Наташа ростова у постели умирающего князы андрея, что значила для неё эта встреча и что возрождает её к жизни? Л.Н. Толтой "война и мир"

03.03.2019

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ю.В.Лебедев "Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших...
На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа и совершается перелом во взглядах, аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер...
Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея , так сильно любимая и милая Наташа , променяла Болконского на "дурака" Анатоля?...

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы...
Толстой начинает свой роман Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого ...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде....

Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 "в". Москва, 1999 г. План I. Введение. Обоснование...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой

Творческий путь Л. Н. Толстого План Введение. Обоснование выбора темы. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого . Появление писателя в...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь ", данное ему солдатами полка.
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой , с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву заставляет сбросить с подвод семейное... ...

Толстой Лев Николаевич М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного...
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа , с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
В деревенские картины "Воскресения" Толстой вложил такое знание крестьянского труда, быта, психологии, такую любовь к народу, что по одному этому роману можно назвать Т... ...

Для исследовательской работы я выбрала тему "Роман "Война и мир" нравственные и философские искания Л.Н. Толстого ". Меня привлекает изображение...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество, которое является символом лживости...
У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается "внутренний огонь", тот огонь любви , который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который... ...

Толстой : Война и мир. Том 2 Часть 1 В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет...
Накануне своего отьезда из Петербурга князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе , что посвятил Пьера в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его...
Наташа рассказывает ему свой "роман " с князем Андреем , а на вопрос, любит ли она Болконского , отвечает:...

Лев Николаевич Толстой . Очерк жизни и творчества Ранчин А. М. Лев Толстой : Начало пути. Ранняя проза Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 ...
Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский , а повествование продолжается.
Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой , охоту старого графа Ростова... ...

Толстой : Война и мир. Том 1 Часть 1 Июль 1805 года. В петербургском салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собираются гости, высшее общество. "Быть...
В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея Болконского ) и его дочь Марья , сестра Андрея .
Старый Болконский понимает, что его дочь некрасива, что ей вряд ли удастся выйти замуж по любви , и удивляется, зачем ей вообще выходить замуж: ведь перед глазами призер "маленькой... ...

Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество...
Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский , Стива
В книге содержится большое количество интереснейших деталей, характеризующих взаимоотношения в семье родителей Толстых , его обоих дедов: графа Ильи Андреевича Толстого и князя ... ...

Дворянское общество в романе "Война и мир" Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к...
Князь Андрей Болконский , в отличие от Курагиных, совершает поступки, всегда исторически обоснованные и убедительные; неправдоподобие этого персонажа Толстой выражает иными...
Ради удовольствия Наташи - и всех читательниц вместе с нею - Толстой даже одел князя Андрея в белый кавалерийский мундир, предпочтя забыть, что герой с 1806 года служил в ополчении... ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №133 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г...
Толстым старому князю Болконскому и чете Ростовых : их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний...
Толстой как и княжна Марья чувствует себя грешником: больше любит язычницу Наташу , чем христианку княжну Марью ....

Романы Б. Акунина и классическая традиция Андрей Ранчин Предуведомление Мнение о том, что произведения Бориса Акунина, принадлежащие к детективному...
... предаются садомазохистским удовольствиям, в Москве 1896 года ("Коронация, или Последний из романов "), путешествие по подземным улицам и переулкам Москвы и нежеланное знакомство с...
Так, если Денисову приданы некоторые черты характера и биографии Дениса Давыдова, то для образа Андрея Болконского или для образов персонажей из семейства Курагиных существенно... ...

Портреты героев романа Толстого "Война и мир" Подготовил Сергей Голубев Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу "не...
Болконский Андрей - один из главных героев романа , князь , сын Н. А. Болконского , брат княжны Марьи . "...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими...
После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея , намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль....

