Скромный характер. Скромность скромный человек

27.02.2019

Добрый день, друзья!

Бытует мнение, будь-то бы скромность, украшает человека. Если взглянуть на определение с одной стороны, то можно убедиться в том, что скромный человек - это тот, кто умеет сопоставить свою самооценку с оценкой окружающих людей, обычно делая выбор в сторону вторых.

С другой стороны - она является мерилом во всех требованиях. Там же и смиренность, не взыскательность за себя и пропускание меж мальцами возможностей и вариантов. Скромность - это хорошо или плохо? В сегодняшней статье я буду размышлять об этом.

Все хорошо в меру! Просто быть скромным везде и со всеми - не лучший вариант для самого скромника. Ведь если подумать, то раньше эта черта в характере действительно ценилась и превозносилась. Но на сегодняшний день, когда люди изменили скорость жизни, да и сам подход к ней, она оказывает огромную, медвежью услугу.

Частенько, « скромняги » ведут себя в компании малоизвестных людей странно : приходя в гости, они не могут найти себе место, лишний раз задать важный для них вопрос. На работе так же проявляется эта особенность не сладко - боязнь выразить свое мнение, отстоять точку зрения и даже проявить настойчивость , перерастает в подвиг.

Откуда берется подобная склонность?

Привычка во всем держаться « золотой середины », не выпячиваться и быть как все , растет из милого, доброго и нам всем знакомого детства. Частенько родители подбивают своих чад, воспитывать скромное отношение ко всему: к самовыражению, к манерам, внешнему виду и даже в выражении собственных чувств по отношению к другим людям.

Но приносит ли это нужный эффект - тот еще вопрос! Проблемы с которыми сталкиваются застенчивые и скромные люди, не такие уж и призрачны.

Если разобрать на примере, то среди представителей этой « расы » вряд ли можно встретить , первооткрывателей и изобретателей.

Им чужда активная позиция и проявление неповиновения . В коллективе они держатся молчком , в компании людей - в тени , зато внутри себя, могут скрывать целые океаны интересных взглядов и мнений.

Очень часто подобный тип личности, страдает от тирании и доминантности других, более уверенных в себе людей. Склонность носить все в себе , зарождается как раз из стеснительности.

Поэтому, нередкий случай заболеваний нервной системы или психики , приходится как раз на этот сегмент « скромных человеков ». Как быть в борьбе со столь опасной чертой?

Как отодвинуть скромность в сторону:

1. Повысить чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Выбирая путь проявления личностных сбережений , а так же демонстрации окружающим своего внутреннего мира и красок, вы сможете обрести признание и уважение .

Ведь кому интересно лицезреть замкнутое существо , с дрожащими от паники коленками? Смело открывайте грани своей души людям, которые вызывают отклик и доверие в вашем сердце. Общайтесь по телефону, знакомьтесь в интернете и конечно же в реальности.

Развивайте свои для того, что бы уровень личной , пришел в норму. К тому же, успешный бизнес не построишь на страхе и застенчивости. Да и двигаться по карьерной лестнице сложнее, если вы боитесь толкнуть кого-либо локтем и попросту поговорить о разном.

2. Наладить коммуникацию с собственным «Я» и правом отстаивать мнение.

Чувство такта , присуще стеснительным людям с лихвой. Я бы даже сказала, в переизбытке.

Для того, что бы чувствовать себя хорошо не только в уютных стенах дома, а и в пространстве, необходимо урегулировать подход .

Практика в выражении мыслей , касательно темы, в которой вы чувствуете свое превосходство, осведомленность и компетентность , идеально подойдет к проработке.

3. Стать лидером и активным, командным игроком.

Общение - немаловажный фактор становления себя в обществе. Оно способно сплотить людей, оказать поддержку и выразить эмоцию . С помощью приобретения новых знакомств, контактов и друзей, можно ощутить жажду к общению и стать душой компании .

Отменный повод трансформировать застенчивость в особый стиль, шарм или даже образ . Добавьте чуточку смелости , улыбки и желания участвовать в собственной жизни и уверяю вас, все получится!

Закрываясь от всех, человек превращается в пришельца, стремящегося избегать любого контакта с землянами. Но суть коммуникации строиться совершенно иным образом: вы получаете нужное вам благо , отдавая взамен свою энергию , время и поступки .

Ограничив себя в действиях, закрывшись от потока информации , событий и людей, можно не спеша начать отождествлять свое имя, как человек « замкнутый и забитый ». Не думаю, что именно к этому вы стремились!

Приняв ответственность за свою жизнь и откровенно взглянув в отражение своего зеркала, стоит попробовать сменить вектор движения мыслей и определиться с тем, « пантера » или « газель » ?

Дорогие друзья, на этой философской ноте, я поставлю финишную точку.

Подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях, расскажите о том, что вы думаете по поводу скромности? Хорошо это или все же оказывает негативное воздействие?

До встречи на блоге, пока-пока!

Скромность

(Вопросы задаёт редактор журнала "В городе" Екатерина Бакланова)

«Жизнь, которая осознает свою красоту, склонна скрывать себя в сказках скромности. Ложь громко кричит: «Я есть свет!», - и мгновенно сгорает, а скромность, подобно бриллианту, молчалива, но обладает своим собственным светом, сияющим с постоянной яркостью». Инаят Хан Хидаят

Из каких черт складывается образ человека, которого мы уважаем, который может служить для нас примером? Вероятно, большинство из вас сойдется на том, что такой человек должен быть смелым, правдивым, честным, верным, добрым, настойчивым и, разумеется, скромным. «Чем умнее человек, тем он скромнее», - гласит античный афоризм. В японской пословице говорится: «Скромность - украшение мудрости». «Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность», - писал Ж. Лабрюйер, а Л. Н. Толстой считал скромность и простоту главными условиями моральной красоты человека.

