Кому принадлежит фраза театр начинается с вешалки. «Театр начинается с вешалки

09.04.2019

Известная фраза стала крылатой, её передают из уст в уста (привет фольклору). Вешалка уже не отделима от образа театра. Но откуда же она взялась? И говорили ли о ней на самом деле?

1. Кто сказал?

Считается, что фразу эту впервые сказал сам Константин Станиславский - известный советский режиссёр. Однако ни в документах вешалка не фигурирует, ни очевидцы не помнят, чтобы он о ней говорил.

Но фраза могла родиться из его письма гардеробщикам МХАТа, где он отмечал: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...»

Так может начинаться театр должен всё-таки не с неё?

2. Смысл и значение фразы

Первое, что приходит в голову - Станиславский имел ввиду только благодарность работникам гардероба и не более. Никаких сакральных значений он в неё не вкладывал.

Однако, как это часто бывает в народе, какой-нибудь шутник добавил слово «вешалка» и понеслась цитата в народ, обрастая новыми смыслами.

Так, если порыскать на просторах интернета, можно наткнуться на совсем уж дивные интерпретации:

Гардеробщики задают тон и настроение всем приходящим в «храм искусств»

В гардеробе могут работать артисты, поэтому театральное действо в буквальном смысле будет начинаться уже у вешалки

В театре важна каждая мелочь: даже лепнина на потолке - важная часть театра, а уж гардероб-то и подавно

Зритель уже на входе должен осознавать, что он попадает в мир искусства и возвышенности

Работники гардероба - люди преданные, горячие поклонники совего дела и опора всего театрального «цеха»

Без вешалки в театр путь заказан, ведь нельзя сидеть на представлении в верхней одежде

3. Театр начинается с вешалки, а заканчивается?

Можно много рефлексировать на тему того, чем же заканчивается театр. Есть много шутливых версий, например «очередью в гардероб». И в ней очень большая доля истины.

Есть варианты и с буфетом, но это уже как посмотреть: кто-то любит его посетить до спектакля, кто-то в антракте. А может здесь ещё скрытый подтекст: плохой театральный буфет не спасёт даже отлично работающий гардероб и оперная дива с мировым именем.

Но, хочется верить, что очередь - не единственное, что поджидает зрителя после спектакля: это всё-таки и заданное настроение, и впечатления, и даже размышления на те или иные темы. А ещё, конечно, театр будет заканчиваться безумно романтичными ночными поездками и прогулками домой.

На самом деле знаменитая фраза великого педагога и режиссера Станиславского о вешалке и театре звучала совсем по-другому. В оригинале мэтр написал довольно длинное благодарственное письмо гардеробщикам МХАТа, поздравившим его с юбилеем. В нем были слова признания важности их труда, помогающего создавать для зрителей особую атмосферу задолго до начала спектакля.

Со временем этот абзац письма трансформировался в то самое всем известное выражение о театре, который начинается с вешалки. А в сознании граждан прочно укоренилась мысль, что речь идет именно о вешалке, служащей временным пристанищем курток и пальто. Мол, она должна быть не только удобной, но и красивой, настраивающей на определенный лад.

И это действительно так! Вешалка - один из первых предметов, встречающих хозяев дома и их гостей. Поэтому в немалой степени именно от нее будет зависеть, как воспримется весь интерьер помещения в целом.

Для многих вешалка может стать вполне уместным подарком, если подойти к выбору с тщанием. Ведь из всего многообразия подобных товаров предстоит отыскать модель, которая гармонично впишется в обстановку и будет отличаться качеством и надежностью.

Виды вешалок

Какой-то общепринятой строгой классификации вешалок не существует. Но по назначению их легко можно разделить на две большие группы: вешалки для хранения вещей в шкафу и для хранения одежды, так сказать, вне оного.

В первую группу входят обычные вешалки-плечики, представляющие собой изогнутую планку с крючком посредине. Благодаря им вещи не мнутся во время хранения в шкафу. Одежда надевается на планку, расправляется, и вся конструкция за крючок цепляется на перекладину в платяном шкафу.

Чтобы рубашки, брюки и платья были, как свежевыглаженные, стоит запастись плечиками разных видов. Например, для юбок и брюк выбрать вешалки со специальными зажимами. Растягиваете любимые брючки по талии, прищепками прихватываете по бокам - и в шкаф. Гораздо удобнее, чем пользоваться плечиками с перекладиной, от которой на штанинах или полах юбки остаются поперечные заломы.

