Кто написал картину жатва. Сочинение по картине «Жатва» А.А

22.02.2019

Наверное не каждый человек в своей жизни мог непосредственно наблюдать уборку хлеба и каким непростым образом сей вкусный продукт оказывается на нашем столе. Картина Пластова "Жатва", а также «Сенокос» написанные в 1945 году, повествуют нам о буднях простых людей, колхозниках, занятых на полях уборкой урожая.

За эти живописные произведения о летней страде Аркадий Пластов был удостоен Сталинской премии, что на то время для советского художника было просто недосягаемой вершиной.

На картине «Жатва» художник изобразил непродолжительный отдых, во время которого семья обедает. Урожай пшеницы скошен и наметан в большие стога. Некоторые стога уже погружены на брички, которые видны на горизонте. Там же виднеются огромные копны, ожидающие своей очереди отправиться на ток.

Дед, также вышедший на жатву вместе с внуками-подростками, конечно, еще не успели столько сжать. У пожилого человека, силы уже не те, что были в молодости, да и своих внучат он жалеет. Нелегко им приходится, ведь отец еще не вернулся с фронта, и все бремя нелегкого крестьянского труда легла на плечи вот таких стариков и подростков. Но в их сердцах живет надежда, что все будет хорошо, вот только бы отец вернулся… «Тогда бы и матери было бы полегче», - думают дети. Невероятно долгих четыре года деревня, проводившая на фронт мужчин, обеспечивала страну и фронт продуктами. И вот пришел долгожданный день Победы, но еще так долог путь солдат домой к своим родным. Да и не все они постучат в двери родного дома, где их все еще продолжают ждать, несмотря ни на что.

Дед с внуками не спеша едят нехитрую крестьянскую пищу, черпая расписными деревянными ложками густую кашу из кастрюли. На платке разложены огурцы. Один из мальчиков пьет из глиняного кувшина воду, в котором вода долго остается прохладной. Рядом смирно сидит дворовый пес, подняв уши, он терпеливо ожидает подачки. Очень колоритно изображена фигура бородатого седого старика. Во время работы его волосы сильно растрепались. Он держит в больших натруженных руках небольшой кусочек ржаного хлеба и зрителям ясно, что он лишь изредка откусывает от него, стараясь, чтобы хватило еды ребятам.

Хотя на детях легкая одежда, на плечи старика наброшен изношенный коричневый пиджак. Возможно, он не совсем здоров и поэтому боится простудиться и слечь. Тогда семье будет еще тяжелее управляться с хозяйством.

Пластов изображает раскинувшееся от края до края поле, пшеница на котором уже почти вся убрана и лишь стерня расцвечивает его в желто-зеленый цвет. Пластов всегда предпочитал использовать цвет и оттенки, которые наиболее точно характеризовали тему, передавали его отношение к изображенному событию.

Рядом с копной видны орудия труда этой крестьянской семьи. Как видно, дед работал косой, которую на время отдыха прислонил к стогу, а мальчики серпами. На картине видны и деревянные грабли. Возможно, девочка подгребала ими колоски.

В настоящее время картина "Жатва" находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, вызывает светлую грусть от созерцания бескрайних просторов полей и скромной трапезы крестьян после военного времени.

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения.

Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

6-А класс.

Тема « Подготовка к сочинению по

картине А.А.Пластова « Жатва»

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»

А.М.Рыбченкова. Учебник 6 класс. 2-ая часть, упр.488.

6-А класс.

Цели урока:

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи;

-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности (память, внимание, воображение)

Обучающие:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно обращать внимание на использование изобразительно-выразительных средств языка – троп;

- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;

- умение собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.

Воспитывающие:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.

Оборудование:

репродукции картин А.А.Пластова, портрет художника, раздаточный материал, листы со справочным материалом к уроку, таблицы « Типы речи», учебник. презентация

Задачи урока:

научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока:

    Организационный момент.

    Формирование темы, задачи и цели урока.

    Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

    Беседа о художнике А.А.Пластове

    Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»

    Словарная работа

    Анализ картины.

    Лексическая работа.

    Работа с карточками

    Написание плана сочинения.

    Подведение итогов (рефлексия)

    Написание учащимися сочинения.

Ход урока.

    Организационный момент .

Рапорт дежурного

Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:

На уроке мы сидим,

Не кричим и не шумим,

Руку тихо поднимаем,

ели надо – отвечаем!

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока: Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».

Я думаю, что сегодняшняя тема не является для вас неожиданностью. Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

- Какую картину мы с вами описывали? (картину Айвазовского « Девятый вал»

- Как называют художников, описывающих морские виды (пейзажи) ? (маринисты)

- Легко ли было описывать картину Айвазовского « Девятый вал?. Я считаю, что трудностей было мало, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

III Объявление темы и целей урока

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

Придвиньте к себе карточку – информатор « Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Сколько можно сделать фотографий

Описание

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Об одновременных действиях, признаках

Один снимок

Повествование

Что?

Где?

Кто?

Когда

Как?

О последовательных событиях и действиях

Несколько снимков

Рассуждение

Почему это так?

