Мероприятия проводимые на праздник казачья гора. Сценарий "Казаки и казачество

04.03.2019

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

(звучит торжественная музыка)

Ведущий 1:

-Добрый вечер Дамы и Господа.

-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на

окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,

преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии

расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,

южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,

нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и

память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему

Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.

Вот только некоторые из, заповедей казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

Ведущий 1:

У казаков свои обычаи,нравы и традиции.

и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,

сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого

этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме

приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина

является будущим продолжением рода.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих

народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во

всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в

период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли

высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для

большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их

особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую

(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые

участники, демонстрируя одежду)

Ведущий 1:

У казаков также имеется национальная форма одежды.

У мужчин это:

Шаровары.

Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была

и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие

шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в

праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.

Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,

пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.

Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли

папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как

трухменка или кабардинка.

Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по

сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без

каблуков –ичиги.

Ведущий 2:

Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид

набедренной одежды) и передника-завески .

У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.

Обычно цвета таких сарафанов яркие.

Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.

Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»
Задачи: Познакомить с историческим прошлым родного края; развивать творческий
потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей
художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость
за героическое прошлое казаков,
интерес к родным традициям.
Материал: зал
посиделок.
оформлен
казачьих

Атрибуты: атрибуты к играм.
Ход праздника
Слайд 1­2 (Звучит музыка)
Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи
посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Казачка: Здорово дневали! (кланяется)
Казак: Здорово ночевали! (кланяется)
К­ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
К­к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно­ казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди,
удалые) Откуда они появились?
Ведущий:
Давным­давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди,
которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить
свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на
островах, вблизи рек.
Слайд(3 ­6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е­ей живо не робей казаки гуляют

И седлают коней казаки.
13­й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.
14­й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем­то ковыли.
15­й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана­озера течет.
17­й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.
Слайд 17
Вед: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки –
казаки. Любили они дурачить друг друга.
К­к: Как это?
Вед: А вот как
Слайд 18
Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли
сказку сначала?
Вед: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли
сказку сначала?

Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?
Вед: И так до бесконечности.
Исполняется пеня «Юта­Любимый мой»
Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.


Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.
Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.
Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед.: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень
наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы,
пословицы, поговорки.
Слайд 19­й (нажимать)
­ Гриб хорош белый, а казак умелый.
­ Казачьему роду нет переводу;
­ Казачья голова, что под дождиком трава;
­ Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
­ Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
­ Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
­ Казак с конем и ночью и днем;
Ведущий: Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки ­ продолжаются
Слайд 20­й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию­
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию­
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие­
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.
Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков.
стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен

поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или
попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в
кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была
отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из
игры. Кто дольше продержится
Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
Слайд (21­26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без
дела валяется? (Ведра и коромысло)
Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.
Музыка (Частушки)
1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из­за Дона, из­за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.
5.Сидит ежик на березе ­
Новая рубашка,

На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та­ра­ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.
8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
9. Ой, бяда, бяда­
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?
10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.
12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Слайд 27­й
Ведущий:
Прекрасна наша родина­
наш донской любимый край.
Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,

Край Ростовский – Родина моя!
Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай­ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28­й
Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!
Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Презентация на тему: Казачьи посиделки

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.



Похожие статьи
 
Категории