захватили крупнейший крымский город Сурож (Судак), населенный главным образом греческими и русскими купцами и ремесленниками и поддерживавший тесные связи с Московским государством.

Из русских документов XV в. известно и о тесных контактах расположенного на юго-западе Крыма православного княжества Феодоро (другое название - Мангупское княжество), возникшего на руинах Византийской империи, с Московским государством. Например, русская летопись упоминает князя Стефана Васильевича Ховра, который эмигрировал в Москву вместе с одним из сыновей в 1403 г. Здесь он принял монашество под именем Симона, и сын его Григорий основал монастырь, названный в честь отца Симоновым. Другой его сын - Алексей - в это время управлял княжеством Феодоро. От его внука - Владимира Григорьевича Ховрина - произошли известные русские роды - Го­ловины, Третьяковы, Грязные и др. Связь между Москвой и Феодоро была настолько тесной, что великий князь Московский Иван III собирался женить своего сына на дочери феодоритского князя Исаака (Исайко), но осуществить этот замысел не удалось из-за разгрома княжества Феодоро турками.

В 1447 г. произошло первое нападение турецкого флота на берега Крыма. Захватив Кафу в 1475 г., турки разоружили все ее население, а затем, по свидетельству ано­нимного тосканского автора, "7 и 8 июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи". "Туркова взяша Кафу и гостей мо­сковских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша", - сообщают русские летописи.

Утвердив свою власть над Крымом, турки включили в состав собственно султанских земель только прежние генуэзские и греческие впадения, которые они принялись усиленно заселять своими соплеменниками - анатолийскими турками-османами. Остальные районы полуострова отошли к преимущественно степному Крымскому ханству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции.

Именно от анатолийских турок-османов ведут свое происхождение т. н. "южнобережные крымско-татары", которые и определили этническую линию современ­ных крымских татар - т. е. их культуру и литературный язык. Подчиненное же Турции Крымское ханство в 1557 г. пополнилось представителями Малой Ногайской Орды, откочевавшей в Причерноморье и Степной Крым с Волги и Прикаспия. Крымские и ногайские татары жили исключительно кочевым скотоводством и разбойничьими набегами на соседние государства. Сами крымские татары говорили в XVII в. посланцам турецкого султана: "А ведь вот есть больше 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то, чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху". Поэтому дважды в год они совершали набеги для захвата невольников и грабежей. Например, за 25 лет Ливонской войны (1558-1583 гг.) крымские татары сделали 21 набег на великорусские области. Еще сильнее страдали хуже защищенные малороссийские земли. С 1605 по 1644 гг. татары совершили на них не менее 75 набегов. В 1620-1621 гг. им удалось разорить даже далекое Прусское герцогство.

Все это заставляло Россию принимать ответные меры и вести борьбу за ликвидацию этого постоянного очага агрессии у себя на юге. Однако решить эту проблему удалось лишь во 2-й половине XVIII в. В ходе русско-турецкой войны 1769-1774 гг. русские войска овладели Крымом. Опасаясь ответных религиозных погромов, большая часть коренного христианского населения (греки и армяне) по предложению Екатерины II переселились в район Мариуполя и Нахичевани Ростовской. В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к России и в 1784 г. стал частью новообразованной Таврической губернии. До 80 тысяч татар не пожелали тогда оставаться в русской Тавриде и эмигрировали в Турцию. На их место Россия начала привлекать чужестранных колонистов: греков (из турецких владений), армян, корсиканцев, немцев, болгар, эстонцев, чехов и т. д. В массовом количестве стали сюда переселяться великороссы и малороссияне.

Еще одна эмиграция татар и ногайцев из Крыма и Северного Причерноморья (до 150 тыс. чел.) произошла в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда многие татарские мурзы и беи поддерживали Турцию.

К 1897 г. наметились значительные сдвиги в этническом составе населения Тавриды: татары составляли лишь около 1/3 населения полуострова, в то время как русские - свыше 45 проц. (из них 3/4великороссы и 1/4 - малороссы), немцы - 5,8 проц., евреи 4,7 проц., греки - 3,1 проц., армяне - 1,5 проц. и т. д.

После февральской революции 1917 г. в среде крымских татар возникла националистическая протурецкая партия "Милли фирка"("национальная партия"). В свою очередь большевики провели съезд Советов и марта 1918 г. провозгласили создание ССР Тавриды. Затем полуостров был оккупирован немцами, и власть получила миллифирковская Директория.

