Николай николаевич фигнер. Создание «Народной воли»

28.02.2019

Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом т-ре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.
Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер.

Литература: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974.

А. П. Григорьева.


Смотреть значение Фигнер Н.Н. в других словарях

Фигнер Вера Николаевна — (25 июня 1852, Мамадышский уезд Казанской губернии, – 15 июня 1942, Москва). Из дворян. В 1871 занималась в Казанском университете. В 1872-75 обучалась в Цюрихском и Бернском университетах,........
Политический словарь

Фигнер — Медея Ивановна (1859-1952) - российская певица (драматическоесопрано), по происхождению итальянка. Жена Н. Н. а. Пела вМариинском театре (1887-1912). Первая исполнительница партий........
Большой энциклопедический словарь

Фигнер — 1
Советская историческая энциклопедия

Фигнер Александр Самойлович — Фигнер (Александр Самойлович, 1787 - 1813) - известный партизан. Воспитывался во 2-м кадетском корпусе; в 1805 г. назначен в войска Англо-русской экспедиции в Средиземном море.........
Исторический словарь

Фигнер Вера Николаевна — Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для........
Исторический словарь

Фигнер Медея Ивановна — - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене........
Исторический словарь

Фигнер Николай Николаевич — Фигнер (Николай Николаевич) - известный русский певец-тенор; родился в 1857 г., воспитывался в морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта,........
Исторический словарь

Фигнер, Александр Самойлович — - знаменитый партизан Отечественной войны, потомок древней немецкой фамилии, выехавшей в Россию при Петре I, род. в 1787 г., умер 1 октября 1813 г. Дед Ф., барон Фигнер фон Рутмерсбах,........

Фигнер, К. И. — сенатор; † в мае 1880
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Медея Ивановна — (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) - арт. оперы (меццо-сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл.........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Николаевич — - известный русский певец-тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской,........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Самойлович — ротмистр Мариупол. гусарского полка, партизан; р. 1787, † 1812
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Самуил Самуилович — ст. сов., псковский вице-губернат., 1809-1811
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Фридрих — медик в русской службе с 1749 г., значился служащим 1794
Большая биографическая энциклопедия

Русский певец, антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер. Искусство этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании того типа певца-актера, который стал примечательной фигурой русской оперной школы.

Когда-то Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя».

А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально-сценического искусства».

Николай Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21 февраля 1857 года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему закончить там курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский корпус, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года Николай был выпущен гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с чином лейтенанта.

Его морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем обычных. Николай влюбился в бонну-итальянку, служившую в семье его знакомых. Вопреки правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.

Начался новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в биографии Фигнера. Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую консерваторию. На консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения И.П. Прянишников берет Фигнера к себе в класс.

Однако сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему понять, что у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой затеи. Фигнер, очевидно, был другого мнения о своем даровании.

За короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному заключению. «Мне нужны время, воля и работа!» - говорит он себе. Воспользовавшись предложенной ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка, уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти признание у прославленных вокальных педагогов.

"Добравшись до Христофоровой галереи в Милане - этой певческой биржи, - Фигнер попадает в лапы какого-то шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро оставляет его не только без денег, но и без голоса, - пишет Левик. - О его горестном положении узнает какой-то заштатный хормейстер - грек Дерокзас - и протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть месяцев приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.

Начиная карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек, ко всему внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для того, чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в Италии может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого мышления, реализм исполнения - вот те вехи, на которые он ориентируется. Он прежде всего начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и определять границы того, что называется хорошим вкусом.

Фигнер отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не владеют речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они ждут арии или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или всяческих звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом соблазнительных по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда поют их партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу, выражающим кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным голосом, главным образом для того, чтобы их было слышно. Фигнер вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о достоинствах певца, что они нередко вредны для общего художественного впечатления и часто идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами стоят и лучшие русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы Сусанина, Руслана, Олоферна.

И первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, - это необычная для того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом… Вторая особенность фигнеровского пения - верный расчет света и тени, сочного тона и приглушенного полутона, ярчайших контрастов.

Как бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел держать слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей звучности, минимум каждого звука в отдельности - ровно столько, сколько необходимо, чтобы певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и чтобы до слушателя доходили тембровые краски".

Не прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней - в «Фаусте». Его сразу заметили. Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот только один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста» (Феррара) в 1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично, без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют священный“, в отрывке, в котором он превосходен, артист дает грудное „до“ такое чистое и звонкое, что вызывает самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в любовном дуэте и в трио финальном также были удачные моменты. Однако, поскольку средства его хотя и не безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность, - желательно, чтобы таким же чувством и таким же подъемом были насыщены и другие моменты, в частности пролог, который требовал интерпретации более горячей и убедительной. Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро одарен, он сможет - при условии тщательно подобранного репертуара - далеко продвинуться на своем пути».

После гастролей по Италии Фигнер выступает в Испании, совершает турне по Южной Америке. Его имя очень быстро стало широко известным. После Южной Америки следуют выступления в Англии. Так Фигнер в течение пяти лет (1882-1887) становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.

В 1887 году его уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. Тогда высший оклад артиста Мариинского театра составлял 12 тыс. рублей в год. Контракт, заключенный с четою Фигнер с самого начала, предусматривал оплату 500 рублей за спектакль при минимальной норме 80 выступлений за сезон, то есть составлял сумму 40 тыс. рублей в год!

К тому времени Луиза была покинута Фигнером в Италии, там же осталась и его дочь. В гастрольных скитаниях он встретился с молодой итальянской певицей Медеей Мей. С ней Фигнер и вернулся в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская пара образовала поистине идеальный вокальный дуэт, долгие годы украшавший столичную оперную сцену.

В апреле 1887 года он впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью.

Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Так известный юрист А.Ф. Кони писал: "Н.Н. Фигнер в роли Германа сделал удивительные вещи. Он понял и представил Германа как целую клиническую картину душевного расстройства… Когда я увидел Н.Н. Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он верно и глубоко изобразил безумие… и как оно у него развивалось. Если бы я был профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н. Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели налицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич, где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?“ - „Нет, не читал и не изучал, просто мне кажется, что это должно быть так“. Вот это интуиция…»

Конечно, не только в роли Германа проявилось его замечательное актерское дарование. Столь же захватывающе правдивым был и его Канио в «Паяцах». И в этой роли певец умело передавал целую гамму чувств, достигая на коротком отрезке одного акта огромного драматического нарастания, завершавшегося трагической развязкой. Сильнейшее впечатление оставлял артист в роли Хозе («Кармен»), где все в его игре было продуманно, внутренне оправданно и вместе с тем озарено страстью.

