Обрезная гравюра. Волошин максимилиан александрович

11.03.2019

Многие знают, что такое рисунок, а что собой представляет гравюра, знают не все. Но и рисунок, и гравюра относятся к графике, выражением которой является линия и штрих. Однако различие все-таки существует. Гравер наносит изображение на твердую деревянную поверхность, создавая ксилографию. Значение слова, кстати, идет от греческих лексем: "ксилон" - "деревянная доска" - и grapho - "рисую". Затем делается оттиск на бумагу или другой материал. Об этом древнем виде искусства наша статья.

Древняя гравюрная техника

Так По определению, это способ высокой печати, выполняющаяся при помощи печатных досок, на которые путем резьбы нанесен рисунок. Ксилография - вид прикладного искусства, имеющий многообразие областей применения. В сравнении с фресками и мозаикой она считается молодым видом искусства.

Работа гравера и сам процесс создания ксилографии начинался с рисунка. Художник либо сам создавал гравюру на дереве - ксилографию, либо обращался к профессионалу. В основном преобладало разделение труда на протяжении почти четырех столетий: художник создавал рисунок, гравер воспроизводил его.

Предшественники ксилографии

Некоторые исследователи истории графического искусства считают, что косвенный предшественник ксилографии - это эстампаж, который представляет собой прямой оттиск рельефного изображения. Впервые он появился в колыбели человеческой цивилизации Месопотамии, в 3000 году до н. э. Круглые печати для вдавливания в глину явились доказательством создания эстампов. За этим последовал период трафаретов в Древнем Египте.

Эта практика печати изображений соотносится с временем появления бумаги в Китае, ориентировочно со II веком н. э. Как правило, это были плоские рельефы, оттиснутые на увлажненный лист писчего материала. Притиранием его специальными щеточками или простукиванием получали воспроизведение этого рельефа на бумаге. Далее шла обработка этого оттиснутого рельефа. Способом эстампа пользовались и после возникновения ксилографии.

Ксилография в странах Востока

По своему происхождению самая ранняя техника печатной графики - ксилография. Появилась она на Востоке. Исторические источники Китая дают информацию о том, что печать при помощи деревянных дощечек производилась в стране с VI века. Однако самая ранняя из археологических находок - гравюра, дошедшая до наших дней, - датируется 868 годом. На ней изображен Будда в окружении святых. В Корее были найдены отпечатки текста, оттиснутые в VIII веке.

Буддизм приобрел всеобъемлющее значение в культурной жизни Японии. Так, в 741 году правителем государства было приказано построить в каждой провинции буддийский храм. К тому времени были созданы храмовые ансамбли в городе Нара. В одном из них, в храме Хорюдзи, до наших дней сохранились древнейшие образцы ксилографии (это и печатный текст в том числе). Первой, достаточно достоверной датой в истории японского книгопечатания является 770 год. В этом году было изготовлено миллион маленьких пагод высотой 13,5 см, для того чтобы вложить в каждую из них печатные буддийские заклинания и пожаловать их храмам. Это непрошитые отдельные страницы в виде двух досок с завязками.

Ксилография в арабских странах и Западной Европе

Гравюры с деревянных дощечек появились в арабских странах как результат проникновения их из стран Дальнего Востока. При помощи ксилографии в Египте издавались книги на арабском языке, относящиеся к периоду между X и XIV веками. Также в Египте использовались так называемые набойки для печати узоров на тканях, и это также ксилография.

Быстрое распространение гравюры на дереве в Западной Европе относится к XV веку. Она была похожа на технику, по которой изготовлялись доски для набойки. Образцы таких дощечек сохранились в виде работ с орнаментами и сюжетными композициями итальянской работы. Фрагмент печатной формы, вырезанной во Франции, изображает распятие, датирована работа 1397 годом.

Эпоха Раннего Возрождения придает ксилографии несколько иное значение. Гравюра не имеет декоративно-прикладного значения, а развивается как самостоятельный вид искусства. Круг гравюр расширяется от отдельных листов до карт и календарей массового потребления. В 1461 году выходит первая книга в Германии с гравюрами на дереве.

