Легенда донского телевидения и радиовещания розалия пучковская отмечает юбилей. Почти родные голоса

27.02.2019

Об истории ростовского радио много и интересно писал известный ростовский журналист, краевед, профессор ЮФУ Владислав Вячеславович Смирнов. На радио в разные годы работали яркие и интересные личности. У нас были свои «Левитаны», «Кирилловы», «Шатиловы», «Жильцовы». Нельзя не вспомнить легендарных ростовских дикторов Николая Андреевича Андреева (Андриасянца), Владимира Дмитриевича Андрющенко, Александра Ивановича Поповича, несравненных Светлану Пашкову, Розалию Пучковскую. Слушая речь дикторов, мы учились правильно говорить по-русски. Кстати, нынешняя звезда утреннего телеэфира на телеканале «Россия» Владислав Завьялов начинал свой путь на российское телевидение через ростовское радио. На нашем радио долгие годы диктором работал мой товарищ Павел Петров. Его называют «ростовским Левитаном». Пашу я знаю с детских лет. Он учился музыке и игре на скрипке у моей мамы, Галины Николаевне Багдыковой. Паша закончил консерваторию. Преподает в музыкальной школе, выступает с сольными концертами в Ростове и области. На радио и телевидение он вел различные передачи, в том числе и на музыкальные темы. Он рассказывал ростовским слушателям об известных музыкантах и композиторах нашего города. Первый эфир Павла Петрова на ростовском радио состоялся более двадцати лет назад. Мне приятно отметить, что мы с ним вместе провели много передач. На радио «Донская волна» около года вели ночную программу «Клуб анекдотов», а на «Эхо Ростова» делали передачи об истории нашего города. С 1992 году я принимаю участие в конкурсе «Вот, помню, был случай…» газеты «Вечерний Ростов». Мне посчастливилось бывать неоднократно призером этого конкурса. Так вот героем многих моих рассказов был Павлик Петров. Он, несомненно, очень яркий и талантливый человек. Замечательный музыкант, скрипач, ведущий, пародист и прирожденный тамада. У него тонкое чувство юмора. А еще Павлик обладает большой работоспособностью. Он может целые сутки без отдыха готовится к концерту. При этом с Петровым невозможно соскучиться. Он притягивает к себе самых интересных и необычных людей. На ростовском радио под руководством Н.М.Скребова и Е.П. Смирновой Павел Петров создал целый цикл музыкальных программ «О выдающихся исполнителях двадцатого века». Именно Петров возродил в нашем городе традицию музыкального вещания в прямом эфире. Гостями его передач были Народные артисты России Анатолий Гололобов и Надежда Карапетян, профессора Ростовской консерватории им. Рахманинова Соломон Борисович Куцовский, Анатолий Моисеевич Цукер, Крикор Дзеронович Хурдаян, Сусанна Борисовна Арабкерцева, Заслуженная артистка России Надежда Чернявская, известный оперный режиссер Ростовского музыкального театра Константин Балакин, первый баритон ереванского оперного театра Аркадий Мартиросян, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Сергей Алёхин и многие, многие другие. Долгие годы именно Павел Петров желал доброе утро ростовским радиослушателям. Он вел программу «Новый день» (она еще называлась «Утренний микрофон»). Каждый день в полшестого утра он выходил в эфир. Он первый в городе узнавал от синоптиков о погоде и сообщал ростовчанам, какой день их ждет впереди. Благодаря Павлу Петрову я познакомился со многими замечательными ведущими нашего радио и телевидения, которые ныне работают в Москве. Например, с Владиславом Завьяловым, Дмитрием Юмашевым, Дмитрием Дибровым. Я имел счастье общаться с Кириллом Серебрянниковым и Владиславом Ветровым. У Павла Петрова есть любимое высказывание: «Радио - это то, что никогда не видно. Но, заметьте, всегда очень хорошо слышно». Когда я у него спрашивал, что важно в работе радиоведущего, то он мне всегда отвечал: «Голос ведущего никогда не должен врать - это раз. Важна возможность хоть что-то изменить в этой жизни - это два. При этом быть убежденным, что за тебя это не сделает никто - это три. А вообще, радио - это очень интимный процесс жизни». Павел Петров всегда к концу эфира подводил итог всему прозвучавшему. Делал он это жестко, бескомпромиссно, но с юмором и сарказмом. Никогда не забуду, как мы с Петровым и Анной Иващенко готовили программы на медицинские темы. Сколько в них было доброго юмора. Но в то же время все эти передачи носили, прежде всего, научно-познавательный характер.
Так сложилось, что сейчас Павел Петров работает преподавателем музыкальной школе, дает сольные концерты. Он также выступает на радио, когда его приглашают. Конечно, он развивает и свои актерские способности, выступает в качестве пародиста. Нередко ведет различные концерты в нашем городе. Я знаю, что Павел Петров всегда мечтал о своих учениках. Пусть эти ученики будут не только в музыке. Думаю, что многие начинающие ведущие могут брать пример с Петрова, как с многогранно талантливого, яркого и неординарного человека.