Музыкальный критик В. Коломийцев писал в конце 1907 года, когда Фигнер уже завершил свои выступления:

"За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге он спел очень много партий. Успех не изменял ему нигде, но особенно подходил к его артистической индивидуальности тот именно репертуар «плаща и шпаги», о котором я говорил выше. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся - менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности. Но, повторяю, личные, весьма яркие качества этого артиста очень шли к лучшим партиям его репертуара; к тому же не следует забывать, что сами эти специфически теноровые партии, по существу, своему, весьма однородны.

В операх Глинки Фигнер, если не ошибаюсь, не появлялся ни разу. Не пел он и Вагнера, если не считать малоудачной попытки изобразить Лоэнгрина. В русских операх бесспорно великолепен он был в образе Дубровского в опере Направника и особенно Германа в «Пиковой даме» Чайковского. А затем это был несравненный Альфред, Фауст (в «Мефистофеле»), Радамес, Хозе, Фра-Дьяволо.

Но в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение".

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. Большинство слушателей считали, что причиной этого стал развод с женой в 1904 году. Причем виновата в разрыве была Медея. Фигнеру оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене…

В 1907 году состоялся прощальный бенефис Фигнера, покидавшего оперную сцену. «Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой».

Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.

Вера Николаевна Фигнер

Запечатленный труд

Воспоминания

в двух томах

Вера Николаевна Фигнер и ее «Запечатленный труд»

В русском революционном движении женщины сыграли выдающуюся роль. Провозвестницами явились декабристки, далекие от революции и политики, но мужественно разделившие тяжесть изгнания с мужьями-революционерами. Бурный процесс женской эмансипации в России 60-х годов породил первых, еще немногочисленных активных борцов среди женщин. Лучшие из них - Е. Л. Дмитриева, А. В. Корвин-Круковская - стали защитницами первой в мире пролетарской революции - Парижской коммуны 1871 года.

Эпоха «действенного народничества» активизировала роль женщины в общественном движении в еще невиданных размерах. Имена трех стали известны всему миру: Софьи Перовской, первой женщины, казненной царем в 1881 году по политическому процессу; Веры Засулич, выстрел которой в петербургского градоначальника Трепова послужил сигналом к новому подъему в народническом движении; Веры Фигнер…

Замечательная русская революционерка-народница Вера Николаевна Фигнер прожила долгую и необыкновенную жизнь. Родилась она в 1852 году - в царствование Николая I. Лучшие годы жизни отдала борьбе с его наследником Александром II. Александр III и Николай II «наградили» ее десятилетиями крепостей, ссылки, гонений.

Фигнер было 9 лет, когда отменили крепостное право. И лишь несколько месяцев не дожила она до 25-й годовщины Советской власти.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю Веры Николаевны, - полная опасностей жизнь в революционном подполье, утрата близких людей, гибель любимого дела и крушение многих идеалов, 22-летнее одиночное заключение - не сломили ее. Лучшее свидетельство тому - воспоминания Веры Фигнер «Запечатленный труд».

В. Н. Фигнер удалось «запечатлеть» - и запечатлеть ярко, талантливо - целый период в истории русской освободительной борьбы. Ее воспоминания незаменимый исторический источник.

Блестящая плеяда революционеров-народников дала много мемуаристов. Воспоминания О. В. Аптекмана, Н. А. Морозова, М. Ф. Фроленко и других широко известны. Но среди различных воспоминаний есть такие, которые собирают и концентрируют все самое характерное своего времени, становятся как бы зеркалом эпохи. Для 30-60-х годов XIX века такой книгой была «Былое и думы» А. И. Герцена, для 70-х - начала 80-х годов - «Запечатленный труд» В. Н. Фигнер, получивший не только всероссийское, но и всемирное признание.

Вера Николаевна писала так же, как говорила: глубоко правдиво, просто, сдержанно, сурово. Полное драматизма содержание книги, связанное единым стилем и настроением; мастерство художника, оживляющего картины прошлого и людей, давно ушедших из жизни; одухотворенность и моральная чистота автора выдвигают «Запечатленный труд» в число выдающихся историко-литературных произведений.

В. Н. Фигнер была по существу «особенным человеком» - из числа тех, которые, по словам Н. Г. Чернышевского, «двигатели двигателей», «соль соли земли». Он писал, что встретил за свою жизнь восемь таких людей, в том числе двух женщин, что в их характерах не было ничего общего, кроме одной главнейшей черты - целеустремленности.

Совесть, честность, образ мышления Веры Фигнер были, как у многих. Но образ мышления ее никак и никогда не разделялся с образом действий. Ее цель - революция, уничтожающая царизм и приносящая освобождение народу, и на пути к цели не было страха и колебаний. Поэтому нет сомнений в искренности слов революционерки, написанных уже из тюрьмы в ожидании смертного приговора: «Сказать по правде, я считаю, что моя жизнь была счастливой (с моей точки зрения), и больше я и не требую».

***

Семья, детские годы, учеба, противоречивые влияния юных лет, формирование характера и мировоззрения, вступление в революционное движение и, наконец, «сердцевина» воспоминаний, 1876–1883 годы, - время активной революционной деятельности В. Н. Фигнер, кончающееся арестом, - таково содержание первой книги «Запечатленного труда».

Вера Николаевна вышла из замечательной семьи. Шестеро детей - и никто не прошел по жизни бесследно. Три сестры - Вера, Лидия и Евгения - стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, и много сил отдала культурно-просветительной работе. Брат Николай стал выдающимся певцом, другой брат, Петр, - крупным горным инженером.

В детстве и юности будущей революционерки трудно найти обстоятельства, давшие толчок для развития исключительных качеств, - так, как она, жили и воспитывались сотни девушек из дворянских семейств. Среди других ее отличали характер - прямой, честный и живой, прекрасные способности, острый, любознательный ум. Благоприятное окружение прогрессивно мыслящих людей (хотя и в рамках умеренного либерализма) и передовая литература довершили дело.

Вера Николаевна принимает решение стать врачом, поселиться в деревне и лечить крестьян. Ей казалось, что именно на этом поприще она сумеет принести наибольшую пользу народу, облегчить его жизнь. Но двери высших учебных заведений России были закрыты для женщин, и Фигнер едет в Швейцарию, где в 1872 году становится студенткой Цюрихского университета.

