Михаил петрович арцыбашев биография. Арцыбашев, михаил петрович

20.02.2019

Арцыбашев, Михаил Петрович

Писатель; р. 1878 в Харьковской губ., дворянин, сын исправника. Выйдя из 5 класса гимназии, А. учился в харьковской школе живописи. Печататься начал с 16 лет, в провинциальных газетах. Известность приобрел повестью "Смерть Ланде" ("Журнал для всех", 1904). Позднее сильно нашумел его роман "Санин" ("Современный Мир", 1907), переведенный на многие иностранные языки и вызвавший судебные процессы в России, Германии, Венгрии - по обвинению в порнографии. В 1909-12 появились повести: "Миллионы", "Рабочий Шевырев" и роман "У последней черты", также вызвавший много споров. Кроме беллетристики, А. писал пьесы ("Война", "Ревность", "Враги"). С началом революции А. выступил в качестве публициста ("Записки писателя", М., 1917, три выпуска). В настоящее время - эмигрант.

В ранних произведениях А. выступает с проповедью полноты жизни, радостей бытия ("Кровь", "Паша Туманов"), красоты силы и страсти ("Куприян", "Жена"). Культ "могучего и смелого наслаждения жизнью" нередко переходит здесь в культ половой страсти, в демонстративную аморальность. Однако, произведения этого типа пересекаются повестью "Смерть Ланде", написанной под влиянием толстовства. В романе "Санин" толстовство сменяется своеобразным ницшеанством; выдвигается лозунг: "между человеком и счастьем не должно быть ничего, человек должен свободно и бесстрашно отдаваться всем доступным ему наслаждениям". Культ наслаждения жизнью имеет, однако, свою антитезу: угрозу смерти ("Прапорщик Гололобов"). Этот мотив в ряде произведений А. становится центральным. Ему целиком посвящен роман "У последней черты" (первоначальное заглавие "Клуб самоубийц"). Творчество А. характерно для эпохи, последовавшей за разгромом революции 1905. Именно в эту эпоху реакции созревал талант и складывалось миросозерцание писателя: А. стал выразителем настроений части буржуазной интеллигенции, среди которой многие в эпоху 1906-1910, растеряв свои былые симпатии к революции, разочаровавшись в ней, либо искали забвения в чувственных удовольствиях ("лиги свободной любви" и т. п.), либо попросту кончали расчеты с жизнью самоубийством. "Обязательному альтруизму предшествовавших поколений противопоставили "естественный" эгоизм, их социализму - индивидуализм, их понятию долга - свободу личности, их идее общественного блага - личное счастье" (Воровский). Но личное счастье, понимаемое как наслаждение без меры, вело к пресыщению, пессимизму, к мыслям о смерти. Однако, "уход от трудящихся классов неизбежно приводит в объятия классов господствующих", и появление Саниных означало "новый шаг разночинской интеллигенции в сторону буржуазии" (Боровский). В Октябрьскую Революцию классовая физиономия А. получила свое окончательное выражение: в наст. время А. - один из злейших ненавистников и хулителей сов. власти. Произведения А. переиздавались не раз; собрание сочинений выпущено Московским Книгоиздательством в 10 тт., в 1913-1917. Марксистская критика указана у Р. С. Мандельштам, Художественная литература в оценке русской марксистской критики (3-е изд.). Остальную библиографию см. у И. Владиславлева, "Русские писатели 19-20 вв.", 4 изд., М., 1924. Лучшая статья об А. - В. В. Воровского, "Базаров и Санин. Два нигилизма", Лит. очерки, М., 1923.

Арцыбашев, Михаил Петрович

Русский писатель. Начал печататься в 1901 (рассказы «Бунт», «Конокрад», «Смех»). В произведениях после 1905‒07 отразились упадочнические настроения периода реакции. Для романа «Санин» … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арцыбашев. Михаил Петрович Арцыбашев … Википедия

- (1878 1927), русский писатель. Ницшеанские настроения в романе «Санин» (1907), получившем репутацию произведения, проповедующего примитивный гедонизм и аморальность. В 1923 эмигрировал. * * * АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович… … Энциклопедический словарь

(1878-11-05 ) Место рождения

Михаи́л Петро́вич Арцыба́шев (24 октября (5 ноября) , хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии - 3 марта , Варшава) - русский писатель , драматург, публицист.

