Символы в архитектуре. Символы в христианской архитектуре

28.03.2019

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используются как обереги, другие – привлекают удачу, третьи – открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Амур (Купидон) предстает очаровательным крылатым малышом. Он символизирует любовь. Его традиционные атрибуты – лук, стрелы и колчан. Но нередко Амур безоружен (тогда его называют «Путти»). Это значит, что любовь может поразить любого. Часто у Амура завязаны глаза, потому что любовь слепа. А еще это намек на мрак, с которым ассоциируется любовный грех.

Ангел (архангел) – посланник, «приносящий вести». Это духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле его веления. Традиционно ангелы изображаются, как антропоморфные существа с крыльями за спиной. Они символизируют божественные деяния и связь Бога с его творениями.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также используется на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси и поэтому сейчас является святым покровителем России.

Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык - символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок - кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат нам напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно используется в христианстве, так как виноградная лоза – один из символов Христа, а виноградный сок – олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) - сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник - символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник - знак огня и просвещения, открытый глаз – знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.

Голубь - мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон – мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Зерно – основная пища для многих народов, именно поэтому оно символизирует плодородие и изобилие. Еще одно значение – обновление жизни, воскрешение. Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и дает богатый урожай.

Змея, обвившая чашу – распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змеи считались обладателями магической целебной силы и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде – чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша - древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас этот змея, обвившая чашу, используется аптеками и медицинскими учреждениями.

Кадуцей часто называют жезлом Меркурия, бога торговли и воров. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Они символизируют слияние двух полярностей: добра и зла, правого и левого, света и тьмы. Изображение кадуцея, как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат. Но кадуцей это еще и знак защиты от хитрости и обмана, которые нередко сопровождали торговые сделки.

Кариатиды - женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат , благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла – четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.

Книга - знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо – символ солнечной энергии (центр – солнечный диск, спицы – лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используется и колесо фортуны – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница – символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади – верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно) , по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианском символизме Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег - суда сокровенного знания.

Корона – один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком (проявлением) высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности, применительно к власти.

Крест – древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг – совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза , как и почти все зерновые, - общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.

Лев , повсеместно называемый царем зверей, – один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь – ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучие мыши считаются зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос , в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения (считается, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году – отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще он считается негласным символом России.

Меч – один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Молоток и угольник , наряду с другими масонскими символами, служили напоминанием посвященному о его обязанностях и качествах. Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий. Угломер является символом справедливости. Циркуль служит символом общественности, а угольник означает совесть. Дикий камень – это грубая нравственность, хаос, а кубический камень - нравственность «обработанная», приближенная к идеалу. Молоток служит для обработки дикого камня и является символом молчания и повиновения, а также символом власти, так как он принадлежит Мастеру. Лопаточка символизирует снисхождение к человеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации означает бессмертие, а гроб, череп и кости - презрение к смерти. Вообще масоны стремились не оставлять письменных и ясных следов своей деятельности, прибегая к символам и знакам, понятным лишь членам ордена. Отсюда и большое разнообразие предметов, которым масоны придали символическое значение.

Музы - в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – пантомима и гимны, Терпсихора – танцы, Клио – история, Урания – астрономия.

Олимпийские боги могут изображаться как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера - жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон - бог морской стихии;
Аид - владыка царства мертвых;
Деметра - богиня плодородия и земледелия;
Гестия - богиня домашнего очага;
Афина - богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес - бог войны и кровопролития;
Персефона - богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита - богиня любви и красоты;
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон - бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида - богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис - бог виноделия и веселья.

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть – небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Знак «Осоавиахим» до сих пор можно увидеть на многих зданиях. Это знак ставился там, где большая часть жильцов входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ) - советскую общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФ.

Павлиний хвост - символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас - это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегас используется как эмблема воздушного транспорта.

Пирамида – символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина - символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.

Рог изобилия - символ изобилия и богатства. Обычно он изображается изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога , будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь , благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь - всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра мифическое существо, которую обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандра используется страховыми компаниями.

Свастика (коловрат) прямая – это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика – это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастика не была скомпрометирована нацистами.

Серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовался как эмблема для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) – традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) – олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу – как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор – символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.

Травный, растительный орнамент активно использовался для защиты жилища. Росток – символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб – важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью – гостеприимство.