Что же такое скромность? На вопросы редакции отвечает психолог, специалист по системной терапии и семейным расстановкам Томашевская-Куркова Жанна.

Что такое скромность: качество, передаваемое на генетическом уровне, продукт воспитания, результат внутренней работы человека над самим собой? Подконтрольна ли она человеку?

Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение. Это результат познания себя и мироздания, усердия и трудолюбия, воли и сильного характера. Это огромная внутренняя работа. Чем глубже и интересней человек, тем он благороднее и скромнее. Самодостаточный человек не нуждается в выпячивании своих качеств или достижений, ему не нужно утверждение вовне. Он живёт, ориентируясь на свой внутренний мир. Ошибки и победы принимает равно. Ошибаясь, он не привлекает к себе внимание, не выставляет себя жертвой. Он обучается и решает свои жизненные задачи. Побеждая, не хвастает этим, а принимает с благодарностью полученное и идёт по жизни дальше. Живя в согласии с самим собой, он знает цену жизни своей и окружающих его людей.

В чем разница между скромностью, стеснительностью и застенчивостью? Скромный человек – слаб и нерешителен? Может ли скромный человек быть гордым?

Застенчивость и стеснительность чаще всего происходят от неуверенности в себе. Человек боится высказывать свою точку зрения и всегда подстраивается под большинство или просто молчит, не зная и не умея выразить самого себя. Скромность уверенна и смела. Уверенный человек живет с верой. Какова вера человека – таково его внутреннее состояние и поведение среди людей. На веру опирается разум и интеллект человека. Скромный человек с достоинством проживает свою жизнь. Он обладает духом и волей, он свободен от внешней оценки. Скромность горда. А вот гордость без скромности превращается в высокомерие и гордыню.

Всегда ли скромность украшает человека?

Недавно во время отдыха у моря я наблюдала забавные ситуации. На городском пляже дети и взрослые одной немецкой семьи раздевались догола, привлекая к себе внимание и ловя недоумённые взгляды отдыхающих. Они раздевались и вызывающе смотрели на окружающих, для них очень важно было внимание и реакция людей. В тот же день я случайно познакомилась на пляже с одной русской женщиной и позже встретилась с ней в ресторане. Эта дама уже ужинала со своими родными, но, тем не менее, она приложила все усилия к тому, чтобы присоединиться к нашему столу. Во время ужина в первую минуту беседы я узнала о том, что женщина имеет отношение к психологии. Весь вечер мы слушали только эту даму, которая во время беседы никого не слушала и никому не давала сказать ни слова, пыталась самореализоваться за счёт внимания и энергии других людей. А в это время её семилетняя дочь активно соперничала с мамой. Она залезла на столбик возле стола и очень громко изображала обезьянку: корчила рожицы, кричала, издавала разные звуки, тем самым невольно заставляя обращать на себя внимание. Совершенно разные три ситуации – начинающие нудисты, женщина-психолог и её дочь. Но все кричали о помощи. Все нуждались в самой базовой потребности человека – признании. Когда ребенок маленький, ему очень важно признание его родителей – мамы и папы. И вполне нормально поведение маленькой девочки, которая буквально требовала недополученного маминого внимания и любви. И немного комично и грустно выглядит, когда взрослый человек любым способом стягивает энергетику других людей на себя, чтобы хоть как-то убедиться в том, что ОН ЕСТЬ. Когда человек взрослеет, признание приобретает более глубокий смысл. ПРИ-ЗНАНИЕ – человеку важно находиться при знании . Важно знать самого себя, свои потребности и желания, свои возможности. Знать законы мироздания и законы развития человека. Очень важно находиться при высшем знании. Постигая знания, человек познаёт и признаёт самого себя – человека. Он становится самодостаточным и независимым от других. Если человек останавливается в своём развитии получением диплома о своей профпригодности, то ему в течение всей жизни нужно будет, как маленькому ребёнку, постоянное признание других людей. В самом слове ЧЕЛО - ВЕК (ученик века) заложен огромный смысл человеческой жизни.

Люди, которые действительно считают, что находиться раздетыми среди людей – это естественно, идут в круг своих единомышленников – нудистов. Они раздеваются и наслаждаются своим состоянием, им незачем бросать вызов «другим», не похожим на них людям. Точно так же профессионалу в своей деятельности на темы своей профессии интересно общаться в своём кругу – среди таких же профессионалов. Им совершенно незачем выпячивать своё мировоззрение среди людей, которые далеки от этого. Как правило, независимо от мировоззрения и социальных течений люди, которые действительно верят в то, о чём говорят, не кричат об этом на каждом углу, а просто живут ими. Они это делают для себя.

Иногда, общаясь с людьми, только через некоторое время совершенно случайно узнаёшь об их достижениях в профессии или интересном образе жизни. Они привлекают не словами, а уже сделанными делами. Это их образ жизни. Они уважают и оберегают свой внутренний мир и очень выборочно пускают в него окружающих. Зрелые люди скромны, просты и естественны. Эти качества - большая редкость в нашем обществе и самое ценное украшение. Я много раз была свидетелем, когда в спорах, дискуссиях и других сложных жизненных ситуациях побеждала скромность. Скромный человек покоряет и очень располагает к себе.

