Нарисованные карандашом марфушка из сказки морозко. Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне

04.02.2019

Урок рисования по теме иллюстрация к сказкам. Мы узнаем, как нарисовать сказку Морозко карандашом поэтапно. Морозко — это русская народная сказка, у которой есть две версии. По первой версии, мачеха заставляет отца усадить девочку в сани и отвести ее в лес, оставив там. В лесу холодно, Морозко лютует и спрашивает девушку: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» Она отвечает, что тепло. Тогда он нагоняет еще больше холода и вьюги и опять спрашивает, а она с уважением отвечает, что тепло. Потом ее становится жалко и дарит ей шубы. По второй версии, Морозко предлагает связать рубашку, девушка не отказывается и всю ночь шьет ее. Под утро Морозко оценивает трудолюбие и дарит сундук с драгоценностями. Во всех двух вариантах, отец забирает свою дочку с утра домой, мачеха злая, что за дела такие и отправляет свою дочурку в надежде тоже заполучить богатства, но ее дочурка не воспитанное и в первом случае, она говорит: «Сгинь Морозко», а во-втором — «Не буду ничего делать». Морозко очень сердится и устраивает вьюгу, заваливая снегом. Утром ее никто не находит.

Мы нарисуем Морозко, который навевает вьюгу.

Рисуем круг, потом отмечаем линия бровей, глаз, нос. Делаем это на глаз. Потом замеряем расстояние от носа до бровей и отлаживаем вниз.

Рисуем глаз, брови и нос у Морозко. Расстояние от носа до подбородка делим на три равные части.

Разрез рта находится на первой черточки. Рисуем усы до этой черточки, морщины около глаза, шапку.

Нарисуйте бороду, часть воротника, руки и , а также ветер из его уст.

Можно, как в оригинале нарисовать силуэт девочки и вьюгу вокруг. Все, рисунок по мотивам сказки Морозко готов.


До недавнего времени имя Елены Поленовой оставалось в тени славы ее брата – известного русского художника XIX в. Василия Дмитриевича Поленова, хотя ее творчество было не менее самобытным. Она стояла у истоков русского неоромантического стиля, следуя традициям живописи В. Васнецова. Елена Поленова – автор волшебных иллюстраций к русским сказкам , воплощавших «пленительное безумие детской фантазии». В 2012 г. в Третьяковской галерее прошла ее персональная выставка – первая после 1902 г. После этого о ней снова вспомнили и заговорили, а ее творчество стало известно широкой аудитории.





А. Бенуа писал о ней с восхищением: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».





Сказки для Поленовой стали своеобразным бегством от реальности: в 27 лет она пережила личную трагедию, сломившую ее и едва не ставшую причиной помешательства. Девушка собралась замуж за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но ее родители были категорически против и расстроили брак. После этого Елена решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и искусству.



Найти спасение в искусстве девушке помог ее брат – художник Василий Поленов. В усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево на тот момент собирались лучшие представители творческой интеллигенции. Вместе с женой Мамонтова Елена ездила по деревням, собирая народные костюмы, бытовую утварь, полотенца и скатерти для будущего музея. В столярной мастерской по ее эскизам создавали уникальную мебель.



Настоящей отдушиной для Поленовой стали сказки: она создала иллюстрации к «Войне грибов», «Морозко», «Коту и лисе», «Белой уточке», «Волку и лисе», «Избушке на курьих ножках», «Мачехе и падчерице». О многих работах она говорила, что они приходили к ней во сне. Атмосфера ее картин настолько таинственна и мистична, что в это легко поверить. Для иллюстрирования она брала не только известные сказки из сборника Афанасьева, но и те, которые услышала и записала сама, в окрестных деревнях.





Увлечение Поленовой народным искусством было разносторонним: она создавала эскизы мебели, навеянные народными мотивами, подбирала для театральных постановок Мамонтовского кружка крестьянские костюмы, привезенные из Тульской губернии, делала эскизы для вышивок и обоев, не только писала иллюстрации к сказкам, но и стилизовала текст под старинный шрифт. По мнению критиков, творчество Поленовой способствовало формированию русского национального варианта стиля модерн, стояло у истоков неоромантического стиля.







«Мне бы хотелось, – писала художница, – не потерять двух способностей – способности помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам. Другая способность – это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других людей, особенно тех, мнением которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал…».





Елена Поленова была не единственной художницей, видевшей сюжеты картин во сне:

Старая русская сказка «Морозко» имеет десятки разновидностей и встречается в детских книжках разных народов мира. Самая популярная интерпретация представлена в изложении великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

В деревнях народные сказительницы заменяли радио. Они рассказывали былички нараспев, меняя голоса и интонации. Дети слушали сказочные истории, затаив дыхание. Волшебные легенды, рассказанные на ночь, сразу западали в детские души и сохранялись в памяти на долгие годы.

Чем так примечательна сказка «Морозко», и какие герои в ней присутствуют? Познакомимся с сюжетом и характерными персонажами поближе:

Старик – простой крестьянин, вдовец, который снова женился и привел в дом злую мачеху для своей дочурки. Больше всего на свете старик боялся колкого языка новой женушки и подчинялся всем ее приказам.

Старуха – злющая и ворчливая мачеха. По законам жанра она холит и лелеет свою доченьку, а всю черную работу сваливает на бедную сиротку. Задумала мачеха погубить неродную дочь и отправила ее со стариком в лес. Только просчиталась вредная баба, и вернулась из леса девчушка с дорогими подарками от щедрого Морозко.

Старухина дочь – ленивая и завистливая девушка. Целый день лежала на печи, а как узнала, что сводная сестрица получила подарки, так сразу в лес засобиралась. Только бездельницам и злым на язычок девочкам ничего от Морозко не достанется!

Падчерица главная героиня сказки. Всегда безропотно подчинялась судьбе и трудилась не покладая рук. Когда добрый Морозко устроил испытание холодом, она не перечила и терпела лютый мороз, пока не пробрал ее до самых косточек. За труд и стойкий характер получила девочка теплые одежды и дорогие подарки.

Дворовый пес – предвещал в доме беду. Если собака постоянно лаяла, то хозяина воспринимали это как недобрый знак и всегда прислушивались к четвероногим сторожам.

Сказка про Морозко и добрая, и трагичная одновременно. Она снова и снова доказывает детворе, что просто так в жизни ничего не дается! Чтобы получить ларец с несметными богатствами, нужно сильно потрудиться, а может быть и пройти суровые, опасные для жизни испытания.

Знакомство со сказкой через иллюстрации

Чтобы понять мудрость настоящей русской сказочки и окунуться в атмосферу предстоящего Нового Года, тест на страничке сопровождается красивыми картинками . Некоторые из рисунков выглядят очень реалистично! Как будто волшебник-фотограф перенесся в стародавние времена и запечатлел сцены простого деревенского мира. Это умелые мастера из прославленных сел Федоскино, Мстеры, Холуя через лаковую миниатюру передали красоту и волшебство .



Похожие статьи
 
Категории