Древние принты из Японии

Вопрос о том, является книгопечатание в Японии заимствованным или самостоятельным явлением, решается по-разному до настоящего времени. Ряд ученых считают, что такое искусство, как ксилография, в Японии развивалось из производства набивных тканей, другие же утверждают, что оно пришло в Японию из Китая. Однако древнейший памятник ксилографии (дарани) обнаружен в Японии, а не в Китае.

Японские граверы в своих работах изображали различные сцены бытовой жизни и динамичные позы из репертуара актеров. Такие принты участвовали в выставках и печатных изданиях Кабуки. К началу XIX века широкую популярность в Японии получила цветная ксилография. Выполнялась она из нескольких досок, окрашенных в разные цвета. Когда Япония открыла свои торговые пути в Европу в 1868 году, известные художники, такие как Тулуз-Лотрек, Дега, Уистлер и Ван Гог, стали известными коллекционерами этих принтов и часто привносили аспекты стиля ксилографии в свои собственные произведения искусства.

Этапы работы гравера

Технические приемы выполнения ксилографии с момента ее возникновения усложнились, но основа выполнения ее осталась прежней. Этапы работы над ксилографией выглядят следующим образом. Основные инструменты гравера - нож, стамески различной ширины и долото, при помощи которых он создает рисунок на доске. Деревянная доска, на которой "выбивается" рисунок, - это спил дерева с мягкой древесиной (груша или бук). Доску перед работой грунтуют. На подготовленной к работе доске выбивается вышеуказанными инструментами рисунок в зеркальном изображении.

Следующим этапом работы будет накатывание валиком на рисунок специальной типографской краски. На поверхность доски накладывается лист бумаги или материала, на котором должен отпечататься рисунок. Оттиск может делаться как вручную при помощи рычажного пресса, так и при помощи электрического пресса-станка. Рисунок переходит на материал. Гравюра выполнена.

Такой же техникой печатались тексты и иллюстрации до изобретения книгопечатания. Мастера умели в контрастных черно-белых линиях своих гравюр передать разнообразие эмоциональных оттенков. Это отчетливо видно в "Пляске смерти" Г. Гольбейна и мощном "Апокалипсисе" А. Дюрера.

Почему гравюра, а не рисунок?

Понимая, насколько непрост способ изготовления ксилографии, задаешь себе вопрос: для чего художнику выполнять сложную и трудоемкую работу, а не рисунок на бумаге? Рисунок уникален. Сколько бы ни было с этого рисунка копий, они остаются репродукциями. А это не искусство. В репродукции нет неуловимого присутствия автора. В ней другой автор, передающий в копии свою энергетику, свои цвета. То есть это всего лишь напоминание об оригинале.

Главное качество ксилографии - это возможность тиражировать рисунок. С помощью подготовленного трафарета на одной доске, выполненного автором, можно получить оттиски в необходимом количестве. Всё это будет авторской работой, под которой ее создатель может поставить свою подпись.

Ксилография в России

К первым представителям этого вида графики можно отнести граверов середины XIX века Е. Бернадского и В. Матэ. Последний был великим мастером и выдающимся педагогом. Из его класса гравюры в училище Штиглица вышли большие мастера: А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский. Эти мастера сформировали школу советской ксилографии, продолжая работать со старыми темами графики: пейзажем, портретом, книжной иллюстрацией. А. П. Остроумова-Лебедева стояла у истоков авторской ксилографии.

Центральной фигурой ксилографии после 1920 года стал В. Фаворский. Это художник широкого диапазона. В одном человеке сочетались гравер, монументалист, оформитель. Но, по мнению самого Фаворского, он более себя раскрыл в такой области, как книжная ксилография. Его школа в советской ксилографии занимала лидирующее место, а многие из его учеников стали крупными художниками (Д. Константинов, А. Гончаров, М. Пиков).

