Обычаи, обряды и традиции русского народа. Формирование русского национального характера

22.02.2019

Коляда Вероника Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: с.Ванновское Тбилисского района Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Страницы истории моего народа "Традиции,быт и культура кубанского казачества"
Дата публикации: 25.11.2018
Раздел: начальное образование

МБОУ «СОШ № 4»

с.Ванновское Тбилисского района Краснодарского края

Страницы истории моего народа

«Традиции, быт, культура кубанского казачества»

Выполнила:

Коляда Вероника Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4»

с. Ванновское

Введение…………………………………………………………………..……1

Основная часть:

2.1.Специальные обряды при закладке дома…………………………..……. 2

2.2.Обряд при строительстве жилья……………………………………..……2

2.3.Внутреннее убранству казачьей xaты………………………………..….. 3

2.4.Казачий костюм…………………………………………………….......…..4

2.5.Казачья пища………………………………………………………….……5

2.6.Семейный и общественный быт…………………………………………..6

2.7.Обряды и праздники…………………………………………………….…7

2.8.Устная разговорная кубанская речь……………………………………..10

2.9.Народные промысли и ремесла……………………………………….… 11

Заключение…………………………………………………………………...15

Приложение…………………………………………………………………..16

Список литературы ………………………………………………………….18

Введение

В своей творческой работе я постараюсь осветить все интересные

традиций,

культуры

развития

кубанского

казачества.

думаю, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного

природных

ресурсов,

военно-патриотическое

воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в

общественно-политической

Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для

всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие

деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком

матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики.

Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но я уверена,

что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух

всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о

неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что

идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей

казачьей идеи - нашу молодежь. Мы

бережно храним традиции предков,

дедовские

народные

историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в

третьем тысячелетие! Все это и подтверждает выборность данной работы.

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории

заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки

культуры кубанского казачества.

особенностей

исторического

развития,

является

уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали,

взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-

русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры.

Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В

нем обычно принимали участие, если не все, то

Вот как строились турлучные дома: «По

периметру

закапывали

б ол ь ш и е

« с ох и »

«подсошники»,

переплетались

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки

«под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень.

перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей

«гладкой»

добавляли

тщательно

перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные

атаманское

правление,

возводили

железными

украшают

кубанские

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства

бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось».

Матку-сволок

(деревянные

настилался

поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд

строительстве

жилья.

передний

вмуровывали

деревянный

призывая

благословение

обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение

вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников

приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища

был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две

комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь,

деревянные

изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»),

комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный

«божница».

«Божница»

оформлялась

большого

состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола -

угольника.

украшались

бумажными

«божнице»

сохраняли

предметы,

священное

обрядовое

значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани,

пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их

домашнего

производства,

обшивали

кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила

полотенца

преобладанием

растительного

орнамента,

цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

распространенная

интерьера

казачьей

фотографии

традиционные

семейные

реликвии.

Небольшие

фотоателье

появились

кубанских

станицах

годах XIX века.

Фотографировались

похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в

каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить

фотографию с фронта.

Казачий

костюм. Мужской

повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и

сказалось

культуры

кавказских

соседству.

Враждовали

стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-

бытовому.

утвердилась

середине XIX века: черкеска из

черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха,

сапоги или наговицы.

Форменная

составной

казачьей

«справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того,

как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами

на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир

предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему:

«Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более

перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные

показали

неудобство

непрактичность

традиционной

казачьей

мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой

мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили

черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на

шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была

оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века.

кофточки

(кохточка),

сшитой из ситца. Она могла быть приталенной

басочкой,

обязательно

рукавом, отделывалась нарядными пуговицами,

самодельными

кружевами.

пышности

присборенные у пояса.

покупного

материала

пять-шесть

полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани

носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол,

по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и

другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была

обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи

красивая

поднимала

подчеркивала

достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом

обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и

ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья

пища. Основой

кубанской

являлись

пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и

садоводства...

Наиболее

популярным

считался

кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным

маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было

обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и

различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать

зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее

солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты

готовили

арбузный

фруктовую

широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и

баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало

продукты

употреблялись

приправа

кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении

свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как

правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней

необходимая

простейшая

чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что

объяснялось

распространением

хуторского

натурального

хозяйства,

постоянной

обст ановкой

во енного

Гл а в н о й

обязанностью казака была военная служба. Каждый

достигший

принимал

присягу и был обязан посещать строевые занятия в

проходить

обучение

достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю

срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38

лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и

комплект

обмундирования,

являться

регулярные

строевые

военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях

большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась

о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей

семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз.

Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но

мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению

продолжателю

примешивались

практические

интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети

рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец

и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных

условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и

внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в

послушания,

взыскательного

совестливой

справедливости,

нравственного

достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка,

учили главному делу - умению разумно жить.

уважением

пользовались

выступали

хранителями

общественном

казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми

были полевые работы в страдную пору - уборка

Работали

перебирались

домашними

занималась

свекровь

невестка.

занимались

всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных

средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье

праздничные

работать

считалось

отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной

«беседы»,

«посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь

обсуждали

делились

воспоминаниями,

обязательно

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На

«улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни

и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением

холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же

«уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю,

вышивали.

сопровождалась

приходом

парней начинались танцы и игры.

Обряды

праздники. На

бытовали

различные

свадебный,

родильный,

имянаречение,

крестины,

похороны.

длительный

строгими

правилами. В старин

у свадьба никогда не была

материального

богатства

родителей

государственным,

духовным

нравственным

событием

Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в

предпочтительным

временем

года для свадеб считались осень и зима, когда не

было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после

уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В

процедуру

заключения

вмешаться

войсковая

администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие

станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах

станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в

выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без

жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела

своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный,

который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме

невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы

главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте,

запирали

приходилось

откупаться

«четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали

известью

оскорбительного,

бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества.

Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей

социальные

обязанности.

Глубоким

наполнены

действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

отмечали

календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху,

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом

говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он -

подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое

название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная.

После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует,

меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили

обрядовую

поросенка.

красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода;

зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили

геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим

произведением

искусства.

Старались,

«голову»

украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным

белком, посыпали цветным пшеном.

Пасха льный

«натюрморт»

прекрасная

иллюст рация

мифологическим

представлениям

поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись

освящения

обрядовой

умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть

красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали

нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника:

вождение

хороводов,

крашенками,

устраивали

качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно

должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной

Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это -

«родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества,

относились

глубоким

почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах

платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин»

еду и сладости.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент

народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных

народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков

горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу

население

кубанских

говорившее

родственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало

языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили

в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в

разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать

русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными

«балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время

язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на

каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие

отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

кубанских

пересыпалась

поговорками,

пословицами,

фразеологизмами.

фразеологизмов

Армавирский

педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических

единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова

верящий),

(бездельничать)

отражают

национальную

специфику

самобытность.

фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический

опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью,

культурой

Правильное,

уместное

использование

фразеологизмов

неповторимое

своеобразие,

выразительность и меткость.

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной

культуры.

Кубанская

славилась

мастерами,

одаренными

изготовлении

народный

практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов

создавались

истинные

произведения

искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В

каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры,

махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало

изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не

всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит,

сохраняя

прохладной

частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой

казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички,

оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же

естественным,

возделывать

образовались

центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы

изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом

Ставрополье

Имеретинской

изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных

кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает

упоминания

мастерство

художественной

называлась

«ковань».

высокохудожественная

обработка

применялась

козырьков,

украшения

кузнечного

встречаются

зданиях XIX

начала XX века в

станицах и городах Кубани.

Очевидцы

бытописатели

народных

промыслов

выделяли

ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения

жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству,

прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое

нескольких

десятков

настольникл,

Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть.

Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие

станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания

специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в

славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и

стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской

этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть

хлебницы,

этажерки,

мебельные

гарнитуры,

декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными

нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не

могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы

о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к

своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда

ценности.

исторических

подлинно

духовного

Человечество

накопило

несметные

богатства

ценностей,

приоритетных

выступает

культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они

направлены на идейное и духовное возвышение человека.

В данной творческой работе говорилось об обрядах, быте и традициях

кубанского казачеств.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной

жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-

просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубан-

ской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказы-

вала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде

всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Список литературы

Бентковский И. «Происхождение казачества, его развитие и идеи».

Кубань, №5, 1882.

«Традиционная

духовная

культура

Кубанского

казачества». - Краснодар, 1994.

Быкадеров С. «История казачества». – Прага, кн.1.

Манаенков

«Культура

кубанских

станиц, 1794-1917 гг.» Исторический очерк. - Краснодар, 1993.

Городецкий

Источники

изучения

Черноморья». - Краснодар, 1924.

Мажуев В. «Культура и история». - М., 1977.