Для платьев, топов и нижнего белья производятся вешалки с крючками или выемками на планке. За них аккуратно цепляются бретельки либо специально вшитые в некоторые вещи крепления-петли, после чего плечики можно убирать в гардероб.

Вешалки второй группы, предназначенные для хранения вещей вне шкафа, сами по себе являются мебелью. Это настенные, напольные и даже потолочные конструкции, на которые мы вешаем куртки, пальто и плащи, когда входим в учреждение или возвращаемся домой.

Описать разнообразие их конструкций практически нереально. Есть угловые напольные вешалки с комодом, настенные с полочкой для головных уборов, крепящиеся к потолку металлические каркасы с крючками на них и многие другие.

Появляются целые поворотно-сдвижные системы. Состоят они из стойки с колесиком внизу и перекладины, которая может двигаться по направляющим на стене. Вся конструкция может быть прижата к стене и служить вешалкой всего для двух-трех курток. Когда приходят гости, стойка легко выдвигается на середину прихожей и верхняя одежда развешивается на крючки с двух сторон перекладины.

Материалы и качество

В материалах, из которых изготавливаются современные вешалки, наблюдается такое же разнообразие, как и в модельном ряду. Это различные виды пластика, металла, дерева и всевозможные комбинации из них. Материал можно выбирать любой: у всех есть свои минусы и плюсы.

Например, деревянные плечики. Красивые, натуральные, прочные. На них можно повесить легкие блузки-сорочки и тяжелые пиджаки-куртки, прогибаться под ними они не будут. Зато малейший дефект в покрытии дерева со временем может привести к тому, что оно начнет сохнуть, становиться шершавым и портить деликатные ткани.

Выбирая деревянные вешалки для шкафа, отдавайте предпочтение лакированным или крашеным моделям. Ошкуренные, пусть даже максимально гладкие, лучше не приобретать. Перед покупкой несколько раз проведите пальцами по планке в одну и другую сторону. Если лак или краска нанесены качественно, ни малейших неровностей вы не почувствуете.

Пластиковые плечики никогда не оставят зацепок на ткани. Зато с их гладкой поверхности вещи частенько соскальзывают. Чтобы избежать этого, отдавайте предпочтение плечикам, снабженным силиконовыми накладками-ограничителями.

Такие же накладки можно встретить на металлических вешалках. Они обычно лишены недостатков деревянных плечиков, но могут оказаться слишком тяжелыми для перекладины в шкафу. Падение не будет грозить ей, если развесить на металлических вешалках часть вещей, для остальных выделив пластиковые или деревянные.

Вешалки для прихожей чаще всего изготавливаются из комбинированных материалов. К таковым формально можно отнести любые подобные изделия с деревянным каркасом и пластиковыми либо металлическими крючками.

К слову, оба материала гладкие и одежда, повешенная на них не за специальную петельку, а просто за ворот, будет сползать и падать. Поэтому лучше, если крючки будут крупные, чуть загнутые. Кстати, количество крючков тоже имеет значение. Когда их слишком много, вещи висят вплотную друг к другу или внахлест, сильно мнутся. Если же расстояние между крючками составляет около 10 см или чуть больше, вешалка будет намного удобнее в использовании.

Во всем остальном выбор вешалок для прихожей должен быть продиктован качеством отдельно взятой модели, ее дизайном, размером места для нее в квартире будущего владельца и особенностями его вкуса. Кто-то предпочитает изысканные напольные дизайнерские конструкции из бамбука, кому-то по душе массивные изделия из натурального дерева, а в чьей-то гардеробной комнате давно не хватает передвижной вешалки.

Но главное в выборе вешалки, конечно же, ее качество. Это мебель, которая будет постоянно подвергаться нагрузкам, что необходимо учитывать при покупке. Поэтому тщательно проверяйте все стыки и сочленения вешалки, подергайте крючки. Если поддаются, значит, разогнутся в будущем, так что переходите к исследованию другой модели.

Осмотрите, как приделаны декоративные элементы изделия, качество лака на них и самой вешалке. Простую напольную модель с крючками со всех сторон нагрузите с одной стороны и проверьте на устойчивость. Передвижную покатайте по полу, причем попытайтесь сделать это, задействовав фиксаторы на колесиках (если они есть). Покатилась - переходите к проверке другого экземпляра. Все предусмотреть вряд ли удастся, но если недочеты будут заметны уже при выборе, покупать такую вешалку неразумно.

