На берегу какого озера родился имре кальман. Русская любовь Имре Кальмана

09.03.2019

Имре Кальман

К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вильма. В первые годы жизни Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку.

Четырехлетний Имре поклонялся «храму искусств», выросшему по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Но в ту пору юный певец рапсодий вовсе не помышлял о карьере музыканта. Он мечтал стать портным. В шестилетнем возрасте Имре изменил свои планы: теперь он вознамерился осчастливить соотечественников не новыми платьями, а отстаиванием их юридических прав.

Имре усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, едва улучив свободный часок, тотчас же садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена. Музыка завораживала, пьянила его. Во время летних каникул его чуть ли не силком приходилось оттаскивать от рояля и усаживать за обеденный стол. К концу каникул руки у Имре разболелись до такой степени, что каждый удар по клавишам доставлял ему невероятные мучения.

Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил это родительское желание, блестяще сдав все экзамены.

Однако лишь теперь началась для него поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он с полной нагрузкой учился в Академии музыки. Занятия музыкой требовали столько времени и сил, что о написании диссертации и думать не приходилось.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. Суммы были не бог весть какие, но Имре этого хватало. А для того, чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности. Играть на рояле он не мог - подвели руки. Он стал писать критические статьи в ежедневную газету.

Цикл на стихи Людвига Якубовски - первое, изданное в 1902 году, музыкальное сочинение Имре Кальмана. За первой работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - «Сатурналии», поэмы для большого симфонического оркестра 29 февраля 1904 года состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана - в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки. Впрочем, первое исполнение стало и последним. Все же Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия.

Адвокатская же карьера Кальмана не сложилась. Имре Кальман опять зажил двойной жизнью, с той только разницей, что по утрам он уходил не в адвокатскую контору, а в редакцию. Его встретили там с распростертыми объятиями и предложили должность музыкального критика с жалованьем 70 крон в месяц.

На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма - «Эндре и Иоганна». Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.

«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр.

Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился» до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь.

Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то и сочинил он свою первую оперетту «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену.

21 января 1909 года состоялась премьера в театре «Ан дер Вин». Венская публика встретила оперетту Кальмана с таким же восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

Ровно через год и один день в элегантном «Иоганн Штраус-театре» прошла премьера очередной оперетты Кальмана. Текст ее принадлежал перу двух опытных либреттистов, а действие происходило в той среде, которая была знакома Имре с детства: в Венгрии, на степных просторах. Были тут и сцены из цыганской жизни, и цыганские песни… Имре, верный своей натуре, был настроен пессимистически. На этот раз и один из либреттистов, Фриц Грюнбаум, не в силах был подавить дурные предчувствия. «Нравится мне вся вещь, - определенно нравится, - старался он утешить себя и своего соавтора Юлиуса Вильгельма, - вот только этот вальс…» Грюнбаум обреченно махнул рукой.

Премьера новой оперетты Кальмана состоялась 11 октября 1912 года; пресловутый вальс - вопреки всем колебаниям - решено было оставить. На следующий день мелодию эту распевали на каждом углу: успех был подобен взрыву бомбы. Грюнбаум в недоумении пожимал плечами, но теперь вид у него был вовсе не унылый.

«На то она и бомба, что никогда не знаешь, взорвется или нет», - твердил он в свое оправдание.

До начала Первой мировой войны Имре написал еще одну оперетту - «Маленький король». Она едва вытянула на вежливые аплодисменты. В поисках «своего» либреттиста Кальман пробовал разных авторов. Постепенно сложились отношения с двумя парами литераторов: Лео Штейном и Белой Ленбахом, а впоследствии с Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Творческое содружество Имре с этими либреттистами принесло ему наибольшие успехи.

В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.

Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Иенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Однако стоило ему узнать дату премьеры, как от его душевного спокойствия не осталось и следа. «О Боже, только не тринадцатого!»

Но «Иоганн Штраус-театр», несмотря на все протесты Имре, назначил премьеру именно на тринадцатое число. Все билеты на премьеру были распроданы. И все же представление не состоялось: комический актер Йозеф Кениг потерял голос, и спектакль в последний момент отменили.

Имре не успокоило и назначение новой даты. Он был твердо убежден, что оперетта с треском провалится: переносить премьеру - дурная примета. Хотя новое число выглядело вполне благопристойно - 17 ноября.

Однако последующие факты опровергли все пессимистические предположения Имре. Вену захлестнул поток мелодий из новой оперетты. Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.

Заокеанские поклонники Имре сделали попытку вызволить его из зоны военных действий. По просьбе антрепренера Сэведжа вашингтонское правительство изъявило готовность переправить Имре за океан. Однако Кальман не стал даже обдумывать это предложение: слишком много несчастий обрушилось на него сразу. Глубоко потрясла его смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Подруга Кальмана Паула Дворжак (она была старше Имре на десять лет) в начале войны в результате болезни оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая одну за другой нотные строки, Имре забывал обо всем на свете. Он создает яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - «Фея карнавала», - в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера оперетты состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус-театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при полном аншлаге.