Сленов А.А. «Музыкальная культура Советской Кубани». - Красно-

Лях В.Н. «Просвещение и культура в истории кубанской станицы».

Традиции - это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось "Иван, не помнящий родства". Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней - наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы - семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые "семейные имена"). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по "прозванию" своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение.

Называть кого-то по отчеству - значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов. А теперь хотелось бы разобрать семейные обряды, ставшие обязательными и дошли до наших дней практически не изменив своих традиций. А именно:

1. - традиции свадебного обряда

2. - традиции обряда рождения младенца на свет

3. - традиции похоронного обряда, итак:

1) Традиции свадебного обряда

Свадьбу и видно, и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещению загса, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекает всеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится действом.

Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик - и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки. А как же проходило это искрометное действо раньше, с соблюдением всех правил - от сговорок и рукобитья до княжего стола и отводин?

Невесте полагалось плакать сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим она демонстрировала свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне. Перед самой свадьбой - девишник. Приезжает жених с подарками; все, кроме невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач. День брака - самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют. В невестин дом сходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, "выкупает" место за столом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно. После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже поджидают родители жениха: отец с иконой и мать - с иконой и хлебом-солью. На второй день - "княжный стол" в доме жениха. Третий день - семейный, а также встреча невесты с соседями. И, наконец, отводины тесть зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным. Сговорки Когда сваха порешит дело, т.е. уговорится с родными невесты, на каких условиях отдают невесту, с каким приданым и выводом, - уговариваются также, в какое время приходить в дом невесты для "сговорок". Надо заметить, что сговорки, или пропивание, или слово, дают всегда в доме невесты. Когда придут сватающиеся в дом невесты, то в это время народу - соседей - приходит очень много. Сговорки (или пропивание) бывают очень недолго: разопьют чай и вино, закусят, возьмут у невесты платок и кольцо, а затем сватовья и уходят. Народ же и подруги-девушки остаются. Невесту приводят и сажают в передний угол, за стол, где она должна плакать и причитать. Во все время, когда "сговоренка" просватана, до венца родные не заставляют ее делать никакого дела.

После сговорок каждый день невеста садится за стол и плачет, причитая. Подруги почти во все время у "сговоренки" шьют приданое - белье и платья. Рукобитье в назначенное время, дня за три-четыре до брака, бывает рукобитье. Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников, едут или идут к отцу и матери невесты в дом для пированья - на рукобитье. Пришедшие по приглашению хозяина садятся за стол, покрытый скатертью. На нем стоят на тарелке пирог-сгибень и соль. Сватья берет правые руки сватов (отца жениха и отца невесты) и соединяет их рука в руку, взяв со стола пирог, обводит им вокруг рук сватов, три раза говоря: "Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки". Над руками пирог разламывает, а потом одну половину отдает отцу жениха, а другую - отцу невесты. После преломления пирога сватовья иногда меряют, чья половина больше - правая или левая (правая - жениха, а левая - невесты). Есть примета: если половина больше, то у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства. Переломленный пирог должен храниться у жениха и невесты до дня брака, а после венчания новобрачные должны съесть его, прежде всего, но есть надо жениху - невестину половину, а невесте - женихову. После преломления пирога сваты садятся за стол, начинается угощенье. Во время преломления пирога невесту приводят под платком и сажают на лавку, а подруги стоят около нее или сидят. После рукобитья жених посещает невесту каждодневно. Невеста встречает жениха, угощает чаем, сидит за столом, а жених приносит подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Все такие посещения женихом невесты называются "побывашки", "поцелуи" и "проведки". Так продолжаются посещения жениха до девишника, в котором торжество превосходит все посещения, потому что это - последний день девичьяжитья-бытья. Девишник бывает в последний день или вечер перед свадьбою. К невесте на девишник сходятся подруги, даже приезжают родные и знакомые из других селений. Ранее жениха и прочих гостей приезжает от жениха сваха с сундуком или коробом, в котором находятся разные подарки невесте, а также гостинцы для подруг, детей и прочих зрителей, которые пришли посмотреть на девишник. Невеста встречает жениха, одетая в лучшее платье. Девушки поют песни. По окончании девишника жених уезжает со своими гостями, а народ расходится.