В конце апреля 1919 г. здесь была создана "Крымская советская республика", но уже в июне она была ликвидирована частями Добровольческой армии генерала Деникина.

С этого времени русская Таврида стала главной базой Белого Движения. Лишь к 16 ноября 1920 г. Крым вновь захватили большевики, выбив с полуострова Русскую Армию генерала Врангеля. Тогда же был образован Крымский революционный комитет (Крымревком) под руководством "интернационалистов" Белы Куна и Розалии Землячки. По их указанию в Крыму была организована кровавая расправа, в ходе которой "пламенные революционеры" истребили по некоторым сведениям до 60 тыс. русских офицеров и солдат Белой армии.

18 октября 1921 г. ВЦИК и СНК опубликовали постановление об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В это время в Крыму проживало 625 тысяч человек, из них русские составляли 321,6 тысяч, или 51,5% (в т. ч. великороссы - 274,9 тыс., малороссы - 45,7 тыс., белорусы - 1 тыс.), татары (включая турок и часть цыган) - 164,2 тыс. (25,9%), другие национальности (немцы, греки, болгары, евреи, армяне) - св. 22%.

С начала 1920 годов в духе большевистско-ленинской национальной политики организациями ВКП(б) стал активно проводиться курс на тюркизацию Крыма. Так, в 1922 г. для крымских татар было открыто 355 школ, а также созданы вузы с преподаванием на крымско-татарском языке. На посты председателей Крымского ЦИК и СНК Крымской АССР были назначены татары - Вели Ибраимов и Дерен-Айерлы, проводившие националистическую политику, прикрытую коммунистической фразеологией. Лишь в 1928 г. они были сняты с постов, но не за национализм, а за связь с троцкистами.

К 1929 г. в результате кампании по разукрупнению сельсоветов их число увеличилось со 143 до 427. При этом почти утроилось количество национальных сельсоветов (таковыми считались сельсоветы или районы, в которых большинство национального населения составляло 60%). Всего было образовано 145 татарских сельсоветов, 45 немецких, 14 еврейских,7 греческих, 5 болгарских, 2 армянских, 2 эстонских и лишь 20 русских (поскольку русские в этот период проходили по разряду "великодержавных шовинистов", при административном размежевании считалось нормальным давать преимущество другим национальностям). Была создана и система специальных курсов по подготовке национальных кадров при правительственных учреждениях. Развернулась кампания по переводу делопроизводства и сельсоветов на "национальные" языки. При этом "антирелигиозная борьба" - в том числе против православия и ислама - продолжалась и усиливалась.

В предвоенные годы наблюдается значительный рост населения (с 714 тыс. в 1926 г. до 1126429 чел. в 1939 г.). По национальному составу население распределялось в 1939 г. так: русские - 558481 человек (49,58%), украинцы, 154120 (13,68%), татары - 218179 (19,7%), немцы 65452 (5,81%), евреи - 52093(4,62%.), греки - 20652 (1,83%), болгары - 15353 (1,36%), армяне - 12873 (1,14%), прочие - 29276 (2,6%).

Гитлеровцы, заняв Крым осенью 1941 г., умело сыграли на религиозных чувствах татар, их недовольстве воинствующим атеизмом большевиков. Нацисты созвали в Сим­ферополе мусульманский съезд, на котором сформировали крымское правительство ("Татарский комитет") во главе с ханом Белялом Асановым. В течение 1941-1942 гг. ими было сформировано 10 крымско-татарских батальонов СС, которые вместе с полицейскими отрядами самообороны (созданными в 203 татарских селениях) насчиты­вали свыше 20 тысяч человек. Хотя среди партизан были и, татары - около 600 человек. В карательных операциях с участием крымско-татарских частей было истреблено 86 тысяч мирных жителей Крыма и 47 тысяч военнопленных, еще около 85 тысяч человек было угнано в Германию.

Однако меры возмездия за преступления, совершенные крымско-татарскими карателями, были - распространены сталинским руководством на весь крымско-татарский этнос и ряд других крымских народов. 11мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, по которому из Крыма в Среднюю Азию в течение 18-19мая были переселены 191088 татар, 296 немцев, 32 румына и 21австриец. 2 июня 1944 г. последовало еще одно постановление ГКО, по которому 27 и 28 июня из Крыма были выселены 15040 греков, 12422 болгар и 9621 армян. В то же время были высланы проживавшие в Крыму иностранные подданные: 1119 немцев, итальянцев и румын, 3531 греков, 105 турок и 16 иранцев.

