Значение большого сфинкса в мифологии египта. Сфинксы у других народов

26.03.2019

Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта - бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.

Памятник в цифрах

Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам - фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота - 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.

История изваяния: факты против легенд

В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов - любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен - воссоединение трех планет.

Миф о происхождении

До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов - пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья - что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца - Бога Солнца Ра.

Легенды

В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» - ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.

По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.

Реальные факты

Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным.

Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» - «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.

Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса - крылатой девы-чудовища - упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других - крылатой львицей.

История о Сфинксе

Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.

Помог пролить ученым свет на труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса - памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?

Первая «реставрация»

Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.

Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.

Почему у памятника отсутствует нос?

Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.

Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.

В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.

Ошеломляющие секреты Сфинкса

В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения - современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.

После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила - библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.

Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.

Преклонение древних египтян перед Сфинксом

Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.

Астрономическое объяснение каменного изваяния

По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы - трех пирамид.

Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.

Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое называли первым. Так как небесным олицетворением правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.

Великий Сфинкс как туристический объект

В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса - бога смерти.

Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.

«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».

Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:

  1. На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
  2. Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
  3. Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
  4. Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.

О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.

Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.

Что такое Хармахис, Сфинкс/Сфинга и Фикс

Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:

  • ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.

О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:

  • Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
  • В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
  • В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.

Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?

Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс - это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов . Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.

Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.

Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.

О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа» , особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».

Приведу цитату из этой книги:

«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.

Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.

Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча...

Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.

Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.

Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!

Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное... А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».

Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?» ; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.

В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа »:

«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».

Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.

Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе, хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.

Страж

Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту . В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.

Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа» .

Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».

Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса - отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена - Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.

Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.

Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV» :

«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».

Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.

Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.

Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

14. Загадочный Сфинкс

14. Загадочный Сфинкс

Египетский, греческий Сфинкс и Сфинксы, существовавшие в других культурах, всегда завораживали людей. Некоторые из нас помнят, что значение Сфинкса, как и других магических, мифических существ, гораздо глубже, чем известно или допускается сейчас.

Египетский Сфинкс

Образ египетского Сфинкса знаком нам по разрушенному памятнику, стоящему рядом с пирамидами. Эта древняя статуя, вырубленная из гигантского камня, располагается сразу за пределами Газы и представляет собой изображение лежащего льва с очевидно мужской человеческой головой. В настоящее время статуя Сфинкса разрушена и значительно повреждена и являет собой лишь отголосок былой красоты. Когда Египтом завладели мусульмане, фанатичные приверженцы этой религии намеренно откололи нос статуи, назвав ее греховным идолом.

В глазах древних египтян, называвших его «ху», он символизировал четыре стихии и Дух, а также всю науку прошлого, которая для нас утрачена. Несмотря на то что статуя лежащего Сфинкса расположена недалеко от Великой пирамиды, Сфинкса построили гораздо позже, чем это знаменитое сооружение.

Египетский Сфинкс отличается от греческого. Считается, что он мужского пола, так как на его голову надет головной убор с длинными полотнами, спадающими на плечи, и королевский урей (кобра). Крыльев у него нет. Между тем многие древние авторы утверждали, что Сфинкс является андрогинным существом, обладающим как мужскими (положительными), так и женскими (отрицательными) творческими силами. Похоже, что египетский Сфинкс, царственное, но загадочное существо, был стражем подземного царства, того параллельного мира, о котором посвященные говорят как о месте великих инициаций.

Высота египетского Сфинкса составляет почти семьдесят футов, длина – более ста. По проведенным оценкам, его вес составляет несколько сотен тонн. Возможно, что изначально статуя была покрыта слоем гипса и выкрашена в священные цвета. Внешне Сфинкс был воплощением бога Солнца, поэтому его голову украшал царский головной убор, лоб – кобра (урей), а подбородок – борода. И кобра, и борода были когда-то отколоты. Бороду обнаружили между передних лап Сфинкса во время его раскопок из покрывающего статую слоя песка.

