Колония им. М

08.04.2019

Аптон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель. По окончании Полтавского учительского института в 1917 г. заведовал Крюковским железнодорожным и Полтавским городским училищами. Руководил «трудовой колонией для дефективных детей» Полтавского губнаробраза, ставшей с 1921 г. колонией им. М. Горького, а также с 1923 по 1926 г. - опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. Работая в колонии им. Горького, Макаренко одновременно организовал детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом: заведующий коммуной (с 1928), начальник педагогической части (с 1932), начальник коммуны (с 1935). Он возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах (1936), а вскоре его назначили заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР (1937). Переехал в Москву в 1937 г. Занимаясь воспитанием малолетних преступников и детей сирот, Макаренко указывал, что «дефективны» не дети, брошенные на произвол судьбы, а ненормальны отношения между детской личностью и обществом. Лишенные родительской заботы, вырванные из нормальных социальных связей, депривированные дети в трудовой колонии формировались под воздействием педагогической системы Макаренко. Отвергая традиционную «пенитенциарную педагогику». Макаренко сформулировал принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» . В педагогическом процессе трудовой колонии происходила не подготовка к деятельности, но сама производственная деятельность, что споспешествовало восстановлению связей подростков и общества. «Мы желаем воспитывать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком», - писал Макаренко . Он утверждал, что армейский коллектив представляет собой идеальную модель школы, которая будет воспитывать «культурного советского рабочего». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - считал педагог. Система воспитания основана на следующих педагогических принципах: 1) трудовая деятельность по обеспечению благосостояния колонии, причем воспитанники сами распоряжались результатами своего труда; 2) самоуправление; 3) коллективная ответственность, при которой за проступок одного отвечает весь отряд. Так же как и И. П. Ионии и П. Н. Лепешинский, Макаренко создавал свою трудовую колонию и коммуну под влиянием «Положения о единой трудовой школе».

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата», - писал педагог . Смысл педагогической деятельности заключался не в выявлении направленности ребенка, согласно ее индивидуальным, в том числе биологическим потребностям, а в общем процессе организации детской жизни, общественных и коллективных отношений, в ходе которых сформируется личность колониста. Создание сплоченного коллектива колонистов происходило путем соединения производительного труда в мастерских, и в сельском хозяйстве и самообслуживания с воспитанием. По Макаренко, именно «коллектив является воспитателем личности», что станет целеполагающим фактором всей советской педагогики. Военизированный характер коллективного воспитания весьма привлекателен, как для педагога, так и для колонистов, впрочем, лишенных каких бы то ни было иных возможностей. «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса», - утверждал педагог. Макаренко разработал принципы и методы управления коллективом: параллельное педагогическое действие, перспективные линии, сочетание доверия и требования, авансирования личности и др. «Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический», если почувствуете, что вам не «хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Сформулированный Макаренко «Метод параллельного педагогического действия» активизировал коллектив педагогов вместе с колонистами. В коммуне были созданы разновозрастные отряды воспитанников, на общих собраниях осуществлялось самоуправление, активно действовали советы командиров. Воспитание через коллектив осуществляло формирование дисциплины колонистов, создание педагогических традиций в колонии. Правильно сформулированная и поставленная социально значимая цель позволяла всем членам коллектива участвовать в совместном труде. Созданию оптимистической атмосферы в коллективе, эмоционально повышенного настроя в педагогическом процессе Макаренко уделял особое внимание. В отношениях с воспитанниками, в процессе постоянного педагогического поиска Макаренко разработал метод «перспективных линий» в воспитании, при котором ребенок должен ощущать, что его ждет «завтрашняя радость». «Педагогика событий» предполагает, что коллектив развивается только в процессе действий, имеющих значение для каждого и для всех коммунаров. Однако концепция революционной педагогики круто менялась к концу 1920-х гг. Ставка Макаренко на военизированные формы коллектива воспитанников была отвергнута руководством Наркомпроса и, в частности, Н. К. Крупской и А. В. Луначарским в 1920-е гг. Однако и после смены власти в Накромпросе в 1930-е гг. Макаренко продолжали критиковать за «устаревшие взгляды» на организацию «трудовой школы-коммуны». В 1928 г. в колонию приезжал А. М. Горький, поддерживал и защищал педагогический эксперимент, написал о педагоге. Однако официальные руководители просвещения признали его педагогическую систему несоветской, Макаренко отстранили от заведования колонией. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...», - запись в дневнике 1933 г. История колонии им. М. Горького описана Макаренко в «Педагогической поэме» (1933-1935), история Коммуны им. Ф. Дзержинского - в повести «Флаги на башнях» (1938). Макаренко - автор «Книги для родителей» (1937).

Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком. А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

Посещение белопольского такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой. Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.

Основателем трудовой колонии имени Максима Горькова был А.С.Макаренко. Он работал в колонии с 1920 по 1928 год.

Колония имени Максима Горькова располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке до 15 мая 1926 года. А вот с 15 мая она меняет свое местонахождение и переезжает под Харьково, в Куряж. Именно поэтому называли себя куряжцами воспитанники колонии, жившие в Куряже. Однако воспитанники колонии, которые переехали из Ковалевки (их было 120 человек) называли себя колонисты - горьковцы.

Но созданию единого коллектива поспособствовало «завоевание Куряжа». Антон Семенович в конце 1927 года принял по совместительству руководство коммуной имени Федора Дзержинского. Туда было переведено около шестидесяти колонистов - горьковцев. Они то и составили так называемое ядро коммуны.

Встреча с Максимом Горьким стала чудесной и незабываемой встречей для всех колонистов. М. Горький был не только их другом, но и уважаемым учителем.

А. С. Макаренко ставил перед собой следующую задачу: создать крепкий, нерушимый, трудоспособный и ответственный коллектив из воспитанников коммуны. Именно этот коллектив и должен был стать воспитывающей силой. Но, по мнению Антона Семеновича, такой трудоспособный и нерушимый коллектив можно было создать лишь с помощью общественно - полезного труда. Именно трудясь, считал А. С. Макаренко, формируются новые общественные отношения между людьми.

Поэтому свою воспитательную работу в колонии А. С. Макаренко начал с создания этого самого коллектива.

Воспитательная работа

Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно - полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником отдельно и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников. Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Эти работы, несомненно, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников. Так воспитывались бывшие беспризорники.

Антон Семенович укомплектовал библиотеку в колонии с самых первых дней ее жизни. Книги, индивидуальное и коллективное чтение стало незаменимым средством воспитания колонистов. Это занимало важное место в их жизни и, конечно, имело большой воспитательный эффект. В особенности, колонисты любили читать произведения Максима Горькова «В людях», «Мои университеты», «Детство».

В колонии было несколько отрядов. Во главе каждого из нотрядов стояли командиры, которые составляли Совет командиров. Именно на него опирался в своей воспитательной работе А. С. Макаренко, а также в самой организации труда воспитанников колонии.

Совет командиров решал, обсуждал вопросы организации быта и учебного процесса, а также культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и многое, многое другое.

Наркомпросом Украины были отмечены успехи воспитательной работы колонии. А в честь пятилетия со дня рождения колонии А. С. Макаренко присвоили звание «Красной герой труда», ну, а сотрудников и рабочих колонии наградили подарками.

Учебная деятельность

А. С. Макаренко большое значение уделял учебе воспитанников. Он заботился о том, чтобы колонисты получили прочные знания, так как считал, что знания определяют путь человека в жизни. Но и коллектив воспитателей не отставал в своем развитии. Коллектив мог уже решать поставленные перед собой задачи, которые требовали дисциплины и организованности. Особенную важность это понесло перед переездом в Куряжскую колонию, так как в помещениях жили около четырехстах детей.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горькова. М.Горький интересовался жизнью колонии, переписываясь с Антоном Семеновичем, а также с воспитанниками, при этом высоко оценивая результаты их труда.

Колонисты ценили свою жизнь и ясно понимали, что жизнь коллектива, который создал А. С. Макаренко, имела целью формирование нового человека. И ему это, несомненно, удалось. В этом было можно убедиться, взглянув на выпускников этого коллектива. Они были наполнены духом оптимизма, товарищества, гуманизма, уважения друг к другу. Именно через уважение и доверие Антон Семенович воспитывал у своих воспитанников готовность к обороне и труду.

В связи с большим числом беспризорников (от 4,5 до 7 млн чел.), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний для перевоспитания малолетних правонарушителей.

Однако в этих колониях было слабое государственное обеспечение. Не хватало организационно - методического обеспечения, материально - технического и продовольственного. Это приводила к недоеданию воспитанников и воспитателей. Однако это имело и плюс: так как не хватало методического и организационного контроля, то наиболее одаренные руководители этой колонии имели большую свободу воспитательного и педагогического творчества.