Химера – это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) – символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль – кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считается, что он дарует испившему из него вечную жизнь и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка – фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч - эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Но не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов. Число их тоже несет определенное значение:
1 – единство, мудрость, начало;
2 – двойственность, чередование, равновесие, иногда – различие и конфликт;
3 – Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 – целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 – пять чувств, индивидуальность, активность;
6 – союз, равновесие, совершенство;
7 – уверенность, обилие;
8 – гармония, правосудие;
9 – сила, энергия, исполнение, достижение.

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы - квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Рассмотрим подробнее основные символы в архитектуре.

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение (возношение) к небу.

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы.

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три. Это первая из фигур задающая плоскость. От сюда символ поверхности. Как говорил Платон «Поверхность состоит из треугольников». Равносторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1. Каждая форма есть проявление или образ творческой силы, которая стоит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают божественное единство, они разделяются и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.

*Было удивительно отмечать про себя, что какой бы она не взяла предмет, то все они были связаны между собой числами, будь то симвология или нумерология.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль... Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

Солнце в виде треугольника считается лучшим Символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины..

В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний тре¬угольник или треугольник, образованный тремя пересекающи-мися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом ВНУТРИ треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники - это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.

В Китае треугольник - почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.

Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах(имеют в разрезе треугольник) означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характе ризуют его заслуги и добродетели. Замок - место физического и духовного убежища.

Готический собор в Сиднее. Преобладающая форма – треугольник.

Следующим основным символом в архитектуре является квадрат. Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.

Квадрат - это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат - мужское началопоэтому квадрат отождествляется с Землей.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения, в то время как в архитектурной символике он представляет фиксацию зданий сельскохозяйственных и оседлых народов как противопоставление динамичным и непрерывно перемещающимся округлым в плане палаткам кочевников и их стоянкам. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой.

Ульяновский государственный технический университет Научный руководитель – старший преподаватель Е. В. Кузьмина

Современная архитектура богата разнообразием стилей и направлений, как абсолютно новых, так и видоизмененных, преобразованных старых. Однако зачастую возникает проблема того, что архитектура, наполненная декором, начисто лишена художественной образности. Яркость, броскость часто доминирует над идеей, образом. Я считаю, что этому вопросу стоит уделить внимание, так как сейчас он достаточно актуален.

Очевидно, что рассуждая о данной проблеме, необходимо помнить о большом значении образа, как для архитектуры, так и для человека. В первую очередь для общественных зданий, наличие художественного образа является одной из главных задач. Образность, несущая социально значимое содержание,

– необходимая часть функции произведения архитектуры. Образ служит важным инструментом для приведения архитектурного объекта к це- лостности, к организованной, гармоничной форме. К тому же, как люди строят,

воспринимают и понимают город, так и город влияет на их восприятие мира. Чем архитектура разнообразней и насыщенней, тем более духовно развиты люди, созерцающие ее. Поэтому, не стоит забывать и о промышленных

зданиях, где художественный образ имеет не меньшее значение. Большинство современных людей проводят большую часть своей жизни на работе, и внешний облик здания, где человек работает, оказывает колоссальное влияние

не только на производительность труда, но и на психологическое состояние. К тому же, часто происходит так, что промышленные постройки находятся среди общественных и жилых зданий, что изрядно портит вид окружающей

застройки. Примером может послужить завод «Контактор», находящийся в центре Ульяновска. Внешне невзрачный, он совершенно не вписывается в

окружающую застройку и портит ее вид. Так почему бы не разнообразить современную архитектуру, внеся в нее образ?

Решив проблему отсутствия образности, можно не только существенно

разнообразить архитектуру, не только усилить ее художественную ценность, но и привлечь людей, желающих оценить произведение архитектуры. Архитекторы прошлых столетий уже знали о большом значении образа, многие культовые и общественные постройки тех лет сплошь пропитаны символизмом, идеей, и результатом явилось то, что ежегодно подобные постройки привлекают туристов со всего мира, желающих собственными глазами увидеть загадочные и превосходные произведения архитектуры. Туристов зачастую привлекают именно те здания, которые окутаны завесой тайны, которые можно неустанно изучать и всегда находить что-то новое, и это, как правило, памятники древней и средневековой архитектуры. В современной архитектуре вряд ли найдется много подобных построек. Современные архитекторы иногда забывают, что отказ от художественной образности означает отказ не только от удовлетворения существующей социальной потребности, но и от важного средства гармонизации предметно-пространственной среды.