Кому в подарок выбрать

Современные вешалки могут быть практичными, надежными и неожиданно красивыми. Ассортимент представлен моделями самых разных стилей, способными стать настоящим украшением интерьера. Так что они будет достойным подарком, особенно для тех, кто считает неуместным дарить бесполезные вещи.

Новая деревянная вешалка в стиле ретро может порадовать консервативных старших родственников. Сдвижная конструкция из металла и пластика с множеством выдвигающихся деталей не будет загромождать пространство небольших офисов, но примет всю одежду сотрудников. Дети по достоинству оценят напольные или яркие настенные вешалки, украшенные фигурами любимых мультипликационных персонажей.

Подросткам, увлекающимся спортом, можно подарить специальную вешалку для просушки и хранения спортивной формы (особенно актуально для подрастающих хоккеистов). Она представляет собой нечто среднее между манекеном и традиционной напольной вешалкой. Аналогичные конструкции разработаны для хранения костюмов - это просто находка для счастливых обладателей гардеробной комнаты.

Коллегам вполне можно подарить складные плечики, которые удобно брать в поездки, творческим людям - оригинальные дизайнерские вешалки самых разных форм и размеров. Это и буквы с крючками (из них можно составить имя владельца или пожелание ему), и ветки деревьев (деревянные, кованые, пластиковые), и гибриды с креслами, и многое другое. А вот оленьи рога, в прошлом считавшиеся шикарной и стильной вешалкой, дарить не стоит - плохая примета, да и красота сомнительная.

Конечно, для дня рождения такой подарок будет мелковат, а вот в качестве презента на профессиональный праздник, годовщину свадьбы (деревянная вешалка на деревянную свадьбу, с коваными чугунными деталями - на чугунную и так далее) подойдет отлично. А на новоселье лучше подарка просто не придумать! Красивая, качественная, надежная, выбранная с вниманием, она задаст тон всему остальному интерьеру, уже в прихожей создавая атмосферу уюта. Ведь не только театр начинается с вешалки!

Все без исключения работники театра являются сотворцами спектакля. Тот, кто в той или иной мере, портит общую работу и мешает осуществлению основной цели искусства и театра, должен быть признан вредным.

Если в театре холод, грязь, беспорядок, начало задерживается, спектакль идёт без должного воодушевления, – настроение зрителей падает и благодаря этому основная мысль и чувства поэта, композитора, артистов и режиссёров не доходят до них, им не для чего было приходить в театр, спектакль испорчен, и театр теряет своё общественное, художественное, воспитательное значение.

Если по тем или иным причинам репетиция окажется не продуктивной, – те, кто помешали работе, вредят общей, основной цели. Творить можно только в соответственно необходимой обстановке, а тот, кто мешает её созданию, – совершает преступление перед искусством и обществом, которому мы служим. Испорченная репетиция ранит роль, а израненная роль не помогает, а мешает проведению основной мысли поэта, т.е. главной задаче театра.

Нужно ценить каждого человека, не смотря, чем он занимается, и какую должность занимает. Каждый человек хочет к себе должного внимания и отношения. Нужно напоминать людям об их значении и благодарить за их работу и приложенный труд.

Надо, чтобы зритель, актёр и каждый имеющий отношение к театру входил в него с особым чувством благоговения. Надо, чтобы зритель, отворяя двери театра, проникался соответствующим настроением, которое помогает, а не мешает восприятию впечатления. Какое огромное значение для спектакля имеет настроение за кулисами и в зрительном зале.

Самое страшное и непобедимое - это когда зритель шумит, разговаривает, ходит и особенно, кашляет во время действия. Чтобы приучить зрителя к дисциплине, необходимой спектаклю, чтобы заставить его до начала сидеть на местах, быть внимательным, не кашлять, надо прежде всего чтобы театр заслужил уважение, чтобы зритель чувствовал, как ему надлежит себя держать.

Всякий, кто портит нам земной рай – жизнь в театре, должен быть либо удалён, либо обезврежен. А мы сами должны заботиться о том, чтобы сносить в театр со всех сторон только хорошие, бодрящие, радостные чувства. Здесь всё должно улыбаться, так как здесь занимаются любимым делом. Пусть об этом помнят не только актёры, но и администрация, с её конторами, складами и проч. Она должна помнить, что здесь не амбар, не лавки, не банки, где люди из-за наживы готовы перегрызть друг другу горло.

