У них было много общего. Формирование российского многонационального государства

06.04.2019

Многонациональных сообществ, государств и империй в истории известно немало. Они включали в себя различные народы и существовали одни - десятилетия, а другие - века. Однако у всех них было достаточно много общего.

Важнейшей характеристикой любого многонационального образования является национальный гнет, отношения господства и подчинения. И в России, в свою очередь, также существовала аналогичная система отношений.

Например, причиной Русско-японской войны 1904-1905 гг. явился конфликт «за право» грабежа Манчжурии и Кореи.

Завоевание Россией Средней Азии в середине XIX в. аналогично завоеванию Англией Индии, «замирение» Кавказа Ермоловым аналогично «умиротворению» Алжира французами. Ермак разгромил Сибирское ханство. Ерофей Хабаров разорил мирные поселения по берегам Амура. Атласов убит своими же казаками за жестокость в обращении с камчадалами при покорении Камчатки.

Своеобразие же России в другом.

Своим возникновением многонациональная Россия обязана не столько завоеваниям, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению к ней нерусских народов. Завоевания были всегда и везде. Британия завоевана англами и саксами, Германия завоевана норманнами, Галлия - франками.

Следствием этого было истребление побежденных: англосаксы полностью истребили бриттов, немцы полностью уничтожили пруссов. Иногда истребление ограничивалось родовой аристократией.

В обоих случаях народ-господин ставит между собой и покоренным народом кастовые преграды (например, взаимоотношения европейцев и туземцев).

У славян в процессе их расселения не возникает отношений господства и подчинения, ибо земли, составляющие основной предмет эксплуатации славян, заселены редко и не представляют собой ценности в глазах, например, финнов - охотников и рыболовов.

Постепенно развивается процесс ассимиляции.

Известный русский историк О. Ф. Платонов в статье «Прошлое Русского Севера» писал: «Свое привычное земское устройство русские поселенцы прививали и туземцам, когда крестили “дикую лопь” или “карельских детей” в православную веру. Карел и лопарь, принимая христианство, вместе с новой верой и русским именем принимали и весь облик русского человека, “крестьянина”, складываясь в погосты вокруг церквей или часовен, и начиная жить русским обычаем в такой мере, что по старым грамотам нет возможности отличить коренного новгородца от иноверца-новокрещенца».

Аналогичный процесс происходил и за Уралом. В одном из исторических исследований XIX в. говорилось: «Браки русских с инородцами совершались во множестве. В результате получилось широкое и повсеместное смешение русских со всевозможными инородческими племенами - целые волости населены как бы новой разновидностью русского племени, представители которой говорят на несколько испорченном русском языке».

Однако мирный характер крестьянской колонизации был часто также связан и с войнами.

Например:

  • - наступление «на степь» велось казачеством, т.е. вооруженными русскими и украинскими крестьянами;
  • - взятие Казани (1552) войсками Ивана Грозного, т.е. колонизация могла быть мирной, полумирной и немирной.

Но существовало принципиальное отличие от западноевропейских монархий. Русское крестьянство никогда не становилось господином.

Запад. Заселение немецкими крестьянами земель Тевтонского ордена в Прибалтике. Английская колонизация Ирландии. Французская колонизация Алжира. Отношения господства и подчинения.

Россия. Русское крестьянство органично врастает в иноплеменную среду. Нет комплекса народ-господин.

Действительно добровольное вхождение в состав России целого ряда народов. Например, в 1658 г. правитель Кахетии Теймураз I просит царя Алексея Михайловича включить его царство в состав России. Причина - террор иранского шаха. Для самой Москвы было тяжелое время, но, тем не менее, Кахетии помогли: дали оружие и деньги.

В 1453 г. пал Константинополь. Россия принимает на себя историческую роль покровительницы единоверных народов - оказывает помощь Болгарии и Сербии.

Объединение с Украиной. До Богдана Хмельницкого Украина неоднократно просила Россию о помощи в борьбе с Польшей, но это означало войну с Польшей.

Этот вопрос обсуждался на двух Земских соборах (1651 и 1653) - за принятие Малой Руси «под высокую руку государя всея Руси».

В январе 1654 г. происходит формальное воссоединение Украины с Россией, но только в конце правления Петра I Украина входит в состав России на условиях безусловного подчинения.