Так же необходимо отметить, что и символы в архитектуре имеют немалое значение. Как известно, ранее при строительстве они активно использовались и

были широко распространены. Тайные общества размещали свои символы в храмах, в Великобритании существовали различные религиозные ордены, тоже обладающие собственной символикой. Считалось, что помимо скрытого

значения, некоторые символы обладали так же мистическими свойствами. Безусловно, не каждый современный человек уделяет внимание их сверхъестественным свойствам, но грамотное и осторожное использование

символов может не только оказать положительное влияние, но и позволить получить нам больше информации о том или ином здании. То есть символы несут еще и повествовательную функцию. Они помогают увековечить

архитектурное произведение.

По моему мнению, образы и символы могут существенно разнообразить архитектуру. Это касается как малых архитектурных форм, (беседок, указательных знаков, фонарей и пр.), так и более значимых, таких как театры,

музеи, заводы, офисы и т.д. Говоря об экономической стороне вопроса, следует отметить, что для решения проблемы не требуются существенные материальные затраты, добиться разнообразия можно довольно простыми

приемами, требующими фантазии архитектора.

В архитектуре англоязычных стран обратим внимание на Лондонский

Тауэр – крепость, возведенную на берегу реки Темза. Тауэр был со всех сторон окружен башнями, которые могли нести не только оборонительную функцию.

После нормандского завоевания Англии, король Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов.

Очевидно, функциональное назначение здесь сочеталось с образом, ведь башня

– не просто инженерное сооружение, это еще и самый важный и многозначительный символ, воплотивший в себе мощь, гордыню,

бдительность, духовный подъем, недоступность и целомудрие. Таким образом,

башня здесь символизирует величественность и могущество ее строителя.

Башни используют и по сей день, в этом есть вполне очевидная потребность, но на данный момент они уже зачастую не несут в себе образа.

Хотя, мы и сами можем убедиться, насколько величественно смотрятся здания,

имеющие высокие башни. Возможно, и современной архитектуре не помешало бы использование башен в декоративных целях, к примеру, при возведении

зданий администрации, мэрии и т.п., демонстрируя тем самым в архитектуре мощь существующей власти. К тому же, узкие башни создают впечатление

стремления вверх, что так же можно использовать как часть образа, если это необходимо.

Обратившись к готической архитектуре, мы можем увидеть характерный

элемент стиля – стрельчатую арку. Она присутствует в Соборе в Кентербери, в Солсберийском соборе и т.д. Этот архитектурный элемент также сочетает функцию и образ. Арка имеет символическое значение во многих культурах и религиях мира. Это символ соединения небесного и земного, мужского и женского, символ перехода, открытой двери, разделяющей животные и божественные грани нашего внутреннего мира. Для готической архитектуры характерной чертой является стрельчатая арка. Помимо символического значения, она так же, как и башня, создает ощущение стремления вверх. Использование арки в настоящее время может быть уместно, к примеру, при строительстве музеев, театров и т.п., олицетворяя связь человека с чем-то возвышенным, устремленным вверх, к просвещению. Арки распространены и в настоящее время, но вряд ли их сейчас наделяют образом, за исключением, быть может, культовых построек. Возможно, символ, который несет арка, может помочь современному архитектору дополнить придуманный им образ.

Говоря о декоре нельзя не упомянуть витражи. Мы так же можем увидеть их, взглянув на любой готический собор в Англии. Но наиболее славится,

благодаря самым большим и красивым витражам в Европе, Йоркский собор. Витражи были широко распространены в готической архитектуре и размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Их считают символом Божественного света. Зачастую в витражах размещались

различные символы, библейские сцены и пр., то есть помимо декоративной они выполняли еще и некоторую повествовательную функцию. Например, «роза» собора в Йорке, посвящена объединению королевских домов Йорка и

Ланкастера. В настоящее время витражи вновь получают распространение, но они уже не несут никакой смысловой нагрузки, так как являются лишь красивым, порой неуместным, дополнением декора. Я считаю, что каждый

элемент здания должен быть продуман во всех направлениях. Вернув арке функцию повествования, мы вновь вернем ей смысл и оправданность, что в сочетании с декоративной функцией, значительно прибавит ей уникальности и

ценности.

