Литературно-музыкальная композиция " чудо-земли" в проекте " хлеб-всему голова". Литературно-музыкальная композиция «Колосок» в рамках проекта «Хлеб — всему голова» с участием родителей

05.04.2019

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формировать уважительное отношение к хлебу,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2. Продолжать знакомство с народными традициями.

3. Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду.

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев, выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

(Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Цель: познакомить учащихся с традициями русской православной культуры, способствующими их нравственному воспитанию.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса учащихся к культурному наследию своей Родины.

Форма проведения: музыкально-литературная композиция.

Подготовка:

  • составление сценария;
  • разучивание стихов, сценок и слов ведущих;
  • подготовка выставки рисунков и музыкального оформления на СD.

Оформление: празднично украшенная сцена, на которой разыгрываются сценки, выступают ведущие и исполнители.

Реквизит:

  • костюмы для разыгрывания сценок (наши уч-ся самостоятельно вышивали передники, очелья и косоворотки).
  • Кастрюля, обвернутая ватманом. Ватман разукрасили под деревянную бочку.
  • Атрибуты русской избы: ухват, вышитые рушники, горшки, чугунки.

Оборудование:

  • компьютер, магнитофон;
  • музыкальное сопровождение праздника на СД (фонограммы).

В музыкально-литературную композицию включены вокальные и инструментальные произведения в исполнении учащихся нашей школы. При необходимости концертные номера можно заменить музыкальными записями близкими по тематике.

Ход мероприятия

Ведущий: Земли русские широкие, необъятные
Каждый день и хорош, и пригож,
Поезжай за моря-океаны
Лучше россии ты не найдешь
Все прекрасно: и земля, и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под музыку «встреча гостей» идет шествие детей, несут сноп-бороду, украшенный красной лентой
Девочка: Дует ветер, льется дождь, холодно на улице
А в избе у вас тепло - видно ждали нас давно.
Это от нас вам сноп-борода
С урожаем будете вседа.
Каждый ломтик хлебушка пахнет теплым небушком
И земля всю силу в хлебе затаила.
Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необразимая.
Здесь поля привольные, люди хлебосольные,
Добрым караваем угощаем вас.
Выносится каравай
Ведущий: Нелегко давался нашим предкам хлебушко, землю не трактором вспахивали, а плугом боронили, да лошадь помошница помогала; не комбайны собирали урожай, а серпами срезали колосья, да в снопы собирали и несли на мельницу молотить, да приговаривали: (во время чтения ребята перестраиваются в хоровод и запевают мелодию)
«верти цеп, крути, бей в снопы, молоти, крути, верти и в ови заноси…»
Ведущий: не просто мы с вами здесь собрались, поиграем в «мельницу»
Игра «мельница»
Мельница на кочке, развесила усочки, на семи ветрах стоит и на ветер глядит стучит, гремит, буд-то сто коней бежит, будто сто коней бежит, только пыль вокруг летит.
Крыльями машет словно ей не страшно, подняться не может, только зерна гложет.
И рвет, и трет, и завертки мнет, себе не хватает, другой - сыт бывает.
Ребята организованно инсценируют содержание песни
Ведущий: а сейчас,дорогие гости, мы приготовили вам сказку о непослушном тесте (смена декораций: русская изба, дед и баба замешивают тесто)
звучит музыка «каравай»
Скоморох: тесто было бело,
Дулось и шипело,
Фыркало, кипело,
Тесто песню пело.
Тесто: уползу я из кастрюли
Я не буду пирогом
Не хочу я быть коврижкой
Иль пампушкой с творогом.
Баба: стой, стой, не беги, испеку я пироги
Будешь ты коврижкой с ягодкой-малинкой,
Будешь кулебякой и начинкой с маком.
Тесто: мне в каструльке мало место
В печке мне не интересно 2 раза
Скоморох: на пороге свинка, розовая спинка
Свинка хрюкает, визжит, к тесту белому спешит
Тесто: ты меня не трогай, подожди немного
Буду я коврижкой с ягодкой-малинкой
Буду кулебякой и ачинкой с маком
Свинка: мне не нужен мак, съем теб и так.
Тесто: караул, спасите! свинку уберите!
Баба: ах, свинка проказница! (выгоняет свинку со сцены)
Будешь ты коврижкой?
Тесто: буду, буду!
Дед: будешь кулебякой и с начинкой с маком?
Тесто: буду, буду!
Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным
Угостити всех ребят булочками с маком!
Все: хочет он стать пирогом, вкусным, ароматным
Угостщаем всех ребят булочками с маком!
(девочки-угощальницы на подносах выносят сдобу и всех угощают)
Ведущий: вот теперь мы посидели, песни спели и поели
Завершая праздник наш, песню спеть, хотим сейчас
Все участники действа становятся полукругом на сцене и достают шумовые народные инструменты
Исполняют песню «ай, чу-чу, я горошек молочу…»