Новобрачных, как перед первым столом после брака, так и княжим, чтоб не возбудить в них аппетита, кормят отдельно, что и называется "покормить молодых на особинку". Подгулявшие гости за княжим столом часто обращаются к новобрачным и говорят: "Горько, очень горько!", Просят: "Нельзя ли подсластить?" Новобрачные должны встать, поклониться, поцеловаться "крест накрест", сказать: "Покушайте, теперь сладко!" Гости допивают из стакана или рюмки и говорят: "Вот теперь очень сладко", - а потом подходят к новобрачным и целуют их. Таким образом, за княжим столом только и слышится "горько", а потому поцелуям нет конца. Гости-супруги, не довольствуясь "подслащиванием" новобрачных, обращаются за словом "горько" муж к жене, жена к мужу и тоже "подслащивают" - целуются. На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. У небогатых хозяев, когда бывает один стол после брака, а княжего стола не бывает, - все церемонии и обычаи происходят за первым столом после брака, как за княжим. Третий день: Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий день имеет вид праздника семейного. Утром молодую заставляют стряпать и выпекать блины, которые она и подает от печки на стол. После обеда, ввечеру, к новобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собрании новобрачная знакомится с соседями и потчует их: блинами, пирогами, пряниками и орехами. Отводины так называемые отводины бывают обычно через неделю после свадьбы.

Родители жены - мужу (зятю) тесть и теща. Брат жены - мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены - свояченица. Посему один и тот же человек приходится зятем - тестю, теще, шурину и свояченице. Сноха, она же невестка, - жена сына по отношению к родителям сына. Сноха - от слова сын: "сынова" - "сыноха". Невесткой также называют жену брата. Жены двух братьев - между собою тоже невестки. Таким образом, невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю и золовке. Тетка (тетя, тетушка) - сестра отца или матери. Дядя - брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и о тетке, говорят с уточнением: "дядя по отцу", "дядя по матери". Нередко младшие называют дядей старшего, независимо от родства. Мачеха - не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первого брака - мачехе пасынки и падчерицы. Отчим - не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчиму дети его жены от первого брака - пасынки и падчерицы. Шурин, он же шуряк, шуряга - родной брат жены. Деверь - брат мужа. Деверь и золовка - для жены то же, что и шурин и свояченица для мужа. Золовка - сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата. Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка - от "зловка". Свояченица - сестра жены, а муж ее - свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: "Два брата - на медведя, два свояка - на кисель". Ятровь (она же ятровица) - жена деверя. Но так зовут и жену шурина. Жена брата по отношению к деверю и золовке - тоже ятровь. И жены братьев между собою - тоже ягпрови. Кум, Кума - крестные отец и мать. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. То есть кумовство - это не кровное, а духовное родство. Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, о которых говорят, что это "седьмая (или десятая) вода на киселе". Порою в большой семье сами с трудом разбираются, кто кому кем доводится, и тут приходят на выручку производные от слова свои: свойственники, свойки, свойники. Свадебные суеверия: Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчается раб божий такой-то", - то последний должен креститься и говорить тихонько: "Я, раб божий (имя), венчаюсь, а болезни мои не венчаются". Народ верит, что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда их никогда не вылечить.

Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело. "Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу - для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою".

2) Традиции обряда рождения младенца на свет.

Незадолго до родов день и час рождения старались особенно утаить. Даже родильную молитву упрятывали в шапку и только тогда относили священнику в церковь.

Наши предки верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Поэтому такому опасному делу нечего было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. И у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего - в хорошо истопленной бане. Домашние прощались с родильницей, сознавая всю опасность, которой подвергается ее жизнь. Родильницу укладывали около рукомойника и давали в руку кушак, привязанный к брусу полатей, - чтобы держалась. Во все время родов перед святыми иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.

Чтобы материнское тело лучше раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Бесспорно, психологически это помогало.

Будущей матери обычно помогала немолодая женщина, бабушка-повитуха, опытная в подобных делах. Непременным условием было, чтобы она сама имела здоровых детей, желательно мальчишек.

Кроме того, при родах нередко присутствовал муж. Теперь этот обычай возвращается к нам в качестве эксперимента, заимствованного за границей. Между тем славяне не видели ничего необычного в том, чтобы рядом со страдающей, испуганной женщиной был сильный, надежный, любимый и любящий человек.

Мужу родильницы отводилась особая роль при родах: прежде всего он должен был снять сапог с правой ноги жены и дать ей напиться, затем развязать пояс, а после - прижимать колено к спине роженицы, чтобы ускорить роды.

Бытовал у наших предков и обычай, сходный с так называемой кувадой народов Океании: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем?! Этим муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!

После благополучных родов бабушка-повитуха закапывала детское место в углу избы или во дворе.

Сразу же после рождения мать касалась рта младенца пяткой и приговаривала: "Сама носила, сама приносила, сама починивала". Делалось это, чтобы ребенок рос спокойным. Сразу после этого повитуха перерезала пуповину, завязывала ее и заговаривала грыжу, закусывая пупок 3 раза и сплевывая 3 раза через левое плечо. Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. "Привязать" - по-древнерусски "повить"; вот откуда "повитухи", "повивальные бабки".