Имре Кальман вновь - а точнее говоря, как всегда - был занят поисками подходящего либретто. Два молодых автора, Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, принесли текст для первого акта оперетты: некий управляющий имением мечтает отпраздновать день своего рождения в Вене… Штейн и Йенбах, либреттисты «Королевы чардаша», в противовес им предложили другой материал, и Имре отдал предпочтение этой испытанной паре. Так была создана «Голландочка», тепло принятая публикой «Иоганн Штраус-театра» 31 января 1920 года.

После серьезного успеха, а «Голландочка» выдержала в Вене более 450 представлений - Браммер и Грюнвальд дерзнули опять наведаться к Кальману все с тем же предложением: некий управляющий имением мечтает отпраздновать свой день рождения в Вене, среди очаровательных женщин…

«Нет, не пойдет!» - Имре жаждал какого-нибудь небанального сюжета.

«А как бы вы отнеслись к экзотической теме? Оперетту можно было бы назвать, скажем, „Баядера“», - предложил Браммер, и Имре сразу же понравилась эта идея. А прежний замысел, теперь уже двухгодичной давности, вновь осел в архивах Браммера и Грюнвальда. Венский «Карл-театр» поставил «Баядеру», принесшую кассовый успех, но не снискавшую мировой славы.

Неугомонные либреттисты на этом не успокоились и вновь извлекли на свет Божий свою древнюю, отсроченную еще на год идею: некий управляющий крупным поместьем… Имре решил познакомиться с материалом поближе и увлекся. Никогда не работал он с такой легкостью. В результате новая оперетта «Марица» получилась слишком длинной и перенасыщенной музыкальными номерами.

Главную партию пел Губерт Маришка, он же был и постановщиком спектакля. Маришка принял руководство театром «Ан дер Вин» после своего тестя Вильгельма Карцага - того самого, который когда-то перетащил Имре Кальмана в Вену.

«Давай уберем вступительный хор», - предложил Маришка.

«Еще чего выдумал! - рассердился Имре. - Уж лучше выкинуть твою выходную арию».

«Что ж, ладно, - натянуто улыбнулся Маришка. - Но прежде еще раз прослушаем и хор, и сольную арию».

Закончив, Маришка сделал знак оркестру - повторить, и, обращаясь к Кальману, вновь запел арию, на ходу переиначивая текст. В результате споров хор «выпал», а выходная ария осталась и поныне звучит так же свежо и живо, как в день премьеры 28 февраля 1924 года. 1924-й - год високосный, то есть, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех «Графини Марицы» лишь укрепил эту его убежденность. И, действительно, фортуна не отворачивалась от Кальмана. Успехом пользовалась «Принцесса цирка» (1926) с ее знаменитой арией о чарующих очах. Успех принесла и оперетта «Золотой рассвет», написанная через год Кальманом, по просьбе нью-йоркского антрепренера Хаммерштейна. Удачной оказалась также поставленная в 1928 году «Герцогиня из Чикаго».

Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская. Уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году, покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте - она составляла тридцать лет, это знакомство довольно скоро привело к свадьбе.

Имре только что начал в то время работу над новой опереттой - «Фиалка Монмартра» - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.

«Фиалке Монмартра» поначалу была уготована типичная для этого скромного цветка участь. Люди с утонченным слухом, а также поклонники Кальмана радовались приятной, на французский лад изысканной музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести. В 1930 году знаменитый когда-то «Иоганн Штраус-театр», где ставилась оперетта, доживал свои последние дни.

Еще одной премьерой «Фиалка Монмартра» была обязана театру «Ан дер Вин». На этот раз постановка оказалась великолепной. И новая оперетта вскоре завоевала сцены французских, португальских и немецких театров.

Вскоре два берлинских литератора, Рудольф Шанцер и Эрнст Веллич, предложили Имре в качестве либретто весьма увлекательную пьесу из жизни венгерских гусар-гонведов. Новую оперетту Кальмана «Дьявольский наездник» 10 марта 1932 года представил публике театр «Ан дер Вин». Главную партию пел сам директор театра Губерт Маришка.

В том же году семья Кальманов переехала в венский район, где жила богатая городская знать. Дворец Кальмана находился на Газенауэрштрассе.

Композитор переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялись все знаменитости и влиятельные лица разных рангов. Приемы эти устраивала жена Вера. В противоположность ей сам Имре отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приемы - это было абсолютно ему чуждо.

В перерывах между рождениями очередных детей, прочими событиями семейной жизни и приемом гостей Имре работал над новой опереттой, дав ей название «Императрица Жозефина». Право на первую постановку «Жозефины» Кальман передал цюрихскому городскому театру. Премьера состоялась 18 января 1936 года.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялась и направленность ее устремлений. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. Границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. После аншлюса Австрии начинаются скитания Кальмана. Сначала он бежит в Цюрих, затем в Париж и, наконец, уезжает в США - в Калифорнию, а точнее, в Голливуд - обетованную землю кинематографа. Вероятно, оторванность от родной земли, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. Прожив еще более двадцати лет, он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти еще и «Аризонскую леди». Они имели локальный успех, но не задержались в репертуаре театров. В декабре 1949 года Кальмана вдруг разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализована. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла верх.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Тёкёй Имре Тёкёй, Тёкёли (Th?k?ly) Имре (25.9.1657, Кешмарк, ныне Кежмарок, Словакия, - 13.9.1705, Измит, Турция), граф, руководитель освободительной антигабсбургской войны 1678-85 в Венгерском королевстве. В 1678 объединил и возглавил разрозненные отряды куруцев, освободившие к 1681