Георгий БАГДЫКОВ.

В своем очерке об Алексее Павловиче Кузнецове журналист Людмила Федоровна Рычаловская пишет, что в то время, когда Кузнецов пришел на телевидение, «нужны были кадры, которые, впрочем, познавали профессию в стенах Комитета по телевидению и радиовещанию, то есть, прямо на рабочем месте. А познавать ее принято было с азов».

И это было дейстивтльно так. Вот что говорит по этому поводу сам Алексей Павлович, отвечая на вопросы журналиста:
— Как же ты осваивался на новом месте?
— С трудом. Мне, правда, повезло: на телевидении тогда уже работали такие известные журналисты, как старший редактор промышленного отдела Василий Иванович Юрченко, за плечами которого были несколько газет, издательство.
Познакомился с Николаем Павловичем Беликовым. Известный в Ростове режиссер, ставший на телевидении главным режиссером. Но я попал не к нему помощником, а к не менее знаменитому режиссеру промотдела Сергею Ивановичу Пожарскому, человеку интереснейшей судьбы. Пришел он на телевидение из театра, где работал актером, режиссером. И здесь раскрылся его талант. Он впервые начал давать телеспектакли. Этому способствовала специфика тогдашнего телевивдения: мы вещали на Ростовскую область с 8 утра и до 24 часов ночи одни — Центральное телевидение еще не принимали.

Алексей Кузнецов, режиссер Людмила Кочур, помощник режиссёра Александр Бакматов, оператор Ростислав Козлов. Нижний ряд: машинистка Наталья Горожаева (?), кукурузовод из Семикаракорского района, Герой Социалистического труда Раиса Горожаева, не известный мужчина; комбайнер, Герой Социалистического труда Нина Переверзева, оператор Геннадий Евстратовен.

Поэтому эфир надо было заполнять самим. Вот и ставили спектакли, крутили 3-4 кинофильма, остальное время отдавали редакциям — промышленной, информационной, «Последним известиям», музыклаьно-драматической, сельской, партийной жизни и другим. Как правило, тогда каждая передача была не менее часа.

Так вот, Сергей Иванович умудрялся ставить спектакли чуть ли не каждый месяц. Все передачи шли тогда в прямом эфире. Иногда использовались подсъемки. Это были короткие — на 1-2 минуты — киносюжеты (пленки на большее не было).