После заговаривания грыжи младенца мыли, приговаривая: "Расти - с брус вышины да печь - толщины!", обыкновенно мальчику клали в воду яйцо или какую-то стеклянную вещь, девочке - только стеклянную. Иногда в едва нагретую, чтобы не обжечь, воду клали серебро для очищения и чтобы ребенок рос богатым. Чтобы младенца не сглазили, мыли его первый раз в воде, слегка забеленной молоком, потом "для богатства" клали на вывернутый тулуп. Обмывая младенца, повитуха "выправляла его члены" - исправляла голову, которая обычно бывает мягкой как воск. Во многом от ее умения зависело, каким быть ребенку: круглоголовым, длиннолицым или вообще уродом. Обмывши младенца, пеленали его в узкий длинный свивальник и наголовник. Если боялись, что будет младенец беспокойным, пеленали его в отцовские порты. Чтобы младенец рос красивым и пригожим, покрывали его зеленой материей. Первое время младенца оставляли "на свободе", и лежал он где-нибудь на лавке, пока не забеспокоится, не закричит и не "попросит зыбки". Зыбка - это овальный ящик из луба, с донышком из тонких дощечек, сделать который должен был отец. Если роды происходили в избе, то отцу первому вручали младенца, и он укладывал его в зыбку, как бы признавая тем самым свое отцовство.

На другой день после родов к счастливой матери приходили соседки и знакомые с поздравлениями и приносили ей разные сладости "на зубок". Через неделю, а иногда уже на третий день родильница возвращалась к своим обязанностям по хозяйству - но только после совершения очистительного обряда, известного как "размывание рук". Если молодой матери приходилось выходить на работу в поле, то уход за новорожденным поручался "пестунье" из домашних - старухе, а чаще всего - маленькой девочке-сестричке.

3) Похоронный обряд.

Самым древним из семейных обрядов считается похоронный. Для анализа состояния похоронной традиции и жанра причета были выбраны Старорусский район как место наиболее древнего поселения славян на этой территории и Окуловский, заселенный новгородцами несколько позднее, но располагающийся в центральной части Новгородской области.

Исследователи погребально-поминальной обрядности XIX-XX вв. не раз отмечали определенные расхождения между религиозным и народным истолкованием смерти, соотношения тела и души умершего, дороги в загробный мир и представлений о нем, отношением к культу предков. Христианскому истолкованию смерти как блага на пути в "царствие небесное" противостояло народное представление о ней как о "злодейке", враждебной силе. Похоронно-поминальный обряд у восточных славян включал несколько основных моментов: действия перед смертью и во время смерти; омовение и обряжение покойника и положение его во гроб; вынос из дома; отпевание в церкви (если оно совершалось), погребение, поминки. Таким образом, при всех региональных различиях в погребально-поминальной обрядности восточных славян в ней вычленялись три основных этапа: предпогребальный, погребальный и поминальный, каждый из которых помимо практического мог иметь и иной смысл. Так, процедура омовения умершего помимо гигиенической имела и сакральную, магическую направленность.

Отношение к покойнику всегда было двойственным. Его боялись и поэтому стремились облегчить умершему переход в иной мир, а также обезопасить себя при помощи различных магических действий от возможных отрицательных последствий при соприкосновении с ним.

Приметы и предсказания, предвещавшие смерть конкретного человека или кого-либо из близких, у восточнославянских народов были сходными. Они истолковывались как начало нового отрезка времени в жизненном цикле человека -- "магия первого дня". До сих пор предвестниками смерти близкого человека считают неординарное поведение домашних животных, птиц, разбитое зеркало, выброс цветка никогда не цветущим комнатным растением, бьющуюся в окно птицу, скрип балок, мебели и др.

Смерть человека воспринималась как переселение души в иное пространство -- в загробный мир. Считалось, что души взрослого человека и ребенка различны. Смерть в русской фольклорной традиции воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных в конце 70-х - середине 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано и со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так, например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

При похоронах не успевших вступить в брак погребальный обряд в определенных чертах совмещался со свадебным. У украинцев девушку хоронили как невесту, а парня как жениха. Голову девушки украшали цветы и ленты. Как парню, так и девушке на правую руку надевали металлическое кольцо, однако этого не делали по отношению к женатому мужчине и замужней женщине. У украинцев Приморья в подобном случае парню к шапке или к груди прикалывали цветок. И юношу, и девушку на кладбище несли молодые парни, у которых на правой руке были повязаны платки, как на свадьбе у старост. Использовались и другие элементы свадебного обряда, в частности устраивалось нечто вроде свадебного шествия со всеми персонажами свадебного торжества: свахой, дружками, боярами и др. В ряде русских областей погребали в специально хранившемся венчальном наряде и замужних женщин. Этот обычай встречался и на Дальнем Востоке.