Выставка гравюры в Москве

В Государственной Третьяковской галерее в ноябре 2015 года проходила выставка "Материалы и техники гравюры. Ксилография". На ней были представлены, хранившиеся в запасниках гравюры. Среди них около 200 оригинальных работ и гравюр, а также более десятка графических альбомов. Отображение таймфрейма охватывает период с начала XVII до 1930-х годов. При создании экспозиции учитывались хронологический принцип и стремление, насколько это возможно, поддержания целостности полученных коллекций. Посетители могли познакомиться с материалами, рассказывающими о технике ксилографии. Экспонаты выставки являлись образцами всех видов и форм ксилографии, начиная с лубочной картинки и заканчивая линогравюрами.

Одним из экспонатов выставки была грушевая рамка, выдержавшая 87 тысяч отпечатков. Это с неё печатаны были листы напрестольного Евангелия начала XVII века. До внедрения фототехнологий ксилография была востребована как имитирующая рисунок карандашом и живопись. Живописные картины граверы выполняли зеркально, чтобы была сохранена достоверность полотна.

На выставке были продемонстрированы различные эпохи в искусстве ксилографии. Это японская, европейская и русская графики. Были представлены доски и принты. Выставка познакомила с работами современных авторов, их гравюрами, а также различными жанрами ксилографии.

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . К более раннему периоду относятся древнейшие отпечатанные с досок тексты: в Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия . Ксилография возникла в Китае не позднее X века . В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Техника

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV - веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

М. Верхоланцев. Экслибрис М. Кораблёва. 1970. Торцовая гравюра

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. О том, что позволяет решить обе их, уже сказано: это - пластик .

Мастера ксилографии

Примечания

Литература

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Ксилография (греч. xylon дерево + grapho пишу) - гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры.

Гравюра на дереве - разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места - участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Различают ксилографию торцовую и продольную.

На рисунке слева представлена репродукция со старинной (1497 г.) обрезной гравюры книжного украшения; справа в качестве образца торцовой гравюры приведен фрагмент гравюры-иллюстрации к "Борису Годунову" Пушкина, выполненной В. А. Фаворским; внизу изображение шотландских солдат 1631 г.

Продольная ксилография

Также называется обрезной, или очерковой, - старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты "легко идут" вдоль и "скачут" поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями.

Как промышленная печатная форма ксилография давно не применяется.

Торцовая ксилография

Торцовая ксилография, также называемая тоновой, - гравюра, выполненная на доске, отпиленной поперек (ствола) дерева, т.е. в торец. Дерево используют твердое и мелкослойное: самшит или пальму. Линии в торцовой гравюре отличаются большой четкостью, что позволяет имитировать линиями изменение силы тона.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер.

Художественный gроцесс

Создание традиционной ксилографии основано на деликатном разделении труда между тремя мастерами - художника, резчика по дереву и печатника. Все три мастера должны быть, если не равными, то близкими по уровню мастерства. Если один из мастеров затмевает умением другого или, напротив, его навыки ниже, чем требуется, высокое качество оттиска не удастся получить. Когда же навыки троих участников процесса гармонизированы, гравюра на дереве печати намного превосходит ту, которая могла бы быть произведена единственным универсальным мастером.

Изготовление ксилографии начинается с эскиза. Помимо оригинальной картины, художник создает зеркальный вид шаблона, чертеж, который послужит своего рода руководством для выполнения эстампа. Эскиз представляет собой, как правило, линейный набросок черной краской. Если гравюра предполагается цветной, то художник создает отдельный эскиз для каждого цвета в отдельности. В японской терминологии данный процесс называется хансита-е.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик прикрепляет эскиз на деревянный брусок, переводит изображение на поверхность древесной плиты и вырезает клише. Художник и резчик должны тесно сотрудничать в ходе всего процесса.

