Музыкант-чародей - белорусская народная сказка. Музыкант-чародей – Белорусская сказка

18.02.2019

Откуда были у зайца две золотые монетки, я и сам не знаю, но только в сказке говорится о том, что однажды осенью отправился заяц на ярмарку. Уже давно подумывал он, что хорошо бы ему завести себе белую шляпу с павлиньим пером да зеленую курточку… Но об этом рано было даже мечтать: ведь еще и на ногах-то у него ничего не было.
А шел осенний дождь, и за ноги начал хватать холод. Поэтому заяц надвинул свою старую шляпу на самый лоб, покрепче запахнул зипунишко и пошел быстрее, чтобы скорее добраться до ярмарки и купить там себе обувку.
Так шел он да шел, посматривая то направо, то налево и поднимая уши при каждом шорохе. И вот совсем уже к вечеру повстречался на тропинке с борзой собакой.
Была эта собака толстая, крепкая. Одета она была в теплую шубу, а на ногах у нее были сапожки - новы-новешеньки. Поздоровался заяц с борзой собакой, и пошли они вместе через лесную чащу.
Идут, а заяц так глаз и не спускает с собачьих сапожек: уж очень они были красивые, да к тому же ногам зайца становилось все холодней и холодней.
- Скажи, пожалуйста, сколько ты заплатила за сапожки? - спросил робко заяц.
- Два золотых, - ответила с гордостью борзая собака.
- Вот и я иду на ярмарку купить себе сапожки.
- Да и я иду туда же. Сапожек найдешь там сколько хочешь. Были бы деньги.
- У меня есть два золотых, - прошептал зайчик. Борзая собака ничего не сказала, а стала закручивать ус с таким независимым видом, как будто ее совсем не интересовало, есть ли у зайчика деньги или нет.
Так шли они до тех пор, пока совсем не стемнело. Даже и дороги не стало видно, а тут еще сверху полил на них холодный дождь, да такой, что у бедного зайчика зубы от холода застучали.
- Послушай-ка, кум, что я тебе скажу, - проговорила собака. - Я вижу, ты разут… а ведь ночь и холодно… да к тому же у тебя с собой деньги. У меня тоже. Кто знает, с кем придется встретиться, а уж, верно, в лесу полно разбойников.
Заяц крепче запахнул на себе куртку, чтобы лучше чувствовать деньги, лежащие у него в кармане.
- Что же делать? - спросил он.
- А для чего на свете существует корчма? Чтобы укрыться в случае нужды. Здесь рядом есть медвежья корчма. Зайдем к деду Мартыну, выспимся, а завтра утром отправимся дальше. Может, и дождик к тому времени перестанет.
Согласился зайчик, и поспешили они с борзой к корчме. Дед Мартын принял их очень радушно.
- Ну и погода! - пробурчал он, стряхивая пепел со своей трубки. - Собаку на улицу не выгонишь… Да ты еще и разут… Поди-ка к огню, погрей ноги. Подошел заяц к очагу, а сам весь дрожит.
- Спроси-ка чего-нибудь поесть-попить, - тихонько сказала борзая.
- Спрашивай ты, кума. Я не голоден. Да к тому же у меня нет мелочи. А если разменяю золотой, то на всю зиму останусь разутым.
- Ну и чудак ты, кум! Да кто просит тебя менять золотой? Хватит у меня денег, чтобы заплатить, - уж не польщусь я на такого бедняка, как ты.
И, поворотившись к деду Мартыну, борзая сказала:
- Эй, дед Мартын, что ты нам дашь поесть?
- Вот пирожки.
- Я бы их отведала! - облизнулась борзая.
- Есть жаркое, медовые соты, виноградное вино.
- Подавай-ка, нам, кум, все подряд: мы так проголодались, что даже темно в глазах, - сказала борзая.