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Штейндль Имре Штейндль (Steindl) Имре (29.10.1839, Пешт, - 31.8.1902, Будапешт), венгерский архитектор. Окончил венскую АХ (1867). Много занимался реставрацией венгерских средневековых памятников. Знаток и энтузиаст готики, Ш. широко использовал её мотивы в своих постройках (Новая ратуша,

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Имре Кальман Имре Кальман (1882-1953) – известнейший после Франца Легара представитель серебряного века венской оперетты. На его творчество в одинаковой мере повлияли мелодии вальсов и чардаша, венгерского национального танца. Самую большую известность приобрело его

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Имре Кертес Литературное творчество Имре Кертеса (род. в 1929 г. в Будапеште) практически целиком посвящено одной из самых больных тем мировой истории – Холокосту. В автобиографическом романе «Без судьбы» (1975 г.) без сентиментальности, точно и по существу описываются

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Имре Варга Среди мастеров скульптуры требует особого упоминания творчество Имре Варга (род. в 1923 г.). Его работы – бронзовые изваяния в человеческий рост – можно найти по всей Венгрии, например, в Будапеште – «Древо жизни» перед Большой синагогой. В 2002 г. он был награжден

Из книги автора

Имре Маковеч Важнейший представитель венгерской авангардистской архитектуры – Имре Маковеч (род. в 1935 г. в Будапеште). Он удостоен многих международных наград. Помимо венгерского павильона на Всемирной выставке 1992 г. в Севилье, он разработал проекты многих

Из книги автора

ИМРЕ НАДЬ Имре Надь (1896-1958), казненный коммунистами за антикоммунизм, на самом деле был одним из ветеранов венгерского и международного коммунистического движения. Участник Гражданской войны в России, в 1920-х годах он находился на партийной работе в Венгрии, с 1928 года

Из книги автора

Имре Кальман Композитор, прославившийся как создатель неовенской оперетты, появился на свет в 1882 году в деревне Шиофок в Венгрии. С 10 лет он жил в Будапеште, где учился в гимназии, а затем в университете и одновременно в музыкальной академии по теории музыки и композиции.В

Из книги автора

ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог, известный своими исследованиями в области физиологии растений, микробиологии, экологии, дарвинизма, философских проблем естествознания. X. - один из представителей русского космизма. В 1906 окончил Киевский

Великий композитор Имре Кальман, оперетты которого ставят в лучших музыкальных театрах всего мира, прожил жизнь, полную труда и творчества. Ему пришлось преодолеть немало трудностей, испытать величайший успех и встретить большую любовь. С его именем ассоциируется расцвет венской оперетты, он навсегда вошел в историю музыки как создатель ярких, оптимистичных и веселых произведений, хотя его биография часто была лишена радости.

Детские годы

Родился человек, которого мы сегодня знаем под именем Имре Кальман, 24 октября 1882 года в небольшом городке Шиофоке на По-настоящему его звали Эммерих Коппштейн. Еще в школе он сменил свою еврейскую фамилию на более нейтральную Кальман. Отец мальчика был вполне преуспевающим буржуа, семья жила в достатке, в ней росло еще двое детей кроме Имре. Однако через несколько лет после появления младшего сына Карлу Коппштейну пришла в голову идея сделать из своего городка процветающий курорт. Он вложил немало средств в постройку ипподрома, театра оперетты, нескольких гостиниц. Но все это не приносило прибыли, и отцу Кальмана пришлось погружаться в долги. Все завершилось печально: его имущество было конфисковано за долги, и семья была вынуждена переехать в Будапешт. Вскоре глава семейства отправил Имре жить на попечении тетушки.

Образование

В 10 лет мальчика отдали сразу в две школы: классическую гимназию и музыкальную. Несмотря на бедность, для Имре купили подержанный рояль, на котором он упражнялся каждую свободную минуту. Но скоро финансовое положение ухудшилось настолько, что юноше пришлось оставить обучение и отправляться на заработки. Он стал давать уроки латыни и греческого языка ученикам старших классов и продолжал заниматься самостоятельно музыкой. Нищета сделала его застенчивым и нелюдимым юношей, но зато у него развилась деловая хватка. Благодаря своему упорству Имре Кальман смог поступить в музыкальное училище. Он даже начал давать концерты, которые принесли ему известность и небольшой доход.

Однако его вновь поджидала трагическая неудача: перезанимавшись при подготовке к музыкальному конкурсу, Имре повредил мизинец, который навсегда перестал у него разгибаться. О музицировании пришлось забыть. Имре Кальман перешел в класс композиции, по совету профессора он начал писать симфонические произведения. Но успеха они не имели. Он все-таки смог окончить училище и поступил в музыкальную академию. По настоянию родственников Кальману пришлось также поступить на юридический факультет. Благодаря неимоверным усилиям он смог окончить два учебных заведения, став юристом и дипломированным музыкантом.