Классный час – праздник

«Хлеб – всему голова»

Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и труду землепашца, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим, научить ценить труд людей от земли.

Подготовить: текст пригласительных билетов; написать лозунги, нарисовать плакаты для оформления помещения; оформить выставку репродукций – картин на тему «Слава тем, кто хлеб растил»; Оформить подборку «Пословицы и поговорки о хлебе и хлебопашцах»; оформить выставку хлебобулочных изделий; подготовить «колоски»

(эмблемы) участникам праздника; пригласить на праздник гостей: представителей тружеников сельского хозяйства, учителей, родителей, ребят из подшефного детского сада, попросить их подготовить рассказ о памятных случаях в своей жизни, связанные с хлебом.

Оформление сцены и зала. На сцене стол с караваем и колосьями. На стене – лозунги и плакаты: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил», «Хлеб миллионов работников труд. Хлеб береги, как жизнь берегут», «Я внук хлебороба, я сын хлебороба, а завтра я сам хлебороб». На видном месте у входа подборка пословиц и поговорок о хлебе:

    Хлеб от земли, сила от хлеба.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Колос к колоску – целый сноп.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родиться.

    Кто любит труд, того и люди чтут.

    Землю красит солнце, а человека – труд.

Рядом с пословицами выставка репродукций картин художников по теме, выставка хлебобулочных изделий.

Дети встречают гостей у входа в зал, вручают им эмблемы праздника – колоски. Классный руководитель представляет гостей. Затем учитель истории рассказывает об истории хлеба, о древних и современных способах его возделывания, об исследовательских работах в области сельского хозяйства с использованием презентации, ИКТ. Далее – литературно – музыкальная композиция.

На сцену выходят двое ведущих в национальных костюмах с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы, а также чтецы.

1 ведущий : (читает стихотворение чувашского поэта В. Давыдова – Анатри «Хлеб»).

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе - Оберегай.

Не кроши его!

Священ он

Если с хлебом –

Ты уже силён.

Хлеб – источник

Радости, добра;

Золота дороже,

Если в поле колос в полный рост –

Доберёшься до Луны,

До звёзд.

Хлебом кормиться

Весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

2 ведущий вручает каравай гостям :

Слава миру на Земле!

Дети: Слава!

Вед: Слава хлебу на столе!

Дети: Слава!

(В зале дети поднимают колоски пшеницы – эмблемы).

1 чтец:

У народа есть слова:

Хлеб всей жизни голова.

2 чтец:

«Хлеб - всему голова» -

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб - всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб - всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему.

Хлеб - всему голова.

3 чтец:

Славится он первый на земле,

Славится он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной –

Круто жизнь замешана на хлебе.

4 чтец:

К хлебу всё имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

5 чтец:

Есть пословица в народе

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда..

6 чтец (читает наизусть рассказ Н. Сенченко «Хлеб святой») – смотри книгу Ухъянкина С. П., Павлова И. В. «Уроки хлеба». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- с. 131.

7 чтец:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким,

Крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном…

8 чтец:

Положит в землю Человек зерно.

Прольётся дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И Человек их с поля уберёт.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

Зато великодушней не найдёшь,

Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:

Свои ломти от щедрой доброты

Уступят малышам таким, как ты.

9 чтец:

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

(Звучит песня «Поле, русское поле» - муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф).

1 вед:

Хлеб и хлебороб ценились всегда и везде.

(Выходит богатырь – землепашец в старинном крестьянском костюме. На плече у него макет «сошки кленовой»).