Биография

Происходит из поместного дворянства, отец был уездным начальником полиции. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897-1898). С 1894 сотрудничал в провинциальных газетах (харьковская газета «Южный край »), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 переехал в Санкт-Петербург . Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в «Петербургской газете », «Петербургском листке », журнале «Шут». В 1899 у Михаила Арцыбашева родился сын Борис , впоследствии ставший известным американским иллюстратором.

Творчество

Первой значительной публикацией был рассказ «Встреча» в «Журнале для всех» (1901). Лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде» («Журнал для всех», 1904; после её успеха Арцыбашев отказался от карьеры художника). Первая книга - сборник «Рассказы» (т. 1-2, Петербург, 1905-1906). Автор романа «У последней черты» (1910-1912: описывается самоубийство семи человек различных типов, принадлежащих к интеллигенции), повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырёв» (1909), драм «Ревность» (1913) и «Закон дикаря» (1915). Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине .

Роман «Санин»

Особый успех, скандальную известность и полемику вызвал роман «Санин» (1907), напечатанный в журнале «Современный мир», который много переводился, вызывая повсюду дискуссии и судебные процессы по обвинению в порнографии. Произведение содержит откровенные сцены и показывает смелые философские взгляды автора, которые порой шокировали читателей и литературных критиков. Основной идеей романа является необходимость человека удовлетворять свои потребности. Так, главный герой Владимир Санин повторяет: «Желание - это все: когда в человеке умирают желания - умирает и его жизнь, а когда он убивает желания - убивает себя!». Мнение о романе высказал П. Коган: «Санин ценит человеческую личность постольку, поскольку она способна служить увеличению радости и наслаждения. Человек не представляет никакой ценности с тех точек зрения, с которых ценила его религия, нравственность, философия, социология. Люди, не умеющие наслаждаться и доставлять наслаждения другим, ничего не стоят». Неоднозначность авторских суждений разделили общество того времени на «за» и «против». Сторонники арцыбашевской концепции называли Санина «героем своего времени», находя в нём черты «живой мысли» и правдивости изображения жизни.

Молодёжь увлеченно читала произведение, организовывала общества «санинцев». Роман был переведен на многие языки и опубликован в Германии, Италии, Бельгии, Франции, Дании, Болгарии, Венгрии и Японии.

Драматург и киносценарист

Пьеса «Ревность», вышедшая в 1913 году имела огромный успех у зрителей России, а позже - на сценах Европы. Ею заинтересовалось также кино. В 1914 году состоялась премьера фильма «Ревность», снятого режиссёром О. Ханжонковым.

В 1914 году Арцыбашев написав пьесу «Война», а в 1916, полемизируя с Горьким - «Враги»,

Драму «Закон дикаря» Арцыбашев написал в ответ на пьесу Андреева «Анфиса». Писатель сам написал сценарий и появилась кинемодрама «Муж». Фильм, запрещенный цензурой, собирал полные залы зрителей. Киножурнал начинался стихами:

Из глубины седых времён

В двадцатый век принёс мужчина

Свой унизительный закон

Раба, скота и властелина.

До октябрьской революции 1917 года в России по киносценариям Арцыбашева вышли фильмы: «Позор разврата», «Дневник соблазнённой» («Трагедия соблазнённой»), «Мститель». Был экранизирован и роман «У последней черты». К сожалению, экранизированные произведения автора не сохранились.

Своё последнее произведение - четырёхактную драму «Дьявол» (1925) - Арцыбашев назвал «трагическим фарсом», героями которого стали социалисты, рабочие, представители интеллигенции и т. д. Общая идея пьесы - осуждение революции с её методами и последствиями.

Эмиграция

Под предлогом лечения за границей, в 1923 году Арцыбашев выехал в Польшу. Там получил польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению. Свою дальнейшую жизнь в СССР считал невозможной, свой переезд заграницу объяснял тем, что своеволие большевиков терпеть стало невозможно. «Что такое эмигранты?… Это люди, которые не могли примириться с большевицкой тиранией и тяжкую свободу изгнания предпочли существованию под бичами кремлёвских палачей. Честь им и хвала!..», - пишет автор в статье «Эмигрантская вобла».

В Польше Арцыбашев стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». Здесь, в период с 1923 по 1927 год Арцыбашев опубликовал около сотни статей, снискав славу первого зарубежного российского публициста. Основной темой этих материалов является разоблачение большевизма. Также автор пишет о революции, касается тем эмиграции, социальной жизни общества, критики СМИ в СССР, литературной жизни России и т. д. (статьи: «Показания по делу Конради», «Или-или», «Суд», «Пощечина», «Завоевания революции», «Смерть Ленина», «Наш третий клад», «Последний царь», «Жгучий вопрос», «Соблазн», «Слово о русской литературе», «Ответ на письма г-жи Н.» и др.).