Но были и завоевания, однако они также своеобразны в основном тем, что полностью отсутствовал геноцид. Такой, например, как уничтожение индейцев в США. Бытовала поговорка: «Хороший индеец - мертвый индеец». В моде была покупка скальпов.

В своих сочинениях Герцен писал о методах российской и американской колонизации: «Россия расширяется по другому закону, чем Америка: оттого, что она не колония, не наплыв, не нашествие, а самобытный мир, идущий во все стороны, но крепко сидящий на собственной земле. Соединенные Штаты, как лавина, оторвавшаяся от своей горы, прут перед собой все, каждый шаг, приобретенный ими, - шаг, потерянный индейцами. Россия, как воды, обходит племена со всех сторон, потом накрывает их однообразным льдом самодержавия».

Америка. Америка XVII в. - 2 млн индейцев. К концу XX в. - 200 тыс. индейцев. Скальп стоил от 50 до 100 фунтов стерлингов, в зависимости от того, с кого снят, например, с мужчины-воина или ребенка.

Россия. Рост ясачного населения. Царский указ 1598 г. запрещал русским властям брать у тюменских татар подводы для гонцов, освобождал от ясака татар и вотяков бедных, старых, больных и увечных.

Россия никогда не вела войн на истребление (исключение - война с чеченцами в первой половине XIX в.).

Крепость многонациональной державы зависит от того, насколько общегосударственные интересы преобладают над национальными интересами. Н. В. Гоголь говорил: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохляцкая или русская. Знаю только, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно, каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнять одна другую».

Однако был и реальный национальный гнет, была политика русификации. Но русский народ в этой «тюрьме народов» был не тюремщиком, а заключенным.

Таким образом, специфика процесса формирования Русского многонационального государства:

  • - отсутствие отношений народа-господина и народа-раба;
  • - мирный характер колонизации;
  • - активный процесс ассимиляции, «положительная комплемен- тарность»;
  • - отсутствие геноцида и войн на уничтожение.

В дружбе бывает далеко не все просто. Обычно достаточно трудно найти себе таких друзей, на которых действительно можно положиться. И не менее трудно иметь двух отличных друзей, которые не ладят между собой. Если вы будете относиться к ним обоим с должным уважением, постараетесь продемонстрировать им, что у них есть много общего, то вы сможете помочь им наладить отношения.

Шаги

Часть 1

Сохранение нейтралитета в конфликте друзей

    Объясните обоим своим друзьям, что вы дружите с каждым из них. Даже если ваши друзья не ладят между собой, это не повод для того, чтобы прекращать отношения с кем-либо из них. Продолжайте общаться с обоими друзьями, как вы делали это раньше. Их личный конфликт не должен отражаться ни на вас, ни на вашем отношении к ним.

    Подчеркните то, что они должны уважать ваше решение. Если друзья просят вас принять одну из сторон конфликта или настаивают на объяснениях, почему вы не хотите поддержать кого-то из них, оставайтесь тверды. Напомните им о том, что вы имеете право самостоятельно принимать решения об отношениях и не потерпите давления с чьей-либо стороны. Не поддавайтесь угрозам и запугиванию.

    Прислушайтесь к своим друзьям. Дайте им высказаться. Если вы позволите друзьям выразить их чувства, то сможете разрядить ситуацию. Понимание того, что их выслушали и поняли, нередко помогает друзьям преодолеть конфликт или осознать свою неправоту.

    Сохраняйте спокойствие. Никогда не впадайте в критику. Даже если вас раздражают едкие высказывания друга, не срывайтесь на нем. Увеличение количества конфликтов не позволит наладить отношения между двумя вашими друзьями, из-за этого все может стать только хуже.

    Не соглашайтесь быть посредником в общении друзей. Если один друг просит вас передать его сообщение другому вашему другу, сообщите ему, что он должен сам пообщаться с ним напрямую. Вместо того чтобы выступать посредником, попросите вашего друга рассказать вам более подробно о том, что он хочет сообщить другому другу, и предложите ему помощь в определении наилучшего способа сказать это лично.