Мир символов в "Войне и мире" Л.Н. Толстого : несколько разъяснений Ранчин А. М. Лысые Горы: к символическому значению топонимики в "Войне и мире...
Естественная привязанность к жизни и страх смерти борются в душе князя Андрея с представлением о чести, с гордостью - чувством, в главном все-таки, по Толстому , ложным, - с тем...
И старого князя , и князя Андрея отличают и рационалистичность сознания (по Толстому , духовно не плодотворная, в противоположность естественности простоты Пьера и правде интуиции... ...

Толстой : Война и мир. Том 3 Часть 1 С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей...
Жюли также сообщает Безухову о смерти старого князя Болконского и б приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым , перевирая...
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых , на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского , и доктор должен был признаться, что он не... ...

Толстой : Война и мир. Том 4. Часть 1 "Петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать...
Узнав, что князь Андрей находится у Ростовых , княжна Марья выезжает к ним в Ярославль.
В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе , об Андрее , об их любви и "то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это"-Пьер начинает часто бывать у... ...












Включить эффекты

1 из 12

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" представляет собой набор изображений с главной героиней романа "Война и мир", Наташей Ростовой. Наташе по душе русские обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске.

  1. Дети Ростовых
  2. Встреча в Отрадном
  3. На охоте
  4. У дядюшки
  5. Пляска Наташи
  6. Увлечение Курагиным
  7. После смерти князя Андрея

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"

Наташи Ростовой

в романе Л.Толстого

"Война и мир"

Слайд 2

Дети Ростовых

Дети Ростовых

Слайд 3

Встреча в Отрадном

Встреча в Отрадном

Слайд 4

Ночь в Отрадном

Ночь в Отрадном

Слайд 5

На охоте

  • Слайд 6

    У дядюшки

    У дядюшки

    Слайд 7

    Пляска Наташи

    Пляска Наташи

    Слайд 8

    Первый взрослый бал Наташи

    Первый взрослый бал Наташи

    Слайд 9

    Увлечение Курагиным

    Увлечение Курагиным

    Слайд 10

    • Так это не правда, что он женат?
    • Нет, это правда.
  • Слайд 11

    У постели умирающего князя Андрея

    У постели умирающего князя Андрея

    Слайд 12

    После смерти князя Андрея

    После смерти князя Андрея

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Конспект урока литературы

    Цель урока :

    Оборудование:

    презентация;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Л.Н.Толстой

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    ».

    см. 2-ой эпиграф .

    ?

    Итак, первая встреча с Наташей.

    )

    13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? ()

    2) Встреча в Отрадном (

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    !

    *

    4) Эпизод «У дядюшки»

    5) Сцена пляски Наташи ()

    *

    *

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17

    *

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    ()

    !

    !!!

    ?

    ?

    !

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    ?

    !

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    пилог X гл. )

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Литература:

    Приложение

    Приложение

    »

    Конспект урока литературы

    Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Цель урока :

    углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.

    Оборудование:

    презентация;

    фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;

    ОСК «Наташа Ростова»;

    иллюстрации;

    записи на доске:

    а) темы урока;

    б) эпиграфы:

    Люди, как реки…

    Л.Н.Толстой

    Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

    Л.Н.Толстой

    Сущность её жизни [Наташи] - любовь.

    Л.Н.Толстой

    требования к положительным героям Л.Н.Толстого.

    Ход урока

    Оргмомент

    Слово учителя.

    Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих ».

    Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф .

    ? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)

    Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

    Итак, первая встреча с Наташей.

    1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54 )

    В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? �(13-летняя девочка -R )

    Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься… )

    2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

    Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

    Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.

    3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II )

    («Лунная соната» Бетховена )

    Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

    ! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

    * Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.

    Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»

    4) Эпизод «У дядюшки»

    Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.

    5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица )

    (В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

    * Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)

    * Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.

    6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17 ) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

    * Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.

    В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

    (Кадры из х/ф С.Бондарчука )

    Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

    Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

    (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе )

    ! Но в любви нельзя думать только о себе!