В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925). Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. В СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались


Михаил Петрович Арцыбашев
Родился: 24 октября 1878 года
Умер: 3 марта 1927 года

Биография

Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927) - из мелкопоместных дворян, сын исправника. На литературное поприще выступил в 1901 году рассказом "Паша Туманов" . В 1907 году вышел нашумевший роман "Санин" , который был сразу переведен на многие иностранные языки и вызвал ряд судебных процессов в России, Германии, Австро-Венгрии по обвинению автора в порнографии. В период 1909-1912 годов появились: "Миллионы", "Рабочий Шевырев", "У последней черты" . Кроме того Арцыбашев написал несколько пьес - "Ревность", "Война" .

В революцию 1917 года Михаил Арцыбашев выступил в качестве публициста ("Записки писателя" ), после Октября он эмигрировал за границу, где стал одним из злейших врагов советской власти.

Начальная литературная деятельность Арцыбашева окрашена в розовый цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе "Паша Туманов" дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту - бунтари: Саша ("Бунт" ), Куприян ("Конокрад" ), Доктор ("Смех").

Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе "Ужас" Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством.

Композиция арцыбашевских произведений не сложна: обычно они строятся по определенному шаблону с центральной фигурой героя, основные черты которого повторяются во всех его произведениях. Однообразен ход мыслей героев, однообразен их скучно-монотонный язык. Правда, представляет некоторый интерес своей яркостью красок импрессионистический пейзаж, проникнутый однако эротикой.

Работы

1902 - Куприян
1904 - Смерть Ланде
1905 - Жена
1905 - Паша Туманов
1905 - Под солнцем
1905 - Рабочий Шевырев
1905 - Рассказ об одной пощечине
1905 - Роман маленькой женщины
1905 - Тени утра
1905 - Ужас
1905 - Человеческая волна
1906 - Кровавое пятно
1912 - Женщина, стоящая посреди
1912 - Миллионы
1912 - Мститель
1912 - Палата неизлечимых
1912 - Подпрапорщик Гололобов
1912 - Преступление доктора Лурье
1912 - Пропасть
1912 - Старая история

Михаил Арцыбашев

Только это нашел я, что Бог создал человека правым, а люди пустились во многие домыслы.

7.29. Екклезиаст

То, самое важное в жизни, время, когда под влиянием первых столкновений с людьми и природой слагается характер, Владимир Санин прожил вне семьи. Никто не следил за ним, ничья рука не гнула его, и душа этого человека сложилась свободно и своеобразно, как дерево в поле.

Он не был дома много лет и, когда приехал, мать и сестра Лида почти не узнали его: чертами лица, голосом и манерами он изменился мало, но в нем сказывалось что-то новое, незнакомое, что созрело внутри и осветило лицо новым выражением.

Приехал он к вечеру и так спокойно вошел в комнату, как будто вышел из нее пять минут тому назад. В его высокой светловолосой и плечистой фигуре, со спокойным и чуть-чуть, в одних только уголках губ, насмешливым выражением лица, не было заметно ни усталости, ни волнения, и те шумные восторги, с которыми встретили его мать и Лида, как-то сами собой улеглись.

Пока он ел и пил чай, сестра сидела против него и смотрела, не сводя глаз. Она была влюблена в брата, как могут влюбляться только в отсутствующих братьев молодые экзальтированные девушки. Лида всегда представляла себе брата человеком особенным, но особенным именно той особенностью, которая с помощью книг была создана ею самою.

Она хотела видеть в его жизни трагическую борьбу, страдание и одиночество непонятого великого духа.

Что ты на меня так смотришь? - улыбаясь, спросил ее Санин.

Эта внимательная улыбка, при уходящем в себя взгляде спокойных глаз, была постоянным выражением его лица.

И, странно, эта улыбка, сама по себе красивая и симпатичная, сразу не понравилась Лиде. Она показалась ей самодовольной и ничего не говорящей о страданиях и переживаемой борьбе. Лида промолчала, задумалась и, отведя глаза, стала машинально перелистывать какую-то книгу.

Когда обед кончился, мать ласково и нежно погладила Санина по голове и сказала:

Ну, расскажи, как ты там жил, что делал?