Поиски себя

Чтобы заработать денег на существование, Имре Кальман еще в студенческие годы начинает писать критические статьи для музыкальной колонки в газете. По окончании академии он пошел работать в газету, так как категорически не хотел быть адвокатом. Родственники очень надеялись, что он пойдет в юриспруденцию, а когда оказалось, что это не так, то он лишился любой финансовой поддержки. И снова ему пришлось работать с двойной нагрузкой: днем он пишет для газеты, а вечерами пишет музыку. Его критическая работа приносила ему минимальный доход, ничего лишнего он себе позволить не мог. Но радовался тому, что по должности мог посещать любые концерты и театры, так как билеты ему были не по карману.

Путь композитора

Еще в академии Имре Кальман пишет серьезные симфоническую музыку, фортепианные пьесы и даже песни и куплеты. Но публиковать и исполнять его композиции никто не желал. Однажды музыкант даже в отчаянии пошутил, что так он дойдет до того, что начнет сочинять оперетты.

В 1905 году удача улыбнулась Кальману, он выиграл премию Будапештской музыкальной академии за цикл песен. Эти деньги позволили ему 6 недель провести в Берлине. Там композитор обошел все музыкальные издательства, надеясь опубликовать песни, но этого не произошло. В отчаянии от бедности и категорического непризнания своей музыки композитор Имре Кальман решает обратиться к «низкому жанру» - оперетте.

Успех

Начало 20-го века было отмечено глубоким кризисом оперетты. В 1899 году умер «король вальсов» Иоганн Штраус, который писал для Австро-Венгерской империи всенародно любимые оперетты. Десять лет этот жанр хирел и погибал. А Имре Кальман, музыкальные произведения которого категорически не находили признания и одобрения, в это время терял веру в себя и мучился от безденежья. Совершенно рассердившись на весь мир, и на себя в том числе, композитор запирается в съемной квартирке в пригороде Граца, чтобы написать хорошую музыку, и из-под его пера выходит первая оперетта - «Осенние маневры». Премьера произведения прошла в Будапеште, и, когда прием оказался более чем теплым, Кальман решил показать его в столице. В 1909 году Вена рукоплескала новому гению оперетты, а чуть позже заслуженный успех ждал композитора в Берлине и Гамбурге. Кальман переезжает жить в Вену и принимается за работу.

С этого момента Кальман начинает очень продуктивно создавать оперетты, часть их была успешна, часть не выдержала испытания временем. Но все-таки он смог получить славу и состояние. Он стал вполне обеспеченным человеком, и все это благодаря своему трудолюбию и таланту. Успех продолжался до 1933 года. В 1932-м вся Вена с восторгом рукоплескала маэстро в день его 50-летнего юбилея. Его наградили разнообразными премиями и призами. Но в 1933 году профессиональному счастью композитора пришел конец.

Оперетты

Начав писать оперетты, Кальман вырабатывает свой стиль. Его произведения так и искрятся радостью. Видимо, в них он выплескивал все свои надежды и мечты, которых накопилось немало в течение тяжелой жизни. В 1912 году он создает произведение «Цыган-премьер», в котором в полной мере выразилось новаторство композитора: народные венгерские мелодии, смешанная композиция, динамичное действие. Несмотря на то что этому произведению не суждено было испытать успех, тем не менее музыкант с этого времени все больше верит в то, что нашел свой путь. Он начинает сотрудничать с профессиональными либреттистами и трудится не покладая рук.

В 1915 году Имре Кальман, «Сильва» которого стала настоящей сенсацией, получает широкое признание. Он становится признанным мастером оперетты, его достаток растет, он наконец может перестать беспокоиться о завтрашнем дне. В 1921 году состоялась премьера «Баядеры», в 1924-м - «Марицы». Композитор прочно занял место ведущего музыканта Вены, столица музыки выбрала себе нового короля.

В 1926 году оперетта, которую создал Имре Кальман, «Принцесса цирка», стала его настоящим триумфом. В ней нашлось место всему, что так любила публика, арии из этого произведения распевали повсюду. Так как действие оперетты частично происходит в России, то неудивительно, что одна из первых постановок состоялась в Москве.

Не меньший успех ожидал и «Фиалку Монмартра», она была показана в Вене рекордное количество раз - 170! Но начало 30-х годов стало трудным для Европы и Австрии, к власти приходят фашисты, а Кальман был евреем. Ему снова пришлось беспокоиться о своей жизни.

Эмиграция

В 1938 году Имре Кальман, биография которого полна трудностей и испытаний, вынужден покинуть Австрию. Сначала он уезжает в Париж, где получает орден Почетного легиона, затем - в США. Он 11 лет прожил в Америке, перенес там инсульт и по настоянию родных вернулся в Европу, поселившись в Париже. За время эмиграции Кальман создает всего две оперетты - «Маринка» и «Аризонская леди», которые уже не имели такого успеха, как более ранние произведения композитора.

Творческое наследие

Произведения Имре Кальмана сегодня известны по всему миру. Хотя написал он всего 17 оперетт. Из них 9 стали частью репертуара многих музыкальных театров не только Европы, но и США. Кроме того, сохранилось несколько симфонических и фортепианных произведений композитора. Лучшими творениями Кальмана считают оперетты «Цыган-премьер», «Королева чардаша», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра».