Может ли скромность стать серьезным препятствием в жизни или, что еще хуже, причиной постоянных стрессов и, как следствие, болезней?

Скромность - это внутренняя ценность, на которую человек опирается в сложных жизненных ситуациях. Это качество может только помочь во время стрессов и болезней. Мы привлекаем к себе неприятности вследствие своих же некорректных мыслей или поступков. Скромность благодаря наработанной мудрости позволяет посмотреть на стрессовую ситуацию реальными глазами, принять её и достойно решить.

Как Вы относитесь к высказыванию Дзонгсара Кхьенце: «Даже скромность может быть разновидностью притворства и лицемерия»? Что такое ложная скромность? Уловка тщеславия или притворство?

Люди могут играть, притворяться и надевать маску скромного человека. Бывает, что человек не уверенный и робкий, ленивый и не интересный сам себе прячется за мнимой скромностью. Это удобная форма подачи себя в социуме. Но такие люди, как правило, раздражены и не уравновешены. Их внутренний дискомфорт cо временем выходит наружу. Часто их «скромным» жизненным девизом является фраза: «Господи, мне ничего не надо, только сделай так, чтобы у других ничего не было».

Настоящую скромность от притворства всегда можно отличить – её сопровождают простота, естественность и доброжелательность.

Может ли скромный человек подменять стеснительность несвойственными формами поведения - напускной наглостью и развязностью?

Скромность - это внутреннее состояние человека, это накопленная мудрость. Наглость и развязность – маски, за которые прячется неуверенный в себе человек, которому очень важно произвести впечатление на окружающих. Мы все знаем, что маленькие дети хулиганят из-за недостатка любви и внимания. Точно такая же причина поведения у наглого и развязного человека – любым способом заявить о себе. Такое поведение - крик о помощи. Скромный человек не ориентируется на окружение, он знает, кто он, что делает и зачем. Даже если окружающие не принимают его мировоззрения, он не будет огорчаться. Ему важно то, что он сам знает и проживает.

Можно ли рассматривать излишнюю скромность в качестве порока, от которого необходимо избавляться? И если да, то как это можно сделать?

Скромность - это великая ценность, составляющая внутреннего фундамента, на который человек опирается в своей жизни. Её нужно развивать и преумножать в себе. Такое качество доступно немногим.

Может ли скромный, на вид нерешительный, но очень грамотный и толковый специалист получить высокооплачиваемую работу или это проще сделать самоуверенному разгильдяю?

Получить работу, может быть, сможет быстрее самоуверенный разгильдяй, но удержится на работе скромный специалист. Заполучить скромного грамотного специалиста – это большая удача. Такие люди меньше говорят и больше делают. Самоуверенный разгильдяй много говорит и создаёт видимость работы. Для этого и существует у работодателей испытательный срок, чтобы рассмотреть специалиста и отличить пустословие от дела.

Чья скромность больше ценится: мужская или женская? Каковы причины возникновения излишней скромности?

И мужская и женская скромность очень красивы. К сожалению, сегодня мы видим очень мало вокруг таких людей. Основная масса пускает пыль в глаза. Люди нескромно самоутверждаются своим положением, связями, возможностями. Но не имея внутри веры и достоинства, они чувствуют себя опустошенными. Отсюда наглость, хамство и выпячивание. Когда человек сам лично достигает материального положения или известности, он себя ведёт гораздо скромнее, чем тот, который достиг чего-то при помощи других. Личный самостоятельный путь материальных достижений проходит параллельно с жизненными накоплениями мудрости и опыта. Если человек получает что-то за счёт кого-то, душа его всегда знает об этом. И тогда, чтобы заглушить это знание, человек выпячивает эти достижения напоказ, убеждая, в первую очередь, самого себя в том, что он значим. Параллельно с этим идёт раздражение, злость, неудовлетворённость. Чем глубже и интересней человек, тем скромнее он. Мужская скромность сопровождается достоинством, женская – простотой и естественностью. Скромности много не бывает.

Надо ли преодолевать скромность?

Я думаю, что на эту тему в нашем обществе ещё очень рано говорить… Нам всем много нужно потрудиться над своим саморазвитием, чтобы развить хоть малую долю настоящей скромности.

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках,

что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей

просвещенностью, он не считает себя выше других.

Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости.

Скромность — это не только орнамент, но и страж добродетели.

Скромность как качество личности – склонность проявлять отсутствие стремления к почестям .

Сверх скромный парень в аптеке, ужасно стесняясь очереди, едва шепчет: — Мне бы это… презерватив. Аптекарь: — Что, что? Говори громче! — Ну в общем, Полина, Роза, Елена, Зина, Евдокия, Руслана, Валя, Аксинья, Тоня, Ира, Вера. Аптекарь с удивлением: — И куда же ты с одним презервативом на такую ораву?