Что делал? - переспросил Санин, улыбаясь. - Что ж… пил, ел, спал, иногда работал, иногда ничего не делал…

Сначала казалось, что ему не хочется говорить о себе, но когда мать стала расспрашивать, он, напротив, очень охотно стал рассказывать. Но почему-то чувствовалось, что ему совершенно безразлично, как относятся к его рассказам. Он был мягок и внимателен, но в его отношениях не было интимной, выделяющей из всего мира близости родного человека, и казалось, что эти мягкость и внимательность исходят от него просто, как свет от свечи, одинаково ровно на все.

Они вышли на террасу в сад и сели на ступеньках. Лида примостилась ниже и отдельно и молча прислушивалась к тому, что говорил брат. Неуловимая струйка холода уже прошла в ее сердце. Острым инстинктом молодой женщины она почувствовала, что брат вовсе не то, чем она воображала его, и она стала дичиться и смущаться, как чужого.

Был уже вечер, и мягкая тень спускалась вокруг. Санин закурил папиросу, и легкий запах табаку примешивался к душистому летнему дыханию сада.

Санин рассказывал, как жизнь бросала его из стороны в сторону, как много приходилось ему голодать, бродить, как он принимал рискованное участие в политической борьбе и как бросил это дело, когда оно ему надоело.

Лида чутко прислушивалась и сидела неподвижно, красивая и немного странная, как все красивые девушки в весенних сумерках.

Чем дальше, тем больше и больше выяснялось, что жизнь, рисовавшаяся ей в огненных чертах, в сущности, была простой и обыкновенной. Что-то особенное звучало в ней, но что - Лида не могла уловить. А так выходило очень просто, скучно и, как показалось Лиде, даже банально. Жил он где придется, делал что придется, то работал, то слонялся без цели, по-видимому, любил пить и много знал женщин. За этой жизнью вовсе не чудился мрачный и зловещий рок, которого хотелось мечтательной женской душе Лиды. Общей идеи в его жизни не было, никого он не ненавидел и ни за кого не страдал.

Срывались такие слова, которые почему-то казались Лиде просто некрасивыми. Так мельком Санин упомянул, что одно время он так бедствовал и обносился, что ему приходилось самому починять себе брюки.

Да ты разве умеешь шить? - с обидным недоумением невольно отозвалась Лида, ей показалось это некрасивым, не по-мужски.

Не умел раньше, а как пришлось, так и выучился, - с улыбкой ответил Санин, догадавшись о том, что чувствовала Лида.

Девушка слегка пожала плечами и замолчала, неподвижно глядя в сад. Она почувствовала себя так, точно, проснувшись утром с мечтою о солнце, увидела небо серым и холодным.

Мать тоже чувствовала что-то тягостное. Ее больно кольнуло, что сын не занимал в обществе того почетного места, которое должен был бы занять ее сын. Она начала говорить, что дальше так жить нельзя, что надо хоть теперь устроиться хоть сколько-нибудь прилично. Сначала она говорила осторожно, боясь оскорбить сына, но когда заметила, что он слушает невнимательно, сейчас же раздражилась и стала настаивать упрямо, с тупым старушечьим озлоблением, точно сын нарочно поддразнивал ее. Санин не удивился и не рассердился, он даже как будто и слышал ее плохо. Он смотрел на нее ласковыми безразличными глазами и молчал. Только на вопрос: «Да как же ты жить будешь?» - ответил, улыбаясь: «Как-нибудь!»

Марья Ивановна вздохнула, помолчала и печально сказала:

Ну твое дело… Ты уже не маленький… Вы бы пошли по саду прогулялись, теперь там хорошо.

Пойдем, Лида, и в самом деле… Покажи мне сад, - сказал Санин сестре, - я уже и позабыл, как там.

Лида очнулась от задумчивости, тоже вздохнула и встала. Они пошли рядом, по аллее, в сырую и уже темную зеленую глубину.

Дом Саниных стоял на самой главной улице города, но город был маленький, и сад выходил прямо к реке, за которой уже начинались поля. Дом был старый, барский, с задумчивыми облупившимися колоннами и обширной террасой, а сад большой, заросший и темный, как темно-зеленая туча, приникшая к земле. По вечерам в саду было жутко, и тогда казалось, что там, в чаще и на пыльных чердаках старого дома, бродит какой-то доживающий, старый и унылый дух.