Три любви Имре Кальмана

Имре Кальман имел очень интересную личную историю, в его жизни было три сильнейших страсти. Композитор был, в общем-то, невзрачным мужчиной: маленький рост, большие залысины уже в молодом возрасте, хмурый, закомплексованный. Ничто не предвещало ему большого успеха у противоположного пола.

Его первой большой любовью стала Паула Дворжак - красавица, актриса оперетты. Впервые он увидел ее в день триумфальной премьеры своей первой оперетты в Вене. Кальман Имре много сил положил на то, чтобы покорить сердце дивы, она была старше его на 10 лет, их роман был головокружительным. Но замуж за композитора Паула выходить не желала. Она знала, что детей у нее никогда не будет. Она заботилась об Имре, готовила для него, обеспечивала уют, и он был доволен такой жизнью. Он изо всех сил работал, она была рядом. Но идиллия закончилась. Через 18 лет совместной жизни Паула умерла от туберкулеза. Горю композитора не было предела. За время их романа он создал свои лучшие оперетты.

Еще при жизни Паула думала о том, как будет Кальман жить без нее. Она постоянно внушала ему мысль о том, что он женится на молодой женщине, которая родит ему детей. С этой целью она познакомила его с яркой актрисой аристократического происхождения Агнессой Эстерхази. Между композитором и актрисой вспыхнули чувства. После смерти Паулы Кальман надеялся жениться на Агнессе. Он купил ей особняк, засыпал цветами и подарками. Но однажды узнал о неверности подруги, простить ей этого он не смог.

В 1940 году Кальман знакомится с совсем юной эмигранткой из России Верой Макинской, которая пыталась стать киноактрисой. Композитор был сражен ее молодостью и красотой. Он женился на Вере, но брак не был счастливым, хотя в нем и родились трое детей. Вера была увлечена вечеринками, дорогими покупками, романами, только не Кальманом. Имре ей все прощал, умолял не бросать его, занимался детьми. Писать ему было просто некогда, да и вдохновение престало его посещать.

Последние годы

После инсульта в 1949 году Кальман был частично парализован. Его жизнь была трудной, он занимался детьми, пытался писать музыку, но у него это плохо получалось. Вернувшись в 1950 году в Париж, Имре Кальман пытается работать, создает последнюю оперетту, которая стала полным провалом композитора. 30 октября 1953 года Кальман умер. Его похоронили в Вене - городе его триумфа.

Еще в 4 года Имре Кальман увлекался музыкой, он часами просиживал под окнами у профессора, скрипача, когда тот занимался. Позже он тренировался в игре на рояле по 16 часов в день, что и привело к травме.

Интересно, что Кальман был очень здравым и рассудительным человеком. Но панически боялся пятниц и числа "13". Он никогда не назначал премьеры на 13-е число, считал, что его счастливое число - "17", и старался, чтобы его оперетты показывали в первый раз именно в такие дни. Также он считал, что оперетты должны носить женские имена, только тогда им обеспечен успех.

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены». Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Д.Д. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли «угрюмым медведем». Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости. Имя его – Имре Кальман - мастер, являющийся одним из виднейших представителей венской оперетты, преобразовавший её из развлекательного в жанр наполненный реализмом и психологической глубиной.

Краткая биография

Эммерих – такое имя получил мальчик, появившийся на свет 24 октября 1882 году в семье еврейского коммерсанта Карла Коппштейна и его жены Поли Зингер, проживающих в небольшом курортном поселении Шиофок, расположенном на берегу знаменитого озера Балатон. У Эммериха уже в раннем возрасте стали проявляться необыкновенные музыкальные способности, но в то время он совсем не думал о музыкальной карьере. В четыре года малыш мечтал стать портным, а через два года, когда пришло время обучения в гимназии, его детские желания развернулись в сторону юриспруденции. Родители, стараясь разносторонне развивать своего сына, в восемь лет отдали его на обучение сразу в две школы: обыкновенную и музыкальную. Мальчик учился очень старательно, но увлечённо занимаясь по всем предметам, он всё же музыке уделял особое внимание и каждую свободную минуту проводил за роялем, разучивая произведения великих классиков. Даже во время каникул мать с руганью оттаскивала его от инструмента, чтобы посадить за стол и накормить.


В 1896 семья Карла Коппштейна из-за сильно пошатнувшегося финансового положения вынуждена была переехать в Будапешт. Для всех наступил сложный период, даже юному Эммериху, который в то время учился в пятом классе гимназии, приходилось помогать семье, зарабатывая деньги репетиторством и перепиской деловых писем. Тем не менее мальчик продолжал усердно учиться в двух школах, успехами радуя своих родителей. Первое публичное выступление молодого музыканта состоялось весной 1898 года, публика на этом концерте впервые услышала выступление Имре Кальмана. Это венгерское имя мальчик придумал себе сам, и под данным псевдонимом его впоследствии узнал весь мир. Юноше было пятнадцать лет, но он был такой маленький и худенький, что на следующий день журналисты в столичных газетах расхваливали замечательное выступление двенадцатилетнего вундеркинда. Имре действительно в эти годы лелеял мечту о карьере пианиста, но, к сожалению, ей не удалось осуществиться. Во-первых, родители Имре связывали будущее юноши с юридическим правом, а во-вторых, вскоре из-за прогрессирующего артрита ему пришлось распрощаться с инструментом.