    Если только один из друзей не является неоспоримо неправым, не принимайте ничью сторону. Если конфликт заключается лишь в личной неприязни, вы не сможете его разрешить, если примите чью-либо сторону. Если кто-то просит вас об этом или пытается вызвать у вас чувство вины за ваше бездействие и этим заставить вас принять чью-то сторону, просто откажите. Скажите: "Ребята, весь конфликт происходит между вами. Я лучше побуду Швейцарией."

    Сохраняйте бдительность, чтобы вам было проще поддерживать нейтралитет. Бдительность поможет вам лучше понять свои собственные мысли и наклонности. Бдительность является таким качеством, которое позволяет его обладателю поддерживать душевное спокойствие и сохранять миролюбивый настрой, особенно при принятии трудных решений или разрешении стрессовых ситуаций. Будучи бдительным, вы будете лучше понимать свое отношение к конфликту между друзьями, которые не выносят друг друга. Это может помочь вам сохранять объективность и нейтралитет. Обрести бдительность вам поможет йога, тай-чи или медитация.

    Часть 2

    Поддержка в конфликте того друга, который явно прав
    1. Задайтесь вопросом, может ли ваш заблуждающийся друг принять правду. Некоторые люди просто не хотят услышать правду, несмотря ни на что. Сначала оцените характер своего друга, чтобы понять, будет ли хорошей идеей попытка высказать ему ваши настоящие соображения.

      • Готов ли друг принять критику? Способен ли он понять свою неправоту, если ему привести убедительные доводы? Способен ли он отвечать за свои действия, когда неправ? Если ваши ответы утвердительны, то сообщение другу правды будет хорошей идеей, которая, очень вероятно, внесет положительные сдвиги в ситуацию.
      • Если же ваш друг при предоставлении ему доводов о его недальновидности, наоборот, регулярно переходит в оборону и начинает винить других, то ваши честные попытки помочь ему понять, что он ошибается, пропадут даром.
      • В случае с упрямым другом попробуйте представить ему ситуацию под разными углами. Если он не поймет, что он неправ при первом вашем объяснении, возможно, ему нужно объяснить это по-другому. Вероятно, при первом обсуждении данной темы вы поставите свой вопрос косвенно: “Ты считаешь, что то, что ты сказал Сергею, было хорошо с твоей стороны?” Если друг не поймет намека, в следующий раз выскажитесь более открыто: “Ты был очень груб с Сергеем. Он заслуживает извинений.”
    2. Открыто высказывайте свое неодобрение. Не искажайте свою точку зрения неискренним согласием со своим другом из-за его настойчивости в обвинении другого человека. Не делайте никаких заявлений, пока сами не удостоверитесь в том, на ком лежит вся вина. И, наконец, не используйте такие фразы, как “При всем уважении …” или “Без обид, но …”. Прямо и честно высказывайте свое мнение перед другом, постарайтесь объяснить ему, почему он неправ.

      Сконцентрируйтесь на поведении, а не на личности своего друга. Напомните другу, что несмотря на то, что он плохо говорил, относился или оскорблял другого вашего друга, вы знаете, что он все равно остается хорошим человеком. Сделайте акцент на том, что ваш друг совершил ошибку, но он может и должен ее исправить.

      Будьте добры. Мягко преподносите свою критику. Не обзывайте друга и не повышайте голос при объяснении того, почему вы считаете, что он неправ. И наоборот, не отгораживайтесь от друга и не устраивайте ему молчаливый бойкот. Объяснение своей точки зрения конструктивным путем предотвратит усугубление ситуации, а ваш друг может лучше понять другую сторону конфликта, когда услышит ваше мнение.

Одри Хепберн и знаменитый модельер встретились впервые перед съемками фильма «Сабрина». Одри приехала в ателье Юбера, чтобы подобрать костюмы для «Сабрины».

Эта встреча навсегда определила стиль и имидж Одри Хепберн в кино и в жизни.

Де Живанши - аристократ, патриций, обладающий внешностью киногероя, очень энергичный, и очень близкий Одри по духу - Юберу были совершенно чужды высокомерие, менторство, позерство.

Когда ему сказали, что пришла мисс Хепберн, он ожидал увидеть ее знаменитую однофамилицу - Кэтрин Хепберн и вышел ее встретить.