Тогда дед Мартын подвязал передник, совсем как настоящий корчмарь, и принялся носить кушанья. Борзая так и глотала кусок за куском. А зайчик стеснялся и едва отведал пирога с капустой. Может, он и совсем бы ничего не отведал, если бы борзая не приказала ему:
- Ешь, кум, это для тебя!
Можно было подумать, что борзая целый месяц не ела: так быстро работала она челюстями и двигала языком. Пока дед Мартын курил трубку, вся еда была съедена. Напоследок борзая спросила кружку виноградного вина, которую и выпила залпом. То-то зайчик удивился! Удивился и дед Мартын.
- Да-а, не видал я путника голоднее тебя. Пусть это пойдет тебе на пользу. А теперь вот что: дружба дружбой, а табачок врозь, как говорится. Поели и попили как раз на два золотых.
Принялась тут борзая искать по карманам. Искала она и в шубе, искала и в брюках - нет денег. Вот она, смеясь, и говорит зайцу:
- Плати, кум!
- Как плати? Разве мы так договаривались?
- Плати! Я кошелек дома забыла. Отдам тебе на ярмарке. Возьму в долг у знакомого торговца.
- Не заплачу… Ведь тогда я останусь разутым. Тут борзая принялась хохотать что есть силы. Вышел и дед Мартын из себя.
- Нет, со мной дело так не пойдет! - закричал он. - Платите, не то найду я на вас управу!
- Он позвал меня в корчму, он пригласил меня к столу, - сказала борзая, покатываясь со смеху, - пусть он и платит!
- Неправда все это, дед Мартын! Зима у ворот, и если я заплачу, то останусь босой.
- Уж не пригревать ли мне всех босяков на свете? Теперь-то я понял, что вы за народ! Договорились между собой, как провести меня! - И дед Мартын схватил палку, которую он прятал за дверью для таких вот гостей. Тут борзая и показывает ему на зайца. Задрожал заяц со страха. Волей-неволей вынул он из кармана платочек, в котором были завернуты два золотых, и отдал их медведю. Борзая как прыснет со смеху! А потом улеглась спать и захрапела.
Дед Мартын тоже ушел к себе в комнату. Одному только зайчику не спалось. Слышно было, как за окном свирепо свистел ветер, а в стекла стучал дождь. Заплакал тихонько зайчик. И как это позволил он борзой сыграть с ним такую шутку? Подумать только, что вот-вот придет зима, начнутся снежные метели да заносы, станет еще холодней, а он будет ходить босой. Так и не спал зайчик до самой полуночи. Все думал, что ему делать. И вот
пришло ему в голову разбудить борзую собаку и потребовать расчета.
Вошел в комнату, где она спала, и первое, что он увидел, были сапожки борзой собаки, которые стояли у печки. Не стал зайчик больше размышлять; надел он сапожки борзой собаки и вышел тихонько из корчмы.
“Я поступил только справедливо”, - думал зайчик, удирая в лес.
Утром проснулась борзая собака и хотела обуться. Туда-сюда, а сапожек-то и не видно. Дед Мартын только плечами пожал. Борзая же собака больше не задерживалась в корчме, а побежала искать свои сапожки. На грязи остались следы от сапожек. Вот и побежала борзая собака по этим следам. Сначала-то очень трудно ей было бежать, так как она была толстая и едва двигалась, но мало-помалу от этой беготни стала она худеть.
Не могу сказать, поймала она зайчика или нет, но знаю, что с тех пор, как увидит борзая какого-либо зайчика, так и бросится вслед за ним что есть мочи!