Примером такой свободы может служить преобразование колонии в коммуны, другими словами, преобразование поселений в сообщества людей, которые связаны общим делом, в общины.

Наиболее известными из них стали коммуна «Красные Зори» И.В.Ионина под Ленинградом, Болшевская трудовая коммуна (1924-1937) М. С. Погребинского. По существу деятельность и многие находки С. Т. Шатского(колония назвалась «Бодрая жизнь ») перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя это учреждение было создано не государством и для «бодрой жизни» обычных детей, а не беспризорников).

Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза Антона Семеновича Макаренко в 1920г.

Однако самые разнообразные оценки и отклики вызвали деятельность и нововведения Антона Семеновича. Так, были и положительные (опыт колонии был назван самым лучших из всех колоний, который посетил автор, в брошюре М. И. Литвиной), и отрицательные отклики (к примеру, в «Педагогической поэме» было сказано, что система учения А. С. Макаренко есть система не советская).

Главный макаренковед профессор Г. Хиллинг, живший в Германии, собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины Всеволод Аполлонович Балицкий (1893 - 1937).

Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 года педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или же оставить колонию. Он выбирает оставит колонию и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 году) в системе НКВД Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В.Н.Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н.Э.Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и так далее.

воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920-36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ-наробразом (в местечке Трепке, 1920-24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко-валевка, 1924-26). Первый рук. колонии - А. С. Макаренко (до 1928). С 1921 по инициативе Макаренко и его воспитанников колония носила имя М. Горького. В 1923-26 была опытно-шказат. учреждением Наркомпроса УССР, в 1926 переведена в Куряж (под Харьковом). Воспитанниками колонии были дети с негативным социальным опытом. Макаренко отверг отношение к ним как к личностям «морально дефективным», подчеркивая, что в этих случаях ненормальными являются не дети, а отношения между формирующейся личностью и обществом.

Деятельность колонии строилась на принципах соединения обучения с производит, трудом (в мастерских, с. х-ве) и самообслуживания. Использовались новейшие достижения в области агрохим. науки и животноводства. Х-во было рентабельным и перешло на хозрасчет. Труд рассматривался как пед. фактор, пед. задачи преобладали над узкохозяйственными. Воспитат. деятельность основывалась на началах строгой организованности внутр. отношений, дисциплины, сочетании уважения с доверием к колонистам, на развитии положит. черт их характеров. На опыте работы в колонии Макаренко создал осн. положения теории дет. коллектива, использовал новые формы организации его жизни. В колонии имелась своя конституция (не опубл.), т.е. практически выработанные принципы и правила, обязательные для всех - воспитанников и воспитателей. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды с советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хоз. органа. Действовала система сводных отрядов, общее собрание. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд.

Воспитат. работа в колонии охватывала все стороны жизни детей. Создавались свои традиции, торжественно отмечались праздники. Воспитанники участвовали в играх, спектаклях, шарадах, занимались в кружках, оркестре. Действовала библиотека. Особое внимание отводилось эстетике среды, внеш. виду колонистов.

В недавнем посте о крестном ходе с Озерянской иконой уже отмечалась печальная судьба Куряжского монастыря, разрушенного в первые же годы советской власти. На его территории была размещена детская трудовая колония, превратившая бывший монастырь в «разбойничье гнездо» и в «бандитский Куряж», каким стали видеть недавнее святое место жители окрестных сёл. Их отношение к колонистам, надо полагать, стало меняться, когда в Куряжскую колонию влились воспитанники колонии имени Горького во главе со своим заведующим А.С Макаренко, переведенные в Куряж из-под Полтавы. Это произошло в 1926 году. Приведенные ниже сведения о жизни Куряжской колонии взяты из статьи, опубликованной в журнале «Всесвіт» в 1927 году, фотографии - из материала о колонии имени Горького, выложенного на сайте Украинского новостного интернет-издания.

Что же представляла собой Куряжская колония имени Горького в те годы? Все воспитанники по производственному принципу были распределены по 25 отрядам. Каждый отряд имел свою спальню, своё место в столовой, своё хозяйство.

Летний трудовой день начинался в 5 часов: подъём, уборка помещений, кормление скота.

После завтрака - работа в мастерских и в поле. В 12 часов - обед и послеобеденный отдых в течение часа, после чего снова работа - до 4 часов. Далее - время отдыха и культурно-просветительной работы в клубе.

В Куряже А. С. Макаренко работал до 1928 г. За годы своей работы в детских трудовых колониях через его руки прошло более трёх тысяч воспитанников, получивших образование и профессию.