Девушка,а у вас есть парень? -Нет. -Вы очень скромны. У такой красивой и милой девушки должен быть парень? — Да я не против, муж против…

Человек иногда не может уклониться от почестей, но это ни в коей мере не говорит о его нескромности. Мария Склодовская-Кюри первый в истории дважды лауреат Нобелевской премии. В 1910 году ей удалось выделить чистый металлический радий. Таким образом, был завершён 12-летний цикл каторжных опасных для жизни работ. Из скромности она даже не запатентовала результаты своего исследования. Мария утверждала: «Радий не должен никого обогатить. Этот элемент принадлежит всему миру». Во время первой мировой война Мария возглавила радиологическую службу общества Красного Креста и сама выезжала в прифронтовые госпитали. Она научилась водить автомобиль, а при необходимости становилась автомехаником. В юности она с мужеством переносила холод мансард, затем в неприспособленном для лаборатории сарае она проводила трудоемкие эксперименты, а во время первой мировой, с присущей ей спокойствием и скромностью, превратилась в солдата. Ее почитал весь мир, но у нее никогда не было стремления к почестям и славе.

Как выглядит нескромность, то есть человек, стремящийся к почестям? Он акцентирует внимание на себе, манерно себя ведет, громко разговаривает, с пафосом и командными нотками в голосе, броско одет, проявляет зависть и пр. Нескромность как проявление гордыни постоянно вступает в антагонизм с окружающими, а это ведет к страданию и боли. Когда человек разговаривает не искренне, с пафосом, люди сознательно или бессознательно противятся его нескромности. Возрастает риск конфликта, а это боль и страдания. Эго нескромности наталкивается на массовое эго окружающих.

В отличие от нескромности скромность всегда находится в состоянии умиротворения, то есть ум ее спокоен. Умиротворение – это спокойствие ума, то есть ум умиротворенного человека не возбуждается своим эго, он постоянно находится в покое. Скромный человек – прежде всего, умиротворенный человек . Не тихий, а именно умиротворенный. Тихий человек может быть далеко не скромным: в тихом омуте черти водятся.

Нескромный человек, лишившись «конфетки» почестей, испытывает зависть. Нескромность без почестей гримасничает и исходит от зависти. Скромность ведет себя спокойно, непритязательно, всегда хорошо выполняет свой долг и с почестями и без них. Нескромность, если ее поманят почестями, будет выполнять свои обязанности, ей и в голову не придет бескорыстно исполнять свой долг. Отсутствие скромности – это жгучее желание почестей. Нескромность не стабильна, без вознаграждения, привилегий и почестей она неработоспособна. Иными словами, с нескромным человеком возникает масса проблем: работает он не стабильно, конфликтует с людьми, его не уважают. Если коллектив был здоров, то с появлением нескромности его будет разъедать зависть.

Скромность – это качество личности, которое проявляется относительно себя, а не относительно других людей . Она отличается от смиренности. Смиренность означает победу над гневом, человек воспринимает всю входящую информацию смиренно, ругают или хвалят его – он будет одинаково смиренно реагировать. Смиренность – высшее качество святой личности, она автоматически предполагает наличие скромности. Скромность не обязательно должна быть смиренной. Если скромность ругать, оскорблять, доводить до «белого каления», она может не выдержать и разразиться гневом. Она равнодушна к прославлениям, почестям, подаркам, но, когда оскорбляют ее человеческое достоинство, она тоже может «встать на дыбы». Иными словами, смиренность – это отсутствие гнева, а скромность – это отсутствие желания почестей. Скромность – это обязательная ступенька к смиренности.

Скромность в отличие от нескромности умеет слушать, воспринимать новое . Нескромность не способна слушать. Активное слушание предполагает смиренность. Это качество личности противоположно гордыни, поэтому нескромность не может на него претендовать. К примеру, молодой провинциал приехал в Москву покорять научный мир. Основной его мотивацией становится, к примеру, получение научных званий и степеней, достижение материального благополучия, почета и славы. Наука для него не цель, а средство обогащения. Злой и голодный он неистово грызет гранит науки. Постепенно, накопив знания, он «остепеняется» — становится кандидатом, затем доктором наук. С хвостом годов гордыня, что он знает больше других, растет, активизируется его эгоизм. Постепенно эго человека подбирается к разуму, и он начинает чувствовать себя всезнающим, самым умным и незаменимым. Это означает, что скромность потеряна, способность дальше развиваться, совершенствоваться, прогрессировать – утрачена. Когда он был скромен, он мог слушать других людей, учиться у них. Именно тогда он и был счастлив. Но поскольку мотивы его познания были исключительно корыстными и к познанию истины имели самое дальнее отношение, он сам «перекрыл себе кислород». Выезжая на багаже прошлых заслуг, он пыжится перед всеми, пытаясь подтвердить свою важность. Даже своих «домашних» он достает своим эгоизмом. Раздраженная жена говорит ему: «Можешь корчить из себя гения перед студентами, а в семье веди себя естественно. Марш выносить мусор, пока не получил по глупой лысине». Иными словами, человек, утративший скромность, терпит жизненное фиаско.

Примером скромности и в то же время истинного ученого был Майкл Фарадей. Он никогда не стремился ни к богатству, ни к почестям, но за свои заслуги был избран почетным членом более семидесяти научных обществ и академий. Его труды ознаменовали наступление новой эры в физике, а он не брал патента на свои изобретения, неоднократно отказываясь от выгодных должностей, сулящих ему баснословные доходы. Отказался он и от дворянства, сказав при этом: «Благодарю, но я хочу называться просто – Майкл Фарадей».