После окончания гимназии Кальман по воле отца вынужден был поступить в университет на факультет юриспруденции, но через год, не желая разлучаться с музыкой, он втайне от родителей сдал экзамены и поступил в Музыкальную Академию. Проучившись в университете, Имре так и не стал юристом, он решил всю свою жизнь связать с музыкой. Отец был категорически против такого решения сына, но Имре стоял на своём. В результате молодому человеку пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он пробовал свои силы как музыкальный критик в одной из столичных газет, а кроме этого сочинял музыку к весёлым куплетам для кабаре.

Начало карьеры. Первый успех.


В 2004 году в Венгерском оперном театре состоялся успешный дебют Имре Кальмана как композитора. На концерте выпускного курса Академии музыки впервые прозвучали его поэмы «Сатурналии» - произведение для симфонического оркестра. После окончания учёбы Кальман продолжил работать в редакции газеты музыкальным критиком, а всё свободное время посвящал композиции и вскоре за камерно-вокальный цикл получил премию Роберта Фолькмана, присуждаемую будапештской Академией музыки. Это вознаграждение позволило Имре несколько недель провести в Германии, где он, воспользовавшись такой удачной возможностью, обратился во все известные немецкие музыкальные издательства, предлагая свои сочинения, но, к сожалению, везде получил отказ.

Расстроенный тем, что его произведения никому не нужны Кальман вернулся в Будапешт. Негодованию молодого композитора не было предела: его серьёзные произведения никому не нужны, а вот легкомысленная музыка, которую он сочинял для ресторанов, пользовалась популярностью. От досады Имре стал подумывать о сочинении оперетты, но всегда в гневе отгонял от себя эту мысль: как это он, достойный ученик выдающегося Кёслера, опустится до такого несерьёзного жанра. Быть может именно в такие мгновения и происходило рождение легендарного автора оперетт, тем более, что сложные жизненные обстоятельства складывались так, что Кальману необходимо было принять важное решение. И вот в 1908 году он всё же пишет свою первую оперетту «Осенние манёвры». Успех премьеры был настолько ошеломительный, что его назвали праздником победы, но самое лестное было то, что весь город уже на следующее утро распевал мелодии из нового спектакля. После показа в Будапеште оперетта также восторженно была встречена в Вене, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Стокгольме, добралась до России, а затем с триумфом пересекла океан.

В зените славы

Начиная с 1909 года, жизнь Кальмана была связана с Веной. Сначала он часто приезжал сюда из-за постановок своих спектаклей, а затем, встретив там свою первую любовь Паулу Дворжак, обосновался в австрийской столице на долгие годы. Имре в это время много и упорно работал. Одна за другой из под его пера выходили искрометные музыкальные комедии, которые так триумфально шествовали по всему миру, что помешать им не могла даже Первая мировая война. Мелодии «Королевы чардаша » - оперетты, которая принесла её автору воистину мировую славу, пели по обе стороны фронта.

Однако в этот период жизни судьба готовила Кальману удар за ударом: сначала пришло известие о серьёзной болезни отца, которая не оставляла ни малейшего шанса на выздоровление, а затем Имре был глубоко потрясен безвременной кончиной своего любимого старшего брата Белы. Кальман впал в депрессию, выход из которой ему помогла найти его любимая Паула и, конечно же, усердная работа. Только тогда, когда композитор создавал свои зажигательные мелодии, он забывал обо всех горестях на свете. В этот период Имре сочинял одно произведение за другим, отрывки из которых становились шлягерами и распевались в разных уголках земного шара. Все оперетты композитора были пропитаны любовью, но ведь и он сам очень любил своих родных и близких, а они уходили один за другим. В 1924 году умер отец, а в феврале 1928 года после продолжительной и тяжёлой болезни скончалась Паула - его любовь, жена и друг.

Однако через полгода в жизнь композитора, который был в то время на пике славы, вошла другая женщина – Вера Макинская. Русская эмигрантка так обворожила Имре, что вскоре, а именно в 1930 году, состоялась их свадьба. В тот период своей жизни Кальман был необычайно счастлив: у него была любимая жена, которая впоследствии подарила композитору троих детей. Однако на пороге опять стояла большая беда. Небо Европы в середине тридцатых годов стали затягивать «тёмные тучи», а в марте 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Спокойная жизнь Имре закончилась, так как уже через пять дней он был срочно вызван в Имперскую канцелярию, где ему в унизительной форме напомнили, что его отец – еврей, но поскольку рейхсканцлер ценит музыкальные заслуги Кальмана, то, несмотря на происхождение, ему предоставили статус почётного арийца и разрешили проживание в Австрии. Возмущённый композитор, воспринявший это как оскорбление, напомнил, что, прежде всего он венгр и гордо отказался от такой «милости».