2 вед:

Ай, же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут, Как величают по отчеству?

Богатырь - землепашец 1:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру, да пива наварю, Пива наварю, да мужиков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

(На «коне» выезжает другой богатырь ).

1 вед:

Ты чей такой дородный добрый молодец,

Тебя как–то молодца зовут по имени,

Величают удалого да по отчеству?

Богатырь 2:

Есть я со славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Ай, по имени меня зовут Илья Муромец,

По отцу – то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

2 вед:

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдёт речь на нашем празднике.

(На сцене появляются «первобытные» люди. Примитивной мотыгой обрабатывают они землю и как результат скудный урожай зерна и много кропотливого труда ).

1 вед:

Каравай хлеба не свалится с неба.

2 вед:

Хлеб потом даётся.

1 вед:

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

2 вед:

Крестьянскими руками хлеб всем добывается.

1 вед:

Хлеб сегодня на земле – завтра на столе.

2 вед:

Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба.

1 вед:

Где хлебно и тепло, там и жить добро.

Вслед за ними выходят греческие народные сказители – аэды с кифарами в руках. Они нараспев рассказывают миф о богине плодородия Деметре.

Далее на сцене появляются дети с колосками – это «золотое поле пшеницы». В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, и кажется, что ветер колышется над полем. Гости, дети из детского сада, исполняют танец колосков).


(И вот на «поле» появляется комбайн – это ребята старшеклассники, держа над собой изображение машины, вертя ножи комбайна, сделанные из легких реек, ножи оклеены фольгой. Затем ребята выносят «чашу изобилия», наполненную овощами, фруктами, украшенную колосьями хлебных злаков.

Звучит «Гимн хлебу» - сл. В Бокова, муз. А Тумашева.

Выходит празднично украшенная колонна детей, впереди идёт Урожай. На нём жёлтый костюм, украшенный васильками, подпоясан он сплетёнными колосками пшеницы. За Урожаем на импровизированной телеге движется «сноп», перевязанный цветной лентой. От него идут другие цветные ленты, концы которых держат девочки с венками из колосьев на головах. Замыкает шествие хор. Девочки и мальчики в народных костюмах. В руках у них макеты сельскохозяйственных орудий: серпы, косы, грабли. Также с другой стороны сцены выходят дети в костюмах хлебных злаков. Вместе с ними на сцену поднимается учитель биологии и представляет презентацию о разнообразии зерновых культур, вместе с ним выступают дети.).

Пшеница:

Дайте выступить пшенице,

Той, что в поле колосится.

Посмотрите на зерно,

Вот каким взросло оно!

Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится,

Если сразу всё зерно

В место высыпать одно,

Можно в звёздные миры

Заглянуть с такой горы.

Рожь:

Самая выносливая из всех хлебных злаков это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь не только хлеб, но и спирт, и крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают маты для парникового хозяйства, используют солому ржи и как сырё для производства бумаги, строительных плит, пластмассы.

Кукуруза:

Я крупа и маргарин, я мука и желатин,

Каучук и ацетон, и тройной одеколон.

Я резина и асбест, киноплёнка, майонез,

Я вискоза и крахмал, и любой материал!

Я крупяное и хлебное растение.

Моя мука в смеси с пшеницей даёт отличный хлеб! Я незаменимый корм для животных, прекрасное сырьё для пива и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Просо:

Просо – главная крупяная культура. Я очень полезна.

Вкусны, например, блины из моей муки. Пшено – хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

Я кормилец Востока. 200 млн. га на пяти континентах заняты рисом. Рис кормит половину человечества. Для многих народов рис- одна из древних культур и основа национальных блюд. Из риса получают крахмал, спирт, пудру. Солома идёт на корм животным, на получение бумаги и различных промтоварных изделий.

Дети из хора:

1 .Слава тем, кто потрудился

Над кормилицей – землёй,

Кто не трутнем в мир явился,

А работницей – пчелой!

2 .Знать решили мы недаром:

Хлеборобы – мастера.

Чтоб ломились все амбары

От добытого добра,

Убирай урожай!

Да нагружай, нагружай!

3 .Да нагружай – наступили сроки.