Когда у человека разум осквернен эгоизмом, он не в силах передать свои мысли и знания другим людям. Как говорил великий режиссер К. С. Станиславский: «Не верю!» Когда человек в гордыне, он ничего не может объяснить людям. Его не понимают. Парадокс, знаний много, а толку никакого. Скромность смиренна, она ничего не добавляет от себя к усвоенной истине. Если она сделала научное открытие – это будет «добавленной стоимостью» к прежним знаниям. Знание скромности будет усвоено людьми, ибо оно идет от чистого неэгоистичного разума. Скромность умеет объяснять, ведь она не нервничает, когда человек не понимает, а продолжает терпеливо в приветливой форме излагать свою точку зрения.

Истинный ученый скромен и лишен гордыни, ему не нужны почести и слава. Например, Пьер Кюри и Мария Кюри, когда к ним пришло мировое признание, и не думали наслаждаться славой, их больше волновало, что предоставление государством лаборатории оттягивалось из года в год из-за нехватки денег и бюрократических проволочек. Когда декан факультета естественных наук сообщил Пьеру, что хочет представить его к ордену, ученый ответил: «Прошу Вас, будьте любезны передать министру, что я не имею никакой нужды в ордене, но весьма нуждаюсь в лаборатории». А когда в 1903 году Кюри получили от Королевского общества золотую медаль, то отдали ее маленькой дочке, как игрушку. Ученые даже не запатентовали свой метод получения радия, считая, что подобный коммерческий подход к открытию противоречит духу науки.

Способность скромности слушать и слышать другого человека, необычайно важна для взаимоотношений. Если супруги слушают мнение друг друга, значит, семья представляет собой единое целое, значит, она базируется на взаимном уважении. Эгоист никого не слушает, и его никто не хочет слушать. А как важно для политика слушать чужие мнения, понимать и принимать точку зрения своих советников.

Тестом на скромность служит похвала. Нескромность, ожидающая почестей, расплывается от похвалы, становится на постамент, бронзовеет на глазах. Она не в состоянии скрыть свою реакцию на похвалу, ведь так хотелось потешить свою гордыню. Льстец всегда отыщет уголок в душе нескромности. Скромность, наоборот, равнодушна к похвале.

Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси — наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал…»

Скромность противоположна наглости. Вам приходилось слышать о скромном наглеце или о наглой скромности? Конечно, нет, ибо это два разных полюса. Эти два качества образуют шкалу «Скромность – Наглость», на которой человек находится в конкретной точке. Когда проявленной стороной личности становится скромность, мы считаем такого человека скромным. Скромность, несомненно, является качеством святой личности. Обычный человек – это дробь, в числители которой находится скромность, а в знаменателе – наглость. Анатоль Франс сказал: «Во всем надобно соблюдать меру, даже в скромности». Люди прислушались к его совету, уменьшив до минимума числитель дроби. К скромности человек идет последовательно: «Я нескромный человек. Я, наверное, скромный человек. Я очень скромный человек. Я, несомненно, самый скромный человек. Я обыкновенный человек». Джузеппе Верди однажды сказал: «Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я». Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт».
Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я». Теперь же я говорю: «Моцарт». Вот таким путем мы идем к скромности.

Настоящая, а не показная скромность привлекает к себе разумность . Например, скромная девушка хочет выйти замуж. Она не будет броско одеваться и вести себя нагло. Ей нужен ответственный, разумный парень, которому нужна не наглая размалеванная кукла, а скромная жена. Подобное притягивает подобное. Наглая девушка будет привлекать внимание мужчин, которые интересуются ее телом, а не внутренним миром. Тот, кто интересуется ее разумом – это разумный человек, а тот, кого привлекло только ее тело – не будем давать ему точное определение, и так понятно. Цена такого брака – рубль за пучок в базарный день. Если девушка демонстративно отказывается от внимания (почестей) к себе со стороны другого пола, это скромность или нет? Нет. Если она с радостью принимает внимание, это скромность или нет? Тоже, нет. Если она не обращает внимания на мужские взгляды, это скромность или нет? Да, это скромность, она проявляется внутри человека, а не извне. Скромность внутри себя – это внутренняя чистота и умение хранить и защищать эту чистоту. Скромность – самое мощное оружие женщины.

Между разумностью и скромностью существует прямо пропорциональная зависимость . Разум скромного человека не отягощен гордыней, поэтому он видит объекты внешнего мира без предвзятости и эгоизма. Нескромность имеет «грязный» разум. Ее амбициозное эго превращает истинные знания в ложные, приправив их изрядной долей эгоизма. Разум нескромности находится в невежестве, он всецело подчинен прихотям раздутого эго.

Скромность не склонна находить в других людях недостатки . Это принципиальное свойство этого качества. Скромность оправдывает человека, думая: «Это хороший человек». Если недостаток на поверхности, скромность говорит: «Ничего страшного. Мелочи жизни. Все равно тебя не брошу, потому что ты хороший». Отчего так происходит? От того, что у скромности отсутствует зависть к этому человеку. Можно завидовать положению другого человека, тому, что тот меня не почитает. Зависть вызывает раздражение и злобу на другого человека, заставляя говорить о нем в черных тонах. Если меня другой человек не почитает, нескромность начинает его осуждать, сплетничать. Она хочет почитания, а ее не уважают. Тогда она начинает выискивать в другом человеке недостатки. Одним словом, зависть – признак отсутствия скромности.