Киномеханик Александр Адаменко, инженер АСБ Сергей Руденко, помощник режиссёра Надежда Залунина, диктор Светлана Пашкова, журналист Алексей Кузнецов;певица, звезда несуществубщей ныне страны Югославии Радмила Караклаич, оператор Александр Перминов, электромеханик Виктор Гульшин, телеоператор Олег Курилов. Внизу: диктор Виктор Кравченко, ассистент режиссёра Александр Бакматов

Зачастую работники телевидения сами играли в этих спектаклях. Помню такой случай. В одном из них я, журналист, играл партизана, а Миша Бушнов, актер, ныне народный артист России, — гестаповца. Миша допрашивал меня с пристрастием. Спектакль был посвящен освобождению Ростова, в нем были заняты артисты ТЮЗа, драмтеатра им. М.Горького.
Накануне выхода спектакля в эфир вызывает меня Пожарский и говорит:
— Леша, надо достать 20-30 полушубков, одеть артистов, игравших солдат-освободителей Ростова.
Но где их достать? Звоню в тюрьму на Каменку, объясняю ситуацию и получаю обнадеживающий ответ: «Приезжайте, поищем».

С Сергеем Ивановичем едем туда. Замполит тюрьмы садится с нами в машину, провозит через проходную. Мы грузим полушубки. И тут замполита куда-то вызывают. Полчаса, час, нет его. А без него нас не выпускают. Темпераментный Пожарский бегает, ругается: срывается съемка, а вечером — спектакль идет в прямом эфире.

В итоге успели и снять, и спектакль показать.
— Ты всю свою творческую жизнь посвятил информационной тематике. С чего начиналась служба информации на Ростовском телевидении?
— С «Последних известий». Когда я пришел сюда, редакцию возглавлял Борис Самойлович Зильберов, старый газетчик, прошедший большую школу журналиста: корреспондент «Комсомольской правды» по Югу России и Украины, танкист во время войны, снова журналистская работа, и с первых дней — Ростовское телевидение. Он меня учил уму-разуму.
— Новости — это значит, первым прибыть на место и выдать сюжет в эфир…
— Я брал почти 10-ти килограммовый «Репортер», бежал на близлежаший к студии Лензавод, так как автомобилей в редакции тогда не было, организовывал отклики на очередное решение ЦК КПСС или делал репортаж о трудовой победе коллектива, рассказывал об отдельных передовиках, известных людях.
В 1967-68 годах дефицит пленки стал меньшим, появилась синхронная запись звука, что произвело революцию в телевидении. Выделенные из «Последних известий» в отдельную редакцию «Новости» стали главной информационной программой, куда вошли лучшие репортеры Комитета. Потом она обрела новое имя — «День Дона».

В центре — Михаил Шолохов, над ним — журналист Алексей Кузнецов

прошел все этапы становления и как журналиста, и как рукоовдителя, но репортерская работа, на мой взгляд, самая интересная. Каждый день встречаешься с новыми и новыми людьми, становишься свидетелем важнейших событий, которые пропускаешь через свое сердце и душу. завод построили, шахту открыли, «Атоммаш» ввели в строй, целый город вырос — Волгодонск, кто-то рекорд поставил, детсадик сдали…

Сотни, тысячи таких событий прошли перед тобой, и ты спешишь везде побывать, обо всем рассказать, все показать. Конечно, всю эту работу я делал не один: со мной была съемочная группа, в которую входили: оператор, режиссер, звукорежиссер, осветитель, водитель. Телевидение — это коллективный труд. Даже в съемках, монтаже и выдаче в эфир минутного сюжета задействованы десятки человек.

Вообще тележурналистика — это большая организаторская работа. Тем более, что на заре телевидения киносъемочная техника была громоздкой, возили с собой «вагон» осветительных приборов. Это сейчас можно быстро снять событие на видеокамеру, тут же отсмотреть и писать текст.

А в 60-70-е годы, отсняв сюжет, ждали, что выйдет из проявки. И если был брак по изображению или по звуку, приходилось текстом вытягивать сюжет.
За долгие годы работы в «Дне Дона» мне довелось встречаться и показывать самых разных и известных не только на Дону, но и в стране, людей. Многие герои моих сюжетов запали в сердце на всю жизнь. О встречах с ними можно много рассказывать, но, пожалуй, особое место в моей работе занимали поездки в Вешенскую, к Шолохову… И, хотя не удавалось взять интервью у нашего великого земляка, встречи с ним запомнились на всю жизнь.

