Лукас кранах старший картины подпись. История и этнология

06.03.2019

Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.

Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.

Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.

В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.

На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.

При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».

«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.



Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону , а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».



Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.

Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он - сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.

Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.

Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder , Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность . Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Распятие

Дама (Жена профессора права Иоганна Ройса)

Доктор Иоганн Куспиниан

Покаяние Святого Иеронима

Отдых на пути в Египет

Алтарь Святой Екатерины (Левое и правое крыло)

Святой Кристофер

Святой Георгий

Пилат, умывающий руки

Венера и Амур

Покаяние Святого Иеронима

Суд Париса

Святой Андрей Первозванный

Святой Варфоломей

Принц Саксонии

Мадонна с младенцем

Мартин Лютер

Мартин Лютер в монашестве

Портрет молодого человека

Адам и Ева

Мадонна с младенцем под яблоней

Портрет молодой женщины

Принцесса Сибилла Клевская

Аллегория Меланхолии

Оленья охота курфюрста Фридриха Мудрого

Лукас Кранах (1472–1553) – немецкий художник, гравер.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру.

Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Работы художника

  • Геркулес у Омфалы
  • Мадонна под яблоней. Деталь_ голова Мадонны


  • Отдыхающая нимфа источника
  • Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской
  • Портрет женщины
  • Портрет Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского
  • Портрет Иоганна Гайлера фон Кайзенберга
  • Портрет кардинала Альбрехта Бранденбурского на фоне пейзажа в виде св. Иеронима
  • Портрет молодого мужчины в берете
  • Рождество
  • Св. Анна с Марией и младенцем Христом

Библиография

  • А . Н . Немилов , Л . Кранах Старший . (Альбом ), М ., 1973 ;
  • L . Cranach der дltere . Der Kьnstler und seine Zeit , В ., 1953 ;
  • L . Cranach . Das gesamte graphische Werk , В ., 1972 ;
  • L . Cranach . Kьnstler und Gesellschaft ,В ., 1973 ;
  • Friedlдnder M . J ., Rosenberg J ., The paintings of L . Cranach , L ., 1978 .
На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший. Один из самых популярных немецких мастеров XVI века. Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности. По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х - 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону. Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, - в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене. Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, - религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления - оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите - змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример - дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» - первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой - крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин - в основном на мифологические и библейские сюжеты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» - сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством - почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты. В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины - высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком - крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный . Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха - одним из ее основателей. Дунайская школа живописи - направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Будучи сыном художника, Лукас неизменно жил в Виттенберге с 1504 года. Биография Кранаха известна как история художника при дворе, служащего трем последовательно сменяющимся избранным Саксонцам. Кранах возглавлял мастерскую, дважды был избран бургомистром. Кроме того Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру. Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Оценка по биографии



Похожие статьи
 
Категории