На кладбище полотенца развязывали, на них опускали гроб в могилу. Затем одно полотенце вешали на крест, сооруженный на могиле, другие отдавали похоронщикам. Оставление полотенца -- символа пути, дороги -- выполняло рольобережного действия. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (в прежние времена серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". По сути это может быть рассмотрено как откуп. Однако считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы в фольклорном сознании - традиционный не только для русской, но и для мировой культуры.

В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, ещё языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось. Традиционный похоронный обряд всегда сопровождался причетами (плачами). В Новгородской области о причете иногда говорят "плакать на голос", а в Старорусском районе говорят "голосить", "голушение". Можно отметить явное убывание традиции причети от 70-х к 90-м годам. В середине 90-х годов плачи записываются всё реже и реже. Причитания не имеют устойчивого текста. В них большую роль играет импровизационное начало и, следовательно, поэтические способности самих плакальщиц.

В причитаниях смерть называлась злодейкой, гроб - домовина или домина, дорога - путь-дороженька дальняя, невозвратная. Мёртвых обмывали соседи или родственники простой водой с мылом, вытирали полотенцем, верили, что за обмывание отпускаются грехи. Обмывальщицу благодарили, давали ей, что могли. Одевали покойника те люди, которые и мыли. Одежду готовили заранее. Обязательно хоронили в той одежде, которую завещал умерший, выполняя волю умершего. Умершему обували мягкую обувь, чаще всего тапки. Покойник уходит туда жить, поэтому он должен выглядеть хорошо.

До положения покойника в гроб его клали на скамейку, под него расстилали простыню из самотканого полотна. Пока умерший лежал в доме, в гроб клали иконку, на кладбище её забирали из гроба и приносили домой. В день похорон до дороги разбрасывались еловые ветки, чтобы умерший шел по чистой дороге (ель - чистое дерево), потом ветки сжигали. Тело из дома выносили на руках, ногами вперёд. Покойника несли на кладбище - нести считалось уважительнее.

Гроб несло четное количество человек. За гробом шли родственники, а потом все остальные. Могилу копали в день похорон, но делали это не родственники. Гроб опускали в могилу на полотенцах, а затем их оставляли в яме (могиле). Поминальное кушанье зависело от поста. В пост должна была готовиться постная пища. После похорон сорок дней носили траурную одежду: чёрное платье, чёрный платок. Считали, что душа умершего находится в доме сорок дней. Отмечали поминками девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, год.

Лазарева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с общеразвивающего вида №13 "Солнышко"
Населённый пункт: посёлок Лежнево, Ивановская область
Наименование материала: Обучающая презентация
Тема: "Обычаи, обряды и традиции русского народа"
Дата публикации: 29.05.2018
Раздел: дошкольное образование

МКДОУ

МКДОУ

Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Солнышко»

Обычаи, обряды и традиции

Обычаи, обряды и традиции

русского народа

русского народа

Подготовила:

Подготовила:

Воспитатель Лазарева Т.Н.

Воспитатель Лазарева Т.Н.

п. Лежнево

п. Лежнево

Вспомним старые обычаи!

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Вспомним нашу старину!

Цели и задачи:

Цели и задачи:

воспитывать интерес к истории и народному творчеству;

познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами;

расширение их представлений о культуре русского народа;

развитие эстетического и нравственного восприятия мира;

дать представление об устройстве дома, об истории

народного костюма, о народном промысле, о народном

фольклоре, о русской национальной кухне.

Русский народ

Русский народ

Коренная область расселения русского народа- Восточно-

Европейская равнина. По мере освоения земель русские

находились в тесном контакте с другими народами.

Благодаря этому великое географическое и историческое

пространство, объединяемое понятием Русь и Россия.

Россия является многонациональным государством, на

территории которого проживает более 180 народов.

Национальная культура – это национальная память

народа, то, что выделяет данный народ в ряду других,

хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить

связь времен и поколений, получить духовную поддержку

и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные

свойства менталитета, присущие только ему, в

зависимости от ментальности нации строятся традиции,

обряды, обычаи и другие составляющие культуры.

Менталитет русского народа, безусловно, качественно

отличается от других национальностей, в первую очередь

особым гостеприимством, широтой традиций и другими

особенностями.

Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы

культуры каждого народа, эти слова всем знакомы,

вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно

бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси».

Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том,

что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того

или иного народа, его уникальные особенности,

аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт

многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё

самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря

традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и

отличается один от другого.