Wrote in February 15th, 2009

Еще один (последний) список книг в дополнение к обзору 1 и обзору 2 :

кошки глазами натуралистов и фелинологов, популярные энциклопедии и познавательная литература

РАССКАЗЫ:

Аксаков С. "Как кошки ловят рыбу" "Вдруг я вижу, что большая пёстрая кошка осторожно подкрадывается, ползёт и прячется, растянувшись в самой береговой траве: так всегда поступают кошки, выжидая своей добычи.
Я стал смотреть пристально. Плотва продолжала метать икру и выкидываться на траву, - кошка бросилась, схватила одну плотвичку и унесла её во рту. Я указал на эту проделку садовнику, он нисколько не удивился, а, напротив, рассказал мне, что рано по утрам, когда ещё нет народу, всякий день выходит на этот промысел кошек шесть и более, располагаются по удобным местам вдоль берега и ловят рыбу."

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И АЛЬМАНАХИ:

Дошкольный и младший школьный возраст:

Александрова О. - познавательные книжки-раскраски:

"Наши любимые кошки. От точки к точке" - здесь можно прочитать рассказы о 8 породах: сибирский кот, русская голубая, абиссинская, ангорская, мэйн-кун, сиамская, персидская, сфинкс. А потом нарисовать и раскрасить всех этих замечательных кошек
"Дикие кошки. От точки к точке" - Красивей кошки зверя нет! А если это еще и большая кошка - леопард, ягуар, лев или тигр, - то просто глаз не отвести. На левой странице разворота - интересный рассказ, а на правой странице - раскраска. Нужно дорисовать контур изображения по пронумерованным точкам и раскрасить картинку. В книжке рассказано о 8 больших кошках: тигр, лев, ягуар, леопард, пума, гепард, рысь, ирбис.

Акимушкин И. "Это все кошки" - Игорь Акимушкин, как никто другой, сумел добиться в своих книгах сбалансированного сочетания увлекательности и познавательности. В этой книге в занимательной и доступной форме рассказывается о разных представителях обширного семейства кошачьих.

Воронцов Н. "Коты. Шкот ливая энциклопедия" - как понятно из названия, энциклопедия эта юмористическая. Текста в ней мало и представляет он собой компиляцию из "Красной Бурды", книг Пратчетта и Платта и тому подобных источников. Главное же - забавные иллюстрации .

Дмитриев Ю. "Соседи по планете: Домашние животные: кошки, собаки, лошади, коровы" - увлекательная книга известного писателя-натуралиста. Кошки, собаки, лошади, коровы... Они всегда рядом, но много ли мы знаем о них? Всегда ли мы способны понять их?

Жукова Т. "Её величество кошка" - о кошках для малышей. Крупный шрифт, многочисленные иллюстрации. Развороты .

Средний и старший школьный возраст

Бульванкер В. "От кота до кита" - рассказы о необычных памятниках, поставленных человеком в разных странах мира своим "братьям меньшим" за их верность и преданность.С любовью собранная автором коллекция дала множество трогательных - печальных и радостных - тем для рассказов. В дополнение - забавная подборка кошачьей городской скульптуры .

Голь Н., Халтунен М. "Кошкин дом в Эрмитаже" - в книге представлены репродукции картин и фотографии скульптур, выставленных в Эрмитаже и посвященных кошкам. Текст, сопровождающий иллюстрации, рассказывает краткую историю домашних кошек - от Древнего Египта до наших дней. Из него можно, например, узнать, что на Руси кошки, согласно славянскому преданию, появились благодаря языческому богу Велесу, который сделал первого кота из зимней варежки — после того, как его обед съели мыши. В заключительной главе представлены поименно кошки Эрмитажа, защищающие музей от грызунов. В Эрмитаже проживает около пятидесяти кошек, и у каждой имеются своя кличка и биография.

Крайер М. "Кошачий альманах. Удивительные факты о кошках" - говорят, что кошке потребовалось много тысяч лет, чтобы приручить человека... История этого "приручения", а также самые интересные, забавные и полезные сведения о кошках изложены в этой книге. Кошки представлены здесь во всей красе - в фольклоре, музыке, живописи, кино, в человеческой истории.

Лаврова С. "Загадки кошек" - Откуда взялись домашние кошки? Какой породы была кошка Ноя? Почему одна из гор в Японии называется Кошачьей? Книга дает ответы эти и множество других традиционных и неожиданных вопросов.

Лоренц К . "Человек находит друга" - выдающийся ученый и замечательный публицист Конрад Лоренц увлекательно рассказывает о наблюдениях над общением людей с собаками и кошками и их взаимоотношениях между собой. "Только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения. Я имею в виду собаку и кошку... Они хищники,а во всем остальном, и, главное, по характеру своих отношений с человеком, они разнятся между собой, как день и ночь. Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь свой образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака; и нет другого животного, которое за долгие века своей связи с человеком изменилось бы так мало, как кошка."