Скромность живет в гармонии со своими желаниями и возможностями, она не притязательна и сдержанна . Ей претят излишества, роскошь и пагубное вожделение. Скромность, зайдя в магазин, купит только то, что планировала. Ее не отвлечешь какой-либо приманкой. Нескромность, полная вожделения, будет покупать и то, что нужно и что не нужно. Поэтому скромность быстрее нескромности дойдет до материальной цели.

Внешняя цель достигается посредством реализации внутренней цели. Как это понимать? Внутренняя цель означает воспитать в себе хорошие качества личности и тогда внешние цели реализуются автоматически. Например, муж хочет, чтобы жена и дети его уважали. Это внешняя цель. Заставлять себя уважать, дарить подарки, упрекать – все это бесперспективные пути. В «Евгении Онегине» дядя «уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». В наши времена сказали бы «дал дуба», «сыграл в ящик», «склеил ласты» или «коньки откинул». Понятно, что и этот вариант ему не подходит. Если он поставит внутреннюю цель – стать ответственным человеком и будет стремиться к этой цели, результат не заставит себя ждать. Женщины уважают в мужчине ответственность. Почувствовав изменения в поведении отца и мужа, его близкие изменят к нему отношение в лучшую сторону.

Скромность не культивирует в себе желание как можно быстрее овладеть чем-то в материальном мире. Ее принцип – всему свое время. Непритязательность скромности означает уважать ход времени. Она знает, что у нее все будет со временем. «Не надо выпрыгивать из штанов, так цели не достигнешь, я получу все, что заслуживаю», — уверена скромность. Делай доброкачественно свое дело из чувства долга, и результат придет. Поэтому скромность испытывает умиротворение. Она осознает, что внешние покупки ей необходимы как средство для достижения цели. Если они в данный момент ей не по карману, значит, и цель у нее другая. Спокойно воспринимая эту данность, скромность, в то же время, осознает, что у нее и другое предназначение, у Бога на нее другие планы. Она понимает, что у нее другое счастье, его не нужно предвосхищать, оно идет изнутри, а не снаружи. Она не придает избыточной значимости объектам внешнего мира, поэтому ее цели достигаются легко и просто. Нескромность, стремясь к исполнению своих желаний, истратит все свои нервные ресурсы, получит десять раз инфаркт, испортит отношения с близкими людьми, но цели так и не достигнет. Жадность торопит нескромность: «Какое всему свое время? Хватай быстрее».

Скромность искренне интересуется окружающими, уважает принятые в обществе нормы морали и нравственности. Она дает свободу от тщеславия, предоставляет возможность учиться у окружающих, перенимая их достоинства.

Для скромного человека характерно еще одно положительное качество — он не навязчив в общении . Если он видит, что кто-то, общаясь с ним, не доволен, то будет стараться уйти от контакта. Скромность не причиняет беспокойства другим людям свои поведением. Скромность нельзя путать с забитостью и мягкотелостью. На скромности «не поездишь», «не сядешь ей на голову». Скромность – это, прежде всего, развитое чувство собственного достоинства. Забитость возникает от страха потерять мужа, работу, что окружающие будут плохо к ней относиться. Скромность нельзя ни за что подцепить, ей не сядешь на шею, у нее есть своя цель и поэтому она всегда может вежливо отказать. Она не будет делать то, что нарушает ее движение к цели. В достижении цели скромность проявляет чувство собственного достоинства.

Петр Ковалев 2013 год

Вспомните вечеринку, которую вы недавно посетили. Я уверен, среди гостей был как минимум один парень, который без перерыва трещал о своих достижениях: о том какой большой у него счет и какой грандиозный ремонт он затеял в своем гигантском доме. И не важно оценили ли вы его достижения, главное, что он в своем великолепии абсолютно уверен! Конечно, на вечеринке присутствовали и другие не менее успешные люди, которые не трубили на каждом углу о своих достижениях. Мы высоко ценим таких скромняг и подозреваем, что сами они о себе не слишком высокого мнения.

Кажется, что скромные люди недооценивают свой талант и свои достижения, и даже сознательно преуменьшают их. Если они действительно понимают, насколько успешны, почему они так застенчивы? Или же скромность невозможна без обмана? Нет, об этом даже думать не хочется.

Однако, Ирен Макмаллин в своей статье в журнале Philosophical Quarterly ставит под сомнение привычное понятие «скромность » и просит нас подумать, что же мы понимаем под понятием «быть скромным ».

Макмаллин утверждает, что скромные люди осведомлены о своих хороших качествах, именно поэтому они знают, как их преуменьшить. Например, представьте Джейн, известный кинорежиссер. Если Джейн не понимает, как она удивительно успешна по сравнению с другими кинорежиссерами, она, скорее всего, будет бесконечно говорить о своих кассовых фильмах и наградах в Каннах, не подозревая о том, что чувствуют люди, слушая ее. Это парадокс скромности: Вы должны понимать, насколько вы успешны, чтобы знать как не обидеть этим других.

Эту позицию разделяет философ (и коллега блоггер) Аарон Бен-Зеев, который утверждает, что скромность предполагает самосознание успешности с верой в равенство людей. Скромный человек знает, что он или она имеет некоторые выдающиеся качества, но в то же время ему известно, что эти качества не особо важны. Именно поэтому Билл, генеральный директор, входящий в список журнала Форбс, общается с Джоном, дворником в его компании. И хотя Билл зарабатывает больше денег, обладает большей властью, и, в общем, более успешен, чем Джон, он понимает, что в глубине души он и Джон одинаково ценны и значимы.