Эй, урожай наш, урожай, урожай высокий!

Обмолотим всё как нужно,

Ни зерна не пропадёт!

Потому что очень дружный

И надёжный мы народ.

(Звучит «Урожайная» И. Дунаевского).

Дети (поют хором):

Как мы осенью собрали

Небывалый урожай.

И на праздник урожая

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

(Девочки в народных костюмах выносят каравай хлеба и угощают всех гостей).

4 . Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дети (хором):

Ура караваю!!!

1 вед:

А теперь потешат вас

Хлебные изделия.

(Выбегает Булка с маком, поёт и танцует под русскую народную мелодию).

Булка :

У меня подружки –

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

(Выбегают Ватрушки, поют и танцуют под чувашскую народную мелодию).

Ватрушки:

Мы весёлые ватрушки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

(Подбоченившись выходят Бублики и Калачи, танцуют, читая речитатив под рэп).

Бублики и Калачи:

А мы только из печи –

Бублики и калачи…

(За сценой слышно, как кто-то поёт басом).

2 вед:

Это кто поёт там басом?

(Выходит бочонок с квасом).

А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

(Бочонок кружится под вальсовую музыку).

Печенье :

Сделайте одолженье –

Съешьте печенье.

Пирожное :

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

Торт :

Я – торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

(«Хлебобулочные изделия» исполняют коллективный танец – хороводную).

1 вед:

А теперь мы повторим,

Чтоб вы не забыли:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

2 вед:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

Все (хором):

Слава! Слава! Слава!

Известному полеводу Т. С. Мальцеву принадлежат слова: «Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную. И восторгаются этим, что, в общем-то, справедливо. А вот о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать».

Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок -и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице. Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.

Классный руководитель:

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

(Звучит песня «Родимая земля, дороже нет земли»)

Как быть с выброшенным ломтиком? Неужели мы не в силах навести порядок? Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его

по-хозяйски – в дело.

Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их, поклонись низко в знак уважения.

(Представление гостя – труженика села. Он расскажет свою трудовую биографию и истории о хлебе из его жизни).

Главный итог везде и во всём – итог труда. Итог труда хлебороба – зерно, хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – всегда радость. Большой хлеб, богатый урожай – радость вдвойне.

На фоне тихой музыки звучат слова:

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Мини – проект: составление памятки, выполнение проекта плаката о бережном отношении к хлебу. Групповая работа, защита своих проектов).

Викторина:

    Назови известные тебе зерновые культуры.

    Когда производят их посадку?

    Что такое озимые?

    Перечисли старинные орудия труда.

    Перечисли современные сельскохозяйственные машины.

    Какие ты знаешь марки тракторов?

    Кто их делает?

    Какие марки комбайнов ты знаешь?

    Кто их делает?

    Назови профессию человека, работающего на тракторе.

    Назови профессию человека, работающего на комбайне.

    Когда в России появился первый комбайн и кто его изобрёл?

    Как по легенде звали древнего чувашского богатыря – землепашца?

    Кого называют хлеборобом? Почему?

    Кто выпекает хлебобулочные изделия?

    Назовите известные вам сказки о хлебных изделиях?

    Какое хлебобулочное изделие можно встретить на проводах зимы – Масленице?

    Почему блин круглой формы?

    Почему у печеного хлеба образуется корочка?

    Назови антоним к прилагательному в словосочетании «свежий хлеб»

    Почему хлеб черствеет?

    Что можно приготовить из чёрствых корок?

    Из чего пекут каравай?

    Как получается мука?

    Где её делали раньше?

    Как называется хранилище зерна?

    Где хранили зерно в старину?

    Расскажи, как пекут хлеб.

    Назови известных ученых, преобразователей земли.

    Где можно познакомиться поближе с выдающимися достижениями сельского хозяйства?

    Назови известные тебе народные пословицы и поговорки о хлебе и хлеборобах.

Участникам за правильные ответы раздают сушки, которые подвешивают в связки на шею участникам. Победитель тот, кто сумеет набрать их больше всего. Ему вручается поощрительный приз – сладкий пирог. классного часа начинается с... на учеников. Потом хватается за голову . 6: Можно выйти? У: ... деду... (Высвечивается кусок хлеба в 125 г.) Песня...