Готовые клише для каждого цвета доставляются печатнику, и создание гравюры приближается к своей кульминации. В зависимости от замысла художника и сложности рисунка, печатник следует тому или иному методу печати. Печатник создает сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести полную гамму оттенков, согласно оригинальной картине.

Разделение труда при создании ксилографического изображения характерно для средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для тиражирования. Теперь, когда гравюра на дереве более не является промышленной дисциплиной, но станковой формой искусства, художники обычно справляются в одиночку, воспроизводят весь процесс (от эскиза до печати) самостоятельно.

Отделка ксилографического клише

Придумать и вырезать рисунок - не самое главное в технологии изготовления ксилографических форм. Значительно большее время уходит на их отделку, состоящую из ряда операций.

Обводка клише заключается в нанесении гравером линий, оконтуривающих каждое отдельное изображение. По этим линиям производится выпиливание.

Фрезеровка заключается в углублении больших по площади пробельных участков; производится на станке с вертикальной фрезой.

Фацетировка - выстругивание фацета на растровых клише, а также на шрифтовых клише прямоугольной формы со сплошным мелким штрихом, - осуществляется на строгальных станках и имеет целью в таких пластинках-клише отвести место для вбивания гвоздей.

Чтобы уровнять рост готового клише с ростом литер типографского набора пластину-клише прикрепляют к деревянной, металлической или пластмассовой подставке (или колодке). Для точной подгонки роста клише юстируется.

Гравюра (франц. gravure, от graver - вырезать; нем. graben - копать) -
1) всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;
2) вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски); 3) печатный оттиск (эстамп) на бумаге (или каком-нибудь сходном материале) с пластины, на которой вырезан рисунок.

Вид долины Каралез 1824 год. Художник Карл фон Кюгельген (Johann Karl Ferdinand von Kügelgen, 1772 - 1832). Литография

По сложившейся традиции, гравюрой называют также литографию, в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую (ксилография, линогравюра), углубленную (гравюры на металле) и плоскую (литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы (резцовая гравюра, «сухая игла», меццо-тинто) и химические - травлением изображения кислотой (офорт, «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности - возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.

Гравюра известна очень давно. Самые простые оттиски и сейчас делают дети, отпечатывая выпуклые рисунки или подкрашивая монеты и надавливая ими на бумагу. По своей природе, все техники гравирования пришли из ремесел: из резных набоек, которыми рисунок наносился на ткань, из ювелирного дела, которое использует резьбу по металлу и травление, из техник украшения оружия. Не случайно гравирование перешло из ремесел на бумагу - человеку всегда хотелось повторить рисунок, картинку, орнамент, знак без изменений, сохранив их точность и красоту. Потому сначала в Китае, а затем и в Европе стали гравировать то, что хотели растиражировать - изображения святых, популярные листки, игральные карты и книги. И сейчас гравюра есть в каждом доме - это и марки, и бумажные деньги, и иллюстрации в некоторых старых книгах, и сами книги.

Самые древние гравюры - гравюры на дереве (ксилографии) - появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише.

Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 - ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко - ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.

Итак, ксилография позволяет сделать много оттисков - пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией - в конце XV в. - появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник - фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы - Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы - Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья.

Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство - похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.

К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску - с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники - офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.

В это время в офорте были представлены самые разные жанры - портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте - А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар - во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди - в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта - пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями - пунсонами - точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII - начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто.

Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.

Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию - плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста - теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все - ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству - художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма - Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты - К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты - Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.

Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями.

Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX - начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.

Ксилография
Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую), вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Линогравюра
Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») - вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии. Самая простая из техник высокой печати.

Литография
Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня. Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне».

Офорт
Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] - «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) - вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.

Резцовая гравюра
Резцовая гравюра - старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск.

Шелкография (англ. silk screen printing – печать с шелковой ткани, шелкография) – вид трафаретной печати, в котором изображение наносится масляными или водяными красками на сетку (первоначально - из шелка или другой прочной материи), натянутую на рамку.



Похожие статьи
 
Категории