Символы и образы могут присутствовать не только в отдельных архитектурных элементах, но и во всем строении в целом. Яркий тому пример –

готический храм, имеющий форму латинского креста. Пример такого храма – собор Святого Патрика в Австралии, выполненный в неоготическом стиле. Латинский крест символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. Так же это символ земли с четырьмя сторонами, образованной четырьмя стихиями. Христианский храм всегда ориентировался по сторонам света, фасад был обращен на запад, алтарь – на восток. Таким образом, данное решение помогает поддержать образ и является символом, а форма креста упрощает процесс ориентирования храма по сторонам света. Но почему бы так же не использовать подобный прием и в современных некультовых сооружениях?

Примером подобного современного использования символов может послужить Пентагон – здание Министерства обороны США. В плане здание

выполнено в форме пятиугольника (отсюда и название). Пятиугольник, сам по себе, не является самостоятельным символом, в отличие от пентаграммы, образованной его диагоналями. А пентаграмма, по одной из версий, считается символом власти над миром. Возможно, это могло повлиять на такую форму

Таким образом, мы видим, что символы в архитектуре используются довольно часто. Я считаю, что они могут быть уместны и в настоящее время.

Дополняя архитектуру символами, вовсе не обязательно размещать их на самом видном месте, и не обязательно использовать уже существующие. Можно разработать собственные и тем самым увековечить свой проект, поставив на

него «печать» принадлежности, как делали, к примеру, религиозные ордера,

такие как тамплиеры, госпитальеры и пр.

Подводя итог, следует отметить, что использование подобных приемов не подразумевает использование их в неизменном виде, ведь иначе современная

архитектура может перестать являться таковой. Но преобразовывая и видоизменяя элементы архитектуры прошлых лет, можно существенно

разнообразить современную, вернуть ей смысловую нагрузку, ведь архитектура это произведение искусства, которое, по определению, должно обладать эстетической ценностью. Образ в архитектуре – одна из важнейших задач, стоящая перед архитектором. Но, как мы убедились, решить проблему

отсутствия художественной образности можно довольно просто и экономично, используя арки, витражи, башни и прочие элементы, а в наше время экономия является немаловажным аспектом при проектировании.

Библиографический список

1. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре // Образ. - 1986 - С.85.

2. Пономарев М.А. Готическая архитектура // Символика. - 1991 - С.127-131.

С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI — IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото — образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз — Царство Небесное — это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:

«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);

«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);

«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);

«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).

В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:

квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехмастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме

Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.

Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.

Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.

Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.

Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в виде Креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получают спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца — символ вечности. Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море.

По образной мысли протоиерея Дмитрия (Смирнова) храм — это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. На корабле это самое безопасное место, где меньше всего качает. Не держась за мачту и находясь у борта, легко вылететь за борт и утонуть. Мачта — это стержень корабля, также как наша вера и наша Церковь — это стержень нашей жизни и за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм это корабль, а мачта в центре корабля — вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Поддерживающие купол «паруса» храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, — это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XIX веке, как, например, символика количества глав: 1 глава — Христос; 5 глав — Христос и четыре Евангелиста и т.д.

Архитектурная композиция и соответственно архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в образе храма его символической сущности, основанной на православной догматике.

Архитектура – явление сложное. Она возникла и существует вследствие общественной потребности в ней. Постройки служат для практического использования и в то же время они являются (или должны являться) произведениями искусства. Поэтому одни склонны придавать большое значение практической стороне архитектуры, другие ее специфике, как особого вида искусства. Русский деревянный дом с древних времен представлял собой целый мир, и все его элементы составляли общую систему, отражающую представления о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках, и которые являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа. Томичи украшали свое жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки и доходные дома были краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремленными в небо коньками. Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который состоит из сочетания полезного и красивого. В его основе лежит функциональность, а красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Являясь древнейшим видом изобразительной деятельности человека, он нес в себе символический и магический смысл, знаковость. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли являться только отвлеченными знаками, выражая чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Приступая к основной части сообщения, необходимо сказать следующее - это первая попытка систематизировать знаковую символику томского архитектурного декора, хранящегося в Музее деревянного зодчества или встречающегося в узорах деревянных домов на улицах города. При этом использованы литературные источники / Трудно дать точную дату возникновения того или иного знака. Орнамент мог возникнуть в верхнепалеолитическую эпоху. (15-10 тыс. лет до н.э.) В те далекие времена был он исключительно геометрическим, состоящим из строгих базовых форм, круга, креста и квадрата. Это универсальные формы. Изначально знаки выполняли лишь вспомогательные функции и наносились на невидимые части - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Постепенно знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как художественная составляющая. В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Рассмотрим первую группу знаков, которые часто употреблялись в деревянном зодчестве в качестве элементов декора. Символ «круг» - воплощение представлений о важнейших основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства- Бог, Небо, Космос, Солнце. «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны»пишет в частности В.И. Равдоникас,- в первобытном сознании увязывается с «небом» и его воплощениями в солнце, «луне».