В начале 70-х годов Швейцария была центром русской эмиграции. В 1870 году группа революционеров во главе с Н. И. Утиным создала в Женеве Русскую секцию I Интернационала, представителем которой в Генеральном Совете стал Карл Маркс. В Швейцарию приезжали наиболее видные лидеры революционного народничества: П. Л. Лавров, теория которого о неоплатном долге народу была весьма популярна среди передовой интеллигенции; М. А. Бакунин - кумир молодежи, анархист-бунтарь, побывавший в саксонских, австрийских и русских тюрьмах, бежавший из далекой Сибири; русский бланкист П. Н. Ткачев.

Эмиграция была своеобразным проводником западноевропейских революционных идей в России. Деятельность I Интернационала, руководимого К. Марксом и Ф. Энгельсом, Парижская коммуна имели большой резонанс в революционно-демократических кругах России.

70-е годы XIX века были временем победоносного утверждения марксизма в Западной Европе.

В России 70-х годов, недавно вступившей на путь капиталистического развития, где пролетариат начинал формироваться в самостоятельный общественный класс, а рабочее движение было в зародыше, главным направлением освободительного движения стало народничество. Народники довольно широко были знакомы с «Капиталом» Маркса, но считали идеи его приемлемыми только для Западной Европы. Те из них, которые глубже разобрались в учении Маркса, не находили вокруг себя общественной силы, на которую можно было бы опереться, и, следовательно, оказывались в бездействии.

Ве́ра Никола́евна Фи́гнер (по мужу Фили́ппова; 25 июня (7 июля) 1852, деревня Христофоровка, Тетюшский уезд, Казанская губерния -15 июня 1942, Москва) - русская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка.
Родной брат Николай - выдающийся оперный певец, младшая сестра Лидия - революционерка-народница.

Биография
Родилась в семье Николая Александровича Фигнера (1817-1870), штабс-капитана в отставке с 1847 года. Служил в Тетюшском уезде Казанской губернии по ведомству Министерства государственных имуществ, получил чин губернского секретаря, затем лесничим в Тетюшском и Мамадышском лесничествах. Был женат на Екатерине Христофоровне Куприяновой (1832-1903). У них было шесть детей: Вера, Лидия, Пётр, Николай, Евгения и Ольга.
В 1863-1869 годах обучалась в Казанском Родионовском институте благородных девиц. В этом заведении уделялось особое внимание религиозному воспитанию учащихся, но Вера становится убеждённой атеисткой, вынеся, однако, из Евангелия «некоторые принципы», такие, как «отдача себя всецело раз избранной цели» и «другие высшие моральные ценности», которые она впоследствии увязала именно с революционной работой. Поступила в Казанский университет.
С 18 октября 1870 года (венчались в сельской церкви в Никифорово) замужем за судебным следователем Алексеем Викторовичем Филипповым. Вместе с супругом выехали в Швейцарию с целью завершить ей там медицинское образование (брак был для раннего русского феминизма типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути).
В 1872 году Вера Фингер поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где познакомилась с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг неё кружком русских студенток (так называемых «фричей»). «Все студентки были от неё без ума», утверждал В. К. Плеве, директор Департамента полиции и будущий министр внутренних дел. В 1873 году изучала с ними политэкономию, историю социалистических учений и революционного развития в Европе. Утверждала, что её любимый литературный герой - Рахметов.
Есть натуры, которые не гнутся, их можно только сломить, сломить насмерть, но не наклонить к земле. К числу их принадлежит Вера Николаевна…
С. Иванов