  • Классный час

    Весе. 7. У меня часто кружится голова . 8. В настоящее время я курю... будни, ни в праздники . Высокие пищевые... ХОД КЛАССНОГО ЧАСА I. Целевая установка – Сегодня классный час мы проведем... йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. ... со всеми понятными...

  • Классный час

    Речь? Тема нашего классного часа звучит так: “ ... Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба , ножницы, монетки, зеркало, ... “ставили градусник” – кидали головой в сугроб. - Когда парень... , которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но...

  • Классный час «Лесная капель» Прогулка по весеннему лесу Звучит «Веснянка»

    Классный час

    Классный час « ... . Чаще всего - хлеб и соль. Хлеб символизировал жизнь, а соль... ростом. Но во всем зеленом царстве нет дерева, ... стихи, песни, но и праздники . В Древней Германии в... лесной И в просеке сосновой киваю головой . (Колокольчик) Спроси теленка и...

  • Министерство образования и науки ДНР

    Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ступеней №6

    Амвросиевского района

    Классный час

    «Слава хлебу на столе»

    Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

    2016г.

    Цели:

    Рассказать историю происхождения хлеба;

    Раскрыть его значение для нашего народа;

    Воспитывать патриотизм, бережливость,

    Уважение к чужому труду;

    Расширить кругозор обучающихся.

    Аннотация.

    Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
    Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

    Актуальность проблемы : отношение подростков к хлебу.

    Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

    Учитель. (2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

    Слава миру на Земле!

    Слава хлебу на столе!

    Слава тем, кто хлеб растил!

    Не жалел труда и сил!

    С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

    Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый.

    Он и чёрный, он и белый,

    А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут его в руки трепетно и торжественно. Сколько о нём сказано добрых слов, сложено стихотворений, сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. (4 слайд)

    Берегите хлеб

    Какого цвета хлеб

    Чем пахнет хлеб

    Обычаи и легенды

    Народная мудрость

    История хлеба

    Откуда пришёл хлеб

    Вырос в поле дом,

    Полон дом зерном,

    Стены позолочены,

    Ставни заколочены,

    Ходит дом ходуном

    На столбе золотом. (Колос) (5 слайд)

    Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

    Мы - золотые зернышки,

    Живем лучистым светом.

    Мы дружим неразлучные,

    Под вьюгами и тучами.

    Мы чистые, струистые,

    Мы зерна золотистые.

    Мы ветерком провеяны.

    И солнышком просвечены,

    Выносливы, дружны,

    Мы людям так нужны.

    Отдельно каждый - зернышко,

    Маленькое, скромное,

    А вместе - хлеб, как солнышко

    Страны своей огромной!

    1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

    Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

    Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

    Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

    Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт - Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

    Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы . (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

    2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

    Ученик. В землю зернышко попало,
    Прорастать на солнце стало,
    Дождик землю поливал,
    И росточек подрастал,
    К свету и теплу тянулся,
    И красавцем обернулся.

    Ученик. Но не сразу стали зерна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле!

    Учитель. «Колоски в снопы вяжутся, караваем в печи оборачивается» - так в старину говорили. Тогда машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб - святое дело.

    Ученик:

    Каравай земли и неба

    На твоем столе -

    Ничего сильнее хлеба

    Нет на земле.

    В каждом маленьком кусочке

    Хлебные поля,

    А на каждом колосочке

    Держится земля.

    В малом зернышке пшеницы

    Летом и зимой

    Сила солнышка хранится

    И земли родной.

    И растет под небом светлым

    Строен и высок,

    Словно Родина бессмертный

    Хлебный колосок.

    Учитель. Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе.

    Снег растает в поле чистом,

    Схлынет талая вода-

    Побежит за трактористом

    Ранним утром борозда.

    Выйдут сеялки потом

    Засевать поля зерном.

    И черны, как из печи,

    Провожают их грачи.

    Чтобы всходы были крепче,

    Не напала злая тля,

    И удобрит, и подлечит

    Лётчик с воздуха поля.

    Слышен летом до заката

    Гул комбайнов у реки,

    И везут на элеватор

    Урожай грузовики.

    В элеваторе для нас

    Хлеб хранится про запас.