p. 2

Отсюда изобразительная символика святости, божественности - круг, образ неба или солнца. Символ «круг»- солярный знак, древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации являлся одним из почитаемых и любимых. Так обозначался солнечный диск в Египте, Малой Азии, Месопотамии, языческой культуре Древней Руси. Знак «половинный диск» символизирует светило на восходе или на закате. В количестве лучей также заложена символика - числа 5 или 3, которыми отмечаются границы участков неба, третья часть неба - та условная область пространства, где солнце находится в полдень. Наиболее широко эти знаки встречаются в архитектуре Томска в Х1Х – начала ХХ вв. Архитекторы модерна также активно использовали этот знак. Символ «квадрат» - в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека. Своеобразная система координат, где выделены стороны света. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат. Небо-круг выступает как Бог-творец, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста. Символ «крест»- древнейший сакральный знак, происходящий от схематического изображения птицы, подчеркивающий идею центра, точка пересечения верханиза, правого-левого. Знак, упорядочивающий пространство, вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с Осью мира, Мировым Древом, соединяющим небо и землю. Его называют «знаком знаков» С доисторических времен служит религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира. Скандинавы изображали молот Тора - бога грозы и войны - в виде Т-образного креста, он символизировал грозу, молнию и дождь. Крест был также атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. В христианском искусстве знак утвердился в качестве почитаемой эмблемы лишь в конце VI века. Он стал неотъемлемой часть церковной обрядности, а также одним их главных символов в искусстве, архитектуре. Существует довольно значительное количество разновидностей крестов, мы рассмотрим некоторые из них, чаще всего встречающиеся в нашей практике. Греческий равноконечный крест - самой простой формы, использовался в самых различных значениях как символ бога солнца, бога дождя, так и элементов из которых создан мир- воздух, земля, огонь и вода.

p. 3

Косой крест – очень распространенный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до Х1Х века. Напоминает первую букву написания имени Христа В зависимости от цвета имеет различное значение Синий или белый цвета – знак святого апостола Андрея. Часто употребляется в архитектурном декоре как декоративный элемент, а также как солярный знак, обозначающий Божественный огонь, сжигающий все плохое. Спираль - относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для орнамента всеобъемлющая формула, из нее древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, их взаимосвязь, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. Волюта восходит своими корнями к образу Мирового Древа. В архитектуре это прослеживается в капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже в Египте и Греции. «Охранители» Древа, ибо в Месопотамии в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Свастика (Несущая добро) - один из самых ранних символов, встречается у всех народов. Солярный символ, счастливый знак, плодородие, благополучие, щедрость, движение и сила солнца. В христианском изображении это не просто символ стихии, но того, кто распоряжается стихиями- вечного ветра, Святого Духа. Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов Символ встречается с VIII тыс. лет до н. э.,

p. 4

предположительно из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории. Первые сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста обнаружены в трудах ученого-иезуита аббата Ь.Мартиньи в 1865г. Символ «ромб» - считается, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. В скифо -сарматии он же обозначал Солнце, Мировое Древо. В различные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В позднейшие времена ромб стал символом плодородия. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери, кроме того, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты – это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов. В архитектурном декоре Томска ромб встречается в оформлении наличников, как один из орнаментальных мотивов. Символ «треугольник»- служил одним из символов Земли. В христианстве треугольник служил символом божества «всевидящее око», в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он связан с символикой солнечного культа. Треугольник в разных его модификациях обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в Х1Х-ХХвв. Заканчивая краткий обзор геометрических символов, необходимо сказать, что в христианской изобразительной системе они соответствуют отвлеченным, точнее Божественным понятиям: квадрат-твердость веры, круг-символ вечности или в ином значении - изображение Небесных сил. Они же составляют особую группу знаков - так называемые силовые Солярные «солнцеярые», знаки, их насчитывается около 144 видов. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора, созданные древними цивилизациями, сохранялись и повторялись. Отметим также наличие в томском деревянном декоре и других орнаментальных мотивов. Один из них- это картуш.