В июле 1945 г. Указом Президиума ВС СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а 19 февраля 1954 г. Н. С. Хрущев подарил Крым Радяньской Украине, очевидно, в память о своем многолетнем секретарствовании в КП(б)У.

С наступлением "перестройки" московские и киевские средства массовой информации стали изображать татар единственно "коренными" жителями полуострова, его "исконными" хозяевами. Почему? "Организация крымско-татарского национального движения" объявила своей целью не только возвращение до 350 тысяч татар – уроженцев солнечного Узбекистана и других среднеазиатских республик в Крым, но и создание там своего "национального государства". Для достижения этой цели они созвали в июле 1991 г. курултай и избрали на нем "меджлис" из 33 человек. Действия ОКНД, возглавляемой ярым туркофилом Мустафой Джамилевым, были с восторгом встречены киевским «руховским» и бывшекоммунистическим руководством, действующим по принципу "хороши все, кто против клятых москалей". Но зачем Джамилеву понадобилось создавать свое "национальное государство" именно в Крыму?

Конечно, понятна жажда реванша у обиженных Сталиным татарских новопоселенцев. Но все же господам ОКНД, столь усердно призывающим к отуречиванию Крыма, следовало бы помнить о своем анатолийском и ногайском происхождении: ведь их истинная прародина - это Турция, Южный Алтай и горячие степи Синцзяна.

И уж если создавать в Тавриде какие-то "национальные государства", то придется удовлетворять чаяния и великороссов, и украинцев, и караимов, и греков, и всех прочих коренных жителей полуострова. Единственная реальная перспектива для Крыма - мирное сосуществование проживающих здесь этносов. Делить же население на «коренное» и русское - задача несостоятельная исторически и опасная политически.

Игорь Гуров
Газета «Политика», 1992 г., № 5

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.

В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут наполнен легендами , о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков …

50-40 тыс. лет назад - появление и проживание на территории полуострова человека кроманьонского типа - предок современного человека. Учеными открыты три стоянки этого периода: Сюрень, у села Танковое , Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе, Аджи-Коба на склоне Караби-Яйлы.

Если до первого тысячелетия до н. э. исторические данные позволяют говорить только о различных периодах развития человека, то позже становится возможным вести речь о конкретных племенах и культурах Крыма.

В V веке до нашей эры в Северном Причерноморье побывал древнегреческий историк Геродот и описал в своих трудах земли и народы, обитающие на них.Считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. О киммерийцах напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...

Они проживали в горных и предгорных районах полуострова. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором молюсков.Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка , Аю-Даг , Кастель, на мысе Ай-Тодор , а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху.

Миф о злобных морских разбойниках таврах уже развенчан, и в наши дни пытаются найти место, где возвышался храм жестокой богини Девы, где совершались кровавые жертвоприношения.

В VII веке до н. э. в степной части полуострова появились скифские племена. Под давлением сарматов в IV веке до н. э. скифы сосредотачиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Здесь на рубеже IV-III веков до н. э. образуется скифское государство со столицей Неаполем Скифским (на территории современного Симферополя).

В VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья и Крыма. В Крыму в удобных для мореплавания и проживания местах возникли греческие "полисы" города-государства Херсонес Таврический (на окраине современного Севастополя), Феодосия и Пантикапей-Боспор (современная Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака.

Появление греческих колоний в Северном Причерноморье усилило торговые, культурные и политические связи между греками и местным населением,здешние земледельцы учились новым формам возделывания земли, разведению винограда и маслин. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, сарматов и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.

В IV в. до н. э. было основано несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали город Херсонес. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма.

Около 480 года до н. э. из объединения первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Позднее к царству была присоединена и Феодосия.

В IV веке до нашей эры скифские племена объединились под властью царя Атея в сильное государство, занимавшее огромную территорию от Южного Буга и Днестра до Дона. Уже в конце IV в. и особенно с первой половины III в. до н. э. скифы и, вероятно, находящиеся под их влиянием тавры оказывают сильное военное давление на "полисы".В III веке до нашей эры в Крыму появляются скифские укрепления, селения и города, Столицу скифского государства - Неаполь - построили на юго-восточной окраине современного Симферополя.