Египетский Сфинкс

Основной массив тела Сфинкса высечен из монолитного гигантского камня, а передние лапы вырезаны из камней меньшего размера. Версия, что этот камень мог быть монолитной скалой, располагавшейся там изначально, вызвала много споров. Анализ известняка, из которого вырезана статуя, показал, что в нем содержалось огромное количество мелких морских существ, что указывает на большую вероятность добычи камня в другом месте.

Храм, алтарь, располагавшийся между лап, и ступени, ведущие вверх к Сфинксу, были построены значительно позже. Вероятно, это сделали римляне, восстанавливавшие многие египетские памятники.

Между передними лапами Сфинкса располагается огромная стела из красного гранита с нанесенной на ней иероглифической надписью о том, что Сфинкс является стражем. Некоторые иероглифы на этой стеле описывают необычный сон-видение фараона восемнадцатой династии Тутмоса IV, явившегося ему в то время, когда он спал в тени Сфинкса.

Тогда Тутмос был еще принцем. Утомившись во время охоты, принц прилег подремать в тени древней статуи, и ему приснилось, что Сфинкс обратился к нему с просьбой убрать сковывавший его песок и восстановить былую красоту. А в благодарность он пообещал наградить Тутмоса двойной короной Египта. Очевидно, Тутмос удостоил вниманием эту просьбу (хотя часть стелы, описывающая это, слишком сильно повреждена и не позволяет прочесть текст полностью), потому что он стал фараоном Тутмосом IV.

Консервативно настроенные археологи, историки и ученые твердо убеждены, что Сфинкс был вырезан по образу одного из великих фараонов как погребальное приношение. Однако древние исторические источники, которые эти «специалисты» оставили без внимания, излагают другую версию назначения Сфинкса.

Античный философ Ямвлих писал о том, что египетский Сфинкс закрывал вход в священные подземные палаты и галереи, где адепты тайных знаний проходили определенные испытания. Вход внутрь Сфинкса тщательно закрывали огромные бронзовые ворота, а способ их открыть был известен лишь отдельным верховным жрецам и жрицам. Если посвящаемый в тайное знание не был полностью готов, запутанный лабиринт переходов внутри статуи вновь возвращал его к началу пути. Если же он находил верный путь в лабиринте, то переходил из одного ритуального зала в другой. И только если посвящаемого признавали готовым к великому таинству инициации, его или ее провожали к глубокому тоннелю, ведущему под песками пустыни от Сфинкса внутрь Великой пирамиды.

Джордж Хант Уильямсон утверждает, что в этих подземных храмах хранятся плиты из драгоценных металлов, свитки папирусов и глиняные таблички, содержащие древнюю информацию.

Чтобы опровергнуть утверждения древних авторов, на протяжении многих лет внутрь Сфинкса вводились металлические пруты и ни одного прохода или зала внутри него не было обнаружено. Однако в октябре 1994 года информационное агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщило о том, что рабочие, пытавшиеся восстановить разрушенные части Сфинкса, сделали фантастическое открытие: ими был обнаружен неизвестный древний проход, ведущий глубоко внутрь Сфинкса. И все же эксперты в области древностей до сих пор не знают, кем он был построен, куда он ведет или каково было его назначение.

Иногда Сфинкса представляли с головой ястреба, а не с человеческой. Египетских Сфинксов всегда изображали лежащими. Часто по обе стороны входа в храм ставили Сфинксов, чтобы они охраняли его.

Однако изображения Сфинксов были обнаружены и в более древних, чем египетская, культурах. Определено, что каменные изваяния Сфинксов, найденные в Месопотамии, созданы по крайней мере на пять тысяч лет раньше, чем египетский Сфинкс в Газе. Подобные фигуры, высеченные из камня, были обнаружены на всей территории Ближнего Востока. Даже в Древней Греции существовала легенда о Сфинксе.