Аристотель писал, что добродетель заключается в «золотой середине» между двумя крайностями. Скромность заключается в таком же балансе между хвастовством о своих достижениях и сокрытием их. Эти крайности имеют одну общую черту: они отказывают другим людям в уважении, которого они заслуживают. Ложно скромный человек заставляет других испытывать неловкость, когда он изображает добродетель, хвастая своими достижениями. Например, когда кто-то кого мы знаем, получил образование MBA в Гарваре говорит, подмигнув, что он посещал «маленький колледж в Кембридже,» мы съежимся от его фальшивой скромности. Он ведь знает, что всем известно где он учился, но тем не менее распускает перья как самодовольный павлин.

К тому же, когда чрезмерно скромный человек искренне избегает разговоров о своем успехе, он или она понимают, что остальным тяжело слышать об этом. К примеру Джейн, режиссер, на званом ужине. Когда темой обсуждения стал ее недавний фильм, что она должна сказать, как действительно скромный человек? Конечно, она не должна цитировать восторженные отзывы или упоминать аншлаговые кассовые сборы. Но она и не должна отрицать свои достижения с комментариями, как: «О, не так уж все и хорошо.» Независимо от того, как искренне она это скажет, (в отличие от подмигивающего мистера Гарварда), другие гости, вероятно, почувствуют себя оскорбленными, как будто Джейн усомнилась в их искренности.

Вместо этого, Джейн должна признать свой успех, не преуменьшать его («Спасибо, я много лет пыталась этого добиться»), показать свою признательность другим («я получаю от друзей огромную поддержку, их вера так много значит для меня»), или сменить тему разговора («Спасибо, но как насчет вашей новой книги, я хотела бы писать так, как вы!»). Любой из этих приемов покажет, что она спокойно относится к своему успеху. Она не отрицает его, но признает, что это не делает ее лучшим человеком, чем кто-либо еще. Да, она добилась успеха сняв этот фильм, в этом она лучше некоторых, но хуже в чем-то другом.

На первый взгляд, скромность, кажется, сосредоточена внутри, это то, как люди думают о себе. Но, как выясняется, скромность – это то, как человек видит и уважает других. Чтобы быть по-настоящему скромным, не стоит отрицать собственный триумф. На самом деле, вы должны осознавать и принимать его.

В конце концов, добродетель действительно невозможна без честности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Скромность – это приобретенное вследствие интериоризации поведенческих паттернов и ценностей окружающих качество личности. Отражается оно в умении держать собственные эмоциональные и поведенческие проявления в определенных рамках, соблюдать спокойствие, умеренность и сдержанность, предъявлять минимальную требовательность к другим людям и своему материально-бытовому устройству. Скромность меняет жизненный стиль человека, предусматривающий порядочность в общении, соблюдение приличий, ведение жизни без роскоши.

Считается, что скромность украшает человека, представляя его без лишнего хвастовства, когда достоинства человека проступают в поступках, а награды приходят без выпрашивания и требования. Проявления возможны в поведении через послушание старшим и смирение перед опытными, в одежде недорогих марок, сдержанных цветов и моделей. Часто скромность используют синонимично стеснительности и робости, но это ошибочно, даже при сходстве проявлений, поскольку скромность сознательный акт, выбор, а остальные проявления являются неосознанными и движимыми подсознательными или травмами.

Что такое скромность

Значение скромности разнообразно и в зависимости от сферы обсуждения она будет свои коррективы, из общих останется невзыскательность и отсутствие стремления поставить себя на первое место. В плане обустройства своей жизни характеризуется отсутствием стремления к роскоши и пониманием, что для комфортного самоощущения нужны незначительные ресурсы. В плане межличностного взаимодействия для скромности характерен искренний интерес к окружающим, причем больший, чем к себе, такой человек больше спрашивает и слушает, чем рассказывает и хвастается. Помимо этого, при общении признается достоинство всех людей, проявляется и соблюдаются принятые в обществе правила.

Скромность считается чертой характера, которая позволяет человеку соответствовать среде без привлечения излишнего внимания, в принципе считающая привлечение внимания к собственной персоне (действием или словом, одеждой или покупкой) недостойным поведением.

Во многих сводах правил (этикета, приличного социального поведения, церковного одобряемого) говорится о том, что скромность украшает человека и является наиболее ценной чертой, дающей возможности для и видения окружающих, чтобы учиться у них, способствует развитию доброты и как следствия установлению хороших взаимоотношений. Но скромность может оказывать не всегда положительное влияние в обществе, где часть людей живут по иным законам, корысти и хитрости, пользующиеся скромностью других для собственной выгоды.

Скромность не черта характера или , она проявляется в поведении и отражает его определенную линию, и мотивы подобного поведения также могут быть различны. Скромен человек может быть от благородства или от того, что искренне не считает свои заслуги выдающими, а может от или неумения себя преподнести прятаться за маску скромности, ожидая пока его презентуют другие. Многие, зная насколько другие ценят скромные проявления, могут изображать необходимое поведение лишь частично в присутствии необходимого человека, на которого есть произвести соответствующее впечатление, при этом все остальное время вести нагло и распущенно. Это не является истинной скромностью, как и доброта, преследующая свои эгоистичные цели, не является истинной добротой.