«Просто „обожал“, буквально обожал до религиозного экстаза» Веру Фигнер Глеб Успенский. Весть об её аресте потрясла его: «Он даже зарыдал и долго не мог успокоиться». В день оглашения приговора по делу «14-ти» писатель сумел передать Вере Фигнер, только что осуждённой на смерть, записку: «Как я вам завидую! Глеб Успенский».
В 1874 году перешла на учёбу в Бернский университет, где познакомилась с П. Л. Лавровым и М. А. Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации». В 1875 году, не завершив образования, по требованию коллег по организации вернулась в Россию, где сдала экзамены на звание фельдшерицы и развелась с мужем, не разделявшим революционных взглядов.
С 1876 года - участница «хождения в народ»; вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии. В 1878 году в течение 10 месяцев работала фельдшером в селе Вязьмино Саратовской губернии.
Формально Вера Фигнер не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов» (Александр Иванчин-Писарев, Юрий Богданович, Александр Соловьёв и др.), который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними. В 1879 году участвовала в воронежском съезде землевольцев. После распада «Земли и воли» вошла в Исполнительный комитет организации «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте. Участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). Единственным светлым воспоминанием о пребывании в Одессе для неё осталась встреча с «Сашкой-инженером» (Ф. Юрковским, совершившим по поручению организации ограбление херсонского казначейства), который дал ей прозвище «Топни-ножка». Когда писатель Вересаев спросил о происхождении этой клички, Фигнер лукаво улыбнулась: «Потому что красивые женщины имеют привычку топать ножкой». После убийства Александра II смогла скрыться, оказавшись единственным не арестованным полицией членом организации. Выехав в Одессу, участвовала (вместе со Степаном Халтуриным) в покушении на военного прокурора Стрельникова В. С.
Весной 1883 года в Харькове выдана полиции С. П. Дегаевым, арестована и предана суду. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни.
Я часто думала, могла ли моя жизнь кончиться чем-либо иным, кроме скамьи подсудимых? И каждый раз отвечала себе: нет!
После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости (в частности, с Н. М. Морозовым и др.), организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания.
В 1904 году отправлена в ссылку - вначале в Нёноксу Архангельской губернии, затем - в Казанскую губернию, оттуда - в Нижний Новгород.
В 1906 году получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 году вступила в партию эсеров, из которой вышла после разоблачения Е. Ф. Азефа.
В 1910 году выступила инициатором создания «Парижского комитета помощи политкаторжанам», в ходе его организации сблизилась с Е. П. Пешковой. Комитет ставил целью организовать общественное мнение на Западе на защиту политических заключённых в России и одновременно оказать им материальную помощь, для чего вёл работу в Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии. Денежные взносы поступали из Гамбурга и Бухареста, Неаполя и Чикаго. Сама Фигнер, неплохо освоившая английский и французский языки, постоянно выступала на митингах, в частных домах, на студенческих собраниях. Опубликовала ряд злободневных статей на политические темы в зарубежных журналах. Стиль её статей вызвал одобрение И. А. Бунина: «Вот у кого нужно учиться писать!»
В 1915 году при возвращении в Россию на границе арестована, осуждена и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород. В декабре 1916 года, благодаря брату Николаю, солисту Императорских театров, получила разрешение жить в Петрограде.
Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным. В марте 1917 года участвовала в манифестации солдат и работниц, требовавших равноправия женщин. На приёме, устроенном Председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым, требовала предоставления женщинам избирательных прав на выборах в Учредительное собрание. В апреле 1917 года избрана почётным членом Всероссийского съезда учителей, членом Исполнительного комитета Всероссийского совета крестьянских депутатов; на II съезде Трудовой группы призывала к объединению народнических групп в одну партию.
В мае 1917 года на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была избрана её почётным членом, вошла в состав исполкома этой партии. В июне избрана кадетами кандидатом в члены Учредительного собрания. Была членом так называемого Предпарламента.
18 июня 1917 года подписала воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца».
Октябрьскую революцию 1917 года не приняла.
В мае 1918 года по приглашению своей племянницы Веры Сергеевны Стахевич (дочери сестры Лидии), переехала из голодного Петрограда в село Лугань (Севский уезд, Орловская губерния). После потери своих близких (в Лугани в 1919-1920 годах умерли сёстры Ольга, Лидия, племянница Вера Сергеевна Стахевич) Вера Николаевна осталась одна с годовалым внучатым племянником, сыном В. С. Стахевич - Сергеем. В марте 1920 года из Москвы приехала жена известного ученого-химика, бывшего народовольца А. Н. Баха и увезла Веру Николаевну в столицу. Ребёнка забрала и усыновила другая племянница Веры Николаевны - Татьяна Сергеевна Стахевич, приехавшая за мальчиком с Украины.
В 1920 году написала двухтомный «Запечатленный труд» об истории русского революционного движения.
В середине 1920-х принимала участие в создании Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также в организации его деятельности (в 1928 году имелось не менее 50 филиалов в разных городах), равно как деятельности множества других общественных организаций (около 15).
В 1927 году в числе группы «старых революционеров» обращалась к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии, но её голос не был услышан. В день 80-летия (1932 год) было издано полное собрание её сочинений в 7 томах - рассказ об ужасах жизни в «царских застенках» как раз в то время, когда новая власть создавала новые тюрьмы и карательный аппарат для новых оппозиционеров. Фигнер так и не стала членом Коммунистической партии, хотя люди обычно воспринимали её как коммунистку. Они просили её о поддержке в годы репрессий, она писала обращения к властям, тщетно пытаясь спасти от гибели людей, обращалась за поддержкой к М. И. Калинину, Ем. Ярославскому. Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Оценка заслуг Советским правительством
В 1926 году специальным постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным В. В. Куйбышевым, В. Н. Фигнер в числе восьми других «участников цареубийства 1 марта 1881 года» была назначена персональная пожизненная пенсия.
В 1922 году 70-летие Веры Николаевны было отмечено торжественным заседанием в Музее Революции.
В день 80-летия в 1932 году старейшую революционерку приветствовали ветераны революционного движения Ф. Кон, Емельян Ярославский. Сообщения о чествованиях помещались в центральных газетах.
В 1933 году Постановлением Совнаркома СССР пенсия была увеличена:
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Увеличить размер персональной пенсии участникам террористического акта 1 марта 1881 года: Вере Николаевне Фигнер, Анне Васильевне Якимовой-Диковской, Михаилу Федоровичу Фроленко, Анне Павловне Прибылёвой-Корба и Фани Абрамовне Морейнис-Муратовой - до 400 рублей в месяц с 1 января 1933 года.
8 февраля 1933 года, Москва, Кремль.

Адреса в Санкт-Петербурге
Вторая половина августа - середина сентября 1879 года - доходный дом - Лештуков переулок, 15.
Начало января - 3 апреля 1881 года - конспиративная квартира ИК «Народной воли» - набережная Екатерининского канала, 78, кв. 8.

Память
Именем Фигнер в 1928 году названа малая планета ((1099) Фигнерия).
Мемориальная доска на доме, в котором В. Н. Фигнер отбывала ссылку в 1904-1905 гг. на улице, названной в её честь (село Нёнокса).

Библиография
Написала мемуары «Запечатленный труд» в 3-х томах, которые переиздавались в СССР в 1920-1930-е годы.
Вера Фигнер. Избранные произведения в 3-х т. М.: Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933.
«Запечатленный труд» том 1
«Запечатленный труд» Том 2 Когда часы жизни остановились
После Шлиссельбурга (1929) Том з
Вера Фигнер. Полное собрание сочинений в 7-ми т.
Том 5 Очерки, статьи, речи
Том 6 Письма
Том 7 Письма после освобождения
Стихи В. Фигнер/Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Библиотека поэта. Л., «Советский писатель», 1968
«Процесс 14-ти». Последнее слово В. Н. Фигнер
Письмо В. Н. Фигнер от 17 июля 1932 г.
«Процесс 14-ти». Воспоминания Веры Фигнер

Художественный образ
В 1885 году Надсон, вдохновлённый образом Веры Фигнер и под впечатлением «Процесса 14-ти», написал стихотворение «По смутным признакам, доступным для немногих…»
Баркова, Анна. «Вера Фигнер»
Войнович, Владимир. Степень доверия. Повесть о Вере Фигнер. М.: Политиздат, 1972. (Серия «Пламенные революционеры»). Переиздание: Войнович В. Деревянное яблоко свободы: Роман о переломном периоде в истории России. М.: Эксмо, 2008. - 384 с. - ISBN 978-5-699-29401-5.
Евтушенко, Евгений. Главка «Фигнер» из поэмы «Казанский университет» (1971)
Арцыбашев, Борис. Портрет В. Н. Фигнер

С. Иванов. [Рец. на кн.:] Фигнер В.Н. Запечатленный труд. М.: Задруга, 1921. Ч. 1
Иванов С.А. [Рец. на кн.:] Фигнер В.Н. Запечатленный труд. М.: Задруга, 1921. Ч. 1 / С. Иванов. // Современные записки. 1922. Кн. XII. Критика и библиография. С. 349–360.

Стр. 349
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

BЕPA ФИГНЕР. «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ТРУД». Ч. I. Изд. «Задруга». Москва, 1921 г.