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и

обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль

средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых

общественных отношений не непосредственно, а через формирование

морального и духовного облика человека, складывающегося в

соответствии с этими отношениями. (Например: русское

гостеприимство)

Обычай предписывает

человеку более детальные

поведение и поступки в

определённых ситуациях.Он

не только символическое, но

всякое вообще повторяющееся

и установленное традицией

действие.

(Например: рукопожатия при

встрече близких друзей или

родственников, утренняя и

вечерняя молитва Богу,

вредными обычай- угощать

спиртным при встрече

родственников, друзей и

знакомых).

Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной

местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например:

свадебный,

крещения, погребения) Обряды считались столь же

необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая

культура

проявлениях

общественной

обрядовых

действий

этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.

Празднично-обрядовая культура

Основные зимние праздники – две святочные недели (святки):

Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники

затевали магические игры, производили символические действия с зерном,

хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать,

девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение

Масленица

Масленица

(проводы зимы и

(проводы зимы и

встреча весны)- длилась целую

неделю и Начиная с четверга

неделю и Начиная с четверга

масленичной недели все работы

прекращались, начиналось шумное

веселье. Ходили друг к другу в

гости, обильно угощались блинами,

оладьями, пирогами, была и

оладьями, пирогами, была и

выпивка

выпивка

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Понедельник – «Встреча»

Вторник – «Заигрыш»

Среда- «Лакомка»

Четверг – «Разгуляй»

Пятница «Вечера у тёщи»

Суббота –»Золовкины угощения»

Воскресенье – «Прощеный день»

Пышные гулянье Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять

Пасха

Пасха

(расцвет весны, пробуждение

(расцвет весны, пробуждение

жизни) - церковный праздник На Пасху

украшали дом срезанной вербой, пекли

сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили

яйца (Крашенки), посещали церковь,

ходили друг к другу в гости,

ходили друг к другу в гости,

обменивались при встрече крашенками,

христосовались (целовались)

христосовались (целовались)

приветствовали друг друга:

приветствовали друг друга:

«Христос

«Христос

воскрес!» - «Воистину воскрес!»

На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам,

катались на качелях, катали яйца. После

пасхальной недели во вторник отмечали

родительский день - посещали кладбища,

приносили еду к могилам умерших родственников,

в том числе и пасхальную.

Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни

Посиделки (супредки)

Посиделки (супредки)

устраивались в осенне-зимний период Вечерами

молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и

молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли,

вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела,

рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку

парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Сборы (хороводы, улицы)-

Сборы (хороводы, улицы)-

летнее развлечение молодежи

летнее развлечение молодежи

на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели

венки из полевых цветов, играли в игры, пели и

плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна.

Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Обряд русской свадьбы

уществовали свои особенности, оттенки этого поэтического и

одновременно исполненного глубокого смысла действа. Навсегда оставалась

у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем,

так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия. Невеста

берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с

приданым.Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл -

таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие

на главенство мужчины в семье.

Обряд Крещения

Обряд Крещения

Главным обрядом, отмечавшим

Главным обрядом, отмечавшим

начало жизни ребенка было его

начало жизни ребенка было его

крещение. Обряд совершали в

крещение. Обряд совершали в

церкви или дома. Как правило,

церкви или дома. Как правило,

младенца крестили на третий

младенца крестили на третий

или сороковой день после

или сороковой день после

рождения. Родителям не

рождения. Родителям не

положено было присутствовать

положено было присутствовать

при крещении, вместо них были

при крещении, вместо них были

крестная мать, которая дарила

крестная мать, которая дарила

рубашку и крестный отец,

рубашку и крестный отец,

который должен был подарить

который должен был подарить

ребенку нательный крест

ребенку нательный крест

Катание на русской тройке

Катание на русской тройке

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром

Русский традиционный дом состоит из

двух частей: холодной (сени, клеть,

подклеть) и тёплой (там, где находилась

печь). Всё в доме было продуманно до

мелочей и выверено веками. Дом строился

из сосны. А крышу крыли соломой или

осиновыми дощечками. Передний конец

крыши имел конёк – знак устремления.

Снаружи дома украшались резьбой. До

наших времён сохранилась традиция

использования наличников. В сенях

хозяева хранили различную утварь, а в

самом доме чётко выделялся, так

называемый «бабий кут». Где хозяйки

готовили и рукодельничали.

готовили и рукодельничали.

Русская изба

Русская изба

Русская печь в избе

Русская печь в избе

По стенам резные лавки

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки,

Возле печки сохнут травки,

Собирали их весной

Собирали их весной

Да настой варили, чтобы

Да настой варили, чтобы

Пить зимою от хворобы

Пить зимою от хворобы

Главным в доме былапечь.