Зритель чувствует всё, что происходит за закрытым занавесом. Беспорядок, шум, крик, стук во время антракта, сутолока на сцене передаются в зрительный зал и тяжелят самый спектакль. Напротив: порядок, стройность, тишина там, за закрытым занавесом, делают спектакль лёгким. Конечно же, интриги, сплетни, которыми славится театр – без них хорошо, нельзя же исключить талантливого человека потому, что у него дурной характер, потому, что он мешает благоденствовать другим. Несомненно, таланту всё прощается, но его недостатки должны быть обезврежены другими артистами. Когда в театре появляется такой, опасный для всего организма микроб, надо сделать всему коллективу прививку, для того, чтобы развить обезвреживающий антитоксин, при котором интрига гения не нарушает общего благополучия жизни театра.

Как известно, театр начинается с вешалки, чем театр заканчивается крылатые выражения не уточняют, но думаю для многих - буфетом. Поговорим сегодня о начале и конце самарского городского театра начала прошлого века.

Фйое театра

В самарском театре до 1930 года не было собственной труппы. Здание и имущество театра сдавалось в аренду антрепренерам, которые привозили в Самару свои труппы и декорации.

Вешалка

Вешалка и буфет сдавались управой по отдельному контракту и служили весьма неплохим источником пополнения городского бюджета. Так в 1908 году город получил от крестьянина Рязанской губернии Антона Яковлевича Никашина за аренду вешалки в театре 7428 руб. Так как же Антон Яковлевич зарабатывал на аренде вешалки? Зрители партера и амфитеатра платили за сданное платье по 10 коп. с человека, посетители лож от 30 до 50 копеек, в зависимости от престижности ложи. Вешалка в театре была не одна, кроме привычной раздевалки в подвальном помещении была ещё вешалка четвёртого этажа, для галёрки, и стоимость услуг в ней была соответственно всего 5 копеек. Это стоимость услуг на простых и бенефисных спектаклях, для дневных представлений цена снижалась вдвое.

Привычные для раздевалок некоторых современных заведений таблички - "администрация за сданные вещи ответственности не несет", были просто невозможны. Администрация, а точнее арендатор вешалки нёс ответственность, да причём какую! Все договора заключённые с городской управой обеспечивались залогом, не был исключением и контракт на аренду театральной вешалки. Арендатор оставлял в городской кассе 500 рублей. В случае пропажи, потерпевший получал компенсацию из этой суммы, причём безоговорочно и без судебных разбирательств.

В обязанность арендатора вешалки входила оплата электричества и отопления помещений гардеробов. Он был обязан нанять не менее 6 слуг на каждую комнату раздевалки и вполне мог лишиться контракта за различные нарушения, например, за вымогательство слугами чаевых у зрителей.

Не стоит думать, что зрители платили за вешалку непосредственно при раздевании, нет, просто эти сумы по согласованию с антрепренёром были включены в стоимость билетов. Исключение составляли представления проходившие после 1 мая, здесь уже платили непосредственно на вешалке те, кто пришёл в верхнем платье, а те кто пришёл налегке экономили 10 копеек.

Театральный буфет

Ещё одна статья дохода городской казны. Самарский мещанин Платон Петрович Сергеев подписал с городскою управою контракт на арендное содержание буфета в городском театре на три сезона - с 1908 по 1911 год. Арендная плата составляла 3005 руб. в год, и плата акцизному ведомству за продажу алкоголя до 600 руб.

В театре для буфета предназначались: комната между вестибюлем и буфетной, сама буфетная, две комнаты в подвальном этаже. Кроме того Сергеев должен был устроить буфет в чайной комнате для продажи чая, фруктов, конфет и прохладительных напитков и буфет в специально предназначенной комнате на четвёртом этаже для продажи крепкого алкоголя. Также ему предоставлялось право продажи чая, мороженого и прохладительных напитков в большом фойе и гостиных.

Арендатор буфета был обязан содержать в чистоте все помещения буфетов и чайной комнаты, мужской ватерклозет и дамскую уборную со специально нанятой горничной, и поддерживать огонь в дровяном камине между буфетной и фойе.