О причинах признаков, событий, действий

Ни одного снимка

    Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

    Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?(Описание)

    При описании картины какую часть речи мы используем (Прилагательные, наречия)

    Как мы еще называем красочные красивые определения (эпитет)

IV Работа над темой урока

1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова .

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью о художнике.

Слайд № 1

А сейчас посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные.

Вы прочитали фразу в статье: « Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картину раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне», « Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудреными ее событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. Горестную картину рисует нам художник на холсте « Фашист пролетел». На фоне красивой природы лежат убитый мальчик и стадо животных, которое он пас..Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать, создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая. И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому,что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

2. Словарная работа

Вы у меня дети городские и многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем: словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

3. « Погружение в картину»

(в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Ознакомившись, с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

4. Беседа по картине.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта (повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли, где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Он в белой рубашке навыпуск, темных штанах. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему).

    Какая еда у семьи? (на тряпке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда).

    Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине,- о собаке?

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая свеже –

сметанная копна, на которой сложены орудия труда: коса, грабли, серпы.

11. Что изображено на заднем плане. (На заднем плане простирается бескрайнее

поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое предгрозовое

небо. (Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

!2. Какие цвета (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи

    Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?

5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова «Жатва..

Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: « Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…

О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,

Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку

Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»

« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…

« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал, что победит страна.

    Составление плана

Учитель.

Любое сочинение – это стройный текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, интересным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения

Работа с учебником

А поможет нам в этом таблица в учебнике « Советы помощника»

- Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

- О чем можно писать о вступлении? (О теме картины, впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем.)

- За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- Ну, а в заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

. 1. передний план. Люди, изображенные на картине

а). старик

б). дети.

2. Задний фон картины

а) Скирды

б) орудия труда

III . Впечатление от картины.

Не забывайте о главном правиле оформления своей работы: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

7.Лексическая работа

Когда мы пишем сочинение, иногда не хватает точных слов, случаются повторы. Чтобы избежать этих недостатков, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

Запишите в тетради: Лексическая работа»

А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Как мы называем красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Дети.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

Описание заднего фона. Цветовая гамма.

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый

8. Устное словесное рисование.

Кто попробует создать устное сочинение.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова «Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Домашнее задание . Написать сочинение, по плану, составленному на уроке.

Литература

  1. Г.А.Богданова. Работа с текстом на уроке русского языка. М.: Просвещение, 1999г

    А.М.Рыбченкова. Учебник русского языка. 6 класс, 2-ая часть. М.: Прсвещение, 2014 г.

    Л.Ф.Стрелкова. Технология проблемного и развивающего обучения. М.: Русское слово.2004 г.

    Интернетресурсы

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Питер Брейгель Старший в 1565 году написал знаменитую картину «Жатва», которая входит в серию «Времена года» и в настоящий момент находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Именно с этой картины я хотел бы начать рассказывать вам про дошедшие до нас полотна этой серии. Сюжет посвящён летним месяцам: июлю или августу, в то время, когда начинается и идёт сбор урожая. На этот раз я не просто покажу самые скрытые детали картины великого мастера, но и постараюсь рассказать кое-какие интересные подробности, которых не найти в статьях в интернете, где больше уделяется внимания технике, цветовой гамме и композиции этого шедевра.

Дальний план

1. Небольшой домик в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка

2. Так любимые Брейгелем корабли - жизнь в Антверпене не прошла для него мимо. Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте

3. Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой

4. Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

5. Купающиеся монахи. Они символизируют религию.

6. Повозка с соломой

7. Платный мост и игра с гусем - смысл игры в том, чтоб убить животное - кто это сделает, тот и забирает гуся.

Немного поодаль крестьянин испражняется прям напротив дома. Этот мотив тоже встречается на очень многих картинах Брейгеля - как мне кажется, приземляя живопись.

Средний план

8. Уборка хлеба, у ручья на краю поля стоит кувшин, скорее всего это тоже место отдыха, так как там ещё и расстелено что-то, видимо, одеяло

9. Женщины уносят снопы

10. Справа виднеются за деревьями дома деревни и церковь

11. Дети собирают яблоки

12. Которые падают на землю благодаря вот этому человеку - он специально залез на яблоню и что есть сил трясет её

13. Ну и третий класс, самый интересный Брейгелю - крестьяне. Ведь до Брейгеля на картинах изображались или знать, или христианские сюжеты, а тут явно показаны лишь крестьяне - знать и церковь располагаются Брейгелем где-то на заднем плане, причем знать никого не защищает, а монахи не замаливают грехи. Лишь крестьяне работают. Видимо, именно поэтому Брейгеля они больше всего и интересуют.

Передний план

14. Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит

15. Водонос

16. Работающие крестьяне

17. Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки - а вы говорите, по картинам нельзя заниматься изучением истории и что картины - это не исторический источник!=)

18. Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям - вот как прорисованы васильки на поле

19. Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

Ну и для тех, кто владеет английским - очень хороший фильм про эту картину:

Предыдущие посты.



Похожие статьи
 
Категории