И только когда Шолохов уже тяжело болел, с трудом передвигался, мы снимали в его доме, в столовой, где он принимал очередную делегацию из самых разных районов страны, зарубежных гостей и своих земляков, нам удалось сделать запись его речи.
Мы были молоды, мы работали и верили, что приносим пользу своему государству и людям. И в этом было наше счастье.

Гримёр Раиса Сеитова, ассистент режиссёра Алла Таукина, редактор программы «Ростов и ростовчане» Людмила Солонухина, певица и актриса Людмила Сенчина, журналист Алексей Кузнецов, режиссёр Людмила Кочур, певец Иосиф Кобзон

Что ж, остается добавить, что именно за свою журналистскую деятельность Кузнецов удостоен множества наград, является Заслуженным работником ГТРК «Дон-ТР», и продолжает плодотворно работать, находясь по-прежнему в курсе всех актуальных событий жизни нашей области…

Звукооператор Николай Кононенко с магнитофоном «Ритм 2», оператор Сергей Иванов с кинокамерой «2 ср», журналист Алексей Кузнецов, строитель (?) неизвестный мужчина.

24 марта Алексею Павловичу исполнилось 75 лет. Он трудится сейчас, как и раньше, в телекомпании «Дон ТР». Только теперь — начальником производственного отдела. ЮБИЛЕЕМ, АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ!
(Опубликовано в газете «ДонТР»)

У диктора ГТРК «Дон-ТР» Светланы Пашковой. В нашей телерадиокомпании она проработала 47 лет. На протяжении всего этого времени она побывала едва ли не в каждом доме жителя Ростовской области. Мечтала стать артисткой и даже поступала в театральное училище, но сложилось так, что сцене она предпочла новости и, похоже, не пожалела.

Эти глаза, улыбку и голос знают тысячи жителей Дона. Светлана Пашкова — одна из первых дикторов ростовского телевидения — родилась в 1941 году. Детство вместе с семьей провела в оккупации. После войны мечтала стать летчицей, но позже оставила эту затею и занялась искусством.

«Стала посещать драмкружок, после чего захотела стать артисткой. Окончив школу, поехала в Москву поступать в театральное училище. Однако с первого раза она не поступила и вернулась в Ростов», — рассказывает сын Светланы Пашковой Дмитрий Черничкин.

Был 1958 год, в городе тогда объявили набор дикторов. В коридоре телестудии выстроилась длинная очередь статных красавиц, среди них была и 17-летняя девчушка с косичками.

«Смотрим одну женщину, другую. Все они не подходят — не смотрятся и говорят не так, как надо. И тут садится девочка, которая сразу заговорила великолепным голосом, она прекрасно смотрелась», — вспоминает режиссер ростовского телевидения с 1958 по 1989 годы Эвелина Экономиди.

Так началась ее карьера, она провела тысячи радио- и телеэфиров. Вела все ответственные трансляции и главную новостную программу «День Дона». Коллеги отмечают высокий профессионализма Светланы Васильевны. Однажды во время эфира прямо над ней взорвался осветительный прибор, Пашкова даже не вздрогнула и невозмутимо продолжила читать текст.

«Заканчивается выпуск. Смотрим, на полу и на столе горящие осколки. Они расплавили пол. Мы все были удивлены. Это, конечно, суперпрофессиональный человек», — отмечает телеоператор ГТРК «Дон-ТР» Леонид Ковалевский.

«Светлана Васильевна была молода, красива, обаятельна, очень умна, рассказывала всегда какие-то невероятно интересные истории, мы ее слушали, открыв рот. Работать с ней было одно удовольствие», — говорит режиссер ГТРК «Дон-ТР» Людмила Скворцова.

В телерадиокомпании Светлана Пашкова проработала 47 лет. Блистала на экране, а в жизни оставалась скромным человеком и никогда не пользовалась народной славой себе в угоду. Вот и сегодня, 4 апреля, юбилей отмечает за кадром, в узком семейном кругу. Светлане Пашковой 75 лет, она по-прежнему хороша и любима зрителями.