Так чем же потчевали самарских посетителей в театральном буфете? Начнём с напитков: рюмка простой очищенной водки установленного образца вместимостью 1\200 ведра (61,5 гр.) - 10 коп., такая же рюмка специальных водок - 15 коп., рюмка коньяку 1\400 ведра -15 коп. Притом подаётся бесплатно закуска из селёдок, копчений, солений, колбас, масла, редьки, редиски, сыров, во всяком случае, не менее 5 сортов.
Сельтерская вода - 15 коп. за бутылку, лимонад газес здешний - 20 коп., привозной -25, бутылка ланенской воды -75, пиво местное - 20 коп., столичное - 25.
Вина по ценам магазинов Егорова, Жукова, Журавлёва, за бутылку ценностью до 2 руб. с надбавкой 50%, свыше - 40%.Чай с лимоном или сливками - 10 коп. стакан.
Бутерброды -10 коп., со свежей икрой - 15,
Пирожки всех сортов -10 коп.
Всякие холодные закуски не дороже 75 коп.
Мороженое всякого сорта - 30 коп.
Пирожное всех сортов - 5 коп.

Буфет начинал работать до начала спектакля, не закрывался для посетителей во время действия и продолжал работу ещё час после окончания представления.

Существует классическое выражение, что «театр начинается с вешалки…» Наша же студия началась в буквальном смысле с энтузиастов! После окончания института мне удалось привлечь 25 человек! Тогда, в 80-е годы, самодеятельное театральное движение в стране было в самом разгаре! Студии создавались в рабочих и студенческих коллективах, а поскольку помещений не хватало, осваивалось всё - от подворотен до подвалов и крыш! Мои талантливые ребята и я мечтали о своем "уголке" и что это будет Молодежный театр-студия «Эксперимент». В невероятных муках он-таки родился, но "прожил" (вопреки равнодушию чиновников) лишь 7 лет... Потом пришли 90-е...
Моей далекой мечте ПОСВЯЩАЮ…

Когда же зародился ТЕАТР? Театр, в переводе с греческого — место для зрелищ, или зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей, что происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященными богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. Театр состоял из: ОРХЕСТРЫ - круглой площадки, на которой проходили танцы хора, располагавшейся в центре театра, получившей своё название от глагола orcheomai - танцевать. В середине орхестры устанавливался алтарь Диониса;
ЗДАНИЯ СКЕНЫ - сценической постройки с комнатами для актёров. Крылья скены составляли параскении, между которыми перед скеной проходили выступления актёров; ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА, имеющего вид сферы, усечённой двумя плоскостями, окружавшей 2/3 орхестры.

В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.

Римский театр


В области литературы и театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков. Однако нельзя видеть в римской культуре лишь одни заимствования. Ей присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. Кроме того, многое, заимствованное у греков, подвергалось радикальной переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий.

Комедия дель арте . Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI в.

Комедия дель арте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.


С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов — на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.


Интерьер театра Ковент-Гарден


Королевский театр в Ковент-Гардене — театр в Лондоне, служащий местом проведения оперных и балетных спектаклей, домашняя сцена Лондонской Королевской оперы и Лондонского Королевского балета. Расположен в районе Ковент-Гарден, по которому и получил название. В 1808 г. первый театр Ковент-Гарден был уничтожен пожаром. Новое здание театра было возведено за первые девять месяцев 1809 г. по проекту Роберта Смёрка и открылось 18 сентября постановкой «Макбета».


Творческая деятельность Уильяма Шекспира, длившаяся последнее десятилетие XVI века и первое десятилетие XVII века, относится к эпохе позднего английского Возрождения. В это время Англия, достигшая внушительного политического могущества, остро переживала кризис перехода от феодальных общественных отношений к буржуазным. Социальная жизнь отличалась чрезвычайной насыщенностью. В крупных городах театр имел большое значение.


Театр шекспировской эпохи все еще являлся праздником, карнавальным действом на площади. Однако в то время все возрастающий интерес к театральному искусству обусловил образование постоянных профессиональных трупп вместо существовавших ранее временных любительских объединений. Стали возводить специальные здания для театральных представлений. Доступность театра для всех слоев населения сделала его общенародным и обусловила создание разнообразного репертуара. Все эти особенности имели огромное значение для развития английской драматургии.

Большой театр, 1856 год


Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. В январе 1825 года представлением «Торжество муз» открылся Большой театр. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

ОПЕРА

Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.


Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать.

В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец(к характерным танцам относятся народны и национальные танцы,переработанные для исполнения в балетном спектакле).