Михальская А. и др . "Вечные, священные, неприкосновенные. (О кошках)" - рассказывается об истории, породах и разведении кошачьего племени,гипотезах одомашнивания кошки, ее месте и роли в культурах различных народов

Непомнящий Н. "Я познаю мир. Кошки" - об истории взаимоотношений кошки и человека, о породах, а также о загадочном поведении кошки, удивительных свойствах ее психики и физиологии.

О"Мара Л. "Все о кошках. Альманах кошачьих тайн" - книга о кошках и многочисленных тайнах, окружающих этих загадочных животных. Приведенные в ней удивительные факты и истории могут составить целую энциклопедию. Кошки — защитники, путешественники, предсказатели катаклизмов, талисманы и даже спасатели. И просто - домашние любимцы.

Пейдж С. "Кошки" (Серия: Энциклопедия домашних животных) - рассказ об истории домашних кошек, дано описание различных пород кошек, неплохие иллюстрации.

Старикович С. "Зверинец у крыльца" - еще один пример прекрасной книги, которую не мешало бы переиздать. Мы с восторгом читаем об обитателях дальних стран и ископаемых животных. А что нам известно о тех, кто живет рядом с нами: о кошках и собаках, ежах и мышах, лягушках и ящерицах? Неужели они не достойны внимания?

Фраттини С. "Кошки" (Энциклопедия для любознательных) - рассказывается о роисхождении и истории разных пород, о том, как ухаживать за кошкой, понимать ее `язык` и жесты, о профессиях, связанных с этими животными; представлено более 400 фотографий и иллюстраций.

ЗООЛИКБЕЗ:

Магазины предлагают довольно богатый выбор фелинологической и ветеринарной литературы для заботливых и любящих котовладельцев. Основной недостаток большинства таких книг - немалая цена. И, пожалуй, следует учитывать, что зарубежный опыт не всегда применим в российских условиях. В целом же книги, как правило, информативны и написаны с любовью к "предмету исследования". Ниже перечислено только несколько популярных изданий.

Бессант К. - известный британский эксперт по поведению кошек Клер Бессант написала серию популярных книг, рассматривающие все аспекты жизни кошки. Книги помогут понять мысли и желания вашего питомца, его настроение, причину того или иного поведения различных ситуациях, что он любит и что ему не нравится, а также как заботится и ухаживать за котенком или стареющей кошкой.

"Разговор с котенком"
"Перевод с кошачьего. Научитесь разговаривать со своей кошкой"
"Что хочет ваша кошка"
"9 жизней кошки. Как сделать жизнь вашей кошки долгой, здоровой и счастливой"
"Кошки. Энциклопедия любви и понимания. 3000 советов по воспитанию и уходу"
"Кошки. Полное руководство"


Браннер Д., Стэлл С. "Кошка. Инструкция по эксплуатации в схемах и таблицах" - за забавным и внешне легкомысленным оформлением скрывается весьма толковое и полезное содержание, ведь один из авторов - врач-ветеринар с многолетним опытом работы. Книга пригодится как тем, кто еще только собирается завести кошку, так и тем, кто уже имеет определенный опыт в их содержании.

Голь Н. "Кошки" - одна из лучших книг, посвященных беспородным котам и кошкам, в которой раскрываются тонкости комфортного сосуществования их с человеком. Автор поставила перед собой задачу рассказать о проблемах, с которыми столкнется не живший ранее с кошкой под одной крышей человек, о способах решения этих проблем без морального ущерба и для человека, и для кошки.

Джонсон-Беннетт П. "Думай как кошка" - книга поможет разобраться в тех инстинктах, которые определяют поведение кошки. Вы узнаете, что кошки не равнодушны, что они не портят мебель нарочно и не делают ничего из желания навредить вам. Все эти раздражающие нас повадки — результат взаимного непонимания и неумения общаться.