    Убран хлеб - и тихо стало,

    Мелют мельницы зерно.

    Над селом дымки плывут:

    Пироги в домах пекут!

    Пышный, мягкий, пропеченный,

    Подрумяненный слегка,

    Хлеб с горбушкой золоченой

    Шел к тебе издалека.

    В каждый дом, на каждый стол,

    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье, наша сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    В нем земли родимой соки,

    Солнца свет высокий в нем.

    Уплетай за обе щеки,

    Вырастай богатырем.

    3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

    Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

    Ученики:

    Если мы хотим кого-то

    Встретить с честью и почетом,

    Встретить щедро, от души,

    С уважением большим,

    То гостей таких встречаем

    Круглым пышным караваем.

    Он на блюде расписном

    С белоснежным рушником.

    С караваем соль подносим,

    Поклоняясь, отведать просим:

    Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб-соль из рук!

    Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

    Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

    В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет,

    никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится

    Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

    Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

    В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб - праздничный и называли его - пирог, от слова ПИР.

    В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

    4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

    Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас такие слова:

    КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

    Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

    ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

    Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

    Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ

    СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

    Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

    НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

    Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

    Работа с пословицами.

    Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

    Не шуба греет, а … (хлеб).

    В дороге хлеб не … (помеха).

    Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

    Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

    У кого хлебушко, у того и … (счастье).

    Хлеб всему … (голова).

    Без печки холодно - без хлеба … (голодно)

    Частушки о хлебе.

    Мы про хлебушек частушки

    Вам сегодня пропоем.

    Навострите ваши ушки

    И похлопайте потом.

    В кулачке у колоска

    Зернышки - малышки,

    В каждом зернышке - мука,

    Пироги и пышки.

    Если в гости кто приехал

    Или кто-нибудь пришел.

    В каждом доме первым делом

    Калачи несут на стол.

    Бублики, батоны, булки,

    Плюшки, сайки, пироги.

    За столом и на прогулке

    Уважай и береги.

    5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

    Учитель: Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

    Ученики:

    Вот он, хлебушко душистый,

    С хрупкой корочкой витой.

    Вот он тёплый, золотистый,

    Словно солнцем налитой.

    Почему у пирога

    Зарумянились бока?

    Потому что в поле летом

    Было солнышком согрето.

    Потому что днём весенним,

    Летним днём, осенним днём

    Согреваем эту землю

    Мы любовью и трудом.

    Игра «Ассоциация»

    Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

    (белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

    Какого цвета хлеб? (Белый и черный.)

    - Почему один хлеб черный, другой - белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

    6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

    А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

    Ломоть ржаного трудового хлеба?

    Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

    А главное - работой пахнет хлеб.

    Каждый ломтик хлебушка

    Пахнет тёплым небушком.

    Свежий хлеб! Он пахнет небом!
    Пахнет ранним ветерком,
    Зернами, что стали хлебом,
    Спелым-спелым колоском!

    А еще, еще работой!

    Кто-то хлеб тот убирал,
    На муку молол, а кто-то пек и продавал.
    Без него любые блюда,
    Кажется, не так вкусны.
    На столе стоит как чудо
    Свежий хлеб родной страны .

    Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи .

    Игра-хоровод «Праздник урожая»

    В нашу школу на машине

    Каравай приехал ныне,

    В круг вставай каравай,

    Кого хочешь ─ выбирай!

    Каравай: Пекаря!

    Он не грел на печке бок─

    Каравай ребятам пёк.

    Пекарь, с нами поиграй,

    Кого хочешь ─ выбирай!

    Пекарь: Мельника!

    Не молол он чепуху,

    А смолол зерно в муку!

    Мельник, с нами поиграй,

    Кого хочешь ─ выбирай!

    Мельник: Хлебопашца!

    Он в тенёчке не лежал,

    А хлеба растил и жал!

    Хлебопашец, в круг вставай,

    Кого хочешь─ выбирай!

    Хлебопашец: Рабочего!

    Он приехал к нам с дарами!

    Тягачами, тракторами!

    А награда ─ урожай!

    Всех на праздник приглашай!

    Дети: Слава урожаю в закромах!

    Слава караваю на столах!

    Слава, слава дружным рукам

    Слава труженикам!