Эмиграция

Имре понимал, что немцы не простят ему такой наглости, поэтому принял решение срочно вместе с семьей покинуть Вену. Сначала они отправились в швейцарский Цюрих, а затем переехали в Париж. Но и там оставаться было опасно, так как немцы быстрыми темпами приближались к французской столице, и в 1940 году Кальману ничего более не оставалось, как поспешно эмигрировать в Соединённые Штаты. Такие перемены в жизни стали суровым испытанием для композитора: ему пришлось начинать всё с начала, вплоть до изучения английского языка. Обосновавшись в Америке, Имре очень рассчитывал, что кинокомпания, купившая права на экранизацию некоторых его оперетт, будет делать также заказы на музыку к фильмам. Однако надежды композитора оказались напрасными: фильмы по его произведениям никто снимать не собирался, а музыка Кальмана в Америке никому была не нужна. Имре был разочарован, но не сдался. По своей природе он был неплохим бизнесменом и умел правильно вкладывать денежные средства, а вскоре ему всё же предложили концертное турне по всей стране, и забытые мелодии из оперетт Кальмана вновь стали входить в моду. К тому же, после долгого творческого перерыва, а именно в 1945 году, он решился написать новую музыкальную комедию «Маринка».

Живя в Америке, Имре постоянно следил, за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте «Аризонская леди» написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.

Интересные факты

  • Кальман никогда не танцевал, но однажды на балу он всё же не посмел отказать очаровательной даме, которая пригласила его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот «неосторожный» для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствующих Имре с позором покинул зал, но после этого для себя решил, что все герои его оперетт, не зависимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера.
  • У Имре Кальмана была очень интересная привычка: если премьерный спектакль прошел хорошо, он не выходил сразу к зрителям на поклон, а забившись в какой-либо артистической уборной, на манжете своей рубашки писал колонки цифр, подсчитывая выручку от спектакля.
  • Однажды композитор, присутствуя на цирковом представлении, увидев один номер, был очень заинтригован. На арене выступал акробат, у которого на лице была одета маска. Кальман прошёл за кулисы, так как ему очень захотелось познакомиться с таинственным артистом. Сумев разговорить циркача, Имре узнал, что тот являлся потомком знатной семьи из России, которому после революции пришлось эмигрировать в Вену и подобным образом зарабатывать себе на жизнь. Чтобы его не узнали, аристократ вынужден был прятать своё лицо. Впечатлённый рассказом артиста, композитор решил использовать эту историю для сюжета своей новой оперетты. Так появилась "Принцесса цирка ".
  • Когда Имре познакомился с Паулой Дворжак в квартире его любимой женщины жила такса, к которой хозяйка относилась с большой нежностью. С тех самых пор, где бы ни жил композитор, в его доме всегда были собаки, причём всегда только одной породы - такса. Кальман не заморачивался с кличками и всегда называл своих животных именами главных героинь своих оперетт: Шари, Сильва, Марица, Маринка.
  • К Имре Кальману с большим почитанием относятся во всём мире. Памятники ему установлены на родине композитора в Шиофоке, а также около театра оперетты в Будапеште. Кроме этого, памятную комнату И. Кальмана открыли в Национальной библиотеке Австрии, а астрологи увековечили его имя в названии астероида.

  • Имре Кальман был очень суеверным человек, который верил во многие приметы. Он считал високосный год для себя счастливым, не любил тринадцатое число и чёрных кошек, боялся переноса даты премьеры, хранил карандаши, которыми писал партитуры.
  • В 1934 году Имре Кальман за значительный вклад в музыкальное искусство был награжден французским орденом «Почётного легиона».
  • Гитлеру очень нравилась музыка Кальмана, но после того, как композитор в дерзкой форме отказался от благосклонного предложения стать истинным арийцем, он подписал себе приговор. Взбешенный рейхсфюрер запретил постановку оперетт Кальмана во всех театрах, расположенных на подконтрольных Германии территориях.
  • По замыслу Кальмана, его последнее произведение «Аризонская леди» должно было стать первой радио-опереттой. Причем композитор мастерски написал не только музыку, но и текст, что сделало спектакль ярким и интересным.
  • После кончины композитора в память о нём его жена Вера учредила «Фонд имени Кальмана», главной задачей которого являлась материальная поддержка молодых талантливых музыкантов во всём мире.
  • Кальман очень любил Вену и завещал похоронить себя именно в этом городе. Его могила находится недалеко от захоронений великих композиторов: Л.В. Бетховена , И. Брамса и И. Штрауса .
  • У Имре Кальмана было трое детей: сын Чарли, а также две дочери Лили и Ивонка. Чарли унаследовал музыкальные способности своего отца и тоже стал композитором. Он работал в различных жанрах, начиная от серьёзных симфонических произведений и заканчивая эстрадными песнями. Дочь Кальмана - Лили также была очень одарённым человеком и даже помогала своему брату создавать мюзиклы, которые затем с успехом ставились в Европе. Впоследствии, увлёкшись живописью, она стала художником – иллюстратором.


Казалось, между русской эмигранткой и известными венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской суждено было стать последним счастьем гения. История их взаимоотношений могла бы лечь в основу одной из оперетт того времени.

Неслучайная встреча


Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.

Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.


Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.


В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.

А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».