Греческая Сфинкс

Греческая Сфинкс – существо с головой и грудью женщины и крыльями. Она была агрессивна, многоречива, хищна, так как любила питаться человеческой плотью. Слово «Сфинкс» происходит от греческого sphiggein («крепко связывать», «душить»).

Из всех греческих Сфинксов наиболее известна фиванская. У нее были женская голова и грудь, тело и когтистые лапы льва, хвост дракона и крылья птицы. О ее происхождении известно мало, хотя, согласно одной легенде, она была порождением Тифона и Ехидны. По другой версии, ее родителями были Ортр и Химера. Ее излюбленным местом был утес у дороги, ведущей в Фивы, где она подстерегала путников и загадывала им загадку, услышанную от муз. Тех же, кто не давал правильного ответа, она убивала. В конце концов, Эдипу удалось ответить верно.

Греческая Сфинкс

Остальные легенды утверждают, что греческая Сфинкс иногда перемещалась по стране из одного места в другое. Они также отмечают несколько направлений между различными греческими островами, которые выбирала Сфинкс.

Греческая Сфинкс любила разговаривать со своими жертвами и мучить их, прежде чем убить. Если жертве удавалось сбежать, ее ярость была ужасна. Юнг сравнивал это существо с архетипическим образом Ужасной матери. Трон Зевса в Олимпии был украшен узором, изображающим Сфинксов, уносящих детей. Эти рисунки могли обозначать символическую связь между Зевсом и Сфинкс, которая, возможно, исполняла приказания бога о возмездии.

Другие Сфинксы

Древнейшие ассирийские, персидские и финикийские Сфинксы были мужского пола, у них были бороды и длинные кудрявые волосы. Однако после XVII века до о. э. в ассирийских резных произведениях появились образы крылатых женских особей Сфинксов. В древней Финикии изображали как женские, так и мужские особи. Хетты вырезали из камней изваяния существ с телами льва и человеческими головами. Как и греческая Сфинкс, вавилонская Сфинкс была женского пола. Легенды гласят, что Сфинксы Среднего Востока обладали великой мудростью, редко открывали свое знание и были довольны тем, что люди их почитали.

В римской мифологии Сфинкс была женского пола и носила урея на лбу. Возможно, свой женский облик она позаимствовала у своего греческого аналога, но многие атрибуты она переняла и от египетского Сфинкса. Как ни удивительно, но изображения этого загадочного существа были обнаружены также среди руин майянских городов на полуострове Юкатан.

Все Сфинксы владеют всеми известными языками, как современными, так и древними. Им известны также все виды магии, когда-то существовавшие, а в настоящее время забытые людьми. Они – адепты использования магических заклинаний, а кроме того, ценят все виды драгоценных камней, драгоценные металлы и книги, в особенности древние.

В основном, мужские особи этого вида крупнее женских, они также обладают большей физической силой. Если мужской Сфинкс злится или бросает кому-либо вызов, его оглушительный рев слышен на расстоянии многих миль.

Женские особи этого вида на самом деле умнее мужских, но и самцы обладают высшей мудростью и знанием. Женщина-Сфинкс в большей степени склонна помогать людям в поэзии, прозе, загадках и общих знаниях.

Это загадочное существо служит нам напоминанием о том, что у людей есть духовные крылья, человеческие головы (или разум) и тела животных. Оберегая священные древние тайны, Сфинкс лежит у ворот сверхсознания и не допускает к нему тех, кто не готов войти. Встреча со Сфинксом возвещает время духовного роста, а возможно, и новой любви.

Психологические характеристики : положительные – человек, знающий, когда следует промолчать, а когда говорить. Отрицательные – тот, кому нравится бросать людям вызов на интеллектуальном уровне, а если они окажутся «менее умными», уничтожать их словами. Человек, использующий умение показать свое превосходство.

Магические свойства : область действия Сфинкса – инициация, конец цикла; магия стихий, встреча с Темной Матерью, получение указаний от Нее. Римские и греческие Сфинкс являлись символами вспыльчивой натуры и беспричинного разрушения. Греки ассоциировали Сфинкс с посвящением и смертью. Считалось, что Сфинкс, это таинственное магическое существо, владеет глубочайшими тайнами вселенной, но хранит полное молчание.