Вместо послесловия - о памятнике А.С.Макаренко в Харькове.

Сообщение «МедиаПорта»:
Памятник Макаренко демонтировали .
Сегодня, 24 октября 2011 г, рабочие разобрали памятник педагогу и общественному деятелю Антону Макаренко. Бюст на постаменте, простоявший больше сорока лет напротив главного входа в парк имени Горького, демонтировали.

Памятник Антону Макаренко установили в 1968 году по инициативе трудящихся завода напротив главного входа в парк им. Горького на улице Сумской.
Сегодня утром памятник «снесли». Рабочие распилили его по швам и погрузили камни на грузовик.
Еще в начале года в мэрии озвучили свою задумку: обустроить сквер напротив парка им. Горького, круг трамвая «сдвинуть в сторону «ФЭДа», а памятник Макаренко отправить или на завод «ФЭД», или на «Коммунар».
Перенести памятник на территорию завода предложило руководство государственного предприятия, рассказал «МедиаПорту» помощник директора Владимир Дерлюк.
«Этот памятник был построен по инициативе нашего завода, и мы к Антону Семёновичу Макаренко имеем непосредственное историческое отношение. Этому памятнику определено красивое, достойное, посещаемое место», — сказал Дерлюк. А на возражение, что памятник скроют за заводским забором, Дерлюк ответил: «Тот, кто захочет, тот сможет [увидеть]. Потому что бывают заявки от школ, от организаций посетить наш музей. Мы часто такое делаем, чтоб знали историю нашего завода и основателя». Поставят бюст между административным корпусом и сборочным цехом.
К слову, рабочие Куряжской исправительной колонии весной этого года обратились к городским властям с просьбой отдать памятник им: мол, Макаренко работал в колонии, и поставить его памятник на территории было бы правильным. Но ответ на своё обращение так и не получили.

Письмо мэру г. Харькова

Глубокоуважаемый Геннадий Адольфович!

Я искренне радуюсь тому, что к руководству нашим городом пришли, наконец, умные и энергичные люди, которые буквально на глазах меняют его облик. Полностью поддерживаю все проведенные Вами мероприятия, которые вызывали дискуссии среди харьковчан. Однако вчера услышал и увидел воочию, что городские власти убрали с центральной улицы памятник А.С.Макаренко и решили перенести его на территорию завода. Уверяю Вас, что это грубая ошибка, которая получит неблагоприятный для города мировой резонанс. Этот вопрос, убеждён, готовили некомпетентные люди, которые не понимают, какое место занимает педагог-писатель з современном культурном мире.
На сегодняшний день нет в истории Харькова имени более известного и более притягательного для мировой общественности, чем Макаренко. Существует Всемирная макаренковская ассоциация, во всех крупных странах есть специальные лаборатории по изучению его наследия, всемирную известность приобрела «Педагогическая поэма». Мировым центром макаренковедения стал г. Марбург (Германия), в котором с 1968 года работает лаборатория Маkаrеnkо-Referat во главе с доктором Хиллигом. Есть лаборатории в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Волгограде, Полтаве и других городах бывшего СССР.
Окончательный вердикт науки о нем такой: Макаренко великий педагог XX века, его педагогическая теория соответствует общечеловеческим гуманистическим, в том числе и христианским ценностям.
Я всю жизнь занимаюсь изучением Макаренко, более 20 лет сотрудничал с немецкой лабораторией, которой удалось собрать и опубликовать уникальные документы, и хорошо знаю отношение к Макаренко в мире. Поверьте, здесь нет абсолютно никаких преувеличений. Мне обидно и за Макаренко и за наш город, с которым связан самый яркий период его педагогической деятельности. Хронологически его жизнь выглядит так:
1920-1926 — Полтава
1926-1935 — Харьков
1935-1937 —Киев
1937-1939 — Москва
Предложение моё таково. Памятник демонтировали и возвращать его на старое место нет смысла. Прятать его на территорию завода в свете сказанного выглядит абсурдом. Его место — на территории парка, где стояла скульптура Горького. В советские времена все городские парки назывались по московскому образцу — имени Горького. Многие украинские города отказались от этой традиции и поступили правильно. Пора и нам по-настоящему увековечить имя великого педагога: назвать парк культуры и отдыха именем Макаренко и установить у входа его памятник.
Уважаемый Геннадий Адольфович! Я готов выступить перед соответствующей комиссией для обоснования своего предложения.
Гетманец М. Ф., доктор филолог. наук, профессор



Похожие статьи
 
Категории