Просвещение - эпоха открытий, основной линией этой эпохи стала борьба с феодализмом в Европе. Европейское общество восстало против господства аристократии, их нравов, идеологии и против феодального уклада жизни. Так же Просвещение - эпоха нового девиза человечества: «Бог сотворил человека несовершенным, задача человека же, совершенствовать себя».

В театре эпоха Просвещения играла огромную роль. Появляется «Просветительный театр», задача которого состояла в том, чтобы освободить людские умы от старых предрассудков и внушить им новые, просвещенные идеи, истинную мораль. Театр становится не только местом для развлечения. Он становится главным образом школой. Школой разума, морали и гражданской добродетелью.

АЛЕКСАНДРИНКА

Разговорное название Александрийского театра — старейшего государственного русского драматического театра, названного в 1832 г. Александринским в честь жены императора Николая I Александры Федоровны. Впервые труппа театра была создана в 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны «для представления комедий и трагедий». В знаменитом здании, возведенном по проекту архитектора К.И. Росси, театр работает с 1832 г. В 1919 г. театру было присвоено почетное звание академического. В 1937 г., когда отмечалось столетие со дня гибели А.С. Пушкина, театр получил имя великого поэта, который любил Александринку и часто бывал там.

ПАНТОМИМА

Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов. В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром. В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы пантомимы. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра.

В 1702 году пантомима в виде театрализованного балета была поставлена в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В 18 веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму. Батист Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме, благодаря ему классическим героем пантомимы стал Пьеро.

В 20 веке пантомимой занималась группа Карно, в которой впервые выступил Чарли Чаплин, Макс Рейнхардт, Жан-Луи Барро, Марсель Марсо и другие.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Особенно любимым народом был театр Петрушки. В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани.

Сергей Владимирович Образцов

Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства - Сергей Владимирович Образцов.

Антон Павлович Чехов читает актерам пьесу "Чайка" (1898 год)

Московский Художественный театр — драматический театр, основанный в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.Открылся 14 (26) октября 1898 года первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович».17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки».

Московский театр на Таганке (1977)

Московский театр на Таганке - создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964-1984), А.В.Эфрос (1984-1987), Н.Н.Губенко (1987-1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов, И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова, И.Ульянова и др.). Судьба Таганки никогда не была легкой. Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств — и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее — из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Театр «Русский балет» на сцене Театра Аврора Палас в Санкт-Петербурге

Знаменитый театр «Русский балет» был создан в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра, принадлежащих династии, которой уже более ста лет. На протяжении 20 лет труппа с успехом представляет искусство русского балета жителям города и иностранным гостям на лучших сценах Санкт-Петербурга, главным образом, на сцене императорского Эрмитажного театра. Красочные декорации, великолепные костюмы, высочайший уровень исполнения классических балетов не оставляют равнодушным ни одного зрителя, побывавшего на спектаклях Театра.

Московский театр "Школа современной пьесы"

Театр «Школа современной пьесы» родился в 1989 году на первой волне перестройки. Накопив силу в среде рвавшейся к творческой свободе российской интеллигенции конца 80-х годов, эта волна выплеснула на берег немалое количество экспериментальных студий, «подвальных» театров и творческих лабораторий, значительная часть которых просуществовала недолгий век. «Школа современной пьесы» оказалась среди тех немногих, кто выдержал конкуренцию и встал вровень с русскими театрами, имевшими долгие и славные биографии.

Как только современным режиссерам удается показать что- то “свое”, что не входит в уже устоявшиеся театральные нормы - начинается маленький бунт. Постановка классических драм на современный лад вызывают критику, непонимание и обвинение в попирании ценностей. Вечная борьба двух поколений. Таков он современный театр. Классика с изумительными любимыми актерами, и новые, рискованные постановки молодых режиссеров.

Аншлаг! Авации! «Виват»!

И вновь в театре нету места!

Аплодисменты ввысь летят,

И ждут, и просят в зал маэстро.

Волшебной палочкой своей,

Лишь взмах руки... Зал в ожидании...

Запела скрипка, и быстрей

Забилось сердце от желания.

Распахнут занавес и вдруг

Раздался крик!...и зритель замер...

На сцене пусто, ржавый круг,

И слышен скрип тюремных камер...

Но снова скрипка в вышине

Запела песню в до-мажоре.

Слеза скупая на щеке-

Есть вопреки, хотя нет в роли.



Похожие статьи
 
Категории