Из книги Трон Люцифера автора Парнов Еремей

Из книги Дао - путь без пути. Том 2. Беседы по книге Ли-цзы автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 3. ЗАГАДОЧНЫЙ ВКУС МЕДА НА ЯЗЫКЕ 27 февраля 1977 года, Пуна, ИндияВ зрелом возрасте Хуа-цзы из рода Ян-ли государства Сун потерял свою память. Он мог получить подарок утром и забыть об этом к вечеру; он мог дать подарок вечером и забыть об этом к утру. На улице он мог забыть

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

76 Сфинкс 1. Я из рода древних фараонов династии Мена. Мои отдаленные предки потеряли право на престол, так как один из них отошел от веры отцов, каким-то образом проникнув в тайны тех Неведомых, которые жили в отдаленных залах лабиринта и считали себя высшими жрецами, а свою

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Большой сфинкс Большой сфинкс в Гизе не похож ни на что иное в мире, даже в Египте.Обстановка в некрополе этого плато и у основания Больших пирамид придает ему совершенно исключительный смысл.Он не был составлен или высечен из разных кусков, как все сфинксы обычной

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Сфинкс и антропогенез «Седьмая раса, - говорится в „Тайной доктрине“, - приведет к установлению или даже утверждению религиозных тайн, под сенью которых древние истины могут быть переданы будущим поколениями, за покровом символики и аллегорий».«Рассмотрите

Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

Глава 8 Сфинкс В Египте часто можно видеть статуи сфинксов, стоящие перед храмами (подобные изваяния встречаются и в Индии). Сфинксы с человеческой головой называются андросфинксами, с головой барана – креосфинксами, с головой сокола – иеракосфинксами. На страницах этой

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

ЗАГАДОЧНЫЙ СТАРЕЦ Клавдия Гавриленко, пенсионерка из Ростова-на-Дону, испытала в 1956 году переживание, запомнившееся ей на всю оставшуюся жизнь.Дело было в Смоленской области, знаменитой своими густыми лесами. Клавдия, отправившаяся по грибы, заблудилась. День уже

Из книги Феникс или возрождённый оккультизм автора Холл Мэнли Палмер

Сфинкс Это мифическое существо с телом льва и головой человека, сокола или барана символизирует могущество и мудрость. Талисман в виде сфинкса выявит в человеке такие черты, как осторожность, предусмотрительность и

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

РУССКИЙ СФИНКС У каждого века есть своя загадка. Таким непостижимым явлением девятнадцатого века была Елена Петровна Блаватская. Издание ее писем, а также писем Махатм Мории и Кут Хуми пролило новый, более яркий свет на эту экстраординарную личность. В памяти наших

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Загадочный космос Начиная с 12 апреля 1961 года, когда советский человек Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос, уже сотни человек из разных стран последовали его примеру. Многие из них, находясь в корабле в одиночестве или группами, столкнулись с непонятными и необъяснимыми

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Из книги Тайны русских знахарей. Целебные составы, обряды и ритуалы автора Ларин Владимир Николаевич

РАНЬО НЕРО (ЧЕРНЫЙ ПАУК) – ЗАГАДОЧНЫЙ ПРОВИДЕЦ Великих предсказателей в нашей истории найдется не так уже и много – Нострадамус, Эдгар Кейси, баба Ванга и ряд других. Среди них выделяется Раньо Неро, или Черный Паук, как переводится с итальянского этот

Из книги Атлантида и другие исчезнувшие города автора Подольский Юрий Федорович

Серый – загадочный дух леса Жил дед Федор на краю лесной поляны в маленьком домике, так укрытом под ветвями большого дуба и ореховых зарослей, что, даже стоя рядом, заметить его можно было только случайно. Казалось, деревья и кусты сами оплетали и закрывали его. Мы

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Загадочный Кушан Большинство государств рождаются, живут и исчезают, как и люди: некоторые оставляют после себя богатое наследство, другие - память, третьи - обломки и руины. О Кушанском царстве, процветавшем на рубеже нашей эры в Центральной Азии, мало что известно: его


Сфинкс Гизы является одним из старейших, крупнейших и самых загадочных памятников, когда-либо созданных человеком. Споры о его происхождении идут до сих пор. Мы собрали 10 малоизвестных фактов о величественном памятнике в пустыне Сахара.