p. 5

Картуш (cartoccio сверток, кулечек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка»], на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI-XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Меандр - идея вечного движения, бесконечного повторения, пришел к нам из Древней Греции. На смену древнему геометрическому орнаменту приходит так называемый плетеный орнамент. Мотив плетенки возник от вдавливания веревки в сырую глину, позднее в плетенку стали вплетать головы, хвосты, лапы животных, особенно это характерно для Скандинавских народов. Там же появляется мотив драконообразного животного. Дракон олицетворял молнию, считался покровителем жилья и огня. Змея - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка. Появление растительного орнамента связано с искусством Древнего Египта Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья.

p. 6

Дерево жизни (др.-рус. райское древо) - мифологический образ во многих культурах. В книжности и фольклоре это мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая. Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа. Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового или космического древа. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост самого человека». Розетка (ромашка, маргаритка) пришла к нам из Древней Месопотамии. Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии – «все возвращается на круги своя». Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку. В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца. Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка и символизирует она мужество. «Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из славных подвигов Гильгамеша (героя месопотамского эпоса) была победа над чудовищем Хубабу- повелителем кедров». Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия). Акант, пальметты, кимы (набегающие волны из стилизованных листьев).

p. 7

Трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. В различные времена в орнаментику добавлялись все новые и новые символы. В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число три считается самым магическим и священным во многих культурах. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известным с VIII века. В кельтской культуре тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство - прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир. Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских религиозных и мифологических системах. В христианском символизме Трилистник представляет собой Святую Троицу: отца, сына и святого духа. Круг посередине означает вечность, в то время как перекрещивающиеся линии символизируют неразделимость. Таким образом, Трилистник указывает на то, что Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы и они неразделимы в одном Боге. Языческая религия утверждает, что этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни, как бесконечный цикл, так же как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Примеров обращения и активного использования томскими мастерами орнаментальных мотивов стиля барокко можно привести достаточно. Динамика сложных объемных форм, беспокойный ритм кривых линий, которые создают сложные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов почти полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты Узоры часто имеют С и S-образную форму. Как и геометрические фигуры использовались томскими мастерами сюжеты, традиционные для древнеславянской мифологии. Сирин - птица-дева, чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску, является лишь счастливым людям. Элемент, часто встречающийся в орнаментике европейской части России, в Томске существует едва ли не единственном экземпляре по адресу ул. Крылова,4.

p. 8

Звериный орнамент в эпоху средневековья был основой для создания композиций рельефов и был неиссякаемым источником для народного искусства. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу, Конь у славян символизировал бога солнца - Хорса и был его эмблемой. Олицетворение бога Солнца в виде коня повлекло изображение коня в резном убранстве крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образа, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы- «коньки» украшали верх кровель Часто на резных наличниках и подзорах- конь с развевающейся гривой, похожей на лучи Солнца. Изображение рыбы - древний символ Спасителя, Изображение птиц - символ праведных душ. Водоплавающие птицы олицетворяли водную стихию. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая свое жилище - улица -у лица, дверь-доверие, наличник- на лице. Фронтон в древней Руси назывался «чело», следовательно - края крыши, образующие треугольную форму с фасада- причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно-это вход Нетварного Света, поэтому все оформление, которое прилагается к оконному проему, несет охранную функцию. Дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением, церковным и домашним. Общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе птиц, цветы,

p. 9

геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими «большими» стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменение форм городского декора. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна, что дает возможность видеть стойкость культурных традиций в применении древних символов, элементов, украшавших жилища наших предков. Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая ее на забвение. Архитектура теряет не только гармонию и красоту, рвется тонкая связующая нить поколений. Уходят мировоззренческие знания, остается жилплощадь. Елена Ивановна Рерих прозорливо писала одному из своих адресатов «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». В следующих заметках мы расскажем о декоре томских домов и тех символах, которые можно увидеть, если внимательно присмотреться к орнаменту. Список использованных источников. 1.Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд.Академии архитектуры,1950 2. Багдасаров Р. Мистика огненного креста.М.:Вече,2005. 3. Буткевич Л.М. История орнамента.М.:Владос,2008. 4. Мартиньи М. Словарь христианских древностей.1865 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987 6. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР,2003. Т.5. С,344 Боровинских Н.П. Уткина Е.Л.

Похожие статьи
 
Категории