    !!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.

    ? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?

    ? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

    ! Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!

    ! Она сама себя судит!!!

    События!!! Война 1812 года

    (Видеофрагмент )

    7) У постели умирающего князя Андрея

    ? - Что же возрождает Наташу к жизни?

    Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.

    Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.

    ! Проснулась любовь и проснулась жизнь.

    * Патриотизм (1812 - подводы)

    К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл. )

    Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.

    Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.

    Итог: ОСК «Наташа Ростова»

    Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.

    Литература:

    №3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/

    Приложение

    Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)

    1) Каждый положительный герой важен как частица народа;

    2) Живут больше сердцем, чем разумом;

    3) Патриоты, близость к природе;

    4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.

    Приложение

    В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит… »

    Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».

    Скачать конспект

    Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание», - говорил Л.Н. Толстой

    Наташа-то и есть подлинная душа Толстого

    (В. В. Вересаев)

    Писательница 60-х гг. 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Н. Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

    «Сущность её жизни - любовь», - скажет Л.Н. Толстой

    И.А. Гончаров

    Идеал женщины

    А.С. Пушкин

    «Люди, как реки…» или «диалектика души»

    • Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)
    • Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)
    • Эпилог романа (т.4)

    Первая встреча с Наташей - именины у Ростовых (т.1, ч.1, гл.7-10, 15-17)

    В чём прелесть героини и её обаяние?

    Ей 13 лет…

    Сцена ночи в Отрадном (т.2, ч.3, гл.2)

    Отрывок «Князь Андрей, невесёлый…. - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»

    Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном

    имела несколько вариантов.

    По одному из них уже здесь возникли

    их чувства друг к другу. Почему Толстой отказывается впоследствии от этого?

    Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев?

    Близость к природе, к народу (Элен, А.П. Шерер, Жюли Карагина - в поле, в лесу?)

    Эпизод «У дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7)

    «песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…»

    Главное в человеке: единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым

    Первый бал Наташи Ростовой (т.2, ч.3, гл.16-17)

    Сцена охоты (т.2, ч.4, гл.3-6)

    Что нового узнаем о Наташе, и в чём она остаётся той

    Наташей, которую знали до этого?

    Эпизод с Анатолем Курагиным (т.2, ч.5, гл.8-18)

    Ей 17 лет…

    Это «узел», по словам Толстого…

    Отъезд из Москвы семьи Ростовых (т.3, ч.3, гл.12-17)

    1) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу

    его распоряжения забирать раненых?

    2) Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно – счастливом»

    оживлении Наташи.

    Почему именно это состояние она испытывает?

    Эпизод «У постели умирающего князя Андрея» (т.3, ч.3, гл.31-32)

    «Он слишком хорош для этого мира» - ?

    Эпизод «После смерти князя Андрея» (т.4, ч.1, гл.15)

    С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

    Что же возрождает Наташу к жизни?

    «…Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»

    Эпилог романа (т.4)

    Чего добилась в жизни Наташа Ростова?

    «Черты её лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души совсем не было видно... Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь»

    «Что нужно для счастья?

    Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»

    Л.Н. Толстой

    Эпилог, ч.1, гл.10

    «Я не жил прежде. Теперь только я живу»

    (князь Андрей)

    «У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

    «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка»

    «Все любовались ею…»

    Ряд содержательных эпизодов в романе "Война и мир" исключительно образно и емко раскрывает перед читателем наиболее запоминающиеся черты характера Наташи Ростовой, которая сумела не только пройти через выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания, но и найти в себе силы внутренне возродиться и начать жить ради других. Смерть князя Андрея настолько потрясла Наташу и Марью, что они "не смели взглянуть в лицо жизни". Однако вскоре Марья нашла в себе силы подчиниться внешним обстоятельствам, потребовавшим от нее самых решительных действий. Наташа же совершенно отстранилась от людей, поглощенная только своим горем. Так, она постоянно вызывала в памяти картины болезни и смерти Андрея ("Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни"). Толстой посвящает этому состоянию героини всю первую главу. Он называет горе Наташи "сладким", как бы подчеркивая этим невозможность подобного положения для своей героини. Толстой намеренно завершает главу словами Дуняши, вбежавшей в комнату Наташи: "Несчастье о Петре Ильиче..." Так в статичную атмосферу самосожаления и погружения в личную трагедию, врывается подлинная действительность, живущая по своим, часто неумолимым, законам.