Имя В. Н. Фигнер хорошо известно в русских революционных и прогрессивных кругах. Ей принадлежит одно из видных мест в славной плеяде революционеров 70-х и 80-х годов. Связанная тесными узами дружбы и боевого товарищества с большинством наиболее видных революционных деятелей того времени, В. Н. Фигнер лишь одна из всех их прожила на свободе целых 7 лет (1876-1882), принимая непосредственно самое активное участие во всей деятельности тайного общества «Земля и Воля», а затем партии «Народная Воля». «Кому же, как не мне, - говорит она в предисловии, - проследить в рамках личного участия и преживания (курсив мой) путь, которым шли мои товарищи, отдавшие свою жизнь революционному движению?». Этими словами ясно определяются как содержание книги, так и задания автора. Перед нами - не история революционного движения данного периода, даже не попытка охватить весь цикл его революционных событий и выступлений. О многих из них она упоминает лишь мельком, некоторых совсем не касается и подробно останавливается лишь на тех - правда, очень многочисленных и ярких, - которые тесно переплетаются с ее собственной жизнью и деятельностью. Такое сознательное ограничение сюжета может вызвать некоторое разочарование читателя, потому что именно В. Н. Фигнер была бы способна, может быть, лучше, чем кто-либо, выполнить эту историческую работу. Но зато, с другой стороны, подобный автобиографический характер книги придает ей особое значение. Не говоря уже о том интересе, который вызывает к себе личность автора, все, о чем пишет В. Н. Фигнер, происходило непосредственно на ее глазах, при ее лич-

ном во всем участии, пережито и перечувствовано ею самою, и потому представляет в высшей степени ценный и достоверный материал для будущего историка русской революции.

«Запечатленный труд» есть повесть жизни В. Н. Фигнер с самого ее малолетства до ее заключения в Шлиссельбург. Первая четверть книги вполне автобиографична: в легкой, местами поэтичной форме рисуются картины детства, семейная обстановка и ее влияние на выработку личности автора, институтская жизнь, так мало дававшая уму и сердцу ребенка, вступление в свет и замужество, отъезд в Швейцарию для поступления в университет и те посторонние влияния, которые постепенно привели ее на революционную дорогу. Уже в институте проявляется индивидуальность будущей революционерки, когда уже в старших классах одна из классных дам, выделявшаяся из всех прочих по уму и образованию и вначале очень благоволившая к своей способной воспитаннице, начинает как бы преследовать ее - между ними возникает длительная борьба; и лишь по истечении 3-х лет эта классная наставница неожиданно приглашает к себе девочку-подростка и говорит: «Я устала бороться с вами за влияние на класс. Будем жить мирно». «Эти слова так удивили меня, - говорит В. Н. Фигнер, - что я не нашлась, что ответить: я не сознавала, что между нами идет борьба, да еще за влияние на класс. И это говорила умная, твердая Черноусова мне, которая была девчонкой в сравнении с ней».

17-ти лет В. Н. Фигнер кончает Казанский институт первой, с золотым шифром. Перед молодой красавицей девушкой, материально обеспеченной, открывались блестящие светские перспективы. Но судьба, или, вернее сказать, весь склад ее ума и сердца судили иное. Покидая институт, она несла в душе уже свои самостоятельно выработанные ею императивы. «Согласовать слово с делом, требовать этого согласования от себя и от других. И это стало, - говорит автор, - девизом моей жизни».

Лучшие годы своей жизни отдала В. Н. Фигнер делу борьбы, революции, разрушения. И это тогда, когда не кровь проливать, а любовь расточать жаждало юное сердце. Вот как описывает она те чувства и переживания, которые овладели ею во время ее пребывания в деревне, куда ей удалось поступить на службу в качестве фельдшерицы (сестра ее открыла там же частную школу), и где они скоро приобрели любовь и доверие окружающих. «Такая жизнь, такое отношение к нам простых душ имели такую чарующую прелесть, что мне и теперь приятно вспомнить ее: каждую минуту мы чувствовали, что мы нужны, что мы

не лишние. Это сознание своей полезности и было той притягивающей силой, которая влекла нашу молодежь в деревню, только там можно было иметь чистую душу и спокойную совесть. И если нас оторвали от этой жизни, от этой деятельности, то в этом были виноваты не мы». А между тем жизнь эта была трудная, тяжелая. «Не роскошь - тень роскоши была изгнана из нашего обихода; мы не употребляли белого хлеба, не видали мяса, каждый лишний кусок становился нам поперек горла среди общей бедности и скудости».

И понятно поэтому, какую душевную трагедию, сколько сердечных мук должны были испытать молодые энтузиасты, чистые духом и сердцем, трогательно влюбленные в свое дело, когда им пришлось поневоле прекратить эту столь желанную для них работу и променять ее на тесное подполье с его тайною и вынужденным обманом, закалить свою душу для жестокой борьбы и перековать орало на меч.

Весь этот автобиографический очерк первых 20 лет жизни является как бы вступлением к главной части книги, всецело посвященной тем революционным событиям и той многолетней борьбе, в которой без перерыва 7 лет принимала самое деятельное участие В. Н. Фигнер. Это поистине «Запечатленный труд» в поучение будущим поколениям.

В небольшой заметке трудно даже перечислить тот огромный материал, который дает книга. Перед нами проходит целый калейдоскоп революционных событий, ярких и блестящих, целый ряд актов бесстрашной борьбы, самоотверженной и упорной, которые в свое время потрясали и волновали не только Россию, но и весь цивилизованный мир, приковывая к себе общее внимание.

Русское революционное движение в своем целом, как и всякое длительное социальное явление, имеет свои различные эпохи, из которых каждой присущ свой особый колорит, индивидуальные, так сказать, психологические и моральные признаки. Та эпоха, которую живописует В. Н. Фигнер, характеризуется прежде всего своим ярким идеализмом. Но это не тот мечтательный идеализм, который отрешается от грешной земли и живет в области теоретических умозрений, переходящих в утопию. Это идеализм действенный, тотчас же стремящийся применить свои выводы к реальной жизни, воплотить в нее свои мечты и идеалы. При таком идеализме слово и дело не расходятся между собой.

Первое революционное движение в народ, преимущественно пропагандистское на севере (впередовцы) и бунтарское (бакунисты) на юге, к 1876-му году уже замирало, завершало свой цикл.

«И пропагандисты, и бунтари в своей практической деятельности в народе потерпели фиаско, т. е. как в самом народе, так и в политических условиях страны встретили неожиданные и неодолимые препятствия к осуществлению своей программы... Несмотря на все аресты, часть их все же уцелела, и тогда более опытные из них приступили к оценке прошлого и затем к выработке новых начал революционной тактики».

В результате этого критического пересмотра появилась новая программа, получившая название «народнической».

«В основание ее легла мысль, что русский народ, как и всякий другой, имеет свое самобытное миросозерцание, соответствующее уровню его нравственных и умственных понятий... Необходимо сделать попытку отправляться при революционной деятельности в народе от присущих ему в данный момент стремлений и желаний, и на своем знамени выставить уже самим народом созданные идеалы».