Одежда и личные предметы якобы обнаружены в бомбоубежище под старой воздушной гаванью Илья БОГОМОЛОВ Под старым аэропортом Ростова-на-Дону, что на проспекте Шолохова, есть подземелье,
17.03.2019 Комсомольская правда Прививать будут в первую очередь всех не привитых По информации Управления информационной политики правительства Ростовской области,
17.03.2019 Панорама Пиши песни и не болтай про политику! Музыкант, актёр, совладелец лейбла "Gazgolder" и посол Чемпионата мира по футболу 2018 от Ростова-на-Дону Василий Вакуленко вызвал в очередной раз шквал негодования среди подписчиков.
17.03.2019 Панорама Многие в нашей области начинают утро с «Нового дня» - одной из популярнейших программ ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР».

Сегодня у нас в гостях ведущие «Нового дня» — Юрий Минкин и Ангелика Вольф.

Чего человеку не хватает?

«А правда, что…», — с этих слов я начала разговор с Юрием Минкиным, потому что накануне узнала от его коллег поразившую меня вещь. Коллеги сказали, что Юрий Минкин живет в Новочеркасске, но ради «Нового дня», которое начинается на «Дон-ТР» в семь двадцать, ночует в Ростове — у друзей, знакомых…

— Это правда: очень боюсь опоздать, — подтверждал Минкин.

В другие дни (а работа на радио — это не только «прямые эфиры») он ездит в Дом радио из Новочеркасска. Дорога туда-обратно занимает в среднем пять часов… Трудовой подвиг, — сказала бы я.

— С детства любил наше ростовское радио. Розалия Пучковская, Светлана Пашкова, Николай Скребов, — я вырос на этих голосах наших дикторов, радиожурналистов. Поэтому когда получил еще только приглашение сотрудничать в качестве нештатного корреспондента, радость была неописуемая, — говорит Юрий Витальевич.

При этом он не из тех, для кого жизнь равно профессия. Юрий Минкин — автор нескольких поэтических сборников, прежде руководил в Новочеркасске литературным объединением. Шутит, что так и не определил, к кому ж себя отнести: то ли к поэтам, затесавшимся в журналистику, то ли к журналистам, затесавшимся в поэзию?

Наверно, эти сомнения крепко удивят радиослушателей, особенно тех, которые слышали эфиры, во время которых Минкин помогал в разрешении жилищно-коммунальных проблем, ставил острые социальные вопросы… А в самом деле, как это ему удается совмещать: поэзию и самую что ни на есть злющую прозу быта?

— Переключение с поэзии (шагания по облакам) на сугубо земные вопросы, житейские проблемы порой бывает полезно и интересно.

— И вы наизусть знаете не только поэтическую классику, но и жилищный кодекс?

— Не наизусть, но и жилищный, и земельный кодексы, и многие другие правовые документы изучил основательно.

— Юрий Витальевич, люди часто звонят вам во время прямого эфира, вы приглашаете их потом еще в течение часа высказывать мнения, задавать вопросы по телефону студии. Скажите, о чем чаще спрашивают? Чего людям не хватает?

— Может быть, потому, что я в свое время вел программу «Вопрос ребром», посвященную социальным проблемам и ЖКХ, о чем бы я теперь ни говорил в эфире, продолжают раздаваться звонки о проблемах ЖКХ. Хотя… По поводу проблем ЖКХ звонят и другим ведущим «Нового дня»: тема-то для большинства больная.

Но, знаете, я заметил, что людям, особенно пожилым, иногда просто не хватает внимания, собеседника. Звонят, потому что к нашему радио относятся с уважением и знают: здесь их выслушают.

…Осенью прошлого года Юрию Минкину вручили на Поклонной горе специальный приз за программу о нашем земляке Алексее Бересте. Это была программа из цикла «Запомните их имена», посвященного юбилею Победы. Свою победу Юрий Минкин одержал во Всероссийском конкурсе военно-патриотических программ «Щит России».