Стены чёрны, закопчёны,

Не красивы изнутри,

Но не гнили и

(топились печи по-чёрному)

Красный угол в русской избе

Красный угол в русской избе

Баня была не только местом для мытья, а

также особенным, почти священным местом.

Считалось, что баня объединяет 4 главные

природные стихии: огонь, воду, воздух и

землю. Поэтому человек, посетивший баню,

как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и

становился крепче, сильнее и здоровее.

Недаром на Руси бытовала поговорка

«Помылся – будто заново родился!».

веник является не только символом русской

парной бани, её украшением, но и

инструментом лечения или профилактики

болезней.

болезней.

Русская баня

На Руси за водой ходили с коромыслом

Мужской костюм:

Мужской костюм:

Рубаха, порты,

Рубаха, порты,

пояс, сермяга

пояс, сермяга

Русский национальный костюм

Женский костюм:

Женский костюм:

Девичья рубаха,

Девичья рубаха,

праздничные головные

праздничные головные

уборы, понёва

уборы, понёва

Лапти

Лапти

Лапти – один из самых древних

Лапти – один из самых древних

видов обуви. Лапти плелись из лыка

различных деревьев,

различных деревьев,

преимущественно липы (лычники),

из мочала – липового луба,

из мочала – липового луба,

размоченного и разодранного на

волокна (мочалыжники). Делались

лапти и из коры ракиты (верзки), ивы

(ивняки), вяза (вязовики), березы

(берестянники), дуба (дубовики).

Русское гостеприимство

Русское гостеприимство

Русское гостеприимство

Русское гостеприимство

неотъемлемая часть наших

неотъемлемая часть наших

культурных традиций. Гостям

культурных традиций. Гостям

также были всегда рады,

также были всегда рады,

делились с ними последним

делились с ними последним

куском. Недаром говорили: «Что

есть в печи – на стол мечи!»

есть в печи – на стол мечи!»

Встречали гостей хлебом, солью.

Со словами: «Добро

Со словами: «Добро

пожаловать!» Гость отламывает

пожаловать!» Гость отламывает

маленький кусочек хлеба, макает

его в соль и кушает

его в соль и кушает

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с

настоящим, настоящего с будущим.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами:

гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары,

вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы,

павловские посадские платки и другие

Народные промыслы

Народные промыслы

Обереги на Руси

Обереги на Руси

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ

верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза»,

стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его

обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его

задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег,

чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о

родном доме и семье.

родном доме и семье.

Домовые – живут в домах и дворах. На Руси

верили, что ни один дом не стоит без

домового. От уважительного отношения к

домовому напрямую зависело благополучие

дома. При переезде на новое место домовой

обязательно звался с собой. Его перевозили в

лапте, на хлебной лопатке или на венике,

приговаривая при этом «вот те сани, поезжай

с нами Ежели в котором дому Домовой

полюбит хозяина, то кормит и холит его

лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина

бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит,

там разоряет хозяина в корень, переводя у

него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Глава II. Значение традиции для русского народа в календарных праздниках, приметах. Их влияние на современную культуру

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.

Византийско-русская икона XIV-XVI века как отражение образа мира средневекового человека

Византийско-русская икона XIV–XVI века как отражение образа мира средневекового человека

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным...

Влияние татаро-монгольского ига на культуру Руси (по воспоминаниям иностранных путешественников)

В предыдущих трёх главах мы попытались выявить характерные черты русской и монгольской культуры, а также черты их национальных характеров. Следовательно, теперь мы сравним русскую и монгольскую культуры для того...

Культура арабских народов

Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой, религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства -- пророка Мухаммеда и его преемников...

Культура Киевской Руси

И, тем не менее, несмотря на достаточно высокий уровень культурного, политического и экономического развития, Русь приняла христианство. Классическая версия утверждает...

Культура постсоветских времен

Национальный менталитет и характер народа Испании

Праздники. Испанцы большие мастера устраивать праздники по поводу и без повода. И если Вы вдруг звёздным вечером вздрогните, услышав первые залпы салюта, можете быть уверены: Вы попали на праздник...

Обряды и ритуалы как форма культурно-досуговой деятельности

Самураи: образ жизни и стиль мышления

Традиционная философия самураев учила никогда не думать о завтрашнем дне, жить днем сегодняшним, как учили проповедники: “Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева”. При этом стремиться быть, по возможности, счастливым...

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Традиция (от лат. traditio -- передача) -- анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Традиции - это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. }

Похожие статьи
 
Категории