Эти принципы легли в основание общества «Земля и Воля», и сейчас же было приступлено к практическому их осуществлению. Несколько десятков искушенных уже опытом революционеров расселяются по деревням Саратовской, Самарской, Воронежской, Тамбовской и др. губерний в качестве фельдшеров, фельдшериц, волостных писарей, ремесленников и т. д. Таким образом начинается кропотливая работа сближения с народом, привлечения к себе симпатий окружающего населения и революционного на него воздействия. В тоже время горожане приступают к агитации и боевой деятельности: целый ряд демонстраций, рабочих стачек и террористических актов имеет место на протяжении двух последующих годов.

Эта новая народническая программа, включившая в себя некоторый элемент активной политической борьбы, через два года перестала уже удовлетворять, может быть, именно наиболее активную и энергичную часть земдевольцев. Новый опыт постановки культурно-революционной работы, и не только в деревнях, но и в городах ясно показывал, что никакой систематической, планомерной деятельности этого характера в рамках существовавшего полицейского режима быть не может. Окружавшая действительность и усиливавшаяся реакция неуклонно направляли действенных революционеров на определенный, ясно вырисовавшийся путь активной политической борьбы.

«Мы уже ясно видели, - пишет В. Н. Фигнер, - что наше дело в народе опять проиграно. В нашем лице революционная партия потерпела второе поражение, но уже не в силу неопытности своих членов и теоретичности своей программы или же-

лания навязать народу чуждые ему цели и недоступные идеалы. Нет и нет - мы должны были сойти со сцены с сознанием, что наша программа - жизненна, что ее требования имеют реальную почву в народной жизни, и все дело в отсутствии политической свободы... Но вместе с тем мы вносили сознание, что народ понимает нас, что он видит в нас своих друзей. Когда в Вязьмино (место службы В. Н. Фигнер) явились жандармы и полиция, общий говор крестьян был: «Все это потому, что «они» стоят за нас». Когда позднее писарь распустил слух, что мы арестованы, а сестра Евгения повешена, крестьяне ночью отправились к Ермолаевым (соседи-помещики, друзья В. Н. Фигнер) узнать, правда ли это. Они вернулись успокоенные и радостные»... И такое отношение к новым деревенским пришельцам было почти повсеместное.

Но подобная эволюция мнений в недрах «Земли и Воли» совершалась медленно и постепенно, вызывая ожесточенные и страстные споры. «И если так думали Александр Михайлов, Квятковский и их единомышленники, - то в той же петербургской группе «Земли и Воли» наряду с ними находились ярые противники новых взглядов, энергично и упрямо защищавшие прежнюю позицию; таковы были Плеханов и Мих. Попов, со всей резкостью своих ярких индивидуальностей боровшиеся против новшеств». До какой страстности доходила эта борьба двух течений, показывает следующий эпизод, передаваемый В. Н. Фигнер: «Пререкания и распри дошли до апогея, когда весною 1879 года в Петербург приехал Александр Соловьев уже с готовым тайным решением. «Безрезультатна при существующих политических условиях жизнь революционера в деревне», - таков был вывод, сделанный им после опыта пребывания в ней. «Какой угодно ценой надо добиваться изменения этих условий, и прежде всего - сломить реакцию в лице императора Александра II». И он решил, что убьет его. Но для этого ему требовалась помощь, за которой он и обратился к товарищам-землевольцам. «Вопрос о покушении был поставлен в центральной группе..., но при этом сочли необходимым умолчать об имени. В ходе прений было упомянуто, что решение сделать покушение непоколебимо, и никакой отказ не отвратит его. Это... переполнило меру терпения Плеханова и Попова. Возмущенный Попов воскликнул: «Если среди вас найдется Каракозов, то не явится ли и новый Комиссаров, который не пожелает считаться с вашим решением?». На это друг Попова Квятковский, вместе с ним ходивший в народ, крикнул: «Если этим Комиссаровым будешь ты, то я тебя убью». Бурное столкновение кончилось компромиссом: «Земля и Воля» отказывала в помощи покушению,

но индивидуально отдельные члены могли оказать ее». Покушение, как известно, состоялось.

Эпизод этот характерен и показывает, как болезненно нарождалось в среде землевольческой организации новое направление и с каким душевным надломом разрывали люди старую дружбу и связи, расходясь по разным дорогам.

Больше половины книги посвящено истории идей и деятельности партии «Народной воли». Даже краткий пересказ всего этого невозможен. Можно попытаться только отметить некоторые общие психологические признаки, характеризовавшие этот момент.

Новое течение революционной идеологии и тактики не сразу, однако, завоевало себе господствующее положение. «Для того, - говорит В. Н. Фингер, - чтобы сломить оппозицию и дать новым взглядам окончательное преобладание в революционной среде, потребовалось 1-1½ года неутомимой пропаганды и целый ряд ослепительных фактов: общий ропот неудовольствия поднялся при выходе номера «Народной воли» (№ 1), который, указывая на монархию, провозгласил свое «D e l e n d a e s t C a r t h a g o», и единодушный взрыв рукоплесканий приветствовал 1 марта 1881 года». В свою очередь старое течение, воплотившееся в «Черном Переделе», постепенно тихло и замирало, и через 3 года совсем сошло со сцены.

Под знаменами «Народной Воли» собрались наиболее активные и самоотверженные революционные единицы. Требования, предъявляемые к членам партии, были строгие, но от членов Исполнительного комитета они были еще строже и, по словам В. Н. Фигнер, состояли, между прочим, в следующем: «1) в обещании отдать все духовные силы свои на дело революции, забыть ради него все родственные узы и личные симпатии, любовь и дружбу; 2) если это нужно, отдать и свою жизнь, не считаясь ни с чем, не щадя никого и ничего; 3) не иметь частной собственности, ничего своего, что не было бы вместе с тем и собственностью организации, членом которой состоишь; 4) отдавая всего себя тайному обществу, отказаться от индивидуальной воли, подчиняя ее воле большинства»...

«Эти требования, - говорит В. Н. Фигнер, - были велики, но они были легки для того, кто был одушевлен революционным чувством, тем напряженным чувством, которое не знает ни преград, ни препятствий и идет прямо, не озираясь ни назад, ни направо, ни налево. Если бы они, эти требования, были меньше, если бы они не затрагивали так глубоко личности человека, они оставляли бы неудовлетворенность, а теперь своею строгостью и высотой они приподнимали личность и уводили ее от всякой обы-

денности; человек живее чувствовал, что в нем живет и должен жить идеал».