Непомнящий Н. "Кошка в вашем доме", "400 кошачьих "почему" - ответы на вопросы, касающиеся содержания, питания, физиологических особенностей, ухода и оказания первой медицинской помощи кошкам при ранениях, ожогах, химическом и электрическом воздействии. Особое внимание уделяется повадкам и объяснению поведения кошек в различных ситуациях. Даются конкретные советы по воспитанию кошек с различным характером ("кот-плакса", "кот-разрушитель", капризный и агрессивный кот). Много полезной практической информации.

Холлс В. "Кошачьи секреты" - книга о поведении кошек и правильном обращении с ними - обращении, основанном на понимании этого поведения и сигналов, которые кошка подает, дабы показать, чего она хочет. Освещены особенности поведения и потребности домашней кошки, начиная с самого раннего возраста и до глубокой старости.

Филиппова Е.

Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

Поедет в ночное — там весело: хлопцы и девчата поют, шутят — известное дело, молодость. Ночь теплая, так и парит. Красота.

А тут возьмет музыкант да и заиграет на своей дудочке. Все хлопцы и девчата мигом, как по команде, утихнут. И каждому тогда кажется, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо к ясным звездам.

Сидят ночные пастухи, не шелохнутся, позабыли, что болят натруженные за день руки и ноги, что голод донимает.

Сидят и слушают.

И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта.

Умолкнет дудочка. Но никто не посмеет и с места сдвинуться, чтоб не вспугнуть этого волшебного голоса, что рассыпался щекотом по лесу, по дубраве и подымается под самое небо.

Опять заиграет дудочка, но что-то печальное. И тут такая тоска-грусть всех охватит… Идут поздней порой с панщины мужики и бабы, услышат ту музыку, остановятся, заслушаются. Вот так и встает перед глазами вся ихняя жизнь — бедность и горесть, злой пан да тиун с приказчиками. И такая тоска на них нападет, что голосить хочется, как над покойником, будто сыновей в солдаты провожают.

Но вот заиграет музыкант веселое. Побросают мужики и бабы косы, грабли, вилы, подбоченятся и давай плясать.

Пляшут люди, пляшут лошади, пляшут деревья в дубраве, пляшут звезды, пляшут облака — все пляшет и веселится.

Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и. пошел ходить по свету. Куда придет — поиграет, накормят его за это, напоят, как самого желанного гостя, да еще на дорогу дадут что-нибудь.

Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться. И стал он им поперек дороги, как кость в горле.

Надумали паны его со свету сжить. Начали подговаривать одного, другого, чтоб музыканта убить или утопить. Да не нашлося такого охотника: простые люди любили музыканта, а приказчики боялись — думали, что он волшебник.

Сговорились тогда паны с чертями. А известно: паны и черти — одной шерсти.

Идет раз музыкант по лесу, а черти наслали на него двенадцать голодных волков. Загородили они музыканту дорогу, стоят, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. Нету ничего у музыканта в руках, только скрипка в котомке. “Ну, — думает он, — конец мне пришел”.

Достал музыкант из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.

Как живая заговорила скрипочка, пошел по лесу щекот. Замерли кусты и деревья — листик не шелохнется. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли.

Слушают во все уши и голод забыли.

Перестал музыкант играть, а волки, как сонные, в лес потянулись.

Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс. Звезды носятся, как зимою метелица, тучки плавают по небу, а рыба так разгулялась, что река кипит, как вода в горшке.

Не выдержал и водяной царь — в пляс пустился. Да так разошелся, что вода залила берега; испугались черти и выскочили из речных затонов. Все злющие, зубами скрежещут, а ничего с музыкантом поделать не могут.

А музыкант видит, что водяной царь наделал людям беды — залил поля и огороды, и перестал играть, спрятал скрипку в котомку и пошел себе дальше.

Идет он, идет, вдруг подбегают к нему два панича.

— У нас нынче игрище, — говорят. — Поиграй нам, пане музыкант. Мы тебе щедро заплатим.

Подумал музыкант — ночь на дворе, ночевать-то негде, да и денег нету.

— Ладно, — говорит, — поиграю.

Привели паничи музыканта во дворец. Глядь — а там паничей и панночек хоть пруд пруди. И стоит на столе какая-то большая и глубокая миска. Паничи и панночки подбегают к ней по очереди, сунут палец в миску и мажут себе глаза.