Мечты сбываются


Вере композитор посвятил свою "Фиалку Монмартра". / Фото: www.kp.by

Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.

Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.


Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

«За расставаньем будет встреча…»


Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.

Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.


Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.

Возвращение


Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.

Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.


В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.


30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.

Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза,

Знаменитый композитор Эммерих Коппштейн родился 24 октября 1882 года в городе Шиофок на берегу Балатона на юго-западе Венгрии в еврейской семье. Ещё учась в школе, будущая звезда музыки меняет еврейскую фамилию, сокращает имя и начинает зваться Имре Кальманом.

Поступивший в музыкальную академию в Будапеште парень подавал большие надежды как композитор. Надежды абсолютно оправдавшиеся: Кальман написал такие грандиозные произведения, как оперетты «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». Творчество Кальмана и сегодня занимает умы современных постановщиков. Его оперетты идут во всем мире, да и кинорежиссёры не обделяли его вниманием: снято множество фильмов по произведениям Кальмана. Многие российские зрители зрелого возраста, конечно же, помнят легендарную чёрно-белую картину «Мистер Икс» Юлия Хмельницкого по русскому варианту оперетты «Принцесса цирка». «Мистер Икс» (а вернее, сыгравший и спевший егопартию Георг Оттс ) тогда стал настоящим секс-символом для советских женщин.

И сегодня произведения Кальмана востребованы, как никогда. Так, знаменитый режиссёр Себастьян Солдевилья из Канады, один из основателей театра-цирка «7 пальцев», выходец из Цирка дю Солей, ставит во всём мире «Принцессу цирка»: историю о юной циркачке Мари, синтез мюзикла и цирка. Солдевилья объясняет это тем, что влюблён в музыку Кальмана. К тому же написанная венгерским композитором оперетта, как Себастьян рассказывал «АиФ», очень интересная и сложная история. «В ней есть тема социальной лестницы: если ты из богатой семьи, можешь ли ты влюбиться в кого-то из бедных? Это история человека, который убежал из богатой семьи, ушёл в цирк, но всё ещё остаётся аристократом».

Личная жизнь Кальмана заслуживает интереса не меньшего, чем созданная им музыка. Последней любовью Имре Кальмана стала русская Вера Макинская . Именно ей, своей Верушке, гений посвятил одну из своих лучших оперетт: «Фиалку Монмартра». Мать Веры была хотя из довольно богатой, но провинциальной семьи, а отец - столичная штучка, офицер царской армии. Мать позже расскажет Вере, что у них вспыхнула любовь с первого взгляда, но высокопоставленные родственники потенциального мужа не дали согласия на такой, с их точки зрения, мезальянс. Поэтому девушку, уже к тому времени беременную Верой, «сплавили» в Вену, желая избавиться от нежелательного родства.

В Вене им пришлось очень тяжело, они с матерью практически бедствовали. Лет в 16 Вера пыталась пробовать себя на сцене. И тут вмешался случай. Судьбоносная встреча произошла в знаменитом венском кафе «Захер». В гардеробе 46-летний черноволосый господин и прекрасная 17-летняя русская девушка с копной рыжих волос и роскошной фигурой одновременно подали гардеробщику свою одежду… Имре как истинный джентельмен пропустил даму вперёд, обратив внимание не столько на её потрёпанное платье, сколько на красоту (за плечами Кальмана к тому времени уже был бурный роман с актрисой Паулой Дворжак , которая была старше него на 10 лет). Вспыхнул роман, вскоре Вера забеременела, Имре предложил ей выйти за него замуж. В семье Имре и Веры Кальман родились трое детей: сын Карой и две дочери, Лили и Ивонн. Актрисой, кстати, Вера так и не стала, но блистала на светских раутах, которые регулярно сама устраивала. Младшая дочь композитора Ивонн Кальман в интервью признавалась, что отец ей больше напоминал дедушку: ему исполнилось 55, когда родилась Ивонка. Он был, по ее признанию, очень добрым человеком, часто предавался грусти, был очень романтичен и обожал свою юную жену. А ещё Кальман был невероятным сладкоежкой и мог поедать в огромных количествах чудесные сладости, которыми славятся венские кофейни.

После включения Австрии в состав Германии в марте 1938 года Кальман отказывается от предложения властей стать «почётным арийцем» и эмигрирует с семьёй во Францию, а через два года переезжает в США. Оперетты Кальмана в нацистской Германии запрещается ставить, две сестры композитора были уничтожены в концлагерях.

К сожалению, в Америке композитора ждала не только слава, но и драма в личной жизни: в 1942 году они разводятся с Верой. Однако через несколько месяцев Кальманы понимают, что жить друг без друга не могут, и начинают снова жить вместе. После разгрома нацизма Имре Кальман несколько раз приезжал в Европу. В 1949 году у композитора случается тяжелейший инсульт, вследствие чего его частично парализовало. В 1951 году Вера Кальман настаивает, чтобы они с Имре переехали в Париж: по мнению женщины, французская медицина была лучше американской.

И всё же парижские врачи лишь ненадолго продлили жизнь гения оперетты. Имре Кальман завещал похоронить себя на родине, в Вене, И Вера выполнила его просьбу: Имре Кальман покоится на Центральном кладбище.



Похожие статьи
 
Категории