В последнем десятилетии II в. до н. э. Херсонес в критическом положении, когда скифские войска осадили город, обратился за помощью к Понтийскому царству (расположенному на южном берегу Черного моря). Войска Понты прибыли в Херсонес и сняли осаду. Одновременно войска Понты взяли штурмом Пантикапей и Феодосию. После этого и Боспор, и Херсонес были включены в состав Понтийского царства.

Примерно с середины I по начало IV века нашей эры в сферу интересов Римской империи входило все Причерноморье и Таврика в том числе. Херсонес стал оплотом римлян в Таврике. В I веке римские легионеры на мысе Ай-Тодор построили крепость Харакс, проложили дороги, связавшие ее с Херсонесом, где находился гарнизон, в Херсонесской гавани разместилась римская эскадра. В 370 году на земли Тавриды обрушились полчища гуннов. Под их ударами погибли скифское государство и боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.

В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.

Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.

В конце VI века в Крыму появляется новая волна завоевателей - это хазары, потомками которых считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает хазарский протекторат. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.

В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.

В течение XIII века несколько раз вторгались в Таврику золотоордынцы (татаро-монголы), подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров впоследствии).

В XIII веке (1270 г.) на южное побережье проникают сначала венецианцы, а затем генуэзцы. Вытеснив конкурентов, генуэзцы создают на побережье ряд укреплений-факторий. Главным оплотом их в Крыму становится Кафа (Феодосия), они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава).

В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе.

Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. Крымский хан стал вассалом турецкого султана.

Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Постоянные набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши.

Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.

Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.

В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!

В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Россия потерпела поражение. В 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, запрещавший России и Турции иметь на Черном море военные флоты.

Потерпев поражение в Крымской войне, Россия переживала экономический кризис. Отмена в 1861 году крепостного права позволила быстрее развиваться промышленности, в Крыму появились предприятия, занятые переработкой зерна, табака, винограда, фруктов. В это же время началось курортное развитие Южного берега. По рекомендации врача Боткина царская семья приобретает имение Ливадию. С этого момента по всему побережью строятся дворцы, усадьбы, виллы, принадлежавшие членам семьи Романовых, придворной знати, богатым промышленникам и помещикам. Ялта в считанные годы из деревушки превратилась в знаменитый аристократический курорт.

Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог, связавших Севастополь, Феодосию, Керчь и Евпаторию с городами России. Все большее значение приобретал Крым и как курорт.

В начале XX века Крым принадлежал Таврической губернии, в хозяйственно-экономическом отношении представлял собой аграрный край с небольшим числом промышленных городов. Основными были Симферополь и портовые города Севастополь, Керчь, Феодосия.

Советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой большевиков в Крыму был Севастополь. 28-30 января 1918 г. в Севастополе состоялся Чрезвычайный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Таврической губернии. Крым был провозглашен Советской Социалистической Республикой Тавриды. Она просуществовала немногим более месяца. В конце апреля германские войска захватили Крым, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. В апреле 1919 г. Красная Армия большевиков заняла весь Крым, кроме Керченского полуострова, где укрепились войска генерала Деникина. 6 мая 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика. Летом 1919 г. деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В. Фрунзе вновь восстановила советскую власть. Осенью 1921 г. была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

В Крыму началось Социалистическое строительство. Согласно подписанному Лениным декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», Все дворцы, виллы, дачи были отданы под санатории, где отдыхали и лечились рабочие и колхозники из всех союзных республик. Крым превратился во Всесоюзную здравницу.

В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой.

В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.

После освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 года началось восстановление его хозяйства: промышленных предприятий, санаториев, домов отдыха, сельского хозяйства, возрождение разрушенных городов и деревень. Черной страницей в истории Крыма стало изгнание многих народов. Участь постигла татар, греков, армян.

19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.

В период советской власти, особенно в 60-е - 80-е годы прошлого века, наблюдался заметный рост крымской промышленности и сельского хозяйства, развитие курортов и туризма на полуострове. Крым, собственно, и был известен как всесоюзная здравница. Ежегодно в Крыму отдыхали 8-9 млн человек со всех концов огромного Союза.

1991 год - "путч" в Москве и арест М. Горбачева на его даче в Форосе. Развал Советского Союза, Крым становится Автономной республикой в составе Украины, а Большая Ялта - летней политической столицей Украины и стран Причерноморского региона.

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.



Похожие статьи
 
Категории