1. Большой сфинкс Гизы сфинксом не является


Специалисты утверждают, что египенского сфинкса традиционным изображением сфинкса не назовёшь. В классической греческой мифологии сфинкс описывался как существо, у которого было тело льва, голова женщины и крылья птицы. В Гизе на самом деле возвышается скульптура андросфинкса, поскольку у него нет крыльев.

2. Изначально у скульптуры было несколько других названий


Древние египтяне первоначально не называли это гигантское существо "Большим Сфинксом". В тексте на "Стеле мечты", датируемой примерно 1400 г. до н.э., Сфинкс упоминается как "Статуя великого Хепри". Когда будущий фараон Тутмос IV спал рядом с ней, то ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, которая после этого стала известна как Хорем-Акхет, что переводится как "Гор на горизонте". Средневековые египтяне называли Сфинкса "балхиб" и "билхоу".

3. Никто не знает, кто построил Сфинкса


Даже сегодня люди не знают точного возраста этой статуи, а современные археологи спорят о том, кто ее мог создать. Самая популярная теория гласит о том, что Сфинкс возник во время правления Хефрена (четвертая династии Древнего царства), т.е. возраст статуи датируется примерно 2500 годом до нашей эры.

Этому фараону приписывают создание пирамиды Хефрена, а также некрополя Гизы и ряда ритуальных храмов. Близость этих сооружений с Сфинксом побудило ряд археологов считать, что именно Хефрен приказал построить величественный памятник со своим лицом.

Другие ученые считают, что статуя намного старше пирамиды. Они доказывают, что лицо и голова статуи носят следы явного повреждения водой и выдвинули теорию, что Великий Сфинкс уже существовал во время эпохи, когда регион столкнулся с обширным наводнением (6 тысячелетие до нашей эры).

4. Кто бы не строил Сфинкса, он удирал от него сломя голову после окончания постройки


Американский археолог Марк Ленер и египетский археолог Захи Хавасс обнаружили под слоем песка большие каменные блоки, наборы инструментов и даже окаменелые обеды. Это явно указывает на то, что рабочие настолько спешили убраться подальше, что не захватили с собой даже своих инструментов.

5. Чернорабочих, которые строили статую, прекрасно кормили


Большинство ученых думают, что люди, которые строили Сфинкса, были рабами. Однако их рацион предполагает совсем иное. В результате раскопок под руководством Марка Ленера было установлено, что рабочие регулярно обедали говядиной, бараниной и козлятиной.

6. Сфинкс когда-то был покрыт краской


Хотя сейчас Сфинкс серо-песчаного цвета, когда-то он был полностью покрыт яркой краской. Остатки красной краски до сих пор можно найти на лице статуи, а на теле Сфинкса есть следы синей и желтой краски.

7. Скульптура в течение длительного времени была погребена под песком


Большой Сфинкс Гизы несколько раз становился жертвой зыбучих песков египетской пустыни за время своего длительного существования. Первое известное восстановление почти полностью похороненного под песком сфинкса произошло незадолго до 14-го века до н.э., благодаря Тутмосу IV, который вскоре после этого стал египетским фараоном. Три тысячелетия спустя статуя вновь была погребена под песками. Вплоть до 19 века передние лапы статуи находились глубоко под поверхностью пустыни. Полностью Сфинкс был раскопан в 1920-х годах.