Подошел к миске и музыкант. Намочил палец и помазал себе глаза. И только он это сделал, видит, что вовсе это не панночки и паничи, а ведьмы и черти, что он не во дворце, а в аду.

“Ага, — думает музыкант, — вот на какое игрище затащили меня паничи! Ну, ладно. Я ж вам сейчас заиграю!”

Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда,

Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву - насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

Поедет в ночное - там весело: хлопцы и девчата поют, шутят - известное дело, молодость. Ночь теплая, так и парит. Красота.

А тут возьмет музыкант да и заиграет на своей дудочке. Все хлопцы и девчата мигом, как по команде, утихнут. И каждому тогда кажется, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо к ясным звездам.

Сидят ночные пастухи, не шелохнутся, позабыли, что болят натруженные за день руки и ноги, что голод донимает.

Сидят и слушают.

И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта.

Умолкнет дудочка. Но никто не посмеет и с места сдвинуться, чтоб не вспугнуть этого волшебного голоса, что рассыпался щекотом по лесу, по дубраве и подымается под самое небо.

Опять заиграет дудочка, но что-то печальное. И тут такая тоска-грусть всех охватит… Идут поздней порой с панщины мужики и бабы, услышат ту музыку, остановятся, заслушаются. Вот так и встает перед глазами вся ихняя жизнь - бедность и горесть, злой пан да тиун с приказчиками. И такая тоска на них нападет, что голосить хочется, как над покойником, будто сыновей в солдаты провожают.

Но вот заиграет музыкант веселое. Побросают мужики и бабы косы, грабли, вилы, подбоченятся и давай плясать.

Пляшут люди, пляшут лошади, пляшут деревья в дубраве, пляшут звезды, пляшут облака - все пляшет и веселится.

Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Куда придет - поиграет, накормят его за это, напоят, как самого желанного гостя, да еще на дорогу дадут что-нибудь.

Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться. И стал он им поперек дороги, как кость в горле.

Надумали паны его со свету сжить. Начали подговаривать одного, другого, чтоб музыканта убить или утопить. Да не нашлося такого охотника: простые люди любили музыканта, а приказчики боялись - думали, что он волшебник.

Сговорились тогда паны с чертями. А известно: паны и черти - одной шерсти.

Идет раз музыкант по лесу, а черти наслали на него двенадцать голодных волков. Загородили они музыканту дорогу, стоят, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. Нету ничего у музыканта в руках, только скрипка в котомке. “Ну, - думает он, - конец мне пришел”.

Достал музыкант из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.

Как живая заговорила скрипочка, пошел по лесу щекот. Замерли кусты и деревья - листик не шелохнется. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли.

Слушают во все уши и голод забыли.

Перестал музыкант играть, а волки, как сонные, в лес потянулись.

Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс. Звезды носятся, как зимою метелица, тучки плавают по небу, а рыба так разгулялась, что река кипит, как вода в горшке.

Не выдержал и водяной царь - в пляс пустился. Да так разошелся, что вода залила берега; испугались черти и выскочили из речных затонов. Все злющие, зубами скрежещут, а ничего с музыкантом поделать не могут.

А музыкант видит, что водяной царь наделал людям беды - залил поля и огороды, и перестал играть, спрятал скрипку в котомку и пошел себе дальше.

Идет он, идет, вдруг подбегают к нему два панича.

У нас нынче игрище, - говорят. - Поиграй нам, пане музыкант. Мы тебе щедро заплатим.

Подумал музыкант - ночь на дворе, ночевать-то негде, да и денег нету.

Ладно, - говорит, - поиграю.

Привели паничи музыканта во дворец. Глядь - а там паничей и панночек хоть пруд пруди. И стоит на столе какая-то большая и глубокая миска. Паничи и панночки подбегают к ней по очереди, сунут палец в миску и мажут себе глаза.

Подошел к миске и музыкант. Намочил палец и помазал себе глаза. И только он это сделал, видит, что вовсе это не панночки и паничи, а ведьмы и черти, что он не во дворце, а в аду.