Скромность и стеснительность, в чем разница

Скромность и стеснительность часто путают, а некоторые считают данные понятия синонимами, при этом глубоко заблуждаясь. Скромность отвечает за сознательную линию поведения, а стеснительность относится к эмоциональным переживаниям, не подвластным контролю . Человек может быть скромен и не обладать стеснением, также как и быть стеснительным, но не скромным – эти две вещи не идут рука об руку и не являются взаимозаменяемыми понятиями. Если при ведении скромного образа жизни человек не показывает своей хорошести и достижений из нежелания, включая сознательную сферу, то в случае стеснения это будет вызвано страхом (привлечь внимание, не выдержать критику или и пр.).

Стеснительность возникает из неуверенности и такой человек скорее промолчит и внимательно выслушает собеседника, чтобы откорректировать свои высказывания в соответствии с чужой точкой зрения.

Скромность всегда уверенна и выслушивает скромный человек другого из искреннего интереса, а свое мнение меняет лишь после фактов, а не из желания нравиться. Скромный человек при взаимодействии остается открытым, хотя и ставит свою личность не в приоритете, стеснительность же может заставить человека избегать социальных контактов и нового опыта. Первое про развитие и постоянное научение у окружающего мира, второе – про страх перед новым и закрытые двери возможностей.

Скромности можно научиться или разучиться, можно контролировать ее уровень и сферы проявления, тогда как стеснительность является чертой характера и для таких изменений понадобится значительно более глубокая внутренняя работа, чем подстраивание линии поведения. Чтобы человек начал стесняться или перестал, необходим ряд корректирующих событий, либо фрустрирующих и травмирующих, заставляющих прятаться, либо коррекционных и стабилизирующих, помогающих начать активно проявляться во внешней среде.

Недостатки скромности

Много где скромность представляют в выгодном свете и как одно из самых желательных качеств, но, как и в любом понятии существуют недостатки и сложности, порой мешающие человеку.

Задумайтесь, кто превозносит скромность как положительную черту – обычно это люди, которым выгодно ваше послушание (родители, учителя, церковь), те, кто сам плохо воспринимает отличия других и стремится к созданию серого не выделяющегося общества. Когда-то такая стратегия поведения помогала выжить, ведь даже во времена социалистической власти (а это поколение наших бабушек) выделяться было опасно, а все блага и умения прятались, поскольку могли повлечь за собой наказания, несовместимые с жизнью.

Но скромность не способствует собственному продвижению и реализации – посмотрите на всех известных личностей, почитайте их биографии – все они громко заявляли о себе и своих умениях, на каждом углу, пока, наконец, не были услышаны, а когда стали заметны, то хватали представившийся шанс, а скромно отказывались. Излишняя скромность губит карьеру, пока такой человек помогает другим, молчит о своих успехах, менее эффективный и менее скромный сотрудник получает очередное повышение и прибавку к зарплате. Их проекты признаются лучшими просто на том основании, что часто об идеях скромников никто не знает или узнают от нескромных друзей, кричащих о наличии гениальной идеи у их знакомого.

Как избавиться от скромности

Проанализировав собственную жизнь можно столкнуться, что именно негативных аспектов проявления скромности большинство и тогда становится актуальным вопрос как от этого избавиться, но естественнее будет не полное искоренение, а уменьшение количества проявления или определение наиболее страдающих областей и работа именно с ними. Подход снижения влияния менее травматичен для психики, поскольку при полной и резкой перестройке есть большой шанс быстрого возвращения к прежнему состоянию. Лучше всего изначально докопаться до причин возникновения излишней скромности, понять, чьи именно слова запали в душу из раннего детства и соотнести данные требования поведения с актуальной ситуацией в жизни. Если бабушка говорила о скромности, как о лучшей черте девушки, чтобы выйти замуж, и вы ее развили в общении с мужчинами до такой степени, что стали незаметной или холодной стеной, то задумайтесь, такой ли уровень имела ввиду ваша бабушка и те ли требования у мужчин сейчас, что и тогда.

Старайтесь чаще проявлять себя, высказывать свое мнение – пускай вы ошибетесь, с вами будут все не согласны, придется долго отстаивать свою позицию, все равно говорите. Можно пробовать разговаривать с незнакомыми людьми, а если знаете, что всегда уступаете ведущую роль в разговоре, то специально начинайте общение первым. Боязнь потерять расположение людей легко нивелируется вашей улыбкой и прямым заявлением, что вам приятно общаться или интересно выслушать отличное от вашего мнение. Так же как и при общении старайтесь проявлять именно свою – в одежде и выборе мест, прослушивании музыки и эмоциональных реакциях. Нет криминала в том, чтобы выйти в короткой юбке или желтом шарфе, засмеяться на важном совещании или громко радоваться в тихом месте – возможно, своим примером вы раскрепостите еще нескольких людей рядом, а благодаря проявлению своей индивидуальности на вас обратят внимание. И вот, что важно – обратят внимание те, кому интересны, такие как вы, настоящие, а не притворные, что может открыть новые возможности.

В себе маленькими преодолениями каждый день – не нужно сразу лезть на сцену и рассказывать многосотенному залу, какой вы прекрасный человек, но вот познакомиться первым с несколькими людьми, сообщить на работе, что вы придумали новый проект, рассказать случайным знакомым на вечеринке о вашем роде деятельности и о себе, как отличном профессионале – те вещи, практика которых каждый день поможет побороть, как излишнюю скромность, так и проблемы связанные с вашей незаметностью.



Похожие статьи
 
Категории