В верхнем этаже дома пустовали обширные, потемневшие залы и гостиные, во всем саду была прочищена только одна неширокая аллея, украшенная лишь сухими веточками да растоптанными лягушками, и вся теперешняя жизнь, скромная и тихая, ютилась в одном уголке. Там, возле самого дома, желтел посыпанный песок, пестрели кудрявые клумбы, осыпанные разноцветными цветами, стоял зеленый деревянный стол, на котором в хорошую погоду летом пили чай и обедали, и весь этот маленький уголок теплел простою мирной жизнью, не сливаясь с угрюмой красотой обширного запустелого места, предоставленного естественному разрушению и неизбежному исчезновению.

Когда дом скрылся в зелени и вокруг Лиды и Санина встали одни молчаливые, неподвижные и задумчивые, как живые существа, старые деревья, Санин вдруг обнял Лиду за талию и странным, не то ласковым, не то зловещим голосом сказал:

А ты красавицей выросла!.. Счастлив будет тот мужчина, которого ты первого полюбишь…

Горячая струйка пробежала от его мускулистой, точно железной руки по гибкому и нежному телу Лиды. Она смутилась, вздрогнула и чуть-чуть отшатнулась, точно почувствовав приближение невидимого зверя.

Они уже вышли на самый берег реки, где пахло сыростью и водой, задумчиво раскачивалась островерхая осока и открывался другой берег, с далекими потемневшими полями, глубоким теплым небом и бледными искрами первых звезд.

Санин отошел от Лиды, зачем-то взялся обеими руками за толстый сухой сук дерева и, с треском отломив его, бросил в воду. Всколыхнулись и побежали во все стороны плавные круги, и, точно приветствуя Санина как своего, торопливо закланялась прибережная осока.

Было около шести часов. Солнце светило ярко, но от сада уже опять надвигалась мягкая зеленоватая тень. Свет, тишина и тепло чутко стояли в воздухе. Марья Ивановна варила варенье, и под зеленой липой вкусно и крепко пахло кипящим сахаром и малиной.

Санин с самого утра возился над клумбами, стараясь поднять поникшие от зноя и пыли цветы.

Ты бы бурьян раньше повыдергал, - посоветовала Марья Ивановна, поглядывая на него сквозь синеватую дрожащую дымку жаровни. - Ты прикажи Груньке, она тебе и сделает…

Санин поднял потное и веселое лицо.

Зачем, - сказал он, встряхивая волосами, прилипшими ко лбу, - пусть себе растет, я всякую зелень люблю.

«Арцыбашев - это Моне русской литературы!»

© В. Львов-Рогачевский

Михаил Петрович Арцыбашев – русский прозаик, драматург, публицист, сценарист.

Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в мелкопоместной дворянской семье в Харьковской губернии, на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда. Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции.

Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.

Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке - ходячий мертвец ». Однако пробыл он там только зиму. Сам М.П. Арцыбашев так объяснил причину: «...Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах...»

В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис , впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке недолго - три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.

Первый «серьёзный» рассказ – «Паша Туманов» - был написан в 1901 году и отвезён в один из популярных и авторитетных столичных журналов «Русское богатство». К радости начинающего автора, рассказ был одобрен самим редактором Н.К. Михайловским, но – «не одобрен» цензурой, и свет он увидел только через два года в другом журнале - «Образование». К этому времени Арцыбашев опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. Брюсовым , Ю. Балтрушайтисом , А. Горнфельдом , А. Богдановичем. Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Как значительное литературное событие были восприняты его рассказы «Куприян» (1902), «Подпрапорщик Гололобов» (1902), «Смех» (1902), повесть «Смерть Ланде» (1904).

Однако мало кто знал, что в писательском портфеле Арцыбашева с 1902 года дожидалась своего выхода к читателям готовая рукопись его главной книги, которая вскоре переполошит всю читающую Россию и станет известной во всем мире, - роман «Санин», который выразил то, что назрело в русском человеке начала века: протест против всяческих уз, против моральных, политических и иных рамок, сковывавших его свободу.

Когда Арцыбашев принёс своего «Санина» в журнал «Мир Божий», первым, кто его здесь прочитал, был А.И. Куприн . Роман показался ему интересным, но он вполне отдавал себе отчет, что редакция журнала вряд ли согласится его напечатать. Так и оказалось. Роман назвали порнографическим, упадническим и «не соответствующим данному политическому моменту ». И рукопись легла в стол ещё на пять лет. Роман был напечатан в сентябрьской книжке журнала «Современный мир» за 1907 год и вызвал бурную реакцию как критиков, так и других писателей. М. Горький назвал роман «антиреволюционным » и тем предопределил на десятилетия соответствующее отношение и к его автору. Не помогло и то, что уже после 1917 года Горький первым предпринял попытку переиздать «Санина», считая, что Арцыбашев «по достоинству ещё не оценён, а пора сделать это на пользу и поучение современным литераторам ». Но попытка не увенчалась успехом. Роман начали публиковать лишь в 90-х годах XX века.