“Ага, - думает музыкант, - вот на какое игрище затащили меня паничи! Ну, ладно. Я ж вам сейчас заиграю!”

Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам - и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались, кто куда.

Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

Поедет в ночное — там весело: хлопцы и девчата поют, шутят — известное дело, молодость. Ночь теплая, так и парит. Красота.

А тут возьмет музыкант да и заиграет на своей дудочке. Все хлопцы и девчата мигом, как по команде, утихнут. И каждому тогда кажется, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо к ясным звездам.

Сидят ночные пастухи, не шелохнутся, позабыли, что болят натруженные за день руки и ноги, что голод донимает.

Сидят и слушают.

И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта.

Умолкнет дудочка. Но никто не посмеет и с места сдвинуться, чтоб не вспугнуть этого волшебного голоса, что рассыпался щекотом по лесу, по дубраве и подымается под самое небо.

Опять заиграет дудочка, но что-то печальное. И тут такая тоска-грусть всех охватит... Идут поздней порой с панщины мужики и бабы, услышат ту музыку, остановятся, заслушаются. Вот так и встает перед глазами вся ихняя жизнь — бедность и горесть, злой пан да тиун с приказчиками. И такая тоска на них нападет, что голосить хочется, как над покойником, будто сыновей в солдаты провожают.

Но вот заиграет музыкант веселое. Побросают мужики и бабы косы, грабли, вилы, подбоченятся и давай плясать.

Пляшут люди, пляшут лошади, пляшут деревья в дубраве, пляшут звезды, пляшут облака — все пляшет и веселится.

Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и. пошел ходить по свету. Куда придет — поиграет, накормят его за это, напоят, как самого желанного гостя, да еще на дорогу дадут что-нибудь.

Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться. И стал он им поперек дороги, как кость в горле.

Надумали паны его со свету сжить. Начали подговаривать одного, другого, чтоб музыканта убить или утопить. Да не нашлося такого охотника: простые люди любили музыканта, а приказчики боялись — думали, что он волшебник.

Сговорились тогда паны с чертями. А известно: паны и черти — одной шерсти.

Идет раз музыкант по лесу, а черти наслали на него двенадцать голодных волков. Загородили они музыканту дорогу, стоят, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. Нету ничего у музыканта в руках, только скрипка в котомке. “Ну, — думает он, — конец мне пришел”.

Достал музыкант из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.

Как живая заговорила скрипочка, пошел по лесу щекот. Замерли кусты и деревья — листик не шелохнется. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли.

Слушают во все уши и голод забыли.

Перестал музыкант играть, а волки, как сонные, в лес потянулись.

Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс. Звезды носятся, как зимою метелица, тучки плавают по небу, а рыба так разгулялась, что река кипит, как вода в горшке.

Не выдержал и водяной царь — в пляс пустился. Да так разошелся, что вода залила берега; испугались черти и выскочили из речных затонов. Все злющие, зубами скрежещут, а ничего с музыкантом поделать не могут.

А музыкант видит, что водяной царь наделал людям беды — залил поля и огороды, и перестал играть, спрятал скрипку в котомку и пошел себе дальше.

Идет он, идет, вдруг подбегают к нему два панича.

— У нас нынче игрище, — говорят. — Поиграй нам, пане музыкант. Мы тебе щедро заплатим.

Подумал музыкант — ночь на дворе, ночевать-то негде, да и денег нету.

— Ладно, — говорит, — поиграю.

Привели паничи музыканта во дворец. Глядь — а там паничей и панночек хоть пруд пруди. И стоит на столе какая-то большая и глубокая миска. Паничи и панночки подбегают к ней по очереди, сунут палец в миску и мажут себе глаза.

Подошел к миске и музыкант. Намочил палец и помазал себе глаза. И только он это сделал, видит, что вовсе это не панночки и паничи, а ведьмы и черти, что он не во дворце, а в аду.

“Ага, — думает музыкант, — вот на какое игрище затащили меня паничи! Ну, ладно. Я ж вам сейчас заиграю!”

Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда.



Похожие статьи
 
Категории