Так это и было на самом деле. От всей книги В. Н. Фигнер, от рассыпанных по ней эпизодов борьбы небольшой кучки людей с могущественным противником, несмотря на всю простоту рассказа, веет героическим. Из числа 28 членов Исполнительного комитета, так сказать, основоположников «Народной воли», к началу 1883 г. уцелели только 4. Остальные уже легли костьми, завершив свою жизнь на виселице или вымирая быстрым темпом в казематах Алексеевского равелина и Трубецкого бастиона.

Все лишения, все тяжести нелегальной жизни переносились просто и безропотно, как нечто вполне естественное и неизбежное, и не день и два, а месяцы и годы. С. Л. Перовская после 1 марта, истомленная и измученная тяжкими нервными переживаниями этого момента, в ожидании близкой казни своих близких друзей, предпочитала странствовать и ночевать по своим личным знакомым, чем рисковать, может быть, провалить своим приходом одну из нескольких безопасных конспиративных квартир, существовавших тогда в Петербурге. За два дня до своего ареста она пришла вечером к В. Н. Фигнер. «Верочка, можно у тебя ночевать? - спросила она, - рассказывает В. Н. Фигнер. - Я смотрела на нее с удивлением и упреком: «Как это ты спрашиваешь, разве можно об этом спрашивать?» Я спрашиваю, - отвечала Перовская, потому что, если в дом придут с обыском (тогда шли массовые обыски), то тебя повесят. Обняв ее и указывая на револьвер, который лежал у изголовья моей постели, я сказала: «С тобой или без тебя, если придут я буду стрелять»... Такова была душа Перовской, частицы души ее, потому что только частица ее была приоткрыта мне: в то спешное время мы слишком поверхностно относились к психологии друг друга, мы действовали, а не наблюдали».

Тот идеализм, которым была проникнута психология большинства революционеров того времени, экстаз борьбы и невольное приучение себя к мысли о возможности и даже неизбежности скорой гибели и смерти, налагали на многих особый отпечаток «жертвенности» и «обреченности». Отпечаток этот не наблюдался извне, но как-то чувствовался, ощущался и зачаровывал других. Характеризуя Суханова и описывая свое первое знакомство и дальнейшее сближение с ним, В. Н. Фигнер говорит: «Суханов был человек, которого невозможно было не любить. Он принадлежал к числу тех, которых, чем больше узнаешь, тем более любишь. Глубоко честный и бескорыстный, совершенно лишенный честолюбия, он был правдив и прямоду-

шен до такой степени, что приходилось удивляться, как такая личность, чистая, как хрусталь, могла сложиться среди окружающей лжи, обмана и лицемерия»...

... «После первой встречи с ним мы (В. Фигнер, Перовская и Желябов) стали видаться часто, и темой разговоров были, разумеется, общественные и революционные вопросы, те партийные интересы, которыми мы, народовольцы, только и жили. Хотелось эти вопросы и интересы сделать и для него такими же близкими и жгучими, какими они были для нас... Суханов того времени был еще далеко не тем, каким наши другие товарищи увидали его в феврале и марте 1881 г. Но было видно, что недостает только искры, чтобы он вспыхнул, и в начале 1881 г. можно было уже сказать, что Суханов умрет на эшафоте, что он создаст себе эшафот даже среди условий, когда правительство предпочло бы отсутствие громогласных казней. А когда погиб горячо любимый им Желябов, железная рука которого могла бы сдерживать его в должных пределах, возбужденное состояние его в ту тревожную для Комитета весну перешло все границы: после 1 марта он стал действовать с лихорадочной поспешностью...». Напрасно старались мы сдерживать его порывы... «Нет, нет, - возражал он, - год, два работы изо всех сил, а потом конец»... Известно, что он мог избежать своей участи, его предупреждали об опасности, он сам, наконец, видел ее, но все же не хотел скрыться, как ему советовали, как его уговаривали, и хладнокровно ждал ареста, который означал гибель, потому что, помимо подавляющих улик, дальнейший образ действий его был определен, обдуман и решен.

То же ощущение «жертвенности» и «обреченности» оставляла по себе С. Л. Перовская за последние месяцы жизни своей на воле. Таково было впечатление, вынесенное и мною от многих встреч с нею. Только что возвратившись из административной ссылки, я тогда, еще молодым студентом, познакомился с С. Л. Перовской и видался с нею по некоторым революционным и красно-крестным делам. После 1 марта эти встречи участились, и в течение последних 10 дней до ее ареста я видался с нею 3 раза. Приходила она на свидания бледная, истомленная, но, как только начинался разговор о деле, она оживала и как бы преображалась.

Отчасти я знал, отчасти догадывался о близком участии Перовской в событии 1 марта (сама она не обмолвилась об этом ни словом). Опасность ее положения, очевидная усталость и нервность ее побудили меня при последней встрече заговорить с ней о необходимости хотя бы временного отъезда ее из Петербурга. В ответ на мои слова она не то рассердилась, не то

взволновалась: «Не будемте говорить об этом», - и она сделала резкий отрицательный жест рукою... - Разве теперь время говорить об этом». И, изменив, смягчив тон, она сказала: «Вы вступили на наш путь. Помните, что, идя по нем, надо всегда думать об одном: готовить себя не к жизни, а к гибели и смерти».

На другой день С. Л. Перовская была арестована. С той поры уже прошло 40 лет, но все это и теперь стоит у меня живо в памяти и перед глазами...

В свое время много обвинений раздавалось из лагеря русских марксистов против «Народной воли» за якобинство якобы ее программы, проявившееся в виде включения в нее пункта о «захвате власти». Трудно объяснить теперь, чем объяснялись эти нападки. Чего было тут больше: простого недоразумения, игнорирования и непонимания политической ситуации при первых эпизодах всякой революции вообще или же марксистские публицисты просто точили острия своих полемических перьев на этом пункте. Кто же, особенно теперь, после всего пережитого, стал бы упрекать революционную партию за то, что она, предвидя или подготовляя революцию, предусмотрела и отметила в своей программе тот переходный момент, когда старая власть низвергнута, а, новая, выражающая волю народа и им избранная, еще не успела и не могла сорганизоваться.