В том же 1902 году, отказав писателю в публикации «Санина», журнал «Мир Божий» в декабрьском номере напечатал его рассказ «Подпрапорщик Гололобов». Тогда ещё никто и не предполагал, что Арцыбашевым предугадана и поднята проблема, которая со всей своей умножающейся трагичностью станет вскоре одной из самых актуальных. Размышления о людях, утративших веру в жизнь, разочаровавшихся, ожесточившихся, отчаявшихся самоубийцах попали в начале века в центр всеобщего внимания, лично пережитое писателем неожиданно оказалось в самом водовороте стремительно растущего общественного бедствия: по всей стране участились случаи самоубийств в среде интеллигенции. Едва ли не все российские журналы и газеты в той или иной форме включились в дискуссию на эту трагическую тему. Не остался в стороне и Арцыбашев - он печатает и рассказы, и писательские статьи-размышления и, наконец, пишет свое самое крупное произведение – роман «У последней черты», историю о «клубе самоубийц». Печатался он частями в 1910-1912 годах в трёх сборниках «Земля». В этом романе как раз и отразились отчаяние, надломленность, разочарованность людей в идеалах борьбы, их жажда умиротворенности, душевного просияния и тишины после только что кроваво прошумевшего урагана революции.

Третий, и последний, роман Арцыбашева «Женщина, стоящая посреди», написанный в год начала Первой мировой войны и напечатанный в 1915 году в сборнике «Земля», снова стал объектом нападок критиков. Роман, где старый библейский сюжет о падении женщины, об эгоистичном торжестве «яркого мужского начала» стал как бы вызовом, брошенным обществу, выясняющему межчеловеческие отношения пушками и винтовками.

К «женской» теме Арцыбашев обращался постоянно, ей посвящены десятки рассказов, в том числе те, которые единодушно были признаны не только лучшими в его творческом наследии, но и значительными достижениями в литературе Серебряного века: «Роман маленькой женщины», «Счастье», «О ревности», «Мститель», «Рассказ об одной пощёчине».

Подорванное в молодости здоровье, туберкулёз и глухота невольно заставляли писателя задумываться о близкой смерти, волновали, тревожили и омрачали его ум.

После того, как в 1917 году вышли трёхтомные «Записки писателя», где были собраны публиковавшиеся в течение всей его жизни газетно-журнальные очерки и статьи, перед читателями предстал другой Арцыбашев - не самодовольный искатель удовольствий, не «сверхчеловек», а самобытно мыслящий, неравнодушно взирающий на человеческие жизни и смерти писатель.

Самобытность его размышлений «о времени и о себе», его натура беспокойного человека в ещё большей мере раскрылись в последние годы его жизни в эмиграции, когда в условиях добровольно-принудительного изгнания он завоевал славу первого публициста русского зарубежья.

Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года Арцыбашев воспринял как мировые катастрофы. Он не принял революционных идей и в августе 1923 года эмигрировал в Польшу. В эмиграции он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя».

Михаил Петрович Арцыбашев умер 3 марта 1927 года в Варшаве. Это событие в России журнал «Огонёк» отметил публикацией портрета писателя, а под ним поместил строки: «За границей умер М.П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в своё время русского беллетриста… »

Рассказ «Под солнцем» - антиутопия, где писатель предвещает гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции. «Мировой пожар» социалистических революций, охвативший весь мир, привел к тому, что современное общество постепенно скатилось до первобытнообщинного строя: люди живут в лесу небольшими семейными группами, занимаются собирательством и охотой, культура ушла в небытие, как и умение читать и писать. А все проблемы решаются с помощью дубинки.

В рассказе «Сильнее смерти» герой-учёный ставит свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая смерть.

Рассказ «Из дневника одного покойника» - история мертвеца, которому наскучило лежать в могиле и наблюдать за собственным тлением, и он решает выбраться наружу, чтобы понаблюдать за живыми, приходящими на кладбище, а возможно, и найти себе наконец-то собеседника.

В пьесе «Дьявол» М. Арцыбашев пишет собственную версию легенды о Фаусте. Спор за душу человека ведётся здесь не между Богом и Дьяволом, а между Дьяволом и одной из ипостасей Бога - Духом любви. И в этой извечной борьбе Бога с Дьяволом окончательно побеждает последний.



Похожие статьи
 
Категории