8. Сфинкс потерял свой головной убор в 1920-х годах

Во время последнего восстановления, у Большого Сфинкса отвалилась часть его знаменитого головного убора, а также была серьезно повреждена голова и шея. Правительство Египта наняло команду инженеров, чтобы реставрировать статую в 1931 году. Но во время этой реставрации использовался мягкий известняк, и в 1988 году 320-килограммовая часть плеча отвалилась, едва не убив немецкого репортера. После этого египетское правительство вновь приступило к восстановительным работам.

9. После постройки Сфинкса еще долгое время существовал культ, почитающий его


Благодаря мистическому видению Тутмоса IV, который стал фараоном после того, как откопал гигантскую статую, в 14 веке до нашей эры возник целый культ поклонения Сфинксу. Фараоны, правящие во время Нового Царства, даже строили новые храмы, из которых можно было видеть Большого Сфинкса и поклоняться ему.

10. Египетский сфинкс намного добрее греческого


Современная репутация Сфинкса как жестокого существа произошла из греческой мифологии, а не египетской. В греческих мифах Сфинкс упоминается в связи со встречей с Эдипом, которому он загадал якобы неразрешимую загадку. В древнеегипетской культуре Сфинкс считался более доброжелательным.

11.Наполеон не виноват в том, что Сфинкса нет носа


Тайна отсутствия носа у Большого Сфинкса породила всевозможные мифы и теории. Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что Наполеон Бонапарт приказал отбить нос статуе в порыве гордыни. Однако, ранние эскизы Сфинкса показывают, что носа статуя лишилась еще до рождения французского императора.

12. Сфинкс когда-то был бородатым


Сегодня остатки бороды Большого Сфинкса, которые были удалены со статуи из-за сильной эрозии, хранятся в Британском музее и в Музее египетских древностей, созданном в Каире в 1858 году. Однако, французский археолог Васил Добрев утверждает, что бородатой статуя была не с самого начала, а борода была добавлена позже. Добрев аргументирует свою гипотезу тем, что удаление бороды, если бы она являлась компонентом статуи с самого начала, привело бы к повреждению подбородка статуи.

13. Большой сфинкс - самая древняя статуя, но не самый древний сфинкс


Большой Сфинкс Гизы считается старейшей монументальной скульптурой в человеческой истории. Если считать, что статуя датируется временем правления Хефрена, меньшие сфинксы, изображающие его сводного брата Джедефра и сестру Нетефере II, более старые.

14. Сфинкс - крупнейшая статуя


Сфинкс, длина которого составляет 72 метра, а высота 20 метров, считается крупнейшей монолитной статуей на планете.

15. Со Сфинксом связаны несколько астрономических теорий


Загадка Большого Сфинкса Гизы привела к появлению ряда теорий о сверхъестественном понимании древними египтянами космоса. Некоторые ученые, такие как Ленер, считают, что Сфинкс с пирамидами Гизы является гигантской машиной для улавливании и переработки солнечной энергии. В другой теории отмечается совпадение Сфинкса, пирамид и реки Нил со звездами созвездий Льва и Ориона.

Сфинкс, Сфинга (др.-греч. «душительница» - интерпретация древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» - «живой образ») - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Греческий сфинкс (сфинга)

В греческой мифологии она считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны, злобным демоном разрушения.
Существо с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом убивало юношей.
Крылатая душительница была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать.
Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам.
Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?».
Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкс, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть.
По одной из версий, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших ее.
Ее изображение было на шлеме Афины.
В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».
Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данную Кадму.
От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли.
По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил ее.
По еще одной версии, это была амазонка, первая жена Кадма, она укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.

Египетский сфинкс

Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса - лежащего на песке льва, лицу которого - как издавна принято считать - придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи - 73 метра, высота - 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее - с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.
Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными.
Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.
Существуют и другие мнения относительно заказчика Сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариеттом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу).
Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо.
Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу.
В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра.
Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников.
Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.
Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию.
Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э.



Похожие статьи
 
Категории