В программе «Народной воли» вопрос этот дебатировался именно в такой форме, которая, казалось бы, не допускала возможности лжетолкований. «Никогда, - говорит В. Н. Фигнер, - у нас не было речи о навязании большинству воли меньшинства, о декретировании революционных социалистических преобразований, что составляет ядро якобинской теории». Не было и тех привходящих индивидуальных мотивов, которые могут вызывать мысль о якобинских замыслах: не было и не могло быть тогда личных устремлений, потому что не существовало никакой реальной почвы для игры личных честолюбий. «Самый вопрос о временном правительстве, - говорит В. Н. Фигнер, - при наличном составе партии был у нас вопросом скорее академическим, без мысли, что мы увидим его (Врем. правительство), а тем более войдем в него, и ставился для стройности программы, для будущего, когда революционная партия разрастется до обширных размеров». В программе своей и в письме к Александру III Исполнительный комитет провозгласил установление народовластия (Созыв Учредительного Собрания) и основ демократического правового порядка, обеспечивающего возможность мирной пропаганды социализма, разрешение аграрного вопроса в смысле передачи земли народу.

Мы видим, таким образом, что в течение всего десятилетия - с начала 70-х до начала 80-х годов - в области революционной мысли совершалась значительная эволюция. Революционная идеология развивалась теоретически, исправлялась по указаниям опыта, очищаясь от утопий, политически созревала и определенно выставила, наконец, на своем знамени лозунг политической борьбы, идею политического переворота как необходимого преддверия для дальнейших достижений в духе идей социализма. В этой ясной постановке политического вопроса на надлежащее место заключается большая заслуга второй половины 70-х годов, и в особенности - партии «Народная воля».

Много страниц своей книги посвящает В. Н. Фигнер изображению события 1 марта, описание революционных эпизодов, ему предшествовавших и его сопровождавших, романтических приключений и трагических индивидуальных переживаний. Все это читается с большим интересом и бросает яркий свет как на психологию действующих лиц, так и на общественную среду, их окружавшую. Автор является апологетом акта l марта как принципиально, так и во времени - в смысле неизбежности и необходимости его для данного политического момента. Психология и настроение самих революционеров, их надежды на успех задуманного и на его результаты были таковы, что неизбежно побуждали их продолжать начатую борьбу, а сочувствие общественных кругов и преувеличенное даже представление о могуществе Комитета еще более окрыляли эти надежды и вызывали представление о необходимости во что бы то ни стало довести дело до конца. Нужно было жить в ту эпоху, чтобы составить себе истинное представление о той вере во всемогущество Исполнительного комитета, которая царила в русских интеллигентных кругах. В продолжение почти двухлетнего периода от 1 марта до коронации циркулировали полуфантастические слухи о чем-то грандиозном, имеющим совершиться. Говорили о подкопе под Кремлевский дворец, устроенном на случай коронации, о Кобозеве, взявшем уже подряд на электрическое освещение Успенского Собора во время коронационного торжества. И подобных слухов и легенд было не перечесть. Даже в противном, враждебном лагере наблюдался какой-то сдвиг, не в смысле сочувствия к совершающимся событиям, конечно, а в виде чувства удивления и даже уважения к этим таинственным революционерам. Помню, как утром 1 апреля, в день казни Перовской и Желябова, я, только что арестованный ночью, сидел в ожидании имеющего быть у меня обыска в канцелярии Василеостровской части рядом с дежурной надзирательской комнатой. Через полузатворенную дверь доносились слова

Все эти и им подобные отзывы, отзывы простых людей - людей толпы - любопытны и показательны.

Вся дальнейшая часть книги рисует позднейшую историю революционного движения по 1883 г. Передавать содержание ее невозможно. Интересующийся должен сам прочесть ее. Эта часть книги также содержит в себе много интересного и богатого материала. Возникновение военной организации, ряд арестов и революционных неудач, тщетные попытки восстановить центральную организацию, переговоры, открытые правительством, с Народной волей через Воронцова-Дашкова и Николадзе, выступление на сцену Дегаева и его губительная, предательская роль, арест и, наконец, суд, и проч., и проч. В конце концов из всех членов «Исполнительного Комитета» к началу 1883 г. остается на свободе в России только одна В. Н. Фигнер. И тогда с оскудением революционных сил наступает период падения общественного настроения. Положение становится трагичным. Этим трагизмом и чувством одиночества проникнута вся последняя часть книги. Очень хорошо изображено это настроение в одном из стихотворений В. Н. Фигнер, посвященном Л. А. Волькенштейн, - ее подруге по Шлиссельбургу. В нем описываются те чувства, которые переживаются ею в день суда:

Было мне в эти дни не до новых людей:

Жизнь прошедшая мне рисовалась...

Проходил предо мной ряд погибших друзей,

Братство славное мне вспоминалось...

С этим братством несла я тревоги борьбы -

Силы сердца ему отдавала:

Все несчастья, измены, удары судьбы

До последнего дня разделяла...

Но союз наш, борьбою расшатанный, пал,

Неудачи его сокрушили:

Беспощадно суд смертью одних покарал,

В равелине других схоронили...

И пришлось в день расчета одной мне предстать

С грустным взором, назад обращенным,

Между новых людей одинокою стать

С думой тяжкою, с сердцем стесненным...

Любопытен эпизод, имевший место в начале заключения В. Н. Фигнер до суда.

«Прошел месяц или полтора, - говорит она, - когда однажды ко мне в камеру вошел высокий пожилой жандармский генерал с лицом довольно красивым и симпатичным. «Моя фамилия - Середа, - отрекомендовался он. - По высочайшему повелению я назначен для расследования политической пропаганды в войсках по всей Империи».

Он взял мою руку и, несмотря на сопротивление, поцеловал ее. «Вы хороший человек, - сказал он. - Ваше несчастье, что, выйдя замуж, вы не имели детей».

После этого оригинального вступления, когда мы сели, я задала вопрос, как предполагает он использовать свои широкие полномочия: думает ли создать, подобно Желеховскому, процесс-монстр и на этом сделать карьеру или, не раздувая дела, ограничиться преданием суду немногих?

«Нет, создавать большого дела я не намерен, - отвечал Середа, - суду будут преданы лишь самые деятельные».

«Он так и сделал: судили по нашему делу 14 человек из них военных было только шесть; а могли судить несколько десятков».

Жизнеописание В. Н. Фигнер доведено ею до вступления ее в Шлиссельбург. Проведенные ею в нем 20 лет и выход ее на волю в 1904 г. должны составить содержание имеющей появиться в будущем 2-й части.

Очень мало еще появилось в свете воспоминаний по истории русской революции, по богатству материала и по образности изложения подобных этой книге. И хотя она касается прошлого, интерес ее современен. Революция в России не закончилась, и кто хочет быть ее деятелем, должен знать ее прошлое.



Похожие статьи
 
Категории