    7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» (12 слайд)

    Учитель. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах

    учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России,

    Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

    Ученики:

    Три паренька по переулку,

    Играя будто бы в футбол,

    Туда ─ сюда гоняли булку

    И забивали ею гол.

    Шёл мимо незнакомый дядя,

    Остановился и вздохнул,

    И на ребят почти не глядя,

    К той булке руку протянул.

    Он долго пыль с неё сдувал.

    И вдруг спокойно и открыто

    При всех её поцеловал.

    Вы кто такой?─ спросили дети,

    Забыв на время про футбол.

    Я ─ пекарь!─ человек ответил

    И с булкой медленно ушёл.

    И это слово пахло хлебом

    И той особой теплотой,

    Которой налиты под небом,

    Моря пшеницы золотой.

    Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

    1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

    2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

    3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

    4 .Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом

    всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством

    вы владеете и как его надо беречь.

    Учитель . Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

    Ученики:

    Зерна наших дней, светитесь

    Позолотою резной.

    Говорим мы: берегите,

    Берегите хлеб родной.

    Берегите каждый колос

    Наших радостных полей,

    Громкой родины своей!

    Когда за столом вы, ребята, сидите,

    То помните, кто для вас хлеб создает:

    Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

    Шахтер, машинист, металлург - народ.

    В годы тягот и лишений

    Новый мир мужал и креп,

    Шел народ в огне сражений

    За свободу и за хлеб.

    Значит, правильны слова:

    Все: Хлеб - всей жизни голова!

    Почёт и честь вам, хлеборобы!

    За ваш прекрасный урожай,

    За то, что Родине вы дали,

    Душистый хлеба каравай!

    Слава миру на земле!

    Слава хлебу на столе!

    Литература.

    1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

    «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

    Для 2 классов.

    2.М.Ю.Женило

    «Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

    4.В.Дацкевич

    «От зерна до каравая».

    5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.

    Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

    Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

    • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
    • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
    • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

    Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

    У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

    Ход праздника

    Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

    Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
    Ее просторов главное богатство,
    Его ты хочешь цену знать?
    Спроси.
    Тебе ответить могут ленинградцы.

    В дыму ленинградское небо, С.34
    Но горше смертельных ран
    Тяжелого хлеба,
    Блокадного хлеба
    Сто двадцать пять грамм.

    Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

    Ведущий. С.35

    “Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

    Чтец.

    Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
    Говорим мы: берегите,
    Берегите хлеб родной
    Не мечтаем мы о чуде, –
    К нам полей живая речь.
    Берегите хлеб, вы люди,
    Научитесь хлеб беречь!

    Ведущий.

    “Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

    Чтец.

    Прошу тебя!
    Не оброни сынок,
    Когда лепешку ешь,
    Хоть крошку хлеба!
    Мы собирали
    Каждый колосок,
    Когда грозой войны
    Гремело небо.
    Тот хлеб спасал
    Москву и Ленинград,
    Жизнь продлевала даже
    Крошка хлеба.
    Но и сейчас
    Оплачена стократ
    Трудом нелегким
    Каждая лепешка.
    Не раз прощал тебе я озорство,
    Я знаю детство
    Без игры нелепо.
    Но не смогу простить
    Лишь одного –
    Хоть крошки
    Всуе брошенного хлеба.

    В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

    На свете видела я хлеба немало.
    Крестьянка его из печи вынимала.
    И клала на стол, осеняя крестом.
    Он отдыхал, накрытый холстом.
    В горнице пахло сильно и сладко,
    Хлеб грозным казался, как имя отца.
    За трапезой ели его без остатка,
    Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

    С.39 ,* Так повелось на моей земле:
    Из года в год, из рода в род – веками
    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
    Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах,
    И песней той, что жаворонком спета
    Под синим небом в золотых хлебах
    В июльский полдень солнечного лета.
    Пройдется пахарь утром по жнивью,
    И сыну, указав рукой на поле,
    Негромко молвит: “Поклонись ему,
    Как матери, как нашей общей доле!”
    Ты вырастишь и через много лет
    Опять сюда вернешься на рассвете
    И скажешь: “Ничего дороже нет,
    Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

    Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

    Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)



    Похожие статьи
     
    Категории