Но увидел другую женщину - хрупкую, немного растерянную, с огромными выразительными глазами и, что поразило модельера, совсем не накрашенную.

В тот день Одри была одета в узкие прямые брюки, балетки, короткую блузку и шляпку с надписью «Венеция».

Живанши предложил ей выбрать вещи из тех, что были готовы. И Одри выбрала серый костюм, в котором она возвращалась из Парижа.

Еще она купила белое платье, расшитое черным шелком - оно прекрасно подходило для сцены бала, и черное платье для коктейля, и таким образом в тот день Одри Хепберн вышла из ателье Живанши с полным набором костюмов для фильма.


Кроме костюмов в тот день она приобрела бесценного и преданного друга в лице Юбера де Живанши. Сорок лет дружбы связывали их.

У них обоих было много общего и отношение к жизни тоже было одинаковым. Это были две по-настоящему родственные души.

В 1954 году Юбер сделал манекен Одри Хепберн, который ни разу не изменяли за все годы.

Костюмы, которые Одри купила у Юбера, она должна была носить, чтобы вывезти их в США как личные вещи, чтобы не платить налоги и пошлины за импорт одежды.

Фильм «Сабрина» был выдвинут на Оскар по нескольким номинациям, но получил премию в одной их них - за костюмы. Но как же был разочарован модельер, когда статуэтку вручили не ему, а официальному костюмеру фильма - Эдит Хед.

Но Живанши ничем не выказал своего разочарования - прошло еще несколько лет и его все равно узнали. Для него важнее было удовольствие одевать мисс Хепберн.

А однажды модельер преподнес Одри Хепберн небольшую коробочку - в ее честь он создал новые духи. «Это невозможно!» - воскликнула она и так стали называться эти духи.

Мало того, в течение года эти духи будут принадлежать только ей, и только через год они поступят в продажу. Так высоко ценил Живанши их невероятно теплые отношения.

Впереди был триумф «Завтрака у Тиффани», чему немало способствовали костюмы знаменитого дизайнера. Образы, созданные Одри и Живанши, сделали ее настоящей иконой моды, а время подтвердило их неподверженность веяниям моды и старению. Прошло 50 лет, а все современно и свежо.

Отношения Одри Хепберн и модельера были свободны от всяких меркантильных соображений. Она никогда не анализировала, что и сколько стоит, но муж Мел Феррер был уверен, что Живанши использует Одри.

Втайне от жены через ее агента он потребовал от Юбера оплатить услуги Одри и тот согласился. Для Одри это стало огромным нервным потрясением. Она разорвала отношения с агентом, который несколько лет вел ее финансовые дела и, как говорила Одри, опозорил ее перед Юбером.

Часто обычные люди не понимают, как больно бывает, когда в чистые, возвышенные отношения грубо вторгаются меркантильные расчеты. Но даже такие недоразумения не могли разрушить дружбу Одри и Юбера. Они постоянно поддерживали связь, переписываясь, перезваниваясь.

Когда Одри Хепберн выходила замуж во второй раз, на ней был наряд, созданный ее верным другом. Это было короткое розовое платье с воротником-хомутиком, и розовый платочек.


Прошли годы, приближая старость и болезни, но ничто не смогло разрушить эту дружбу, основанную на родстве душ. Одри полна была планов, когда ужасная болезнь пришла и оборвала эту прекрасную жизнь.

Ей оставалось жить несколько недель, а она очень хотела вернуться в Швейцарию, в свой дом. Но обычный рейс самолетом она бы не перенесла. Тогда Живанши отправил из Франции в США частный самолет, который и доставил Одри, сыновей и ее любимых собак в Швейцарию.

Одри уже не ела и почти не покидала постели. Но, как она говорила, это было лучшее Рождество в ее жизни - ее окружали самые близкие и дорогие люди. Среди них был и Юбер де Живанши.

Все обменялись подарками. Для Юбера у Одри также был подарок - синее пальто. «Возьми это синее пальто, Юбер, синий цвет тебе к лицу», - сказала она и, поцеловав подарок, передала его своему другу.

Вечером Живанши улетал в Париж, не переставая плакать и не выпуская из рук подарок Одри Хепберн, будто это была она сама.



Похожие статьи
 
Категории