Хотя для Юрия Минкина фронтовики — это поколение отцов и дедов, тему Великой Отечественной он воспринимает как личную. Она нередко звучит и в его стихах.

Неудивительно, что на радио серия программ и сюжетов Минкина о войне не завершилась с окончанием юбилейных торжеств. Сегодня в рамках «Нового дня» — у него новая серия о той войне. Волнующая и интересная.

…А напоследок от имени и по поручению слушателей программы «Новый день» (есть они и среди моих знакомых) я задала Юрию Витальевичу вопрос про… астрологию.

— Почему в свои радио-эфиры вы непременно включаете какой-нибудь астрологический совет? Здесь что-то личное?

— Каждый ведущий «Нового дня» вносит в программу какую-то свою изюм-инку, дополнительную информацию. К примеру, Наталья Милованова перелистывает народный календарь, я — астрологический. Потом еще консультируюсь у реального астролога и озвучиваю астрологический совет дня. При этом мое правило: совет должен прозвучать так, чтобы никому не испортить настроение.

Ее имя известно нескольким поколениям донских телезрителей и радиослушателей, а ее красивый голос можно узнать из тысячи. Именно она в прямом эфире рассказывала о важных событиях региона, а простые люди обращались к ней с просьбой увеличить пенсию или устроить ребенка в сад. Сегодня легенда областного телевидения и радиовещания Розалия Пучковская отмечает юбилей.

Первых дикторов областного телевидения было немного, их знали в каждом доме. Среди легенд донского экрана и она - Розалия Пучковская. Её манера общаться со зрителем, всегда завораживала. Первопроходец, трудоголик, профессионал. Всё это - она. Но в кадр ее привёл случай.

Розалия Пучковская начинала работать техником-электромехаником. Как-то её попросили установить микрофоны в студии. «Десять, девять, восемь, семь», - произнесла она. Присутствующих в студии поразили и голос, и лицо. Но быть просто красивым для диктора на телевидении всегда было мало. Нужно быть грамотным, безупречно владеть мастерством, постоянно учиться. Розалия Савельевна Пучковская, вспоминают мэтры, вечерами после прямых эфиров приходила в студию, садилась к микрофону и читала тексты - как чужие, так и свои. Её становление как диктора происходило на глазах режиссёра Эвелины Экономиди.

«Её голос ложился на микрофон ну просто идеально. Тут же сказали: включите свет, поставьте камеру. Посмотрели - сидит красивая девушка. И мы сказали: «Розочка, давайте будем пробоваться на диктора!», - вспоминает режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

Бархатный голос, неповторимый тембр - это дар, который даётся от Бога. Если правильным ударениям, логике интонации, дикции можно научиться, то этому, говорит Людмила Чаус, звукорежиссёр радио Дон-ТР, проработавшая с Розалией Савельевной 30 лет - никогда!

»Когда она садилась за микрофон, она преображалась, ей нравилась эта работа, и слушатель, мне кажется, это слышал. Мне запомнились передачи, которые мы вели на «Маяке» - «При свечах». Она приходила нарядная, это была передача о музыке классической, где мы давали самые популярные оперы, оперетты, рассказывали о композиторах« , - говорит звукорежиссёр телерадиокомпании «Дон-ТР» Людмила Чаус.

На телевидении Розалия Пучковская вела программу «День Дона», на радио была не только информация, но и тематические программы, даже проза и стихи.

»Один читает хорошо, красиво, прекрасно. Но нет вот этого, что исходит изнутри. Изнутри у Розы исходила её доброжелательность, её отношение к людям, её любовь к работе, это всё всегда исходило в эфир«, - говорит режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

У неё не мало учеников. Ныне многие из них - известные в стране журналисты и ведущие. Помимо мастерства они сумели перенять у лучшего диктора то самое стремление и напористость, благодаря которым Розалия Пучковская стала звездой эфира.



Похожие статьи
 
Категории