    Поначалу известие о несчастье даже не тронуло всегда такую чуткую и отзывчивую Наташу. Уйдя в себя, она "испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи". И тут происходит что-то неожиданное. "Какое там у них несчастие..?" Прежний ритм пассивной созерцательной опустошенности героини вдруг исчезает, уступая место всплеску деятельной, живой энергичности. "Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи", словно что-то ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль, и в то же время ощутила "освобождение от запрета жизни, лежащего на ней". В результате она смогла забыть себя и свое горе. Наташа снова стала жить для других. Она поняла, что близкие нуждались в ее любви, неутомимой деятельности и неуемной жажде жить. Автор выражает это словами: "Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение ".

    Толстой не единожды подчеркивал, что Наташа центральная и главенствующая фигура в семье. Здесь можно хотя бы вспомнить поведение маленькой Наташи на именинах и ее действия во время отъезда из Москвы. Будучи решительной личностью, она умеет подчинить себе окружающих. В то же время Наташа выражает в себе самое лучшее начало в семье Ростовых, а именно жертвенность. Точно также поступит Николай, когда вернется из армии в разоренное неприятелем родовое имение. Для Ростовых семья воплощает не просто родственные чувства, обычно испытываемые друг к другу, но, в первую очередь, стремление помочь в беде и объединиться ради общего благополучия любящих людей. Совсем не случайно Толстой делает семью Ростовых идеалом семейной жизни.

    Далее писатель раскрывает перед читателем еще одну положительную черту характера Наташи - способность видеть свои ошибки. После событий, связанных с несостоявшимся побегом с Анатолем Курагиным, героиня горячо молиться, чтобы очистить свою душу. Она смотрела на мать, "и в лице ее была только мольба о прощении и любви". Характер героини отличает горячая любовь к матери, ко всем людям, к жизни. Это не может не вызвать самые искренние, самые добрые симпатии по отношению к ней. "Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни..." Это отчетливо динамичное предложение психологически точно передает энергичный характер Наташи, ее способность принести себя в жертву, что она вскоре и делает, когда в течение трех недель не отходит от матери и все время разговаривает с ней, "потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню". Именно этими двумя простыми словами "нежный", "ласковый" Толстой передает теплоту души Наташи в отношении к матери.

    После потери любимого человека, Наташа не хотела замечать, что ее окружают люди, нуждающиеся в любви, заботе и ласке. Она не воспользовалась своим редчайшим даром - способностью любить и отдавать себя и свою любовь людям. "Проснулась любовь, и проснулась жизнь", - еще раз подчеркивает автор, утверждающий, что счастье человеческое не в приобретении, а в возможности дарить людям все то, чем наделен сам. Наташа олицетворяет собой лучшее женское начало, являющееся, по мнению Толстого, основой и опорой человеческого бытия.

    Нелепая смерть Пети, самого младшего из семьи Ростовых, невольно отодвинула обиду, которую Наташа затаила на Марью, готовившуюся к отъезду. "Новое несчастье еще более сблизило их", - отмечает автор. Между героинями "установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами".

    "...Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри", - этими словами Толстой завершает четвертую главу романа. Эта развернутая метафора только придает повествованию особую эстетическую красоту, но и удивительно точно передает психологическое состояние Наташи в один из труднейших периодов ее жизни.



  • Похожие статьи
     
    Категории